Иоанно-Богословский мужской монастырь села Пощупово
Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста
Иоанна Богослова расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.
Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему.
Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества - Рязани (старой) - вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из "кошта" архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.
В ХVI - первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место - село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.
Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не давали возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50-е годы XVII века строятся каменные ограда и Святые ворота по проекту московского зодчего Юрия Корнильева Ершова. Фрески такой древности сохранились в Рязанской области только в 2-х местах: в Певческом корпусе Рязанского кремля и в Святых вратах Иоанно-Богословского монастыря.
В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Иоанно-Богословский собор. 1689 г.
Мозаичная икона на фасаде собора Иоанна Богослова
Мозаичная икона Иоанна Богослова на апсиде Иоаннобогословского собора
Главный (холодный) собор монастыря. Под его алтарной частью находится храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В усыпальнице погребены последние настоятели монастыря, управлявшие им вплоть до 1930-х годов.
В соборе хранилась древняя чудотворная икона Иоанна Богослова, принесенная на Оку из Византии.
Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Кости из уничтоженного большевиками некрополя.
Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Белое надгробие - архимандрита Авеля (Македонова), принявшего монастырь после советского разорения, стараниями которого он был восстановлен.
Храм-усыпальница, освященный во имя Серафима Саровского, Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских, пристроенный к собору Иаонна Богослова. Надгробия последних настоятелей монастыря.
Из каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.
В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.
После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает лишь во второй половине XIX столетия.
В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н.В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862 года.
Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865 г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, а затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря – с аскетически строгими правилами.
В 1868-1870 годах на средства Д.И. Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868–1878 годах – новый трехэтажный братский корпус.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Фрагмент фаянсового киота в Успенском соборе
Фаянсовый киот в Успенском соборе
Интерьер Успенского собора
Вне монастырской ограды в 1867 г. были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности также предоставлялись за счет монастыря.
Уже после смерти Д.И. Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 80-метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII-XVIII веков.
Колокольня
Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.
В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года. Тогда и началось восстановление.
За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной, в древнерусском стиле, иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Отреставрирован Успенский храм. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца.
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская. XVII в.
Церковь Тихвинской иконы Богоматери, Николая Чудотворца и царя-страстотерпца Николая устроена в нижнем ярусе малой шатровой колокольни.
Старинный колокол перед входом в Тихвинскую церковь
Ворота ограды
Святые ворота
Главки над Святыми воротами
В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
Иверская часовня. XVII в.
Часть интерьера Иверской часовни
На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская».
В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.
Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская костница, а также здесь погребен почивший в 2006 году архимандрит Авель (Македонов).
Деревянный дом наместника с домовой Знаменской церковью
Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.
Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.
Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.
В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.
Престольные праздники
21 мая, 9 октября – дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя и чудотворца Николая;
10 декабря – иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»;
9 июля – иконы пресвятой Богородицы «Тихвинская»;
22 ноября – иконы пресвятой Богородицы «Скоропослушница»;
6 мая, 16 и 23 ноября, 9 декабря – дни памяти великомученика Георгия Победоносца;
17 июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев;
9 августа – день памяти великомученика и Целителя Пантелеимона;
15 января, 1 августа – дни памяти преподобного Серафима Саровского, чудотворца;
24 октября – день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского.
Братский корпус с домовой Борисоглебской церковью
Домовая однопрестольная церковь в братском корпусе.
Братский корпус с Борисоглебской церковью
Мозаичный образ Богородицы на фасаде Борисоглебской церкви
Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в братском корпусе
Церковь на втором этаже братского корпуса.
Внутренний двор Иоанно-Богословского монастыря
Ограда и башни монастыря
Монастырское подворье
Подворье Иоанно-Богословского монастыря находится в Рязани неподалеку от центральной площади города. Оно занимает помещение на первом этаже старинного купеческого дома.
Подворье было открыто в феврале 1994 г. по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского (ныне покойного митрополита) Симона (Новикова).
Поначалу здесь располагались Воскресная школа и иконная лавка от Иоанно-Богословского монастыря, а также редакция газеты "Благовест".
В конце 90-х годов Воскресная школа и редакция "Благовеста" были переведены в другие, более просторные помещения в центре города, а на подворье продолжила свою работу иконная лавка обители.
Её наружный вид и убранство отличается хорошим, располагающим к себе оформлением, а, самое главное, содержимым своих полок и стеллажей.
Здесь отыщется всё необходимое для посетителей разных духовных возрастов и наклонностей – разнообразные, прекрасно изданные православные книги, иконы, свечи, церковная утварь.
Посетители непременно смогут найти для себя что-нибудь полезное, а также подобрать прекрасный подарок для всякого человека – от священнослужителя до неофита, делающего в Церкви только первые шаги; заказать требы для совершения их в обители.
Внимательные служащие подворья будут рады ответить на Ваши вопросы и при необходимости подать добрый совет.
В стенах подворья находится чтимая икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая первоначально пребывала в приходском Николо-Иоанновском храме, стоявшем поблизости от Богословской обители в с. Пощупово.
В середине 20-х годов ХХ в. храм был закрыт и со временем почти полностью разрушен.
Перед чтимым образом можно поставить свечи и помолиться апостолу любви Иоанну Богослову.
Святой источник около села Пощупово
Старая купальня в Пощупове (сейчас её нет)
Новая Купальня в Пощупово
Каменная часовня Иоанна Богослова над святым источником
Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года. В 1874 году над источником была построена увенчанная пятью главами часовня, до наших дней не сохранившаяся.