Неутомимый исследователь, человек незаурядного таланта и добрейшей души, Микао Усуи родился 15 августа 1865 года в деревне Мияма-Тё района Ямагата префектуры Гифу Японии. Его звали Микаоми, а его другое имя произносится или Гиохо, или Киохо. В Японии существовал древний обычай, согласно которому учитель давал своему ученику новое имя, чтобы порвать связь с прошлым и начать всё заново. Иногда новое имя студент выбирал сам. Ещё ребёнком он был послан на обучение в буддийский монастырь, что заложило основу его интереса к целительным практикам. Его всегда мучил вопрос, почему Будда и его ученики могли исцелять физические недуги, и почему эта возможность была утеряна. С 12 лет Микао Усуи серьёзно практиковал боевые искусства и около 25 лет достиг высшего уровня Мэнкё Кайдэн. Продолжая свои тренировки, согласно самурайским традициям, Микао достиг высших рангов в ряде других древнейших японских боевых стилей.
Микао был очень добрым, тёплым и улыбчивым человеком. Улыбка никогда не сходила с его лица. Микао Усуи был женат на женщине по имени Садако, её девичья фамилия была Сузуки. Они подарили миру двух детей – дочь и сына, Фудзи Усуи, который, продолжив дело отца, стал в последствие мастером Рэйки. Фудзи умер в 1945 году очень молодым, в возрасте 39 лет, и похоронен вместе со своим отцом и матерью в Токие, в дзэн-буддийском храме Сайходзи.
Микао Усуи был необыкновенно талантливым и работоспособным человеком. На Западе Микао привыкли называть доктором, а не сэнсэем, как в Японии, и Усуи действительно имел степень доктора. Он обладал также большими познаниями в медицине, психологии, религиоведении, искусстве предсказаний, Ки Ко (японская разновидность Цигуна) и других восточных боевых искусствах. В основу своей будущей системы он вложил знания и традиции восточной медицины, теории пяти элементов и даосских энергетических практик. Некоторые техники, описанные Микао в своём руководстве по целительству Рэйки, такие, как поглаживание. Сканирование и похлопывание, являются техниками Ки Ко. Большое влияние на будущую систему оказало изучение практики Синтоизма и Буддизма, в частности, Буддизма Тэндай, к которому относились храмы священной горы Курама, и японского эзотерического буддизма Сингон.
Микао Усуи много учился и много путешествовал. Он слыл человеком свободной воли и взглядов. Он пробовал работать во многих отраслях деятельности, будучи клерком, секретарём политических деятелей, репортёром, миссионером, промышленником, должностным лицом, инспектором и т.д. известно также, что он работал личным секретарём Симпэя Гото, ставшего в 1922 году мэром Токио. Не исключено, однако, что самурайское происхождение и исключительное владение боевыми искусствами позволяли ему работать телохранителем.
В какой-то момент жизни семейный бизнес Усуи пришёл в упадок, серьёзно заболела его жена, и Микао отправился искать «смысл жизни». Согласно древним японским обычаям в трудные моменты жизни люди уходят в паломничество в святые места, чтобы, заручившись поддержкой местных божеств, найти ответы на насущные вопросы.
Следуя своей буддийской практики, Микао начал медитировать в храмах священной горы Курама недалеко от «точки силы», пытаясь достичь сатори. Изучая в библиотеках Киото древние писания, Микао всё больше убеждался, что существует некий способ воссоединения с энергией вселенной, без долгих лет упражнений и трудных практик, и что это может помочь человеку стать здоровым и счастливым. Священная гора Курама находится недалеко от бывшей столицы Японии города Киото в северном направлении. Она почиталась многими императорами Японии. Её высота более 500 метров. Храмовый комплекс Курамы был заложен в 770 году как страж северной стороны столицы во времена Хейанкио. Он расположен на полпути к вершине горы. Первоначальные строения неоднократноразрушались пожарами. Главный Холл последний раз был восстановлен в 1971 году. Изначально храм принадлежал буддийской секте Тэндай, но начиная с 1949 года, он рассматривается только образованной сектой Курама-Кокё как её основное святилище.
Гора Курама покрыта вековыми кедрами, опоясана древними храмовыми постройками. Это священное место – обитель мифических горных духов Тэнгу, воспитавших, согласно приданиям, лучших воинов Японии, например Минамото Ёсицунэ. Известно, что Морихэй Усиба, основатель Айки-до часто приводил сюда своих учеников для тренировок в мистической долине Сёдзобо. На горе Курама находится множество святых источников, и общая энергетика местности очень сильна. В этих условиях наряду со многими духовными практиками Микао предстояло пройти «Сю гё» - мощный трёхнедельный обряд очищения. Во время последней медитации его цель достижения сатори была достигнута, и Микао соприкоснулся с мощной духовной энергией, которую он назвал Рэйки. Он обнаружил, что конечная цель его жизни есть «Ансин Рицумэй» - состояние полного спокойствия ума и глубокого осознания своей миссии в жизни, данной Богом. Таким образом. Работа над новой системой подошла к своему логическому завершению.
Убедившись в эффективности нового метода, Микао решил сделать Рэйки Риохо доступным для всех людей. Однако, чтобы иметь возможность практически использовать свою систему, Микал предстояло в течение семи лет доказывать жизнеспособность, благотворность и безвредность Рэйки, работая с больными людьми. После указанного срока Микао представил свои наблюдения и истории болезней своих пациентов правительству. Получив полное одобрение, Микао переехал в Токие и в апреле 1922 года открыл в Аояма свою первую школу. В апреле того же года он основал духовное общество целителей, работающих по системе естественного исцеления посредством наложения рук «Усуи Рэйки Риохо Гаккай». Его первым президентом стал сам Микао Усуи. Это общество было сформировано не сколько для обучения людей, сколько для лечения. Люди были очень бедны в тот период и не имели возможности пользоваться дорогими услугами врачей. Поэтому лечение в обществе Усуи было дешёвым и легко доступным. Вскоре в Токио, Аояма, Харадзуки были открыты клиники Рэйки и новые школы. Усуи Рэйки Риохо была создана, как система «ронин» (не имеющий хозяина) для того, чтобы ни один человек не смог предъявить права на владения ею как в то время, так и в будущем. Это сделало систему Рэйки свободно доступной всем, кто желает практиковать её.
1 сентября 1923 года после полудня сильнейшее землетрясение разрушило Токио и Ёкохама. Сила толчков достигала 7.9 баллов по шкале Рихтера. Эпицентр землетрясения находился в 50 милях от Токио. Это стихийное бедствие, самое большое во всей истории Японии, унесло 174 000 жизней. Большинство людей погибло в пожарах, быстро распространившихся среди деревянных построек. Тысячи людей были искалечены, остались без крова. Исполненный сострадания по погибшим, Микао призвал всё своё Общество на помощь оставшимся в живых, лично являя пример милосердия. Фотографии, сделанные 76 лет назад Августом Кенгельбахером, ярко показывают, в каких условиях пришлось работать Микао и его последователям по спасению людей. Этот самоотверженный труд принёс Микао и его методу исцеления Рэйки широкую известность во всей Японии. Популярность Усуи и его системы росла с каждым днём. Старая клиника уже не могла вместить всех желающих, поэтому в феврале 1925 года он построил в Накано новую. К тому времени у него уже работало около сорока школ Рэйки. Отдыхать было некогда, Микао всё время был в разъездах, везде его ждали люди. В одной из таких поездок в городе Фукуяма сердце Мастера не выдержало таких нагрузок. Перенеся несколько сердечных приступов, Микао Усуи умер 9 марта 1926 года в возрасте 62 года. Даже накануне смерти он продолжал преподавать свою систему.
У Микао Усуи было много учеников, 17 из них он посвятил в ранг Учителей системы. Он завещал своим последователям учение о том, что Рэйки Риохо – это путь сострадания и мудрости, что это путь достижения счастья и гармонии. Духовную направленность системы он постарался передать в своих заповедях, которые копировались всеми учениками на занятиях по каллиграфии, и в чтении духовной поэзии Вака.