ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 28.03.2024, 16:05
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Михайловский Покровский женский монастырь
Михайловский Покровский женский монастырь
 
Рязанская обл., Михайловский район, г. Михайлов
 
Число насельниц – 15 человек.
Адрес сайта - http://mihailov-pokrov.ortox.ru/
 
«Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшеное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».

Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте – в 14 километрах от Переяславля Рязанского (совр. Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого.
Первой игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова.
Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте 1 декабря 1506 года.
Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель.
К 1819 году весенние паводки – стали грозить полным разрушением как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.
Положение дел было описано игуменией с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем, чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам..., покоющимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».
24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игумении монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова.
По получении указа на новом месте начались строительные работы . Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики-срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти в 26 метров. Как уже упоминалось ранее, кладбищенская церковь Воскресения Христова была передана женской обители. Но храм оказался недостаточно вместительным, поэтому возникла необходимость в постройке нового.
 
Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1848 году – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая Чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений.
 
В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890 гг.) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841 гг.) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.
Блаженная старица Евдокия поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила в нем примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и многом другом. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом.
В 20-х годах ХIХ века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев. Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко Господу и своим ближним принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с Черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно-нравственной жизни.
Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго – до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник.
К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником.
Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна.
 
Современное состояние
 
Западная стена Покровского женского монастыря. В центре - хозяйственные ворота.
Летом 1999 года Покровскому монастырю, благолепно устроенному за время своего существования, исполнилось бы 180 лет. Но вынужденный перерыв в жизни монастыря все же не был его печальным концом. Впервые за 80 лет запустения, в праздник Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля), было совершено Всенощное бдение в часовне, построенной на том месте, где когда-то стоял монастырь.
Покровская церковь. 2001 г.
Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры с шатровой колокольней. Построена в 2001 г., освящена в память разрушенного Покровского собора.
Церковь-часовня иконы Божией Матери Взыскание Погибших. 1998-1999 гг.
Маленькая деревянная церковь-часовня простой архитектуры. Сооружена в 1998-1999 при начале воссоздания монастыря.
 Ярус звона колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Спустя немного времени потихоньку затеплилась монашеская жизнь на Черной горе. В 2001 году был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором сразу же наладилась ежедневная литургическая жизнь. Зазвенели колокола новой храмовой колокольни, возвещающие о возрождении древней михайловской святыни. 2 июля 2005 года была совершена закладка камня на месте взорванного в 1954 году Покровского собора.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичный двухэтажный храм, сооружённый в 1825-1836 гг. и расширенный в 1866-1879 гг. Большое однокупольное здание в стиле классицизма, интересное декоративным пятиглавием на куполе. Внизу помещался храм Софии Премудрости (1830 г.) с Предтеченским (1832 г.), Никольским (1848 г.) и Взыскания Погибших (1878 г.) приделами, вверху - холодный Покровский престол. Закрыт вскоре после революции, взорван в 1954 г. Заложен вновь в 2005 г., в настоящее время идёт кладка стен.
На сегодняшний день в Покровской обители, по милости Божией, совершается положенный круг богослужения, установлен молитвенно-трудовой ритм повседневной жизни. Ежедневный труд монастырских насельниц складывается из различных послушаний: в храме, в трапезной, на скотном дворе, на огороде и многих других.
Через несколько лет заброшенная прежде местность неузнаваемо преобразилась. Выросли жилые и хозяйственные постройки. Заложен монастырский сад. Но все же работы в обители всегда много. Так что желающие могут поучаствовать в возрождении монастыря, да и просто потрудиться на послушании для спасения своей души и своих близких.
 
Церковь Иоанна Богослова
Заложена в 2007 г.Кирпичная постройка, завершенная ярусом звона.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы на восточном фасаде надвратной церкви Иоанна Богослова
 
 
Церковь Воскресения Христова. Деревянная однокупольная кладбищенская церковь, построенная в 1808 г. на Чёрной горе на окраине Михайлова. В 1819 г. к ней был переведен Покровский женский монастырь. Закрыта в 1929 г., позже сломана.
 
Престольные праздники
- В честь:Покрова Пресвятой Богородицы;
- в честь Иконы Божией Матери "Взыскание погибших".
 
Святыни
- Особо чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших".

 
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Михайлов. Богородицкая Монастырская церковь. 1756-1761 гг.
Кирпичный храм, выстроенный в 1756-1761 гг. Двусветный одноглавый четверик с небольшой трапезной и шатровой колокольней, декор выдержан в духе зодчества XVII в. Никольский придел пристроен в 1814 г. Закрыт не позже 1930-х гг. Отреставрирован во 2-й пол. ХХ в., придел разобран. В 1990 г. возвращён верующим.
В 1-й пол. XVII в. тут существовал мужской, а с 1669г.  до 1764 г.- женский Рождественский Высоцкий монастырь.
В настоящее время - подворье Покровского Михайловского монастыря.
 
Церковь Рожества Христова в городе Михайлов. 1798-1817 гг.
Кирпичная церковь с декором в духе провинциального барокко, сооруженная в 1798-1817 гг. Трехсветный одноглавый четверик с трапезной, перестроенной во 2-й пол. XIX в., и двухъярусной колокольней в стиле классицизма. В трапезной Никольский придел. Не закрывалась.
 

 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (11.08.2012)
Просмотров: 3700 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz