ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 29.03.2024, 07:34
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Святые

НИЛ СОРСКИЙ.
 
НИЛ СОРСКИЙ
 
 
Родился рано утром 22 декабря 1433 года в крестьянской семье. Семья проживала в деревушке, расположенной в тридцати километрах к северу от Ростова Великого.
Нил был восьмым ребенком. В этой большой семье жили хоть и бедно, но зато дружно. Родители Нила были людьми глубоко верующими.
Рядом с ними жил священник. Мать мальчика часто ходила помогать священнику по дому и брала Нила с собой. Его потрясло великолепие этого дома, а книги, стоявшие на полках, ребенка просто гипнотизировали.
Священник приметил любознательного мальчика и предложил ему поучиться по вечерам грамоте. На что Нил согласился с огромной радостью.
К удивлению священника, мальчик оказался очень смышленым, и уже через два месяца он знал все буквы, а через полгода умел сносно читать. За год Нил прочитал все книги, которые были в доме священника.
Кроме любознательности и жажды знаний, его от сверстников отличали недетский ум и умение рассуждать.
Нил рос мальчиком очень добрым и открытым, готовым всегда прийти на помощь товарищам.
Внешне он был невысокого роста, коренастый, имел русые волосы и серые глаза.
Когда ему исполнилось двенадцать лет, Нил вместе с другом убежали в Ростов Великий на празднование Пасхи. Нила потрясло величие города, убранство храмов. Он даже и не заметил, как пролетела неделя.
В Ростове Великом Нил познакомился с теми, кто совершил паломничество в Афон и Палестину. Он слушал их рассказы как завороженный. Для себя Нил решил: «Еще немного подрасту и тоже отправлюсь путешествовать».
В пятнадцать лет он отправился из дома в Ростов Великий, чтобы уже затем оттуда идти дальше. В семье Нил был не таким, как все дети, поэтому мать, плача, с отцом благословили его на этот далекий и неизвестный путь.
14 марта 1448 года Нил пришел в Ростов и через две недели с группой паломников отправился в Константинополь. По дороге к ним примкнули пилигримы из других мест, также направляющиеся в этот город.
Когда они прибыли в Константинополь, в их группе было уже четырнадцать человек. И тут мнения разделились - одни хотели сначала побывать в Афоне, другие же хотели сразу идти в Палестину, в Иерусалим. Нил решает идти с большинством на родину Иисуса Христа.
В Иерусалиме он встретил русского Агафона из Киева - тот, осиротев еще в четырнадцать лет, пришел в город и остался здесь навсегда, работая на богатеев. К счастью для Нила, Агафон родного языка еще не забыл, и поэтому они смогли поговорить друг с другом по-русски. Нил решает пожить какое-то время в Иудее.
Умный юноша сразу же приступает к изучению языка. Через месяц он уже знал значения многих слов, а еще через четыре мог даже разговаривать на родном языке Иисуса.
Но и этого было мало Нилу, и он обратился к сыну своего хозяина с просьбой, чтобы молодой человек научил его читать на их языке. Нил был очень работоспособным и послушным, поэтому хозяин не стал ему перечить.
Около десяти лет прожил Нил в Иерусалиме, за это время он не только смог научиться говорить и читать, но смог начать перевод Евангелия от Марка, написанного на древне-арамейском языке.
С этой бесценной книгой и вернулся Нил к себе на родину, продолжая заниматься сначала переводом, затем переписыванием Евангелия.
Евангелие от Марка, переведенное и написанное рукой Нила Сорского, находится в библиотеке Ивана Грозного.
28 августа 1468 года Нил постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре.
Через год он вновь отправился в Константинополь, затем в Афон и далее в Иерусалим. После того как днем Нил приложился к Гробу Господнему, ночью он увидел сон - сам Иисус Христос взял его за руку и привел на берег реки Соры.
Этот сон Нил оценил как знамение свыше и, вернувшись в Россию, основал на берегу реки Соры монашескую общину недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря.
 
"...вождем противников землевладения оказался именно Нил Сорский, человек с тончайшей душевной организацией, истинный поэт скитского жития, носитель настоящей святости, в полном смысле слова – сосуд духовности. Не волнение «исторического чувства», которого Нил Сорский, как и все почти православные подвижники, был лишен, а глубокая трансфизическая тревога за церковь вывела его из скитского уединения и подвигла на борьбу с иосифлянами. Но, хотя церковь впоследствии причислила его к лику святых – не сделать этого по отношению к памяти едва ли не величайшего из русских праведников было просто невозможно, – но за иосифлянами, в общем, оставалась победа, и, таким образом, эгрегор православия сохранил для себя ту почву, которая порождала его питательную темноэфирную среду. Результаты сказались с лишком через столетие, вскоре после Смутного времени". Даниил Андреев.
 
Свято-Нило-Сорскаяпустынь
 
Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: "Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу". Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде.
Основой жизни монахов стали нестяжательство и простота. Нил Сорский, призывая всех монахов к простоте и отказу от богатства, требовал лишить все монастыри имущества и обширных земельных угодий. В отличие от многих других святых Нил Сорский считал, что монахи должны совершать не телесные подвиги, а нравственные. Инок не должен слишком много поститься или наносить какой-нибудь другой вред своему телу, потому что только здоровый человек может полноценно заниматься нравственным самосовершенствованием.
Преподобный Нил вел уединенную жизнь, занимаясь переписыванием и исправлением богослужебных книг.
К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах.
Нило-Сорская пустынь в начале XX века
 
Умер преподобный Нил 1 июля 1508 года, завещав бросить свое тело в пустыню на растерзание диким животным. Ученики, напротив, похоронили его с большой честью у стен Сретенской церкви.
Описи XVII века называют часовню, поставленную над гробом Нила Сорского, приделом церкви Сретения. В часовне стоял крест с Распятием, рака преподобного Нила была покрыта простым чёрным покровом, над ракой помещались иконы. Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом.
В 1656 году вместо часовни, которую перенесли на новое место — к колодцу Нила Сорского, над гробом Нила Сорского начали строить церковь во имя святого Иоанна Предтечи.
В 1669 году, через 10 лет после освящения церкви, в ней над гробом Нила Сорского была устроена деревянная резная золочёная рака, где по сторонам в четырёх кругах вырезали тропарь, кондак, икос преподобному Нилу и летопись, в каком году преставился преподобный. Первая икона с изображением Нила Сорского появилась в монастыре в 1686 году при строителе Дионисии Москвитине. Незадолго до написания иконы в 1682 году при том же строителе был составлен канон преподобному Нилу Сорскому.
 
Немного известно об иноках Нило-Сорской пустыни. Обычно их жило в скиту 6-12 человек. По именам-прозваниям монахов можно представить, откуда они пришли в Нилов скит, чем занимались, особенности их жизни. В скиту спасались старцы: Ферапонт Верижник, Корнилий Затворников и Пустынников, Герасим Скудной или Глупой, списатель многих книг, Пимен и Варлаам иконники. В XVII веке в скиту жили монахи родом из Нижнего Новгорода, Мурома, Москвы, Холмогор, Киева, Поморья, Вологды, Устюжны, приходили из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Корнильево-Комельского монастырей, с Соловков. Нилов скит имел, видимо, тесные связи с Соловецким монастырём. Через Нилову пустынь и Кириллов монастырь обычно пролегал путь паломников, шедших на Соловки. Старцы Соловецкого монастыря нередко жертвовали в скит книги, богослужебную утварь.
 
Два с половиной столетия (XVI — первая половина XVIII века) Нило-Сорская пустынь прожила по Уставу скитского жития. Но в середине XVIII века жизнь в скиту постепенно замирает, что в немалой степени было связано с общей государственной политикой по отношению к монастырям. Секуляризационная реформа 1764 года прямо скита не коснулась, так как земли и крестьян он не имел. Но "государево жалованье" поступать перестало, Кирилло-Белозерский монастырь, разорённый реформой, уже не мог помогать своему приписному скиту (с 1641 по 1777 год Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю).
В XVIII веке изменилось само отношение к скитам, в том числе и к Нило-Сорской пустыни. Они становятся, как правило, местом ссылки, куда на исправление посылают монахов за "неблагочинное и нетрезвенное поведение".
В 1798-1805 годах монашескую жизнь в Нило-Сорском скиту пытался восстановить игумен Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, но безуспешно — скит находился за 70 верст от Новоезерского монастыря.
 
За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.
Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все - сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство.
Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия.
На богатые пожертвования иеромонах Никон начал отстраивать монастырь заново — теперь уже по плану общежительного монастыря. В форме правильного прямоугольника возвели каменные стены, внутри стен, а не за монастырской оградой, как было раньше, устроили монашеские келлии, общую трапезу, кухню. Приступили к строительству каменного собора. Для этого срыли, а местами разровняли холм, насыпанный преподобным Нилом, древние церкви Сретения и Иоанна Предтечи разобрали.
На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери.
 
Стена с деревянными башенками
Стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.


Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
 
Но в самом начале строительных работ, в 1841 году, случилось непредвиденное: иеромонах Никон оказался под следствием, а строительство было приостановлено. Иеромонах Израиль, который приехал в 1840 году в Нило-Сорскую пустынь из Петербурга и сумел за год стать близким и доверенным человеком иеромонаха Никона, написал на него донос в Новгородскую духовную консисторию. Он обвинял иеромонаха Никона в растратах монастырских денег, а самое главное — в неблагоговейном отношении к святыне и укрывательстве святых мощей. В доносе говорилось, что во время разборки церкви Иоанна Предтечи иеромонах Никон ночью тайно раскопал святые мощи преподобного Нила Сорского и спрятал их в своей келье. Следственная комиссия пыталась обстоятельно изучить "дело о мощах”. Обвинения в адрес иеромонаха Никона не подтвердились. И всё же иеромонаха Никона перевели в Иверский Валдайский монастырь, запретив ему на год ношение монашеской одежды и священнослужение. Такую епитимию иеромонах Никон получил, по словам Консистории, за "безрассудную ревность" и "безотчетную привычку во всём находить святыню". В братстве Иверского монастыря иеромонах Никон пробыл около десяти лет, скорбя о разлуке с Нило-Сорской пустынью. По ходатайству фрейлины Т.Б.Потёмкиной иеромонаха Никона перевели в братство пустыни под бдительный надзор настоятеля.
 
Вернувшись в пустынь, иеромонах Никон устроил неподалёку от самого монастыря (двести метров на юго-запад) скит, где можно было жить в уединении и безмолвии. Келлию свою он поставил около колодца, ископанного преподобным Нилом Сорским, здесь же был пруд преподобного и когда-то стояла его келья.
В новый скит перенесли церковь Иоанна Предтечи, сложенную из остатков древних храмов Сретения и Иоанна Предтечи.
Новопостроенную церковь и скит освятили 15 ноября 1852 года, а 16 ноября иеромонах Никон был облечён в схиму и наречён по своему желанию Нилом в честь преподобного. Здесь, на месте поселения преподобного Нила, он и остался жить.
Незадолго до пострига в схиму, 8 ноября 1850 года, иеромонах Никон отправил на Афон написанную им икону Иерусалимской Божией Матери. Эта икона до сих пор находится в Покровском храме Пантелеймонова монастыря на Афоне, над святыми вратами; во время молебнов её торжественно опускают к молящимся.
После отправки иконы, как пишет сам иеросхимонах Нил, сбылось его главное желание: по указу Синода в декабре 1850 года Нило-Сорская пустынь была восстановлена как самостоятельный общежительный монастырь.
Вид на внутренний двор через восточные ворота: в центре - надвратный Покровский храм, справа - Тихвинский храм
Собор Иконы Божией Матери Тихвинская.Дата постройки: 1841-1854 гг. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены.
Кирпичный собор в стиле позднего классицизма, построенный на месте деревянных Сретенской и Предтеченской церквей в 1841-1854 гг. Односветный четырехстолпный четверик, увенчанный крупным центральным куполом и четырьмя малыми куполами, с теплой трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем. Боковые приделы прп. Нила и Петропавловкий, в трапезной Сретенский и Никольский приделы. Закрыт в 1920-х, венчания сломаны. Занят столовой.
В юго-восточном приделе храма во имя прп. Нила под спудом покоились мощи Нила Сорского. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена.
 
До 1930 года в монастыре размещалась колония. В ведение Главнауки "как исторический памятник" был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом. С 1 октября 1927 года Череповецкий окрмузей сдал скит в арендное пользование без права богослужения бывшим Нило-Сорским монахам. Этот договор действовал до 1 октября 1930 года. После закрытия монастыря архимандрит Илларион скитался по деревням, осенью 1937-го он пошёл умирать в своё родное Есипово, где попросил похоронить его тайно на картофельном поле, что и было исполнено. Устное завещание последнего настоятеля Нило-Сорского монастыря сродни завещанию и его основателя - это просьба похоронить безвестно и без всякой чести.
 
В 30-х гг. XX века история Нилова монастыря словно замкнулась. Последние монахи доживали свой век на месте поселения преподобного Нила, рядом с его колодцем и прудом, возделывая огород там же, где когда-то трудился сам преподобный, добывая дневное пропитание "от труда рук своих". В 1937 году оба скита Нило-Сорской пустыни (Предтеченский и Успенский) были сняты с учета Главнауки. Тогда же разобрали на хозяйственные нужды Успенский скит, а Предтеченский сгорел 9 мая 1946 года. В самом Нило-Сорском монастыре с 1930 года размещался дом инвалидов при Липовском сельском совете "Пустынь", с 1961 г. здесь находится Пустынский психо-неврологический диспансер.
 
Сейчас в монастыре больница для душевно больных.
Пустынь - довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день - утром и вечером - приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова...
Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета "психушкой", не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности - не место для туристов.
 
Обретение мощей преподобного Нила Сорского
В начале 2000-х годов были обретены мощи преп. Нила Сорского. Преподобный же завещал нашедшему его мощи бросить их в болото и попрать их ногами, а ежели кто не исполнит его воли, с тем он будет судиться на Страшном Суде. Жители окрестностей и насельники монастыря, где были обретены мощи, сетуют, что после того, как они от них были увезены с их землями стали приключаться несчастья, и, не удивительно, просят вернуть мощи преподобного Нила Сорского обратно.
Где находятся сейчас мощи святого автору статьи неизвестно. Возможно, что завещание Нила Сорского было выполнено.
 
 Нил Сорский покровительствует ученым, ученикам, студентам, поэтам, писателям, журналистам.
 
 Молитва преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу
 
 О, преподобие и Богоблаженне отче Ниле, Богомудрый наставниче и учителю наш!
Ты, любве ради Божия, от мирских смущений удаляяся, в непроходней пустыни и в дебрех вселитися изволил еси, и, яко лоза благоплодна, чада пустыни умножив, словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели явился еси, и, яко ангел во плоти, пожив на земли, ныне в селениих Небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися, и с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши.
Молим тя, Богоблаженне, настави и нас, под кровом твоим жительствующих, непреткновенно по стопам твоим ходить и Господа Бога всем сердцем своим любити, Того Единаго вожделети и о том Едином помышляти, мужественно же и благоискусно противу долу влекущих помыслов и прилогов вражиих пратися и тыя всегда побеждати; всякую же тесноту монашескаго жития возлюбити и красная мира сего, любве ради Христовы, возненавидети помози нам; всякую же добродетель, в нейже сам потрудился еси, в сердцах наших насадити нам пособствуй.
Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит я в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит же от лести мира сего, и оставление грехов дарует всем христианом, таже и вся потребная ко временному житию всем приложит.
Да всю державу нашу в любви, единомыслии и в долгоденствии да соблюдет, и всякое начало и власть, и все воинство на путь правды и верности да управит; да тако вси христиане, в пустыни и в мире жительствующии, тихое и безмолвное житие поживут во всяком благочестии и честности, и Христа усты и сердцем прославят, купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
.
Вологодская обл. Ферапонтово. Церковь Нила Сорского.
Деревянная церковь. Действует.
Храм строился с 1995 года по 2008 год стараниями и по проекту Дмитрия Щепеткова - московского архитектора и участии его знакомых и знакомых знакомых, а так же местных жителей. Основной идеей строительства было полностью воссоздать классический процесс постройки деревянного храма, что великолепно удалось. Храм освящён 5 мая 2008 года в канун 500-летия преставления прп. Нила Сорского. Каноническое название - Храм во имя преподобного Нила Сорского.

 

 

Категория: Святые | Добавил: Jupiter (19.09.2011)
Просмотров: 5657 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 toliamischin • 00:41, 01.07.2017
В Ферап. свирепствуют секты. Монастырь под пятой музэя. Службы, с устроением дер.ц. в Ферапонтово вне монастыря, очевидно хотели  заменить "последнее " место проводимых служб в надврат. ц. СвТроицы и прФерапонта.
 МОлите Бга за власти и воинов ея.
avatar
0
2 toliamischin • 00:42, 01.07.2017
Ай,  молодцы- вот это понятно- еже писах- писах. Настукал текст, и вот- он, родиммый.
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz