ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Понедельник, 25.11.2024, 08:30
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Свято-Антониева пустынь. Покров

Покровская земля

На Покровской земле люди жили в каменном веке, свидетельство этому экспонаты музея, пришедшие к нам из времен еще первобытных людей: каменные топоры, осколки керамики и глиняной посуды, наконечники стрел и копий, найденные в этих местах.

- Стоянка, мезолит.
0.8 км. к югу от станции, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Клязьма. Занимает западную часть всхолмления, размеры не определены, высота над поймой 1.5 м. Территория памятника поросла сосновым лесом. Найдены фрагментированный нуклеус, кремневые пластины и отщепы.

- Селище, XIV-XVII вв.
Ок. 2.5 км. к юго-востоку от города, южная окраина ст. Покров, западный берег левобережной старицы р. Клязьма. Протянулось вдоль старицы с севера на юг, площадь ок. 3 га., высота над поймой 4-5 м. Территория памятника распахивается. Керамика гончарная позднесредневековая, в том числе сероглиняная и чернолощеная XVI-XVII вв.

Антониева пустынь

Первая дата в летописях или в других источниках, относящаяся к данному поселению, и считается датой его рождения, точкой отсчета его существования. Этот первоисточник для нас - писцовые книги Переславля-Залесского. Их использовал П. Строев в книге "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви" (Санкт-Петербург, 1877 г.). Павел Строев, ординарный академик императорской академии наук, член археографического общества пишет: «Я начал приводить в порядок хронологические списки епархиальных владык и настоятелей монастырей от времен древних до начала XVII столетия. В главе XXII - описание Владимирской епархии, среди монастырей под номером 50 числится Антониева пустынь. Эту небольшую запись даю целиком, немного изменив старинное написание:
"Антоновский, в городе Покрове, в 1679 г. приписан к дому патриаршему, существовал в начале 18 века (VI, 944.) Игум Варлаам, 1643. Покровского Антонова, в Аргуновской волости:
Игум Елиссей, 1506-1516.
Феогност, 1527.
Строит Сергий, 1634.
Покровского,
Игум Авксентий, 14 авг. 1761 перев. из Вязниковского Благовещенского.
Игумен Харлампий 10 сентября 1761 года переведён в Вязниковский Благовещенский.
Покровского на Богоне, упоминается, при митрополите Всероссийском Ионе:
Игум Лев 1461-73.
Константин, 1524.
Один ли этот монастырь или разные? "На большей Владимирской дороге" т.е., где Покров.
Переяславского Залесского Покровского, домового патриаршего, строит. Иона, в январе 1635.
Переяславского Залесского Покровского, Антониевой пустыни:
Игум Макарий, 1 октября 1668.
Сергий, в сентябре 1670.
Казначей Моисей, в январе 1673.
Игум. Иосиф, в июле 1673."

В этом тексте самое раннее упоминание об Игумене Льве (1461-1473 гг.). Но и сам Строев сомневается, идёт ли здесь речь о Покровском монастыре. В своих сомнениях Строев прав: Покровский монастырь на реке Богон тоже во Владимирской епархии, но совершенно в другой местности, значит, первыми упоминаются Игумен Елиссей (1506-1516 гг.) и Феогност (1527 г.)».
Таким образом, в 2006 г. было 500-летие поселения на земле Покровской.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1750 - 1770 гг.

Ограда и часовни при церкви Покрова Пресвятой Богородицы





Интерьер церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Антониева пустынь находилась там, где сейчас стоит Покровская церковь, в низине у реки Шитка, слобода подмонастырская там же.
Подтверждение этому в книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии" (Владимир, 1897 г.). Там написано: "Въ настоящее время въ Покрове существуетъ старинная пятиглавая каменная церковь. Время построения этой церкви неизвестно. Можно думать, что она построена ещё до упразднения Покровской Антониевой пустыни. Но эта церковь въ настоящее время уже утратила свою первоначальную форму. Въ 1808 г. прежняя ея трапеза была разобрана и на месте ея устроена новая въ более обширныхъ размерахъ; въ новой трапезе было два престола. Въ 1851-53 гг. распространенъ былъ и главный Покровский храмъ; по бокамъ главнаго алтаря устроены были два новыхъ придела, въ которые были перенесены прсетолы изъ трапезной церкви, а тамъ престолы были упразднены. Съ того времени церковь остается безъ существенныхъ изменений. Престоловъ въ храме въ настоящее время три: главный въ честь Покрова Пресв. Богородицы, въ приделахъ – въ честь Воздвижения Животворящаго Креста Господня и во имя св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена довольно богато. Особенно чтимы прихожанами въ этой церкви – Животворящий Крестъ Господень и икона св. Николая Чудотворца; происхождение ихъ не известно. Въ особомъ киоте въ церкви хранятся следующия святыни: часть Гроба Господня, часть древа Животворящаго Креста, частицы св. мощей Иоанна Милостиваго, Иоанна Златоустаго, Иоанна Новгородскаго, Федора Стратилата, в. муч. Пантелеймона, в. муч. Варвары, Пимена Великаго, Василия Блаженнаго, 43 мучениковъ въ Никополе, в. муч. Евфимии, св. муч. Евтиха, преп. Моисея Угрина, св. муч. Иоанна, преп. Никона Сухого, преп. Агапита печерскаго врача, преп. Афанасия Затворника печерскаго, Василия Великаго и Николая Чудотворца. въ этомъ же киоте находится серебряный крестъ, заключающий въ себе перстъ отъ Гроба Господня, гроба Пресв. Богородицы и Иоанна Богослова. На кресте надпись: «построи сей крестъ петровский архимандритъ Аввакумъ въ синодальное село Покровъ по своихъ родителехъ». Изъ старинныхъ книгъ въ церкви обращаетъ на себя внимание напрестольное Евангелие печати 1644 года. На одной изъ первыхъ страницъ Евангелия нарисована картина Воскресения Христова съ подписью стихами:
«Радуйся вси! Смерть ада победихъ,
Верующихъ въ мя отъ узъ ада свободихъ».
Вокругъ картины изображены события, предшествовавшия воскресению, а подъ ними стихи:
1) Чисти есте вы, но обаче не вси
Иуда сребромъ душу свою прельсти.
2) Хлебъ сей и вино – моя кровь и тело.
Ядите пийте нова плода дело.
3) Отче! Да минетъ мене сия чаша!
4) Твори, друже, на что ты пришелъ
Азъ темъ миръ, ты же пругло обрелъ.
5) Аще добре рехъ, почто мя биете,
Аще зле что, то зде да речете.
6) За что ведете безвиннаго къ винну
Судяще творцу судьбу преобидну.
7) Крепости столпъ есть ко столпу привязанъ.
Безгрешный биенъ али грехами связанъ.
8) За сие-ли, бренне, терномъ мя красиши,
Что райски цветы венчали тя, зриши.
9) Безсмертна въ гробъ съ мертвыми влагаютъ.
Мати со други токъ слезъ испускаютъ.
10) Кто мой ученикъ, снимай мя не теломъ,
Будь новъ Иосифъ добрымъ твоимъ деломъ.
11) Распяхся миру да миръ мне распнется
Безъ сего никто въ мире семъ спасется.
12. Несу, любезне, не мой крестъ, но твой,
Неси и ты мой за тяжкий грехъ свой.
Под изображениемъ Евангелистовъ такого же рода силлабические стихи… Эти силлабические стихи нужно относить или къ концу XVII или началу XVIII столетия.
Покровская церковь прежде была главною приходскою церковью. Но когда въ 1870 г., по прошению гражданъ города Покрова, св. Синодомъ разрешено было иметь здесь городской соборъ, то соборною церковью назначена была не Покровская церковь, а другая Троицкая, а Покровская была приписна къ собору, куда былъ переведенъ и причтъ. Богослужение въ Покровской церкви совершается ныне только въ зимнее время».

В "Трудах Владимирского губернского научного общества по изучению местного края" тоже утверждается, что церковь построена до 1679 года. То, что внутренняя часть храма осталась до наших времён с XVII века, утверждала и И. Мурашова, научный сотрудник ЦГИА (Санкт-Петербург).
Покровская церковь уже в каменном исполнении стояла на пространстве Антониевой пустыни, позднее перестроена.

Уединенные кельи, пришедших в эти места монахов, их безмолвное отшельничество привлекло сюда и других людей, стремившихся посвятить себя служению Богу. Собравшаяся братия образовало монастырское сообщество, местность рядом с монастырём постепенно заселялась. Бывало часто на Руси, что через некоторое время настоятель мог снова удалиться в "пустыню", и тогда возникал новый монастырь. И это движение помогало колонизации, освоению земель Северо-восточной Руси, окультуриванию дикой природы, расчистке леса под пашни (в Антониевой пустыни в начале XVII века его было расчищено "пашени церковной "худые земли" по 10 четв. (примерно 6 гектар) поле и сенного покоса на 20 копен" "Спутник по Владимирской губернии" Ушаков, 1913 г.). Наш земляк, замечательный русский историк В.О. Ключевский так описывал этот процесс: "Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские поселения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшийся к монастырской церкви. Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался".

В Писцовых книга Переславля-Залесского (1628-1631 гг.) монастырь отмечен под названием Антоннева пустынь с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и с приделом Святого Сименона.

Нет данных о том, какой была пустынь в XVI в. Некоторые данные есть по XVII в.:
1627-1628 гг. - 34 двора в пустыни.
1639 год - 51 двор, дани взято 15 алтын.
1640 год - дани взято 25 алтын и 2 деньги.
1653 год - дани взято 2рубля, 27 алтын, 5 денег и гривна (дань явно увеличивается, видно растет количество дворов).
1654 год - моровое поветрие, многие умерли.
1672 год - произошел большой пожар.
1677-1678 годы - 36 дворов и 1 двор пустой.
1679 год - 37 дворов, 3 двора церковного притча, 5 лавок, 3 "амбара".
Интересно, что по другим данным в 1678 г. до 132 дворов в пустыни.
Показания священников всегда были занижены по сравнению с показанием переписных книг, составленных государственными чиновниками, которые ревизовали состояние монастырей. Это объясняется очень простой причиной: таким образом можно было занизить подати ("Переславская десятина жилых данных церквей и пустовых оброчных земель", "Труды Владимирского губернского научного общества по изучению местного края").
Есть такие данные о Покрове: "В нем изстари была таможенная изба: сюда ежегодно присылались из Переславля - Залесского бурмистры и целовальники (сборщики податей, для присяги целовавшие крест), из посадских людей. Вследствие недобросовестности последних, в нач. XVII в. возникло любопытное дело. Присланные из Переславля сборщики питейного дохода самовольно перевели в г. Покров из соседней вотчины кн. Прозоровских малой Покровской Слободки кружечной двор и поместили его под таможенной избой, находившейся вблизи церкви. Это вызвало жалобу в Синод обитателей Покрова: "В церковных воротах - писали они, - бывает завсегда у пьяных людей драка, бесчинства и скаредства, которые и описать невозможно, и женскому полу к службе Божией ходить нельзя". После этого Кружечный двор увели снова в Малую Слободку, где был также винокурный завод". (М.Н. Смирнов. "Переславль - Залесский. Его прошлое и настоящие". Москва 1911 г).

Пустыни, монастыри часто носили имя их основателей. Святых с именем Антоний много, но жизнь ни одного из них не связана с этими местами. Значит, это был старец с таким именем, или монастырь был назван в честь, например, Святого Антония Киево-Печёрского, который был особо почитаем в Православной Руси, так как с устава, введённого им по образцу Афонских монастырей, образовывались уставы других российских монастырей. По мнению краеведа В.В. Ястребова старцы пришли сюда с севера. Присоединение Северской земли к Московскому княжеству произошло именно во время первого упоминания Антониевой пустыни.
Краевед Большакова Н.В. предполагает, что пустынь образована монахами Троице-Сергиевского монастыря ("Вотчины Троицко-Сергиевского монастыря". Москва 1999 г.).
До 70 монастырей было основано в Северо-Восточной Руси учениками и последователями "игумена земли Русской" Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевского монастыря.

Н.В. Большакова пишет, что ещё в XV в. Василий III, сын Дмитрия Донского пожаловал Троице-Сергиевскому монастырю "всю Клязьму не возбранно", и Антониева пустынь, была в ведении этого монастыря. Этот монастырь мог быть "приписанным" к Троице-Сергиевскому, его филиалом "баз посягательств на автономность". В книге "Переславская десятина" написано о пустыне так: "церковь Покров Святыя Богородицы, монастырь особняк, Антониева пустынь…". Слово "особняк", наверное, и обозначает эту автономность. И здесь же очень интересные строки, говорящие о заботе патриарха о пустыни:
"142 год (1633 год) мая 25 покровского монастыря, Антониевы пустыни строителю старцу Сергию, по патриаршему имянному приказу, в монастырь в келарскую про братию на судовую покупку, на ставцы и на блюда и на лошки и на скатерти рубль дано". У П. Строева читаем, что в 1635 г. монастырь был Домовой Патриарший. Значит, подчиненность, принадлежность могла быть двойная: к Троице-Сергиеву монастырю и к Патриаршему дому.
Видно, для упорядочения этих отношений Иван Грозный в 1546 г. установил старшинство Монастырей над небольшими, с 1649 г. управлением монастырями стало осуществляться Монастырским приказом, который проводил государственно-финансовую политику в церковных и монастырских вотчинах. Монастыри лишались подавляющего большинства своих городских владений - торгово-ремесленных слобод и дворов на посадах. Произошло усиление контроля государства над монастырями и ограничение роста монастырской земельной собственности. Но церковные власти, конечно, старались компенсировать эти потери, что им иногда удавалось. В 1678 - 1679 гг. патриарх Иоаким возбудил дело о компенсации за отобранную у Патриаршего дома в 1649 г. подмосковную Савинскую слободу, и тогда Антониеву пустынь приписали к Патриаршему дому, а в 1683 г. это решение было подтверждено указом Софьи.

В 1696 г. началось единодержавие Петра I, и в этом же году он в своих указах потребовал от епархиальных архиереев ежегодно представлять отчеты о доходах и расходах монастырей в Приказ Большого Дворца "без промедления" составить описи монастырей и монастырских владении. В 1701 г. вышел указ Петра, где написано: "В монастыри монахам и монахиням давать определенное количество денег, хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями не владеть, не ради разорения монастырей, но лучшего ради исполнения монашеского обещания". Небольшие монастыри подлежали объединению с ближайшими обителями или упразднению, а церкви становились приходскими. Видно, эти указы и послужили упразднению Антониева монастыря на рубеже XVII и XVIII вв.

В 1708 г. был основан Свято-Введенский Островной монастырь иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу́стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.
См. Свято-Введенский Островной монастырь.

Село ПОКРОВ

В 1633 или 1635 гг. монастырь стал Домовым Патриаршим, а 1678—1679 гг. Патриаршей стала и подмонастырская слобода, получившая отныне название Патриаршее село Покровское.
В 1683 г. патриарший статус Покровского был подтверждён указом правительницы Софьи. Всё это время слобода, а затем и село продолжали жить жизнью, спокойствие которой прерывалось два раза: в 1654 г. — «моровое поветрие, многие умерли», и в 1672 г. — «произошёл большой пожар», во время которого сгорела Покровская церковь.

Село Покров находилось на большой Московско-Владимирской дороге, примерно на полпути между старой и новой столицами Русского государства. Это и обусловило его развитие прежде всего как торгового, перевалочного пункта, где заканчивался конный пробег, где ночевали, кормили лошадей, запасались необходимым в пути. Радищев, Багратион, Пушкин, Герцен и многие другие знаменитые и просто путешествующие останавливались в Покрове, в его многочисленных заезжих и постоялых дворах. Издавна село славилось ямщиками, кузнецами, обслуживающими путников. Сама царица Екатерина II, по преданию, оценила работу местных кузнецов, подарив им луга у реки Киржач, до сих пор именуемые царскими.
Славилась Покровская округа гончарами да ткачами, рыболовами да охотниками, серебренных, золотых дел мастерами, а особо плотниками, прозванными аргунами по-старинному названию волости, куда входило село, и которые "не только избы строили, но и царские палаты украшали".

В 1768 г. Покровское проездом посетил академик Императорской академии Паллас, совершавший очередную экспедицию по Высочайшему повелению. Он называет Покров большим государственным селом: "… В сем малом расстоянии находятся много деревень, и земля везде, не смотря на песчаную почву, наполнена пашнями. Но здесь сеют по большей части овес, лен и гречу, которую и при малом утучнении хорошо урожаются на тощей почве, и сей товар продают…".

Город ПОКРОВ

В статусе государственного села Покрово просуществовало ещё десять лет, после чего 1 (12) сентября 1778 года указом Екатерины Великой преобразовано в город, о чём есть запись в книге «Городские поселения в Российской империи»:
«1778 сентября 1. Повелено образовать Владимирское наместничество…, составив сие наместничество из четырнадцати уездов, в том числе Покровского, вследствие чего село Покров ведомства Коллегии экономии переименовать городом. При издании штата Владимирской губернии… Покров оставлен уездным городом сей губернии».
Вокруг города, состоящего к этому времени из 140 зданий, образовался обширнейший Покровский уезд, в который, помимо селений нынешнего Петушинского района, одной из своих частей — Ореховским погостом — входило современное Орехово-Зуево.
См. Покровский уезд.

В связи с новым статусом, Покров получил Магистрат, а в 1779 г. в нём выстроили пересыльную тюрьму для преступников, ведомых во Владимирский централ.

Герб города Покрова


Герб Покрова

Герб города Покрова утвержден 16 августа 1781 г. На нем изображено: в верхней части щита герб губернского города, а в нижней части - в синем поле две из облаков руки, держащие золотой Покров, означающие имя сего города.

В 1788 г. был принят план регулярной застройки города, который, с изменениями 1826 г., действует и поныне.
Покров продолжал жить спокойной жизнью и богатеть от успешной торговли. По сообщению ревизора Владимирской губернии в 1799 г.:
«Городничий Покровский коллежский Ассесор Небольсин, должность свою исправляет в наилучшем порядке. На обывателях города, ему порученного, никакого рода недоимки ни малейшей нет… тишина, спокойствие и порядок в городе совершенны».

Местонахождение города на полпути от Москвы до Владимира обусловило его развитие прежде всего как торгового, перевалочного центра. Покровские купцы торговали и в самой России, и за ее пределами. Известны были в России и Покровские ярмарки.
К 1837 г. пятая часть жителей города была купеческого сословия (338 из 1756). Лавок числилось 27, гостиниц — 3.

По Владимирской дороге (см. Владимирский тракт (Владимирка)) в 1812 г. двигались ополченцы, в 4-м полку Владимирского ополчения полковника Поливанова шли покровчане. А в августе 1812 г. по Владимирскому тракту переправляли раненых на Бородинском поле. В Покрове, ближайшем к востоку от Москвы городе, был организован лазарет для тяжелораненых, многие из которых здесь же и были похоронены (бородинское кладбище, к сожалению, не сохранилось, место оказалось застроенным). Через Покров увозили раненого Багратиона. По преданию, из окна дома, где ему делали перевязку, он видел зарево горевшей Москвы.
Здесь останавливались все путешественники, державшие путь из Москвы в восточные губернии и обратно, и изрядно обогащавшие покровских предпринимателей во время своего постоя. Среди оных путешественников были и весьма знаменитые: в 1796 г. в Покрове останавливался Радищев, возвращавшийся тогда из ссылки, в 1813 г. — Грибоедов, осенью 1830 г. — Пушкин, задержавшийся здесь из-за холерных карантинов по дороге из Болдина.

В 1861 г. до Покрова дотянули Московско-Нижегородскую железную дорогу. Станцию устроили не в самом городе, а в четырёх верстах к югу от него — в Перепечине, но назвали «Покровом». По ходившим тогда слухам, купцы, державшие лавки вдоль Владимирского тракта, подкупили для этого ведавших постройкой инженеров с тем, чтобы торговля близ станции не составила им конкуренцию.

К 1897 г. в городе возвели 7 фабрик и заводов с производством на сумму в 15184 руб., шестая часть городского дохода тратилась на образование, улицы замостили.

Городская Управа (кон. XIX века):
Городской голова – куп. Иван Иванович Ситнов.
Члены: заступ. место городского головы, Василий Иванович Корнилов; Иван Максимович Цыцын.
Заступающий место председателя по 120 ст. город. полож. - кол. ассес. Иван Александрович Цветаев.
Городской секретарь – Александр Семенович Глушков.

Сиротский Суд:
Председатель – куп. Михаил Петрович Щукин. Члены: Федор Николаевич Колчин; Петр Никанорович Шебалов; Алексей Иванович Чебуров; Петр Иванович Обухов. Секретарь – Александр Семенович Глушков.

В нач. XX в. в Покрове было 2 гимназии (мужская и женская), одноклассное женское училище (учащихся в 1896 г. было 85 девочек), двухклассное городское мужское училище (учащихся в 1896 г. в училище было 120), двухклассная церковно-приходская школа, которая помещалась в особом, пожертвованном купцом Шиловым, доме. Учащихся в этой школе в 1896 г. было 80.
Городское двухклассное мужское училище:
Почетный смотритель – потом. поч. гражд. Михаил Васильевич Сабашников.
Заведующий училищем – надв. сов. Матвей Михайлович Успенский.
Законоучитель – свящ. Николай Предтеченский. Учитель – Константин Николаевич Головин. Учительский помощник – Михаил Дмитриевич Ковалев.

Городское начальное женское училище:
Законоучитель – свящ. Владимир Снегирев. Учительницы: Надежда Афанасьевна Федорова; Лидия Дмитриевна Головина.

Церковно-приходская школа:
Попечитель – потом. поч. гражд. Яков Васильевич Шилов.
Законоучитель – свящ. Владимир Снегирев. Учителя: Петр Порфирьевич Смирнов; Петр Петрович Каллиопин.

Уездное Тюремное Отделение:
Старший директор – стат. сов. Евгений Алексеевич Осипов. Директоры: городской судья; городской голова; уездный исправник; прот. Петр Обтемперанский; свящ. Николай Предтеченский; земский начальник, кол. секр. Николай Васильевич Ненароков; уездный врач, титул. сов. Павел Иванович Левкоев.
Начальник тюрьмы – титул. сов. Михаил Григорьевич Левкоев.

В Покрове работала земская больница, богадельня, аптека, книжная лавка, библиотека, общественное собрание, 3 храма, народный театр.

Медицинский персонал:
Городовой врач – кол. сов. Иван Александрович Альбицкий.
Городская акушерка – Прасковья Николаевна Лирина.
Уездный врач – титул. сов. Павел Иванович Хваленский.
Земские врачи: 1. уч. Иосиф Александрович Фальк; 2. уч. дворян. Сергей Дмитриевич Банин; 3. уч. Эдуард Эмилиевич Гешель; 4. уч. Филипп Викентьевич Свирский; 5. уч. Николай Федорович Дмитриевский; запасной – Михаил Николаевич Красовский.
Акушерки: 1. уч. Прасковья Николаевна Лирина; 2. уч. Александра Ивановна Архангельская.


Здание земской больницы

Земская больница:
Врач – Иосиф Александрович Фальк. Акушерка-фельдшерица – Евфросиния Андреевна Павловско-Яблуновская. Фельдшер – Константин Клавдиевич Клавдиев. Провизор – Оскар Карлович Гельцер.

Уездный ветеринарный врач - дворян. Константин Кирикович Унтилов.

Заведующий воеено-конским участком - куп. Петр Никанорович Шибалов. Помощники: куп. Алексей Николаевич Хренов; крест. Сергей Мартынович Стрелков.

Лесничий Селищенского лесничества - кол. ассес. Антон Михайлович Романовский.

После 1908 г. открыли пожарное депо с пожарной же машиной, а Земство, по свидетельству директора Покровских гимназий А.В. Захарова, к этому времени стало «богатейшим». Однако начало Первой мировой войны и последовавшие за ним события 1917 г. прервали спокойную и благополучную жизнь растущего города.

В 1921 г. город перестал быть уездным — ибо расформировали сам Покровский уезд — и вошёл в число населённых пунктов уезда Киржачского.
В 1924 г. Покров передали Александровскому уезду.
С 1929 г. в составе Петушинского района.
В 1945 г. город вновь стал административным центром, но уже Покровского района, и в этом статусе просуществовал 15 лет. В 1960 г. Покровский район расформировали, а Покров опять передали в Петушинский район, где он находится и поныне.

Число жителей в городе сократилось, производств осталось только два. В таком состоянии Покров просуществовал до 1960-х гг., когда начался медленный рост — и экономический, и населения. В городе появился ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии, вокруг которого стали группироваться другие предприятия, а население пополнялось рабочими этих производств и условно освобождёнными, которым был закрыт доступ в столицы.

В нач. 1990-х гг., после распада СССР, город стал крупным перевалочным пунктом Афганского наркотраффика по так называемому «Северному маршруту».

Во время «Перестройки» кон. 1980-х гг. и в 90-е гг. муниципальная экономика сумела выжить — ни одно из городских предприятий не подверглось банкротству.
В 1997 г. в Покрове открылась шоколадная фабрика германской компании «Штольверк», перекупленная в 2002 г. американским концерном «Крафт Фудс» и ставшая новым «локомотивом» местного бизнеса.
С появлением крупного производства возникла тяжба между городом и районной властью о налоговых отчислениях и бюджете — Покров потребовал самостоятельности в формировании последнего. С переменным успехом упомянутая тяжба длится по сей день.

31 августа 2009 г. город — впервые за всю историю существования на этом месте русского поселения — посетил глава Российского государства. Приехавший в этот день президент Медведев встретился с Владимирским губернатором и возглавил третье заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Часовня Петра и Февронии




Часовня Петра и Февронии

Храм преп. Сергия Радонежского при Покровском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.


Храм преп. Сергия Радонежского

Памятный крест у перестроенного Троицкого собора


Памятный крест у перестроенного Троицкого собора

В 1831-1836 гг. купцами Михаилом и Прохором Сарычевыми был выстроен кирпичный Троицкий собор - четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма с многоярусной колокольней.
Престолов в церкви было три: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах во имя Архистратига Михаила и св. благоверных князей Бориса и Глеба.
До 1870 г. Троицкая церковь была приписной к Покровской церкви, а в 1870 г. переименована в городской собор. Богослужение здесь совершалось летом с 1 мая по 1 октября.
«Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато, но особенно замечательнаго по ценности или древности не имеется.
Причтъ въ Покрове состоялъ прежде изъ двухъ священниковъ, диакона и четырехъ причетниковъ, съ 1857 г. прибавлены были еще священникъ и диаконъ. По переименовании же Троицкой церкви въ городской соборъ, причтъ состоитъ изъ протоиерея, двухъ священниковъ, штатнаго диакона и трехъ псаломщиковъ.
На содержание ихъ получется: отъ службъ и требоисправлений около 6100 руб. въ годъ, процентовъ съ причтоваго капитала (20260 руб.) и арендной платы за церковную землю – 350 руб., а всего около 6500 руб. въ годъ. Для жительства членовъ причта устроенъ особый домъ.
Земли при церкви: пахатной 6 десят. и сенокосной 2 дес.; планъ и межевая книга на землю имеются; земля отдается причтомъ въ аренду за 270 руб. въ годъ.
Покровский соборъ въ тоже время и единственная приходская церковь въ городе. Приходъ, кроме города Покрова, состоитъ еще изъ деревень: Подгородной слободки (близъ города), Стараго Перепечина (4 вер. отъ церкви), Репихова (6 вер.), Молодина (7 вер.), Киржача (7 вер.), Задняго поля (7 вер.), Горы за озеромъ (4 вер.), Новаго Перепечина (10 вер), Глубокова (4 вер.), Домашнева (4 вер.), Горы за речкой (1 вер.) и Емельянцева (2 вер.); во всехъ этихъ поселенияхъ вместе съ городомъ по клировымъ ведомостямъ за 1896 годъ числится 2024 души муж. пола и 2374 души женскаго».

Закрыт не позже 1930-х гг., венчания сломаны.
В 1950-х гг. перестроен, занят Домом культуры.
В 2006 г. вновь создана община собора, планируется восстановление храма.

Памятники


Памятник погибшим в Великой Отечественной войне

Памятник Шоколаду (Шоколадная Фея) в Покрове

Бронзовая статуя изготовлена в 2009 г. и является первым в мире памятником шоколаду. Монумент словно создан из плитки шоколада и представляет собой образ сказочной Феи с шоколадкой в руке. Памятник открыт 1 июля 2009 г. и находится в нескольких шагах от покровского музея шоколада.
Открытие памятника состоялось в рамках 15-летия деятельности в России компании «Крафт Фудс», ставшей инициатором удивительного подарка городу. Шоколадная фабрика компании, на которой производится знаменитый шоколад таких марок как «Alpen Gold», «Milka» и «Воздушный», является градообразующим предприятием Покрова.
Конкурс на лучший проект статуи проводился среди владимирских и петербургских мастеров. В результате создателем первого памятника шоколаду стал Илья Шанин - владимирский скульптор, победитель европейского конкурса фигур из песка, чьи работы представлены в городах Германии, Австрии, Бельгии.
Высота памятника - 3 м, вес - 600 кг.

По поверью, если загадать желание и потереть бронзовую шоколадку в руке Феи - желание обязательно исполнится.

Музеи

Покровский краеведческий музей.

Архитектура

Покров сумел сохранить свой облик, в котором, как и раньше, архитектурной доминантой остался ансамбль церкви Покрова, определяющий исторический центр города. "Образцовые" дома, которые строились согласно регулярному плану в самых разных архитектурных стилях, до сих пор украшают его. Многие из строений представляют большую культурную ценность.

Его главные административные здания, торговые ряды, постоялый двор тянутся вдоль дороги; жилая часть, представленная двух - и одноэтажными большей частью деревянными зданиями с садами и огородами, простирается за каменными фасадами придорожных строений. Старые названия современных улиц - Московская (ныне - Ленина), Ивановская (Советская), Дворянская (Октябрьская), старинные постройки 18-19 вв., прежние назначения зданий (земская управа, земская больница, полицейская управа, реальное училище, женская гимназия, мужская гимназия, торговые ряды, заезжий двор, постоялый двор, гостиница, чайная и др.) воссоздают образ старинного Покрова. Троицкий собор был перестроен в Дом культуры.


Общественное здание XIX в. Ул. Советская, д. 40

Список исторических деятелей, писателей, проезжавших и останавливавшихся в Покрове, наверняка, может составить несколько страниц. Чаще всего называют А.Н. Радищева, который останавливался здесь, возвращаясь из Илимского острога в 1796 г., А.И. Герцена, также сделавшего в Покрове остановку по дороге в Вятку - место ссылки; А.С. Грибоедова; холерный карантин задержал в 1830 г. в Покрове А.С. Пушкина, спешившего из Болдино к своей невесте.
- Предприниматели Морозовы
- Род "Покровские Столетовы"
Город Петушки.
Петушинский район
Сенежская волость.
Введенская Островная женская пустынь.

Владимирская область.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (28.07.2012)
Просмотров: 3321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz