Свято-Введенский женский монастырь
Введенский монастырь в Иванове — женский православный монастырь в центре города Иваново.
Основан в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым).
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь в честь Введения Богородицы, составляющая основную часть монастыря — памятник архитектуры начала XX века. Построена на средства городского головы Иваново-Вознесенска П.Н. Дербенева и его братьев по проекту архитектора П.Бегена. В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался архив КГБ. Внутри все было переделано — в Никольском приделе устроен туалет, возведены перекрытия, сняты кресты. 16 дней голодали 4 женщины — чада архимандрита Амвросия Юрасова, члены православной монашеской общины. Благодаря им храм был передан Русской Православной Церкви. 27 апреля 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря.
Основатель и духовник монастыря: архимандрит Амвросий (Юрасов). Настоятельница: монахиня Мария (Перепеча).
В Введенском храме монастыря покоятся мощи новомучеников Российских — свт. Василия (Кинешемского) и блж. Алексия (Елнатского), частицы 168 древних святых, ряса св.прав. Иоанна Кронштадтского.
Монастырь отличается активной социальной и миссионерской деятельностью. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник православной радиостанции «Радонеж». Сестры монастыря участвуют в работе Епархиальной Тюремной миссии — посещают колонии. Трудятся в епархиальной комиссии по канонизации святых. В монастыре работает Православный Телефон доверия. Монахини поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, детей-сирот, наркозависимых, ВИЧположительных, заключенных, освободившихся, проводят благотворительные обеды.
В монастыре есть издательский отдел: издаются книги, буклеты, монастырская газета «Слово утешения».
Храмы монастыря
1. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Находится в посадской части города, при пересечении ул. Фридриха Энгельса и Громобоя. Комплекс начал строиться в 1900 г. на участке, пожертвованном графом Шереметевым, на средства ивановских фабрикантов Бурылиных, Гарелиных, Битовой, Маракушева и др. Состоит из церкви Введения (1900-1907 гг.), дома причта и ограды с башнями и воротами (1909-1913 гг.). Все здания возведены из кирпича в лицевой кладке по проекту архит. П.Г. Бегена. Из трех иконостасов храма главный был выполнен по проекту иконостасных дел мастера А.Н. Шорохова. Комплекс отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна. Крупнейший ансамбль нач. 20 в. в Иванове, играющий важную градостроительную роль.
В пространственной композиции господствует церковь Введения, крупномасштабный объем которой сопоставим с окружающей застройкой микрорайона 1960-х гг. Храм стоит в центре небольшого прямоугольного участка, обнесенного оградой. Трое ее ворот расположены напротив северного, южного и западного входов в храм. Восточную - границу участка и его юго-восточный угол фиксирует изогнутый в плане дом причта, причем его угловая лестничная башня является одновременно композиционным элементом ограды, аналогично северо-восточной и юго-западной башням. В нач. 1990-х гг. в связи с открытием при храме женского монастыря по линии ограды выстроены келейные корпуса, а над западными воротами сооружена невысокая колокольня (архит. И.К. Русакомский).
Церковь Введения относится к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Ее кубический двусветный основной объем завершен крупными сплюснутыми луковичными главами на барабанах (средний световой). Алтарные апсиды полукруглые, средняя более крупная. На остальных трех фасадах объемную композицию развивают ризалиты, завершенные щипцами с килевидными подвышениями; выступающие на центральных осях храма, они придают его плану крещатую форму. На этих же осях расположены крыльца входов — с арочными проемами, на столбах, увенчанные высокими щипцами.
Сильно вытянутые по вертикали узкие арочные окна сгруппированы на фасадах по одному, по два и по три. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, кокошники, полуциркульные и килевидные арочки, декоративные зубчатые пояски и многоступенчатые карнизы.
Внутри большое открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основана на пересечении двух пар арок огромного пролета, опирающихся на стены. Образованные в результате восемь ячеек перекрыты парусными сводами, в центре купол, в апсидах конхи.
Дом причта - оригинальное по композиции здание, состоящее из двухэтажной угловой части и вытянутого к северу прямоугольного крыла. Внешний фасад симметричного углового объема скруглен, и на оси симметрии к нему примыкает глухая круглая угловая башня с лестницей внутри. Ее шатровый верх поднимается над двускатным покрытием и композиционно перекликается с четырехгранными шатрами типа епанчи на торцах двухэтажного объема. Внутренний угол этого объема срезан. Здесь в центральной части дворового фасада устроен вход, акцентированный в завершении щипцом с килевидным верхом (как на храме). Аналогичные килевидные элементы врезаны в высокие кровли - епанчи по осям симметрии торцовых фасадов. Прямоугольные окна заключены в наличники; на внешнем фасаде они ложные в первом этаже и частично во втором.
Основные мотивы декора - килевидные арочки во фризах, кокошники в основании кровель, колонки на углах и в наличниках, ширинки, поребрики, зубчики. Фасады одноэтажного объема оформлены намного проще.
Внутри двухэтажная часть отделена глухой капитальной стеной. Вход, ведущий в трапециевидный вестибюль, связан с дугообразным в обоих этажах коридором, повторяющим очертание внешнего фасада, а через него - с башней. Налево и направо из коридора ведут двери в квадратные комнаты. В одноэтажном крыле разные по величине помещения разделены глухими капитальными стенами с отдельными входа ми, по типу монастырских келий.
Ограда состоит из звеньев металлической решетки между столбами на кирпичном основании. О трех сторон в ограде устроены ворота, на углах стоят башни: прямоугольная и плане северо-восточная и восьмигранная юго-западная. По характеру декора они аналогичны убранству лестничной башни дома причта. Интересна композиция ворот, своеобразно интерпретирующая тему древнерусских надвратных храмов. Обильный декор ворот характерен для русского стиля. Великолепная кованая решетка выполнена в стиле модерн и имеет разный рисунок на разных участках ограды.
История города Иваново, 1958, ч.1, с 170; Тихомиров, 1996, с. 94-98; ГАВО Ф 556 Оп. 3 Ед. хр. 914 Л. 2, 31, 38, 60, 88; ГАИО Ф. 205. Оп. 1. Ед. хр. 269. Л. 38
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 456 – 459» М, «Наука», 1997
2. Часовня Амвросия Медиоланского.
Часовня в Свято-Введенском монастыре была южными вратами исторической ограды (1908-1913 гг.). После возведения новой монастырской ограды ворота оказались внутри монастыря. После завершения реконструкции будет освящена как Часовни Амвросия Медиоланского.
Строительство часовни пока продолжается.
3. Колокольня.
Надвратная колокольня со звоницей. 1907 г.
Другие постройки
4. Священнический корпус.
Священнический корпус
5. Настоятельский корпус. Перестроенная южная часть дома причта нач. XX в.
6. Келейный корпус (1991-1993 гг.). Перестроенная северная часть дома причта нач. XX в.
7. 2-й келейный корпус с угловыми башнями.
Келейный корпус с угловыми башнями
8. Переходный корпус ("Зимний сад”) с северо-восточными воротами.
Переходный корпус
9. Трапезная (1991-1993 гг.).
Трапезная
10. Бывшие северные ворота ограды.
Бывшие северные ворота ограды
11. Монастырская гостиница.
Монастырская гостиница
12. Техническая постройка.
13. Монастырская постройка.
14. Ограда.
Ограда
15. Южные ворота с привратными башнями.
Южные ворота
16. Северо-западные ворота.
17. Лестничная башня дома причта (1909-1913 гг.).
18. Северо-восточная башня ограды (1909-1913 гг.).
Северо-восточная башня
19. Юго-западная башня ограды (1909-1913 гг.).
Юго-западная башня
20. Городская застройка.
Подворье монастыря
Церковь Спаса Преображения в селе Доронино Тейковского района.
Доронино-Преображенская церковь. 1798 г.