ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 05.05.2024, 19:57
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Упразднённые монастыри Владимира
МОНАСТЫРИ ВЛАДИМИРА
 
 
 
КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Владимир, Константино-Еленининский проезд, 8.
 
Еще в IX начале Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах.
Доброе село — одно из древних поселений владимирской округи; на его восточной окраине находился курганный могильник XII—XIII веков.
Именно здесь, как утверждение Православия и возникает первое поселение монахов – славян, пришедших с юга, имевших более высокую культуру и на месте бывшего капища строятся деревянные срубы храмов, православные церкви.
Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к концу XII началу XIII вв., основываясь на том, что один из игуменов монастыря Феодор был посвящён в 1276 году в сан Владимирского епископа.
Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру.
 
Монастырь вновь был открыт в 1362 году другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси.
 
Святитель Алексий
Епископ Владимирский Алексий был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. «Инаугурацию» провел патриарх Константинопольский Филофей Коккин (1353 г. или 1354 — 1377 гг.), причем Алексий стал первым на Руси митрополитом негреческого происхождения (он занимал святительский престол на протяжении 24 лет). Одновременно городу Владимиру возвратили статус резиденции русских митрополитов, а за Киевом сохранилась позиция «первого престола и первой кафедры». В сложной обстановке княжеских междоусобиц Алексию удалось немало сделать для возвышения Москвы, а в самом городе он основал Архангельский собор, Андроников, Чудов и Алексеевский монастыри.
Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в конце XIII - в начале XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня. В 1354 г. последовало его Доставление на Русскую митрополию.
Образом своей жизни святитель Алексий обрел всеобщее уважение, перешедшее затем в глубокое благоговение.
12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе.
20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария это произошло несколько позже, в 1439 г.).
Святитель Алексий один из самых чтимых угодников русских, чудеса его описаны в многочисленных житиях. Церковь празднует память Святителя 12 февраля, а обретение мощей - 20 мая.
 
Один из древнейших русских актов — Уставная грамота, данная в 1391 году митрополитом Киприаном Константино-Еленинскому монастырю, — рисует картину отношений «духовных отцов» с их крестьянами — «сиротами монастырскими». Они были обязаны поддерживать монастырские деревянные укрепления, строить хоромы, огораживать сады, пахать «игуменов жеребей», засевать и убирать его, косить и свозить сено, плести сети и ловить на монастырь зимой и летом рыбу, а осенью бить в окрестных озерах на пойме и «истоках» драгоценных бобров; по праздникам нужно было нести игумену дары, «что у кого в руках», молоть зерно, печь хлеб и варить пиво. Что же оставалось самим «монастырским сиротам»...
 
С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова), родившегося в семье священника в начале XIV в. во Владимире. После смерти отца в возрасте 12 лет он был отдан послушником в Богородице-Рождественский монастырь, где позднее был пострижен в монашество и получил сан иеродиакона. Митрополитом Алексием назначен игуменом вновь открытого Константино-Еленинского монастыря близ Владимира, но вскоре удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 23/03/1384 и там же был похоронен.

По материалам "Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь". - Владимир, 2002.
 
С XV века существовала деревянная церковь Святого Николая Чудотворца.
Во 2-й половине XVIII века архимандритом бывшего Константино-Еленинского монастыря Авраамием была возведена пятиглавая каменная церковь.
Монастырь не был богат и в XVIII веке дважды упразднялся из-за "ветхости зданий и скудности средств содержания".
В 1775 г. обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе.
Константино-Еленинская церковь
Константино-Еленинская церковь была достроена, в 1865 году расширена, а в 1885 году на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была построена весьма высокая кирпичная колокольня.
Церковь имеет три престола: во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены, во имя святого Николая Чудотворца (в память о прежней деревянной приходской церкви XV века) и во имя святого Алексия - митрополита Московского (основателя бывшего здесь монастыря).
Сохранился и 2-этажный дом, принадлежавший церкви. В нем раньше помещалась богадельня.
 
Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь
С 2003 г. церковь и колокольня входят в комплекс построек вновь образованного Свято-Алексиевского монастыря.



 
УПРАЗДНЁННЫЕ МОНАСТЫРИ ВЛАДИМИРА
 
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
На склоне к реке за Золотыми воротами в XII веке стояла деревянная церковь Николы, а за ней на высоком отроге располагались деревянные постройки Вознесенского монастыря. Очевидно, что жилища городского населения теперь выходили и за черту Нового города.
Монастырь предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в середине XII века.
Впервые в летописных источниках Вознесенский храм упоминается под 1187 годом: "приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня".
О значении монастыря в начальный период своей истории говорит летописная запись под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Константина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. В город на Клязьме были принесены величайшие святыни – частицы мощей Лонгина сотника и жены-мироносицы Марии Магдалины. Как описывает "Лаврентьевская летопись" владимирцы "с радостию великою" встретили эти святыни и поместили их в Вознесенском монастыре пред Золотыми воротами.
Вознесенский монастырь был сожжён татаро-монголами во время нашествия в 1238 г. После разорения иноческая обитель была восстановлена.
Вновь в письменных источника монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: "Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе".
Еще в середине XVII века церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным).
В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавших деревянных церквей.
По данным "Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года" храм, сохранившийся до настоящего времени был построен в 1724 году.
В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня.
Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 года с иконами, написанными в итальянском стиле. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.
По обычаю возле храма располагалось старое кладбище, являвшееся местом упокоения многих жителей города и Владимирского края. Среди них покоится и участник Бородинского сражения князь Дмитрий Николаевич Голицын. Он получил ранение во время Бородинского сражения. Родители решили перевезти раненого героя Бородина из Москвы в Нижний Новгород, но на половине дороги, во Владимире, князь все же умер. В память о почившем здесь сыне родители украсили Вознесенский храм иконостасом. Литературоведы считают, что писатель Лев Толстой именно князя Дмитрия сделал прототипом образа Андрея Болконского в романе "Война и мир".
В советское время служение в храме насильственно прекратилось в 1934 году. Новая власть по-разному использовала здание, возведенное благочестием русского народа.
В годы Великой Отечественной войны здесь находился один из 17 отделов владимирского концлагеря для немецких военнопленных N 190. Всего располагалось порядка 800 человек. По воспоминаниям одного из тех, кто отбывал здесь заключение и впоследствии посетил Владимир явствует, что и в послевоенные годы церковь хранила изначальный интерьер и свой иконостас. Все внутренние и внешние перестройки храма были связаны с последующим этапом его использования. Он наступил в 1949 г. в связи с закрытием здесь лагеря и передачей здания под нужды обувной фабрики.
В 1960 году здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения. Непосредственно перед открытием храма, помещения его по-прежнему использовались под цеха обувной фабрики.
24 мая 1990 года, в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин. Здесь впервые, спустя 56 лет после запустения, вновь была отслужена Божественная литургия.
В начальный период своей новой истории на территории Вознесенского храма планировалось создание духовно-административного центра Владимирской епархии, однако Епархиальное управление вскоре решили разместить вновь в стенах Рождественского монастыря. Так Вознесенский храм окончательно стал приходским.
При нем с первых лет существования и поныне успешно действует воскресная школа. Ее бытие начиналось при Успенском кафедральном соборе в 1989 г., но в связи с тем, что в 1990 г. Вознесенский храм планировалось использовать в качестве общеепархиального центра, воскресную школу решили перевести из Успенского Собора на Вознесенскую горку. Сегодня школа состоит из трех групп: младшей, средней и старшей.
В храме, посвященном Вознесению Господа, южный и северный приделы освящены в честь праздников Богородицы Благовещения Божией Матери и Её Покрова.
В Вознесенском храме находится великая святыня - образ прпп. Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского с частицей их святых мощей".
Адрес: ул. Вознесенская, 14 а
телефон 32-30-15
Настоятель – Протоиерей Владимир Александрович Передернин (Кусуново с ю. р.)
Протоиерей Андрей Юрьевич Чикин
Священник Олег Олегович Саврасов, Троицкий храм с. Чистуха Камешковского района

ЕГОРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
Свято-Георгиевский храм был заложен Юрием Долгоруким на его Великокняжеском дворе в 1129 году, а строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 году его сыном, святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским.
Егорьевский монастырь был основан в 1153 году. Он упоминается в летописях в XVI и XVII столетиях. Сначала он был основан как женский монастырь, а затем действовал уже как монастырь мужской.
До начала XVIII века Георгиевский храм был соборной церковью Егорьевского монастыря, хотя значительно перестраивался, видимо, в XVI веке.
В 1778 году, после повсеместной секуляризации церковных земель и закрытия многих монастырей императорскими Указами, ставший уже приходским Георгиевским храмом – бывший монастырь сгорел. 
После получения разрешения на возобновление церкви в 1783 году, кладка из того же древнего белого камня на старом фундаменте была завершена в 1783-1784 гг., и в 1796 году церковь была освящена и остаётся без изменений до настоящего времени.

В холодной Георгиевской церкви находятся две древние усыпальницы, которые имеют надписи, свидетельствующие, что здесь погребены такие важные исторические лица, как мать и брат святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь была закрыта для прихожан в начале 30-х годов XX века, и эти годы оставили себе характерную заметку – глава церкви была буквально изрешечена пулевыми отверстиями. Далее церковь использовалась под нужды советских учреждений, в том числе как цех масло-жирового заводика и коптильни колбас. Обследование церкви выявило слой жирной чёрной копоти по фрескам основного объёма, толщиной примерно в один сантиметр.
6 мая 2006 года храм был документально возвращён Владимирской епархии Русской Православной Церкви.
8 августа 2008 года на главный Престол храмового комплекса был возложен Святой Антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских, и по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, с этого дня храме возобновлены регулярные неопустительные богослужения, которые совершаются во все праздничные, воскресные дни.

 
СПАССКИЙ ЗЛАТОВРАТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
Спасо-Преображенский храм расположен на месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса.
Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.
Спасо-Преображенский храм
Существующая церковь выстроена конце XVIII века из кирпича на месте древней, сгоревшей в 1778 году.
Археологические раскопки, проведении профессором Н. Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.
Возводя в XVIII веке новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако еще в большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре Спасо-Преображенской церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствуют и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
16 декабря 1937 года горсовет г. Владимира вынес постановление закрыть церковь "как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа". В начале 1990-х годов храм возвращен владимирской епархии и является действующим.
Часовня в память 2000-летия христианства. 1998 г.

 
КОЗЬМО-ДЕМЬЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
В XII веке по указанию летописи, здесь находился мужской Козьмо-Демьяновский монастырь, игумен этого монастыри некто Арсений, первый почтил великого князя Андрея Боголюбского, злодейски умерщвленного в Боголюбове в 1174 г. В половине XVII в. при церкви монастыря уже не значится. Церковь носила наименование «Усекновения главы Иоанна Предтечи и чудотворцев-бессребренников Козьмы и Дамиана». В конце того же столетия церкви усвоялосъ название святом славного пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна и святого мученика Никиты... Неизвестно почему, храму усвоено в народе наименование Никиты-мученика...
Церковь была деревянная.
 
Никитская церковь Владимира Построена во 2-ой половине 18 в. на средства владимирского купца С. Лазарева на месте деревянной церкви и освящена в память святого мученика Никиты. Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумя престолами: во имя Козьмы и Демиана - внизу, в честь усекновения главы Иоанна Крестителя - вверху , - писали Владимирские ведомости в 1872 г.
В 1849 г. усердием владимирского купца П.В. Козлова с северной и южной сторон сделаны каменные пристройки. Колокольня одной работы с церковью. Храм и колокольня увенчиваются железными прорезными крестами, на колокольне с резным из железа изображением ангела с трубою, для указания ветра. В холодной церкви иконостас сделан во вкусе времени Екатерины II, с резными царскими дверями, одной фигуры с иконостасом Успенского собора во Владимире.
 
Вопрос о закрытии Никитской церкви поднимался еще в 1929 г. По мнению губисполкома, здание находится в аварийном состоянии (приводился длинный список повреждений), верующим оно не нужно, зато у города наблюдается сильная нужда в помещениях. Но верующие написали жалобу во ВЦИК, который не утвердил закрытие. Церковь действовала еще 7 лет. 28 апреля 1936 г. на общем собрании сотрудников управления Владимирского хлопчатобумажного треста делегат горсовета т. Николаева выступила с докладом об основных городских проблемах: работа в полсилы из-за нехватки рабочих рук кирпичного завода, отсутствие капитального ремонта на фабрике «Пионер», некультурный вид улиц и многое другое. На собрании постановили поставить в горсовете все эти вопросы и вопрос о закрытии Никитской церкви. Через несколько дней, 8 мая на общем собрании сотрудников лесного школьного санатория выступила депутат т. Седова с отчетом по вопросам канализации, состояния дорог, автомобильного движения, строительства бани, благоустройства братских могил на кладбище, ликбеза и т.д. Итог собрания был примерно таким же – поставить в горсовете все эти вопросы – включили и вопрос о закрытии Никитской церкви. Так был выпущен джинн из бутылки. Через полгода, в конце октября – середине ноября 1936 г. вопросом № 1 в городе стал сбор подписей о закрытии церкви: 11 октября – общее собрание рабочих фабрики «Пионер», 13 октября – собрание студентов, преподавателей и служащих Владимирского педагогического техникума, 29 октября – общее собрание членов артели «Утиль-комбинат», 30 октября – собрание отделов завода «Автоприбор» (рабочие постройки ОКС, цеха №№ 1, 2, 4, 6, 8, 13, автоматно-револьверный, сборочный, ремонтный, мастерские гибких залов, технический и плановый отделы, лаборатория, склад готовых изделий), 31 октября – общее собрание сапожной артели им. 2-й Пятилетки, 2 ноября – артели им. К.Е. Ворошилова и рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», 3 ноября – сотрудников диспансера № 1 и детского диспансерного отделения и студентов и преподавателей Владимирского сельхозтехникума, 5 ноября – объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта и общее собрание сотрудников Владимирского отделения архитекторов и рабочих завода «Красный строитель», 20 ноября – общее собрание студентов и преподавателей Владимирского текстильного рабфака. Все просили закрыть церковь, почти все добавляли, что решение принято единогласно; только в цехе № 13 «Автоприбора» 2 человека из 13 было против и в цехе № 6 один воздержался из 95, а среди рабочих постройки ОКС Захаров заметил, что в церковь ходит очень много народу, поэтому нужно подождать, но в момент голосования присоединился к большинству. Но единства в требованиях о цели закрытия церкви не было. Студенты, преподаватели и служащие сельхоз- и педагогического техникумов просили церковь себе под общежитие; артель им. К.Е. Ворошилова – себе под столярные мастерские и клуб; студенты и преподаватели Владимирского текстильного рабфака и рабочие фабрики «Пионер» выстроили целую цепочку: в церкви разместить артели им. В.И. Ленина, Швейкуста и сапожную, а освободившуюся площадь использовать под жилье; сотрудники диспансера № 1 и автоматно-револьверный цех «Автоприбора» просили церковь снести, а на этом месте построить жилой дом, например, для рабочих и ИТР завода «Автоприбор», сотрудники детского диспансерного отделения просили церковь Архангела Михаила (!) под детскую больницу; общие собрания членов сапожной артели им. 2-й Пятилетки, рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», сотрудников Владимирского отделения архитекторов (по иронии судьбы вели заседание некто Благонадеждин и секретарь Архангельский) и рабочих завода «Красный строитель» и объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта просто единогласно просили закрыть церковь без указания целей. Наконец, от некоторых самых сознательных цехов «Автоприбора» и членов артели «Утиль-комбинат» было выдвинуто предложение использовать церковь под клуб. Указали даже причину: как «одну из лучших и наиболее пригодных церквей под помещение для культурного очага». Т.е. если большинство церквей изымалось у общин за неподобающее содержание, то эту церковь – за то что была самой лучшей, за то что у церкви была самая хозяйственная и ответственная община. На основании всего этого 9 марта 1937 г. президиум Владимирского горсовета постановил: «Исходя из того, что около 3 тысяч граждан города на собраниях вынесли решения о закрытии Никитской церкви и (! – Авт.) учитывая текучесть общины верующих Никитской церкви, просить облисполком санкционировать решение о закрытии Никитской церкви для передачи этого помещения под аэроклуб» – и 23 марта выслали это решение в облисполком. 19 мая 1937 г. президиум Ивановского облисполкома утвердил решение горсовета, добавив, что в городе есть еще 4 церкви [хотя, среди предложенных церквей были относящиеся к другой, обновленческой ориентации, что недопустимо согласно закону. – Авт.]. Далее, как можно предположить, постановление о закрытии церкви, в соответствии с законом, было объявлено верующим и те воспользовались своим правом в двухнедельный срок обжаловать это решение. Они съездили в Иваново, где «2-3 часа ждали, потом вместо т. Анисимова вышел секретарь», который отослал их во ВЦИК. 30 мая 1937 г. верующие пишут М.И. Калинину просьбу со ссылками на сталинскую Конституцию оставить храм, т.к. все налоги с 1918 г. уплачивались своевременно, вверенное имущество сохранено, это памятник старины и здание под клуб не подходит (верхний этаж не отапливается, а нижний мал и темен), а недалеко есть трехэтажный клуб им. Н.К. Крупской. 6 июня была повторная просьба о том же, но краткая, без указания причин. 2 июня ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии церкви. 5 июня облисполком высылает затребованный материал вместе с решением президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. во ВЦИК. 2 августа Комиссия по вопросам культов при ВЦИК запрашивает о возможности переоборудовать церковь Комитет по охране памятников при ВЦИК, на что последний отвечает, что т.к. церковь находится на госохране, то «против передачи здания памятника аэроклубу Комитет не возражает, при условии недопущения изменения его внешней и внутренней архитектуры». По данным ВЦИКа, в городе кроме Никитской имеется 5 церквей: у староцерковников Николо-Галейская и Солдатская, у обновленцев Спасская, Троицкая и Кладбищенская. 12 августа церковная община Никитской церкви запрашивает ВЦИК, рассмотрено ли ее ходатайство, добавляя при этом, что верующих много (до 2 тысяч исповедующихся), что до Николо-Галейской церкви далеко, ссылаются на сталинскую Конституцию; кроме того, пишут, что «нам известно, что по этим мотивам [распад общины и как следствие отсутствие средств на ремонт храма. – Авт.] закрыто сейчас самими руководителями общин 2 обновленческие церкви: Троицкая и Спасская». Несмотря на это, 27 августа 1937 г. ВЦИК выносит заключение: «Церковь закрыта постановлением облисполкома 19 мая 1937 г. Здание предполагается использовать под аэроклуб. В городе есть еще 4 церкви [хотя, во-первых, действующих церквей к тому времени насчитывалось уже меньше, во-вторых, среди предложенных церквей, как уже говорилось ранее, были относящиеся к другой ориентации, что недопустимо согласно закону. – Авт.]. Основание закрытия - ходатайства населения (3 тыс. человек требуют закрытия). Верующие не находят причин к закрытию – обязательства выполняются полностью, община 600 человек, церковь является памятником старины. Полагаю: церковь закрыть, использование согласовать с комитетом ВЦИК по охране памятников». 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК постановил: постановление президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. о закрытии Никитской церкви в г. Владимире утвердить, церковь закрыть, использование здания согласовать с Комитетом по охране памятников при Президиуме ВЦИК. 27 декабря постановление было выслано в Ивановский облисполком и Владимирский горсовет. 3 марта 1938 г. ВЦИК пишет во Владимирский горсовет: «Использование здания церкви Никиты Мученика допустимо без изменения внешней архитектуры здания со снятием лишь крестов; имеющиеся внутри здания церкви иконостасы должны быть изъяты (цельными или отдельными фрагментами) Музеем Академии архитектуры, которая должна произвести предварительную фиксацию памятника».
 
ГАВО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1655. Л. 104; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 704. // Ершов А.Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.) / Департамент по культуре Владим.обл., ГУК «Владим. обл. науч. б-ка им. М. Горького»; Союз краеведов Владимирской обл.; [ред.совет: М.А. Барашев и др.; отв. за вып. И.В. Мишина]. - Владимир, 2010. С. 508-513.
 
Сейчас в ней располагаются реставрационные мастерские.





УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. В XVII веке в городе возобновляется каменное строительство. Оно, конечно, не идет ни в какое сравнение с «золотым веком» владимирской архитектуры, но строители этой поры бережно относятся к духу древнего ансамбля города, вводя новые постройки в его систему с большим тактом.
В 1649 году владимирские купцы строят на посаде на месте деревянной церкви изящную Богородицкую церковь, хорошо включающуюся в южную панораму города.
Как гласит резная на камне надпись у входа, церковь Успения богородицы построена в 1649 году «тщанием и трудами владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцов посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага ...».
Это были разбогатевшие выходцы из среды посадского люда, торговцы, родоначальники купеческих фамилий дореволюционного Владимира. Сохранившийся храм и старые его описания позволяют составить представление о вкусах владимирского «третьего сословия» XVII века и мастерстве строителей и художников этой поры последнего расцвета древнерусского искусства.
Храм (реставрирован в 1961 г. А. В. и И.А.Столетовыми) очень красиво поставлен на той же южной кромке городских высот, на которой воздвигали свои белокаменные соборы зодчие XII века. Богородицкая церковь и завершает восточное крыло южного «фасада» древнего города. Может быть, это ее положение и пониженность рельефа по сравнению с городским центром и продиктовали выбор зодчими ее высоких пропорций и ее увенчание пучком больших, тесно поставленных пяти луковичных глав; церковь не потерялась в городской панораме и была прекрасно видна как из-за реки, так и из Среднего города.
Тип здания знаком нам по церкви Николы в Галеях — это храм с трапезной и колокольней на ее торце. Расчлененный лопатками стройный четверик завершается сочным карнизом с глубокими впадинами килевидных кокошников, над которыми поднимается нарядное и затейливое завершение храма из ярусов кокошников «в перебежку». Над ними на обработанных маленькими кокошничками с кровельками из луженого «белого» железа постаментах высятся пять луковичных глав, крытых первоначально деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим серебристый цвет.
С северной и западной сторон храм окружает открытая аркада паперти. К входам подводят крыльца. На северную сторону, к главной улице, выходит особенно нарядное крыльцо. Главка трапезной сверкала зеленой черепицей.
Незаурядный талант зодчего сказался особенно ярко в композиции колокольни. Ее нижний четверик был использован для устройства первого яруса звона и был прорезан широкими полукруглыми арками. В отличие от обычного типа колоколен, где над четвериком возвышался высокий «столп» восьмерика, поднимающий ярус звона, зодчий опустил восьмерик, но зато сделал ярус звона исключительно изысканным. Он очень вытянут, его диагональные грани и арки уже граней и арок по осям постройки. Так же вытянуты и утончены оконца — слухи шатра, служившего резонатором звона и крытого луженым «белым» железом.

Церковь Успения Богородицы
Достопримечательностью церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма. Он был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928-1929 годах.

При церкви был небольшой монастырек, так что она была окружена служебными и жилыми зданиями и оградой, в которой было двое каменных ворот; двухпролетные Святые ворота завершались двумя шатрами с зелеными черепичными главками.
Таким образом церковь включалась в живописный ансамбль группировавшихся вокруг нее деревянных и каменных построек с их серебристыми и зелеными верхами, к которым древнерусские мастера всегда питали особую любовь.
Древний интерьер храма был, по словам его старой описи, столь же красочен и наряден. Стены паперти были покрыты цветистой росписью; ее фрагменты сохранились около северного и западного входов; слева от последнего в резном белокаменном киоте с двумя кокошниками и помещена резная запись о постройке храма владимирскими богатеями.
В трапезной стояли две печи, облицованные зелеными узорчатыми изразцами. Высокое и светлое помещение храма было также украшено росписью; зодчие позаботились об его акустике, устроив в стенах резонаторы-голосники. Образа иконостаса были окаймлены лентами тисненого серебра, а царские двери и шатровая надпрестольная сень — «писаны по вырезу сусальным золотом, серебром и краски». Об узорчатости и радостной цветистости декоративной обработки интерьера дают представление хранящиеся во Владимирском музее «тощие свечи» из Богородицкой церкви. Это полые внутри, стоящие на белокаменных постаментах восковые цилиндры, на поверхность которых горячим цветным воском нанесен поразительный по красоте и звонкости цвета орнамент. И здесь именитые строители храма не упустили случая увековечить свои имена в идущей по верху цилиндра узорчатой «вязевой» надписи: сооружение каменного храма и его украшение было не только даром божеству, «помогавшему» владимирским богатеям в их стяжательстве, но и служило делу прославления богатства «гостиных и промышленных людей».

Восковой подсвечник из Богородицкой церкви. 1649 г. и 1652 г.

«Тощая свеча» из Богородицкой церкви. XVII в. (Владимир, Музей)

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ из Успенской (Богородицкой) церкви
В искусстве посадских верхов русского города XVII века с необычайной силой выступают вкусы народа, из толщи которого поднималось купечество. Богородицкая церковь, характер которой мы попытались обрисовать, пользуясь скупыми словами старой описи, интересна для нас потому, что она показывает, что и Владимир, захолустный город XVII века, не остался в стороне от того бурного развития народного творчества, которое било ключом в Москве, городах Поволжья — Ярославле, Костроме и других крупнейших центрах экономической и культурной жизни этой поры.
После упразднения женского монастыря, храм стал домовой церковью находившейся рядом семинарии.
В начале 1990-х годов храм передали общине старообрядцев.
9 июля 1995 года он был освящен главой русской старообрядческой церкви архиепископом Алимпием.

См. Старообрядческая церковь.


Феодоровский мужской монастырь
 
Пересекаем речку Ирпень, по течению которой еще в прошлом столетии сохраняли свои имена древние урочища — Княжой луг и Ярилова долина — и было место Федоровского монастыря XII века, где владимирские археологи еще сто лет назад находили цветные майоликовые плитки от пола древнего храма. Дальше, на подъеме полей, видно древнее Красное (что значило «красивое») село, отмеченное высоким силуэтом шатровой колокольни.
 
Феодоровский, мужской, совсем уничтоженный, Владимирской губернии и уезда, где ныне холм, в 3 верстах от Владимира, по направлению к селу Красному. 
Открыт, как Феодоровский в XVI ст. царём Иоанном Грозным и несомненно уже существовал в 1657 г., когда им управлял строитель Иустин.
В 1692 г. приписан к Рождественскому монастырю во Владимире и в 1715 г. имел строителя и 19 монахов.
В 1764 г. упразднён.


Сновидский или Сновицкий-Благовещенский мужской монастырь
 
Сновицы, Суздальский район, Владимирская область

"Ныне старинной архитектуры церковь во имя Благовещения, в ½ верстах от села Сновицы, Владимирской губернии и уезда, в 6 верстах к северо-западу от Владимира, при рч. Содышке. Существовал ещё в XV в., когда в одной из грамот 1461 г. он именуется митрополичьим; упразднён в 1764 г. У паперти сохранилась надгробная плита из белого камня с надписью: «Лета 7120 (1612) преставися раба Божия… Анастасея Соболева»."

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сновицы. 1501 и 1899 гг.

Сновицы. Церковь Вознесения Господня. 1827 и 1857 гг.
 
 

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (30.01.2012)
Просмотров: 5044 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz