ЛАО ЦЗЫ (ЛАОСИ)
"Дао дэ Цзин" - учение Лао Цзы
В 550 г. до н.э. в Китае появился великий пророк ЛАО ЦЗЫ (Ли Эр родился в 604 г. до н.э.) основатель учения Даосизм. Он написал трактат "Дао дэ цзин" ("Тао-те-кинг", "Трактат о нравственности") - соответствие человека микрокосма и Макрокосма Вселенной (люди подобны Богу). Лао Цзы ("Старый Мудрец") уроженец царства Чу, служил он историком - хранителем государственных архивов в царстве Чжоу, там он встречался с Конфуцием. Он вышел в отставку и отправился в путешествие. "На чёрном быке двинулся он на запад через горный проход Ханьгу". Смотритель одной из пограничных застав остановил его и сказал, что тот не может покинуть царства, не оставив изложения своего учения. Лао Цзы составил трактат в 5000 иероглифов. Куда дальше пошёл мудрец никто не знает, но он оставил учение о ДАО ("Путь").
Философия Лаоси - философия Тао (ДАО - "Путь", "повиновение", "слово", "истина"). До времени философской деятельности Лаоси слово Тао (То или До) употреблялось только в двух смыслах: 1) дорога, или путь; 2) императивный долг человека. Лаоси впервые обозначил этим словом сверхчувственное существо и положил его в основание своей системы, где нет ни одной мысли, которая не была бы так или иначе связана с учением о Тао. Философию Лаоси можно разделить на две части: метафизику Тао (учение о Тао и космология) и этику (индивидуальную и социальную).
ДАОСИЗМ
НРАВСТВЕННОСТЬ
"Большая дорога гладка и ровна, но люди любят ходить тропинкам"
Творить добро или зло, по его мнению, зависит от доброй воли каждого. Идти по большой дороге значит делать добро, а идти по тропинкам - творить зло.
"Живущий по Тао равен Тао". Лао Цзы.
"Будьте совершенны, как Отец наш небесный". Изречение Иисуса Христа.
Всевышнее существо, Тао, должно быть идеалом нашей нравственной жизни.
Как бы высока ни была достигнутая нами ступень нравственности, каждому из нас всегда остаётся желать ещё лучшего. "Исполняющий Тао никогда не бывает доволен собой".
"Высоконравственный повинуется только одному Тао". Принцип человеческой нравственности - безусловное добро. Лаосиевская середина есть разумное воздержание от крайностей.
Голос истины врождён Душе каждого. Этот голос решителен и строг, он осуществляется с трудом и нередко заглушается голосом лжи. "Голос Истины не изящен", поэтому он неприятен нам, а голос лжи соблазнителен, поэтому - приятен. Слушаться неприятного голоса и не слушаться приятного - долг человека, ибо "творить приятное называется нечистотою".
Лаоси учит, чтобы все люди были внимательны к суровому голосу Истины. "Когда будет уничтожено учение, то печали не будет".
Главным препятствием нравственному совершенствованию он считает ученье и умствование, которые приводят людей только в заблуждение и заглушают врождённое человеческой Душе Тао. "Учение без слов (служение) и деятельность без умствования полезнее всего существующего между небом и землёю". Учение и умствование напрасная трата сил и времени; поэтому он советует, чтобы все бросили учение и умствование и прямо творили дела по Тао.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА
Личность, по Лаоси, это - основание общества, поэтому и индивидуальная этика есть основание социальной.
1) Страсти - источник всякого зла в индивидуальной нравственности; "нет греха тяжелее страстей".
"Свободный от страстей видит величественное проявление Тао, а находящийся под влиянием какой-нибудь страсти видит только незначительное его проявление".
Страсти затемняют очи разума. Находящийся под влиянием страсти не может достигнуть даже самой очевидной истины. Находящийся под влиянием страсти не может творить истинно нравственных дел. Поэтому он учит избегать всякой крайности, которая и есть страсть.
"Мудрец избегает всякой крайности". Мы должны уничтожить страсти, чтобы достигнуть нравственного совершенства, и когда в мире не будет страстей, то будет повсеместное спокойствие и на земле будет правда.
"Девятиэтажная башня создаётся из клочков земли; чтобы пройти тысячу вёрст, нужно начать с одного шага". Человеческая нравственная природа слишком испорчена и слаба для того, чтобы сразу достигнуть высокой степени нравственной жизни, побеждая всякого рода страсти. Поэтому мы должны побеждать их постепенно и достигать нравственного совершенства, начиная с низкой ступени, и потом идти выше и выше.
"Воздержание - первая ступень нравственности". Лао Цзы.
2) Лаоси считает высоким нравственным достоинством человека простоту сердца. Простота сердца есть высшая добродетель, она близко стоит к Тао, к естественности. Без простоты никто не может достигнуть нравственного совершенства. Человек высокой нравственности "возвратится к совершенной простоте". "Кто вполне духовен (нравствен), тот бывает смирен, как младенец".
"Достигший высокой нравственности, похож на младенца".
3) Лаоси провозглашает великое нравственное значение смирения, которое находится в органической связи с простотою сердца, составляя её естественное последствие.
"Мир смирен, все люди ездят и бегают над его твердью".
Мир добровольно стоит ниже всех существ и никогда не жалуется на это. Такому смирению мира мы должны подрожать, потому что "кто желает быть великим, тот должен быть ниже всех".
"Причина того, что реки и моря суть цари многочисленных долин, заключается в том, что первые находятся ниже последних".
"Вода, давая всем существам обильную пользу, не сопротивляется ничему".
Наихудший порок - гордость, противоположен смирению.
"Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень".
Чтобы преодолеть этот порок, прежде всего нужно не выставлять себя, признавая достоинства других.
"Кто делает вид, будто бы много знает и ко всему способен, тот ничего не знает".
"Зная много, жить будто ничего не знаешь - верх совершенства". Знай своё место - средство предотвращения гордости.
4) Учение о почести и славе.
Знатность, известность и величие этого мира не есть истинные почесть и слава, ибо они противоречат смирению Тао. Почесть и слава этого мира слишком непостоянны и неопределённы; в них нет ничего существенного, поэтому они противоестественны, а следовательно, греховны.
Незнатность и неизвестность есть истинная почесть и слава человека.
5) Учение о самоотверженном человеколюбии.
"Тао сотворило все существа, а добродетель его кормит их". Любовь Тао должна быть образцом нашего человеколюбия, которое Лаоси называет человеколюбием Тао. Истинное человеколюбие должно быть самоотверженной любовью. "Святой заботится о себе после других". Такое человеколюбие должно быть, по своему существу, всеобъемлющим и не должно знать границ. "Небесное Тао не имеет родственников: оно всегда склоняется к добрым людям". Тао чуждо несправедливости: оно ко всем относится одинаково. Самое высокое человеколюбие - это любовь к врагам. Истинно любящий не должен исключать из своей любви даже ненавидящих его самого.
УЧЕНИЕ О ТАО (ДАО)
"Безымянность есть начало неба и земли. Дао пусто, но неисчерпаемо. Оно является праотцем всех вещей. Оно предшествует небесному Владыке.
Дао - глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. Его верх не освещён, низ не затемнён. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. Форма без форм, образ без существа. Неясный и туманный. Оно никогда не имеет собственных желаний. Отсутствие желания приносит покой. Дао - скрыто и не имеет имени. Обладающие именем - мать всех вещей. В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой - возвращение к сущности,- это постоянство. Знание постоянства - достижение ясности, незнание приводит к хаосу и злу. Знающий постоянство становится совершенным, кто достиг совершенства становится справедливым.
При установлении порядка появились имена. Нужно знать предел их употребления. Знание предела позволяет избавиться от опасности. Следуя имени можно познать начало всех вещей.
В Поднебесной имеется начало, оно - Мать Поднебесной. Когда будет постигнута Мать, можно узнать и её детей..."
"Первоначальное вещество, или материя, находилось в хаотическом состоянии. Эта хаотическая масса заключала в себе две противоположных силы: "Инь" и "Ян". Посредством этих двух сил вся хаотическая масса была приведена в движение, во время которого лёгкое поднялось наверх, а тяжёлое погрузилось вниз. Благодаря этому движению, хаотическая масса материи пришла в порядок. Достигшая порядка материя и есть Вселенная со всей её сложностью и разнообразием".
"Дао первичная и конечная цель и завершение Бытия. Дао недоступно чувственному восприятию, его нельзя выразить. Задача человека - познать Дао, живя в Единстве с Природой не нарушая гармонии мира. Сохранение в себе чистоты ребёнка".
Даосизм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Первые даосские школы
Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 — 156) основал школу Небесных Наставников 天师 и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.
Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.
В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.
Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.
Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.
Даосизм в настоящее время
При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти ученые призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже ученые-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина . На Тайване даосизм сохранил свое влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.
Эгрегор Даосизма
Символы настройки на Эгрегор Даосизма
- Даосизм - символ настройки "Инь-Ян" (круг разделённый на равные части S-образной кривой: на тёмную, женскую половину (Инь) и светлую, мужскую (Ян), в центре каждой половинки - маленький кружочек, окрашенный в противоположный цвет).
Даосизм и конфуцианство
Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Руджиери (Michele Ruggieri), утверждал сходство между понятиями Дао и логос.
Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.
Пантеон даосизма
Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами религиозных доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои, вплоть до случайно проявивших себя после смерти людей (явился кому-либо во сне и т. п.). Для деификации не требовалось ни специальных соборов, ни официальных решений. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы никогда не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Они особо выделяли нескольких важнейших из них, среди которых числились легендарный родоначальник китайцев древнекитайский император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, божества-категории типа Тайчу (Великое Начало) или Тайцзи (Великий Предел). Их даосы и все китайцы почитали особо.
В честь божеств и великих героев (полководцев, мастеров своего дела, патронов ремесел и т. п.) даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы, в том числе и храмы в честь местных богов и духов, патронов-покровителей, всегда обслуживались даосскими монахами, обычно по совместительству выполнявшими, особенно в деревнях, функции магов, гадателей, предсказателей и врачевателей.
Специфической категорией даосских божеств были бессмертные. В их число входили знаменитый Чжан Дао-дня (основатель даосской религии, верховный глава злых духов и ответственный за их поведение), алхимик Вэй Бо-ян и многие другие. Но наибольшей известностью в Китае всегда пользовалась восьмерка бессмертных, ба-сянь, рассказы о которых необычайно популярны в народе и фигурки которых (из дерева, кости, лака), равно как и изображения на свитках, знакомы каждому с детства. С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды.
1. Чжунли Цюань - старейший из восьми. Удачливый полководец ханьского времени, он потерпел поражение только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения Чжунли ушел в горы, стал отшельником, научился тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным.
2. Чжан Го-лао имел волшебного мула, который за день мог пройти десять тысяч ли, а на время стоянки складывался так, как если бы он был из бумаги, и засовывался в специальную трубочку. Понадобится мул - его вытаскивают, разворачивают, побрызгают водой- и он снова жив и готов к переходам. Чжан жил очень долго, не раз умирал, но каждый раз вновь воскресал, так что бессмертие его вне сомнений.
3. Люй Дун-бинь еще в детстве отличался умом, "запоминал по десять тысяч иероглифов в день". Вырос, получил высшую степень, но под влиянием Чжунли Цюаня увлекся даосизмом, узнал его тайны и стал бессмертным. Его волшебный меч позволял ему всегда одолевать врага.
4. Ли Те-гуай, как-то отправившись на встречу с Лао-цзы, оставил свое тело на земле под присмотром ученика. Ученик узнал о болезни матери и немедля ушел, а тело патрона сжег. Ли вернулся - его тела нет. Пришлось ему вселиться в тело только что умершего хромого нищего-так и стал он хромым (Ли-"Железная нога").
5. Хань Сянь-цзы, племянник знаменитого танского конфуцианца Хань Юя, прославился тем, что умел предсказывать будущее. Делал он это настолько точно, что постоянно удивлял своего рационалистически мыслящего дядю, признавшего дарование племянника.
6. Цао Го-цзю - брат одной из императриц, стал отшельником и поражал всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей.
7. Лань Цай-хэ - китайский юродивый. Пел песни, собирал милостыню, делал добрые дела, раздавал деньги беднякам.
8. Восьмая, Хэ Сянь-гу, с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной.
Храм Бога Огня (Хошэньмяо)
Этот храм был построен 1300 лет назад во время династии Тан, также он известен как Храм Величайшего Правителя Огненной Стихии. С древности Храм Бога Огня имел свои традиции, самая известная из которых – день рождения Бога Огня (22 числа 6 месяца по лунному календарю). В прошлом в этот день император посылал чиновников в храм для почитания Бога Огня. В конце Цинской Династии храм Бога Огня использовался для празднования Срединного истока. В этот день Ладья всеобщего спасения, дарованная местными состоятельными семьями, сжигалась рядом с храмом. Толпы зрителей собирались, чтобы полюбоваться на это зрелище. Будучи императорским храмом, он находился под контролем даосов Секты правоверного единства.
Храм Дунъюэ
Храм Дунъюэ был построен в период 1314-1320 гг. Это крупнейший даосский храм в Северном Китае. Он был разрушен при пожаре, но восстановлен во время минской династии, и хотя храмовый комплекс, который можно наблюдать сегодня, датируется цинской династией, он сохраняет черты более ранних построек. В центре Зала горы Тайшань (одна из пяти священных гор Китая) находятся статуи Бога горы Тайшань и старших помощников. В переходах храма находятся 72 статуи божеств, изображающих чиновников, раздающих наказания, иногда гротескные, злодеям и еретикам.
Даосский храм Ching Chung Koon расположен в Гонконге