ЕДИНСТВО

Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА

Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...

Четверг, 25.04.2024, 03:24

РОЗА МИРА

АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей

Главная » Статьи » Познание » История

Неандертальцы

НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ

АШЁЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
1.6 млн. — 120 тыс. лет назад

Возникла на основе Шелльской либо олдувайской культуры (HOMO HABILIS, "человек умелый"). Это первая проточеловеческая культура, покинувшая пределы Африки. Носителями культуры были гейдельбергцы и ранние неандертальцы, которые жили в гротах и пещерах. См. Архантропы.

Учёный Энки и старший медик богиня Нинти создали Неандертальцев 200 000 лет назад.
"Богиня Нинти, вымыв руки, взяла глину и создала Энкиду. Он был сплошь покрыт волосами, ничего не знал о людях и стране, ел траву и пил среди равнин вместе со скотом, избегал людей". Шумерская мифология.
"Когда были созданы люди, они не знали что такое хлеб, не носили одежды. Они ели растения ртом, подобно овцам и пили воду из канав". Шумерская мифология.
"Эти остались "Лишённые Разума". Монады их не были готовы. Эти были отделены среди Семи, они стали Узкоголовыми". Блаватская "Тайная доктрина".
"Сначала пришлось пожертвовать теми, кто был лишён Разума. Все кто воспринимал Мудрость были от них отделены". Блаватская "Тайная доктрина".

Неандертальцы и Хомо Сапиенс были созданы из двух разных видов Гомо, которые разошлись друг с другом 450-500 лет назад.
Кровь неандертальского человека появилась около 450-500 лет назад, она не содержала ни один из факторов А, В или Rh. 200.000 лет назад - "главная" человеческая линия, Гомо Сапиенс, приобрела А, В и Rh - факторы. В конкуренции между родственными видами, или расами, наличие в крови антител является мощным генетическим преимуществом для тех, кто ими обладает. Когда аборигены разных континентов, вступая в контакт с европейскими поселенцами, тысячами гибли от эпидемий типа кори, так как у них в крови не было антител против подобных болезней. Женщина неандерталка (Rh-), вступившая в контакт с мужчиной - сапиенсом (Rh+), была не в состоянии родить более одного ребёнка. Результатом этого стало быстрое сокращение численности неандерталоидов.

В Африке Ашёльская культура сменяется сангойской культурой.

САНГОЙСКАЯ КУЛЬТУРА
200 000 – 12 000 лет назад

Появились Неандертальцы в Эфиопии, Кении (Африка).
Сангойская культура — палеолитическая культура Африки, аналогичная по технологическому уровню мустьерской культуре Евразии или переходу к верхнему палеолиту. Появилась на основе ашёльской культуры в Южной Африке 200 тыс. лет назад и затем распространилась на север в Анголу, бассейн реки Конго и к берегам озера Виктория.
Ок. 130 000 лет назад они мигрировали на север Африки.

В Евразии Ашёльская культура сменяется мустьерской культурой.

Неандертальская Ранняя Культура МУСТЬЕ

Культуру Мустье создали Неандертальцы 200 000 - 115 000 – 80 000 тыс. до н.э.

а) Ранний Неандерталец/праНЕАНДЕРТАЛЕЦ пережил пору своего расцвета 145 000 лет назад. Их облик был близок облику современного человека: вертикально вытянутое лицо, круглый затылок, надглазничный валик несколько смягчён, лоб выпуклый, в зубной системе меньше примитивных черт, объём мозга 1200-1400 см3 (у современного человека 1350-1500 см3).
- Штейнгейм (Германия, г. Вюртемберг, средний палеолит). Череп и внешний облик сочетают примитивные (неандертальские) и прогрессивные черты. Характерно более вертикальное положение головы, по сравнению с неандертальцами. Возраст находки - 200 тыс. лет.

Штейнгейм. Автор М.М. Герасимов

- La Chaise. Франция. 150 000 лет. «Ранний» Homo neanderthalensis. орудия МР.
- Неандертальцы появились в Британии 100 тыс. лет назад. Ученым удалось обнаружить в графстве Кент два древних кремневых орудия, использовавшихся неандертальцами. По словам исследователей, находки свидетельствуют о том, что эти древние люди жили на данной территории 100 тыс. лет назад. «Мы знаем, что в то время неандертальцы заселяли северную часть Франции, и судя по обнаруженным предметам с уменьшением уровня воды в проливе Ла-Манш они смогли достигнуть территории, где сейчас располагается графство Кент», - говорит Френсис Венбан-Смит.
120-115 тыс. лет назад произошло потепление климата в Британии.

Атерийская культура

Атерийская археологическая культура (90 000 – 30 000 лет назад) относится к среднему палеолиту северной Сахары и региона гор Атлас. Немногочисленные найденные артефакты созданы, как предполагают, Homo sapiens sapiens, но очень раннего типа, в котором проявляется некоторое внешнее морфологическое сходство с неандертальцами. До сих пор найдены остатки лишь нескольких скелетов. Известно более десятка стоянок, возраст которых от 20 до 90 тыс. лет. Каменные орудия выполнены техникой «леваллуа». Для усиления к ним прикрепляли деревянную рукоятку, в том числе используя копье и стрелы с каменными наконечниками.
Атерийская культура — одна из первых, в которой появились лук и стрелы. Найдены также украшения в виде раковин моллюсков, окрашенных охрой и с отверстиями для нанизывания.

Прото-раса III-ей группы крови представлена типом неандертальца, расселявшегося с Юга к Северу вплоть до северных границ Евразии.

РУССКАЯ РАВНИНА

- Самым ярким и самым знаменитым, в том числе и в европейском масштабе, археологическим памятником эпохи является стоянка Сухая Мечетка (А.И. Шлюковым была получена дата 178+31 тыс. лет (ГЕО-ТЛМ-188)), расположенная в черте города Волгоград, в 2 км выше русла Волги на берегу небольшого ручья. Площадь раскопа около 650 кв. м. Её обитатели вели свою деятельность у очагов, расположенных в две линии вдоль ручья. В очагах горели хвойные породы деревьев. Фауна Сухой Мечетки, исследованная Н.К. Верещагиным и опубликованная Н.С. Замятниным, не содержит холодолюбивых видов. Каменный инвентарь стоянки Сухая Мечетка составляет около 4000 предметов, обнаруженных при раскопках памятника.
- В Дубовском районе Волгоградской области исследовано два местонахождения – Челюскинец II (145±18 тыс. лет) и Заикино Пепелище (147±20,5 тыс. лет, каменный инвентарь представлен 551 предметом). Оба местонахождения располагались вблизи хутора Челюскинец, около истока реки Пичуги, впадающей затем в Волгу примерно в пяти километрах от хутора.

Ок. 100 000 лет назад неандерталец появляется не только на юге Русской равнины, где живет постоянно, но и совершает рейды на север (стоянки Хотылево I, Бетово на Десне).

- Россия, Саратовская обл. 100 000 лет назад - ранний неандертальц мужского пола. Ученые выявили необычное сочетание утолщенных стенок с узкими полостями в месте расположения костного мозга, что, по их мнению, говорит об интенсивной минерализации, необходимой для сильной, крепкой руки. С другой стороны, неандертальцы обладали ярко выраженной андрогенной конституцией, которая снижает уровень минерализации. В конечном итоге исследования на примере саратовского неандертальца говорят о том, что первобытные люди обладали не только своеобразной системой биомеханической адаптации, но и особым гормональным фоном, не имеющим аналогов у современных людей. Такой режим мог развиться в результате наследования определённых генов, жизни в преимущественно холодном климате и мясной диеты. Ученые отмечают, что годные в пищу растения в регионах обитания неандертальцев практически отсутствовали, поэтому они в основном полагались на охоту. А так как их диета почти полностью состояла из белков и липидов, это повлияло на гормоны и кости. Также специалисты предположили, что неандертальцы, скорее всего, не испытывали нужды в луках, в отличие от Homo sapiens. Они предпочитали близкий контакт с животным или метали дротики на большие расстояния вручную.
- Молодова I, Сокиряны, Черновцы, Украина. Типичное мустье (молодова). 65 000–57 000 гг. до н.э. Уникальное мустьерское поселение на Среднем Днестре. Раскопки на многослойном поселении Молодова показали полное отсутствие зависимости между материальной культурой и физическим обликом ископаемого человека. До слоя V на поселении обитали неандертальцы. Позже — сапиенсы. А материальная культура развивается так, словно и не было смены физического типа человека. Например, на стоянке Молодово 1 было раскопано жилище в виде вытянутого двукамерного шалаша с двумя боковыми пристройками размером 5 – 8 м., общей площадью ок. 40 м2. При его строительстве было использовано 12 черепов мамонта, 34 лопатки, 51 кость ног, 14 бивней и 5 нижних челюстей. Внутри следы 15 очагов. Неандертальцы строили точно такие же жилища, тип которых сохраняется и в «кроманьонских» слоях.
Видимо, люди современного физического типа перенимают у неандертальцев их традиции монументального домостроительства.
- Стоянка Староселье, ок. г. Бахчисарай Крым. 40 000–80 000 лет – культура «Micoquian. Относится к мустьерской культуре. Среди каменных орудий преобладают рубильца, обработанные с обеих поверхностей. Имеются также остроконечники, скребла, листовидные наконечники и др. Инструменты, оснащенные рукояткой, приспособления для метания каменного снаряда и деревянного копья. Кости ископаемых животных (преимущественно дикого осла). В Староселье охотились почти исключительно на дикого осла. Найдено погребение ребёнка (1,5—2 лет) мустьерской эпохи. Ребёнок отличается от неандертальцев наличием многих сапиентных черт и представляет собой Homo sapiens или форму, переходную от неандертальцев к Homo sapiens.
- Грот Заскальная VI (3 а), Вишенное, Белогорск, Крым. Мустье ашельской традиции типа А. Неандертальцы.
- Грот Пролом II (2), Белогорск, Крым. Мустье ашельской традиции типа А. Более 50 000 лет до н.э. Неандертальцы.
- Грот Заскальная VI (2), Вишенное, Белогорск, Крым. Мустье ашельской традиции типа А. 45 000 лет до н.э. Неандертальцы.
- Грот Пролом II (1), Белогорск, Крым. Мустье ашельской традиции типа А. Неандертальцы.
- Чокурча II, Луговой (Чокурча), Симферополь, Крым. Типичное мустье. Вюрм II Дюрнтен. 48 000 лет до н.э.- человек Homo sapiens в Крыму.
- Пещера Ахштырь, Адлер, Сочи, Краснодар. Зубчатое мустье. 58 000 - 35 000 гг. до н.э. Слои 8–7: 37000 (коллаген) - 35.000 лет до н.э. (уран): Человек разумный разумный.
- Самая ценная из находок - скелет новорожденного неандертальца, найденный в пещере Мезмайской на Северном Кавказе (Апшеронский район Краснодарского края). Этот ребенок умер 63 –73 тыс. лет назад в возрасте не более двух недель.
- Пещера Джручула, Квемо–Зоди, Чиатура, Имеретия, Грузия. Типичное мустье. 65 000 - 44 000 гг. до н.э. Неандертальцы.
- Пещера Цона (5), Джава, Южная Осетия. Типичное мустье (кударо). Неандертальцы.
- Яштух, Нижний Яштух, Сухуми, Абхазия. Позднее зубчатое мустье.
- Лечкоп, Сухуми, Абхазия. Развитое мустье.
- Келасури, Сухуми, Абхазия. Развитое мустье.
- СТИНКОВСКАЯ МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА, представлена группой памятников, расположенных в бассейне р. Днестр, неподалеку от г. Хотин (стоянки Стинка 1, 2, Осыпки). С. м. к. относится к тейякскому типу мустье, для нее характерны грубые нуклеусы, преобладание зубчато-выемчатых форм, среди которых выделяются клювовидные острия, а также тейякские верхнепалеолитические категории: скребки, ножи с обушком. Здесь встречаются бифасы, среди которых есть листовидные острия.

- Неандертальцы на Алтае. Алтайский неандерталец – единственный известный науке представитель своего вида, покоривший Сибирь. Анализ костей умершего около 30 тысяч лет назад на Алтае ребёнка привёл учёных к выводу, что это неандерталец. Более того, генетический анализ показал его близкое родство с европейскими неандертальцами, а значит, эти гоминиды смогли колонизировать значительно большие площади, чем считалось прежде, и сделали это гораздо быстрее, чем предполагали учёные.
- Оцон-маньт в Южно-Гобийском аймаке на юге Монголии.
- Тешик-Таш. В горах Байсунтау Сурхандарьинской обл. Узбекистана. 70 000 лет. Homo neanderthalensis. Стоянка мустьерской культуры (дисковидные нуклеусы, скрёбла и др.) с захоронением ребенка 8-9 лет. В 1950-е годы крупные советские и западные антропологи пришли к окончательному выводу, что это не классический неандерталец (как думали раньше), а прогрессивный, способный к дальнейшей эволюции тип.
- Красная Глинка. 70 – 30 тыс. лет н. На правом берегу Волги в Тетюшском районе Татарстана. Памятник ашельско-мустьерского времени.
- Грот Оби-Рахмат, около Ташкента, Узбекистан. Предполагаемый возраст находки: не менее 50 000 лет. Человек из Оби-Рахмат демонстрирует смешанные характеристики неандертальцев и людей современного физического типа, а многие его морфологические характеристики специфичны и не имеют палеоантропологических аналогов.
- Денисова пещера. Алтай. Ученые-генетики открыли ранее неизвестную разновидность древних людей, отличную как от предков человека разумного (Homo sapiens), так и от неандертальцев, которые раньше считались двумя основными ветвями нашего родословного древа. Останки нового вида или подвида были найдены в пещере Денисова на Алтае еще в 2008 году. Они были изучены международной группой генетиков, которые обнаружили отличия в структуре ДНК как от предков современных людей, так и от неандертальцев. "Человек из Денисова" предположительно имел с ними общих предков, но потом их эволюционные линии разошлись. Он жил на территории Центральной Азии около 30-48 тыс. лет назад.
- Стоянка Усть-Каракол-1. 90 ± 18 тыс. лет. Алтай, Восточная Сибирь, Россия. В плейстоценовых отложениях выделено 20 уровней обитания палеолитического человека. Из них двенадцать содержат верхнепалеолитический комплекс находок, семь – материал мустьерского облика, и один – артефакты эпохи раннего палеолита. Человеческих костей там пока не нашли — только каменные орудия.

ПОГРЕБЕНИЯ

100 000 л. Н. у неандертальцев появились погребения.
В качестве одной из ритуальных форм поведения, по-видимому, надо рассматривать погребальный ритуал. Погребения появляются у неандертальцев, по меньшей мере, в Рисс/Вюрме (слой 6 грота Киик–Коба, Тау–Кипчак, Симферополь, Крым, Украина).
В гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции было обнаружено неглубокое захоронение со скелетом в позе эмбриона, покрытым красной накидкой. Рядом с телом были оставлены инструменты, цветы, яйца и мясо, что свидетельствует о вере в загробную жизнь и наличии религиозно-магической практики.

КЛАССИЧЕСКИЙ НЕАНДЕРТАЛЕЦ

б) Классический Неандерталец/Западно-Европейский жил 90 000 – 35 000 лет назад.
Их рост 155 - 165 см. Они имели сильно развитые надбровные дуги, широкий нос (Большой нос неандертальцев, живших в холодном климате, давно вызывал недоумение антропологов. Одной из функций носового прохода является согревание и увлажнение вдыхаемого воздуха и сохранение тепла и влаги выдыхаемого. У людей, эволюционировавших в холодном климате, ноздри обычно уже, чем у людей, развивавшихся в условиях постоянно высоких температур.), выступающий лоб, затылок приплюснут сверху, контур затылка угловатый, имеется затылочный валик, подбородочный выступ отсутствует вообще или слабо обозначен, они были волосатые, коренастые, у них была согнутая похода, а нижние конечности были короче, чем у современных людей. Бедренная кость у них сильно изогнута. Этот признак неизвестен ни у современного человека, ни у вида Гомо Эректус, и некоторые специалисты полагают, что это следствие неблагоприятных условий жизни: в отличие от раннего Неандертальца, классическому приходилось жить в условиях сурового климата. Они были хорошо адаптированы к холодам.
Широкий нос неандертальцев не являлся адаптацией к условиям окружающей среды, а был унаследован ими "случайно" в ходе эволюции. К такому выводу пришли антропологи из Университета Айовы.
Неандертальцы, жившие во время ледникового периода, когда климат был заметно холоднее современного, "не укладывались" в эту теорию. Одним из объяснений необычно широкого носа этих гоминид было следующее: большой нос "соседствовал" с большим ртом, и такая конструкция лица позволяла неандертальцам развивать большую силу укуса. Для проверки этого предположения палеонтологи из Университета Айовы провели ряд измерений пропорций лица у неандертальцев, а также современных и древних людей. Ученые не смогли обнаружить существенной корреляции между размером носа и размером рта. Зато им удалось обнаружить зависимость между величиной носа и общей "выпуклостью" лица. Этот факт свидетельствует в пользу того, что изменение пропорций лица у неандертальцев проходило так же, как у людей. В отличие ото рта, который достигает "взрослых" размеров приблизительно в 12 лет, нос продолжает расти в течение подросткового возраста. Вместе с ним все лицо выдается вперед. То есть, широкий нос просто был "возрастной" чертой.
Авторы работы объясняют необычно широкие ноздри неандертальцев наследственностью. По их мнению, не все признаки организма следует объяснять адаптацией к каким-либо условиям окружающей среды. Селекция среди неандертальцев могла идти по признаку более сильной челюсти, а широкий нос был отобран случайно вместе с ней. Что касается адаптации к низким температурам, то широкие ноздри не мешали этому, так как внутренние носовые проходы у неандертальцев были достаточно узкими.
Объём мозга 1350 - 1900 см3. Голова поздних неандертальцев была больше по отношению ко всему телу, нежели у современного человека.
Не найден ни один неандерталец в возрасте старше 60 лет.
Они вели общинный образ жизни, использовали огонь, занимались строительством очагов и жилищ. Они жили в пещерах группами по 50 - 100 человек, одевались в шкуры. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Существует множество свидетельств того, что по интеллектуальным способностям неандертальцы не сильно уступали сапиенсам, а в некоторых аспектах даже превосходили их.
Ученые установили, что неандертальцы (Homo neanderthalensis) употребляли в пищу морепродукты. Ранее считалось, что они питались в основном мясом травоядных животных. Исследователи проводили раскопки в пещерах на побережье Испании, где около 40.000 лет назад обитали H. neanderthalensis. Помимо останков крупных животных, ученые обнаружили раковины моллюсков и кости морских животных - дельфинов и тюленей, которые в то время водились в большом количестве в этом районе. На костях последних были найдены следы воздействия орудий. Это указывает на то, что неандертальцы разделывали тюленей на мясо. На костях дельфинов ничего подобного найти не удалось, поэтому ученые считают, что этих животных Homo neanderthalensis добывали ради жира.
Традиционно считается, что неандертальцы были менее искусными охотниками, чем предки современного человека. Новые результаты опровергают эту устоявшуюся точку зрения: ловля тюленей требует хороших навыков и теоретических знаний.

РЕЧЬ

Неандертальцы обладали членороздельной речью.
Неандертальцы могли говорить. Генетическая информация получена из окаменелостей, обнаруженных в Хорватии. Профессор Паабо подтвердил, что у неандертальцев имелся ген FOXP2, который у современного человека "курирует" речь и язык. В этом гене между человеком и шимпанзе отмечается два существенных отличия. Но, как явствует из предварительных выводов, у неандертальца этот ген практически схож с человеческим. Однако внутреннее ухо неандертальца по своему строению сильно отличается от внутреннего уха Homo sapiens, что является контраргументом противников теории о "говорливости" неандертальцев.
Возможно, что неандертальцы общались с помощью телепатии. «Американские и английские нейрофизиологи в экспериментах на шимпанзе показали возможность существования у этих высших приматов телепатических способностей».
Исследователи заключили, что неандертальцы страдали от непереносимости лактозы - что неудивительно, так как дающие молоко животные были одомашнены значительно позже.
Ученые пришли к выводу, что неандертальцы достигали зрелости гораздо раньше, чем современные люди - уже к возрасту 15 лет (для представителей вида homo sapiens эта граница определяется возрастом 18 лет). Кроме того, ученых удивил тот факт, что подобные темпы взросления были присущи неандертальцам несмотря на достаточно большой мозг - традиционно считается, что существа с большим мозгом взрослеют медленнее.
Ученые сделали вывод, что эти данные могут свидетельствовать о том, что современные люди и неандертальцы могут принадлежать к разным биологическим видам. До этих пор наука предполагала, что неандертальцы - прямые предки человека.

Изучение скелетов трех неандертальских детей показало, что мозг у новорожденных неандертальцев был таким же большим, как у новорожденных Homo sapiens, и рос в первые годы жизни немного быстрее. Быстрый рост в раннем детстве был связан не с укороченным периодом созревания, а с более крупными размерами мозга и тела взрослых неандертальцев по сравнению с H. sapiens.
Анализ ДНК из костей двух неандертальцев показал, что оба они, возможно, были рыжими и светлокожими: у обоих обнаружена мутация в гене меланокортинового рецептора (MC1R), частично выводящая рецептор из строя. По-видимому, светлокожесть развилась независимо у древних и современных европейцев в связи с особенностями местного климата.

Ок. 90 000 лет назад на Ближнем Востоке появляются Homo Sapiens (Африканские).
Ок. 70-65 000 лет назад началось движение неандертальцев в Сторону Ближнего Востока (где теперь расположены Ливан, Израиль) и Среднюю Азию. Пещера Кебара на горе Кармел (Израиль), пещера Шанидар (Иракский Курдистан), пещера Скул (Израиль), пещера Тешик-Таш (Южный Узбекистан).

ЛЕВАНТИЙСКОЕ МУСТЬЕ
65 000 - 19 000 гг. до н.э.

Группа пещер Амуд-Шанидар-Кебара-Табун близка к европейским неандертальцам.

- Находка черепа 11-летнего мальчика из пещеры Скул (Израиль) свидетельствует, что в сообществах неандертальцев существовали весьма тесные родственные узы. Возраст находки составляет 80 000 лет. Экспертиза черепа показала, что за несколько лет до смерти мальчик получил очень тяжёлое травматическое повреждение головы-кости черепа были пробиты. Однако рана была излечена, хотя её серьёзность была такова, что требовала длительного лечения и абсолютного покоя. Значит за мальчиком долгое время кто-то ухаживал и кормил. Первобытных охотников кормили ноги, они должны были непрерывно кочевать вслед за мигрирующими стадами животных.

- В пещере Кебара (Kebara Cave) на горе Кармел (Израиль) была сделана находка: гиоидная кость, фрагмент скелета неандертальца, скончавшегося 60 000 л. н. Эта характерного вида кость располагается у основания языка и её наличие является для анатомов ясным биологическим свидетельством того, что её обладатель был физически способен к членораздельной речи. Ещё при жизни этот индивидуум сломал несколько ребер. Но они были исцелены. Кто-то довольно долгое время ухаживал за раненым.
Неандертальцам были переданы медицинские познания Великими Учителями.
70 000 лет назад некоторые Неандертальцы умели делать хирургические операции.
"Обсидиановые скальпели не ржавеют, не намагничиваются, не вступают в соединение ни с какими материалами или веществами. Режущая грань обсидиановых скальпелей намного острее, чем у современных подобных им инструментов из нержавеющей стали, поэтому они значительно меньше нарушают ткань. Лезвия обсидиановых скальпелей сохраняются во много раз дольше, чем стальных, при использовании их на мягких тканях".
Они использовали лекарственные растения и имели представления о Загробной Жизни, хоронили умерших, украшая погребальное ложе цветами и оставляли в захоронениях полезные лекарственные растения (Ирак, Междуречье).

- Пещера Шанидар (Shanidar) в Северном Ираке. В пещере Шанидар неандертальцы жили между 65 000 – 27 500 гг. до н.э. 27 000 г. до н. э. в пещере Шанидар поселились люди кроманьонского типа.

- Пещера Амуд около Генисаретского озера, Израиль.
"Те из нас, кто живет за пределами Африки, несут некоторое количество ДНК неандертальца".
"Генетический материал, унаследованный от неандертальцев, составляет от 1 до 4 %. Это немного, но достаточно, чтобы утверждать о достоверном наследовании существенной части признаков у всех из нас, кроме африканцев, " - сообщил доктор Давид Райх из Гарварда.
В исследовании геном неандертальца сравнивали с геномами пятерых наших современников из Китая, Франции, Африки и Папуа-Новой Гвинеи. Интербридинг был зафиксирован и, вероятно, произошел вскоре после миграции предков современного человека из Африки, то есть на территории Ближнего Востока, поскольку у трех человек из разных регионов мира, за исключением Африки, пропорция генов неандертальца примерно одинакова. Обратный дрейф генов, от современного человека к неандертальцам, обнаружен не был. Это объясняется взаимодействием небольшой группы африканских колонистов с многочисленной популяцией неандертальских аборигенов, населявших в то время Ближний Восток.

- Эмирийская культура (Emiran). Ближний Восток. 47 - 36 тыс. лет назад. Выросла из местного варианта культуры мустье и эволюционировала в ахмариан — местную культуру верхнего палеолита. Создателями могут быть неандертальцы или люди современного типа.

50 000 г. до н.э. произошло ПРЕЦЕССИОННОЕ СМЕЩЕНИЕ ПОЛЮСОВ.
50 000 - 42 000 гг. до н. э. произошло потепление и отступление ледников в С. Америке.
50 000 г. до н.э. - конец зырянского оледенения в Северной Азии.
50 000 г. до н.э. - начало киргинского межледникового потепления в Северной Азии.

Культура МУСТЬЕ в Европе
50 000 – 33 000 тыс. до н.э.

52 000 л. н. среднегодовые температуры на Ближнем Востоке начали расти. Любящий холод неандерталец начал постепенно перемещаться с Ближнего Востока, Средиземноморья в Европу.
50 000 – 45 000 лет назад ближневосточные Неандертальцы пришли с Ближнего Востока в Европу (Германия, долина Неандерталь вблизи Дюссельдорфа). Самые северные их стоянки обнаружены на широте Гамбурга, самые южные достигали Ирака. Культура мустье названа по названию грота Ле Мустье во Франции.

Мустье - развитая каменная культура, характеризующаяся мультифункциональностью, представлена несколькими десятками типов орудий устойчивой формы. Среди них разнообразные остроконечники, скребла, скобели и др. В одной только Франции выделяют свыше 60 типов таких орудий (Борд). Для эпохи среднего палеолита характерно изготовление орудий на пластинах и отщепах, нередко с предварительной обработкой каменных заготовок - нуклеусов (техника леваллуа), вторичная обработка отщепов. Возможно появление в позднем мустье составных орудий (деревянного копья с кремневым наконечником); в некоторых мустьерских стоянках встречаются орудия из кости (острия, шилья, ретушеры).
Мустьерцы охотились на крупных животных (мамонта, пещерного медведя, носорога, сайгу, дикого осла, горного козла и т. д.), жили небольшими группами 20-30 человек. Социальная жизнь значительно усложнилась; некоторые археологи считают, что уже в эту эпоху начиналось становление родового общества, формирование определенных ритуалов (например, культ пещерного медведя в швейцарской пещере Драхенлох); проявляются черты заботы о соплеменниках (палеоантропы - инвалиды, дожившие до пожилого возраста); прослеживаются зачатки искусства, достигшего бурного развития в верхнем палеолите. Стоянки мустьерских людей разнообразны: открытые и пещерные, кратковременные охотничьи лагеря и долговременные базовые сооружения, мастерские.

- Нидерланды. Палеонтологи объявили об уникальной находке - фрагменте черепа неандертальца, который был поднят со дна Северного моря примерно в 15 километрах от берегов Нидерландов. Ученые смогли определить, что фрагмент черепа принадлежал мужчине. По словам исследователей, возраст находки составляет примерно 60 тысяч лет. Для определения возраста палеонтологи сравнили фрагмент с другими подобными находками. Дело в том, что для датировки привычным методом радиоуглеродного анализа необходимо было бы уничтожить больше половины находки. Анализ изотопного состава костей позволил определить что неандерталец питался почти исключительно мясом. Это хорошо согласуется с данными других исследований, согласно которым неандертальцы были на вершине пищевой цепи. Считается, что помимо охоты они занимались и рыбалкой. Ученые отмечают, что находки останков древних животных в этом районе Северного моря - не редкость. Дело в том, что в прошлом уровень воды здесь был значительно ниже, и регион представлял собой изрезанную большим количеством рек равнину. Обнаружение останков неандертальца стало, однако, первой находкой в своем роде.

В гроте Fées de Châtelperron (центральная Франция) в период между 40 и 35 тысячелетиями до н.э. неандертальцы и современные люди поочередно жили. Между культурными слоями, в которых обнаружили следы неандертальцев, были найдены орудия труда представителей так называемой Ориньякской культуры.
Полученные данные помогли создать четкую историческую картину "сожительства" двух разных Homo. После Ледникового периода, когда 40 тыс. лет назад климат в регионе стал относительно мягким, в этом гроте поселились неандертальцы. Потом сюда пришли ориньякцы и на 1-1,5 тыс. лет сделали пещеру своим жилищем. Однако 36.5 тыс. лет назад, когда климат снова улучшился, люди покинули обжитое место, и на ближайшее тысячелетие его опять заняли неандертальцы. После этого их следы в пещере пропадают, а спустя еще 5 тыс. лет с лица планеты исчезают и они сами.
Неандертальцы выносили низкие температуры благодаря своему волосяному покрову, а наши предки – благодаря интеллекту. "Более высокий уровень культуры и техники позволял им эффективнее прятаться от холода: с помощью более совершенной одежды, более умелого обращения с огнем и более хороших жилищ", – объясняет ученый.
Неандертальцы, обитавшие на территории современной Великобритании, в искусстве изготовления орудий труда могли сравняться с предками Homo sapiens. К такому выводу пришли специалисты из Университетского колледжа Лондона.
Ученые изучали древние орудия, в основном, наконечники копий и стрел, обнаруженные в городе Пулборо в графстве Суссекс в 1900 г. По словам руководителя исследования Мэттью Поупа (Matthew Pope), они оказались технически весьма "продвинутыми". В отличие от большинства найденных ранее предметов, сделанных неандертальцами, суссекские наконечники отличались длинным прямым лезвием. Такие предметы были весьма эффективными орудиями убийства.
Возраст исследованных артефактов, предположительно, превосходит возраст найденных в Великобритании орудий, принадлежавших древним людям. Поуп считает, что такие совершенные орудия труда могут свидетельствовать о том, что "британские" неандертальцы были весьма успешной группой, которая активно использовала природные материалы.
Интересно, что серьезно археологи долгое время не занимались изучением суссекских находок. Около 2300 артефактов было обнаружено при строительстве дома лондонского врача Джона Хэрли. Первоначально их сочли подделками, и большая часть орудий была выброшена. Однако в 2007 археолог Роджер Якоби (Roger Jacobi) доказал их подлинность, сравнив с другими находками из северной Европы возрастом от 35 до 42 тыс. лет.

Наиболее распространенным вариантом гоминид в среднем палеолите Европы был неандертальский - прежде всего "классические” (или "типичные”), преимущественно западноевропейские неандертальцы. Хронологические границы существования классических неандертальцев: около 70.000 - 35.000 лет назад.

Типичный молодой неандерталец: выпуклые губы, массивное строение костей черепа, выдающиеся надбровные дуги, скошенный подбородок. Реконструкция детского скелета, найденного в Гибралтаре.

У неандертальцев большие носы, чтобы согревать воздух вдохом. Они остаются в одних и тех же долинах на протяжении всего года. И пережидают суровую зиму в пещерах. Когда мамонты из Альп направляются обратно на север, то неандертальцы начинают охоту на них. Чтобы добыть мамонта они должны использовать все имеющиеся преимущества. Неандертальцы ждут сумерек, когда ущелье скроется в темноте и они смогут эффективно применить своё секретное оружие - огонь. Они с помощью зажжённых факелов загоняют мамонтов на край ущелья до тех пор пока некоторые мамонты не падает в него. Неандертальцы спускаются на дно ущелья, чтобы разделать свою добычу.

Неандертальцы (различные варианты реконструкции): от негроидного (верх) до кавказоидного (справа) и практически европеоидного (низ).

Изучение скелетов трех неандертальских детей - новорожденного, полутора- и двухлетнего - показало, что мозг у новорожденных неандертальцев был таким же большим, как у новорожденных Homo sapiens, и рос в первые годы жизни немного быстрее. Новое исследование не подтвердило гипотезу о том, что период детства у неандертальцев был короче, чем у современных людей. Быстрый рост в раннем детстве был связан не с укороченным периодом созревания, а с более крупными размерами мозга и тела взрослых неандертальцев по сравнению с H. sapiens.

Европейские неандертальцы практиковали каннибализм, однако также они употребляли в пищу дельфинов, тюленей и морских моллюсков. В одном из исследований группа британских и американских ученых реконструировала орудия H. neanderthalensis и орудия древних людей. Ученые в точности воссоздали пластины, которые использовали неандертальцы, и лезвия, характерные для людей. Сравнив эффективность двух типов орудий, ученые убедились, что неандертальские пластины выполняют свои функции лучше человеческих лезвий. Авторы другой работы, исследовавшие найденные в графстве Суссекс наконечники копий и стрел, также убедились в том, что эти артефакты были весьма эффективными орудиями убийства.
Еще одно свидетельство в пользу высокого интеллекта неандертальцев было получено в ходе работы, авторы которой изучали меню этих гоминид (под это определение попадают наиболее продвинутые приматы, в том числе и человек). В пещерах на побережье Испании, которые около 43 тыс. лет назад облюбовали H. neanderthalensis, они обнаружили раковины моллюсков, а также кости дельфинов и тюленей. Останки морских обитателей несли следы обработки каменными орудиями. Ловля тюленей и дельфинов требует от охотника большого мастерства и ловкости, и находка показала, что неандертальцы неплохо освоили сложное ремесло.

Самые жуткие сцены из жизни неандертальцев предстали перед учеными, которые занимаются раскопками в испанских пещерах Эль Сидрон (El Sidrón, провинция Астурия) и обнаруживают признаки жесточайшей борьбы за выживание. Судьба неандертальцев там была весьма и весьма незавидной, они часто жили впроголодь и от этого прямо-таки зверели и теряли рассудок. Так, стоило лишь кому-то из сородичей упасть и умереть, как все остальные тут же на него набрасывались и дружно пожирали (и это при том, что у неандертальцев, согласно другим исследованиям, вполне могли уже быть зачатки веры в загробную жизнь и культ умерших - ведь они совершали похороны по определенному обряду).
Система пещер Эль Сидрон вообще необычайно богата останками Homo neandertalis. Начиная с первого довольно неожиданного открытия (в 1994 г.) там найдено уже приблизительно 1300 неандертальских окаменелостей. Сохранились и инструменты характерной для неандертальцев мустьерской культуры. Изучение зубов восьми пещерных особей (найденных уже в нашем тысячелетии: это ребенок, юноша, двое подростков и четверо взрослых) позволило выявить так называемые линии гипоплазии (гипогенезии) - по этому признаку можно судить, что в процессе роста изучаемые индивидуумы сталкивались с периодами самой суровой голодовки (как во время отлучения от материнской груди, так и в отрочестве). Ну а отметины, обнаруживаемые на ряде ископаемых костей, позволили заключить, что среди этого сообщества имели место быть случаи коллективного людоедства... Причем пожираемые тела расчленялись, ну а кости оказывались еще и расколоты - каннибалы стремились таким образом добраться до мякоти костного мозга.

"Одно из возможных объяснений может состоять в том, что резкое ухудшение климата вынудило этих людей есть все, что попадало под руку, независимо от того, насколько это было дурно, - они ели даже человеческую плоть", - говорит Росас. Другая же возможность состоит в том, что людоедство среди них носило некоторое символическое значение - подобно тому, как это практикуется у современных племен охотников и собирателей... В принципе, есть и племена, у которых принято поедать своих покойников (и этим как бы оказывается большая честь предкам). Причем ритуальным поеданием своих покойников могут заниматься, к примеру, только женщины и дети. К "изобретению" ритуального людоедства племя могут подталкивать какие-то вполне объективные обстоятельства - банальный голод или недостаток необходимых питательных веществ.
Кроме шокирующих исследований случаев каннибализма, группа Росаса занималась также не менее интересным сравнительным анализом североиспанских окаменелостей с находками неандертальцев в Южной Европе (2D- и 3D-морфометрия). Удалось выявить серьезные морфологические различия между отдельными расами (речь идет в первую очередь о лицевых костях черепа и челюстях). Так, южане обладали гораздо более широкими скулами и более "плоскими" лицами, при этом череп северян был заметно более удлиненным. Эти наблюдения свидетельствует в пользу теории (появившейся в результате анализа митохондриальной ДНК), согласно которой различные неандертальские популяции отличались очень большим разнообразием. Все это, возможно, объясняется результатами действия различных экологических факторов, потому как изначально Homo neandertalis (как и люди впрочем - Homo sapiens) вышли все-таки из очень небольшой группы (несколько сотен особей).
Команда специалистов из Лейпцигского института Макса Планка в сотрудничестве с греческими палеоантропологами исследовала зуб неандертальца, который был найден в пещере на юге полуострова Пелопоннес в Греции. По изотопам металла стронция, содержавшимся в зубе возрастом около 40 тысяч лет, и распределению стронция в месте нахождения зуба ученые сделали вывод, что неандерталец скончался достаточно далеко от того места, где родился и вырос. Речь идет о расстоянии как минимум в 20 километров.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что неандертальцы были достаточно подвижны, и сети их поселений были шире и сложнее, чем это считалось ранее.

КУЛЬТ МЕДВЕДЯ

48 000 г. до н. э. - культ медведя в Швейцарии.
Драхенлох (Drachenloch), пещера в восточной части Швейцарских Альп, к югу от Боденского озера (Швейцария). Расположена на высоте 2445 м. В мустьерскую эпоху была местом обитания охотников - неандертальцев (древность, по данным радиоуглеродного анализа, свыше 50 тыс. лет.). Раскопками Э. Бехлера в Д. обнаружены остатки очага, каменные и костяные орудия, множество костей пещерного медведя и сложенные из известняковых плит «ящики», в которых, видимо, хранили наиболее ценные части медвежьих туш. Группы медвежьих черепов, уложенные вместе с костями конечностей в «ящики», по мнению некоторых исследователей, говорят о зарождении в эту эпоху примитивных религиозных верований. Предпочтение отдавалось черепам молодых особей, причем многие черепа лишены нижних челюстей – закономерность, которая наблюдается и в палеолитических захоронениях детских черепов.

СЕЛЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
40 – 26 тыс. до н.э.

Была распространена на территории Венгрии, Чехословакии, юго-западной Польши, Румынии и Болгарии и на Украине сосуществовала с ориньякской культурой. Названа культура по пещере Селета в Венгрии. Для неё характерно наличие верхнепалеолитических изделий (в частности, весьма совершенных тонких ретушированных с обеих сторон листовидных наконечников) вместе с вещами мустьерского облика. На отдельных селетских памятниках встречаются даже острия, пластины и нуклеусы, выполненные в весьма архаичной леваллуаской технике. Некоторые исследователи относят селетскую культуру к позднему мустье. Характерны листовидные наконечники копий и дротиков, двусторонне обработанные, выполненные плоской ретушью. Сохраняются отдельные виды мустьерских орудий, в том числе листовидные скребла. Селетская Культура сменилась граветтскими культурами позднего палеолита на территории Европы (стоянки Чехии, Словакии, Австрии и Франции) – 28 – 21 тыс. до н.э.

Есть и другие группы европейских позднепалеолитических стоянок с элементами слаборазвитой индустрии позднего мустье. Такова, например, ольшевская группа, названная по находкам в пещере Поточка Зиялка (Potocka Zijalka) в горах Ольшева в Словении (Югославия).
В инвентаре этой группы мало каких-либо типичных только для нее каменных изделий, зато характерны костяные наконечники, не расщепленные, в отличие от других ориньякских, у основания. Такие же наконечники встречаются в сопровождении селетских каменных орудий только в пещерах горного района, куда охотник приходил на охоту в теплое время года. Поэтому некоторые ученые считают, что в данном случае мы имеем дело не с особой культурой, а только с охотничьими стоянками того времени.

32 565 – 30 405 лет до н. э. Эпоха Близнецов

На территории Европы кроманьонцы (Каин) вытесняли и уничтожали неандертальцев (Авель).
В 400 км от Швабских пещер, занятых пришлыми кроманьонцами, находилось стойбище неандертальцев.
Обе стороны были вовлечены в конфликт. Изучение оружия (оно изготовлялось из кремния) показало, что в этот период количество каменных наконечников для копий возросло у обоих сторон. Примерно 40 тыс. лет назад в местах, где теперь разместились Тюрингия и Бавария, были найдены необыкновенно искусно сделанные кремневые наконечники для копий. Оружие неандертальцев не уступало тому, что изготовляли Homo Sapiens. Неандертальцы к этому времени имели свою культуру. Они применяли совершенное по тем временам оружие, охотясь на коз и северных оленей. Мужчины прикрепляли к поясам украшенные мечи из кости. Умелые в ремесле, они изготовляли из мамонтовой кости кольца, которые можно было носить на пальцах. Обряд погребения у них уже приобретал некий ритуальный смысл: умерших они посыпали минеральной красной краской - охрой, явно придавая этому какой-то символический смысл. В одном из исследований группа британских и американских ученых реконструировала орудия H. neanderthalensis и орудия древних людей. Ученые в точности воссоздали пластины, которые использовали неандертальцы, и лезвия, характерные для людей. Сравнив эффективность двух типов орудий, ученые убедились, что неандертальские пластины выполняют свои функции лучше человеческих лезвий. Авторы другой работы, исследовавшие найденные в графстве Суссекс наконечники копий и стрел. В отличие от большинства найденных ранее предметов, сделанных неандертальцами, суссекские наконечники отличались длинным прямым лезвием. Такие предметы были весьма эффективными орудиями убийства.
В узком коридоре - в Дунайской долине - оказался Homo Sapiens, сделав первые шаги по Европе. Неандертальцы оказали им сопротивление и подались на запад - в Южную Францию и Италию, где наладили изготовление оружия. После 10 000 лет конкурентной борьбы, коренные жители Европы сошли с мировой сцены. Продвижение Homo Sapiens на запад Европы было заторможено. Несколько тысячелетий понадобилось Homo Sapiens, чтобы пробить себе дорогу в сторону Франции. Всё это время разделительной границей между ними и неандертальцами были Рейн и Рона.
Пришельцы с юга были меньше приспособлены к более суровому климату Европы. Мускульная масса неандертальца превышала таковую у выходцев из Африки(Homo Sapiens) на 30-40%. Но Homo Sapiens обладали более быстрой реакцией, они лучше владели оружием, отсюда-обильная охота, надёжное обеспечение жизни.
Часть неандертальцев покинули средиземноморские земли (где теперь Италия и Франция), и тут же в этих местах появились следы Homo Sapiens. Приход более совершенного вида людей доказывает и пещерная живопись в южнофранцузском местечке Шовет.
38 - 34 тыс. лет назад на территории Европы произошла резкая смена населения. Неандертальцы вынуждены были уступить место мигрирующим с Ближнего Востока Homo Sapiens.
Мустьерская культура неандертальцев сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита: гибридной неандертало-кроманьонской шательперонской и чисто кроманьонской ориньякской. Также некоторые черты африканской стилбейской индустрии сходны с мустьерской культурой.

СМЕШЕНИЕ

Неандертальцы и Homo Sapiens стали смешиваться. Ветви развития двух видов сходились очень близко и даже пересекались. После смешения с неандертальцами развитие Homo Sapiens замедлилось.
В истории человечества было как минимум два периода, когда неандертальцы и кроманьонцы активно занимались сексом. Около 60 тысяч лет назад они практиковали его в районе Средиземноморья. И потом - где-то в Западной Азии 45 тысяч лет назад. И от этих извращений появлялось потомство.
Американские ученые не нашли следов «кровосмешения» лишь в ДНК коренных жителей Африки. Из чего сделали вывод: общие дети у кроманьонцев и неандертальцев стали рождаться уже после того, как предки людей покинули Черный континент и начали расселяться по всему миру. А вот у остального населения планеты имеются явные следы доисторического прелюбодеяния.

- В пещере Скул (Израиль) жило одно племя, демонстрировавшее типы от почти неандертальца до почти сапиенса.

- По останкам, которые принадлежали человеку, жившему около 40 тысяч лет назад на территории Румынии (см. рис.), профессор антропологии Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) из Вашингтонского университета (Washington University in Missouri) воссоздал внешний облик. И обнаружил в нем как черты кроманьонца, так и неандертальца. То есть вероятного гибрида.

- Пещера Староселье, палеолитическая стоянка в пещере близ г. Бахчисарая в Крыму. Относится к мустьерской культуре. Находка неполного скелета ребенка 1.5-2 лет из пещеры Староселье (близ Бахчисарая) на долговременной охотничьей стоянке. Ребёнок отличается от неандертальцев наличием многих сапиентных черт и представляет собой Homo sapiens или форму, переходную от неандертальцев к Homo sapiens.
"Некоторые черепа найденные в Палестине (Магарет-эт-Табун и Магаретэт-Скул) можно считать неандертальскими, другие показывают различную степень многочисленных неантропических (современного человека) признаков".

- Находки из пещеры Крапина близ Загреба (бывшая Югославия) имеют древность 80-30 тыс. лет. Здесь наряду с неандертальцами обнаружены и остатки людей более сапиентного типа - с прямым, довольно грацильным лбом, выступающим подбородком и т. д.

- Переходный характер имеет, видимо, и череп мустьерского ребенка из пещеры Пеш-де-Лазе (Франция).

- Пещера Pego do Diabo. Португалия. В пещере найдены многочисленные артефакты, относящиеся к ориньякской культуре. Проведенный в университете Вены радиоуглеродный анализ показал, что их возраст не превышает 34,5 тыс. лет. А дополнительные данные показывают, что уже 37 тыс. лет назад кроманьонцы окончательно вытеснили неандертальцев или ассимилировались с ними. Вероятный срок сосуществования двух ветвей развития человека оценивается в 5 тыс. лет.
Авторы исследования также сообщили, что их данные позволяют объяснить особенности анатомии 30 − тысячелетнего скелета ребенка, обнаруженного на территории Португалии в Лагар-Вельо (24 000 лет до н.э.). Его предположительно относили к гибриду человека и неандертальца. Зильяо и его коллеги уверены, что ребенок появился на свет не в результате скрещивания неандертальца с женщиной Homo sapiens (а именно образование такой пары генетиками считалось предпочтительным). К тому моменту первые уже давно вымерли. Однако вероятно, что ребенок сохранил архаичные черты, которые унаследовал от неандертальцев через много поколений.

- Стоянка «Высь» , Крым. 32 000 лет до н.э. «Кремень, который мы здесь нашли, показывает, что эта стоянка переходная от неандертальца к гомо сапиенс… Материалы, найденные во время раскопок стоянки, демонстрируют синтез культур двух видов людей».

ВЫМИРАНИЕ НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ

36 000 лет до н.э. быстрое, кратковременное колебание магнитного поля Земли.
Произошло ПРЕЦЕССИОННОЕ СМЕЩЕНИЕ ПОЛЮСОВ.
Произошло извержение вулканической системы (около полусотни вулканов) Флегрейских полей Южной Италии (в районе современного Неаполя). Вулканический пепел выбросило в верхние слои стратосферы, и на землю он выпал лишь после долгого перемещения и на относительно локальной территории. Концентрация его, по оценкам специалистов, была грандиозной - сотни тысяч тонн и вызвала резкое изменение климата ("эффект ядерной зимы"). По всей Евразии в течение года шли «грязные дожди» - с небес лилась вода, смешанная с пеплом.
Катастрофа привела к полному исчезновению цивилизации в Евразии, когда на юг бежали и мамонты, и люди. Началась жестокая борьба за выживание.
Время катастрофы на Флегрейских полях стало и тем рубежом, через который не смогли пройти и неандертальцы.
Ок. 40 тысяч лет назад в Европе были относительно нормальные условия, к примеру, вся территория нынешней Испании была покрыта хвойными лесами, где обитали неандертальцы. А потом наступило резкое похолодание, сопровождавшееся тотальным вымиранием видов.
38 - 34 тыс. л. н. на территории Европы произошла резкая смена населения. Неандертальцы вынуждены были уступить место мигрирующим с Ближнего Востока Homo Sapiens.
См. Кроманьонцы Европы и Азии.

24 000 лет до н. э. произошло небольшое прецессионное смещение полюсов.
В это время в Северной Европе наступил один из периодов резкого похолодания. Возраст образцов древесного угля от костров, которые неандертальцы разводили в пещере в районе Гибралтара в пещере Горхэма, раннего слоя датируется 32 000 лет до н.э., принадлежит к самым верхним слоям Мустьерской культуры, второй слой 28 000 лет до н.э., и третий слой датирован составляет 24 000 лет до н.э.

Последние неандертальцы вымирают.
Архантропы.
Каталог статей. Раздел: История.
Категория: История | Добавил: Jupiter (19.01.2012)