ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 00:33
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Сети I, Рамзес I

ДИНАСТИЯ ХIХ
НОВОЕ ЦАРСТВО

Фараон Рамзес I

В 1305 г. до н.э. власть в Египте передали фараону Рамзесу I, который стал первым правителем XIX династии.
Фараоны XIX династии боролись за восстановление большей части египетской империи, утраченной в период правления фараона Эхнатона, их армии столкнулись с агрессивностью хеттов (Ливан), которые шли через Сирию и Палестину. Орды семитов-военнопленных и беженцев хлынули в Египет, оседая на плодородных землях дельты Нила. Среди рабов были и израильтяне.

1305 – 1303 гг. гг. до н.э. в Египте правил фараон Рамзес I (Рамзес - в честь бога солнца Ра). Рамзес I вступил на престол уже в преклонном возрасте и, процарствовав (по сведениям Манефона) 1 год и 4 месяца, он ещё при жизни назначил своего сына Сети I соправителем. Однако факт его соправительства с отцом ещё точно не доказан. В пользу этой гипотезы выступают тексты базы колосса Рамзеса I в Медамуде, где присутствуют титулатуры как самого царя, так и его сына, причём Рамзес назван «Подобием Ра», а Сети — «Звездой земли».
Рамзес - сын «начальника лучников» Сети. Рамзес, вероятно, тождественен временщику Хоремхеба, могущественному военачальнику и верховному сановнику Парамессу (Па-Риа-масэ-са). Он занимал должности «заведующего всеми конями Египта, коменданта крепостей, смотрителя Нильского входа, возничего Его Величества, посланника фараона ко всем иноземным странам, королевского писца, полководца, и общего жреца Богов Двух Земель». По-видимому, его своим преемником избрал сам Хоремхеб. Что Рамзес был признан законным царём жрецами Амона, явствует из того, что на пилоне Карнакского храма есть изображение его торжественного венчания на царство.
По-видимому, царствование Рамзеса I не было ни продолжительно, ни богато замечательными деяниями; слава его заключается в том, что он был отцом знаменитого Сети I и дедом покрытого славой и воспетого в продолжении многих столетий Рамзеса II.
Рамзес I происходил из знатной семьи из Нижнего Египта, возможно, даже из Авариса, бывшей столицы гиксосов. В пользу этой догадки свидетельствует распространение среди представителей XIX династии семейное почитание Сета, египетского бога зла, пустыни и войны, которого особо чтили гиксосские завоеватели, отождествляя его со своими божествами, а также особое расположение этих фараонов к местности окружающей разрушенный Аварис.


Голова статуи Рамзеса I. Музей изящных искусств. Бостон.

Рамзес был опытным воином и хорошим организатором. Именно в таком правителе нуждалось ослабленное государство. При нём началось возрождение традиционной египетской государственности и культуры после завершения амарнского кризиса. Он вновь реорганизовал армию. Чтобы сделать войска более подвижными, и способными стремительно атаковать, армия была разделена на 3 корпуса, которым придавались отряды колесниц. Была также создана специальная гвардия для охраны особы царя. Увеличилось количество наёмников, вербуемых среди соседних племен.


Фрагмент стелы рассказывающий о приношениях Рамзесу I и его сыну Сети I. Лувр/

Поход в Нубию

Рамзес, может быть, организовал на 2-ом году своего правления поход в Нубию. В Вади-Хальфа (древний Бухен), у вторых порогов, был найден памятный камень помеченный 2 годом Рамзеса I (одна из четырех известных надписей эпохи Рамзеса I и единственная датированная). Из надписи становится известно, что царь основал здесь склад запасов для храма своего «божественного отца Хор-Хема» и наполнил храм пленными рабами и рабынями, взятыми им в землях, с которыми он воевал. Как видно, эта надпись не даёт нам никаких ценных исторических указаний о царствовании Рамзеса I, а так как в конце к ней присоединено имя Сети I, то весьма вероятно, что царевич-соправитель лично руководил походом в Нубию и воздвиг плиту с этой надписью, прежде чем вернулся в Египет.

Строительные работы

В правление Рамзеса I начались отделочные работы в Гипостильном зале в Карнаке; в частности, им был выстроен 2-ой входной пилон в гипостильный зал. Имя фараона встречается на стенах этого зала. Также дошла надпись на Синайском полуострове, где говорится о восстановлении пришедшего в упадок местного храма Хатхор. Сохранились фрагменты архитектурных сооружений Рамзеса в Абидосе, Мемфисе, Гелиополе.

АБУ-СИМБЕЛ

Абу-Симбел был один из семи храмов, построенных фараоном Рамзесом I в Нубии.

Два храма в скалах в АБУ-СИМБЕЛЕ (Нубия) были создан в основании позвоночника чакровой системы мужского аспекта решётки Сознания Христа.
«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии... Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями».
Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями. У входа в Большой храм Абу Симбела восседают на троне четыре изваяния - по два с каждой стороны. Они размещены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки. Расстояние от одного уха статуи до другого-более четырех метров. У ног этих совершенно одинаковых колоссов-скульптуры обычных людей - 111 мужчин и 67 женщин.
В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.
Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона Рамзеса II. В боковых камерах - кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.
В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля-в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи-богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира оставался в тени. Потолок святилища украшен орнаментом-пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Ниже - перья из крыльев богини Маат, богини правды и порядка.

ХРАМ в ДЕНДЕРАХ



Фасад храма Хатор в Дендерах на острове Филэ

Перед Вами фасад храма Хатор в Дендерах на острове Филэ. Храм не ориентирован точно на север: ось храма отклонена в сторону востока на 18º. На переднем плане фотографии в центре расположен главный вход в храм. Первое помещение, в которое попадает входящий, называется Внешний гипостиль (зал с 18-ю колоннами) или Пронаос. На потолке которого находятся 7 полос с различными изображениями...
Храм в Дендере посвящён Хаторам (см. Хаторы), великим наставникам человечества. Внутри храма до самой его задней части располагаются огромные колонны. Первоначально лики Хаторов были на всех колоннах, но в прошлом их пытались уничтожить. Этот храм простирается в длину 500 м. Если вы войдёте в храм и повернёте направо, то ниже уровня пола вы увидите нечто вроде маленькой комнаты. В ней находится высеченный из камня в прекрасных пропорциях макет Земли, какой она видится из Космоса, а из него выходит соединительный шнур с современной электровилкой на конце. Рядом с вилкой настенная розетка.
Пещерный храм ХАТОР, построенный в честь цивилизации Хаторов с Венеры.
При Рамзесе II Храм Хаторов подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити. Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские-бог Птах,бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертари, боги мужские - облик Рамзеса II.

У Рамзеса II было множество жён и наложниц, от которых он имел более 200 детей. Он воздвиг в Абу-Симбеле второй храм для своей старшей жены, Нефертари, а также гробницу в Долине царей около Фив. Когда Нефертари умерла, Рамзес женился на своей дочери от неё Мерит-Амон, а старшей женой и царицей стала Иси-Нофрет. В число его жён входили ещё одна его дочь, Бент-Анат, одна из его сестёр и хеттская царевна.

Гробница и мумия Рамзеса I

Гробница Рамзеса I в Долине царей была открыта Джованни Бельцони в 1817 г. Судя по её небольшим размерам (коридор и незавершённая комната), строительство велось в спешке. Однако настенная живопись находится в очень хорошей сохранности.
Согласно выдвинутой недавно теории, мумия Рамзеса I была украдена потомственными грабителями гробниц из семьи Абу-Рассулов и доставлена в Америку предпринимателем Джеймсом Дугласом. Неопознанная в качестве царской мумии, она хранилась в Ниагарском музее в канадской провинции Онтарио на протяжении 130 лет, пока не была продана в 1999 г. музею им. Майкла Карлоса при Эморийском университете Атланты. Принадлежность тела Рамзесу I не может быть полностью доказана, но в пользу такого предположения свидетельствуют результаты проведённых университетом компьютерной томографии, рентгеновского исследования и радиоуглеродного анализа, а также внешнее сходство с другими представителями XIX династии. Предполагаемая мумия фараона была с почестями возвращена в Египет 24 октября 2003 г.

Фараон Сети I

1303 – 1289 до н.э. в Египте правил фараон Сети I. Сын Рамсеса I и царицы Сатра. Египтологи предполагают, что Сети был увенчан короной во время торжеств праздника Амона-Ра, которые начинались с новолуния первого месяца сезона Шему, в марте.
Манефон называет Сети основателем XIX династии, пропуская его отца Рамсеса I. Манефон утверждает, что Сети I правил 21 год.


Голова статуи Сети I. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Личное имя Сети, что означает «Принадлежащий (богу) Сету» или «Приверженец Сета», явно указывает на происхождение Сети и его отца Рамсеса I из Нижнего Египта, а точнее даже из местности в окрестностях бывшей столицы гиксосов Авариса, где особо почитался бог Сет. Напротив, в Верхнем Египте, и особенно в Абидосе, имя бога Сета было ненавистно, как убийцы Осириса. На своих южных постройках, на западной стороне Нила, считавшейся принадлежащей Осирису, Сети избегал указывать своё имя, а пользовался дополнительным именем Мернептах, или, как например в своей гробнице, называл себя Усири (в смысле усопший, сделавшийся Осирисом) или Усирисети, причём последнее слово означает не бога Сета, а имеет совершенно другое значение.


Картуш с именем Сети I

Перед Сети I стала задача сохранить остатки восточных провинций Египетского царства от вторжений хеттов. Он провёл несколько длительных и успешных военных компаний против них, но как только он возвращался в свою столицу, хетты вновь начинали оккупировать часть египетских земель.
Уже в 1-й год своего царствования он взялся за решение трудной задачи — вернуть азиатские владения Египта, утраченные царём Эхнатоном. О войнах Сети I мы знаем в основном благодаря уникальном источнику — рельефам, покрывающим наружную сторону северной стены большого гипостильного зала храма Амона в Карнаке. Шесть картин сражений дают нам понятие о главнейших событиях этой войны. К сожалению, до наших дней дошла только эта картинная галерея его войн, снабжённая лишь весьма кратким текстом. Изображения крайне интересны: здесь и походы, и битвы, и осады, и триумфы, и принесение в жертву пленных. Здесь же сохранился «топографический список» покорённых земель. Каждое название, обрамлённое овалом, увенчано головой пленника, представителя этого народа. Желанным дополнением к победным изображениям служат разрозненные показания других египетских памятников, особенно найденные в Палестине надписи Сети I, однако и они лишь отчасти восполняют недомолвки и пробелы основного источника.

Поводом к этим войнам послужило постоянное продвижение восточных соседних Египту народов к Дельте. Предшествующий период слабости Египта дал смелость бедуинам шасу перейти восточную границу царства фараона, «дабы снискать себе и скоту своему пищу во владениях фараона». Царь собрал своё войско, приказал изготовить военные колесницы и сам, стоя на такой же парной колеснице, двинулся во главе своих воинов против возмутившихся бедуинов. Сети захватил дорогу вдоль северного побережья Синайского полуострова. Вдоль этой дороги были приведены в надлежащее состояние колодцы, с устроенными для их охраны военными постами. Многие из этих постов были названы именем Сети. Сражения происходили на большой территории, начиная от пограничной крепости Джару, как в пустыне, так и в гористых, поросших лесом местностях Палестины. Война осложнилась тем, что кочевники заняли господствующие над долинами высоты («стали на хребтах сирийских», как говорит египетская надпись). Был взят ряд крепостей неприятеля, в том числе Рапуха (Рафия). Царь завладел всей землёй шасу до восточных границ её. Последним пала взятая приступом горная твердыня — «Город ханаанский» (Па-Ханаана, возможно, это Газа). В битве под «Городом ханаанским» были уничтожены главные силы противника. Эту первую победу так восхваляет надпись:
«В год 1 царя Сети имело место истребление крепкой рукой фараона неприятельских шасу от крепости Хетам в земле Цалу (то есть в Танисском номе) даже до Ханаана. Царь был против них как свирепый лев. Они в горной стране своей превратились в кучу трупов. Они лежали там в крови своей. Ни один не избежал руки его, чтобы поведать далёким народам о его силе». Фараон сам, по-видимому, упивался битвой, ибо надпись гласит:
«Радость его есть — принять битву, и наслаждение его — бросится в неё. Удовольствие его сердцу доставляют только потоки крови, когда он срубает головы неприятелям. Минута битвы с мужами любезнее ему, чем день наслаждения. Он разом убивает их и не щадит никого между ними. А кто из них остаётся в живых, тот находится в руке его и отводится живым, как пленник, в Египет».
Легкой победе Сети I над бедуинами Палестины способствовали царившие в регионе неразбериха и смута, которым некогда попустительствовали Аменхотеп III и Эхнатон. Враги не только замышляли «мятеж» против фараона и пренебрегали «законами дворца», но и вносили в страну беспорядок и истребляли друг друга. Не исключено, что египтяне сами способствовали междоусобице между князьями и вождями Сирии и Палестины для ослабления силы врагов.

Но замирение палестинского юга составляло только часть задачи, поставленной Сети. Царь желал восстановить спокойствие и на севере Палестины. Усмирив бедуинов шасу, Сети вышел на просторы равнины Изреэля. Крепость Мегиддо не оказала сопротивления продвижению египетских войск. Город Бейт-Шеан, также как и менее крупный город Рехоб, тоже поддержал египтян. Однако, правитель Хамата (город, находившийся на берегу Геннисаретского озера или несколько южнее, у начала долины Ярмука. Данный Хамат не следует путать с городом Хамат на реке Оронт), собрав большое войско, захватил Бейт-Шеан и, заключив союз с жителями города Пехеля (Пелла), осадил Рехоб. Сети, узнав об этом из полученных донесений, разделил своё войско на корпуса, названные в честь Амона, Ра и Сета и начал одновременные военные действия против городов Хамата, Бейт-Шеана и Иеноама, добившись успеха «в течение дня». Победа над Иеноамом, сильным городом, не раз участвовавшим тогда в мятежах и усобицах, была сочтена достойной изображения на храмовых стенах в Карнаке — разумеется, с царём в качестве единственного победителя (судя по египетской надписи из Бейт-Шеана, Сети не принимал участия во взятии Иеноама). В надписях Сети ничего не сообщается о попытках освободить Рехоб, но, несомненно, он был освобождён. Также нет сведений о продвижении египтян в сторону города Пелла. Однако, этот город, также, покорился Сети, поскольку данное название встречается в списке подчинённых местностей, начертанном на сфинксе из заупокойного храма Сети в Шейх-Абд-эль-Курна. Две стелы исторического содержания (одна датирована 1-м годом Сети I), найденные в городке Бейт-Шеане в 20 км южнее Геннисаретского озера тоже говорят о том, что египтяне побывали на восточном берегу Иордана.
Кажется несомненным, что и жители Финикии (по крайней мере южной) оказывали хаанейцам деятельную поддержку в войне их с фараоном. По-видимому, во время первого похода египтяне захватили и морские порты Акка и Тир, так как об этот также сообщается в перечне захваченных местностей на сфинксе из Курна, а надпись сообщает, что «уничтожил фараон царей земли Джаху (финикийской)».

В продолжение своего победоносного похода через всю землю ханаанскую войска египетские дошли до крепости Кадеш, изображённый расположенным на лесистой горе, но, тем не менее, вероятно, тождественный с Кадешем на Оронте, игравшим такую важную роль при Тутмосе III. Описание картины так говорит о походе: «Это восхождение фараона для овладения землёй Кадеш в стране амореев».
Жители Кадеша не ожидали видеть неприятеля: под деревьями, которые окружают город, пасли ещё стада скота их пастухи, когда фараон явился под городом на своей боевой колеснице. Все спасаются бегством, быки бегут в одном направлении с пастухами; воины, стремящиеся из города на помощь, пронзаются стрелами Сети и падают с колесниц своих. В это время войска египетские идут на приступ и берут с боя город и всех его жителей.

При возвращении по пути через Кадеш Сети уклонился в сторону и посетил страну Лиманон, положение которой определяется более известным именем гор Ливана. Жители страны чистейшего ханаанского происхождения приняли царя самым почтительным образом, подымая руки и приветствуя победителя. «Князья и старейшины — говорит надпись — страны Лиманон, молясь перед властилином земли, чтобы возвысить славу его, так говорят: "Ты подобен по виду отцу твоему, солнечному богу, взгляд на тебя дарует жизнь"».


Хананеяне рубят лес для Сети I

Фараон, по-видимому, (в картине) отдавал какие-то особые приказания, потому что египетский писец, стоящий перед ним, говорит ему: «Всё, что ты сказал, будет исполнено». По видимому, дело шло о вырубке в лесистой и гористой стране Ливана кедров для постройки нового большого корабля, который должен быть спущен на «реке египетской» для службы Амону, и для тех огромных мачт, которые ставились на передней стороне пилонов перед храмами и украшались флагами и вымпелами в праздники. И действительно, на другой картине весьма живо изображено, как хананеяне рубят топорами лучшие и самые высокие деревья.

Захват Иеноама, ливанского (?) города Гадер и подчинение правителей Ливана – являлись главными успехами Сети, достигнутыми во время первого похода в Азию, после чего войско фараона триумфально вернулось в Египет. Возможно, сам фараон вернулся в Египет до прибытия туда с палестинского севера основных воинских сил. На изображениях в Карнаке возвращающегося царя сопровождают не все пленные, а только кочевники шасу, тогда как передача царем Амону захваченных ханаанеян изображена особо, после сцены победы над Иеноамом. Стоя на колеснице, в сопровождении измученных пленников, связанных по нескольку человек в неудобных положениях, царь минует одну за другой пограничные крепости и приближается к египетскому рубежу. Здесь за тихим протоком, заросшим густым тростником, за укрепленными мостом и воротами Сети ждут представители жречества, гражданских и военных властей в приличествующих их званиям одеждах, жрецы с роскошными букетами цветов. Завидев царя и «невиданную» добычу, встречающие шумно приветствуют победителя, криками, движениями рук и поклонами выражая свой верноподданнический восторг.

Поход в землю Хетского царства

Однако замирение Палестины и Южной Финикии не означало еще воссоздания «мировой» державы XVIII династии. Мешало сильное противодействие Хеттского царства и зависившего от него царства Амурру. Известий о новой схватке между великими державами — египетской и анатолийской — сохранилось чрезвычайно мало. Изображения в Карнаке, не скупясь на краски, прославляют победу над «жалкою землею Хатти, которую его величество превратило в большую груду трупов». Лучники царства Хатти бегут от Сети. Кто вскакивает на несущуюся мимо колесницу, думая так уйти от гибельных стрел фараона, кто, напротив, со страху выскакивает из своей колесницы или, освободив коня от упряжи, хочет улизнуть верхом. Но надежды беглецов тщетны: трупы павших все гуще устилают землю перед конями колесницы победителя. Война с государством Хатти была для Сети одновременно борьбой с зависевшими от него сирийскими княжествами. Одна из победных надписей царя говорит о его возвращении «из земли Хатти по истреблении мятежных стран и попрании сирийцев в их местах» и о «больших властителях жалкой Сирии, приведенных его величеством из своих побед над землей Хатти».

Война с государством Хатти и его союзниками была успешна для египтян, и Фивы видели толпы анатолийских и сирийских пленных, доставленных царем в дар Амону вместе со всякого рода ценностями. Как далеко на север продвинул Сети границу египетских владений, установить точно невозможно. В списках побежденных им народов и захваченных городов наряду с палестинскими и южнофиникийскими значатся среднесирийские Кадеш, Катна, Уллаза, Нахрима, Туниб. Перечни стран, побежденных Сети, можно считать в общем надежными источниками (за исключением, конечно, желаемого, но мнимого подчинения Ассирии и Вавилонии), так как они опускают ряд важных сиро-палестинских городов, а многие названия среди известных нам списков подобного рода упомянуты впервые и неоднократно подтверждаются изображениями в Карнаке и надписью из Бейт-Шеана. Если можно сомневаться даже во временном захвате египтянами севера Сирии, то подчинение Сети южной и средней её частей очевидно. Из хеттских клинописных памятников стало известно об отпадении царства Амурру в Сирии и возвращении его под владычество Египта. Справедливо отмечено также отсутствие его в числе союзников Хеттского царства, перечисленных в египетских источниках, даже на 5-м году правления преемника Сети Рамсеса II. На некоторое время в состав египетской державы вошёл, наверное, и Кадеш на Оронте, так как там была найдена плита с изображением Сети перед египетскими и сирийскими божествами. Сколько походов понадобилось Сети I для достижения столь крупных успехов, неизвестно, как не знаем мы и того, в какие годы его царствования они происходили; исключение – поход 1-го года.

Однако победа Сети не была решающей. Она не нанесла существенного ущерба Хеттской державе. Видимо, к концу своего правления Сети потерял почти все свои северные завоевания. Конечным результатом войн, которые вёл Сети, было установление в Азии северной границы египетского влияния, которая проходила приблизительно от устья реки Эль-Литани на восток, оставляя в руках египтян города Тир, Мегиддо, Бейт-Шеан и другие. Выполнив максимум осуществимого, Сети заключил мирный договор с хеттским царём Муваталли. Все походы Сети I сопровождались крайней жестокостью, с которой из египетских фараонов мог сравниться лишь Аменхотеп II. В частности, на одной из сцен храма в Карнаке изображён Сети, приносящий в жертву пленных, что было абсолютно не свойственно египетской традиции.

Поход против ливийцев

Сети вёл войны не только на востоке, но и на западе, против ливийских народов. Отличительным знаком этих народов служит в изображении двойное перо наверху головы и сбоку головы локон. Надписи называют их тхухи, тхухен или тхухени, что означает «блестящие», «светящиеся»; заметим, что эти самые народы назывались позже греками мармаридами, жителями Мармарики, с совершенно тем же значением. В этот поход Сети взял своего сына и наследника Рамсеса. Цари мармаридов были разбиты наголову. В изображениях Сети рисуется стоящим на боевой колеснице, парная упряжь которой носит имя «Победоносен Амон». Поход совершался в гористой и изобилующей пещерами стране; по крайней мере, надпись так говорит о нём: «Царь уничтожил их, стоя на месте сражения. Они не могли держать лука и держались спрятанными в своих пещерах, как лисицы, — страха ради царя».

Войны на юге

Хотя уже на стене Карнакского храма (то есть от первых годов правления Сети) в числе подданных египетских народов значится земли Куш, Пунт, с многими племенами Африки, но не следует забывать, что здесь, как и в других памятниках, по обычаю выписывались из храмовых книг более или менее подробно имена народов, признаваемых «подвластных Египту». Возможно, что нубийские земли оставались спокойные со времени царя Хоремхеба и египетские наместники, так называемые «царские сыновья Куша», управляли именем фараона на юге и заботились о поступлении в казну податей. На время правления Сети приходятся два «царских сына Куша». Это Иуни и Аменемипет, сын Пауера. Причем известно, что этот Пауер был «царским сыном Куша» во время царствования фараона Эйе.
Видно, только под конец царствования Сети был вынужден провести карательную экспедицию против нубийских племён далеко на юге. Об этой войне Сети I известно из идентичных текстов двух стел, обнаруженных в Саи и Амара, рассказывающих о борьбе с обитателями области Ирем (район 5-го порога Нила) и датированных 8-м годом правления царя. Текст стел утверждает, что Сети I принимал участие в походе, однако, граффити из Асуана позволяют предположить, что руководил военными действиями «Царский сын Куша» Аменемипет.

Храм Сети I "Дом миллионов Лет"

Египтяне верили, что Гиза, далёкий южный город Абидос и Инну - Гелиополь были частью первозданной земли, что поднялась из вод в момент творения, земли "Первого Времени", где боги установили свою власть на земле.
В городе Абидос был построен храм Сети I, который сейчас известен как "Дом миллионов Лет". Этот храм был посвящён Осирису, "владыке вечности".
Изначально его фасад имел семь дверей, от которых семь параллельных аллей через два гипостиля вели к семи сводчатым святилищам.

"Ты ушёл, но ты вернёшься, ты уснул, но ты проснёшься, умер ты, но будешь жить... Отправься к водному пути, поплыви вверх по течению... Соверши путешествие вокруг Абидоса в облике духа, дарованном тебе богами".
Галерея царей начинается с восточного края зала Гипостиль примерно в шестидесяти метрах от входа в храм. На стене слева - список 120 богов Древнего Египта вместе с названиями их главных святилищ. Справа, на площади примерно 3 на 2 метра - имена 76 царей и фараонов, занимавших престол до Сети I; иероглифы каждого имени вырезаны внутри овального картуша ("Абидосский список царей"). Эта надпись спланирована для чтения слева направо и разделено на пять вертикальных столбцов и три горизонтальных ряда. В общей сложности оно перекрывает почти 1700 лет, начиная с правления царя Менеса и кончая правлением Сети I. С левого края стоят две изящно выполненные фигуры глубокого рельефа: Сети и его юный сын, будущий Рамзес II. Из Абидоса происходит большинство статуй Сети I, отличающихся превосходным качеством. Сети I придавал огромное значение абидосскому храму: это подтверждается знаменитым декретом царя, высеченном на стеле в Наури, и надписями маленького храма Канаис в Вади Мийа, где упомянуты привилегии храма в Абидосе, а также копи, снабжавшие храм золотом.
Из Галереи царей можно попасть во второй коридор, ведущий на заднюю сторону храма, где было расположено древнее здание - Осирион, которое связывалось с именем Осириса.


ОСИРИОН

В городе Абидос находится "замечательное сооружение из массивного камня... содержащее расположенный на большой глубине источник, для спуска к которому приходится пользоваться наклонными галереями, сложенными из монолитов исключительного размера и мастерства обработки. К этому месту из большой реки ведёт канал..."
В 20-е гг. ХХ в. на его стенах обнаружили несколько надписей от имени Сети I, это здание было объявлено постройкой данного фараона.


Гигантская конструкция длиной около 30 м. и шириной около 20 м., сложенная из самых крупных в Египте камней. Во всех четырёх стенах сооружения имеются ниши в рост человека, общим числом 17. В нишах наружных стен нет пола. Ниши соединяются узким выступом шириной 60-90 см., выступ есть и на противоположной стороне нефа. Пола нет и в большом дверном проёме. Здание разделено на три нефа, причём средний шире крайних; границей служат два ряда мощных монолитных колонн из гранита, поддерживающих массивные архитравы. Уровень основания храма на 15 м. ниже пола храма Сети I, т.е. примерно вровень с уровнем воды в Ниле. В центре широкий цоколь из песчаника. Этот цоколь длиной 24 м. и шириной 12 м. сложен из крупных блоков и со всех сторон окружён водой. На его продольной оси вырублены два бассейна (один прямоугольный, другой квадратный). С обоих концов устроены лестницы, ведущие на глубину около 3.5 м. ниже уровня воды. На цоколь опираются две мощные колоннады. Каждый ряд колоннад содержит пять массивных монолитов из розового гранита; поперечное сечение каждой колоннады - квадрат со стороной 2.5 м., высота - 3.5,вес в среднем 100 тонн. Верхние торцы колонн перекрыты гранитными перемычками. Вода, просачиваясь из грунта, заполняет все бассейны, ниши и каналы почти до краёв цоколя. Цоколь окружён по периметру водяным рвом 3-х метровой ширины. Наружной границей рва служит мощная прямоугольная стена толщиной 6 м., сложенная из очень крупных блоков из красного песчаника. В толщине этих стен - 17 ниш: шесть с восточной стороны, шесть с западной, две с юга и три с севера. За тремя северными нишами находится длинная поперечная камера, стены и крыша которой сложены из известняка. Осирион предназначен для преодоления посвящёнными страхов.

Поминальный храм Сети I в Курна

На левом берегу Нила в Фивах, в местечке Курна, был возведён поминальный храм (Мемнониум) Сети I. До нашего времени дошло основное храмовое здание с великолепно выполненными рельефами, покрывающими стены. Колонны изысканной формы с капителями в виде бутонов папируса украшают фасад храма. Известно древнее название комплекса в Курне — «Великолепное здание царя Минептах-Сети в городе Амона на западной стороне Фив»; часто к этому названию придавались ещё и следующие слова: «в виду Ипет» (то есть в виду Карнакского храма).

О войнах Сети I мы знаем в основном благодаря уникальном источнику — рельефам, покрывающим наружную сторону северной стены большого гипостильного зала храма Амона в Карнаке. Шесть картин сражений дают нам понятие о главнейших событиях этой войны. К сожалению, до наших дней дошла только эта картинная галерея его войн, снабжённая лишь весьма кратким текстом. Изображения крайне интересны: здесь и походы, и битвы, и осады, и триумфы, и принесение в жертву пленных. Здесь же сохранился «топографический список» покорённых земель. Каждое название, обрамлённое овалом, увенчано головой пленника, представителя этого народа. Желанным дополнением к победным изображениям служат разрозненные показания других египетских памятников, особенно найденные в Палестине надписи Сети I, однако и они лишь отчасти восполняют недомолвки и пробелы основного источника.

КАРНАК

Город Уасет, который в Библии называется Но, греки называли Фивами. Фивы были расположены близ нынешнего Луксора, а свой расцвет пережили в период Нового царства, когда были столицей Египта.
В 663 г. до н.э. город был разрушен войсками ассирийского царя Ашшурбанипала, и от него мало что осталось. Но до сих пор величественные руины его храмов производят неизъяснимое впечатление на посетителей.
Два великих храма было в Фивах - Карнак и Луксор посвящены были богу солнца Амону-Ра. Каждое утро он - юный и могучий - восходил в небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться юным и могучим и вновь пройти свой путь в небесах. Так боги предначертали и людям - стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом круговорот жизни...
Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов, ибо в праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой.

Прекрасный и грандиозный КАРНАК - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона.


Изображение Сети I из его гробницы, вольно скопированное Генри Вильямом Бичи.

Пилоны - гигантские ворота; колоннады и залы с колоннами поражали прекрасными рельефами, статуями царей, стенной живописью, изображающей сцены из жизни фараонов, жертвоприношения и войны. Разрушенные храмы и молельни... Пройдя через огромные ворота, почти 44 метра высотой и 113 метров шириной, и гигантские каменные блоки 15-метровой толщины защищали святилище, человек оказывается в огромнейшем дворе одного из величайших храмов Древнего Египта.
Амона изображали в короне из двух высоких перьев, а священным животным бога Амона был овен. Поначалу Амон был зависимым местным божеством, но фараоны Нового царства превратили его в общенационального бога. С XVI в. Амон стал идентифицироваться с богом Солнца-Ра (Амон-Ра). В начале периода Нового царства небольшой храм Амона был увеличен фараоном Тутмосом I, а его преемники расширили храм еще больше.
В центре двора и по сторонам расположились колоннады, повсюду валялись отколовшиеся куски статуй. Второй пилон ведёт к Большому гипостильному залу, который занимает площадь в 5000 квадратных метров и сегодня стоит под открытым небом. На этой огромной площади возвышался целый лес исполинских колонн из песчаника. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли перед ним 134 колонны. По - середине поднимались 12 «папирусных колонн» высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина. «Я поставил ее слева, где мое сердце, ибо я люблю ее». Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном. Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона. Бешено скачущие кони несли его колесницу, а он целился из лука в убегающих врагов. Их крошечные фигурки казались жалкими перед гигантом-победителем. В ослепительных солнечных лучах сверкали краски бронзово-загорелого тела фараона, белоснежной одежды, разноцветных ожерелий, браслетов и голубого металла оружия. На стенах и обелисках начертаны гимны богам, рассказы о битвах, имена фараонов в царских картушах. Среди них имя единственной в истории женщины-фараона Хатшепсут. «Вы, которые через века увидите эти памятники, удивитесь! Чтобы позолотить их, я выдала столько золота, словно это были мешки с зерном».
За воротами находился огромный двор, в котором, словно в зарослях папирусов на берегу Нила, человека обступали связанные пучками стебли с цветами и нераскрывшимися бутонами. Строители храма решили использовать для колонн формы растений. Хрупкие стебли и нежные тонкие лепестки цветов, увеличившись в тысячи раз, превратились в капители колонн. Сами колонны символизируют пальмы, которые (по египетской мифологии) росли на Острове Творения, с которого начинался мир. Эти колонны поддерживали крышу, которая когда-то покрывала гипостильный зал на высоте 24 метров. В папирусе Гарриса было сказано, что в священном Карнаке стояло когда-то 86 тысяч статуй.
Воздвигнут храм Рамзесом. Он строился очень много лет. Один зодчий умер, и его место занял другой. Десятки тысяч рабов погибали на изнурительных работах, но их никто не считал. На место умерших пригоняли новых, а храм все строился и рос, утверждая несравненное могущество фараона и всесильных богов.
Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - крест с рукояткой в виде петли (египетский АНКХ). Это и есть тот, в честь кого построен храм-бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак бессмертия, а диск на его короне изображает Солнце. В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой (как считали египтяне) Солнце совершает свой путь по небу. Во время больших праздников (например, когда верховный жрец объявлял о начале разлива Нила) из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков, но сейчас второй обелиск находится не в Карнаке. Он был увезен Наполеоном и теперь украшает площадь Согласия в Париже.

Путь бога Амона лежал в ЛУКСОР. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон, богу подобный. На его плечах накидка из шкуры гепарда, в руках золотой жезл и плеть... За ним под барабанную дробь и свист дудок следовали все прочие-писцы, придворные, судьи. Красочную процессию замыкали лучники и стража. У ворот Луксорского храма их встречали бритоголовые жрецы и препровождали к жертвеннику, где курились благовония и лежала уже заколотая туша быка. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова, а тысячеголосая толпа за стенами храма жадно ловила каждый звук, подхватывая молитву. Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами. Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного-золотая священная барка скрывает его от их взглядов. А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме.

Другие постройки Сети

При Сети I было восстановлено огромное количество памятников религиозного искусства, уничтоженных или повреждённых при Эхнатоне. Большие реставрационные работы были проведены в храме Аменхотепа III в Луксоре. В Карнаке Сети I также перестроил небольшой киоск Аменхотепа II в поминальный храм этого царя. При этом имена властителей XVIII династии в некоторых святилищах, например в храме Хатшепсут в Спеос Артемидос, были, в свою очередь, заменены титулатурой и изображениями Сети I.
Нижний Египет также не был обойдён вниманием царя. В Мемфисе сохранилось уникальное святилище Сети I, на стене которого царь изображён как мальчик, сидящий на коленях двух богинь. Вероятно, ещё другой храм был построен в Гелиополе, откуда происходит обелиск царя, в настоящее время находящийся в Риме.


Обелиск Сети I прежде стоявший в Гелиополе, сегодня на Пьяцца дель Пополо в Риме

Помимо своей излюбленной резиденции в Мемфисе, Сети I построил дворец на месте Авариса (северо-восток Дельты), старой столицы гиксосов, где он также расширил и украсил храм Сета, своего бога-покровителя. Таким образом, город был подготовлен к тому, чтобы при Рамсесе II стать столицей и получить имя Пер-Рамсес – «Дом Рамсеса». Среди причин этого выбора следует, прежде всего, отметить уже упоминавшуюся тесную связь семьи Рамессидов с предположительным местом своего происхождения, а также политически важная близость к азиатской границе Египта.

Работы в золотоносных рудниках

Кажется, что богатые подати и дани, стекавшиеся ежегодно в таких огромных количествах из всех побеждённых стран в Египет при Тутмосе III, стали поступать в гораздо меньшем количестве при Сети I, между тем как царские нужды, подлежащие удовлетворению, оставались теми же, а возведение дорогих построек требовало больших затрат. Следовало изыскивать новые источники доходов; и потому стали обращать при Сети особое внимание на правильную разработку существовавших уже в Египте и Нубии золотых рудников, и кроме того, в помощь этому промыслу заботится о закладке колодцев в лишённых воды горных местностях, где производились горные работы. К таковым местностям принадлежала и пустынная местность на восточной стороне Нила, простиравшаяся напротив Эдфу. В этой пустыне сохранились остатки древнеегипетского скального храма: он положением своим обозначает одно из мест остановки по большому торговому пути, который в древности шёл от Нила к Красному морю. Надписи храма все относятся ко времени Сети: они не только подтверждают существование золотоносных пластов в глубине гор, но и указывают на закладку колодца по повелению царя. Они говорят, что в 9-й год, 20 числа I месяца сезона Шему царь Сети предпринял путешествие в пустынные горные местности, желая осмотреть лично работы на золотоносных рудниках.
Попытка добыть воду также и на рудниках в Вади-Алаки окончилась неудачно. Там был выкопан колодец более 60 м (120 египетских локтей) глубины, но до воды он не достал.
В египетской религии Сети постепенно начал выдвигать на первое место культ бога Птаха. Он уже считал возможным носить добавочное имя Мернептах (Мар-ни-Птах, «Тот, кого возлюбил Птах») и не упоминает в своей, общепринятой царской титулатуре ни единым словом об Амоне.

Супругой Сети I ещё задолго до воцарения стала Туйя, происходившая, как и сам царь из среды военных: её отец Райа был «командиром колесничих войск». Сети и Туйя имели, по крайней мере, двоих детей — дочь по имени Тиа и сына, будущего Рамсеса II. Вопрос о существовании принца Хасетнебета, так называемого «старшего сына» Сети I, остаётся нерешённым до сих пор; принцесса Хенутмира, видимо, также была дочерью царственной четы.
Из окружения царя следует упомянуть одного из самых известных людей этой эпохи, чати (везиря) Пасера, вступившего в должность при Сети I, сменив на посту своего предшественника — Небамона. Хорошо известны его великолепные скульптурные портреты и роскошная гробница. Свои функции этот вельможа продолжал выполнять и позже, собственными руками коронуя Рамсеса II. Огромное количество памятников сохранилось и от Хормина, управителя царского гарема в Мемфисе. Нубия управлялась наместниками — «царскими сыновьями Куша» Иуни и Аменемипетом, сохранявшим власть ещё в начале царствования Рамсеса II. При Сети I были назначены специальные управители землями оазисов. Так, хорошо известна гробница Аменхотепа, управителя оазиса Бахария.

Соправительство Сети I и Рамсеса II


Сети I и его наследник Рамсес перед списком предков в Абидоском храме

Возможно, что на 9-м году Сети, который, видимо, считал своё положение на престоле недостаточно надёжным, решил провозгласить своего сына и наследника Рамсеса своим соправителем. В великой исторической надписи Абидоса Рамсес II так рассказывает об этом событии:
«Я был торжественно возведён, как старший сын, в сан наследника престола… Тогда показался отец мой публично народу, и я был как мальчик, на коленях его, и он так говорил: "Я буду венчать его царём, ибо я хочу видеть его славу, пока я ещё жив". И приступили сановники двора, чтобы возложить на главу мою двойной венец».
Однако из-за того, что все надписи о соправительстве относятся уже к царствованию Рамсеса, сам факт одновременного правления Сети и Рамсеса принимается не всеми историками.

Гробница царя

Летописи неясно различают окончание его царствования и начало единоличного царствования его сына Рамсеса II. Последний известный год правления Сети I — 11-й (11 год , IV месяц сезона Шему, 12 или 13 число), встречается в надписи на стеле, посвящённой основанию храма в Гебель Баркале — обители Амона, владыки Нубии или, как её называли египтяне, «Южном Карнаке».
Ещё не старым сошёл фараон в свою гробницу в Долине царей, самую протяжённую (100 м.) и изящную по отделке среди всех царских гробниц.


План гробницы Сети I

Гробница Сети I (KV17) или как её ещё называют «гробница Бельцони», по имени открывшего её ученого, была найдена в 1817 г. Вход в неё был настолько хорошо сокрыт, что он совершенно не был приметен, пока сильный дождь не произвёл земляного обвала, который открыл гробницу. Однако когда Бельцони, вслед за этим, проник в неё, то оказалось, что когда-то в прежние времена она была посещена уже грабителями; алебастровый саркофаг Сети (который ныне находится в Англии) был открыт, разбитая крышка лежала в стороне и мумии в нём не было.
Лестница (27 ступеней) ведёт от входа вниз к вратам с картушами Сети-Усири, то есть сделавшегося Осирисом умершего. Из врат ведёт проход 11 м длины при 2,7 м высоты и 2,5 м ширины, который наклонен вглубь и вниз под углом 18° и приводит ко вторым вратам. От этих вторых врат ведёт спуск по лестнице в 25 ступеней к третьим вратам, от которых опять идёт наклонный вниз коридор длиной 11 м. На конце этого второго прохода находится комната 4,2 м ширины и 3,6 м длины, в которой при Бельцони (видевшем гробницу ещё в полном блеске и почти в целости) находился глубокий вертикальный колодец, за которым возвышалась стена, покрытая иероглифами. По-видимому, здесь кончалась гробница. Однако Бельцони не был обманут этим устройством гробницы; звук, производимый при ударе в стену, показался ему подозрительным; он приказал завалить шахту и пробить стену и был вполне вознаграждён за свои усилия. Здесь, за пробитой стеной, открылась первая зала. Она лежит на полметра ниже той комнаты, из которой в неё проникают и имеет 7,9 м в длину и 7,5 м в ширину; четыре колонны поддерживают потолок. Все расположенные ранее врата, лестницы и проходы покрыты иероглифами и картинами, — но все они меркнут, так сказать, перед величием и великолепием картин и скульптур, находящихся в этом и следующих залах. Все эти картины составляют в сущности одну картину, продолжающуюся от входа в залу, по ней и по всем следующим помещениям. Они нарисованы по тонкой штукатурке желтоватого цвета и изображают странствование души по разным отделам Аменти («скрытого», то есть загробного мира), пока она не воспринимается в «цветущие» равнины Аалу, в «доме солнца». В них видно, как царь предстаёт перед разными божествами Аменти, к которым он подъезжает на ладье солнца. В числе не разъяснённых ещё символов можно отметить процессию людей, несущих громадной длины змею.


Изображение ливийца, нубийца, семита и египтянина из гробницы Сети I

Затем изображено шествие шестнадцати мужчин, по четыре в группе, подходящих к Хору. Это четыре расы людей, египтяне, семиты, чернокожие негры и белокожие ливийцы. Последние в длинных одеждах и перьях на голове.
Ниже первого зала на четыре ступени лежит другая палата 8,1 м в длину и 7,2 м в ширину. В зале две колонны; здесь стенные картины не окончены: видны абрисы фигур, набросанные мастерской и смелой рукой. Первые абрисы учеников начертаны красной краской; исправления художника сделаны чёрным карандашом. Здесь особенно замечателен портрет Сети I. За этим залом в глубь горы нет продолжения гробницы; но из предыдущего зала с четырьмя колонами, в левой стороне от входа, открывается лестница в 18 ступеней, ведущая вниз, которая приводит к коридору в 11 метров длины, также понемногу понижающемуся. В этом проходе также великолепно раскрашенные картины, относящиеся к культу мертвых и загробным мифам.
Коридор заканчивается вратами; на пилястрах этих врат изображён царь в пышной военной одежде и вооружении, сидящим на золотом троне. От ворот опять шесть ступеней спускаются в маленькую аванзалу, в которой царь изображён стоящим перед Хатор, Хором, Анубисом, Исидой, Осирисом и Птахом.
Из этой входной комнаты попадаешь в большую палату с шестью колонами (7,8 × 7,5 м), к которой примыкает другая, не отделённая от неё палата (9 × 7,8 м), но пол которой ниже первой на четыре ступени, а потолок гораздо выше. Это погребальная камера; впечатление им производимое при достаточном освещении, поразительно. Со всех сторон выступают из темноты как живые странные, но мастерски очерченные образы; на потолке виднеются астрономические знаки и формы крокодила и гиппопотама, льва и священного быка. Здесь же в середине сводом покрытого зала находился алебастровый саркофаг (2,85 м длины, почти метр шириной, с толщиной стенок 5 см), покрытый изящными рельефами, инкрустированными голубой стеклянной пастой, — сценами из заупокойных текстов — «Книги Врат» и «Книги Мёртвых».


Астрономические знаки на потолке гробницы Сети I

Подле залы с колоннами и подле залы саркофага лежали ещё комнаты, по две при каждой, в которых начертано продолжение тех же изображений, которые находятся на стенах всей гробницы. В особенности интересна большая комната, лежащая возле залы саркофага; здесь изображён ряд испытаний души: огонь меч, ядовитые змеи угрожают ей, и только «оправданный» может пройти посреди этих страхов, чтобы войти в «звёздное жилище». Это последнее жилище изображено на своде «золотой залы», то есть залы саркофага, где лежала мумия. Это необычайно интересное изображение, составленное из всех египтянам известных созвездий, из планет и деканов с указанием восхождения светил. Здесь же живёт очищенная душа жизнью, «не имеющей второй смерти», и воспевает гимны, тексты которых начертаны на стенах погребальной камеры.
Сзади «золотой залы» найдена ещё палата 12,6 м длины при 5,1 м ширины, покоящаяся на четырёх колоннах; но она осталась неоконченной. От того места, где стоял саркофаг, идёт еще глубоко в гору, вниз метров на 60, ход или штольня, поворачивающая несколько направо и упирающаяся в голую скалу. На стенах её нет рельефов. Думалось видеть в этой штольне соединительный ход с долиной Ассасифа, но это не оправдалось; вероятнее всего, что штольня эта проделана ввиду предполагавшегося увеличения гробницы, но потом оставлена. Нижняя точка этого хода лежит на 52 метра ниже входа в гробницу в ущелье. Великолепная гробница Сети I, вырубленная в скале, имеющая 6 лестниц, 4 колонных зала и 16 других помещений, является потрясающим и непревзойдённым шедевром египетского заупокойного зодчества.


Голова мумии фараона Сети I

Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 г.
Аменхотеп III.
Фараон Эхнатон.
Фараон Тутанхамон.
Фараон Ая.
Фараон Хоремхеб.
Рамзес I.
Сети I
Рамзес II.
Мернептах.

Каталог статей. Раздел: Египет, Шумер.


Категория: История | Добавил: Jupiter (22.09.2011)
Просмотров: 10115 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz