ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 11.10.2024, 17:30
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

7. Новое Хеттское царство. Мурсили III, Хаттусили III
Новое Хеттское царство
1.460 - 1.200 гг. до н.э.
 
Мурсили III
Оттиск царской печати Мурсили III
Мурсили III (хет. Мурсилис) — царь Хеттского царства, правил приблизительно в 1282 — 1275 годах до н. э. Сын Муваталлиса от наложницы. Больше известен под своим личным хурритским именем — Урхи-Тешшуб. Урхи-Тешшуб продолжал вести войну с Египтом. После 7 лет правления против Урхи-Тешшуба восстал его дядя Хаттусилис. Поддерживаемый дружественными ему племенами каска, Хаттусилис запер Урхи-Тешшуба в городе Самухе и тот вынужден был сдаться в плен. Хаттусилис сослал его в ссылку в Нухашше. Но тут Урхи-Тешшуб завёл интригу с Вавилоном против Хаттусилиса и был поэтому удален из Нухашше и послан «в сторону моря» — темная по смыслу фраза, которая может быть иносказательно говорит об острове Кипр. Из другого документа известно, что Урхи-Тешшуб жил в чужой стране, и это вполне мог быть Кипр, откуда он, видимо, вступил в переговоры с Египтом.
Оттиск печати Урхи-Тешшуба и Тану-Хепы
 
Хаттусили III
Царская печать Хаттусили III
Хаттусили III — царь Хеттского царства, правил приблизительно в 1275 — 1250 годах до н. э. Сын Мурсили II, младший брат Муваталли.
 
Восхождение на престол
 
В Богазкейском архиве сохранилось составленное им жизнеописание, в котором он изложил свой жизненный путь от немощного мальчика — «конюшего» (придворный титул) до царя. Будучи правителем Верхней Страны, Пала, Туманна и ряда других областей, Хаттусили, в то время как его царственный брат находился в Таттассе, стал фактически неограниченным господином в северо-западных районах Хеттской империи. Наиболее важным его достижением в то время было то, что он отвоевал у каска священный город Нерик, где и числился жрецом. Часть замирённых им каска он сплотил вокруг себя и между прочим выступал во главе их в битве при Кадеше. Его резиденцией был город Хакмис, куда был сослан опальный царь Амурру Вендишена. Справедливо полагая, что тот ему впоследствии пригодится, Хаттусили обласкал Вендишену и даже женил своего сына Нериккаили на дочери Вендишены, а свою дочь Гассулиявию отдал в жены самому Вендишене. Впоследствии, став царём, Хаттусили возвратил его на трон Амурру. Муваталли одно время опасался Хаттусили, но тот сумел оправдаться. Свои честолюбивые замыслы он высказал лишь при его сыне Урхи-Тешшубе. Опираясь на верные ему племена каска, Хаттусили поднял против Урхи-Тешшуба восстание, сверг его с престола и сослал в ссылку в Нухашше.
 
Хеттское царство наращивает свою мощь
Хаттусили с богом погоды (слева), Пудо-Хеба с богиней солнца. Каменный рельеф в Фирактине
 
При Хаттусили была восстановлена мощь Хеттского царства. Он вновь вернул столицу в Хаттусу, которая была, по-видимому, полностью разорена племенами касков, когда его брат Муваталли находился на юге. Город был заново отстроен, архивы переписаны. В начале царствования у Хаттусили возникли трения с Египтом, и союзник хеттов царь Вавилона Кадашман-Тургу обещал Хаттусили даже военную помощь в случае войны. После смерти Кадашман-Тургу (ок. 1274 г. до н. э.) отношения с Вавилоном временно ухудшились, так как там при малолетнем сыне Кадашман-Тургу Кадашман-Эллиле II всю реальную власть захватил его визирь Итти-Мардук-балату, настроенный против союза с хеттами. Имеется письмо Хаттусили к молодому Кадашман-Эллилю в котором он жалуется, что с момента восшествия на престол тот перестал посылать своих послов в Хеттское царство. Видимо, к этому приложил руку и изгнанный Урхи-Тешшуб, т. к. в одном тексте говорится, что за время пребывания в Нухашше Урхи-Тешшуб завёл интригу с Вавилоном. Но впоследствии отношения хеттов с Вавилоном наладились.
 
Хеттские цари стали называть себя - "Герой, любимец бога...". Это выражение встречается в автобиографии Хаттусили III: "Богиня, госпожа моя (обращение к великой хеттской богине Фыракдыне), всегда держала меня за руку. Я был тем человеком, кому была явлена власть богини, и перед лицом богов в божественном чуде я шёл. Мне не случалось делать дурного дела человеческого".
Жена Хаттусили III, царица Пудухепа, играла выдающуюся роль в делах государства и постоянно упоминается вместе с мужем во всех государственных документах. Она даже вела самостоятельную переписку с царицей Египта. Текст договора с Египтом свидетельствует, что у неё была собственная официальная печать, на которой она изображена в объятиях великой хеттской богине Фыракдыне.
 
Отношения с Ассирией
 
Наибольшую опасность для Хеттского царства в это время представляла Ассирия. Ассирийский царь Салманасар I углубился в области Армянского нагорья, угрожая хеттским владениям со стороны Верхнеевфратской долины. Хаттусили пытался поддержать митаннийского царя Шаттуару II в его борьбе против Ассирии. Полный разгром Митанни Салманасаром и его продвижение к Каркемишу ускорили заключение мирного договора между хеттами и египтянами (ок. 1270 г. до н. э.), а также возобновление союза хеттов с Вавилоном. По совету Хаттусили Кадашман-Эллиль II даже вторгся в Ассирию, но потерпел поражение.
 
Политические браки с египетским фараоном
 
Через 13 лет (ок. 1257 г. до н. э.) мирный договор с Египтом был скреплён браком старшей дочери Хаттусили III с фараоном Рамсесом II. Позже ещё одна хеттская царевна была послана в гарем старому фараону с богатейшими дарами: табунами лошадей и стадами скота из военной добычи, захваченной у племен каска, в Арцаве и других местах.
 
Положение на западе страны
 
Небольшой фрагмент - всё, что сохранилось от анналов Хаттусили, - говорит о том, что на западе страны положение было не таким благополучным. Вероятно, пришлось совершить какие-то военные операции против старого врага — царства Арцава. Также Хаттусили воевал со страной Лукка, а «Страна Реки Сеха», по всей видимости, всё это время оставалась под властью хеттов. Под конец царствования Хаттусили царь Аххиявы лично вступил, возможно, с враждебными намерениями, на территорию одного хеттского вассального царства. К сожалению, подробности всех этих событий нам неизвестны.
Хаттусили был женат на дочери жреца в столице Киццувадны хурритке Пудо-Хеба. Правил около 25 лет.
РЕЛИГИЯ
 
Хетты поклонялись не только своим богам, но и богам соседних народов и партнёров по торговле.
Частью своей культуры хетты и греки обязаны атлантам/хаттам. Образ бога Убеллури титаническо-атлантического происхождения. Боги атлантов - это боги титанического прошлого.
"Эя обратился к Убеллури:
"Не знаешь разве ты, о Убеллури?
Никто не принёс тебе весть?
Разве ты не знаешь его, быстрорастущего бога,
Которого Кумарби сотворил против богов?
И что Кумарби воистину замышляет смерть Тешубу?
И воздаёт ему соперника?
Оттого, что ты далёк от тёмной Земли,
Ты не знаешь этого быстрорастущего бога?"
Убеллури стал отвечать Эе:
"Когда Небо и Земля были построены на мне,
Я не знал ничего.
Когда случилось, что Небо и Земля были отделены
Друг от друга резаком, этого я тоже не знал.
Теперь, что-то жмёт моё правое плечо,
Но я не знаю, кто он, этот бог!"
Когда Эя услышал эти слова,
Он повернул Убеллури правым плечом:
Здесь, на правом плече Убеллури,
Стоял Камень, как меч!
 
Часть культуры хеттов похожа на греческую. Кумарби, так же как и "Кроноса, свергает с престола его сын Тешуба. Свергнутый Кумарби решает отомстить сыну, он пытается поставить царём вместо Тешубы порождённое им чудовище Улликумми. Это чудовище в виде каменной горы начало расти в море. Вскоре гора увеличилась до таких размеров, что закрыла солнце. Чудовище не внимало увещеваниям богов и готово было уничтожить мир.
Тогда в спор вмешался мудрый бог Эя. Он отправился к великану Убеллури, держащему на плечах небо. У хеттов главная функция Убеллури - поддерживание неба - даётся титану не в наказание, она присуща ему изначально".
Они почитают дерево, которое даёт бессмертие... Обряды, связанные с почитанием дерева, являлись существенной частью религиозной практики хеттов. Бог Телепинус - умирающий и воскресающий земледельческий бог, который напоминает Осириса и славянского Кощея. Хетты перед изображением умирающего и воскрешающего бога Телепинуса воздвигали вечнозелёное дерево (иву) - "с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир ,внутри него-зерно бога полей и вино, внутри него - бык и овца, внутри него помещаются долгие годы жизни..."
У побеждённого Вавилона они заимствовали бога Ваала. В поздней, развитой мифологии хеттов появляются вкрапления переднеазиатских культур и верований. Часть пантеона хеттских богов пришли к хеттам от шумеров - например, бог моря и разума Эя, который предупредил Ут-Напиштима (шумерского Ноя) о потопе.
есь сонм богов хетты изображали обычно шеренгами.
На различных памятниках хеттский царь чаще всего изображён исполняющий функции жреца. В Аладжа-Хююке мы видим его молящимся, с руками, воздетыми в приветствии перед изображением быка (символа бога Грозы), а в Малатье - совершающим возлияние перед самим великим богом Грозы Хатти. На этих и на всех других памятниках он изображён в особом длинном одеянии, доходящем до лодышек. Поверх него царь облачён в накидку, проходящую под одной рукой и перекинутую через другую. Конец накидки свободно свисает спереди. На голове у царя, видимо, надета плотно сидящая шапочка, а в руках длинный посох.
Олень был священным животным того бога, которому поклонялись в хеттские времена во всей Анатолии.
 
ИСКУССТВО
 
Хетты чуть ли не первыми овладели в эпоху бронзы секретом производства железа. Изделия из него ценились выше золота. Тогдашние цари и вожди всеми способами старались заполучить из Анатолии железный кинжал. Их ковали вначале из метеоритов-падающих с неба кусков металла, позже хетты научились добывать и плавить руду. Производство клинков, перед которыми не мог устоять ни один бронзовый, сразу же снискало этому народу известность у соседей и обогатило государство.
Миниатюра из слоновой кости; танцующий бог. Культовый сосуд в форме двуглавой уточки. Сосуд из Кюльтепе VIII век до н.э.
Самой высокоразвитой формой искусства в начале II тыс. до н.э. в Анатолии была глиптика, представленная отпечатками цилиндрических печатей на табличках сирийских торговых колоний. Цилиндрическая печать это небольшой каменный цилиндр, просверленный по оси для нанизывания. На боковой поверхности выгравирован рисунок, дающий отпечаток при прокатывании цилиндра. Это было месопотамское изобретение и были распространены ассирийскими колонистами.
 
ПИСЬМЕННОСТЬ ХЕТТОВ
 
Хетты для ритуала использовали хурритский язык (семитский, вавилонский), на котором не говорили. Вся хурритская письменность была только для религиозных дел, и ни для каких более.
Хетты использовали удобную клинопись, а микенцы овладели письменностью - "линейным письмом Б". Критская грамота считалась слишком вульгарной для переписки с царями соседних стран. Поэтому вся их дипломатическая корреспонденция велась на общепринятой тогда клинописи. Правители Микен, переписываясь с хеттами, прибегали именно к помощи клинописи.
В одном из писем хеттский царь Хаттусили II очень осторожно, уповая на понимание, сетует царю Ахиявы (хетты Микены называли Ахиява), что тот не мог дать решительный отпор проискам некоего Пиямараду. Речь идёт о внуке царя Арцавы, небольшого государства на западном берегу Малой Азии со столицей в Апасе (Эфесе). Его страна постоянно враждовала с хеттами, и в конце концов царь бежал в Ахияву, спасаясь от хеттской угрозы. Его внук строил козни хеттам на всем побережье Малой Азии-от Вилусы (Вилиос - Илион - Троя) и Лазбы (Лесбос) до Миллаванды (Милет). Воины Пиямараду нападали на Вилусу и Лазбу, уводили их жителей в рабство и доставляли в Миллаванду - город, который был своего рода форпост микенских греков в Малой Азии.
Один из пострадавших правителей пишет жалобу правителю хеттов Муваталли II, датируемую ок. 1.300 г. до н.э. В ней он говорит, что Пиямараду напал на Лазбу и увёл оттуда ремесленников в Миллаванду.
Хетты пользовались восьмью языками.
Хеттские писцы применяли шумерские и вавилонские включения в чисто хеттские тексты. Включений было так много, что иногда хеттские слова терялись в них как несущественные.
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
 
Хеттские цари именовались "великий царь, табарна". Титул "великий царь" на языке дипломатии означал, что хеттский царь претендовал на то, чтобы считаться одним из великих правителей своего времени, властвующий над менее значительными царями. Титул "табарна" носил только здравствующий монарх.
В поздний период империи "табарна" обычно заменяется титулом, означающим "моё солнце". Эта форма обращения была заимствование из царств Митанни и Египта вместе с крылатым солнечным диском как символом царской достоинства.
Несмотря на могущество царя, все важнейшие решения принимались лишь после утверждения их царским советом. Даже начало войны было в руках совета. Таков главный государственный документ царства хеттов-эту "конституцию" составил царь Телепину (ок. 1.400 г. до н.э.). На совет собирались родственники царя, придворные, высшие чиновники, военачальники и старшие телохранители. Царь не имел права казнить члена совета, даже не подчинившегося его воле. За самые же тяжкие преступления судил не царь, а совет. Каждое утро собирался он, чтобы решать насущные дела государства. Сословие воинов, обогащавших страну награбленным в походах и приводивших тысячи пленных рабов, пользовалось правовой снисходительностью. Но тем не менее за убийство чужого раба воин отдавал четырёх своих. Хозяйство страны держалось на труде рабов, и к ним закон относился со всей суровостью. За неповиновение, колдовство против хозяина, бегство рабу грозила смерть.
Хеттское царство отличал очень высокий уровень централизации власти. Самые незначительные перемены в жизни какой-либо провинции обязаны были получить одобрение столицы. На окраинах империи всегда кипели сепаратистские страсти. Поэтому каждый новый царь должен был как бы заново строить царство: в одних случаях - силой, в других-подачками: землёй, рабами, должностями. Коррупция процветала. Многочисленные сыновья царя после его смерти всеми способами старались захватить трон, хотя закон предписывал сажать на царство перворожденного сына. Активную роль в дворцовых распрях играли женщины - жёны, матери царей.
В чрезвычайно независимом положении находилась царица. Её титул - "таваннанна", образованный от имени её прародительницы, жены царя табарны, наследовался только после смерти её предшественницы.
Поэтому, пока царица-мать здравствовала, жена нового монарха могла называться только женой царя. Хеттские царицы представляются, как правило, сильными и не всегда приятными личностями.
В этом смысле особенно отличалась вдова царя Суппилулиума, которая причинила много неприятностей своему сыну Мурсули II,что тот был вынужден изгнать её из дворца, и это послужило причиной её смерти.
В государственном строе Хеттского царства существовал и такой институт, как древний панк ("толпа"), то есть, собрание воинов. Но в его состав после реформы Телепину уже входили не все воины, а лишь привилегированная их часть-телохранители царя и начальники тысяч, наряду со знатью, входившей в тулию (совет).
Реформированный Телепину панк, подобный народному собранию племенных демократий, являлся во время войны высшим органом власти, который имел право требовать от царя, чтобы он притеснял врагов, а не прощал их.
В мирное время "толпа" имела право "свободно говорить" о преступлениях царя, которые карались по решению тулии.
 

 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (07.08.2012)
Просмотров: 2768 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz