ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 26.04.2024, 01:11
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

2.Древнее Хеттское царство. Хаттусили I
 
ДРЕВНЕЕ ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
1.650 - 1.450 гг. до н.э.
 
Ок. 1740 г. до н.э. хетты начинают объединение в единое царство.
Основателями Трои-VI (ок. 1700 г. до н.э.) по происхождению были лувийцами - одним из индоевропейских народов, который наряду с хеттами переселились в Анатолию. Троя становится частью анатолийской (хеттской) цивилизации.
В Трое нашли бронзовую печать с надписью - первый письменный памятник, встреченный там. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. В то время лувийский язык был широко распространён на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты.
 
Кантуцилли.
 
Пухасума (Пухасумас, он же Пу-Шаррума) — правитель Хеттского царства со столицей в городе Куссар (XVI век до н. э.). Сын Тутхалии I. Преемник царя Кантуцилли. О его правлении ничего не известно. В городе Санахвуитта Пухасума назначил своим преемником Лабарну I (своего сына, а, возможно, и своего зятя). Однако вельможи нарушили волю Пухасумы, и, после смерти последнего в обход завещания, возвели на трон государства его сына, Папахдилму (он же Павахтелмах).

Папахдилма (Папахдилмас, он же Павахтелмах) — правитель Хеттского царства, когда его столицей был ещё город Куссар (кон. XVI век до н. э.). Преемник царя Пухасумы (он же Пу-Шаррума). Папахдилма был возведен на трон вельможами в обход завещания царя Пухасумы. Правил Папахдилма, видимо, недолго. Он был свергнут Лабарной I, которому Пухасума и завещал трон. Борьба за престол, видимо, носила крайне ожесточённый характер и даже вероятно вылилась в гражданскую войну. В «Завещании Хаттусили I», написанном спустя поколение после этих событий, чувствуется крайняя напряжённосить обстановки.
«Так было со словами моего деда Пухассумы. ... Разве его сыны не отложились от него? Мой дед своего сына Лабарну в городе Санахвуитта отметил как своего наследника. Потом же его подданные и сановники перечили словам его и посадили на престол Папахдилму. Сколько лет с тех пор прошло и сколько из них уцелело? Дома сановников — где они? Разве они не исчезли?».

Лабарна I (Лапарнас) — царь Хеттского царства, правил приблизительно в 1680 — 1650 гг. до н. э. Сын Папахдилмы. Не сохранилось ни одной подлинной надписи этого царя.
Согласно хеттской исторической традиции Лабарна I считается основателем древнехеттской династии.
Лабарна I почитался хеттами как основатель их царства, по его имени титуловались цари, хотя по полному списку царей он был далеко не первый. Имя Лабарна было взято последующими хеттскими царями в качестве титула — «табарна» (подобно антич. «кесарь» — производное от Цезарь).
В завещании его преемника Хаттусили I сообщается о борьбе Лабарны I с сановниками, выдвинувшими на престол Папахдилмаса. Более поздние источники, например «Указ Телепинуса», сообщают, что Лабарна I был удачливым завоевателем. Первоначально, правя лишь в Куссаре (старинной хеттской столице), Лабарна покорил города Хуписна (отождествляется с античной Кибистрой), Туванува (античная Тиана), Ненасса, Ланда, Цаллара, Пурусханда и Лусна (античная Листра) и назначил сыновей правителями этих городов. Лабарна совершал походы и ещё дальше. На юге он овладел северными склонами Таврского хребта, а на севере, по-водимому, вышел к побережью Черного моря, расширив таким образом границы Хеттского царства «от моря до моря» (то есть от Средиземного до Черного морей). Из позднейшего договора между хеттским царём Муваталли II и Алаксанду, царём Вилусы (отождествляемой с Илионом, столицей Троады — царства Трои) видно, что Лабарна I доходил и до этой отдаленной области Малой Азии.
При Лабарне большим влиянием пользовалась царица Тавананна упоминаемая царскими списками поминальных жертвоприношений, как родоначальница династии, и, вероятно, сестра Лабарны. Подобно Лабарне, Тавананна также передала свое имя в качестве титула будущим хеттским царицам, являвшимися верховными жрицами. Причём, не всякая жена царя становилась тавананной, так как этот титул был пожизненным и его могла носить и вдовствующая царица; правящая царица-жрица тавананна имела свой двор, доходы и играла важную культовую и политическую роль, на какую не могла полностью претендовать молодая царица.
Существует предположение о тождестве Лабарны с Хаттусили I. К тому же царица Каттуси называется супругой то Хаттусили, то Лабарны.
 
Хаттусили I
 
Лабарна II (Хаттусили I; Лапарнас, Хаттусилис) — царь Хеттского царства, правил приблизительно в 1650 — 1620 гг. до н. э. Внук царя Куссара Пухасумы (Пу-Шаррумы); сын дочери Пухасумы и брата Тавананны, жены его предшественника Лабарны I.
В титулатуре Хаттусили подчёркивалось, что он сын брата Тавананны, из чего ясно, что именно с личностью этой царицы были связаны его права на престол. Когда Хаттусилис вступил на трон, его отец был ещё жив. При жизни Лабарны I Хаттусили, по-видимому, правил городом Санахвитта. Первоначально Хаттусили носил царское имя Лабарна (II); новое тронное имя Хаттусили (досл. «Хаттусский») он получил потому, что из стратегических соображений перенёс центр своего царства из Куссара на север в Хаттусу.
 
Подчинение Северной Сирии
 
Хаттусили был одним из виднейших царей-завоевателей Хеттского царства. Уже в первый год своего правления он предпринял поход против города Санвитта (аккад. Шахуитта). Хетты опустошили окрестности этого города, но сам город разрушен не был. Оставив гарнизоны своих воинов в этой области, Хаттусили двинулся против города Цальпы (это не та Цальпа, которая расположена в Центральной части Малой Азии, а другая Цальпа, аккад. Цалбар, на подступах к Северной Сирии), захватил этот город и полностью разрушил его. Захваченные трофеи, в виде статуй богов и ценностей, были переданы в дар Солнечной богине Вурунсему в город Аринну, храму Бога Грозы Тару и храму Меццулы.
На следующий год Хаттусили вторгся уже в Северную Сирию. Согласно своим анналам, Хаттусилис захватил город Алалах (хет. Алалха) и разрушил его. Но археологические раскопки не подтверждают разрушение города во времена правления Хаттусили. Современником Хаттусили являлся царь Алалаха Аммитакум, после которого правили ещё два его преемника Хаммурапи и Иркабтум. Археологический слой, который соответствует правлению Иркабтума, носит следы разрушений, но это надо уже отнести ко времени правления приемника Хаттусили Мурсили I. Вероятно, этот поход был предпринят с целью ограбления и захвата добычи, и Хаттусили не ставил себе в задачу разрушить город. Затем Хаттусили осадил хорошо укреплённый город Уршу (хеттск. Варсува), расположенный на правом берегу Евфрата, севернее Каркемиша. Так как с ходу взять Уршу хеттам не удалось, они занялись опустошением близлежащих районов; захватили города Игакалиш (хеттск. Икакали), Тасхинию; возможно, что в это время хетты подчинили и Лухуццантию (позднее Лаваццантия), которая согласно тексту об осаде Уршу уже находилась в руках хеттов. Сосредоточив большие воинские силы (анналы Хаттусилиса упоминают 80 боевых колесниц и 8 войск) и применив все достижения военной техники того времени (башни, тараны, «гору», окопные работы), хеттам удалось взять и Уршу. Северная Сирия конца XVII века до н. э. была страной более богатой, чем Малая Азия и здесь, помимо обычных стад, Хаттусили захватил много серебряных скульптур и других ремесленных изделий, которыми затем украсил строившиеся им храмы и дворцы.
 
Вторжение хурритов
 
На 3-м году своего правления Хаттусили предпринял поход в страну Арцаву, на запад Малой Азии. Но в то время, когда войско хеттов во главе с царём вело войны в Арцаве, хурриты из Ханигальбата (в Северной Месопотамии) вторглись в пределы Хеттского царства, в результате чего отложились многие подвластные хеттам восточные области (начало 4-го года правления Хаттусилиса). Анналы Хаттусили говорят, что только город Хаттуса остался верен ему. Вероятно, митаннийцы были призваны на помощь мелкими царьками Малой Азии и Северной Сирии, которые сами не располагали войсками, способными остановить наступление хеттов. Один фрагментарный древнехеттский текст прямо сообщает о призвании хурритов на помощь страной Иланцуру (расположена к западу от Евфрата, в направлении Хальпы). Текст говорит, что: «когда мы (то есть хетты) страну Иланцуру притеснили (то есть поставили перед угрозой завоевания), то царь Иланцуры к царям (то есть племенным вождям) войска Хурри — к Уванти, Урутитти, Арка[…] и Увагаццани обратился за помощью, и в качестве подарков послал им золотые кубки». Не исключено, что хурриты нанесли удары тогдашней столице — Куссару, а также другим крупным городам хеттов. Возможно, что именно это нападение послужило решающим поводом для перенесения политического и административного центра из Куссары в Хаттусу.
 
Подавление мятежей вызванных нашествием хурритов
 
Хаттусили отразил нашествие хурритов и приступил к усмирению подвластных стран, восставших во время их нашествия. Уже в том же 4-м году он добился покорности от города Ненассы, который добровольно отворил ему ворота. После чего хетты двинулись в страну города Ульма (Уламма, Уллумма), в двух сражениях разгромили мятежников, опустошили страну и разрушили город. На обратном пути из Ульмы, Хаттусили сжег город Салахсуву (возможно аккад. Шахшува), а его жителей обратил в рабство.
На 5-м году правления Хаттусили разрушил город Санахвитту после шестимесячной осады. Затем хетты захватили города Аппая и Уммая, причём последний подвергся полному разрушению. Потом они выступили против царя города Парманна, который возглавил коалицию антихеттских сил, но мятежники сдались без боя и отворили Хаттусили ворота. Захватив и разрушив город Алахха, Хаттусили возвратился в Хаттусу, уже как в свою столицу.
 
Возобновление войны в Сирии
 
Подавив мятежи в восточных и юго-восточных областях своего царства, Хаттусили возобновил военные действия против городов-государств Северной Сирии. Тут ему пришлось столкнуться с царством Ямхад (со столицей Халап/Хальпа), осуществляющем здесь местную гегемонию. На 6-м году Хаттусили захватил город Зарунти (хеттск. Царуна) и разрушил его. После чего хеттское войско выступило в поход против крупного города Хашшу (хеттск. Хассува). На помощь Хашшу поспешил царь Хальпы Яримлим III с двумя полководцами: Зуграши (хеттск. Цукраси) — начальником отрядов «Укуш» и Залуди (хеттск. Цалути) — начальником «войска Манды» (Умман-Манда — термин, то и дело появляющийся в клинописной литературе разных эпох, остаётся загадочным. Войско Манды издавна было полубаснословным наименованием северного, подвижного «варварского» народа, то одного, то другого в зависимости от исторических условий. В позднейшие времена им называли, то киммерийцев и скифов, то мидян, но кто им обозначался первоначально, неизвестно). В горах Адалур (к северу от Каркемиша) Яримлим был разгромлен и там, по-видимому, погиб, как об этом сообщает документ из алалахского архива, предводитель халапских отрядов «Укуш» Зуграши. Хеттское войско по пятам преследовало противника, через несколько дней переправилось через реку Пуруна (аккад. Пуран, возможно это Евфрат, хотя обычное хеттское название Евфрата это не Пуруна, а Мала) и нанесло ему поражение в его собственной стране. Город Хашшу был разрушен и предан огню, а Хаттусили лично отрубил голову сыну правителя этого города. После чего хетты заняли город Циппасна и подступили к городу Хахха (хеттск. Хаххум, около соврем. Самсата) и, выиграв три сражения на подступах к этому городу, захватили его. В своих анналах Хаттусили сообщает, что город Хахха не удалось сжечь даже Саргону Аккадскому, между тем как он, Хаттусили, не только сжёг Хахху, но впряг царя Хаххи и царя Хашшу, как упряжных быков в свою колесницу.
 
Мирный договор с Ямхадом
 
Анналы Хаттусили I описывают лишь первые годы, вероятно, первые 10 лет его правления, но из них видно, что хетты за эти годы нанесли чувствительные удары царству Ямхад. Крупные военные экспедиции против Ямхада имели место и в последующие годы, когда, по всей вероятности, и были разгромлены Каркемиш, Заруар, Хурпана, Аштата — северные союзники Халапа. Борьба против Ямхада носила весьм ожесточенный характер. Видимо, в одной из военных компаний против него Хаттусили был даже тяжело ранен, так как его преемник Мурсили I в своей надписи говорит, что он «отомстил Халапу за кровь отца». В конце концов, видимо, между хеттами и Халапом был заключен мирный договор. Плохо сохранившийся текст рассказывает вроде бы о том, что Яримлим III и его наследник Хаммураби, принесли Хаттусилису клятву верности.
 
Разлад внутри царской семьи
Хаттусилас перенес центр своего царства в Хаттусу, которая и осталась столицей хеттского царства и империи примерно до 1200 г. до н.э.
Государство Хаттусили было весьма рыхлым образованием. Даже на важнейших государственных чиновников и военачальников он не всегда мог полагаться. Заговоры и интриги постоянно потрясали семью самого Хаттусили. Сначала заговор устроил его сын Киццувас, правитель города Пурусханты. Заговор был раскрыт и заговорщиков схватили. Потом поднялись «рабы князей» и стали уничтожать «дома князей». Восстание подавили, но некоторые из сыновей Хаттусили в ходе его потеряли жизнь. Особенно осложнились семейные дела Хаттусили, когда царь постарел и стал часто болеть. Вначале поднялись жители городов Синахува и Убария, желавшие возвести на трон одного из сыновей Хаттусилиса. Хаттусилис подавил этот мятеж. Затем развел интриги сын Хаттусили Хуцция, правитель города Таппасанда (город на юге Малой Азии, в Лувии). Царю пришлось его сместить. Затем дочь Хаттусили и вельможи Хаттусы возмутили против царя столицу и развязали гражданскую войну. Хаттусили вышел в войне победителем и сослал дочь в Куссар, но она и там организовала заговор. Её схватили и лишил всех прав царевны. Желая положить конец интригам, Хаттусили назначил престолонаследником сына своей сестры — молодого Лапарнаса (III). Но тот затеял заговор с целью убийства царя. Хаттусилис схватил заговорщиков. Лапарнаса лишили всех прав члена царской семьи, а наследником трона и соправителем больного Хаттусили был объявлен несовершеннолетний внук царя Мурсили. Панку (народное собрание), войско и сановники присягнули Мурсили в городе Куссар — старой столице государства. Это возмутило сыновей Хаттусили, которые решили убить Мурсилиса, а на трон возвести Лапарнаса III. Они выступили, когда Мурсилис стал совершеннолетним и стало ясно, что престарелый Хаттусилис, несмотря на свои болезни, может прожить ещё довольно долго. Однако Хаттусили I и Мурсили I разгромили заговорщиков. Лапарнас III бежал к сыну Хаттусили Хаппи, который правил в Цальпе (на берегу Чёрного моря). Терпение Хаттусили закончилось и он приступил к казням заговорщиков, невзирая на родственные узы. Хаттусили потребовал выдачи Лапарнаса III, однако Хаппиc отказал отцу. Мурсили I выступил на Цальпу. В битве при Харахсе армия Хапписа и Лапарнаса была разгромлена. Остатки мятежников укрылись в Цальпе, но на их счастье Мурсилиса не пошел на Цальпу, а повернул на юг. Видимо, восстания и мятежи полыхали по всей стране. Только три года спустя Хаттусили и Мурсили вновь появились с армией под Цальпой и осадили город. Мурсили вскоре ушёл воевать против Ямхада и Хассувы, которые развернули боевые действия на юго-востоке, а Хаттусили остался осаждать Цальпу. Осада этого города шла два года. Когда же Цалпа пала, Хаттусили I разрушил город и вернулся в Хаттусу, где вскоре и умер. Мурсили I в это время осаждал в Сирии Халпу (Халап) — столицу государства Ямхад.
Женой Хаттусили I часть хеттологов ранее считала царицу Хастаяр. В хеттских же источниках женой Хаттусили названаКаттуси (Каддуши)), которая называется также и женой царя Лапарнаса. На основании этого эти исследователи считают Хаттусили I и Лапарнаса I одним лицом, так как по их мнению Тавананнас и Каддусис — это одно лицо. Однако Хастаяр — это дочь Хаттусилиса (и мать Мурсилиса II). Имеются и тексты, из которых следует, что тавананна (вариант наннас) и Каттус — это разные люди (KUB XI 4; Bo422). (Источники: хеттские тексты Хаттусили и его времени).

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (07.08.2012)
Просмотров: 3086 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz