ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 28.11.2024, 22:30
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Евфросинья Суздальская

Святость.
Православные Святые и Апостолы.
Собор Владимирских святых.

ЕВФРОСИНИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 г. и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана - родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией (что значит раба Божия), и что она будет служительницей церкви.
Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией. Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен. Родители с удивлением и благоговением смотрели на Феодулию. Если кормилица ее питалась мясом, то Феодулия отказывалась брать грудь кормилицы весь день. Однажды матери было видение: она на крыльях возлетает к небу и отдает Богу свою дочь.
Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию. В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.
В юности увидела она во сне Страшный Суд: море огня и Райские обители. Пресвятая Богородица призывала ее разделить блаженство праведных, а Господь держал в деснице Своей Книгу Жизни. В другом видении ей был показан Киево-Печерский монастырь и иноки его, славящие Господа. В то же время игумении Суздальского монастыря было откровение о том, что к ней должна придти юная дева, которую необходимо принять в обитель.
С детских лет она мечтала о монашеском житии и подвигах, но по желанию родителей в 1233 г. Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича Мины, родного брата Александра Невского. В нач. ХХ в. в трёх верстах от Суздаля по Владимирской дороге существовало Минино селище – остатки недвижимости князя Мина.
Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молилась Божией Матери о сохранении непорочности, так как чувствовала призвание к иноческой жизни. И снова Пресвятая Дева в сонном видении повелела послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснется твоего тела».
Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. Феодулия не вернулась домой и уговорила игуменью Ризоположенского монастыря (основан в 1207 г.) принять ее. Игумения согласилась, помня о бывшем ей откровении и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.
Юная инокиня ревностно выполняла правило монашеской жизни, удивляя сестер рассудительностью, высокой духовностью и зрелостью ума.
Господь попустил ей постоянную брань с бесами: Евфросиния много времени терпела их нападения и молилась об укреплении своем в этой брани. Игумения сказала ей: «Без нападения врага не было бы твердых воинов царских, и Господь попускает любящим Его терпеть искушения, дабы явились добродетели их». Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Сестры ее почитали, и сама игумения постоянно обращалась за советом.
О редкой подвижнической жизни преподобной вскоре узнали не только в Суздале, но и далеко за его пределами. Множество народа посещало обитель, чтобы услышать поучения преподобной Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении. Часто после таких бесед, люди, приходившие в обитель помолиться, оставляли мир.
Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами.
Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. Она предсказала близкую кончину принявшей ее игумении и мученическую смерть своего отца. Перед нашествием Батыя Господь открыл подвижнице, что беда идет на Русь, что Суздаль будет разорен: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук, - сказал Господь, - ...Тебе же и живущим здесь обещаю, что знамение Креста будет охранять твой монастырь». Тогда преподобная увидела двух ангелов с натянутыми луками в руках, охраняющих обитель. Они сказали преподобной, что инокини, которые будут искать спасения вне стен обители, или вернутся в нее, или пострадают.


После гибели дружины Суздаль оставался совершенно беззащитным и был обречён. Татаро-монголы подошли к Пассадским укреплениям с южной стороны и появились на Ироновой горе в непосредственной близости от кремля. Многие насельницы монастырей при виде жестоких завоевателей, убежали в город, надеясь найти защиту в его укреплениях. Суздаль подожгли и разграбили. Всех кто не успел убежать, увели в рабство, стариков и больных перебили. Целым и невредимым остался только Ризоположенский монастырь, несмотря на то, что находился вне городских укреплений и ничем не был защищён.


Взятие Батыем Суздаля. Миниатюра из «Жития Ефросиньи Суздальской»

Когда полчища татаро-монгол окружили Суздаль преподобная с игуменьей и сестрами не побежали из монастыря. А стали усердно молиться. Молитва эта стала крепостью спасавшимся в монастыре. На захватчиков сошёл мрак в виде облака, а над обителью воссиял нестерпимый свет в котором был виден крест. Устрашённые татаро-монголы не могли даже приблизиться к месту обители и только теснили и давили друг друга, падая навзничь с конями вниз. Не смог приблизиться к монастырю и сам хан Батый, прибывший на другой день к месту, где произошло чудо. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него. Завоеватель приказал более не пытаться овладеть монастырём и отойти.

Когда отец Евфросинии отправлялся в Орду, где его ожидало мученичество, Евфросиния в письме к нему убеждала твердо стоять за веру, чтобы он «...не склонился на волю цареву» и советовала ему слушаться боярина Феодора, которого назвала «философом из философов».
Через 6 лет в монастырь дошла весть о мученической кончине в орде отца преподобной Евфросинии князя Михаила Черниговского. После казни отца и боярина Феодора 20 сентября 1246 г. оба они предстали перед ней, поведали о своей мученической кончине и благодарили за укрепление и молитвенную помощь в смертный час.

После смерти отца она оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве. Когда один из жителей Суздаля был потрясен, увидев ее ветхое одеяние, Евфросиния сказала: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет, и даже становится вкусна. Так и мы иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Тот же человек попросил наставления; она ответила ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания; дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь опустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню, прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно!». Человек тот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее - подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал ее праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Незадолго до кончины преподобной в Суздале случилось предсказанное ею землетрясение, во время которого она увидела на небе Пресвятую Богородицу, умолявшую вместе со святыми Сына Божия о спасении града и людей в нем. После этого события явились ей отец, и боярин Феодор, известившие о близкой кончине. Преподобная стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, сказала:
«Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!», перекрестилась и отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.

При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь, и по благословению патриарха Адриана 18 сентября 1698 г. совершилось прославление преподобной Евфросинии. Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря. Сейчас в раке находится лишь частица ее мощей.
Монахини рассказывают: многие приезжают молить Ефросинью об исцелении, о пополнении в семье. То, о чем просят, сбывается.



Интерьер Ризоположенского собора. Нач. ХХ в.

Покров. «Преподобная Евфросиния Суздальская». 1526–1542 гг. Мастерская Соломонии Сабуровой, г. Суздаль
Произведение декоративно-прикладного искусства
Дата (век): 1526 – 1542 гг.
Материал, техника: Холст, шёлковые и серебряные нити; шитьё
Размер: 190 х 76 см
Святая изображена в рост, с крестом и свитком в руках. Одежды шиты тёмно-вишнёвым и серым шёлком, преимущественно косым швом. Крест и свиток шиты пряденым серебром «в прикреп». Возможно, что несохранившийся нимб тоже был выполнен серебряными нитями. Лицо и руки шиты телесного цвета шёлком «атласным швом», по форме, с тенями. Первоначальный фон – тёмно-коричневая крашенина – сохранился только под шитьём и около контуров изображения.
Покров происходит из Троицкой церкви Ризоположенского монастыря в Суздале. Покров был шит женой великого князя Василия III Соломонией Сабуровой после пострижения её в монахини суздальского Покровского монастыря в 1525 г.

Проект памятника «Евфросиния Суздальская»

Житие преподобной Евфросинии Суздальской было обнаружено Варлаамом в Махрищской монастырской книгохранительнице между 1577-1580 гг., когда Варлаам уже пребывал в сане епископа Суздальского (хиротонисан в 1570 г.). К обнаруженной рукописи Варлаам добавил свою повесть «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». Несомненно, что эта находка не была случайна поскольку Варлаам еще в должности игумена Махрищского монастыря был причастен к Макарьевской деятельности по составлению Четиих-Миней.

Житие преп. Евфросинии попало в Махрищскую обитель из Суздаля благодаря монаху Савватию, который перевез житие в Махру «для преписания чудес» и оставил там на годы. В.О. Ключевский называет Савватия монахом и пишет, что тот вывез житие преп. Евфросинии из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Согласно другим источникам, под именем Савватия следует понимать игумена Махрищского монастыря. П.М. Строев приводит список архимандритов Спасо-Евфимиева монастыря: в 1565-1570 гг. им управлял архимандрит Савватий, впоследствии епископ Коломенский. Естественно, что ему, как настоятелю, было проще всего перенести рукопись жития из одного монастыря в другой. Сам Варлаам называет Савватия бывшим игуменом, не указывая, однако, названия его монастыря.
Что касается автора текста жития преп. Евфросинии Суздальской, то по сообщению Варлаама он был написан «некоим иноком Григорием». Монах того же Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, Григорий, известен как биограф основателя своего монастыря преп. Евфимия, (ск. в 1404 г.), суздальского епископа Иоанна (хирот. в 1340 г., ск. в 1373 г.), преп. Косьмы Яхремского (ск. в 1492 г.) и, возможно, других владимирских святых. Ему же приписывают «Слово на память всех святых русских, новых чудотворцев» и службу им. (Впоследствии разработку и дополнение службы всем русским святым завершил епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) (1887-1962).

В повести игумена Варлаама говорится, что во время своего «путного шествия» из Москвы он оказался в Махре и там нашел текст жития преп. Евфосинии. С этим известием он явился к царю Иоанну Васильевичу и митрополиту Макарию и добился установления собором празднования памяти этой святой. В подлиннике это повествуется следующими словами:
«... случися мне путное шествие от пресловущаго монастыре градовом Москвы, во обители Живоначалныя Троицы, Стефанова Махритского монастыря быти. и обретох в книгохранителнице житие преподобныя Еоуфросинии, написано некоим монахом Григорием, бывша обители всемилостиваго Спаса Евфимиеваго монастыря, по преставлении бывшаго игумена Савватия, той же игумен возраст имея града Суждаля, и закосне у него многая лета для преписания чюдес, аз же порадовахся, яко не презре Господь желания моего. И прочет разсмотрих, яко не просто сему быти, но от Божия благодати...».
О самом прославлении преп. Евфросинии в той же повести епископа Варлаама сказано:
«Аз же собрав собор, архимандриты, игумены и весь причет соборныя церкве. и сотворив молебныя пения о благосостоянии святых Божиих церквей и о многолетнем здравии, благочестиваго государя царя и великаго князя Иоанна Василиевича всея Руси... и совершив божественную литоргию, стекошася и тогда во обитель преподобныя Еоуфросинии от рада множество народа, инок и инокин множество, и окрест живущих стран, видети божественная чюдеса, имуще с собою недужныя, слепыя и хромыя. Тогда же Господь Бог, молитв ради Пречистыя своея матере, у раки преподобныя Еоуфросинии дарова явныя многая чюдеса».
По преданию жизнеописание преп. Евфросинии было составлено Григорием «со слов черноризниц спустя 300 лет после кончины преподобной». Впоследствии «инок Григорий или умер или ушел из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а житие пр. Евфросинии, написанное им, игумен Спасского же монастыря Савватий унес в Махрищский монастырь... а после смерти Савватия, áоноñ вместе с другим имуществом покойного поступило в Махрищский монастырь...».
Житие преподобной Евфросинии Суздальской дошло до нас более чем в двадцати четырех списках, шесть из которых украшены миниатюрами. В цитированном выше труде В. Георгиевского приведены их копии, на одной из которых («Табл. к Жит. XV») изображен момент преподнесения жития государю. Изображенный на миниатюре царь Иоанн Васильевич стоит у трона, а один из четырех предстоящих монахов (с округлой окладистой бородой) подает ему толстую рукопись. Как следует из подписи, монах с житием и есть суздальский епископ Варлаам. Из числа суздальских святых, жизнеописания которых были составлены Григорием, собором 1549 г. был канонизирован только преп. Евфимий Суздальский, которого признали в качестве местночтимого святого. Канонизация же преп. Евфросинии произошла лишь через полтора десятка лет: она совершилась благодаря стараниям уже упоминаемого Варлаама на соборе 1564-го г. при Московском митрополите Афанасии (1564-1566).

День памяти - 1 октября.



Икона в окладе. Положение риз Богоматери, с предстоящей преподобной Евфросинией Суздальской. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, темпера, басма, чеканка, гравировка, Золочение. 38 x 33,5 x 3,7
Описание: В левой части средника, на фоне белого трёхглавого храма и розовых палат, на высоком престоле, помещена тёмно-вишнёвая риза Богоматери, над ней – икона «Богоматерь Умиление», по сторонам представлены царь и патриарх, придворные и духовенство. Справа изображена фронтально, в рост, Евфросиния Суздальская в монашеских одеждах, в левой руке – свиток, правая раскрыта перед грудью.
На фоне и полях – золочёный басменный оклад. Орнамент на фоне сердцевидный с веткой трилистника внутри, на полях – вьющийся стебель из цветов, гроздьев и трав.
Венец и цата Евфросинии чеканены растительным орнаментом, венцы святых гравированы растительным орнаментом, венец Богоматери гладкий.
Легенда: Икона находилась в соборе Ризоположенского монастыря.
Экспозиция: «История суздальских монастырей»


История Суздаля.
Князь Константин Всеволодович. 1216-1219 гг. - великий князь владимирский.
Князь Юрий II Всеволодович. 1212-1216 гг. и 1219-1238 гг. - великий князь владимирский
1238 г. - захват Суздаля и Владимира войсками хана Батыя.
Суздальский Кремль.
Ризоположенский монастырь.
Суздальское княжество
Князь Святослав Всеволодович. 1238 - 1246 гг. - князь суздальский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (12.12.2011)
Просмотров: 3672 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz