РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Упразднённые монастыри Переславль-Залесского
Упразднённые монастыри Переславль-Залесского
Борисоглебский Надозерный мужской монастырь
Борисоглебский Переславский, что на горе.
Монастырь уже существовал в XII веке, так как в житии преподобного Никиты Столпника есть известие, что преподобный вырыл 2 колодца: один близ монастыря Бориса и Глеба, другой у потока Студёного. В XIV веке в нём принял иночество преп. Димитрий Прилуцкий, который через несколько лет основал свой монастырь Николаевский на Болоте.
См. Борисоглебский Надозерный мужской монастырь.
Борисоглебский Песоцкий мужской монастырь
Немалая часть ныне действующих церквей Переславля находится на святых местах, где в древности стояли монастыри. К ним относится и расположенная в западной части города на улице Гагарина Смоленско-Корнильевская церковь. До 1764 года здесь существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебскаго что на Песках».
См. Борисоглебский Песоцкий мужской монастырь.
Горицкий Переславский мужской монастырь
Основан в XIV столетии супругою Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского княгинею Евдокиею, в инокинях преподобной Ефросиниею. В 1744 г., при учреждении Переславской епархии, обращён в Архиерейский дом. В 1788 г. по упразднении этой епархии сделан городовым собором.
См. Горицкий Успенский мужской монастырь.
Успенская Вепрева пустынь
Вепрева пустыня находилась близ города Переславля-Залесского, при озере Вепря, неподалёку от большой дороги из Ростова к Переславлю. От сего ли озера получила она своё название, неизвестно.
12 октября 1687 года, когда цари Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич с царевною Софиею Алексеевною были в Переславском Данилове монастыре, они, посетив Настоятеля Архимандрита Варфоломея, пожаловали Вепреву пустыню землями и вотчинами.
При учреждении штатов Вепрева пустыня уничтожена и обращена в приходскую церковь.
Василий Вепрев упоминается в договорной грамоте Василия Тёмного с Шемякою 1440 года. Вепрев, как человек богатый, одолжал Князей великою суммою, об чём упоминается в духовной грамоте Ивана Борисовича Волоцкого в 1504 году. Фёдор Васильич Вепрь упоминается тоже в духовной грамоте Фёдора Борисовича Волоцкого в 1525 году.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Дертники
Тихонравов, К. Н. Вепрева пустынь / К. Н. Тихонравов // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1855. — №9 (16 июля. — С 226.
Рождественский монастырь
Христорождественская церковь стояла у западных городских ворот. По названию церкви и улица называлась Рождественской. В XV в. здесь был мужской Рождественский монастырь, позднее приписанный к Троицкому Данилову монастырю.
В 1797 г. на месте деревянной церкви на средства дворянки Самсоновой и других прихожан был построен каменный храм Рождества Христова с приделом Николая Мирликийского Чудотворца.
С 1821 г. священником Христорождественской церкви Переславля был Феодор Степанович Смирнов. На этом приходе оставался до конца жизни.
В 1851 г. к Рождественской церкви Переславля был рукоположен, окончивший Владимирскую семинарию в 1848 г., Павел Никитич Знаменский. В 1888 г он был возведен в сан протоиерея. При Рождественской церкви была приходская школа о которой, уже в преклонные годы о. Павла Знаменского, оставил воспоминания о. Евгений Елховский - законоучитель этой школы: «...в Христорождественской школе, где я законоучителем состоял... с первого года священства... В Рождественской школе я был как будто наемный, не свой, я не был так близок к обучающимся там детям, и это потому, что там был заведующий школой свой местный священник, протоиерей о. Павел Знаменский, который, хотя и слишком был стар, он не мог уже сам преподавать Закон Божий, бразды же правления школой все же не хотел уступить из своих рук для заведования другому. В начале каждого учебного года он самолично производил и набор учеников, и экзамен по прошествии года, в присутствии, конечно, меня, им давал. Он не считался с тем, что в числе принятых им было много таких, которые за тупость к ученью и худое поведение были уволены из других школ. Тут было как будто исправительное заведение малолетних преступников, а не одна только школа. Разумеется, лежала ль душа к такой школе? И учителем здесь был также местный приходской диакон и уже старик Иван Феодорович Троицкий, учивший детей читать и считать каким-то старинным допотопным способом, хотя он, и правда, исполнителен и усерден был к делу, школа была смешанная из мальчиков и девочек, больше 60-ти учеников каждогодно. Дисциплина на уроках учителя была слишком плохая.
В 1930-е годы церковь разобрали.
Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь
Монастырь основан в 1659 г. внутри деревянных кремлёвских стен.
В XVIII веке возведены монастырские стены и колокольня.
См. Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь.
Введенский Переславский женский монастырь
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы стояла на берегу озера Плещеева при устье р. Трубеж на конце рыбацкой слободы. На месте этой церкви был Введенский монастырь
Игумен Переславского Введенского монастыря Савва, упоминается в документах при великом князе Василии Димитриевиче (ум. 1425 г.).
Авраамий - архимандрит Введенского и Переяславского монастырей.
Переславской Введенской пустыни строитель Лаврентий упоминается в 1737 г.
В 1764 г. Введенский монастырь был упразднён, церковь обращена в приходскую. Она сохраняла вне и внутри архитектурные особенности XVIII в. Престолов было два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Иконостас был старого устройства, резные Царские врата сохраняются и в наше время в музее.
В 1824 г. священником в Введенскую церковь был определен Алексей Иванович Остроумов в 1822 г. окончивший Владимирскую семинарию.
В 1827 г. к Введенской церкви Переславля был назначен священник Петр Григорьевич Каллистов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1826 г. В 1831 г. переведен из Введенской в Иоанно-Богословскую церковь Переславля. В 1869 г - священник Преображенской церкви г. Александрова. Скончался 3 декабря 1880 г.
В 1831 г. в Переславскую Введенскую церковь из с. Добрилова был переведен священник Абрам Кондратьевич Ганимедов, окончивший в 1824 г. Владимирскую семинарию. Он начал свое священническое служение в 1825 г. в храме с. Добрилова. После Введенского храма в Переславле служил на Урале. В 1836 г. в Пермском соборе, с 1837 г. - протоиерей, с 1848 г. в церкви Глинской слободы Екатерининбургского уезда, с 1854 г. - в церкви Тагильской слободы, скончался в 1860 г.
Дмитрий Васильевич Царевский в 1854 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1861 г. - священник Переславской Введенской церкви, с 1880 г. Переславской Знаменской церкви.
В 1880 г. к Введенской церкви Переславля из с. Соломидина был переведен священник Алексей Иванович Ильинский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1858 г., в 1862 г. назначен священником Христорождественской церкви г. Юрьева-Польского. В 1877 г. переведен к Церкви с. Соломидина Переславского уезда.
В 1895 г. к Введенскому храму был назначен священник Евгений Андреевич Елховский (будущий священномученик).
В советское время Введенская церковь разрушена.
Вознесенский певичий женский монастырь Вознесенский Переславский упразднён в 1764 г. Поблизости от зданий Переславской мануфактуры до 1930-х гг. стояла Вознесенская церковь с приделами Смоленской иконы Божией Матери и Святителя Димитрия Ростовского. Церковь известна с начала XVII в. При ней до 1764 г. был монастырь, впервые упоминаемый в документах 1635 г. Известны игумении Вознесенского певичия монастыря: Маремиана (в ноябре 1635), Феодора (1662), Евфимия, строительница (1687), Клеопатра (1697), Прасковья (сменена в 1699). Каменной Вознесенская церковь стала в XVIII в.
После окончания в 1836 г Владимирской духовной семинарии, Николай Феофилович Соловьев был назначен священником Переславской Вознесенской церкви. Отец Николай скончался в 1861 г.
В нач. XIX в. священником Вознесенской церкви был Иоанн Флоринский. С 1814 г. он преподавал в Переславской духовном училище. В 1842 г. о. Иоанн принял монашество. В монашестве ему дано было имя - Иннокентий. В 1843 г. он был назначен начальником училища. Иеромонах Иннокентий (Флоринский) продолжал преподавать в училище, а на свой приход правящему епископу Парфению, представил кандидата зятя, Николая Максимовича Меморского. Николай Максимович родился 4 мая 1820 г. в с. Семеновском - Шуйском Александровского уезда Владимирской губернии, где отец его, Максим Петрович, был священником. В 1828 г. Николай Меморский поступил во Владимирское Духовное училище, которое окончил в 1834 г. В том же году он поступил в Вифанскую Духовную семинарию, в 1834 г. был посвящен в стихарь, и в 1840 г. окончил семинарию со званием студента, т.е. в числе первых учеников. Однако Николай Меморский не был сразу назначен настоятелем Вознесенского храма.
Ему пришлось подавать прошение на имя архиепископа Владимирского Парфения во второй раз, ответа не было, назначение состоялось только после того, как Николай Меморский «в знак признательности и благодарности» заявил о желании пожертвовать 250 руб. ассигнациями «на бедных духовного звания». Этим он задел заветную струну в душе архиепископа Парфения, который много сил положил на организацию попечительства о бедных духовного звания во Владимирской губернии. 1 декабря 1842 г. Николай Меморский был рукоположен во священника к Вознесенскому храму. В 1852 г. он был награжден набедренником, в 1854 г. – фиолетовой скуфьей, в 1864 - фиолетовой камилавкой, в память войны 1853-1854 гг. он имел наперсный бронзовый крест. Николай Меморский был всесторонне образованным человеком. Он следил за успехами науки, за новой литературой по истории и исследованиям Священного Писания. Он сам много писал по истории Александровского и Переславского уездов Владимирской губернии во Владимирских губернских ведомостях. Н.М. Меморский всем своим детям доставил возможность получить высшее образование. Он умер 49 лет, 28 апреля 1869 г. и похоронен в Переславле.
В 1869 г. к Вознесенской церкви был переведен священник Усекновенской церкви Переславля Иоанн Ефимович Виноградов. Он окончил Владимирскую семинарию в 1848 г. И до своей кончины служил в Вознесенском храме.
С 1880 по 20 мая 1890 г., когда вышел за штат, в Вознесенском храме служил священник Александр Андреевич Покровский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1852 г., служил в разных храмах Владимирского и Покровского уездов. Печатался во Владимирских епархиальных ведомостях.
В 1890 г. настоятелем храма был назначен священник Иоанн Григорьевич Покровский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1888 г. Его сын Борис Покровский окончил Переславское Духовное училище в 1907 г. и Московскую Духовную семинарию в 1913 г.
В 1916 г. настоятелем храма был священник Николай Покровский. При храме была богадельня.
На месте храма построен жилой дом.
Князь-Андреевский женский монастырь
За крепостным валом, вблизи Никольских ворот, у дороги на Москву стояла Никольская церковь. Впервые она упоминается в письменных источниках под 1360 г. в житии благоверного князя Андрея Смоленского. Он был сыном князя Феодора Константиновича Фоминского. Отказавшись от смут и борьбы за власть, тайно, бедным странником пришёл он в Переяславль около 1360 г. и поселился при церкви Святителя Николая у городских (Никольских) ворот. 30 лет безропотно исполнял обязанности пономаря, содержал церковь в чистоте, зажигал лампады, читал и пел на клиросе, скрывая ото всех своё знатное происхождение. После смерти при нём обнаружили его собственноручное жизнеописание, перстень с печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви. Нетленные мощи впервые были обретены 27 октября 1539 г. стараниями преподобного Даниила, игумена Переславского. Но пресвитеры, направленные митрополитом Московским Иоасафом на место обретения, отказались засвидетельствовать святость подвижника, и его мощи вновь были погребены под спудом, перстень и печать князя забрал в Москву царь Иоанн Грозный. Вериги хранились в Никольском храме, в 1633 г. при храме уже был придел Благоверного князя Андрея Смоленского, переславского чудотворца.
В кон. XVII – нач. XVIII в. при Никольском храме устроили женский монастырь, получивший название Князь-Андреевского.
Известны игумений Переславского Княже-Андреевского монастыря: Александра (в феврале 1719), Евфимия (Рудакова, до 1729). С 1729 г. и до 1733 г. игуменья монастыря - старица Есфирь, сестер было 34.
В 1733 г. на месте деревянной построена каменная церковь Святителя Николая с приделом Великомученика Димитрия Солунского. Игумения Арсения определена настоятельницей 19 ноября 1737 г., в 1757 г. - сослана.
В 1764 г. единственный монастырский храм обращен в приходскую церковь.
В 1812 г. на средства московских купцов Куманиных церковь была перестроена; вероятно, устроен придел Благоверного князя Андрея. Церковь стояла неподалёку от Никольской обители. Улица получила название Князь-Андревской.
В 1808 г. из Богословского отделения Владимирской Духовной семинарии к Никольскому храму, позднее Князь-Андреевская церковь, был определен Иван Андреевич Борисоглебский.
С 1853 г. священником Князь-Андреевской церкви Переславля был Федор Петрович Сергиевский, 1850 по 1857 г. учитель Переславского духовного училища. В Князь-Андреевской церкви он служил до своей кончины 14 июня 1892 г. Отец Феодор составил: в 1890 г. «Житие св. благоверноо князя Андрея Смоленского, Переславского чудотворца», в том же году «Сказание о жизни, подвигах и обретении мощей св. Андрея благоверного князя Смоленского Переславского чудотворца».
В церкви над мощами святого были устроены сень и рака (уничтожены в советское время). Князь-Андреевская церковь в начале 1930-х гг. разобрана, уничтожен её старинный резной иконостас, мощи остались под спудом.
В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха сестрами Никольской обители были начаты работы по обретению мощей благоверного князя Андрея. Собралась группа специалистов, которую возглавил архитектор Сергей Васильевич Демидов. Они приступили к освидетельствованию места пребывания святых мощей, прежде всего исследовали остатки фундамента церкви, выполнили необходимые архитектурные расчёты, на основании которых точно определили место захоронения. При раскопках на глубине были обретены мощи, соответствующие древним описаниям. Захоронение не представляло интереса для богоборческой власти, там не было никаких драгоценных предметов, мощи лежали безвидно на глубине двух с половиной метров. Таким образом они были сохранены от поругания, теперь обретены и по благословению высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, находятся в Никольском монастыре.
На месте церкви в советское время построена школа.
Переславль-Залесский
Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Горицкий Успенский мужской монастырь.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (15.08.2012)
|
Просмотров: 3842
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|