ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 24.04.2024, 04:32
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Свято-Успенский Вышенский монастырь. Рязанская обл
Свято-Успенский Вышенский монастырь
 
Рязанская область, Шацкий район, п. Выша
 
Вышенская пустынь расположена на правом берегу реки Выши, недалеко от слияния ее с рекой Цной, в 35 км от районного города Шацка Рязанской области.

Основан предположительно в XVI—XVII веках.
В письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы.
Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.
Со дня основания до революции монастырь был мужским.
 
Игумен Герасим (1661 - 1720 гг.). Одной из его заслуг является то, что при посредничестве Тамбовского епископа Питирима ему удалось добиться отвода земельных участков для монастыря.
Иеромонах Иосиф (1720 - 1740 гг.).
Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.
Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, в монастыре насчитывалось 4 человека, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю.
Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.
 
Иеромонах Филарет (1740 - 1743 гг.).
Иеромонах Пахомий (1743 - 1753 гг.). После его кончины Вышенский монастырь в течение года оставался без настоятеля. За малочисленностью братии указом Рязанской Духовой Консистории от 10 марта 1753 года за № 146 для служения в Вышенскую пустынь был назначен иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря Переяславля Рязанского.
Игумен Досифей (1754 - 1761 гг.). Основные труды и заботы игумена Досифея были связаны с началом возведения вместо сгоревшей деревянной каменной Успенской церкви.
 
Игумен Василий (1761 - 1780 гг.). Период настоятельства игумена Василия достопамятен тем, что в 1764 году Вышенская пустынь вновь обрела статус самостоятельного монастыря.
В 1761 году был построен Успенский храм (освящен в 1762) с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Успенский храм




Первый каменный храм монастыря, сооружённый в 1861 г. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, с декором в духе провинциального барокко. Приделы Никольский и Сергиевский. Закрыта в 1920-х г. В 1997 г. возвращена верующим, отремонтирована, в 1998 г. вновь освящена.
На эти годы приходится и одно из скорбных событий в истории Вышенской пустыни. Отголоски пугачевских восстаний, охвативших Россию в середине XVIII века, докатились и до тихой Вышенской обители. В 1774 году сподвижники Емельяна Пугачева, большую часть которых составляли каторжные колодники, проникли в Вышенский монастырь и ограбили Успенскую церковь. По милости Божией никто из насельников не пострадал. Это нападение разбойников нанесло немалый урон и без того небогатой обители.
Иеромонах Леонтий (1780—1789 гг.).
Иеромонах Иоанн (1789—1795 гг.).
Иеромонах Лаврентий (1795—1800 гг.).
Так, через безвестность, лишения и испытания Господь невидимо, одному Ему ведомыми путями приуготовлял Вышенский монастырь к той важной роли, которую он в скором будущем сыграл в истории духовного просвещения всего православного мира.
 
Иеромонах Тихон (1800—1844 гг).
Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново.
Бывший насельник славившейся своим строгим уставом Саровской пустыни иеромонах Тихон в первую очередь организовал внутренний порядок Вышенского монастыря по образцу этой благоустроенной обители. При нем возросло число монастырской братии. Численность монастырских насельников в то время строго регламентировалась государством. По ходатайству иеромонаха Тихона Святейший Синод увеличил число монастырских вакансий, и к концу 1842 года в Вышенской пустыни числилось 34 человека братии и 16 послушников.
Церковь Троицы Живоначальной во втором ярусе надвратной колокольни, освященна в 1818 г. Четырёхъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1810-х г. строителем иером. Тихоном (Сергеевым). В 1976 г. колокольня сломана. В наши дни на её месте поставлен памятный крест.
 
При игумене Тихоне (игументво в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818 г.), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Для колокольни были приобретены колокола весом 105 и 62 пуда. Колокольня придала монастырю законченный вид, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей. Во втором ярусе была устроена церковь в честь Живоначальной Троицы.
 
Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария Ивановна Аденкова). Святая икона Казанская Вышенская благодатию Богоматери явила многочисленные чудеса, исцеления от болезней, избавления от бед, эпидемий холеры. Эта главная святыня Вышенской обители была предметом благоговейного чествования и поклонения не только иноков монастыря, но и всех православных жителей окрестных городов и сел. Особенно памятны чудеса избавления в 1848—1871 гг. от холеры целых городов — Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту икону почитаемой далеко за пределами монастыря. С чудотворной иконой совершались крестные ходы по многим городам и селам Тамбовской губернии в середине XIX — начале XX веков.
В 1831 году был заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года — через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый — Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.
В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.
Казанский собор
Купол Казанского собора
Южный придел
Летний собор пустыни. Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма с боковыми портиками из спаренных колонн. Сооружён в 1831-1844 гг. при строителе иером. Тихоне (Сергееве) в честь главной монастырской святыни - Казанской иконы Богоматери. Боковые приделы Владимирский и Предтеченский. Закрыт в 1920-х г. Долгое время занят складом, моргом. В 1990 г. возвращён верующим, в 2000-х г. отреставрирован, вновь освящён в 2009 г.
В соборе с 1827 г. до 1920-х г. и вновь с 2009 г. хранится чудотворный Казанский образ Божией Матери. В соборе был похоронен святитель Феофан Затворник, с 2009 г. здесь почивают его мощи, в 1973-2002 гг. хранившиеся вне обители.
 
В 1836 году Святейшим Синодом иеромонах Тихон был награжден наперсным крестом, а в 1842 году возведен в сан игумена. Скончался этот прославленный настоятель Вышенской пустыни в 1844 году, не дожив несколько дней до освящения Казанского собора, ставшего памятником его неутомимых трудов и символом возрождения обители.
После кончины игумена Тихона по выбору братии настоятелем Вышенской пустыни был определен эконом Тамбовского архиерейского дома иеромонах Герасим (1844—1862 гг.). При нем была поновлена Успенская церковь, приобретен главный колокол весом 308 пудов 28 фунтов, а также окончательно устроен и благоукрашен Казанский собор.
 
Особого расцвета Вышенская пустынь достигла при его преемнике архимандрите Аркадии (Честонове, 1862—1907 гг.), снискавшем известность мудрого строителя и ревностного настоятеля. Эконом Тамбовского архиерейского дома архимандрит Аркадий был переведен в Вышенскую пустынь по благословению святителя Феофана (Говорова, 1815 — 1894 гг.), который с 1859 по 1863 год возглавлял Тамбовскую епархию. В течение 45 лет архимандрит Аркадий своими трудами и заботами, при ближайшем участии святителя Феофана, обновлял, расширял и обустраивал вверенный ему Вышенский монастырь, доведя его до уровня первоклассных монастырей.
При архимандрите Аркадии (Честонове) построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.
В 1874—1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.
Архивное фото
Христорождественский собор
Зимний монастырский собор, сооружённый в 1874-1890 гг. при архим. Аркадии (Честонове). Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле эклектики с боковыми четырёхколонными портиками. Второй престол Адриана и Наталии. С 1920-х г. приходской, закрыт в 1938 г., занят под склад. В 1990г.  возвращён верующим, ремонт, начатый в 1990-х г., приостановлен, вновь начат в кон. 2000-х г.
Проявляя заботу о распространении грамотности среди братии монастыря и жителей окрестных сел, архимандрит Аркадий построил в 1888 году монастырскую второклассную школу в с. Купля, получившую в 1894 году статус церковно-приходекой. Для глухой малограмотной местности это было великим благодеянием.
В годы настоятельства архимандрита Аркадия в пустынь увеличился приток средств из мира через чудотворную Казанскую Вышенскую икону Божией Матери. В 1862 году по благословению Святейшего Синода, в память двукратного избавления иконой от холеры Моршанска и Тамбова, по согласованию с архимандритом Аркадием были учреждены ставшие впоследствии традиционными крестные ходы с чудотворной иконой.
Скончался архимандрит Аркадий в 1907 году и был похоронен возле Христорождественского собора. Уже в наше время, в 1987 году, честные останки архимандрита Аркадия были перенесены в с. Эммануиловка и погребены за алтарем храма в честь преподобного Сергия Радонежского, поскольку с 1934 года и доныне территорию монастыря занимает психиатрическая больница.
 
Ключевая роль в возвышении Вышенского монастыря принадлежит известному богослову, почитаемому архипастырю и проповеднику святителю Феофану, прибывшему в 1866 году в обитель на покой. Здесь он прожил 28 лет, из них 21 год провел в затворе, оставив огромное духовно-литературное наследие. В трудах святителя Феофана, многочисленных письмах, из которых, по словам широко известного архимандрита Иоанна (Крестьянкина, 1910 — 2006 гг.) "живая вера потоком изливается на возлюбивших его", можно найти ответы на самые насущные вопросы духовной жизни. Скончался святитель Феофан 19 января (н.с.) 1894 года. Похоронили святителя напротив правого придела Казанского собора монастыря. В 1974 году его нетленные останки были перевезены в Троице-Сергиеву лавру.
С кончиной святителя Феофана слава о нем стала распространяться по всему миру. Со временем "неотмирная мудрость святителя Феофана, которую он старался сделать доступной", достигла многих стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки, где его творения высоко ценят за "редкий уровень отеческого учения, совмещенный с абсолютным пониманием души родной России и ее народа, что способствовало развитию в нем понимания духовности современного человека". По словам игумена Германа (Богоявленский скит, Америка, насельников привлекала в обитель много богомольцев и благотворителей, которые ущедряли обитель своими дарами. Первыми и самыми усердными из них были помещики Нарышкины: Сергей Кириллович (1819-1854 гг.) и Эммануил Дмитриевич (1815-1901 гг.), земли которых граничили с монастырскими. В свое время Сергей Кириллович Нарышкин пожертвовал монастырю на вечный помин души 150 тысяч золотых рублей, составивших базовый финансовый фонд монастыря. Обер-камергер Двора Его Императорского Величества Эммануил Дмитриевич Нарышкин, чье имение Быкова Гора располагалось по соседству с монастырем, также 1994 г.): «Он сделал это понимание доступным для каждого человека, поскольку знал, что каждый отдельный человек обладает бессмертной душой, которая должна быть "настроена" здесь на земле, чтобы жить вечно с Богом в раю».
В 1988 году Собором Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, святитель Феофан Затворник Вышенский был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший огромное влияние на духовное развитие современного общества. После прославления его святые мощи были перевезены в ближайшую к монастырю церковь в честь преподобного Сергия в с. Эммануиловка, так как в это время монастырь был еще закрыт.
 
Слава монастыря и его именитых всячески содействовал процветанию Вышенской пустыни. С настоятелем архимандритом Аркадием его связывали теплые дружеские отношения. Нередко настоятель Вышенской пустыни гостил у господ Нарышкиных на Быковой Горе.
В 1886 году Вышенскую пустынь почтили своим посещением царственные особы: Их Императорские Высочества Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и Его Императорское Высочество Павел Александрович. При посещении имения Нарышкиных на Быковой Горе они дважды побывали в Вышенской пустыни, которая своим благолепием произвела на них большое впечатление.
 
Преемником архимандрита Аркадия по управлению Вышенской обителью, согласно желанию братии монастыря, Святейшим Синодом был утвержден воспитанник Вышенской пустыни иеромонах Ипатий (1908—1917 гг.). В 1908 году он был возведен в сан игумена, а 6 мая 1912 года — в сан архимандрита. Настоятельское служение он проходил, следуя примеру архимандрита Аркадия. Игумен Ипатий неопустительно вел необходимые ремонты построек монастыря. В последние годы жизни игумен Ипатий тяжело болел. По этой причине 19 мая 1917 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря был назначен казначей обители иеромонах Августин (Щеглов,1917-1924 гг.). Дата кончины игумена Ипатия остается неизвестной.
Настоятельство иеромонаха Августина совпало с одним из трагических периодов истории Вышенского монастыря. После расцвета в истории обители наступили мрачные времена. Первые отголоски революционных перемен докатились до тиши вышенских мест к 1918 году. Осенью 1918 года поруганию подверглась главная святыня Вышенской пустыни. За проведение крестного хода с Казанской Вышенской иконой Божией Матери икона и иеромонах обители были арестованы.
Великолепную ризу иконы из червонного золота и драгоценных камней реквизировали, а на монастырь наложили непосильную контрибуцию в размере 100 тысяч рублей.
 
В 1924 году по причине болезни игумена Августина, по его благословению монашескую общину возглавил иеромонах Дорофей (Аникин), на которого и пала вся тяжесть бремени настоятельства в разгар богоборческого времени. Он открыто вел Евангельскую проповедь, принимал странников, помогал старикам и бедным деньгами и безвозмездным совершением различных треб, за что подвергался преследованию со стороны властей. В 1931 году по сфабрикованному делу за организацию антисоветских выступлений он был приговорен к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, где в 1932 году, по свидетельству очевидцев, был задушен надсмотрщиками.
 
В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».
Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.
 
В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.
 
В 1990 году Вышенский монастырь в плачевном состоянии был частично передан Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода бывшая Успенская пустынь стала именоваться Свято-Успенским Вышенским женским монастырем. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Нонна (Знаменская).
 
29 июня - праздник перенесения мощей святителя Феофана.
29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.
15 марта 2009 года было совершено освящение восстановленного Казанского собора, в который были перенесены мощи святителя Феофана и чудотворная икона Казанская Вышенская из Успенской церкви.
 
28 июня 2010 г. в Свято-Успенском Вышенском монастыре состоялось освящение храма в честь Богоявления (имя Феофан в переводе с греческого означает «Богоявленный»). В этом храме святитель Феофан ежедневно служил Литургию в течение 22-х лет, когда пребывал в затворе.
Освящение храма, музея святителя Феофана, а также архиерейских покоев совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
Келейный корпус, в котором находится домовая Богоявленская церковь.
Домовый храм в затворе святителя Феофана, лично им устроенный в 1872 г.ти после смерти святителя в 1894 г. упразднённый. В 2000 г. кирпичный корпус келий, где жил святитель, передан верующим.
 
Святыни
 
Мощи святителя Феофана были обретены в 1973 г. на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря, протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преп.
Мощи Феофана Затворника
 
Казанская Вышенская икона Божией Матери.
Вышенская икона Казанской Божией Матери есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита. Самые ранние сведения о ней восходят к началу XIX столетия, а именно к 1812 году. Из уст в уста сохранилось следующее сказание, проясняющее, каким образом эта икона явилась главной святыней Вышенской обители и стала называться Казанской Вышенской.
Казанская Вышенская икона Божией Матери
 
Ковчег с мощами Пр. отцов Киево-Печерских святых в ближних и дальних пещерах почивающих.
 
Икона Свт. Иоанна Шанхайского с частицей мощей.


 
Подворье Свято-Успенского Вышенского женского монастыря на Быковой Горе
 
В 2004 году Быкова Гора получила статус подворья Свято-Успенского Вышенского монастыря. Настоятельницей подворья была назначена монахиня Варвара (Знаменская). По-прежнему на Быковой Горе ведется подсобное хозяйство, имеется обустроенная гостиница для паломников, постепенно ведутся ремонтные работы жилых зданий. Сестры, проживающие на подворье, ежедневно ездят на богослужение в монастырь.
Обеспечивая монастырь необходимым, подворье получает от него ощутимую молитвенную поддержку. Таким образом, взаимообогащая и поддерживая друг друга, монастырь и подворье, насчитывающие в настоящее время 25 сестер, образуют гармоничное единство, каждый в своей мере служа общему делу возрождения былой славы некогда всероссийской православной святыни — Свято-Успенского Вышенского монастыря. Как и во дни святителя Феофана, монастырь щедро делится своим духовным богатством с каждым, приходящим в него. Хотя и медленно, но обретает он свой прежний статус крупного духовно-просветительского центра.
 

 

Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (15.08.2012)
Просмотров: 7989 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz