ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 22.11.2024, 00:28
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Третий переходный период. Династия XXII, XXIII династия, ХХIV династия
ЕГИПЕТ
 
XXII (Ливийской) династия
 
945-924 гг. до н.э. в Египте правил фараон Шешонк I (или Шешенк).
Основатель XXII (Ливийской) династии. Потомок предводителей ливийских наёмников, осевших в Нижнем и Среднем Египте (с центром в Великом Гераклеополе), полностью египтизировавшихся и вошедших в состав египетской знати.
Шешонк I
 
Происхождение и приход к власти
Правители ливийцев давно зарились на египетские богатства, но все их попытки силой овладеть Египтом заканчивались провалом. Тогда они перешли к другой тактике и начали завоёвывать Египет, особенно Дельту, мирным путём. Помогли им в этом сами фараоны, охотно принимавшие к себе на службу предводителей ливийских дружин, отводившие им земли и окружавшие себя наёмной гвардией из ливийцев-максиев (мешауаши). Таким путём в северной части Нильской долины образовался ряд ливийских поселений, предводители которых, быстро восприняв египетскую цивилизацию, почувствовали себя египетскими вельможами и действительно сделались таковыми. Среди них особенно выдался род, поселившийся у Гераклеополя и начатый ливийцем Буювава. Сын его Мавасен был уже жрецом местного бога Херишефа и князем; правнук Мавасена и дед Шешонка I Шешонк уже был женат на родственнице фараона царевне Мехтенвешкет. Эта семья добилась того, что должность жреца в гераклеопольском храме стала наследственной в их семье, равно как и положение ближайших сановников фараона. Известно, что дядя Шешонка I Осоркон Древний уже занимал египетский трон, будучи законным фараоном XXI династии. Отец Шешонка I Нимлот, женатый на царевне-жрице Танетсепах, был важным сановником, соединившим высшии жреческие (в Фивах) и военные полномочия. Генеалогия рода Шешонка I известны нам благодаря стеле, некого Пасенхора, жреца и дальнего потомка этой династии, установленной в Серапеуме в Саккара, в правление Шешонка V. Известный, как стела Пасенхора или генеалогия Пасенхора, этот документ содержит список предков жреца, согласно рода довольно часто в момент предоставления функций и статуса отдельной личности, и не в последнюю незначительно установить генеалогию династии, а также давая имя и качеств жены.

Сын Нимлота и царевны Танетсепах Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирём (чати) при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени мешауаши. Князь Шешонк занимал при Псусеннесе II настолько видное положение в государстве, что сам фараон с торжественностью приличествовавшею его сану, занимался совершенно частными делами своего подданного, как если бы, то были дела государственные. Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было. Как бы там ни было, Шешонк стал фараоном Египта и основал XXII династию. Поскольку Шешонк избрал своей столицей Пер-Бастет (Бубастис греческих историков) в Восточной Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов. Ливийское происхождение и варварские имена царей и их родни дают некоторое право также на название её ливийской.
 
Укрепление власти
Вступив на трон, Шешонк немедленно дал престолонаследию своей линии законное основание, которого он сам не имел. Для этого он женил своего сына Осоркона на египетской царевне дочери Псусеннеса II Мааткаре и таким путём приобрёл для него право на престол через жену, а также бесспорное законное право на трон для своего внука. В начале царствования Шешонк поставил в Абидосе поминальный камень в честь Немарата; здесь он говорит о своих заботах по водворению порядка и благочиния среди жречества.
Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний и Средний Египет; в Верхнем Египте он на то время упоминался как «князь мешауаши» или «номарх Ма», но вскоре он подчинил себе и весь Южный Египет. Не позднее 5-го года своего правления Шешонк, прибыв в Фивы, которые не оказали ему сопротивления и сделал своего младшего сына Иуапета верховным жрецом в храме Амона-Ра в Фивах. Но Фивы продолжали оставаться обособленным княжеством, готовым оказать серьезное сопротивление правящей фамилии в Дельте. По крайней мере, сам город не нёс налогов в пользу фараона и не посещался его финансовыми чиновниками. В Гераклеополе правил другой сын Шешонка Немарат. Затем Шешонк назначил ливийского наместника Ухесета в Большой оазис (оазис Дахла), где тот урегулировал земельные и водные споры (надпись на Большой стеле из Дахлы). Один из подчиненных Шешонку ливийских вождей управлял западной Дельтой и смотрел за караванным сообщением с оазисами. Укрепив, таким образом, ливийское владычество в стране, Шешонк возобновил активную внешнюю политику Египта.
 
Завоевательные походы

Брачный союз с царём Соломоном
Новый фараон был человеком умным и расчётливым и он на один момент даже напомнил Египту былое величие. Он следил за палестинскими делами, породнился с царём Израильско-иудейского царства Соломоном и даже подарил ему вновь завоёванный египетскими войсками Гезер. Этот город принадлежал тогда одному из местных князьков и являлся одной из первоклассных крепостей своего времени. Однако фараону удалось завоевать Гезер, находившийся в сфере влияния филистимлян. Город был сожжён дотла — событие, которое подтверждено археологами. Затем фараон передал Гезер своей дочери в качестве приданого в браке с Соломоном. «Фараон, царь Египетский, пришёл и взял Гезер, и сжёг его огнём, и хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 9.16
Причину, побудившую фараона к такому великолепному подарку, уже нельзя восстановить. Быть может, поход на филистимлян поглотил все египетские ресурсы, быть может, возникла необходимость спешно возвращаться в Египет. А может быть, фараону попросту надо было склонить Соломона к мирному сотрудничеству. Союз был скреплён браком дочери фараона с израильским царём. Надо отметить, что до этого момента, ни разу дочери фараонов не отдавались в жены чужеземным царям. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей, одной из всех жён, насколько нам известно, Соломон построил особый дворец. «Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом, который построил для неё Соломон».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 9.24
Правда, некоторые историки отождествляют этого, неназванного в Библии по имени, фараона с фараоном Сиамоном, но представляется маловероятным, что захват, а затем уступку Гезера смог совершить один из самых бессильных фараонов XXI династии.
Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке
Рельеф в Карнаке, изображающий Шешонка I и его сына Иуапета
 
Тайные происки Шешонка против Израиле-иудейского царства
Однако, ища дружбы с Соломоном, Шешонк понимал, что при наличии сильного Израильско-иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Соломоном, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи. В Египте нашёл убежище видный беглец из Израиля Иеровоам. «И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, — имя матери его вдовы: Церуа, — раб Соломонов, поднял руку на царя... Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 11.26,40
Принимал у себя Шешонк и другого врага Соломона, отпрыска изгнанного Давидом царского рода Эдома Адера, в своё время, ещё ребёнком, бежавшего в Египет. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы, а затем отпустил его вредить Соломону. «И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода. Когда Давид был в Эдоме, и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Эдоме, ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Эдоме, тогда сей Адер убежал в Египет и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребенком. Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран и взяли с собою людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. [Адер вошёл к фараону, и] он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю. Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы. И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми. Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер, то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю. И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чём у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня. [И возвратился Адер в землю свою]».
— Ветхий завет. Третья Книга Царств. 11.14—22
Так, явно при египетской поддержке, Адер поднял восстание в Эдоме. Библия не сообщает об исходе этого восстания, но Иосиф Флавий говорит, что попытка Адера свергнуть Соломона не удалась из-за наличия в Эдоме царских гарнизонов, Адер был вынужден снова бежать, на этот раз в Сирию, где он встретился с Разоном. Последний тоже выступил против Соломона, но гораздо удачнее: он захватил Дамаск и основал там своё царство.
 
Вторжение в Палестину
После смерти Соломона Шешонк видимо вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Ровоамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Иеровоама, в результате которого от Ровоама отпали 10 северных израильских племен. Спустя некоторое время Шешонк решился воспользоваться сложившейся нестабильной обстановкой как для того, чтобы напомнить в Сирии об египетском владычестве, так и для того, чтобы пополнить свою казну на счёт сокровищ, накопленных Соломоном. Египетские войска не бывали в Азии уже более двухсот семидесяти лет. Согласно Библии и Иосифу Флавию, на 5-ом году правления Ровоама (ок. 925 г. до н. э.) Шешонк совершил вторжение в Иудею. «Сусак выступил на пятый год царствования Ровоама против последнего во главе многотысячного войска, а именно в состав его рати входило: одна тысяча двести колесниц, шестьдесят тысяч всадников и четыреста тысяч человек пехоты. Большинство этих воинов были ливийцы и эфиопы. Ворвавшись в страну евреев, фараон без боя овладел наиболее укрепленными городами Ровоамова царства и, утвердившись в них, двинулся напоследок против Иерусалима. Сусак без боя овладел городом, потому что Ровоам в страхе открыл ему ворота, и, не обратив никакого внимания на [предварительно заключенное с царём] условие [пощадить город], принялся за разграбление храма и за расхищение Господней и царской сокровищниц; при этом он овладел несметным количеством золота и серебра и не оставил Ровоаму решительно ничего. Он овладел также золотыми щитами и копьями, которые велел соорудить царь Соломон, а также не пренебрег и золотыми колчанами, которые Давид, отняв у царя софенского, посвятил Господу Богу. Совершив все это. Сусак возвратился в свою страну».
Оформление написания одного из захваченных Шешонком городов, с его изображения в Карнаке
 
Этот, упоминаемый Библией и еврейским историком, поход Шешонка находит себе подтверждение в колоссальном изображении на внешней стороне южной стены Карнакского храма. Амон вручает Шешонку меч и связку из пяти рядов имен покоренных последним в Азии местностей. В речи царю победителю от имени бога Амона говорится следующее: «Моё сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Шешонк-мери-Амон. Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени». Вверху то же делает богиня Фив; сам Шешонк поражает коленопреклоненных азиатов. Каждое из имен заключено в овал, помещенный под бюст пленника семитического типа. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отожествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20. Прежде всего бросается в глаза, что Шешонк, в погоне за длиннотой списка, включил в него все незначительные местности и урочища, нигде более не встречающиеся; в этих же видах он из двойных наименований (например, Хакель-Абрам — «Поле Авраама») делал два разных имени и тому подобное. Список начинался с севера и заканчивался филистимскими городами Экроном и Рафией. Название Иерусалима не сохранилось, но есть, кажется, имена Иордана, Ливана и странное Иудхамелек — может быть, «рука царя» (?).
Из того, что поддаётся прочтению можно сделать вывод, что он разорил и разграбил города Иудеи Иразу, Бет-Хорон (англ.), Аялон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен (англ.) и Арад. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама, зайдя несколько за Кисонскую долину. Разграблению подвергались Рехеб, Хафараим, Мегиддо, Таанах, Сунем (англ.), Бейт-Шеан, Раббат-Аммон, Адама в Иорданской долине. Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Почему Шешонк не пощадил Иеровоама, неизвестно. Может быть, тот не выполнил своих обязательств, стал вести себя самостоятельно и не платил дани. Археологи сегодня нашли следы пожаров и разрушений иудейских городов, относящихся ко времени Ровоама и Шешонка, что всесторонне исторически подтверждало библейское сообщение о походе фараона Шешонка в Иудею. Основание статуи Шешонка было найдено в Библе, что подтверждает торговые связи Египта времён Шешонка с этим городом. В Мегиддо обнаруженна часть монументальной стелы с картушем Шешонка, которая, видимо, была там поставлена в ознаменование его победы.
На одном из дворов Карнака лежит также несколько огромных каменных плит — кусков большой надписи Шешонка I в честь Амона, частью начертанной на обратной стороне анналов Тутмоса III. К сожалению, из этих обрывков не удалось составить связного текста. Можно лишь уловить общее содержание. Это — молитва в теплом, благочестивом тоне этого позднего времени и указания на заслуги пред Амоном. Взывания к богу имеют значительный интерес для изучающих египетскую религию; иногда они напоминают псалмы. Царь между прочим упоминает о своих дарах из палестинской добычи и о произведениях Нубии. Возможно, что Шешонк совершил также поход на юг.
 
Строительная деятельность
Южные ворота Великого двора Карнакского храма Амона-Ра в Египте (т. н. Бубастиский портал Шешонка I в Карнаке)
Завладев после похода несметными сокровищами, Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, которой страна не помнила уже 200 лет и которая должна была прославить его имя в веках. Он роскошно украсил храмами свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах, в котором построил пилон. Это и был — и до сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, он имеет в ширину более 96 метров, в глубину — 82 метра и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 11 метров, высотой в 46 и с верхней поверхностью в 33 м². Шешонк предполагал отпраздновать там свой тридцатилетний юбилей. Его сын Иуапет — верховный жрец Амона — послал в Сильсиле экспедицию за камнем для огромного двора и пилона, которым предполагалось дополнить Карнакский храм с запада (надпись от II месяца сезона Шему 21 года правления Шешонка I).
Алебастровая канопа для хранения легких Шешонка I. Египетский музей Берлина
 
В 1907 году в Гераклеополе был найден от времени Шешонка I большой каменный жертвенник с длинной надписью, повествующей о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. Предки династии были здесь владетелями и жрецами, и тем не менее повсеместный упадок не миновал и этого города, и когда Шешонк достиг престола, «его величество изыскивал способы сделать угодное своему отцу Херишефу Гераклеопольскому». Его сын Нимлот, бывший правителем и военачальником в этом важном для династии городе, доложил ему: «Храм Херишефа нуждается в быках для ежедневных жертвоприношений; я нашёл, что они пришли в забвение, между тем как до меня существовали со времен предков — следовало бы их восстановить». Фараон издал указ, облагавший население области Гераклеополя специальным налогом в пользу храма. Все обязывались поставлять в год известную часть 365 быков, начиная с самого правителя, которому предписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими. Вероятно, и в других местах Египта принимались подобные же меры и учреждались «вакуфы» для поддержания благолепия культа, которое уже не могло теперь зависеть исключительно от щедрот обедневшего двора. Надпись имеет большой интерес и для знакомства с составом и профессиями населения египетских номов этого времени.
Правил Шешонк 21 год. После похода в Палестину фараон правил ещё какое-то время, успев завершить постройки прославляющие эту его победу, и умер, вероятно, в 922 году до н. э. Его захоронение до сих пор не найдено. Единственным погребальным предметом, связаным с Шешонком, можно назвать лишь канопу для хранения его легких, которая имеет неизвестное происхождение и была подарена Египетскому музею в Берлине (AMB 11000) в 1891 году. По-видимому, могила Шешонка была разграбленна ещё в древности.

924-889 гг. до н.э. в Египте правил фараон Осоркон I (библ. Зарай Ефиоплянин: лат. Zara Aethiops). Сын Шешонка I и его главной жены Маат-Кара. Его полное имя было — Секхемкхеперра Миамун Осоркон I.
 
В течение только первых трёх с небольшим лет своего царствования Осоркон пожаловал храмам более 254 тонн золота и серебра. Эти громадные вклады красноречиво свидетельствуют о том, какими богатствами обладали ливийские фараоны в начале своего правления, несмотря на потерю Нубии, что свидетельствует о его богатстве. Для укрепления своего господства в Гераклеопольском княжестве Осоркон построил крепость в Пер-Секхемкхеперра (Дом Осоркона) при входе в Фаюмский оазис.
Его правление отмечено общим ослаблением государства Бубастидов. Он пытался продолжать агрессивную захватническую политику отца, Шешонка I. Однако поход Осоркона в Палестину провалился. Как сообщается в Библии, в 10-ом году царствования Асы (ок. 903) Зарай (т. е. Осоркон) во главе огромной армии вторгся в Иудею (2Пар.14:9), но был остановлен иудейским царём под Мариссой. Могуществу Египта как мирового государства во времена Нового царства окончательно пришёл конец.
Из двух супруг Осоркона, о которых упоминается на памятниках, одна, по имени Ташедхонсу, родила ему сына Такелота, который и был назначен наследником отца, по-видимому, по праву старшинства по рождению. После 15 лет единоличного правления Осоркон I назначил его своим соправителем (ок. 910). Другой сын Шешонк родился от второй жены Осоркона Мааткара, дочери фараона Псусеннеса II, и поэтому имел в жилах царскую кровь. Его Осоркон, следуя примеру отца, сделал верховным жрецом Амона Фивах.
Обнаруженная при раскопках Библа статуя периода XIX династии, на которую нанесено личное имя Осоркона I
Правил Осоркон около 36 лет.
Гробница Осоркона I до сих пор не обнаружена.

Шешонк II — египетский фараон (ок. 890 — 889 гг. до н. э.) (Хекакхеперра Сетепенра).
Этот Шешонк - верховный жрец Амона и главнокомандующий южной армией - окружил себя в Фивах большим великолепием, принял царские титулы и настолько увеличил своё могущество, что мог передать сан первого жреца Амона в Фивах своему сыну от своей жены Неситанебташру Харсиесу, не считаясь с мнением верховного владыки.
Золотая маска Шешонка II
 
889-874 гг. до н.э. в Египте правил фараон Такелот I. Сын Осоркона I.
В 912—889 Такелот был соправителем своего отца. Такелот правил 38 лет, из них первые 23 лет он был соправителем своего отца, а затем последних 15 лет самостоятельно.
Когда фараон Осоркон I умер и ему наследовал в Бубастисе Такелот I, новый фараон получил в лице своего брата Шешонка мощного противника. Началась усобица между ливийскими вождями, и это сильно ослабило династию. Памятники обходят его царствование упорным молчанием. От супруги своей Капес он имел сына Осоркона, который и стал его наследником.
Саркофаг Такелота I
 
874 - 850 гг. до н.э. в Египте правил фараон Осоркон II. Из XXII (Ливийской) династии. Полное его имя было — Усермаатра Сетепенамон Мериамон Сибаст Осоркон II.

Хранящееся в Лувре изображение Осоркона II в образе Осириса (в окружении Исиды и Хора). Картуш Осоркона II помещён на пьедестале
Осоркон наследовал своему отцу, Такелоту I, однако в начале своего правления был вынужден бороться за контроль над Египтом со своим двоюродным братом Харсиесом (Хеджхеперра-Сетепенамон), сыном Шешонка II, сидевшим в Фивах. Однако после смерти последнего Осоркон II закрепил свои позиции в Верхнем Египте, сделав своего сына Нимлота верховным жрецом Амона в Фивах. Позже внук Осоркона II, носивший имя Такелот, продолжил жреческую династию.
При Осорконе II продолжался внутренний упадок Египта, усиленный грандиозным наводнением, которое современники сравнивали с состоянием земли до начала времён. Наводнение разрушило ряд фиванских храмов, позже восстановленных Осорконом, о чём он оставил надпись в Фивах. Молитва, сохранившаяся на его статуе, найденной в Танисе, содержит просьбу, красноречиво свидетельствующую о затруднительном положении, в котором оказалась ливийская династия. Фараон просит, чтобы его семья главенствовала над «верховными жрецами Амона-Ра, царя богов, великими вождями машуауашей... и пророками Харшефи (Харсафа)», причём под именем последних скрываются ливийские царьки, правившие в Гераклеополе, из среды которых вышла фамилия фараона. Он добавляет: «Да утвердишь ты моих детей в должностях, которые я им дал, да не восстанет сердце брата против сердца брата». Между этих строк можно прочитать историю династии, терзаемой родственными распрями, и постоянно находящегося под угрозой мятежа вождей наёмников.
Тем не менее, он попытался повлиять на ближневосточную политику, став наряду с царём Дамаска Бенхададом III старшим партнёром в коалиции восточносредиземноморских государств, призванной остановить ассирийскую экспансию царя Салманасара III на запад. Однако союзники потерпели сокрушительное поражение в битве при Каркаре (853 до н. э.), в которой, согласно ассирийским летописям, участвовала «тысяча египтян».
Памятники указывают, что Осоркон был женат на двух жёнах. Первая из них, Карома I была матерью старшего сына Осоркона по имени Шешонк. Этот Шешонк, как наследник престола, был облечён в звание верховного жреца Птаха в Мемфисе.
Осоркон II назначил сына Шешонка соправителем, но последний умер раньше своего отца. Младший брат его Нимлот (Немруд), сын второй жены Осоркона Джедбастесанх I, был сначала назначен верховным жрецом и главным начальником войска в городе Гераклеополе Великом, затем он был назначен наместником Верхнего Египта и верховным жрецом Амона в Фивах.
На 22-ом году своего царствования (ок. 852 года до н. э.) Осоркон II начал строить величественный зал в Бубастисе для празднования по древнему египетскому обычаю тридцатой годовщины своего назначения наследным принцем (праздник хеб-сед). Но блеск пышного юбилея уже не мог скрыть упадка династии.
 
850 - 825 гг. до н.э. в Египте правил фараон Сетепенра Такелот II Си-Иси (Сын Исиды) Мериамон. Из XXII (Ливийской) династии.
Правил в Танисе. К его правлению относят начало «додекархии» в Древнем Египте. Был сыном фиванского верховного жреца Амона Нимлота и внуком Осоркона II. Большинство исследователей считает, что Такелот не был прямым наследником своего деда, а правил после Шешонка III.
В начале своего правления он усмирял восстания в Фиваиде, недовольной северной солдатской династией: последствием этого было ослабление царской власти и постепенный распад Египта. Первым, кто вышел из-под власти фараона, был номарх Петубастис I, провозгласивший себя основателем новой, XXIII, династии. Следы строительной деятельности Такелота II остались в Карнаке, где он украсил «залу Бубастидов».
 
XXIII династия
 
 Петубастис I (Педубаст) Усермаатра (правил в 817—793 или 817—763 до н. э.) — номарх 19-го нома (септа) Нижнего Египта с центром в Танисе, в 817 до н. э. (правление фараона-Бубастида Такелота II или его предшественника Шешонка III) провозгласивший себя основателем новой, XXIII династии египетских фараонов. Таким образом, он основал династию, правившую параллельно с XXII (Ливийской) династией.
Так как в состав имени Петубастиса входит имя богини-кошки Баст, почитавшейся в Бубастисе, считается, что он, подобно своему современнику Шешонку III, также происходил из этого города. Провозгласив свою независимость, Петубастис повёл решительную борьбу с конкурирующей династией. В частности, он завоевал Фивы, которые удерживал, по крайней мере, до 794 до н. э. Однако около 803 до н. э. Петубастис был вынужден признать равенство с правителем восточной Дельты Иупутом. Тем не менее, Петубастису удавалось сохранять относительно низкую раздробленность страны (особенно в сравнении с последовавшим затем периодом Додекархии), которая была потеряна при его наследниках.
 
Осоркон III — египетский фараон правивший течение 28 лет (ок. 795 — 767 до н. э.), правитель из XXIII династии.
Осоркон III номинально господствовал над Верхним Египтом.
Осоркон был сыном фараона Такелота II и его главной жены Каромамы II. Первоначально он был Верховным жрецом Амона.
Во время его правления могущество династии пошатнулось. В результате Верхний Египет распапался на массу мелких владений.

Такелот III УсерМаатРа СетепенАмон — египетский фараон из XXIII династии. Сын Осоркона III, его соправитель в последние годы правления и наследник. Власть Такелота III распространялась лишь на часть Нижнего Египта и включала в себя такие центры как Леонтополь и Гераклеополь, т.е., как минимум, XI и XX номы Нижнего Египта. Кроме того, Такелот III очевидно владел и Фивами поскольку сам он занимал должность Верховного жреца Амона, а его единокровная сестра Шепенупет I — должность «Супруги бога» в фиванском храме Амона. Более того, оба сына Такелота III сделали карьеру в том же фиванском храме Амона.
Согласно различным исследователям, Такелот III правил от 8 до 12 лет, причем большую часть этого периода он был соправителем своего отца Осоркона III. Начало соправительства помещается египтологами в период между 773 и 764 гг. до н.э., а окончание его самостоятельного правления, видимо, имело место между 766 и 754 гг. до н.э. В соответствии с хронологией Юргена фон Бекерата, правление Такелота III имело место в 767—755 гг. до н.э.
 
825 - 773 гг. до н.э. в Египте правил фараон Шешонк III. Седьмой царь XXII династии.
Неизвестно, в какой степени родства Шешонк III состоял со своим предшественником, Такелотом II. О его правлении известно не очень много. Во время правления Шешонка III произошла потеря политического единства Египта. Начиная с 8 года правления Шешонка III фараоны XXII династии управляли только Нижним Египтом со столицей в Мемфисе. В Фивах же себя объявил фараоном Петубастис I, ставший родоначальником XXIII династии, правившей параллельно с XXII династией.
От него дошла в бубастидской зале Карнака надпись с перечнем богатых его даров храму.
Похоронен Шешонк III был в разграбленной королевской гробнице NRT V в Танисе.
 
