Автор Псалтыри - Христос
Традиционно считается, что автором Псалтыри был святой царь и пророк Давыд. Так, например, общее заглавие раздела псалмов в старопечатных московских Псалтырях выглядит так: "ДАВЫДА ПРОРОКА И ЦАРЯ ПЕСНЬ". То есть, Псалтырь - книга песен царя Давыда. Отметим, что начиная с XVII века имя "Давыд" стали писать несколько по-другому - "Давид", а вместо старого "Псалтырь" начали писать "Псалтирь". Но поскольку речь пойдет в основном о старопечатной Псалтыри, будем придерживаться здесь старого русского написания слов "Давыд" и "Псалтырь". Вероятно, не все псалмы Псалтыри принадлежат царю Давыду. Хотя на этот счет в церковной литературе высказывались разные мнения. Дело в том, что некоторые псалмы, как видно из заголовков к ним, содержащихся в самой Псалтыри, приписывались другим людям. Их имена прямо указаны в заголовках. Например, "Асафов" (так озаглавлен, в частности, псалом 74), "в конец, в разум сынов Кореов" или "в конец ... сынов Кореов, вразум" (псалмы 41, 44). Поясним, что "в разум" означало раньше "в итоге", "в заключение", - это славянское слово попало когда-то во французский язык и затем вернулось к нам в виде искаженного "резюме". Еще примеры подобных заголовков: "молитва Моисеова, человека Божия" (псалом 89), "Аггеово и Захариино" (псалом 111) и т.д. Но все-таки подавляющее большинство псалмов Псалтыри приписывается именно царю Давыду. Итак, вернемся к вопросу о существовании автобиографической книги Христа. Начнем с того, что автор Псалтыри, и только он, постоянно и много раз прямо называет себя ХРИСТОМ. Приведем, например, отрывок из 83-го псалма, который представляет собой молитву, написанную, как и многие другие псалмы Псалтыри, от первого лица. Псалом 83, стихи 8-11: "Господи, боже сил, услыши молитву мою, внуши боже иаковль. Защитниче наш виждь боже, и призри на лице ХРИСТА твоего. Яко лучше день един в дворех твоих паче тысящ. Изволих приметатися в дому бога моего паче, неже жити ми в селех грешничих". Приведем еще пример из Псалтыри - отрывок из 17-го псалма. Он также написан от первого лица, причем автор сообщает здесь свои имена: ДАВЫД и ХРИСТОС. Псалом 17, стихи 51-54: "Бог даяи отмщение мне и повинуяи люди под мя, избавитель мой, от враг моих гневливых. От восстающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся тебе в языцех господи, и имене твоему пою. Величая спасения ЦАРЕВА, и творяи милость ХРИСТУ СВОЕМУ ДАВЫДУ, и семене его до века". Отметим, что 17-й псалом написан, очевидно, от лица некоего правителя, царя. Это недвусмысленно подчеркивается словами "повинуяи люди под мя". Значит, автор Псалтыри был царем. В псалме 2 об этом говорится даже более прямо: "Аз же поставлен есть ЦАРЬ от него (от Господа - Авт.). над Сионом, горою святою его, ВОЗВЕЩАЯ ПОВЕЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ", псалом 2, стих 7. Здесь, кстати, автор Псалтыри выступает, по-видимому, не только как царь, но и одновременно как первосвященник, "возвещающий повеление Господне". Приведем еще ряд примеров из старопечатной Псалтыри [701], [701:1], [701:2] где царь Давыд - ее автор, - прямо называет себя ХРИСТОМ: Псалом 2, стихи 1-4: "Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии. И князи собрашася вкупе на господа, и на ХРИСТА его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их."
-------------------- Псалом 19, стихи 4-8: "Даст ти господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя господа бога нашего возвеличимся. Исполнит господь вся прошения твоя, ныне познах, яко спасл есть господь ХРИСТА своего. Услышит его с небесе святаго своего, в силах спасение десница его. Сии на колесницех и сии на коних, мы же во имя господа нашего призовем."
-------------------- Псалом 27, стихи 7-9: "Господь помощник мой и защититель мой, нань упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся ему. Господь утвержение людем своим, и защи'титель спасением ХРИСТА своего есть. "Спаси господи люди своя, и благослови достояние свое, и упаси я, и возьми я до' века."
-------------------- Псалом 88, стихи 46-52: "Доколе господи отвращаешися в конец, раждежется яко огнь гнев твой; Помяни, кий мой состав; еда бо всуе созда вся сыны человеческия; Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы. Где суть милости твоя древния господи, ими же клятся давыду во истине твоей. Помяни господи поношение раб твоих, еже удержа в надре моем многи язы'ки. Еже поноси'ша врази твои господи, еже поносиша изменение ХРИСТА твоего. Благословен господь вовеки будет."
-------------------- Итак, автор Псалтыри много раз именует себя ХРИСТОМ. Впрочем, имя Давыд он тоже использует по отношению к себе, но не чаще, чем "Христос". А именно, автор называет себя Давыдом в 5-ти псалмах (Псалтырь 17:51; 71:70; 88:4,21,36; 131:1,10,11,17; 143:10) - в общей сложности 10 раз. А Христом он называет себя в 6-ти псалмах (Псалтырь 2:2; 17:51; 19:7; 27:8; 83:10; 88:52), в каждом - по одному разу [701], [701:1], [701:2]. Таким образом, частота употребления имен "Давыд" и "Христос" в Псалтыри по отношению к ее автору примерно одинаковая. Могут возразить, что слово "Христос" в старой Псалтыри означало, дескать, просто "помазанник", а не Христос в смысле Иисуса Христа. Именно так предлагают считать современные комментаторы. Поэтому в русском синодальном переводе Библии, например, не сохранено ни одного слова "Христос" в книге Псалтырь. Все слова "Христос" в ней были переделаны в "помазанник". Но если обратиться к старому тексту Псалтыри, мы увидим, что эта замена является ОШИБКОЙ. Поскольку в старопечатной Псалтыри, НАРЯДУ СО СЛОВОМ "ХРИСТОС" ПРИСУТСТВУЕТ ТАКЖЕ И СЛОВО "ПОМАЗАННИК". Но там это - РАЗНЫЕ СЛОВА. Автор Псалтыри четыре раза называет себя помазанником (что не удивительно - ведь он был царем, помазанником Божиим) и шесть раз - ХРИСТОМ. По поводу слова "помазанник" см. старопечатную Псалтырь 88:39, 104:15; 131:10, 131:17. И еще одно замечание. Считается, что слово "Христос" переводится на русский язык как "помазанник". Пусть так. Но это не значит, что, например, русские цари, именовавшиеся, как известно, "помазанниками Божиими", могли называть себя "Христами". Такого не было. И понятно, почему. Потому что в христианском мире слово "Христос" - как был оно не переводилось, - принято относить только к Иисусу Христу. И ни к кому больше. Но ведь и старопечатная Псалтырь, автор которой называет себя Христом - ХРИСТИАНСКАЯ книга. Которая ежедневно читалась вслух в ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ. И предназначалась не для кого-нибудь, а в первую очередь для ХРИСТИАН. Поэтому слово "Христос" в Псалтыри трудно понять иначе, чем имя Иисуса Христа. Не удивительно, что в русском синодальном переводе Псалтыри слово "Христос" было безжалостно уничтожено позднейшими редакторами. Уже не понимавшими его смысла в данной книге. Вероятно, боялись вызвать "лишние" вопросы, на которые сами не могли дать ответа. В отрывке из 88 псалма особенно интересны последние строки. Надо сказать, что язык Псалтыри очень архаичен, а ее перевод и толкование часто является сложной задачей. Как нам кажется, в последних стихах 88-го псалма достаточно ясно звучит следующее. В них говорится, что люди ("рабы Господни"), над которыми властвовал Христос ("еже удержа в надре моем многи языки") ОСКОРБИЛИ ЕГО И ИЗМЕНИЛИ ЕМУ. В данных стихах Давыд-Христос обращается к Богу с молитвой обратить внимание ("Помяни господи") на оскорбления ("поношение") и даже измену ("изменение") со стороны своих подданных.
6.3. ЦАРЬ ДАВЫД-ХРИСТОС - АВТОР ПСАЛТЫРИ. Итак, кто написал Псалтырь? Как видно из самой книги, она является сборником псалмов (песен) некоего "царя Давыда". Но Псалтырь не разъясняет - кто именно этот Давыд, ее автор. В разных псалмах он называет себя по-разному: Давыдом, Христом, Помазанником Божиим, а также царем над Иерусалимом. Сегодня принято считать, что речь идет якобы о том самом царе Давыде, чье правление подробно описано в библейских книгах Царств. Но ни одного прямого указания на события, описанные в книгах Царств, в псалмах нет. Подобные указания встречаются - и то крайне редко, - лишь в отдельных заголовках к псалмам. Но это ничего не доказывает, поскольку заголовки псалмов не являются авторскими. Они были добавлены позднейшими комментаторами. В то же время известно, что Псалтырь - книга в значительной степени автобиографическая. В ней автор в основном говорит о себе, о своих переживаниях. Много рассказывает о перипетиях своей жизни, о своей нелегкой судьбе. В каком-то смысле Псалтырь можно назвать "поэтическим дневником" автора. Если Псалтырь действительно написал бы библейский царь Давыд из книги Царств, то странно, что в ней не обнаруживается явных соответствий с последней. Но в то же время, в Псалтыри есть несколько совершенно недвусмысленных упоминаний евангельских событий. Причем - сделанных от первого лица, ОТ ЛИЦА САМОГО ХРИСТА, что, кстати, было хорошо известно средневековым христианским комментаторам.
Приведем для примера небольшой отрывок из предисловия к Псалтыри 1652 года: "Господь ... сего ради и прежде своего пришествия о сем во псалтырех возгласи, дабы яко в себе самом совершенный и небесный образ человечь показа ... такоже БОЖЕСТВЕННАЯ СИЯ КНИГА (Псалтырь - Авт.), ПРОЧИТАВАЮЩУ И ХОТЯЩУ ПОЗНАТИ, КАКОВО СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО В ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПРЕБЫВАНИЕ, ЯВЕ ОНОЕ ПОКАЗУЕТ, И НА ПАМЯТЬ ПРИВОДИТ". Здесь прямо выражена мысль, что в Псалтыри описана жизнь и страдания не ветхозаветного царя Давыда из книги Царств, а самого Христа. И это действительно так. Ниже мы приведем примеры, которые будут говорить сами за себя. Отметим, что автор предисловия к изданию 1652 года утверждает, что Псалтырь была написана очень задолго до Христа. Поэтому комментатор вынужден как-то объяснять откровенно евангельские места в Псалтыри. Дескать, "Христос, незримо направляя руку древнего царя Давыда, рассказал в Псалтыри о некоторых подробностях грядущих событий, которые произойдут во время его будущей земной жизни". Объяснение - понятное в рамках христианской теологии, но теперь надобность в нем отпадает. Как только мы узнали, что Христос был самым настоящим правителем (царем), жившем в XII веке, уже ничто не мешает предположить, что Псалтырь (или ее часть) была написана самим Христом. Это многое ставит на свои места.
По-видимому, основным препятствием для средневековых комментаторов в осознании того, что автором Псалтыри был сам Христос, было все-таки то, что Псалтырь написана от лица светского правителя-царя. Но Христос с какого-то момента нашей истории не считался светским правителем. О его светском правлении было забыто. Даже евангельское выражение "царь" в применении к Христу богословы стали объяснять "не в прямом, а только в духовном смысле". Что и привело к ошибкам. В частности - в отношении Псалтыри.
|