ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 15.10.2019, 09:29
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Фараон Хоремхеб

Фараон Хоремхеб


Фрагмент статуи Хоремхеба. Музей истории искусств. Вена.

Хоремхеб происходит из рода номархов города Ха-ниса (Хутнисут; то есть «Дом царя»), главного города 18-го нома Верхнего Египта. Город Ха-ниса в памятниках является и под другим именем, Ха-бенну, то есть «Город Феникса»; это Гиппонон греческих писателей, Алебастрополь географа Птолемея. В честь местного бога Хора, «владыки Хутнисут», будущий фараон получил имя Хор-ем-хеб (букв. «Хор, в празднестве»), ему же он приписывал своё возвышение. Родители Хоремхеба не известны и сам он в своих надписях никогда не называет их.

В царствование Эхнатона Хоремхеб занимал ряд административных и военных должностей. Возможно, Хоремхеб фигурирует в документах Амарнского периода как Паатонемхеб (Па-Атон-ем-хеб — то есть «Атон, присутствующий на празднике»). Это имя, засвидетельствованное в гробнице № 24 в Тель эль-Амарне (егип. Ахетатоне), по мнению ряда историков, было новым именем Хоремхеба, принятым им в угоду культа Атона, проповедуемому Эхнатоном.

При Тутанхамоне он занимал высокий военный пост, командуя войсками во время азиатского похода.


Стела Хоремхеба в Саккаре

На стенах своей гробницы в Саккаре, которая была построена в то время когда он был всё ещё только чиновником, он называл себя «величайшим из великих, могущественнейшим из могущественных, великим повелителем народа… избранником царя, главенствующим над Обеими Странами (то есть Нижним и Верхним Египтом) в управлении, военачальником над военачальниками Двух Стран». Его политическое влияние в это время было весьма значительным, при том нужно учесть, что звание «повелителя» (дословно «того, кто при подданных») свойственно престолонаследникам и могущественнейшим временщикам.

Хоремхеб, опираясь на армию, занял трон фараонов, в чём ему, по всей видимости, усердно помогало жречество бога Амона. Захватив царскую власть в свои руки, Хоремхеб изобразил эту узурпацию как выполнение непосредственной воли богов. В своей надписи он пишет о том, что «сердце… бога… пожелало возвести своего сына на свой вечный престол и поэтому бог проследовал с ликованием в Фивы… со своим сыном в объятиях… чтобы привести его к Амону, чтобы облечь его в сан царя». Для того чтобы закрепить своё положение на престоле, Хоремхеб женился на Мутнеджмет, которую большинство историков считают младшей сестрой Нефертити, хотя это не подтверждено документальными источниками.

Манефон отводит в своём списке, царю завершающему собой XVIII династию, период правления в 4 года и 1 месяц.

В течение всего царствования Хоремхеб постоянно старался подчеркнуть законный характер своей власти. Так, в одной надписи он называет фараона Тутмоса III «отцом своих отцов», а на восьмом году своего царствования, как верный потомок своих великих предшественников, он поручил архитектору Майя восстановить гробницу Тутмоса IV, нарушенную грабителями могил. Этим он стремился, как бы особенно подчеркнуть свою непосредственную связь с фараонами XVIII династии.
О тяжелом, даже невыносимом социально-экономическом положении Египта, доставшемся Хоремхебу свидетельствует знаменитый его декрет, начертанный на стене Карнакского храма и начинающийся следующими характерными словами:
«Его величество советовался со своим сердцем… чтобы прогнать зло и уничтожить неправду… он искал превосходного для Египта и исследовал причины утеснения страны».

Хоремхеб окончательно уничтожил культ Атона, введенного Эхнатоном и восстановил почитание старых богов.
«Он возобновил жилища богов от мелких вод болотистой страны Нату (болота около Средиземного моря, прилегающие к Мендезийскому устью) до самой Нубии. Он приказал изваять все их изображения, каждое из них по образу, какое оно было прежде. И радовался солнечный бог Ра, взирая, что возобновилось то, что было разрушено в предыдущее время. Он посещал города богов, лежавшие в развалинах в этой стране, и велел их восстановить в таком виде, как они были от начала всех вещей. Он позаботился об их ежедневных жертвенных празднествах и о всей храмовой посуде, сделанной из золота и серебра. Он снабдил их храмы святыми людьми (то есть жрецами) и певцами и лучшей охранной стражей, он подарил им пахотной земли и скота и снабдил их всякой утварью нужной им».
Стремясь изгладить даже воспоминания о реформах Эхнатона, Хоремхеб безжалостно уничтожил всё, что было связано не только с ним и с культом Атона, но и со своими непосредственными двумя предшественниками — Тутанхамоном и Аи. Он присвоил все их сооружения и статуи, стерев их имена и поставив взамен своё. Более того, он объявил себя непосредственным преемником Аменхотепа III, исключив, таким образом, Эхнатона, Тутанхамона и Аю из списка правивших фараонов, а годы их правления причислил к своему царствованию. Для последующих поколений Хоремхеб стал первым законным царём после Аменхотепа III. Ахетатон, с его великолепными дворцами, виллами и храмами, был по приказанию Хоремхеба разрушен. Святилища Атона снесли. Гробницу Аи разорили и стёрли имена его и его жены. Также поступили и с гробницами приближенных Аи и Тутанхамона.


Хоремхеб, преподносящий дары Атуму. Музей Луксора.

Памятники времени Хоремхеба вскрывают и другую сторону его деятельности, позволяющую уяснить, что он не обделил своим вниманием и тот слой египетского общества, на который, в недалеком прошлом, опирался царь-реформатор Эхнатон. Свидетельством тому служит указ Хоремхеба, выбитый на каменных плитах во многих городах Египта (сохранился у десятого пилона в храме в Карнаке, а также вблизи Абидоса). Фараон грозит суровым наказанием — отрезанием носа и ссылкой в пограничную пустынную крепость Джару (Чару) — тем должностным лицам, которые совершают акты произвола по отношению к немху, провозглашаются меры по укреплению правосудия по всей стране, нарушение которого карается смертью. Защита среднего служилого слоя, и особенно воинов, объявляется постоянной заботой фараона, а их материальное обеспечение гарантируется всем достоянием дворца и его житницы. Хоремхеб реорганизовал податную систему, принял меры против мародерства воинов и взяточничества чиновников. При царском дворе по-прежнему многие высшие должности занимают выходцы из среды мелкого и среднего служилого люда, чиновники, не связанные со старой потомственной знатью, местом сосредоточения которой, как и раньше, являлись Фивы. Но египетские цари послереформенного времени не склонны были подолгу задерживаться в Фивах. Уже двор Тутанхамона пребывал в основном на севере, в Мемфисе. Сразу же после коронации на север отправился и Хоремхеб.

При Хоремхебе была сформирована армия, которую фараон разделил на две части соответственно двум главным направлениям военной экспансии Египта: «одна в южной области, а другая в северной части». По-видимому, Хоремхеб достиг значительных военных успехов, хотя сведений о его войнах сохранилось очень немного.

Поход в Нубию


Храм Хоремхеба в Гебель эс-Сильсила.

При нём была предпринята военная экспедиция в Нубию, увековеченная на стене полускального храма в каменоломнях Гебель эс-Сильсила, где изображены нубийские пленные, и победное шествие египетской армии при возвращении домой.
На первом рельефе изображён стоящий фараон, держащий на плече боевую секиру. Он принимает от Амона-Ра символ божественной жизни; ему даётся, кроме того, власть подчинить себе север и победить юг. Внизу лежат нубийцы, одни повергнутые на землю, другие простирающие с мольбой руки свои к египтянину, ведущему их, — который, судя по боковой надписи, упрекает их, что они замкнули сердце своё мудрости и что они не слышали, когда им сообщали: «смотри, вон лев, который вторгся в землю Куш».
В другой картине победоносного фараона несут на царских носилках; его окружают носители опахала. Впереди очищают путь для процессии служители; сзади фараона идут воины, ведущие пленных неприятельских вождей; другие вооруженные лица с щитами на плечах двигаются строем, имея во главе трубача. Толпа египетских жрецов и сановников принимает царя, выражая ему свою преданность. Надпись иероглифами так говорит об этом изображении:
«Божественный благодетель возвращается домой, подчинив себе князей всех стран. Лук в руке его, как будто он был господином Фив (тут имеется в виду бог войны Монту). Сильный, славный царь ведёт с собой князей презренной земли Куш. Царь возвращается из Нубии с добычей, взятой им в бою, как приказано ему отцом его Амоном».
Тут же приведена песнь бедных пленных негров:
«Слава тебе, царю египетскому,
Солнце чужеземцев.
Имя твоё велико в земле Куш,
где твой военный клич проник в жилища людей.
Могуча твоя сила,
милосердный властелин;
она покрывает стыдом народы.
Фараон, жизнь, счастье и здоровье ему,
Он есть светящее солнце».

Военные действия в Сирии

Хоремхеб совершил также поход в Сирию. Изображения и надписи на IX пилоне Карнакского храма повествуют о захвате множества пленных и богатой добычи. В списках побежденных городов и стран значатся наряду с Пеллой (Пихил), Кадешем, Катной, Тунипом, также северо-сирийский Угарит и, наконец, само царство Хатти и страна Арцава. Даже князья Хауинебу (эгейских островов) изображены покорными фараону. Считать перечисление этих названий в списках побежденных городов, пустой похвальбой затруднительно, потому что Арцава, например, отсутствует в списках, дошедших до нас от более ранних царствований. Как бы то ни было, закрепить свои успехи на севере, фараон был не в силах и заключил с хеттским царём мир на равных условиях с признанием status quo.

Плавание в Пунт

Хоремхеб посылал также экспедицию в Пунт. Сохранились изображения в Карнакском храме на которых князья этой земли являются перед фараоном, передавая ему многочисленные тяжёлые мешки, наполненные золотом. Они говорят ему: «Слава тебе, царю Египта, солнцу девяти чужеземных народов. [Клянемся] именем твоим! Мы не знали Египта. Отцы наши никогда не были в нём. Даруй нам свободу от руки твоей, мы будем тебе подданными».


Изображение Хоремхеба на стене храма в Луксоре

Строительная деятельность

Заинтересованный в поддержке фиванского жречества и стоящих за ним кругов, Хоремхеб в честь Амона продолжил строительство, так называемого Гипостильного зала, перед Карнакским храмом. Там он пристроил к центральному проходу, возведенному, видимо, ещё Аменхотепом III, боковые части, покоящиеся на 126 колоннах высотой 13 м и поставленных в 7 рядов с каждой стороны среднего прохода. Кроме этого, Хоремхеб ещё возвёл в этом же храме два двойных пилона, для которых, впрочем, он использовал готовые камни из тамошнего храма Атона, построенного Эхнатоном.
Кроме того, Хоремхеб присвоил себе комплекс поминального храма Аи в Мединет-Абу на противоположном от Карнака берегу Нила и предназначавшийся первоначально для Тутанхамона. Он лишь достроил и расширил его, а также записал вместо титулатуры Аи свою титулатуру на колоссальной статуе более пяти с половиной метров высотой, расположенной в этом храме.

Хоремхеб соорудил для себя две гробницы. Первая — в Саккаре близ Мемфиса, выполненная для Хоремхеба до его воцарения, ставшая местом погребения его жен. Многие рельефы из гробницы находятся в настоящее время в Лейденском музее. Вторая, уже царская, усыпальница Хоремхеба находится в Долине царей и известна как гробница KV57. Стенные росписи в его царской гробницей остались незавершёнными. Хоремхеб правил недолго и по этой причине не смог закончить работу над своей гробницей.


Гробница Хоремхеба (KV 57)

Гробница Хоремхеба в Долине царей (KV57). Панорама одной из перегородок, выше шахты. Сцены представляют фараона, принятого миром богов и выполняющего им приношения.

Семейное положение

У Хоремхеба было две жены:

Амени. Умерла ещё до того как Хоремхеб стал фараоном, видимо в начале правления Тутанхамона. В гробнице Хоремхеба в Саккара, где она была похоронена, на рельефах подчеркивается её высокое общественное положение.

Мутнеджмет. Возможно, младшая сестра Нефертити. Умерла также раньше Хоремхеба и похоронена в гробнице последнего в Саккара, рядом с его первой женой Амени. В этой гробнице была найдена мумия женщины, примерно сорокапятилетнего возраста, бесспорно принадлежащая Мутнеджмет. Рядом с мумией женщины обнаружены останки трупа мертворожденного младенца, что даёт право предположить, что Мутнеджмет умерла во время родов. На основании исследования её мумии видно, что она рожала не один раз, однако ничего не известно о детях фараона Хоремхеба и они нигде не упоминаются.
Аменхотеп III.
Фараон Эхнатон.
Фараон Тутанхамон.
Фараон Ая.
Фараон Хоремхеб.
Рамзес I.
Сети I
Рамзес II.
Мернептах.

Каталог статей. Раздел: Египет, Шумер.


Категория: История | Добавил: Jupiter (06.11.2014)
Просмотров: 1661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz