ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 29.03.2024, 14:58
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Третий переходный период. Династия XXV
ЕГИПЕТ
 
XXV эфиопская династия
 
В 728 г. до н.э. Египет был захвачен эфиопским (нубийским) царём Пианхи (или Пи), объединившим страну под властью ХХV династии.
 
Пианхи (Пи) — царь Куша и египетский фараон (в данном качестве правил в 728—721 до н. э.), установивший власть XXV династии в Египте. В 728 до н. э. раздробленный Верхний Египет стал легкой добычей войск Пианхи. Случилось, по сути, нечто прямо противоположное двум тысячелетиям предыдущей истории, когда египтяне правили нубийцами.
Предшественник Пианхи Кашта усилил Кушитское царство с центром в Напате настолько, что традиционные связи Напатского царства с фиванским жречеством превратились в определённое политическое влияние на фиванские правящие круги, облегчая объединение части Египта под властью XXV (нубийской) династии его преемником. Согласно стеле Пианхи, завоевание Египта нубийцами началось на 21 году его правления, Ю. фон Бекерат относит вторжение Пианхи в Египет к периоду между 730 и 725 гг. до н.э., с наибольшей вероятностью — к 726. Нубийцы под предводительством Пианхи взяли Фивы, а вскоре — и Мемфис. Пианхи приказал не грабить покоренные города, даже принес жертвоприношения в храме Птаха в Мемфисе. Коррумпированное жречество было довольно и признало власть нубийцев. Признанный полководец, фараон Пианхи, позже оставит наследникам следующее военное правило: «Никогда не нападайте на неприятеля ночью, словно игроки, но сражайтесь только тогда, когда видно. Объявите врагу сражение издали. Сражайтесь, когда он объявит это. Если союзники его будут в ином городе, да дождется он их».
Но в это же время отдельные территории Египта подчинялись различным правителям, принявшим царские титулы: Осоркону IV (XXII династия, 730—715 до н. э.), Тефнахту I, Бокхорису (XXIV династия, 727—715 до н. э.) и др. На собрании в Атрибисе, где правил Педиисе, все правители раздробленного Египта (кроме Тефнахта), в том числе номинальный верховный фараон Осоркон IV (V), признали Пианхи полноправным фараоном. Тефнахт, не вступая в конфликт с Пианхи, также признал власть нубийцев, и Пианхи считался формальным правителем всего Египта.
Пианхи умер в 721 до н. э. Ему наследовал Шабака.

Шабака Неферкара (греч. Сабакон) — фараон XXV эфиопской династии, правивший в Древнем Египте в 721 — 707/706 до н. э.
Сын царя Куша Кашты и фиванской владетельной жрицы Шепенопет, после смерти которой его сестра Амердис получила Фивы. После смерти своего брата Пианхи Шабака объявил притязания на владение Египтом. Согласно исследованиям Ю. фон Бекерата, Шабака завоевал Нижний Египет в пределах 715—712 гг. до н.э. Царствовавший на севере Бокхорис был им побежден и сожжен в своём дворце, и он управлял страной не менее 12 лет, не из далекой Напаты, а сидя в самом Египте и заботясь о приведении его в благоустройство после смут: были поправлены плотины и каналы, города получали защиту от наводнений. Храмы также реставрировались и украшались. В Мемфисе царь нашёл древнюю богословскую надпись в честь Птаха и велел её переписать заново; в Луксоре Шабака реставрировал главные врата и производил работы в Карнаке. Чтобы найти руки для работ, царь, за неимением пленных, освобождал от казни преступников, заставляя их работать (Геродот, II, 137).
О сношениях Шабаки с Ассирией известно мало; некоторые полагают, что он тождествен с упоминаемым в Библии (4Цар.17:4) Сигором, на которого надеялся восставший против Ассирии Осия, и с Сибе, разбитым при Рафии Саргоном II; последний, впрочем, назван в клинописи генералом (вполне возможно, что Сибе действительно был одним из полководцев Шабаки). Памятником дипломатических сношений Шабаки с Ассирией служит найденная в Калахе печать с его именем и изображением. В Берлине есть две скульптуры Шабаки из храмов Пта в Мемфисе и Мединет-Абу.
 
Джедкаура Шабатака (или Дедкауре Шабатока) (Σεβικώς у Манефона) — сын Шабаки, второй фараон 25-й эфиопской династии.
На время Шабатаки выпадают палестинские походы Синахериба. Езекия и сирийская коалиция рассчитывали на египетскую поддержку; книги Царств (IV, 19), впрочем, называют фараона Тахарку, Иосиф Флавий говорит о Тарсике. Геродот говорит о царе Сефоне (II, 141), бывшем жрецом бога Пта и избавившемся чудесно от нашествия Синахериба, царя Ассирии. Воины отказались служить царю, лишившему их некоторых преимуществ; царь обращается к божеству, и оно насылает на неприятельский лагерь мышей, перегрызших вооружение в одну ночь. Возможно, что Сефон тождествен с Шабатакой. В Берлинском музее есть стены небольшого сооружения, воздвигнутого Шабатакой в Фивах у священного озера Карнака для склада ежедневных жертвенных даров Амону. На одной из стен изображён царь, подносящий белый хлеб Амону и Мут. На голове у него эфиопская диадема с двумя уреями — символ господства над Египтом и Нубией; в ушах — кушитские серьги в виде голов овна. Над Амоном надпись, обещающая покорить царю «все страны»; Мут обещает ему «много юбилеев». На самом деле Шабатака царствовал не более 12 лет и, вероятно, был низложен и убит Тахаркой. Впоследствии на упомянутых изображениях были выскоблены имена Шабатаки и уничтожен один урей, как оскорбительный для национальной гордости египтян.
 

Тахарка (Таракос у Манефона; библ. Тиргак) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.
Гранитный сфинкс Тахарки. Британский музей
Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским (Ис.37:9), Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки. Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки. Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил женитьбой на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.
Тахарка воевал в Африке и покорил ряд нубийских племён, списки которых, сходные с начертанными царями XVIII и XIX династий, найдены на одной карнакской статуе и в Мединет-Абу. Для нейтрализации угрозы со стороны Ассирии Тахарка заключил союз с Баалом, царём Тира, к которому присоединилась вся Финикия, а также Кипр; в Аскалоне Тахарка возвёл мощные укрепления. Это вызвало поход Ассархаддона, который разрушил эту коалицию и вторгся в Египет. Мемфис сдался, Дельта была покорена, а её города получили ассирийские имена. Тахарка бежал в Напату; на его место была восстановлена додекархия — правление автономных местных правителей. В частности, одним из лояльных к Ассирии правителей был Нехо, основатель XXVI Саисской династии, позже восстановившей независимость Египта. Кроме того, победоносный поход в Египет позволил Ассархаддону называть себя «царём Египта, Патроса и Куша» и поместить своё победное изваяние у Нар-эль-Кельба и в других важных пунктах (немецкая экспедиция нашла в Зенджирли большую плиту с надписью и со скульптурным изображением Ассархаддона, держащего на верёвке коленопреклоненных Ваала Тирского и Тахарку, изображённого типичным негроидом).
Однако последовавшая вскоре смерть Ассархаддона дала Тахарке возможность вновь вернуться в Египет. Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в Напату, где и умер. Политика Тахарки, большей частью наступательная, и его временные успехи в Азии дали ему некоторое право в надписях копировать великих завоевателей-фараонов и даже помещать списки покорённых им якобы азиатских стран, в числе которых фигурируют и Финикия, и Месопотамия, и Ассирия. Вероятно, этим обусловлена его слава как великого завоевателя, дошедшая до греков, которые доводили владения его до Геркулесовых столпов (в частности, в трудах Страбона), до Фракии и даже Индии (Мегасфен). Иллюзия славного царствования поддерживалась постройками: в Карнаке Тахарка воздвиг гипостильную залу, которая была больше даже построенной при фараоне XIX династии Сети I, в Напате выстроил храмы Амону и Мут, а также пещерные в честь Хатхор и Беса, со своеобразными колоннами в виде этого божества-карлика.
 
Тануатамон (663 до н. э.-657 до н. э.) — последний кушитский фараон на египетском престоле, сын Шабаки и пасынок Тахарки, который в последний год своего царствования сделал его соправителем и наместником Фиваиды. Здесь он видел во сне двух змей урея. Толкователи нашли в этом указание на владычество его над всем Египтом. Короновавшись в том же году в Напате, Тануатамон двинулся в Египет, где его приветствовали до самой Дельты. Мемфис сдался после лёгкого сопротивления. Царь везде приносил жертвы местным богам, а в Мемфисе велел выстроить в храме новую залу. Мелкие князьки Дельты, сначала запершиеся в своих городах, изъявили покорность и были утверждены в своих правах. Устроив дела Египта, Тануатамон вернулся в Эфиопию. Так повествует поставленная им иероглифическая «надпись о сновидении» на горе Баркале в Напате. Летописи Ашшурбанипала Ассирийского дополняют её в том отношении, что уход Тануатамона оказывается не добровольным: его выгнали ассирийцы. Мемфис был оставлен, царь бежал и из Фив, которые подверглись новому разграблению. Флиндерс Питри нашёл в 1896 году близ храма царицы Таусер шлемы ассирийских солдат. Летописи ассирийские называют Тануатамона Тандамани. При Тануатамоне, как и при Тахарке, в Фивах сидел князь Монтуэмхет, имевший титул «четвёртого жреца Амона». Он удерживал власть и под ассирийским владычеством. В надписях на статуях, поставленных им в храме Мут и найденных в 1896—1897 годах, а также в карнакской надписи он говорит о своей деятельности по восстановлению и приведению в порядок храмов, разрушенных и разграбленных ассириянами.

 



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
Категория: История | Добавил: Jupiter (08.02.2012)
Просмотров: 1926 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz