ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 26.04.2024, 04:24
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Государство Митанни
АРАТТЦЫ в АРАВИИ
 
Хетты (см.Заселение карийцами Греции. ) вытеснили часть хаттов из Малой Азии (побережье Чёрного моря). Некоторые жители Аратты, спасаясь от ариев, ушли на земли Аравийского полуострова. Там уже были колонии атлантов-семитов.
В Аравии в это время находились государства Саба, Кутабан, Хадрамаут, Маин и Хаусан. Этими царствами руководили маги-жрецы - муккарибы.
Ок. 2 500 г. до н.э. эти царства объединились в одну конфедерацию. Государство называлось "Счастливая Аравия". Там строились огромные города с развитой инфраструктурой. Сеть огромных водных каналов покрывала территорию Саудовской Аравии от моря и до моря.
 
При раскопках остатков домов на берегу Омана, в 200 км к юго-востоку от Маската были раскопаны комков битума - остатки океанских кораблей. На битуме сохранились отпечатки связок стеблей тростника, верёвок, циновок. На многих комках остались раковины морских животных, которые обычно прикрепляются к днищам судов. Специалисты решили, что это остатки тростниковых лодок. Связки тростника скрепляли битумом в большие лодки длиной до 20 метров. Эти суда сделаны 2 300 г. до н.э.
Археологи обнаружили черепки древнеиндийской керамики, которую изготавливали в долине Инда, гребешок из слоновой кости, медная печать купца... Учёные считают, что дома служили гостиницами для купцов, приплывавших из Индии через Индийский океан. В керамических сосудах купцы привозили масло (Дравиды. Хараппская цивилизация).
 
После исследования, залегающих на дне океана в Оманском заливе (южная Аравия), учёные установили, что ок. 2 300 – 2 000 гг. до н.э. там произошло неожиданное увеличение (до шести раз по отношению к нормальному) количества доломитовых частиц в морских отложениях. Было установлено, что эти доломитовые частицы перенесены с гор в восточной Турции и северном Ираке. Это говорит о появлении на Ближнем Востоке пыльной засухи, которая продолжалась больше 200 лет.

 
Жители Армении/Дагестана - хурриты (атланты) ушли в Малую Азию. В Малой Азии появляются хурритоговорящие хатты. Из Малой Азии хурриты ушли в Месопотамию. Они создали несколько царств в Северной Месопотамии.
 
Ок. 2 200 г. до н.э. в горах Загрос появляются племена касситов.
Название "кассит" происходит от общего корня со словом "кассирит" (оловянный камень). Появление касситов связано с резким повышением содержания олова в бронзовых изделиях Месопотамии.
Первыми жителями древнего Элама были негроиды: "Обнаруженные в этом районе Элама остатки скульптур и другие свидетельства показывают, что в самые древние времена эти места населяли люди негроидного типа..."
Касситы представляли собой смешанную группу, состоящую из людей негроидного типа и индоевропейцев. Во главе касситов некогда стояла элита индоевропейского происхождения, что отражается и в именах их богов.
Касситы жили в горах Загрос, к востоку от Вавилона. Некоторые из них там и осели, другие в 1 795 г. до н.э. создали племенной союз к северо-востоку от Месопотамии. Они основали своё государство - Кушан на границе с Эламом.
В качестве ударной силы своего ополчения они использовали колесницы.
Ок. 1 700 г. до н.э. из страны Кушан (область древнего Элама) касситский вождь Гандаш (1741 — 1726 годах до н. э.) вторгся в Вавилонию, но проникнуть вглубь государства касситам не удалось. Они были временно остановлены в предгорных районах.
После нападения хеттов на Вавилон, касситы присоединились к ним.
В 1 571 г. до н.э. Вавилон был захвачен касситами.
Агум II Как-риме (mAg-gu-um) — первый известный нам кассийский царь Вавилонии, правил приблизительно в 1571 — 1549 годах до н. э.
Агум в своей надписи (переписанной для библиотеки Ашшурбанапала) сообщает, что он «вернул бога Мардука (то есть его статую) из далекой Ханы, в которой он пребывал 24 года» (ок. 1571 г. до н. э.).
Касситский царь Улам-Буриаш (ок. 1450 — 1400 до н. э.) захватывает южную Месопотамию и нарекает себя "царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем касситов и царем Кар-Дуниаша".
III Вавилонская Династия (1 595 – 1 174 гг. до н.э.) была касситская.
ЯЗЫК КАРТВЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ
Название племени касситов Н. Я. Марр сравнивал с грузинским kaci, мегрелочанским koči и баскским kison (на письме kizon) «человек». Сюда можно добавить еще слово cissonв древнеаквитанских надписях (Гасконь, рубеж эр). От касситского языка осталось всего около сотни слов, но их сравнение с картвельскими и баскским дает важные результаты. Касситские слова da-kaš «звезда» и da-gigi «небо» содержат известный картвельский префикс da-. Касситск. Buri «владыка» соответствует баскскому buru «голова», а касситск. Burna «покровительствуемый» – грузинскому sa-bur-avi, sa-bur-veli«то, что накрывается сверху». Касситск. Harbe«бог–бык» соответствует грузинскому xari «бык» (ранее это слово писалось с особой буквы, происходящей от иероглифического изображения быка). Касситск. Gidar «бог войны» соответствует баскскому gudu "война”, gudari «воин», шумерскому gud «воин» и, возможно, грузинскому čidi «поединок». Касситск. Sah «бог солнца» соответствует грузинскому корню в словах si-cxe «жара», cx-eli «горячий», cx-adi «ясный», cx-ivi «луч» (с надежными соответствиями в других картвельских языках). Касситск. Kukla «раб» (с начальным частичным удвоением) соответствует грузинскому glexi «раб», «крестьянин».
 
АРИЙЦЫ в МЕСОПОТАМИИ
 
КУЛЬТУРА ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
↓↓↓
КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА
Восточный Каспий, Нижний Дон, Северо-Восточное Приазовье, С. Кавказ
2300 – 1900 – 1250 гг. до н. э.
Индо-арии
↓↓↓
МИТАННИ/Ханигальбат
 
Племена катакомбной культуры широко вторглись на Ближний Восток. Они заняли некоторые крупнейшие города хурритов (атланты) в Ханаане и стали у них царями или военной элитой.

В языке Митанни очевиден индоевропейский субстрат. Скрепление текстов договоров с хеттами именами божеств Митра, Варуна, Индра и клятвы этим богам свидетельствуют о том, что митанийцы принимали мифы и верования, господствовавшие в индоевропейской группе.
Митаннийские цари носили индоиранские имена наряду со вторыми хурритскими и поклонялись, в числе прочих, индоиранским богам; к митаннийской же традиции, очевидно, восходит распространение индоиранских терминов для коневодства.
Немецкой исследовательнице А. Камменхубер удалось показать, что все индоиранские термины и имена собственные, выявленные в митаннийской традиции, отражают не индоиранское, а хурритское произношение: династия и ее сторонники сохраняли индоиранские обычаи и заимствования из индоиранского языка, но сами говорили уже только по-хурритски; это указывает на ее происхождение из районов, где возможны были контакты с подлинными носителями индоиранского языка, к числу которых, очевидно, относились и основатели династии. Наиболее вероятной локализацией представляется район около оз. Урмия в Северо-Западном Иране, в области, которую еще греческие историки и географы второй половины I тысячелетия до н.э. называли Матианой или Матиеной.
В языке Митанни есть черты, архаичные уже для индийских ведических текстов, но и черты, заведомо возникшие в языках индийской ветви лишь в I тысячелетии до н.э. и отсутствующие в санскрите. Вывод из этих данных может быть различен:
1) «митаннийский арийский» — очень древний язык индийской ветви, однако уже выработавший некоторые черты, возникшие в других индийских диалектах лишь позже;
2) «митаннийский арийский» — это диалект будущих иранских племен, по относящийся ко времени до выработки фонетических особенностей, отделивших иранскую ветвь от индийских, — и, однако, имеющий уже и некоторые позднейшие, все-таки неиранские черты;
3) «митаннийский арийский» принадлежит к ветви, промежуточной между иранской и индийской, а именно к дардо-кафирской. Эта ветвь (см. Афанасьевская Культура.), сохранившаяся ныне лишь в Северо-Восточном Афганистане, Пакистане и в Кашмире, считается специалистами первой по времени выделения из индоиранской общности и по времени переселения в ирано-индийский регион; поэтому вполне возможно, что диалекты этой ветви имели вначале более широкое распространение в Иране, пока не были вытеснены позднейшими волнами собственно ираноязычных племен, появившихся здесь не позже последних веков II тысячелетия до н.э. Именно это решение удовлетворяет всем отличительным признакам «митаннийского арийского».
Необходимо заметить, что индоиранизмы в культуре, языке и именах собственных обнаруживаются только у хурритов митаннийской группы.

Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства на всем пространстве между Загросскими и Аманосскими горными линиями.
Начало политического преобладания хурритов в Верхней Месопотамии относится к XVII в. до н.э. Концом этого века датируется большой поход хурритов Ханигальбата в глубь Малой Азии при хеттском царе Хаттусили I (который был в это время отвлечен экспедицией па запад полуострова). Этот факт указывает на то, что хурритское государство должно было консолидироваться в этот период. Набег хурритов был не без труда отражен хеттским властителем, который закрепил за собой территорию между горами Тавра и Евфратом. В позднейших текстах «Ханигальбат» выступает лишь как другое название царства Митанни, поэтому можно думать, что образовавшееся не позднее XVII в. крупное хурритское государство как раз и было хорошо известным из истории середины II тысячелетия царством Маитани (так в ранних текстах), или Митенни. И.М. Дьяконов полагает, что Ханигальбат было названием страны, а Митанни — одного из хурритских племен и его династии. Сын Хаттусили I, Мурсили I, в 1595 г. до н.э. организовал поход на Вавилон. Он покончил с государством, основанным Хаммурапи (в дальнейшем его захватили касситы). Насколько можно судить, Мурсили прошел только вдоль Евфрата, не углубляясь в Ханигальбат (т.е. во внутренние части Верхней Месопотамии), и имел с хурритами лишь небольшие стычки. После Мурсили в Хеттском царстве начались длительные внутренние междоусобицы, что способствовало возвышению и укреплению Митанни.
Первый известный по имени царь «Маитани» — Шуттарна I, сын Кирты, известен по оттиску печати в Алалахе конца XVI в. до н.э. После него правил Парраттарна, известный по большой надписи Идрими, царя Алалаха; Идрими был вынужден бежать от своих врагов в Эмар на Евфрате — видимо, в митаннийские владения — и впоследствии был восстановлен на престоле Алалаха с помощью Параттарны. С этого времени следует датирвать начало проникновения митаннийского влияния в Сирию. Наиболее могущественным царем Митанпи был Саусаттар, или Саусададаттар. Он носил титул «царя Маитани, царя воинов хурри». Он же заключил договор с царем Киццувадны к югу от гор Тавра. Ему подчинялся автономные Алалах и Аррапхэ. Ему же удалось установить власть над Ашшуром, который хотя и не вошел непосредственно в состав государства Митанни, но имел митаннийского посола (суккаллу). Посол принимал участие в работе совета старейшин Ашшура и носил наравне с другими звание годичного эпонима-лимму. Митанни подчинялись многие города восточной части п-ова Малая Азия. Непосредственно в состав Митанни входила область Кадмухи на верхнем Тигре, а возможно, и некоторые области севернее его притоков.
Египетские фараоны в своих завоевательных походах XVI и последующих веков до н.э. на Палестину и Сирию постоянно соприкасались с местными правителями, носившими индоиранские имена — очевидно, состоявшими в родстве с митаннийской династией и бывшими ее ставленниками. Египетские надписи называют Митанни термином "Нахрайна" — «Двуречье», или «Междуречье», из чего видно, что они отождествляли это государство со всей территорией Верхней Месопотамии между Евфратом и Тигром. Фараону Тутмосу I (конец XVI в. до н.э.) впервые удалось выйти на Евфрат, но война с Митанни шла с переменным успехом вплоть до правления Артадамы I в Митанни и Тутмоса IV в Египте (конец XV в. до н.э.), когда между ними был заключен мир и Артадама отдал свою дочь в гарем фараона. Это замирение объясняется мощной угрозой Митанни со стороны усилившегося Хеттского царства, царь которого Хаттусилис III проник глубоко в Сирию. Весь последующий период идут войны между хеттами и митаннийцами (и сторонниками тех и других), а в Митанни начинается полоса династических распрей. Тем не менее царь Тушратта, опираясь на дружбу с Египтом, смог успешно сражаться с хеттами и благополучно долгое время процарствовать в Верхней Месопотамии (вплоть до вступления Аменхотепа IV на египетский трон).
По смерти Тушратты престол Митанни формально переходит к престарелому и больному сопернику Тушратты, Артадаме II, издавна претендовавшему на него. Фактически страной правит его сын Шуттарна III. Эти события, происходили при хеттской поддержке, помимо прямой помощи, которую Артадама II и Шуттарна получили от Алзи (хурритского царства в долине р. Арацани-Мурадсу на Армянском нагорье) и от Ашшура. Схватив большую группу знати — сторонников Тушратты, Шуттарна попытался передать их в Ашшур, но ашшурские власти, очевидно не желавшие связывать себя ввиду неопределенности дальнейших событий в Митанни, отказались их принять, и Шуттарна сам приказал всех их казнить. Однако, двести колесниц во главе с их начальником Аги-Тешшубом бежали в дружественную страну Аррапхэ. Опираясь на них, Шаттиваза сын Тушратты вступил в переговоры с касситским царем, но тот отнял у него все колесницы, и царевич, едва спасшись бегством, обратился за помощью к хеттам. Там он появился с одной колесницей и двоими сопровождавшими его хурритами, не имея даже сменной одежды, но был встречен по-царски: Суппилулиума отдал ему в жены свою дочь, предварительно выяснив, какое она займет положение в Митанни, и предоставил ему войско во главе со своим сыном. После разгрома митаннийской армии он, по просьбе Шаттивазы, сделал его наследником престола и оставил на троне тяжело больного Артадаму, дядю Шаттивасы. События завершились тем, что гегемония Митанни пресеклась: на западе возобладали хетты, на востоке поднялась Ассирия. Митанни потеряло политическое значение, а в 1250 г. до н. э. было окончательно уничтожено Ассирией, ранее зависевшей от Митанни.
 
Внутреннее устройство
Очень мало известно о внутреннем политическом и социальном устройстве Митанни; можно только сказать, что это была не монолитная империя, а рыхлый союз номов, которые объединялись вокруг Вашшуканни, столицы Митанни-Ханигальбата, которые платили митаннийскому царю дань и выставляли на помощь ему воинские контингенты. «Люди хурри» — очевидно, воинская знать — играли значительную роль при царе и упоминались иной раз вместе с царем в государственных договорах. Большую роль в войне и в управлении играли колесничие — марианна. Сами колесницы как род оружия и тактика колесничного боя были, без сомнения, заимствованы у индоиранцев, но колесничие в это время, судя по их именам, были чистыми хурритами. Термин марианна происходит от древнеиндийского марья — «муж, юноша». Это доказывается тем, что институт марианна существовал не только у митаннийцев, испытавших индоиранское влияние, но и у всех хурритов вообще, включая Алалах и Аррапхэ. И нужно заметить, что эти марианна были не «феодальной знатью», а дворцовыми служащими, получавшими свои колесницы с казенных складов.
 
Культура Митанни
Здания в основном возводились из сырцового кирпича, а из камня делали фундамент, цоколь и колонны. Для перекрытий использовали дерево.
Для сохранившихся памятников характерны массивность и приземистость.
Дворец-храм в Телль-Халафе (древняя Гузана), был сооружен при царе Капаре в начале 1 тысячелетия до н. э., и является интереснейшим образцом зодчества Митаннии.
Дворец-храм Капары — это наиболее ранний из известных в настоящее время и очень яркий пример постройки типа сиро-хеттского и сиро-финикийского бит-хилани. Традиционной бит-хилани имеет прямоугольный план, причем фасадом является одна из длинных сторон постройки. Основным признаком бит-хилани является наличие портика на фасаде, фланкируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которыми имеется своего рода балкон или галерея с решетками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трёх опорах — колоннах или скульптура, выполнявших функцию опор. Широк портик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более прохладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосийский районов. Для этой же цели служили и оконные проемы, которые зачастую делали в стенах по сторонам портика.
 
 Далее »  Цари Митанни
 
Литература:
Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ер., 1968.
Дьяконов И. М. Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа // «Вестник древней истории». 1970. № 4.
Дьяконов И.М., Неронова В. Д., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира т.1. Ранняя Древность: в 3-ех т. - М.:Издательство «Наука», 1989
Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации. — Том 2. — М., 2003. — 464 с.
Янковская Н. Б. Землевладение большесемейных домовых общин в клинописных источниках // «Вестник древней истории». 1959. № 1.
Янковская Н. Б. Communal Self-Government and the King of Arrapha // «Journal of the Economic and Social History of the Orient». 1969. V. 12, pt 3.
Kammenhuber A. Die Arier im Vorderen Orient. Hdlb., 1968.
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (07.02.2012)
Просмотров: 4232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz