РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Борисоглебский монастырь. Муромский район
Село Борисоглеб - Борисоглеб. Стоянка 1 (Борок 1), неолит. 0.5 км. к северо-востоку от села, западная часть дюнообразного всхолмления в пойме левого берега р. Ушна, к северу от старицы, к западу от шоссе Р-76 Муром-Нижний Новгород. Размеры всхолмления 100х80 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Поверхность нарушена ямами. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой и ямочно-веревочной орнаментацией, предположительно балахнинской культуры, кремневые скребки, отщепы. - Борисоглеб. Стоянка 2 (Борок 2), неолит. 0.6 км. к северо-востоку от села, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Ушна, а западу от старицы, 70 м. к востоку от Стоянки 1. Размеры всхолмления 60х40 м., высота над поймой 1.8-2.5 м. Найдены обломки лепных сосудов полуяйцевидной формы с ямочно-гребенчатой орнаментацией, кремневые отщепы. - Борисоглеб. Стоянка 3, неолит. 0.5 км. к северу от села, люнообразное всхолмление левого берега р. Ушна, урочище Шалав бугор. Керамика лепная, толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте, украшенная ямчатыми вдавлениями различной формы, предположительно Волосовской культуры, кремневые наконечники стрел удлиненной листовидной формы, скребки, отщепы. - Борисоглеб. Поселение 1 (Площадь), эпоха бронзы. По данным 1920-х гг., расположено в 0.5 км. к северу от деревни, на дюнообразном всхолмлении в пойме левого берега р. Ушна, в урочище. Неподалеку от стоянки 3. Керамика лепная, без орнамента бронзового века, бронзовый наконечник стрелы. - Борисоглеб. Поселение 2 эпоха бронзы, 11-13 вв. По данным Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от села на всхолмлении в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, близ курганного могильника 1. Керамика лепная Поздняковской культуры, близкая по характеру орнаментации найдены в погребениях курганного могильника 1, а также гончарная древнерусская. - Борисоглеб. Курганный могильник 1, эпоха бронзы. Ок. 3 км. к юго-востоку от села, всхолмление в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, урочище Могильцы. Насчитывал 25 насыпей высотой до 1.5 м., сильно расплывшихся, без следов ровиков. Исследованы (Т.Б. Попова, 1963-1965 гг.) 22 кургана. Костяки практически не сохранились. Погребения совершались либо на древнем горизонте, либо, чаще, в глубоких (до 2 м.) подкурганных могильных ямах размерами до 3х2 м., ориентированных главным образом с севро-востока на юго-запад. На уровне погребенной почвы под насыпями курганов, рядом с погребениями или на краю могильных ям, обнаружены следы ритуальных костров и тризн в виде угля, золы, костей животных. Здесь же найдены целые и фрагментированные сосуды и большинство вещей, сопровождавших погребенных. Сосуды лепные, плоскодонные, реже - с уплощенным дном, иногда острореберные и на поддоне, с пышной орнаментацией в верхней части из оттисков зубчатого штампа, нарезок, ямчатых вдавлений, «жемчужин» и т.п. Среди других находок - бронзовые ножи и кинжалы, бляхи с пуансонным орнаментом, браслеты с витыми концами, золотая серьга, кремневые наконечники стрел, в т.ч. башнеобразной формы, ножи, скребки и т.п. Т.Б. Поповой могильник отнесен ко второй стадии развития Поздняковской культуры, датированной 14-12 вв. до н.э.
- Борисоглеб. Поселение 2, 11-13 вв. По данным Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от села на всхолмлении в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, близ курганного могильника 1. Гончарная древнерусская керамика. - Борисоглеб. Курганный могильник 2, 10-13 вв. Ок. 1 км. к востоку от центра села, надпойменная терраса противоположного от села левого берега р. Ушна, 0.25 км. к востоку от шоссе Р-76 Муром-Нижний Новгород, в сосновом лесу. 120 округлых или овальных в плане насыпей, составляющих три компактные группы (60, 40 и 20 курганов), занимающих площадь ок. 4 га. Насыпи имеют высоту 0.3-3.0 м., диаметром 2-20 м. Большинство курганов высотой до 1 м. Исследованы (возможно, А.И. Смирнов, 1904 г.; А.Е. Леонтьев, 1983 г.) 22 кургана. Курганы, предположительно раскопанные А.И. Смирновым. Содержали трепоположения с западной и северной ориентировкой. Среди находок - лепная муромская и гончарная древнерусская керамика, бусы, перстни и т.п. А.Е. Леонтьевым исследованы два кургана, не содержавшие следов захоронений. Могильник отнесен к смешанному славяно-финскому населению, датирован 10-12 вв. - Борисоглеб. Курганный могильник 3. 1.2 км. к востоку от центра села, надпойменная терраса противоположного от села левого берега р. Ушна, в лесу, у дороги в детский оздоровительный лагерь, 0.2 км. к востоку от курганного могильника 2. Семь насыпей. Из которых центральный имеет высоту 3 м., диаметр 25 м., остальные - высотой до 1 м., диаметром 3-7 м.Борисоглебский монастырь Адрес монастыря: Владимирская обл., Муромский р-н, с. Борисоглеб.
По легенде в старину пришел на то место, где теперь стоит с. Борис-Глеб, крестьянин Борис и поселился здесь, и вскоре рядом с ним поселился крестьянин Глеб. Впоследствии здесь стали селиться другие крестьяне, а село назвали в честь первых поселенцев - Бориса и Глеба. Легенда записана муромским краеведом А.А. Епанчиным в г. Муроме на растворном участке завода ЖБИ от электрика, крестьянина д. Кривиц, Михаила Власова, в 1970-е гг.
Князь Глеб владел Муромом с 988 по 1015 гг. Здесь на месте будущего села располагалась загородная резиденция князя Глеба Владимировича. Согласно древней легенде «...егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...» Может быть, этот загородный дворец кн. Глеба был на том месте, где сейчас село Борисоглеб, и на месте этого дворца, по установлении празднования св. благов. Кн. Борису и Глебу, был устроен кем-то из Муромских князей монастырь.
Согласно легенде в 1228 г. здесь приняла постриг Евдокия - дочь муромского князя Давида Георгиевича и его супруги Евфросинии, известных под именем князей Петра и Февронии.
Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в. Во Владимирской летописе под 1346 г. читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346 г.) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «... в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте». А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 г.
Выполняя функции духовного центра (распространение идей христианства, письменности и передовой культуры Византии, Греции, Болгарии среди местных народностей) монастырь сыграл важную роль и в экономическом освоении края. В 1455 г. боярин Василий Матвеев (Иватин) завещал своим детям Григорию и Василию земли, деревни и села в Муромском уезде в бассейне рек Ушны и Мотри. У Григория Васильевича было два сына: Дмитрий и Иван Черток. От прозвища последнего пошла известная дворянская фамилия Чертковы. Василий Васильевич Матвеев имел прозвище «Чегодай» (русская форма от татарского «Джагатай»). От него пошли не менее известные Чаадаевы. От брата Василия Матвеева - Бориса - ведет свое начало род Борисовых. Согласно завещанию Василия Матвеева (Иватина) Василий Васильевич Чегодай передал село Бестуницкое (Бестумицы, позднее Чегодаево, а ныне Чаадаево) Троице-Сергиеву монастырю. Это вызвало протест со стороны его родного брата Григория и двоюродного брата Ивана Борисова. В 1484-1485 гг. в царствование Ивана III происходило судебное разбирательство. Учитывая желание завещателя, земли и села (в том числе и Чаадаево) остались за монастырем. Впоследствии Борисовы не раз вступали в конфликт с приказчиком Троице-Сергиева монастыря относительно села Чегодаево. Так, 20 июня 1510 г. Андрей, Иван, Давид, Борис Борисовичи Борисовы потребовали разграничить земельные владения монастырской вотчины от их собственной. Борисовым принадлежало одноименное село Борисово, сохранившееся до наших дней. В настоящее время к северу от Рождественской церкви бывшего Борисоглебского монастыря находятся пять бесценных белокаменных надгробий XVI - XVII вв. с высеченными надписями. Некогда они лежали на могилах Борисовых. Борисовы принадлежали к древнейшим дворянским родам России. Их предок Василий Матвеев (Иватин) во второй пол. XV в. верой и правдой служил царю Ивану III, за что и был награжден многочисленными вотчинами в Муромском уезде. В XVI в. его потомки продолжили дело основателя рода. В Муромской Десятне 1597 г. записан дворянин Иван Афонасьевич Борисов. За несение военной службы он владел 400 четей (224 гектара) земли и ежегодно получал из государственной казны денежное жалование в размере семи рублей. Там же находим сведения о Федоре Алексеевиче Борисове, убитом, как гласит надгробная надпись, «на государевой службе» в апреле 1609 г. В 1590-е гг. Ф.А. Борисову принадлежало 250 четей (140 гектар) земли, а также семирублевый денежный оклад. По всей видимости, Ф.А. Борисов погиб в Смутное время, сражаясь на стороне царя Василия Шуйского против сторонников Лжедмитрия. Сыновья Федора Борисова Семен и Дмитрий впоследствии были погребены вместе с отцом - за алтарем Вознесенской церкви Борисоглебского монастыря, ставшим родовым некрополем этого древнего рода. Судя по надгробной надписи, Семен Борисов принял иноческий постриг в обители. Здесь же нашла свой последний приют и дочь Дмитрия Федоровича Борисова Пелагея.
12 мая 1606 г. муромец Григорий Семенов сын Борисов получил из казны шесть рублей за службу в Рязани и Васильеве. Впоследствии ратную службу Г.С. Борисова продолжил его сын Степан. Сохранилась любопытная грамота, датированная 3 февраля 1682 г. об отставке Степана Борисова: «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца в Муром столнику нашему и воеводе князю Михаилу Федоровичу Шейядякову (Шелудякову). По нашему великого государя указу, муромец Степан Григорьев сын Борисов за его службы и для старости и увечья от нашие государевы полковые службы отставлен, а в его место нашу государеву полковую службу с поместья его велено служить сыну его Ивану. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б муромца Степана Борисова в нашу государеву службу в полки бояр наших и воевод ныне и впредь высылать не велел, а прочет сю нашу великого государя грамоту и списав с нее список, отдал ему, Степану, а список за своею рукою оставил бы в Муроме в приказной избе впредь для иных наших воевод и приказных людей». В XVIII в. Борисовы стали потомственными дворянами и получили свой герб. В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи находим его описание: «Щит разделен на четыре части. В первой и четвертой части, в голубом поле изображены по одной серебряной луне. Во второй части в золотом поле шпага, эфесом в верхнем левом углу обращенная. В третьей части в золотом же поле три страусовы пера. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом».
В царствование Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Борисоглебский монастырь был одарен новыми землями. Некоторые краеведы (В. Добролюбов) связывают это c близкими родственными отношениями Борисовых и правителя Бориса Годунова. На рубеже XVI - XVII вв. владения монастыря простирались более чем на двадцать пять верст. Обители принадлежало: Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково Степаньково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово с разными землями и угодьями, известными под названиями Пролом, Вострена, Волчье болото, Бучиха, Чертежи, озеро Замоцкое, Крины, Благая рамень,Тюжицы, Степахино, Оксенов куст, Новосельские старухи, Ельхово, Каметово, Вознесенье. О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита (почетный титул игуменов крупнейших российских монастырей). Одним из первых известных нам архимандритов обители стал Симеон. Его имя упоминается в грамотах 1531- 1548 гг. 5 июля 1607 г. царь Василий Шуйский особым указом подтвердил все права монастыря на земли, принадлежавшие ранее обители. Во время правления Михаила Федоровича Романова в писцовых книгах Муромского уезда 1628-1630 гг. говорится: «Въ монастыре церковь св. благоверныхъ великихъ князей Бориса и Глеба древяна клецки на подклетехъ, а въ церкви Божия Милосердия: образъ местный Свят. Троицы обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ съ венцы, въ трехъ венцахъ по 3 вставки литыхъ да три гривны витыхъ, две гривны басмены… образъ местный св. страстотерпцевъ Бориса и Глеба обложенъ серебромъ басемнымх золоченъ… у образа гривна сканная съ финифтомъ, а въ ней вставлены жемчуги… около главы каемка низана жемчугомъ да у страстотерпцевъ Бориса и Глеба два креста серебряныхъ, 2 гривны съ финифтомъ, по 3 камени литыхъ да 2 гривны басемныхъ… образъ местной Пречистые Богородицы Одигитрии на празелени, прикладъ 3 гривны витыхъ да наугородка золоченая, другая белая, образъ Похвалы Пресв. Богородицы на краске, образъ св. страстотерпцевъ Георгия и Димитрия Селунскаго обложенъ серебромъ басемнымъ золоченъ, венцы басмены, въ венцахъ по 2 камени, 2 гривны витыхъ, образъ Димитрия Селунскаго на краске, образъ благовернаго кн. Владимира да на той же цке св. страстот. Бориса и Глеба, образъ св. муч. Параскевы на краске, образъ преп. Судотворца Сергия въ киоте обложенъ серебромъ басемнымъ золоченъ, венецъ сканной, въ венце 2 камени, 4 гривны… надъ северными дверьми образъ Пречистые Богородицы, Ивана Предтечи обложенъ серебромъ золоченъ, да вверху на тябле образъ Преч. Богородицы, Живоначальные Троицы да 11 иконъ разныхъ святыхъ… праздники, пророки, праотцы на краскахъ… двери царския и столпцы на золоте, образъ Преч. Богородицы запрестольной на золоте, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ басемнымъ, распятие Господа нашего И. Христа литое, крестъ со св. мощами обложенъ серебромъ, сосуды церковные оловянные…». «Другая церковь во имя Св. мученикъ Флора и Лавра древяна клецки, образъ местный Флора и Лавра на золоте, Николая Чудотворца въ деянияхъ на золоте, Пречистыя Богородицы запрестольный на краске, образъ Спасовъ и Преч. Богородицы на одной цке обложенъ серебромъ, вверху въ тяблахъ 11 иконъ, двери царския и столпцы на краске, сосуды церковные белые… въ трапезе образъ Спасовъ, Преч. Богородицы и И. Предтечи на одной цке, да въ ризнице ризы камка лазоревая, оплечье шито золотомъ и серебромъ, по камке крестъ съ дробницею серебряною, около креста и дробницы низано жемчугомъ, риза камка вишнева чешуйчата, оплечье бархатъ золотой по зеленой земле, риза камка вишнева двоелична оплечье бархатъ цветной, крестъ съ дробницею съ мелкимъ серебромъ, около креста и дробницы низано жемчугомъ… стихарь дорогильный вышневой двоеличный, оплечье бархатъ цветной, стихарь дороги зеленые… поручи выбойчатые; евангелие тетръ – печатное въ десть обложено бархатомъ, евангелисты серебряные басемные, евангелие письменное… (далее перечисляются богослужебные книги большей частью письменные). Монастырския службы: хлебная – деревянная новая, келья поваренная, напогребница… погребъ… ледникъ… сушило, 7 келей братскихъ ветхи… Близъ монастыря сельцо Борисоглебское въ немъ дворъ поповъ, дьячковъ и просвирницынъ, 35 дворовъ служекъ монастырскихъ». В 1643 г. Иван Григорьевич Плещеев пожертвовал в церковь Флора и Лавра серебряные сосуды. На потире имелась вкладная надпись: «Лета ЗРНА (7151 г., то есть 1643 г.) в дом Великих Христовых Страстотерпцев Бориса и Глеба и Святых Мученик Флора и Лавра о вкладе по отце своем Сергие, а прозвище Го... Григорие Андреевиче Плещееве сын ево Иван Григорьевич Плещеев сосуды серебреные совсем во веки неподвижно за тот вклад отца его Сергия Андреевича и всех ево родителей помина на святых Божиих литоргиях...»Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII в. на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: а) во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и б) во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресв. Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол во имя св. муч. Бориса и Глеба освящен в 1681 г. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г., к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь св. муч. Бориса и Глеба. «У той церкви дворъ попа Михайла, льякона Зотика, дьячка Степана, въ приходе 5 дворовъ служнихъ, 59 крестьянскихъ и 19 бобыльскихъ; деревня Благовещенское, въ ней 30 дв. крестьянскихъ; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянскихъ и дер. Варежъ, въ ней 32 двора крестьянскихъ и 7 бобыльскихъ». Обитель была обнесена каменной оградой.Никольская церковь 21-го марта 1693 г. был составлен договор между заказчиком - (Матвеем Ерофеевым Валыгиным - человеком боярина Петра Аврамовича Большого-Лопухина) и подрядчиками столпника Ивана Родионовича Стрешнева (крестьянами Ярославского уезда Подгорного стана села Полтева, деревни Коломины и деревни Новой) о строительстве каменной церкви в Борисоглебском монастыре Муромского уезда. Имена подрядчиков: Герасим Иванов, Иван Никитин сын Кокоря, Сергей Иванов.
В плане Никольская церковь имела квадрат со стороной пять трехаршинных саженей (10 м. 60 см.). Но в договоре имелась оговорка: «или полпяты против обрасца всечю-дотворца Алексея Чудова монастыря, что в кремле». Полпяты это 4,5 сажени. Ссылка на церковь Алексея Митрополита Чудова монастыря свидетельствовала о вкусах и желании заказчика иметь храм, схожий по объему с великой Российской святыней.
Никольский храм задумывался как надвратная церковь. В монастырскую обитель вели большие Святые ворота, вышиной 2,5 сажени (более 7 метров). Занимая столь важное положение, Никольская церковь превращалась в одну из главных доминаю монастыря. Рядом со Святыми воротами, согласно договору, предполагалось выстроить палатки, что и было сделано. Алтарь был трехапсидный, длиной в 2 сажени и высотой в 5 аршин.
Никольский храм был из типа «восьмерик на четверике», одноглавый. Высота «восьмерика» оговаривалась в 4 сажени. «Четверик» имел форму куба. С двух сторон к церкви примыкала галерея - в договоре подрядчиков она именуется папертью, - шириной в сажень и высотой в полторы сажени. На «восьмерике» стоял барабан в 4 сажени (5,32 м.); на нем другой, поменьше, размеры его не указываются. Толщина стен постройки определялась как «против Чюдотворские колокольни». Важно и еще одно условие договора: «а двери зделат/ь/ от земли по размеру и делат/ь/ как ему, Матвею (то есть заказчику) годно». В подрядной грамоте 1693 г. нашла отражение и техническая сторона вопроса: «а рвы копат/ь/ и сваи бит/ь/ смотря по земле и все делат/ь/ с своими работниками нам самим» (то есть подрядчикам). Не менее важную роль играет следующая фраза: «;а каменные припасы: сваи, бут и глина и песок и вода, кирпич, известь, белой всякой камень,., нее сполна наше, подрядчиково». Из хозяйских припасов перечисляются только «обрасцы моравленыя (то есть изразцы), железные припасы и кровля». Вероятно, это связано с тем, что подрядчики, беря на себя обязательство построить храм, несли материальную и моральную ответственность, за то, что сооружаемая ими постройка будет крепкой и безопасной. Отсюда и необходимость самим следить за качеством строительного материала и соблюдением всех технических правил. Из договора, который можно рассматривать и как смету на постройку, видно, что возводимое сооружение оценивалось в 500 рублей, «а остальные денги имат/ь/ по делу смотря и отделав тое церков/ь/ все сполна...». Договор предусматривал готовить «кирпич и всякие припасы» 9 мая 1693 г. В следующем 1694 г. «как снег сойдет и земля ростает» планировалось приступить к работе «добрым мастерством безо всякие охулки». Подрядчикам вменялось в обязанность закончить работы до 1 сентября 1695 г. Таков объем и сроки исполнения. В тексте грамоты кроме подрядчиков упоминается и о 20-ти мастерах. Договор строго-настрого предписывал им «быт/ь/.., у! того строения... безотходно, и будучи у того дела не пьянствоват/ь/ и не отделав всего сполна.., от тое церкви к иному делу не оттоитот/ь/ и ничего того дела не остановить и убытка никакого не доставит/ь/». Сумма неустойки определялась в 1000 рублей - в два раза больше запланированной на строительство храма. В случае отсутствия материала по вине заказчика предусматривалось взять с него за «прогульные дни... на мастера по гривне на день человеку». И, наконец, последнее обязательство строителей: на протяжении 10 лет они обязывались «починивать поруху», то есть в случае необходимости ремонтировать первые 10 лет новое здание. Н.А. Беспалов в книге «Муром» пишет, что храм был завершен в 1699 г. Из дошедших до нас документов следует,) что церковь была возведена уже к 1696 г. Внутренняя же отделка затянулась на три года. До нас сохранилась подрядная запись муромского посадского человека кузнеца Романа Никифорова Некипелова, датированная 17 мая 1696 г. Он брался изготовить «к новопостроенной церкви Божий в Борисоглебский монастырь двои двери и затворы да цепь на паникадило». Из «Списка с памяти кузнеца Романа» узнаем, что им за 20 рублей были сделаны «К северным и южным дверем решетки железные и к церковным дверем замки нутряные и висячие с пробои и с ключами и скобами... перед Спасителем образ зделат/ь/ шандалы..., а паникадилу делат/ь/ цепь витую и вылудит/ь/.., своим товаром...». По всей видимости паникадило Никольской церкви было очень красивым. Сохранилось его описание: «двухярусное литое медное паникадило вверху его друхглавый орел с короною; на втором ярусе - литые изображения ангелов внизу было подвешено яйцо «строфокамилово». Текст антиминса гласил: «Жертвенник божественный священный совершился чрез самое божественное священнодействие, освящен божественной благодатью Всесвятаго Животворящего Духа... во храме Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба... Сие же бысть при державе Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца... Лета мироздания ЗРПФ (7189), от Рождества же Христова АХПА (1681) индикта Д (4) месяца июля в Z (7) день».
Время её построения видно из надписи на церковной стене: «при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Преосвященнаго Авраамия, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, построилъ сию церковь во имя великаго Святителя Николая Чудотворца по обещанию своему Матфей Дорофеевъ сынъ Волыгинъ въ вечное поминовение родителей своихъ; совершена и освящена въ 7207 (1699) году». Эта церковь в 1889-1893 гг. была реставрирована и по стенам «росписана живописными изображениями».Храм во имя Вознесения Господня Вознесенский храм Общее представление о Вознесенском храме дает скупая запись 1897 г.: «Вознесенский храмъ - каменный пятиглавый, кресты на главахъ железные прорезные; алтарь въ храме троечастный, разделенный арками; за одной изъ арокъ устроенъ приделъ въ честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенникъ при этомъ приделе устроенъ въ нише стены. Иконостасъ въ Вознесенскомъ храме въ 1827 г. устроенъ новый за ветхостью прежняго». Напротив алтаря Вознесенского храма находились надгробные памятники со следующими на них надписями:
1) «Лета 7092 (1584) Июля 2 дня преставися рабъ Божий Алексей Тимофеевичъ Борисовъ, убиенъ бысть на государевой службе». 2) «Лета 7117 (1609) Апреля дня преставися рабъ Божий Феодоръ Алексиевичъ Борисовъ, убиенъ бысть на государевой слежбе». 3) «Лета 7146 (1638) Декабря 26 дня преставися раба Божия Агафия, во иноцехъ Александра». 4) «Лета 7152 (1644) Июля 2 дня преставися рабъ Божий Симеонъ Феодоровичъ Борисовъ, во иноцехъ Сергий». 5) «Лета 7163 (1655) преставися раба Божия девица Пелагея Димитриева, дочь Димитрия Феодоровича Борисова». 6) «Лета 7167 (1659) Генваря 29 дня преставися рабъ Божий Димитрий Федоровичъ Борисовъ». 7) «Лета 7108 Апреля въ 5 день преставися рабъ Божий Фома Осиповичъ».
Рождественский храм
Рядом с Вознесенским собором возвели второй каменный пятиглавый монастырский храм. Он занял место прежней церкви Флора и Лавра. Новый храм стал двухэтажным. Внизу расположился престол в честь Рождества Христова (поэтому церковь и стала называться Рождественской). В верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью был позже упразднен. Внутри Рождественской церкви был погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, принявший монашество под именем Иоасаф. Не исключено, что именно на средства богатого боярина и был воздвигнут Рождественский храм, ставший впоследствии последним пристанищем инока Иоасафа.
С западной стороны церкви сложили шатровую колокольню. Она примыкает к трапезной храма. При ней находились две монашеские кельи и хлебная.
В 1700 г. за монастырем числилось 194 крестьянских двора. В мае 1719 г. монастырь сильно пострадал от пожара. Чтобы спасти положение, Синодом было принято решение об объединении Борисоглебского и муромского Благовещенского монастырей с закрытием последнего. Такое решение вызвало резкое недовольство со стороны жителей Мурома и уезда и объединение двух обителей всё же не состоялось. Строев в сових «Спискахъ иерарховъ» перечисляет следующих настоятелей-архимандритов Борисоглебского монастыря: Симеон 1531-48 гг., Киприан 1570 г., Варлаам 1571 г., Самуил 1573-79 гг., Сергий 1580 г., Зосима 1607 г., Христофор 1612 г., Исаия 1616 г., Иоиль 1622-25 гг., Варлаам 1626-30 гг., Мисаил 1644 г., Иосиф 1647 г., Варсонофий 1662 г., Тимофей 1669 г., Авраамий 1679 г., Иринарх 1689 г., Симеон 1693 г., Георгий 1700 г., Маркелл 1715 г., Антоний 1722 г., Иоасаф 1738 г., Алимпий 1745 г., Иоанн 1756 г., Симеон из законоучителей Московского университета 1756 г., Геннадий…Церковь зачатия св. Иоанна Предтечи. Кроме монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Эта церковь упоминается в церковных документах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел, но о времени её построения и упразднения не сохранилось никаких сведений. На месте этой церкви в XIX в. была часовня.
В 1765 г. постановлением Синода обитель на Ушне была упразднена и обращена в приход «за неположением онаго в штате и за невмещением в число составленных в епархии Его Превосходительства пяти на своем пропитании монастырей». Последний настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Геннадий был переведён в Спасский монастырь Мурома. Вся более или менее ценная утварь по упразднении монастыря была передана во Владимирский Успенский собор, как например образ Спасителя греческого письма.
В XIX в. причт Борисоглебского прихода состоял из одного священника и псаломщика. «На содержание его получается отъ службъ и требоисправлений и отъ земли церковной до 500 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ села Борисоглебскаго и деревень: Стараго и Новаго Варижа, въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 696 душъ муж. пола и 749 женскаго; въ среде прихожанъ есть не малое количество раскольниковъ частию безпоповцевъ и частию последователей австрийскаго священства. При церкви въ Борисоглебскомъ устроена церковно-приходская школа; учащихся въ 1896 году было 48». Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г. Церковь Рождества Христова В наши дни от разоренного монастыря сохранился лишь один храм - Христорождественский, «летний». В 1992 г. он был возвращён Русской православной церкви. Это великолепный двухэтажный храм, высокий, пятиглавый, с приземистой шатровой колокольней, поставленной, по ярославской манере, с северо-западного угла церкви. Нижний этаж - широкий, храм второго этажа меньше, но с огромной просторной галереей. Основной объем с юга и севера разделен на два нефа, с запада - на три. В нижней части храма с западной стороны есть маленькая дверца, пройти в которую можно, лишь согнувшись в глубоком поклоне. Рядом с Христорождественской церковью уцелели белокаменные надгробные памятники монастырского некрополя. Остатки стен Вознесенского собора От «теплой» Вознесенской церкви осталась лишь одна стена и фундамент, сохранились также некоторые фундаменты ограды.
В 1992 г. монастырь был возвращён Русской православной церкви и стал приписным к муромскому Благовещенскому монастырю. С 2013 г. возрождается как женский монастырь Муромской епархии. Настоятельница — монахиня Николая.Архимандриты и настоятели монастыря 1531—1548 — Симеон, архимандрит; 1568 — Киприан, архимандрит; 1570 — Феодосий, архимандрит; 1571 — Варлаам, архимандрит; 1573—1579 — Самуил, архимандрит; 1580 — Сергий, архимандрит; 1606 — Нил, архимандрит; 1607 — Зосима, архимандрит; 1612, 1614 — Христофор, архимандрит; 1616—1617 — Исаия, архимандрит; 1622—1625 — Иоиль, архимандрит; 1626—1630 — Варлаам, архимандрит; 1631—1642 — Нифонт, архимандрит; 1644—1646 — Мисаил, архимандрит; 1647—1651 — Иосиф, архимандрит; 1662, 1664 — Варсонофий, архимандрит; 1668—1674 — Тимофей, архимандрит; 1675 — Изосима, архимандрит; 1676 — Симеон, архимандрит; 1679—1688 — Авраамий, архимандрит; 1689—1691 — Иринарх, архимандрит; 1693 — Симеон, архимандрит; 1700 — Георгий, архимандрит; 1715—1718 — Маркелл, архимандрит; 1722—1724, 1730 — Антоний, архимандрит; 1732 — Феодосий, архимандрит; 1738—1744 — Иоасаф, архимандрит; 1745—1753 — Алимпий, архимандрит; 1755—1763 — Симон, архимандрит; 1763—1764 — Геннадий, архимандрит; 1992—2013 — Кронид (Козлов), игумен вр.уп.; с 2013 — монахиня Николая.
Источник: Чернышев В.Я. Муромский Борисоглебский монастырь.
Также читайте Старообрядчество в селе Борисоглебском, Муромского уезда.
ПЕРЕМИЛОВЫ ГОРЫ Перемиловы горы тянутся вдоль правого берега Оки, чуть ниже города Мурома до города Павлова. Если посмотреть на старые карты Муромского уезда, увидим, что река Ока делит уезд на две половины: «восточную - заречную и западную - по сю сторону реки». По меткому замечанию муромского историка Н. Г. Добрынкина, «общий вид контуров уезда представляют два продолговатых крыла», то есть Муромский уезд своими очертаниями был похож на бабочку, а верхней частью тела этой бабочки были Перемиловы горы. Вот как описывает ландшафт муромской земли В. Добронравов: «Поверхность уезда относительно ровная. Но она делается холмистою по мере приближения к берегам реки Оки. Высокие холмы тянутся вдоль Оки сначала по левой стороне от границ Меленковского уезда до впадения реки Ушны, а затем переходят на правый берег, и известны под именем Перемиловых гор». В исторических и краеведческих текстах встречаются два варианта названия этих высоких окских холмов: Перемиловы и Перемиловские горы.
«Перемиловские горы, - пишет Н.Г. Добрынкин, - составляют нагорный береговой кряж реки Оки. Здесь лежат богатые пласты алебастра, местами прослоенные красной кирпичной глиной, красильным песком, красноватой и желтой землей; все эти наслоения хорошо видимы в береговых откосах реки, где они покоятся горизонтальными полосами, начиная от села Спас-Седчина вниз по течению до границы Нижегородской Губернии, на протяжении 600 верст». Кстати, как отмечают краеведы, и в частности Н.Г. Добрынкин, само название «Перемиловские горы» применяется только у Перемиловской пустыньки (ниже села Спас-Седчина), за ними следуют названия откосов по береговым селениям: Базаровские, Клинские, Жайские, Сапунские, Высоковские, Чулковские и т. д. Самая большая высота нагорного берега принадлежит горам Сапунским (ок. 1200 м.), Жайским (ок. 1000 м.), Чулковским (ок. 900 м.). В краеведческой литературе о городе Павлове также есть подтверждение местным названиям окских холмов. В частности, краевед Л.Л. Тубе пишет, что Павлово находится «на правом высоком берегу Оки, сильно изрезанном оврагами. В этой части области прибрежные высоты носят общее название Перемиловых гор, а в пределах Павлова их отдельные холмы имеют свои местные названия: Дальняя и Воскресенская кручи, Семенова и Спасская горы и другие». Таким образом, высокие холмы на правой стороне Оки от села Спас-Седчина до города Павлова - это Перемиловы горы с местными названиями некоторых высоких круч.
Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Их приводит в своих исследованиях Е. Добрынкина. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, откуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель». Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «премилыя горы» за то, что дали нам приют и убежище». У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А.А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы».
Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить что, многие населенные пункты сохранились с XVIII в. до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах - Муромка, Кутра, Кузома, Реут.Троицкая-Перемиловская, мужская пустынь
«Ныне погост Перемиловская Пустынь, Владимирской губернии, Муромского уезда, в 20 верстах к северо-востоку от Мурома, при рч. Поповке, близ правого берега р. Оки. О ней известно только, что она в 1724 г. была приписана к Борисоглебскому монастырю Муромского уезда и упразднена в 1764 г.». /Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов./
В. Добронравов сообщает, что «Погостъ упраздненная Перемилова пустынь на речке Поповке находится въ 20 верстах отъ уезднаго города Мурома и въ 140 отъ губернскаго Владимира». Время построения здесь церкви и основания при ней пустыни совершенно не известны. Предание говоритъ, что церковь здесь воздвигнута въ память того, что на этомъ месте ночевали Св. Петръ и Феврония Муромские после насильственнаго удаления ихъ изъ Мурома. Существующая же ныне (1896 г.) каменная церковь, по свидетельству того же предания, построена царемъ Иваномъ Васильевичемъ Грознымъ». В 1724 г. Перемилова пустынь была приписана к Борисоглебскому монастырю Муромского уезда, а в 1764 г. упразднена и церковь обращена в приходсую. До этого времени приходская церковь находилась в сельце Кондратове. По окладным книгам 1676 г. здесь значится «церковь Всемилостиваго Спаса; у той церкви дворъ попа Петра, дворъ дьячковъ, въ приходе дворъ помещиковъ, а въ немъ живутъ люди его, дворъ задворнаго слуги и 13 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 19 дворов); земли церковной изъ помещиковы дачи по 2 четверти въ поле, сенныхъ покосовъ на 10 копенъ. Къ той же церкви вновь приписана деревня Польцо, а въ ней 29 дворовъ крестьянскихъ и 1 бобыльский», «ныне (1896 г.) же здесь 121 дворъ». «Церковь въ существенныхъ чертахъ сохранила до настоящаго времени свой первоначальный видъ, только окна несколько расширены; внутренния же украшения принадлежатъ позднейшему времени. Говорятъ, что около 1750 г. пожаръ истребилъ внутренность церкви. Колокольня при церкви деревянная. Престоловъ въ церкви два: главный во имя св. Живоначальныя Троицы, а въ приделе во имя Св. Филиппа, митрополита Московскаго. Приделъ этотъ, предполагаютъ, устроенъ въ конце XVIII в. Предположение основывается на томъ, что антиминсъ въ придельный храмъ выданъ Викторомъ, епископомъ Владимирскимъ, который былъ на кафедре въ конце XVIII в. Никакихъ древностей до настоящего времени въ ней не сохранилось. Причта в церкви по штату положено: священникъ и псаломщикъ. На содержание его изъ разныхъ источниковъ получается около 400 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Приходъ состоитъ изъ сельца Кондратова (1.5 вер. отъ церкви) и деревень Ефремова (1 вер.) и Польца (5 вер. въ Гороховецкомъ уезде за р. Окой), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 224 двора, 877 душъ муж. пола и 947 женскаго. Въ приходе имеется церковно-приходская школа, съ 1896 г. учебн. Года она перенесена изъ погоста въ деревню Ефремово, въ 1895 г. учащихся было 25». /Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./
Не совсем понятно здесь с речкой Поповкой. На карте Муромского уезда 1776 г. речка с таким названием отмечена около деревень Тошлово и Слободищи, расположенных значительно выше Перемиловой пустыни. Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг.
Историк-любитель А. А. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о пребывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани – «Монастырек». После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название «Судострой» (Навашинский район, Нижегородская обл.).А.А. Епанчин отмечает две остановки Петра и Февронии на Перемиловых горах. Первая - около пристани Монастырек. Он уточняет, что на самом месте остановки святых стоял каменный Троицкий храм, разрушенный перед войной. Отмечает, что пенек от процветшего деревца находился против того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. Вторая остановка Петра и Февронии была у села Жайское: «Здесь их и догнали муромляне». Любопытное дополнение о пребывании Петра и Февронии на окских холмах имеется у В. Ершова: «Село Юрьево, стоявшее на высоком берегу Оки, которым залюбовалась Феврония во время их с князем Петром уходом с Мурома, стало зваться Чудью». Происхождение этих сведений неизвестно.
См. Стародуб Волоцкий.
Входоиерусалимский женский монастырь Входоиерусалимская Пустынь «Входоиерусалимский, женский, ныне село Арефино, Владимирской губ., Муромского у., в 60 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Заидомке, впадающей в Кузому. О нём упоминается в писцовых книгах 1674 г.; упразднён в 1764 г. Вероятно, он был основан Романовыми, так как до сих пор здесь находятся 9 икон Ив. Никит. Романова и панагия патриарха Филарета». /Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов./
«Село Арефино, на рч. Идомке, находится въ 180 верстахъ отъ губернскаго города и въ 60 отъ уезднаго». В нач. XVII в. село Арефино и деревни в XIX в. составляющие его приход, принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1689 г. это поместье было пожаловано братьям Нарышкиным и в 1698 г. было утверждено за одним Львом Кирилловичес Нарышкиным. В 1763 г. эти вотчины были разделены между потомками Льва Нарышкина; в 1816 г. они были проданы графу Литта. В писцовых книгах 1629-1630 гг. об Арефине сообщается следующее: «за бояриномъ Иваномъ Никитичемъ Романовымъ село Арефино, въ немъ девичий монастырь, въ монастыре церковь Входъ Господень во Иерусалимъ да въ приделе св. страстотерпцевъ Бориса и Глеба да другой приделъ преп. Никиты игумена Мидийскакго,- древяна клецки на подклетехъ вверхъ на каменное дело; церковь эта сооружение мирское, а въ церкви все устройство вотчинниково и приходскихъ людей; при церкви дворъ попа Ивана, а на дворе келья отца его чернаго попа – старца Филарета; въ монастыре 13 келей, въ нихъ 16 старицъ, которыя получаютъ руку отъ боярина Ивана Никитича Романова, да 3 старицы безружныя; на церковной земле дворъ пономоря и 5 дворовъ бобыльскихъ; церкви дана деревня, что была пустошь Арбузцево, въ ней два двора крестьянскихъ; пашни церковной «середние земли» 25 четвертей, перелогу и лесомъ поросло 18 четв., сена 20 копенъ, да церковной пашни дано пономарю и просвирне – 4 четв. Въ Арефине дворъ прикащиковъ и 21 дворъ крестьянский, кабакъ и тамга боярина ивана Никитича». Когда основан этот Входоиерусалимский монастырь, сведений о том не сохранилось, но можно думать, что основание его принадлежит дому бояр Романовых. Писцовые книги 1676 г. дают подробное описание монастыря и находившейся в нем Входоиерусалимской церкви. В виду того, что эта церковь должна была находиться под особым покровительством царствующего дома, «Въ Муромскомъ уезде великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича дворцовое пашенное село Арефино, а въ немъ девичъ монастырь, а въ монастыре церковь во имя Входа Господня во Иерусалимъ деревянная съ трапезою на каменное дело, а въ церкви местныхъ образов: образъ входъ во Иерусалимъ Господа Нишего Иисуса Христа, прикладу венецъ и гривна басемные золочены да цата серебряная, 25 копеекъ золоченныхъ и белыхъ, да ожерельице жемчужное, да образъ Пресв. Богородицы Одигитрии, прикладу венецъ и гривна серебреные басемные позолочены да цата серебряная перевита серебромъ золоченымъ, у нея 180 копеекъ золоченыхъ и белыхъ да цепочка плетена золоченнымъ серебромъ, 11 крестовъ, трои серьги съ камнемъ и съ жемчуги, на томъ же образе у Предвечнаго младенца венецъ басемной, гривна резная, ожерельице жемчужное, да образъ преподобнаго Иоанна Кущника да преподобныхъ женъ Ульянии и Марфы да образъ благоверн. Кн. Бориса и Глеба, прикладу гривна басемная золочена, да образъ Пресв. Богородицы Владимирская да образъ Никиты, игумена Мидийскаго, образъ Пресв. Богородицы Казанския, да образъ Иоанна Предтечи да Иоанна Богослова, да въ трапезе образъ Живоначальныя Троицы – венецъ и цата басемные золочены, 4 копейки белыхъ и 1 золоченая, образъ великаго чудотворца николая съ житиемъ – прикладу: венецъ и гривна серебряные да у Спасова и у Богородицына образа венцы басемные золочены, 2 копейки белыхъ золоченыхъ тожъ, образъ св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятница съ житиемъ; да предъ местными образы 11 поставныхъ восковыхъ свечъ на краскахъ; въ тябле деисусы съ праздники и съ пророки и съ праотцы; предъ ними паникадило медное, на немъ 12 шандаловъ, кисть шелковая съ серебромъ да хорогвь шитая золотомъ по червчатымъ дорогамъ, на ней образъ входъ во Иерусалимъ Господа нашего И. Христа, на другой стороне святыхъ страстотерпцевъ благоверн. Князей Бориса и Глеба: двери царские съ Евангелисты, сень и столицы на празелени, двери северныя – на нихъ благоразумный разбойникъ, да въ алтаре за престоломъ образъ Пресв. Богородицы, прикладу 91 копейка золоченыхъ и белыхъ да деньга золоченая; 5 крестовъ да серьги, убрусъ и пелена – дороги червчатые, на пеленъ крестъ шитъ золотомъ, да панагия резная по обе стороны двунадесятые праздники, окладъ резной серебряный позолоченъ, жемчужинъ 2 большия, три половинчаты, три камня, а въ прежней описи та панагия написана съ мощьми: да на престоле индития дороги червчатые – ветха. Евангелие печатное оболочено бархатомъ чернымъ, Евангелисты серебряные позолочены, застежки серебряныя; крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ басемнымъ позолоченъ съ каменьемъ, другой крестъ обложенъ серебромъ, окладъ резной позолоченъ; да на жертвеннике сосуды оловянные, покровъ изорбавной, опущенъ камкою двоеличною, другой камчатный зеленый опушенъ красною камкою, воздухи камчатные красные – опушены дорогами желтыми, на нихъ кресты кружевные золоченые, покровъ – киндякъ лазоревый – ветхъ. 4 пелены налойныхъ и въ томъ числе дорогильная да кумачная красная, а на нихъ кресты шиты золотомъ и серебромъ, и две киндяшныя; три покрова – одинъ дорогильный полосатый, двои выбойчатые. Да въ приделе святыхъ страстотерпцевъ благоверныхъ князей Бориса и Глеба подъ теми же деисусы двери царския съ Евангелисты, сень и столпцы на празелени да въ алтаре за престоломъ образъ Пресвятыя Богородицы Благовещение, на престоле индития кумачная красная, сосуды деревянные, покровъ выбойчатый, двери северныя, на нихъ крестъ. Да въ приделе преподобнаго отца Никиты, игумена Мидийскаго подъ теми же деисусы двери царския съ Евангелисты, сень и столицы на празелени, да двери северныя, на нихъ благоразумный разбойникъ, а въ алтаре за престоломъ образъ Пресв. Богородицы Казанския, на престоле индития выбойчатая Евангелие печатное, оболочено бархатомъ зеленымъ, Евангелисты серебряные позолочены, покровъ выбойчатый, сосуды деревянные, покровы крашенинные; да ризы дорогильныя белыя – оплечье бархатъ по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье бархатъ по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье дороги полосатыя, да ризы камчатныя зеленыя – оплечье отласъ золотной червчатъ, опушка червчатая, подложены киндякомъ лазоревымъ; стихарь – киндяке лазоревый – оплечье бархатное, два стихаря полотняные, поручи бархатныя – ветхи, епитрахиль бархатная жъ по таусиной земле, травы черныя, обложена куфтеремъ светлозеленымъ, у нея 17 пуговицъ серебряныхъ золоченыхъ и белыхъ, поясъ шелковый съ кистьми, да ризы дорогильныя двоеличныя – оплечье камчатное зеленое, поручи камчатные, епитрахиль дорогильная красная, на ней 10 пуговицъ серебряныхъ; две ширинки – шиты шелкомъ и золотомъ да фата цветная шелковая, да подсвечникъ белаго железа, две чаши водосвятныя большия да чаша кропильная, два кадила медныя, фонарь выносной слюдяной; да на колокольнице два колокола благовестныхъ да четыре среднихъ да 2 зазвонныхъ; да церковныхъ книгъ: апостолъ, Евангелие воскресное, другое повседневное, да книга Ефрема Сирина, Уставъ большой, псалтырь следованная, другая учебная, часовникъ, минея общая, 12 миней месячныхъ, два охтая печатные – ветхи, да псалтырь, два пролога письменные, триоди постная и цветная – ветхи, да служебникъ новаго выходу, потребникъ въ полдесть ветхъ; книга житие Николая Чудотворца – печатная, да ирмологий да обиходъ знаменные да синодикъ поминовений роду боярина Ивана Никитича Романова. И сверх описи Тимофея Маркова 163 г. объявилось: 44 копейки да деньга золоченая, цепочка плетеная золоченымъ серебромъ, 4 копейки белыхъ, 2 катка, серебряныя серьги, жемчужный убрусъ, пелена дорогильная, 2 покрова сосудовъ – изорбавный да камчатный, зеленый воздухъ камчатный, пелена налойная, покровы, что покрываютъ на престоле евангелие, индития кумачная, 7 венцовъ, 3 гривны басемные золочены, ожерелье жемчужное, двои свечи поставныя воковыя, служебникъ новый, псалтырь следованная, синодикъ… А въ которомъ году та церковь строена, про то попы и сторожилы сказали: не упомнятъ, а церковь – строение и всякая церковная утварь боярина Ивана Никитича Романова и приходскихъ людей. Около монастыря огрожено заборомъ въ столбы – дубовые, покрыто пластинникомъ, а въ заборе ворота створчатые о трехъ притворахъ – крыты тесомъ, на воротахъ деисусы – образъ Спасовъ да образъ Пречистыя Богородицы да образъ Иоанна Предтечи, два образа архангеловъ Михаила и Гавриила, образъ верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, на тотъ же монастырь другие малыя ворота, а того монастыря длиннику 76 саженъ, поперечнику 23 сажени съ полусаженью, а въмонастыре 17 келий, а живутъ въ нихъ 19 старицъ, а по грамотамъ Великаго Государя дается государева жалованья денежно и хлебной руги 17 старицамъ по окладу боярина Ивана Никитича Романова». Монастырю кроме того принадлежали рыбныя по обе стороны реки Оки, озеро Долгое, озеро Нутряное да заводь съ повольемъ, озеро Стеньково и др. По грамоте Великаго Государя велено также монастырю и сено косить, «какъ имъ дано при боярахъ». Да въ томъ же монастыре богаделенная изба, а въ ней живутъ нищие, питаются Христовымъ именемъ, на церковной земле дворы поповъ Михаила и Василья Гавриловыхъ, дворъ пустой где жилъ черный попъ, дворъ дьячковъ, место дворовое пономарское, подъ причтовыми дворами усадьбы полдесятины… Въ селе Орефине дворъ прикащиковъ – хоромы горница съ комнатаю на жилыхъ подклетехъ крыты лубьемъ и дранью, повалуша о 4 жильяхъ крыта тесомъ, промежъ горницы и повалуши сени крыты лубьемъ и дранью, сушило на омшеннике, погребъ да выходъ, надъ нимъ сарай, конюшня да клеть на столбахъ да баня о двухъ жильяхъ съ передбаньемъ, ворота створчатые крыты тесомъ. Да другой дворъ для приезду всякихъ людей, на немъ хоромъ две горницы на жилыхъ подклетехъ, одна ветха, межъ ихъ клеть да сени, поварня, баня, новая конюшня, погребъ да двои ворота. Да у техъ же дворовъ съезжая изба горница съ комнатою, передъ ними сени, подъ горницей тюрьма, подъ комнатою подклетъ жилой, сбираютъ въ немъ съ конские продажи пошлинные деньги. Да въ селе жъ Орефине кружечной дворъ, а питейную прибыль и таможенную пошлину сбираютъ въ казну… верные головы и целовальники… Да на речке на Идомке винокурня, два анбара, солодовня, изба да овинъ солодовенный, да въ селе за рч. Идомкою бобыльская слободка, а въ ней 34 двора, людей въ нихъ муж. пола 95».Арефинский приход В 1764 г. этот монастырь был упразднен, монашествующие (настоятельница Александра и три схимонахини) были переведены в Свято-Троицкий Новодевичий монастырь. Церковь была обращена в приходскую. Но приход при ней существовал и раньше упразднения монастыря, как это видно из окладных книг Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам значится следующее: «у Входо-Иерусалимской церкви дворы попа Михаила и попа Василья, дворъ пономарский и просвирницынъ, въ приходе: дворъ прикащиковъ, на церковной земле 2 двора бобыльскихъ и 26 крестьянскихъ, слобода Заидомская – бобыльскихъ 11 дворовъ деревян Максакова, въ ней 8 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 32 дв.), дер. Оксентьева, въ ней 15 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 20 дв.), д. Выборкова, въ ней 26 дв. крестьянскихъ и 2 бобыльскихъ (в 1896 г. здесь 42 дв.), д. Гобатово въ ней 10 дв. крестьянскихъ, сельцо Верхополье, въ немъ 14 дв. крестьянскихъ и 1 бобыльский, д. Мокрецъ – 11 дв. крестьянскихъ и 2 бобыльскихъ, Турбеново – 6 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 25 дв.), д. Медоварцево – 1 дв. крестьянский (в 1896 г. здесь 3 дв.), д. Сенюкова – 2 дв. крестьянскихъ (24 дв.), Еремейково – 3 двора (23 дв.), д. Шерстина – 5 дв. (16 дв.), д. Шамшелово – 5 дв. (20 дв.), д. Вечкино – 2 дв. (11 дв.), Вакулово – 5 дв. (7 дв.), Чирятево – 1 дв. (13 дв.), Янино – 1 дв. (3 дв.) и Чирьево 3 дв. крестьянских (11 дв.). Да по сказке попа Михаила съ товарищемъ церковой земли Государева жалованья – 1 дес. въ поле, да въ пустоши Прбузцове 35 четв. въ поле, сенныхъ покосовъ на 150 копенъ, а на ту землю и на покосы писцовой выписи не положили». Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1674 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господа во Иерусалим с двумя приделами в честь св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника. Эта церковь существовала до 1770 г.; в этом же году разрешено было за ветхостью деревянной церкви строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника, приделы же предполагались освятить в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Постройка храма была окончена и престолы были освящены в 1775 и 1776 гг., деревянная же церковь была разобрана, но в каком году, не известно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 г. она упала во время утрени, пробила свод храма, при чем была убита одна женщина, бывшая на богослужении. Вскоре постройка колокольни была окончена. С 1789 по 1806 г. на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие», в последующие годы о них не упоминается. В 1785 г. по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, но это желание прихожан не осуществилось. В 1846-1851 гг. была вновь перестроена трапеза храма, а в 1868-1872 гг. был перестроен и главный храм. Не однажды были изменены и внутренние украшения храма. «Престоловъ въ настоящее время въ храме пять: въ холодномъ храме въ честь Входа Господня во Иерусалимъ, во имя Живоначальныя Троицы и св. благоверн. Князя Александра Невскаго, въ трапезе теплой въ честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Изъ прежде бывшей деревянной церкви до настоящаго времени сохранились два полотняныхъ антиминса; они найдены при переделке каменнаго храма въ 1868 г. подъ верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены въ 1680 г. митрополитомъ Рязанскимъ и Муромскимъ Иосифомъ, выданы въ село Арефино въ придельныя церкви св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты исповедника въ 1686 г. Изъ св. иконъ отъ времени боярина Ивана Никитича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца въ житии и Живоначальныя Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями Владимирская икона Божией Матери. Какъ драгоценныя святыни хранятся: 1) небольшой серебряный крестъ, а въ него вложены небольшия частицы отъ ризы Господней и отъ ризы Богоматери, 2) кипарисная обложенная серебромъ панагия приложенная, по преданию, патриархомъ Филаретомъ Никитичемъ. Изъ напрестольныхъ Евангелий обращаютъ на себя внимание два: первое издано въ 1627 г. при патриархе Филарете, второе печат. 1748 г. Въ немъ подъ каждымъ Евангелистомъ напечатаны следующие силлабические стихи: Матфей родъ Христовъ плотски родословитъ Разны языки къ вере въ него ловитъ О Матфеева предобрая мытня! Како судию стяжа неумытна! О святый Марко! Коль сердце ти жарко! По Христе Бозе въ страдании мнозе. Въ проповедь слова Завета Егова Трудъ положившу темъ миръ просветившу. Лука врачъ виешнихъ скорбей бывъ искусенъ. И святыхъ иконъ писатель не гнусенъ Скорбей душевныхъ лучший врачъ явися Чтущъ сего книги духовне целися. Кто онъ, якоже сей Иоаннъ, новъ Моисей Бога Слова въ Бозе сказа въ мудрости мнозе Отъ девы нетленны воплощенна водъ веки Плотски же Распята да спасетъ человеки. Вообще Арефинская церковь въ настоящее время украшена весьма благолеино; утварью и ризницей довольно богата. По богатству украшений замечательны воздухи малиноваго бархата, шитые золотомъ и жемчугомъ; стоятъ эти воздухи более 1000 руб. Въ церковной библиотеке сохраняются следующия старинныя книги: Ефрема Сирина печ. Въ 1768 г. въ г. Вильне, Лексиконъ треязычный сиречь речений словенскихъ, еллино-греческихъ и латинскихъ изд. 1704 г., письменный нотный ирмологий 18 века и Синодикъ съ лицевыми изображениями неизвестнаго времени. Причтъ при Арфенинской церкви въ настоящее время состоитъ изъ двухъ священниковъ, штатнаго диакона и двухъ псаломщиковъ. На содержание ихъ получается арендной платы за пахатную и сенокосную земли. Процентовъ съ причтоваго капитала отъ службъ и требоисправлений – всего до 1725 руб. въ годъ. Дома у членовъ причта собственные на церковной земле. Приходъ состоитъ из села Арефина и деревень: Чирятева (2 вер. отъ церкви), Янина (1 вер.), Платцева (1 вер.), Озябликова (1 вер.), Шамшелова (3 вер.), Оксентьева (2 вер.), Еремеева (4 вер.), Медоварцева (5 вер.), Шерстина (2 вер.), Выборкова (3 вер.), Шишкина (4 вер.), Еловки (4 вер.), Евсевьева (4 вер.), Чирьева (4 вер.), Вечкина (4 вер.) и Максакова (1 вер.), въ коихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1792 души муж. пола и 1982 жен., изъ нихъ раскольниковъ 24 души обоего пола. Въ селе Арефине въ 1885 г. устроенъ памятникъ въ Бозе почивающему императору Александру II. Въ селе имеется церковно-приходская школа и земская для девочекъ; учащихся въ 1896 г. въ первой было 76, а во второй 47». /Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./
Жайский приход А.А. Епанчин отмечает две остановки Петра и Февронии на Перемиловых горах. Первая - около пристани Монастырек. Он уточняет, что на самом месте остановки святых стоял каменный Троицкий храм, разрушенный перед войной. Отмечает, что пенек от процветшего деревца находился против того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. Вторая остановка Петра и Февронии была у села Жайское: «Здесь их и догнали муромляне».
См. Алебастровые копи во Владимирской губернии.
История Мурома.
МОНАСТЫРИ Владимирской областиCopyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (28.07.2012)
|
Просмотров: 4414
| Рейтинг: 3.0/1 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|