↓↓↓
ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА
550 г. до н.э.
Ок. 550 г. до н.э. начало формирования кельтской (латенской) культуры.
Культура кельтов в период расцвета их могущества в Европе (5 - 1 вв. до н.э.) была выделена лишь во второй половине прошлого века и названа, как и весь этот период, латенской - по названию известного поселения Латен (La Тenе) на берегу Hевшательского озера в Швейцарии. Это культура так называемого второго железного века, пришедшая на смену культуре первого (или раннего) железного века, называемой гальштаттской.
В Ц. Европе кельты создали и распространили латенскую культуру, получившую название по наименованию залива Ла-Тен, что находится в Швейцарии на Невшательском озере.
Ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а изуродованных тел. В одежде погребённых угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары и круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне.
Ок. 550 г. до н.э. кельты создали в Альпах намогильные холмы для упокоения своих князей. Холмы были высотой до 60 м., что позволило им уцелеть до наших времён. Погребальные камеры были полны редкими вещами: этрусские кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости. В одной из могил нашли самый большой (для античных времён) бронзовый сосуд. Он принадлежал князю Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завёрнуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0.2 мм сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами мёда и повозка, собранная из 1450 деталей.
40-летний древний вождь был ростом в 1.87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны.
Археологи обнаружили удивительную конскую сбрую, поражавшую изяществом линий и мастерством исполнения. Ещё были обнаружены мечи, шлемы, кинжалы, золотые и бронзовые украшения. Кельтские мастера первыми изобрели столярный верстак, заложили соляные копи, открыли секрет получения из железной руды железа и стали. Они умели получать медь, олово, свинец и ртуть из глубоко залегающих месторождений.
Посуда кельтов украшалась оригинальным орнаментом из фигур животных или гротескных росписей. Кухонные принадлежности изготовлялись из грубого глиняного теста, а столовые-из тонкого, тщательно подготовленного. Сосуды сферической форы украшались лепными формами и выемками. На их лощёной поверхности можно увидеть орнамент из лент или двух-трёх спиралееобразных линий. Кельтские стеклянные браслеты поражали своим изяществом и полным отсутствием швов.
Древняя Греция в VI веке до н.э. колонизовала устье Роны и назвала основной здесь порт Массилия (совр. Марсель). В греки стали подниматься вверх по Роне, торгуя предметами роскоши и вином. Торговые отношения получают новый мощный импульс: по Роне движутся самые разнообразные товары в глубь континента, а в обратном направлении перевозится британское олово. Конечно, продукты средиземноморского производства встречаются в наибольшем количестве в непосредственной близости от побережья, однако многие из самых замечательных находок сделаны в Восточной Франции, на верхнем Дунае и на Рейне. Это прежде всего дорогая и прекрасно выполненная керамическая (чернофигурная) и бронзовая посуда, а также амфоры, в которых поставлялось в довольно значительных количествах вино, потребление которого быстро распространилось среди местной знати. Находки подобных предметов являются типичными для погребений ее представителей. Знаменитые захоронения знатных женщин в Виксе (Франция) и Рейнхейме (Германия) в этом смысле не отличаются от множества погребений мужчин той же эпохи.
Кельты грекам продавали рабынь-блондинок, металл и тонкие ткани. На пути греков кельты создали "специализированные рынки". В Манчинге можно было обменять греческий товар на металлические изделия из железа и стали. В Хохдорфе свой товар предлагали кельты-текстильщики. В Магдаленсберге не только производили сталь, но и торговали альпийскими камнями-горным хрусталём и другими редкими чудесами природы.
Особенным вниманием греческих купцов пользовалось кельтское оловонеприменный элемент при выплавке бронзы. Оловяные прииски были только в Корнуэлле (Англия). Весь средиземноморский мир покупал здесь этот металл.
В VI веке до н.э. отважные финикийцы достигали берегов Британии через Атлантику, преодолевая шесть тысяч километров морского пути. Греки иным способом добирались до "оловянных островов", как тогда именовали Англию. Они двигались на север по Роне, затем переходили в Сену. В Лютеции (Париже) платили дань за проезд по кельтской территории. В античных Афинах скифы служили наёмными стражами порядка. На берегу Роны были найдены стрелы с тремя остриями, словно вилка или трезубец. Это оружие типично для скифов.
Промышленность и торговля высоко подняли экономику кельтов. Князья племён ориентировали население на производство изделий, имевших сбыт. Те, кто не мог овладеть ремеслом, так же, как и рабы, выполняли подсобную и тяжёлую работу, например, в шахтах главным образом работали дети начиная с шести лет.
Секретами обработки железа владели 3 кельтских племени: редоны, кориозолиты, намнеты и 2 частично кельтских: осизмии и венеты (славяне).
Венеты проживали на пересечении важнейших торговых морских путей. Они сумели установить монополию на торговлю с Британией. Вскоре венеты стали самым сильным и богатым племенем. Они первыми в Арморике начали чеканить золотые и серебряные монеты.
Кельтские воины участвовали в различных конфликтах в качестве наемников. Так, в 369 - 368 гг. до н.э. их нанимал Дионисий Сиракузский.
В IV в. до н.э. исчезает традиция пышных похорон, а вся кельтская культура претерпевает радикальные изменения - исчезла большая разница между уровнем жизни бедных и богатых. Снова покойников стали сжигать.
В это время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток в Европу.
Они с севера перешли через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их двухколёсных повозок штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый приём: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конём, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что раны получались большими и развороченными, как правило, выводивших противника из боя.
387 г. до н.э. пёстро одетые племена кельтов-галлов под предводительством Бренниуса начали марш на столицу Римскрой империи. Семь месяцев длилась осада города, после чего Рим сдался. 1000 фунтов золота дани заплатили жители столицы. "Горе побеждённым!"- вскричал Бренниус, бросая свой меч на весы, отмеривавшие драгоценный металл. "Это было глубочайшее унижение, которое перенёс Рим за всю свою историю",- так оценил победу кельтов историк Герхард Херм. Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов, десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам.
Римское тщеславие придумало басню, будто город был избавлен от галлов внезапно явившимся войском Камилла как раз в то время, когда галльский бренн (вождь), принимая золото от побежденных, воскликнул: V ae victis.
Они проникли в Сицилию. Другая группа воинов в это время грабила народы Балканского полуострова, Карпат и Малой Азии. В Малой Азии кельты заложили город Анкару - теперешняя столица Турции.
В III веке до н.э. кельты предприняли попытку поработить народы Греции, Македонии и Средней Азии. Получив решительный отпор, часть кельтов осела в этих странах. Местное население стало называть их галатами.
Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.
В конце IV в. и в начале III до н.э. галлы вели непрерывную борьбу с римлянами. После мирного промежутка почти в 50 лет галлы северной Италии соединились для войны против Рима с одною из самых воинственных заальпийских народностей - гезатами, но союзникам было нанесено страшное поражение у мыса Теламона (225 г. до н.э.). Эта победа римлян, если не считать участия цизальпинских галлов в Аннибаловой войне, положила конец их предприятиям против Рима.
Уже в 4 в. до н.э. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. И все-таки этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Hарод этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.
Греческий мир называл их Keltoi, кельты. Hазвание Keltoi стало известно остальному миру раньше других. Римляне однако называли кельтский народ "галлами" (Galli) и от этого слова позже произошли названия Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina в северной части современной Италии), Hарбонская Галлия (Gallia Narbonensis) в южной Франции) и Трансальпийская Галлия в центре современной Франции, хорошо известная по Галльской войне, которую в последнем столетии до нашей эры вел римский военачальник Г. Ю. Цезарь.
ДРУИДЫ
Друиды - кельтские жрецы, покровительствовавшие королевской власти. В религиозной традиции кельтов существовало два начала: одно из них олицетворял вепрь, другое - медведь. Они символизировали светскую и духовную власть.
Корни кельтской традиции кроются в индуистских Ведах. Согласно им, вепрь, или Вараха, является третьей из десяти аватар бога Вишну, а весь цикл проявлений материального мира называется циклом белого вепря. Кельтские жрецы называли себя вепрями, намекая тем самым на свою удалённость от внешнего мира.
Духовная энергия Варахи сосредоточивалась в гиперборейской Ультима Туле. Слова "вараха" и "борей" имеют общие корни. "Гиперборея" означает "земля Борея", то есть "земля вепря". В санскрите корень "вар" имеет ещё одно значение: "выбор", "избрание".
Друиды пользовались деревянными храмами или священными рощами для отправления своих обрядов. Само слово "друид" происходит от существительного dru, или "дуб".
Организация друидов была закрытой. Её возглавлял верховный друид. Жрецы пользовались огромным уважением как сакральные хранители Божественной Мудрости. Они освобождались от уплаты дани и военной повинности. Гай Юлий Цезарь так отзывался о друидах: "Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему последует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием. В определённое время года друиды собираются на заседания в освящённое место в стране карнутов, которая считается центром всей Галии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их повелениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию, и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, они отправляются туда для её изучения".
Рисунок 24. Город Манчинг (слева). Рама (справа).
В компетенцию друидов входило решение не только духовных, но и многих светских вопросов. Например, они могли объявить и остановить войну. Решения, вынесенные судом жрецов, не подлежали обсуждению. Кельта, отказавшегося их выполнять, отлучали от общества. Существовало одно правило, свидетельствующее о мощи друидов: король мог говорить только после того, как жрец произнёс своё слово.
Жрецы не имели права письменно фиксировать основные постулаты своего учения, зато их прямой обязанностью было передавать его младшим друидам. Считается, что они умели черпать магические знания из информационного поля Вселенной. Поэтому только друиды могли давать имена людям и название местностям. Люди безгранично верили своим жрецам.
Друиды имели свой священный алфавит - оуэм, которым пользовались только они. Сами же кельты не имели собственной письменности. Когда надо было закрепить договор между кельтскими племенами или с другими государствами, использовался греческий алфавит.
Город Манчинг (слева). Рама (справа).
В 30 км. от Франкфурта была обнаружена стилизованная фигура человека выше натурального размера, сделанная из песчаника. В левой руке щит, правая прижата к груди, на одном из пальцев виднеется кольцо. Его костюм дополняют шейные украшения. На голове - нечто вроде тюрбана в форме листа омелы - священного у кельтов растения. Вес этой фигуры - 230 кг. Эта фигура изображает Раму - предводитель ариев.
Каждая страна скифов имела свой особый знак в образе животного, которое олицетворяло качество, наиболее ценимое народом. Любимым знаменем гипербореев был бык (4.480 - 2.320 г. до н.э. Эпоха Тельца/Быка), которого они называли Тор, олицетворение животной силы, страсти и жестокости". На о. Оздик (Франция) были обнаружены захоронения людей, головы которых украшали короны из оленьих рогов.
В жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определённые дела можно было делать только левой рукой.
В искусстве кельтов преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения.
В ирландском культовом сооружении "Эмайн Маха" археологи обнаружили череп обезьяны. В 1983 году была найдена доска с письменами древних кельтов. Расшифровав часть надписей, учёные определили, что на доске зафиксирован спор двух соперничающих групп колдуний.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
В баварско-чешском пространстве было возведено более 300 культовых, жертвенных мест. Все рекорды в этом смысле побил погребальный храм в Рибемонте, он считался центральным культовым местом и занимал площадь размером 150 на 180 м. Здесь был небольшой участок (10 на 6 м.), на котором археологи нашли более 10 000 человеческих костей. Археологи считают, что это свидетельство единовременного жертвоприношения примерно ста человек. Друиды из Рибемонта строили чудовищные башни из костей человеческого тела - из ног, рук и т.д.
Недалеко от Гейдельберга археологи обнаружили "жертвенные шахты". Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 м.
Кельтское божество Езусе - злобный и жестокий бог войны, требовало человеческих жертвоприношений. Он был связан видимо с деревьями, так как в момент совершения жертвоприношения обречённого непременно нужно было повесить на дереве. На барельефах он предстаёт в виде бородатого, реже - безбородого старца, располагающегося возле дерева и держащего в руке серп или топор. Иногда божество изображалось в виде быка с тремя журавлями на спине.
Бог грома Таранис тоже требовал человеческих жертв, только их следовало сжигать. Этот бог изображался в виде гиганта, держащего в руке колесо или несколько спиралей.
Бронзовое изображение колесницы, заполненной людьми, обречёнными на жертвоприношения богам. 7 век до н.э.
Бог Теветат - покровитель как военной, так и мирной жизни коллектива. Он тоже требовал человеческих жертв, при этом отдавал предпочтение утопленникам.
Рогатый бог Кернуннос - бог охоты. Кельты считали, что результат охоты полностью зависел от благосклонности этого божества.
Источником всего живого кельты считали воду. Большинство крупнейших рек в Западной Европе они называли именами богинь. Марна названа в честь триады богинь Матрон. Сена обязана своим названием богине Секване.
Друиды умерщвляли пленных и единоплеменников-преступников, они же были судьями, занимались врачеванием, учили детей. Большую роль они играли и как прорицатели будущего. Вместе с племенной знатью друиды составляли верхний слой общества. Римские императоры после победы над кельтами сделали их своими данниками, запретили человеческие жертвоприношения, отняли у друидов многие привилегии, и те лишились того ореола значительности, который их окружал. Правда, долгое время они ещё существовали как странствующие прорицатели.
Жертвенник 2 век до н.э.
Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Существовал обычай пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Жрецы вселили в народ страх перед приведениями, переселением душ, оживлением мёртвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.
К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись (страх вампиризма). В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостаёт. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью "демонтирован": отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.
Раскопки в Англии принесли учёным доказательство того, как происходило ритуальное убийство. Жертва лежала в грунте, насыщенном водой, и потому мягкие ткани не разложились. Щёки убитого были гладко выбриты, ногти ухожены, зубы тоже. Дата смерти этого человека ок. 300 лет до н.э. Вначале жертва получила удар топором по черепу, затем он был задушен петлёй и, наконец, ему перерезали горло. В желудке несчастного была найдена пыльца омелы - это говорит о том, что к жертвоприношениям были причастны друиды.
Каждое проклятье, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесённых покойником. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.
Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.
САКРАЛЬНОЕ ЧИСЛО - ТРИ
У кельтов бытовало представление о трёх уровнях мироздания. Мироздание кельтов состояло из трёх миров: Нижнего (мёртвых), Среднего (людей) и Верхнего (Богов).
Явь - Мир людей, Навь - Мир Духов и Правь - Мир богов (
Затомисы) - так называли славяне три Мира.
Абред - это круг, "где жизнь сильнее смерти и где всё существующее порождено жизнью". Аннон - место, символизирующее мировую бездну, где происходит и рождение, и перерождение. В нём смерть гораздо сильнее жизни, она и прекращает жизнь, и рождает новую. В Ином мире живут Боги и проходит дорога на волшебный остров Аваллон. Аваллоном называется стеклянный замок в далёких морях. Так называли три Мира кельты.
Есть там древо у врат цитадели,
Благозвучная музыка льётся с его ветвей.
Это дерево из серебра, освещённое Солнцем,
Подобно золоту сверкает оно.
Есть там котёл бодрящего мёда,
Те, кто живут в том доме, пьют этот мёд.
Никогда не кончается он; и так
Котёл навсегда останется полным...
Там неведома горесть и неведом обман.
На земле родной, плодородной
Нет ни капли горечи, ни капли зла,
Всё - сладкая музыка, нежащая слух.
Без скорби, без печали, без смерти,
Без болезней, без дряхлости -
Вот истинный знак Эмайн (остров Эмайн).
Не найти ей равного чуда.
Тройка являлась сакральным числом кельтов. На мегалитических памятниках Галлии часто встречается божество с тремя головами и с тремя лицами, которое называют трицефалом. Культ трицефала был распространён среди кельтских племён суессионов и их клиентелы.
Стела в Мальмезоне, где жили суессионы, содержит изображение трёхголового и трёхликого бога, который возвышается над божественными героями - Меркурием и Росмертой. Недалеко от них находилась область расселения тревиров, которые поклонялись культу богинь-матерей. Менгиры Тревы изображают сцену: богиня-мать попирает ногами поверженного трицефала.
Во Франции археологи обнаружили так называемый друидический камень. На нём была изображена священная тройная ограда в виде трёх концентрических квадратов, соединённых друг с другом четырьмя линиями под прямым углом. Подобный символ присутствует в афинском Акрополе и на плитах Парфенона и Эрехтейона.
Некоторые сооружения кельтов украшены барельефами с изображением властелина потустороннего мира Анку. Согласно кельтским поверьям, встреча с Анку поздней ночью сулит скорую смерть.
На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов.650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров, на такой же площади располагался главный город кельтов - Манчинг (сейчас это Ингольштадт). Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.
Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам:
- Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов;
- Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений;
- Их повозки под лошадиною упряжью были лучшими в Европе;
- Кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе;
- Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.
Внутри кельтских городов царило оживление. Профессиональные акробаты и силачи на улицах развлекали горожан. Римские авторы говорят о кельтах как о прирождённых всадниках и все как один подчёркивают щегольство их женщин. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчёркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Причёски напоминали башни - для этого волосы смачивались известковой водой. Мода в одежде-по-восточному яркой и пёстрой - часто менялась. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались ещё в девичьем возрасте.
Для того чтобы поддерживать себя в форме, кельты постоянно занимались спортом. У них существовали даже специальный пояс для проверки на худобу. Человек, не сумевший надеть пояс, подвергался значительному денежному штрафу.
Кельты были людьми свободных нравов. В военных походах гомосексуализм был нормой. Женщины пользовались настолько большой свободой, что в любой момент могли уйти от мужа и унести с собой всё приданое. Женщины пользовались у мужчин - кельтов большим уважением, так как они владели военным искусством не хуже их самих. Женщины сами занимались воспитанием детей, обучая их умению общаться с оружием. До тех пор пока ребёнок не овладел этой наукой, он не мог показаться на глаза отцу.
Каждый племенной князь держал свою дружину, которая защищала его интересы. Частой причиной для драк мог быть даже такой мелкий повод - кому из старших достанется первый, лучший кусок оленя или кабана. Для кельтов это было делом чести. Подобные раздоры нашли отражение во многих ирландских сагах.
В бою кельты одними из первых стали применять приёмы психической атаки. На боевых колесницах они с бешеной скоростью неслись навстречу противнику, осыпая передовые линии метательными копьями. Враги приходили в неописуемый ужас от шума и невероятной скорости. Тогда кельты сходили с колесниц и добивали остолбеневших врагов в ближнем бою.
Колесницы искусные кельтские мастера украшали бронзовыми изделиями, инкрустированными драгоценными камнями и кораллами.
У побеждённых врагов кельты отрезали головы, надевали их на копья и с этим страшным трофеем возвращались домой. Из голов наиболее знатных военачальников и правителей впоследствии изготовлялись ритуальные чаши. Головы рядовых воинов кельты прибивали на стены своих домов.
В те времена, когда старые центры гальштаттской культуры уже давно пришли в упадок, появляется название Galatae, галаты. Этим названием пользуется в своей "Всеобщей истории" Полибий, образованный грек, знакомый с римской средой, который лично побывал также в Испании и южной Франции (умер в 120 г. до н.э.), а вслед за ним и другие греческие писатели. Так называлась и внутренняя часть Малой Азии (Галатия), куда проникли галлы. Об этих галатах в Малой Азии утверждают, что их язык был родственен языку треверов, то есть кельтов, живших в области нынешнего Трира (об этом свидетельствует еще в 4 в. св. Иероним). Hо все эти названия представляют собою более или менее синонимы.
Диодор Сицилийский, объездивший большую часть Европы, и Цезарь, долгое время воевавший в Галлии, говорят, что названия Galli и Galatae относятся к тому же народу, который называется Keltoi, по латыни Celtae; Диодор считает название "кельты" более правильным. Подобное толкование мы находим и у историков и географов более позднего времени.
К концу II века до н.э. кельты сумели покончить со всеми пережитками первобытнообщинного строя. Отдельные племена объединились в государство, во главе которого встал король.
279 г. до н.э. кельты - галаты образуют королевство Галатию.
Севернее Альп они возвели большие города. Каждое такое укреплённое поселение могло вместить до десяти тысяч жителей. Появились деньги-монеты, сделанные по греческому образцу. Многие семьи жили в достатке. Во главе племён стоял человек, выбранный на год из местной знати.
120 г. до н.э. орды варваров - кимвров и тевтонов - с севера пересекли границу по Майну и вторглись в земли кельтов. Спешно строили кельты земляные валы, другие оборонительные сооружения для укрытия людей и скота. Но натиск с севера отличался невероятной силой, торговые пути, проходящие по альпийским долинам, были перерезаны наступавшими с севера, германцы безжалостно грабили селения и города. Кельты отступили в южные Альпы.
Большинство кельтских племён осело на территории Ирландии. Страна делилась на несколько королевств, во главе которых стоял свой король. Каждое королевство имело своё название, цвет и сакральный смысл. Например, Коннахт, расположенный на западе, имел тёмно-бордовый цвет и символизировал мудрость; Улад на севере-белый цвет и битву; восточный Лейстер - зелёный цвет и изобилие и т.д.
В Ирландии религиозная церемония посвящения короля во власть сопровождалась актом его бракосочетания с белой кобылой. После неё король должен был перерезать "жене" горло. В продолжение церемонии племя варило мясо зарезанной кобылы в огромном котле. Затем короля купали в бульоне, а после следовало торжественное пиршество, в ходе которого все угощались кониной.
Несмотря на обожествление королевской особы, для властителя существовало несколько табу. Например, ему категорически запрещалось разводить свиней или возделывать землю (от него зависело только мистическое плодородие земли). Главной обязанностью короля было беречь своё здоровье и не рисковать зря.
С течением времени власть племенных царей уступила место совету аристократии, который стал осуществлять судебную власть в государстве.
Среди представителей правящего класса (Аос Дана) встречались юристы, судьи, лекари и филиды. Последние одновременно исполняли обязанности поэта, прорицателя и адвоката. Они писали поэмы, прославляющие короля и других знатных людей, и получали за это от них щедрую плату.
В том случае, если вознаграждение казалось филиду недостаточным, он мог написать на неблагодарного так называемую "песнь поношения", что расценивалось как самый страшный позор для потерпевшего. Иногда филиды даже шантажировали людей подобными песнями, угрожая их опубликованием в случае отказа выдать некоторую денежную сумму.
Если от филида требовалось выполнять функции предсказателя, он предварительно жевал кусочек сырого мяса кошки, собаки или свиньи, клал его на плоский камень перед дверью, принося таким образом жертву богам. После этого он уходил и возвращался только к вечеру следующего дня. Исчезновение мяса означало, что боги приняли жертву и готовы поделиться с филидом информацией о будущем. Сжав лицо ладонями, филид ложился спать, и во сне ему якобы открывалось будущее.
В древние времена в основную кельтскую территорию входила также Южная Германия и часть Чехии, а в последующие столетия новые волны кельтов овладели почти всей Средней Европой, в том числе и территорией Чехии и Словакии. В средние века о кельтских поселениях в Чехии забыли, так что и древнейший чешский летописец Козьма Пражский (умер в 1125 г.) считал, что первыми жителями Чехии были люди, сопровождавшие праотца Чеха. Это мнение продержалось вплоть до 15 в. Только Даниэль из Велеславина, чешский книгоиздатель, выпустивший в 16 в. Хронику Сильвия и Кутена, отметил в предисловии, что,как установлено историей, первым населением в Чехии было галльское племя бойев, по имени которых и была названа страна Богемией (Boiohemum).
Первое единое государство создали эдуи, обитатели Южной Галии. Местные князья нередко прибегали к помощи Рима в междоусобных войнах. Впоследствии это значительно упростило римлянам завоевание Галлии.
РИМСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
Правильная борьба с заальпийскими галлами у римлян началась с половины II-го века до н.э. (155 г. до н.э.). Поводом к ней были нападения оксибиев и децеатов на союзницу римлян Массилию. После новых жалоб со стороны фокейской колонии, на этот раз уже на салиев, римляне, в течение трех лет (125-123 гг. до н.э.), разбили этих последних, а равно и помогавших им аллоброгов. С этих же пор завязались и дружественные отношения римлян с эдуями, которым первые помогли против арвернов и аллоброгов. Территория побежденных галлов была обращена в римскую провинцию (Provincia, Provence), которая, со времени основания в ней города Нарбона (118 г. до н.э.), стала называться Нарбонской. Во время нашествия кимров и тевтонов на южную Галлию некоторые галльские племена приняли участие в поражении консула Цепиона. Дальнейшее завоевательное движение римлян в Транзальпинской Галлии было задержано с лишком на полвека гражданскими смутами.
Каста друидов, несмотря на раздробленность народа - в одной Галии насчитывалось более ста племён,- действовала согласованно. Раз в год друиды собирались вместе для обсуждения злободневных проблем, которые касались не только религиозной сферы. Собрание обладало высоким авторитетом и в светских делах. Например, друиды могли остановить войну. О структуре религии кельтов известно очень мало. За 60 лет до н.э. верховный друид Дивициакус мирно вёл беседы с римским философом Цицероном. А его современник Юлий Цезарь два года спустя пошёл войной на кельтов.
58-51 гг. до н.э. Юлий Цезарь завоёвывает Галлию (Франция) и территорию нынешней Бельгии, Голландии и частично Швейцарии, позже он завоевал часть Британии.
Легионы Цезаря уничтожили 800 городов, легионеры истребили или взяли в рабство примерно два миллиона человек. Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них превышало 360 тыс. человек уцелело лишь 110 тыс. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалование, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боёв за 100 млн. сестерциев.
Получив проконсульскую власть над Цизальпинской и Нарбонской Галлияма, Цезарь, по зову эдуев, выступил против гельветов, желавших утвердиться на новых землях. После победы над ними Цезарь обратился против вождя германцев Ариовиста и заставил его уйти за Рейн. Тогда туземцы поднялись против римлян, желавших незаметным образом утвердить свое господство. Движение начали белги, к которым постепенно присоединились почти все галльские племена: только ремы, лингоны и эдуи (за исключением 52 г. до н.э.) оставались союзниками Рима за все время войны. Борьба сделалась для Цезаря тяжелой с того момента, как во главе арвернов стал Верцингеторикс, признанный царем почти всею Галлией. Но когда пала последняя опора Верцингеторикса - Алезия, и он сам попался в плен, Транзальпинская Галлия была покорена. Она не сразу вся была обращена в римскую провинцию; некоторые племена, составлявшие около трети Галлии, получили права римских союзников (foederati) или просто людей свободных (liberi), и только остальная часть стала подвластной римскому наместнику.
На территории Испании, Англии и Франции кельты потеряли свою самостоятельность. Только в дальних уголках Европы - в Бретани, на английском полуострове Корнуэлл и в части Ирландии уцелели кельтские племена, спасшиеся от ассимиляции. Но потом они переняли язык и культуру пришедших англо-саксов. Кельтские племена на западе сошли с исторической сцены.
Галатия сделалась римской провинцией в 25 г. до н.э.; страны с заметным кельтским элементом, как Реция с Винделицей и Паннония, были покорены Римом - первая в 14 году, а вторая в 12 - 10 гг. до н.э.
Финансовая и военная повинности, павшие на Галлию, были относительно нетяжелы: страна должна была уплачивать ежегодно, по распоряжению Цезаря, 40 миллионов сестерций (около 8 миллионов франк.) различных налогов. Военная повинность, не определенная точно, вызывала нередко жалобы со стороны галлов, но зато она же открывала им широкий доступ в ряды римского гражданства. Эти ряды стали наполняться галлами еще со времени Юлия Цезаря, но особенно заметно с Веспасиана; а все население Галлии, как и других провинций, получило гражданское полноправие лишь в начале III в., при императоре Каракалле. - Мирное слияние Галлии с империей иногда замедлялось восстаниями. Так, в 21 г. возмутились эдуи и тревиры; предлогом к восстанию была тяжесть налогов и жестокость римского наместника.
Затем произошло восстание Виндекса против Нерона (68 г.), за которым непосредственно следовал бунт фанатика, называвшего себя богом - Марикка. Эти три возмущения были без труда подавлены римским оружием. Гораздо серьезнее было восстание тревиров и лингонов, под предводительством батава Цивилиса и галлов Классика, Сабина и Тутора, в царствование Веспасиана. Первый удар мятежникам нанесло галльское же племя - секваны; когда же на собрании представителей от всей Галлии, в земле ремов, был поднят вопрос, что предпочесть: независимость или подчинение Риму - большинство высказалось за последнее. Покорение галльского населения Британии началось при Юлии Цезаре (55-53 гг. до н.э.), но прочно утвердились римляне на юге этого острова лишь при императоре Клавдии; счастливые походы Агриколы (78-84 гг.) привели к подчинению всю нынешнюю Англию и южную часть нынешней Шотландии; из кельтских племен, до самого завоевания Британии англосаксами (V в.), оставались не зависимыми от Рима пикты и скотты, а также и население Ирландии. Что касается в других частях Европы и в Малой Азии, то они, за исключением галатов, растворились в массе инородных элементов, и уже в этом состоянии смешения подчинились Риму в императорскую эпоху.
Кельты. Ч.3.Латенская культура