773 - 767 гг. до н.э. в Египте правил фараон Пами. Фараон ливийского происхождения из XXII династии Древнего Египта, правивший на протяжении неполных семи лет. Имя Пами («Кот») указывает на связь с культом солнечной богини-кошки Бастет.
Степень родства Пами и его непосредственного предшественника Шешонка IV неясна. Высказывались предположения о тождественности Пами и «Великого вождя машауашей (ливийцев)» Пимая, третьего сына Шешонка III. Против такого вывода свидетельствует разная этимология этих имён, а также заключение, что в таком случае Шешонку III наследовал бы не Шешонк IV с неопределёнными правами на престол, а Пами.
Некоторые сведения о Пами почёрпнуты из стел в захоронении быков-Аписов в Серапеуме. При Пами мумификации здесь были подвергнуты два Аписа — на втором и шестом году правления. Первый Апис прожил в своём статусе целых 26 лет, с 28 года правления Шешонка III по 2 год правления Пами. Дата смерти второго на шестом году правления Пами до последнего времени считалась последним свидетельством деятельности этого фараона. Однако открытые коллективом археологов университета Монпелье в 1998 «Гелиопольские анналы Третьего переходного периода» заставили пересмотреть устоявшиеся взгляды на длительность правления Пами, которая оказалась длиннее как минимум на один год — до семи или восьми лет.
Пами наследовал его сын Шешонк V, предпоследний фараон XXII династии.
 
767 - 730 гг. до н.э. в Египте правил фараон Шешонк IV. XXII династия.
Семейные неурядицы привели к гражданской войне и смене династий, уступавших место друг другу. В 730 г. до н.э. в Египте было сразу пять царей.
 
730 - 715 гг. до н.э. в Египте правил фараон Осоркон IV. XXII династия.
 
ДИНАСТИЯ ХХIV
 
Правящая в то же время, что и ХХII династия и ХХIII династия.
727 - 720 гг. до н.э. в Египте правил фараон Тефнахт I Шепсесра — номарх V нижнеегипетского нома (септа) с центром в г. Саис с 740, основатель XXIV династии.
Предположительно происходил из знатного ливийского рода, поскольку носил титул «Верховного вождя Запада». Основал собственную династию со столицей в Саисе. При Тефнахте наблюдалось заметное усиление Саиса, подчинившего себе Мемфис. Взятие Мемфиса воодушевило фараона Тефнахта, и он принял решение осаждать Гераклеополь, числившийся в союзниках нубийского фараона Пианхи. Не желая вступать в открытый конфликт с Пианхи, формально признав власть последнего после собрания местных правителей в Атрибисе. Считается, что решающим фактором, который побудил Тефнахта отказаться от борьбы с кушитами, была капитуляция Гермополя, на который Саис рассчитывал как важный южный форпост. После смерти Тефнахта в Саисе началось правление Бокхориса, вскоре убитого преемником Пианхи Шабакой.
 
720 - 715 гг. до н.э. в Египте правил фараон Бокенранф (Бокхорис). Фараон XXIV династии, правивший в Саисе. Власть Бокхориса распространялась на Дельту и север Верхнего Египта.
Практически все ведомости о правлении этого фараона взяты из отрывков сочинения жреца-историка Манефона, сохранившихся в работах Африкана и Диодора. Известность Бокхориса в античном мире была столь велика, что Тацит даже связал с этим фараоном пересказанную им историю Моисея. Единственный источник со времени правления Бокхориса, сохранившийся до наших дней — открытая Огюстом Мариеттом стела из Серапеума в Саккара, повествующая о захоронении священного быка Аписа. Хотя Манефон называет Бокхориса единственным фараоном XXIV династии, но современные исследователи включают в неё также отца Бокхориса, Тефнахта.
Античная традиция представляла Бокхориса мудрым судьей и законодателем, создавшим одно из самых совершенных и гуманных законодательств того времени, запретившее продавать в рабство за долги свободных египтян. Как полагали греки, на него равнялся сам архонт Афин Солон, создатель демократической системы. Бокхорис считал, что каждый египтянин — раб царя, а не другого египтянина. Уже после смерти Пианхи в 716 до н. э. Бокхорис был побеждён и схвачен новым кушитским царём Шабакой. Как уверяет Манефон, последнего фараона XXIV династии заживо сожгли на костре или же во дворце.

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%88%D0%BE%D0%BD%D0%BA_II
Категория: История | Добавил: Jupiter (08.02.2012)
Просмотров: 3264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz