ЕГИПЕТ
Псамметих II (или Псамтик II, полное имя Неферибра Псамметих II) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 595 — 589 годах до н. э., из XXVI Саисской династии, сын Нехо II.
Сразу же по вступлению на престол, Псамметих начал подготовку к большой войне с Вавилонией. В 591 он во главе флота и в сопровождении сонма жрецов прибыл, якобы с религиозными целями в финикийский город Гебал (Библ). Это была явная провокация против Вавилона, под властью которого находилась Финикия. Фараон демонстрировал военно-морскую мощь Египта, населению Заречья, поощряя его тем самым к восстанию. К фараону присоединились Иудея, Лидия, Тир, Сидон, Моав, Аммон и Эдом. В 590 Лидия, союзник Египта, и Мидия, союзник Вавилона, развязали крупную войну.
В (589 г. до н. э.) Псамметих предпринял поход в Нубию. Передовые отряды его войск дошли почти до 2-го порога, где греческие наемники оставили в Абу-Симбеле отчёт о своём посещении греческими письменами на одном из колоссов Рамсеса II, высеченных перед его храмом. Тем не менее, успех этой экспедиции был непрочным, и Нижняя Нубия не вошла в состав Египетского государства.
Статуя Неферибра Псамметиха II. Лувр
Осенью того же 589 по сигналу из Египта иудеи подняли восстание против Вавилона. Навуходоносор во главе своей армии вторгся в Палестину и 15 января 588 осадил Иерусалим. 8 февраля 588 вскоре после возвращения из похода в Нубию Псамметих II умер, так и не успев послать обещанную иудеям помощь.
Априй (др.-греч. Ἀπρίης, древнеегип. Хааибра Уахибра, еврейск. Хофра, Вафрес у Манефона) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 589 — 567 годах до н. э., из XXVI династии египетских правителей Позднего царства. Сын Псамметиха II. Правил 19 лет.
Бронзовый сфинкс Априя, ныне находящийся в Лувре.
Статуя Априя. Лувр
Жизнеописание
После смерти отца Априй продолжал противостоять вавилонской экспансии. Выполняя обещание отца иудеям, послал к осаждённому Навуходоносором II Иерусалиму армию, а вдоль финикийского побережья — египетский флот. Вавилоняне, избегая сражения с египтянами, сняли осаду города. Хотя на суше ионийские и карийские наёмники Априя потерпели неудачу, но на море флот финикийского города Тира и острова Кипр, действовавшие на стороне вавилонян, были наголову разбиты египтянами. Затем Априй высадил войско для взятия Сидона, после чего сдались и другие финикийские города. Финикийцев и египтян связывали общие экономические, политические, религиозные и культурные интересы и отношения. Египетское проникновение в Финикию серьёзно поколебало вавилонское господство в Заречье. Восстал Дамаск; попытки мятежа имели место в Хамате и Арпаде. В Библе египтяне построили храм местной богини и казармы. К тому же в Сирию с севера неоднократно вторгались лидийцы, союзники Египта, которые вели войну с Мидией, союзницей Вавилонии.
Но все же Навуходоносору удалось восстановить своё господство в Заречье и в 587 году продолжить осаду Иерусалима. Весной 586 года армия Априя вновь появилась на юге, угрожая вавилонскому войску, осаждающему Иерусалим, но была оттеснена, потерпев крупное поражение, и 18 июля 586 года до н. э. Иерусалим пал. Иудеи до последнего уповали на подмогу египтян, но так и не дождались помощи, и Иерусалим был стёрт вавилонянами с лица земли. Большая часть населения была перебита либо погибла от голода в ходе жестокой осады, а оставшихся увели в плен. Однако многим беженцам удалось спастись в Египте. Кроме того, после убийства местными магнатами вавилонского наместника Годолии, бедняки, оставшиеся на родине, бежали в тот же Египет, взяв с собой и провавилонски ориентированного пророка Иеремию. Из финикийских городов Вавилону не покорился только Тир.
Затем Навуходоносор разгромил Аммон и Моав — последних египетских вассалов в Передней Азии, и вавилоняне вплотную подошли к египетским границам. Трудно определить, имело ли место вторжение Навуходоносора II в Египет, но мир 582 года был подписан на унизительных для египтян условиях. Так, они были должны выдать вавилонскому вельможе Набу-зер-иддину 745 укрывшихся в Египте иудеев. Мир между двумя странами был скреплён браком египетской царицы Нитокрис (Нейтикерт) с Навуходоносором II, что было беспрецедентным явлением в древнеегипетской истории (поскольку права на престол передавались у египтян по женской линии, египтяне никогда не отдавали своих принцесс иностранцам, чтобы они не могли претендовать на трон). Таким образом, была создана система международного баланса, включавшая в себя 4 великих государства — Египет, Вавилон, Лидию и Мидию. Лидия, Египет и Вавилон могли вместе составлять такую силу, которая бы противостояла мидийской угрозе, нависшей над Ближним Востоком.
Априй
При Априи благополучие его династии стало клониться к упадку. Фараоны из Саиса охотно перенимали греческие традиции, армия и торговый аппарат полностью наполнялись греками, тем временем недовольство египтян возрастало. Фараон был полностью эллинизирован, раздавал щедрые подарки греческим храмам, что вызывало нарастание кризиса, первым симптомом которого был мятеж в Сиене (Асуане). Наёмники — сирийцы, ливийцы и греки — сделали попытку дезертировать из армии и переселиться в Нубию, и только благодаря наместнику Сиены Несухору, которому удалось уговорить солдат, они остались. Обеспокоенный этим, Априй увеличил жалованье и привилегии наёмникам, что в свою очередь вызвало недовольство воинов-египтян.
Западнее Египта, на африканском берегу Средиземного моря, в этот период образовалось мощное греческое государство Кирена. Это государство крайне притесняло ливийцев. Именно по этой причине ливийцы решили отдаться под покровительство египетского царя. В 570 г. до н.э. Априй, желая покорить греков Кирены, послал против них войско, естественно состоящее сплошь из египтян, а не из греков. В последующем сражении египтяне потерпели поражение и бежали. Среди воинов-египтян прошёл слух, что Априй специально послал их на верную смерть. А когда Априй вышел поприветствовать народ в греческих доспехах, египтяне начали восстание, что привело к гражданской войне (570 — 567 до н. э.). Восставшие выбрали себе нового фараона Амасиса из числа приближенных царя и даже, видимо, его родственника и пошли войной на Априя. В последующей битве у города Момемфиса, Априй потерпел полное поражение, но Амасис не сверг его с престола, а сделал своим соправителем, игравшим, однако, незначительную роль. До нас дошёл памятник, на котором изображены оба правителя вместе. Наряду с фараоническим картушем, который принял Яхмес, он носил старые титулы. Однако на 3-м году их совместного правления (568) разгорелась борьба. Априй, заручившись поддержкой греков, с армией греческих наёмников и в сопровождении флота двинулся с севера на Саис. Но Амасис разбил армию Априя и обратил её в бегство.
По-видимому, ко времени гражданской войны в Египте, относится заключительная попытка Навуходоносора вторгнуться в Египет. Вавилоняне вторглись в Египет в 568—567 гг. до н.э. и прошли через всю долину Нила вплоть до Фив, но этот поход, судя по скудным намекам источников, не имел прочных последствий. Априй с остатками своего войска продержался на севере ещё пять месяцев, но затем был убит во время преследования, когда он укрывался на одном из уцелевших своих судов (567). Амасис похоронил его с царскими почестями, среди предков в Саисе.
Амасис II (Аб-Мосе) (греческий вариант древнеегипетского имени Хнумибра Яхмос II) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 570 — 526 годах до н. э., из XXVI (Саисской) династии. Амасис по материнской линии имел какое-то отношение к Априю. Вопреки этому, Геродот утверждает, что Амасис был простолюдином, возвысившимся до статуса командира ливийскими наёмниками благодаря своим способностям. В правление Нехо II и Псамметиха II Амасис сделал стремительную военную карьеру, и сам фараон Псамметих II, готовясь к вторжению в Нубию, в 590 до н. э. доверил ему командование крупной египетской армией, отправленной против Напатского царства. Благодаря своим военным успехам Амасис был вознаграждён должностью камергера царского дворца и получил высокое судейское положение.
Фрагмент статуи Амасиса II. Старый музей. Берлин
Восхождение на престол
Предшественник Амасиса на египетском троне, фараон Априй (589—570 до н. э.) был известен своим филэллинством, в частности приносил греческим храмам крупные дары, обделяя вниманием собственно египетские. Несмотря на рост доходов от торговли и налогов, Априй не сумел обеспечить Египту успешную внешнюю политику, что привело к росту недовольства, особенно в среде военных кругов. Так, он не сумел оказать военную помощь своему союзнику, осаждённому вавилонянами Иерусалиму, а на южных границах Египта имела место попытка дезертирства со стороны значительного количества иностранных наёмников (сирийцев, ливийцев и нубийцев). Однако последней каплей в чаше народного гнева стал эпизод, когда Априй вышел поприветствовать народ в греческих доспехах (причём незадолго до этого египетское войско было побеждено греческими наёмниками в Киренаике). В том, что в составе армии, посланной против Кирены, не было ни одного греческого наёмника, коренные египтяне усмотрели прямой умысел фараона, отправившего их солдат на верную смерть.
В армии началось восстание против Априя, которое привело к гражданской войне, продолжавшейся почти четыре года (570—567 гг. до н. э., с перерывом). Восстание приобрело угрожающие размеры, и для успокоения мятежников фараон отправил Амасиса, рассчитывая, что завоевавший популярность и в армии, и среди простого народа, и среди состоятельных горожан известнейший египетский военачальник быстро усмирит восставших. Однако Амасис воспользовался этими обстоятельствами вспыхнувшего восстания в свою пользу и, перейдя на сторону восставших солдат, был провозглашён ими фараоном. Разъярённый Априй, узнав об измене своего полководца, послал к тому гонца с приказаниями прекратить мятеж и явиться в Саис к царскому двору. Амасис, естественно, отказался и отправил гонца назад с насмешками и оскорблениями, предназначенными для Априя. Тот, в свою очередь, не нашёл ничего лучшего, как излить свой гнев на несчастного гонца, высокое положение которого не помешало Априю отрезать ему нос и уши. Несправедливое отношение фараона к своему подданному подтолкнуло многих из его приближённых принять сторону Амасиса.
Геродот сообщает, что между армиями Априя и Амасиса состоялась значительная битва, победителем в которой вышел восставший военачальник. Греческим наёмникам Априя был нанесён заметный урон, и сам фараон был взят в плен. Хотя Априй потерпел поражение от восставших, но победивший Амасис не сверг его. Напротив, он обошёлся со своим неприятелем относительно мягко: провозгласил своим соправителем, позволив сохранить престол и царскую титулатуру. Амасис был формально уравнен с Априем и официально стал его соправителем (известно совместное изображение двух фараонов в качестве соправителей), на деле определяя внутреннюю и внешнюю политику Египта без участия Априя. Помимо полагающегося царственной особе картуша, Амасис сохранял нецарские титулы, соответствовавшие предоставленным ему ранее должностям.
Несмотря на поражение, Априй не собирался мириться с потерей единоличной власти и готовил выступление против соправителя. На 3-м году их совместного правления (ок. 568 г. до н. э.) Априй при поддержке греческих наёмников сделал попытку свергнуть Амасиса, но вновь потерпел поражение и бежал. Если верить Геродоту, он был изгнан, но, рассчитывая в первую очередь на поддержку греков, двинулся на Саис с севера в сопровождении флота.
Однако ближневосточные источники называют и другого, куда более мощного, соратника фараона. Ещё в результате поражения в Палестине Априй выдал свою дочь Нитокрис (Нейтикерт) за победителя, вавилонского царя Навуходоносора II, и таким образом стал родственником династии правителей Нововавилонского царства. Теперь вавилонский царь Навуходоносор II хотел воспользоваться моментом, когда в стране происходили междоусобицы, и вторгся в Египет. Подробности этого военного столкновения Египта с Вавилоном (568 — 567 гг. до н. э.) недостаточно известны. Известно лишь, что вавилонский царь прошёл через всю долину Нила вплоть до Фив, однако повернул обратно.
Амасис среагировал на выступление соправителя молниеносно и благодаря очередной быстрой победе рассеял наёмников Априя по Дельте. Амасису, по-видимому, казалось, что его соперник уже не представлял для него опасности, поскольку он не продолжал преследования Априя. Однако в последующие пять месяцев остатки войск последнего продолжали опустошать Нижний Египет и промышлять разбоем, что и заставило Амасиса отправить армию, дабы покончить с назойливым конкурентом. Лишённый всякой поддержки, Априй попытался бежать на одном из своих кораблей, но был настигнут и казнён своими же сторонниками. Примечательно, что Амасис распорядился похоронить своего неприятеля с царскими почестями среди фамильных захоронений в Саисе и установить щедрые посмертные приношения в честь покойного.
После гибели Априя Амасис стал единоличным правителем Египта (ок. 567 до н. э.). Некоторые учёные также утверждают, что Амасис, хотя и причислял себя к XXVI династии и фигурировал в её составе в царских списках, на самом деле являлся фиктивным царем. Он не принадлежал к царскому роду, и поэтому царская знать не могла ему этого простить. Про него распускали слухи, что он происходил из простой семьи и в молодости бедствовал и занимался воровством. Обвинялся он и в пьянстве, и в незнании благородных манер и приличий.
Внутренняя политика
Несмотря на то, что своим выдвижением Амасис был обязан египетскому войску, он не терял связи и с греками. На Канопском рукаве Нила в Северо-Западной Дельте грекам был отведён город Навкратис. Этот город пользовался всякого рода привилегиями. Кроме того, в нём была сосредоточена иноземная торговля.
Первые реформы Амасиса II (отмена привилегий для греческих солдат, ограничение пребывания греков Навкратисом) были призваны успокоить египетских эллинофобов и сократить напряжение между египтянами и греками, особенно в армии. В частности, такую цель преследовал и перевод ионийских и карийских наёмников из лагерей, которые были расположены в Дельте, включая военную колонию в Дафнах, в Мемфис, где они составили подобие личных гвардейцев царя.
Вместе с тем, Амасис понимал и то, насколько важно поддерживать дружеские отношения с Грецией и греческим миром в целом. Поэтому женой Амасиса стала гречанка Ладика, дочь киренского царя Батта II (583—560 до н. э.), а сами греки вновь заполонили египетские рынки и казармы. Благодаря таким мерам вражда между эмигрантами и коренным населением практически прекратилась. К тому же, даже отдельные ограничения были на руку греческим торговцам; к примеру, особый статус Навкратиса вызвал приплыв доходов и превращение города в один из важнейших коммерческих центров Средиземноморья, благодаря чему греки считали Амасиса своим благодетелем.
По-прежнему господствующее положение в стране занимала знать. Из сказаний, которые были сложены впоследствии о царе Амасисе, последний предстает перед последующими поколениями простонародным весельчаком. Однако надо заметить в связи с этим, что в действительности он был царём знати, в первую очередь жреческой. Главная жена Амасиса и мать его наследника приходилась дочерью верховному жрецу Птаха.
Амасис весьма деятельно поддерживал жречество. Даже когда впоследствии зашла речь о восстановлении урезанных персами продовольственных, денежных и иных государственных взносов в храмы, доходы времен Амасиса принимались за желаемый образец. Но, несмотря на обильные храмовые постройки, перечисленные Геродотом и частью засвидетельствованные памятниками, симпатии фараона к грекам обусловили для Амасиса дурную славу у жрецов и египтян. К тому же он и по внешности не особенно считался с традициями и вёл образ жизни, мало подходящий для фараона. Про царя стали слагать различные сплетни, частью сообщаемые Геродотом, частью изложенные в Парижской демотической хронике: якобы он был раньше атаманом воров, потом, будучи царём, продолжал пьянствовать, предаваться грубым забавам и т. п. Но у Геродота есть и следы предания, благосклонного к Амасису, в котором говорится, что при нём Египет пользовался наибольшим благосостоянием, и что он был автором мудрого закона о контроле над средствами к существованию.
На время правления Амасиса II приходится пик экономического могущества Египта в Саисскую эпоху. Доходы от торговли, особенно со средиземноморским миром, обеспечили баснословный рост благосостояния, оставшийся в народной памяти и позже засвидетельствованный античными авторами (Геродот пишет, что «в стране в то время было 20 000 городов»). Фараон занялся и дальнейшим усовершенствованием законов, часть которых, очевидно, была унаследована от саисских правителей из XXIV династии. Один из них, состоявший в пересмотре земельного кадастра для облегчения налогового гнета и требовавший ежегодной налоговой отчётности о доходах каждого жителя перед местным губернатором, после Египта был введён и в Афинах Солоном, который познакомился с ним во время своего посещения Египта. К сожалению, современной науке практически недоступны материальные свидетельства экономического и социального возрождения страны, поскольку они в силу доминирования Саиса должны быть сосредоточены в Дельте, где условия крайне неблагоприятны для сохранности памятников древности.
Внешнеполитическая деятельность
Во внешней политике Амасис, во время своего длительного правления, проявил огромную энергию. Правда, от завоевательной политики на Азиатском материке он отказался, но морское могущество при нём усилилось. В греческом мире усилилось египетское влияние. Появление в Азии новой грозной силы, Персидской державы, вызвало беспокойство Амасиса. Против персидского царя Кира была создана коалиция, в которую, кроме Египта, вошли Лидия, Вавилон и Спарта.
Наиболее прочные и дружественные связи укрепились между фараоном и тираном острова Самос Поликратом, а также со Спартой и Киреной. Согласно Плутарху, Египет времён Амасиса принял у себя множество выдающихся греческих мыслителей, устремившихся постичь мудрость египетских жрецов. Так, Фалес Милетский совместно с фараоном посещал пирамиды и привёл Амасиса в восторг, вычислив высоту сооружения без инструментов, по отбрасываемой им тени (см. *Об Амасисе и Фалесе). Фараон приносил щедрые дары не только египетским храмам в Саисе и Мемфисе, но и греческим святилищам. Так, в 548 г. до н. э. Амасис сделал крупное пожертвование (размером в 1000 талантов) на восстановление сожжённого храма в Дельфах. Кроме того, он щедро одарил храмы Самоса, Кирены и Линдоса.
В то же время, помня об опыте своего предшественника, фараон не обходил вниманием и египетские храмы: с его именем связаны значительные по размерам и архитектурному мастерству пристройки к храмам в Саисе и Мемфисе, а также ещё один храм, воздвигнутый в северном оазисе в Ливийской пустыне. Развалины храма богини, основанного Амасисом, который в своей титулатуре даже именовал себя «сыном Нейт», сохранились даже в греческом торговом поселении Навкратис, где Нейт отождествлялась с Афиной. Близ первых порогов из целого куска камня была вытесана огромная монолитная часовня, воздвигнутая в Саисе и описанная Геродотом. Однако наёмная армия и флот требовали дорогостоящего содержания, и впоследствии Амасису пришлось секуляризировать доходы и имущество крупнейших храмов Египта. С этого момента начинается наступление власти на привилегированный жреческий класс, достигнувшее своего апогея в персидскую эпоху (и отразившееся в рассказах о бесчинствах Камбиса II, известных греческим авторам).
В числе остальных знаменитых внешнеполитических акций Амасиса — и установление мирных отношений с недавним неприятелем, Вавилоном. Хотя правление нового фараона и началось с вавилонского вторжения, но констатируемая пророками Иеремией и Иезекиилем неудача Навуходоносора II заставила его заново разделить сферы влияния. Сирия и Палестина, известные в месопотамских источниках как Заречье, оставались за вавилонянами, и Египет был вынужден отказаться от любых притязаний на контроль над этими территориями. В то же время египтяне благодаря существенному пополнению своего военного флота, чья мощь станет определяющей для обеспечения египетской гегемонии на Средиземном море до эпохи Птолемеев включительно, закрепили за собой остров Кипр, превращённый в египетского вассала и данника (платившую фараону даже большую дань, чем в период военного доминирования Египта при XVIII династии).
Именно при Амасисе над Египтом нависла угроза персидского вторжения, поэтому фараон направил свои усилия для укрепления трёхстороннего союза Египта с вавилонским царём Набонидом и традиционным союзником царём Лидии Крезом, подкреплённого поддержкой греков, в частности, Спарты. Тем не менее, фараон так и не сумел оказать существенную помощь своим союзникам во время их оккупации персидским царем Киром II Великим. Сам Амасис, правивший 44 года, умер в конце 526 до н. э., накануне персидского нашествия в Египет. А кровавая развязка наступила через шесть месяцев после его смерти при Псамметихе III, когда после битвы при Пелусии в 525 до н. э. весь Египет был захвачен Камбисом II.
Греческие источники отмечают отличное чувство юмора этого фараона (о его остроумии в античном мире ходило множество анекдотов) и его склонность устраивать в свободное от общественной деятельности время пиры и попойки, на которые он приглашал своих многочисленных друзей. В частности, Геродот приписывает Амасису следующее высказывание: «Если бы человек хотел всё время быть серьёзным и не отводил бы времени на развлечения, он превратился бы, сам того не замечая, в злого духа или глупца…»
Позднее Царство.Псамметих II,Априй,Амасис II.