ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 25.06.2025, 14:38
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Волосовская культура

ВОЛОСОВСКАЯ КУЛЬТУРА

3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.
Между Волгой и Окой
Льяловская культура — неолитическая восточноевропейская археологическая культура 4 тыс. до н. э., локальный вариант культуры ямочно-гребенчатой керамики. Названа по имени поселения в верховьях Клязьмы (Московская область) около села Льялово. Льяловская культура сменяет собой верхневолжскую культуру. Согласно точке зрения Д. А. Крайнова, предки носителей культуры пришли с севера. По мнению В. В. Сидорова и В. В. Ставицкого, данная культура имеет автохтонное происхождение, связанное с трансформацией древностей местных племен верхневолжской культуры.
Антропологический облик обычно характеризуется как смешанный монголоидно-европеоидный и даже лапоноидный.
Льяловскую культуру сменяет Волосовская культура.
По мнению В. В. Сидорова и А. В. Энговатовой, сложение Волосовской культуры произошло на территории валдайской возвышенности. Прекращение существования Белёвской культуры (4 - 2 тыс. до н.э. была распространена по верхнему течению р. Оки - район Белев - Серпухов) связано с расселением в её ареале племён волосовской культуры, пришедших из Прикамья. Волосовская керамика встречается на многих памятниках Белёвской культуры.
Волосовская культура названа так по находкам близ села Волосово Муромского района Владимирской области.
Археологи выделяют на Оке культуры, называемые условно клязьминской, белёвской, рязанской, волосовской и балахнинской. Каждая из этих культур имеет свои отличительные особенности, главным образом в мелких, но специфических для каждой племенной группы или для каждого племени деталях орнаментики глиняных сосудов. Каждая из культур проходила свой определённый путь развития. Но у них было и много общего в хозяйстве и образе жизни, в материальной культуре, обычаях и верованиях, а также, должно быть, и в языке. Ряд исследователей полагает, что языки этих племён принадлежали к финно-угорской семье.
Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма.
Исследователи отмечают локальные особенности в материальной культуре волосовцев. П. Н. Третьяков (1966 г.) собственно волосовскими считал только Волго-Окские памятники. В северо-западных районах Европейской России, как и районах Прибалтики, можно, очевидно, говорить о смешении волосовских и гарино-борских традиций.
Антропологический тип европеоидный с монголоидной примесью.
Антропологический облик человека неолита Русской равнины (слева направо): человек верхневолжской (6 – 4 тыс. до н.э.), волосовской (4 – 2 тыс. до н.э., два фото), оленеостровской (2-е тыс. до н.э.) неолитических культур.
Сахтыш IIа, погребение 9, мужчина 50-55 лет. Поздневолосовская культура. Ивановская обл.
Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы.
Развитие Волосовской культуры начинается в позднем неолите, по данным энциклопедии Брея в результате взаимодействия верхневолжской культуры с культурой ямочно-гребенчатой керамики.
Ямочно-гребенчатая керамика
Большинство современных специалистов по волосовской культуре отмечают ее связь с Восточной Прибалтикой.
Скульптурные реконструкции по черепу мужчины из Володар
Реконструкция по черепу мужчины из Володар (низовья Оки) // Герасимов М. М.
Реконструкция по черепу женщины из Володар // Герасимов М. М.
Реконструкция по черепу из Гавриловки (Муром)
У волосовцев присутствует характерная долихоцефалия (долихокрания, длинноголовость) и лептопросопия, а также имеется большая высота при все еще архаичных надбровных дугах, тяжелая челюсть и развитые бизигоматы. Характерный и современным русским чуть волнистый, но прямой тонкий нос, сравнительно небольшой рот и тонкие губы.
Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы праславян и балтов.
В волосовской культуре проявляются многие общие финно-угорские черты. Тем не менее в недрах волосовских племен можно видеть прототипы ряда элементов материальной и духовной культуры более поздних финноязычных племен.
Макет части жилища Волосовской культуры. III тыс до н.э.
Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, площадью от 20 до 100 м кв. с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.
Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком, а позднее - Г или Т-образным венчиком. Орнамент зубчатый, ямчатый, шнуровой, линейный. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др.
Кремневые орудия волосовской культуры
Волосовский фигурный кремень
Известны также различные каменные орудия. Орудия волосовцы изготавливали из кремня и кости.
Они также изготавливали фигурки из кости и камня.
Волосовцы украшали себя бусами из зубов животных. На многих волосовских поселениях и в погребениях найдены янтарные украшения: пуговицы с V-образным отверстием, кольца, пронизки, пластинчатые привески. Подобные формы янтарных украшений встречаются на неолитических стоянках Прибалтики, откуда, путем обмена, могли попасть на территорию волосовской культуры.
Волосовская керамика
Донце от глиняного сосуда льяловской культуры Стоянка Сахтыш-2. Ивановская обл., Тейковский р-н. Льяловская культура.
Глина. Цвет желто-серый. 63х63х8 мм.
Своих покойников волосовцы хоронили на поселениях около жилищ, а иногда в самих жилищах. Большинство погребенных положены вытянуто на спине, реже на животе.
На поздних этапах волосовской культуры встречаются скорченные погребения, как был повторяющие позу эмбриона в животе матери. Подобное положение покойника можно объяснить как мысль о грядущем после смерти перерождении человека, однако, это не более чем гипотеза.
На позднем этапе выделяются могильники. Во многих погребениях обнаружена красная краска, густо посыпанная по всей могиле или около головы и ног.
В Среднем Поволжье могли существовать разнообразные формы обряда, не связанные с захоронением в землю (в воде, на дереве и другие). Объяснение этому обряду следует искать в древних представлениях финно-угров о загробной жизни, о том, что душа после смерти человека могла бы беспрепятственно попасть в светлый мир.
Духовная культура волосовцев качественно отличалась от духовной культуры неолитического населения. В культурных слоях волосовских поселений найдены самые древние для лесной зоны Восточной Европы духовые музыкальные инструменты - флейты и игральные фишки, по внешнему виду напоминающие современные шашки.
Поскольку одной из характерных черт волосовской культуры являются разнообразные кремневые и костяные фигурки людей, животных, птиц и рыб, это следует рассматривать как ритуальные или культовые предметы, связанные с магией охотничьего обряда.
Маска (личина) служителя культа Стоянка Сахтыш-2А. Ивановская обл., Тейковский р-н. Волосовская культура.
Рог. Цвет светло-коричневый. Высота 205 мм, ширина 155 мм, толщина 3 мм.
Маска объемна, поражает воображение зрителя совершенством формы и мастерством обработки. Она представляет собой неполное изображение лица взрослого человека в натуральную величину: лобную часть и нос. На ее внешней поверхности с помощью кремневого резца и шлифовки тщательно проработаны основные детали анатомии - лобные бугры, брови и классической формы нос с тонко прорезанными ноздрями. Внутренняя поверхность обработана более грубо, но достаточно, чтобы ее можно было безболезненно надевать на лицо. Крепление маски на голове осуществлялось с помощью простых шнуров, которые провздевались в четыре просверленных по краям налобника отверстия и завязывались на затылке. Тонкая пластинка под носом (надгубье) также служила целям крепления. Маска обнаружена в "святилище", на территории волосовского кладбища и использовалась во время проведения ритуалов, связанных с культом предков.
Рукоять в виде головы птицы Стоянка Ивановское-7.
Ярославская обл., Переславский р-н. Волосовская культура.
Кость. Цвет тёмно-коричневый. Высота 100 мм, диаметр 16 мм.
Рукоять представляет собой объемную скульптуру. Она вырезана очень искусно и достаточно реалистично. Изображает голову лебедя на длинной, изогнутой под углом 90° шее. Глаза не обозначены; на их месте и на щеках нанесены короткие нарезки, сгруппированные в косые решетки. Прорезь клюва отсутствует; по его краям и низу располагаются тонкие поперечные прочерки.
Подвески-лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам - изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир.
Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных (целиком или частично) совершалось как жертвоприношения духам. Наиболее почитаемым животным являлся медведь - животное, от которого, по понятиям древних, произошел их род, человек-животное, предок-тотем. Продолжает существовать и культ оленя. Его связь с небесными светилами сложилась в среде бродячих охотников, когда они, преследуя добычу ночью, не могли не обратить внимание на единственный ориентир на небе - Большую и Малую Медведицы.
Костяные и каменные фигурки с Волосовской стоянки:
1 - голова лебедя; 2, 3 - изображения птиц; 4 - изображение животного; 5, 6, 7 - изображения человека.
Сосуд с календарной символикой Стоянка Сахтыш-2. Ивановская обл., Тейковский р-н. Волосовская культура.
Глина. Цвет серовато-жёлтый.
Высота 390 мм, диаметр 310 мм, толщина стенок 10 м.
Сосуд обнаружен в раздавленном состоянии на ритуальной площадке волосовского могильника. Он лепной с округлым днищем. Внешняя поверхность украшена штампованным рисунком, который свидетельствует о понятии древним человеком счисления времени, основанном на десятичном счете дней по солнечному календарю (первый ярус орнаментального фриза) и по фазам луны - 7-8 дней (второй ярус). В целом в орнаментации сосуда отражен годовой цикл в 360 дней. Уникален основной элемент орнамента - солярно-лунарный символ, оттиснутый тонким шнуром, завитым в спираль в девять оборотов. В каждом из четырех ярусов рисунка присутствуют по девять отпечатков символа.

В 2000—1500 гг. до нашей эры Волосовская культура распространилась далеко на север (стоянка Николо-Перевоз на Дубне и другие).
В поздневолосовских слоях появляется керамика фатьяновской культуры.
В конце своей истории волосовская культура подверглась нападению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён. Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.

Категория: История | Добавил: Jupiter (14.12.2011)
Просмотров: 5918 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz