ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 26.04.2024, 18:40
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Святые

Афанасий Афонский
 
Афанасий Афонский
Афанасий Афонский (греч. Αθανάσιος ο Αθωνίτης; 20 февраля/5 марта 940 г. - 5 июля/18 июля 1000 г.) — византийский монах, основал первый и главный монастырь на Святой горе Афон — Великую Лавру. Афанасий известен как основатель общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона.
 
Родился в Трапезунде, Каппадокия (современный Трабзон).
В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в Константинополь, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в Константинополь, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского монастыря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впоследствии император Византии (963-969 гг.). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его монастыре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия Афонского, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего монастыря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/959 г.).
Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)
 
Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое настоящее имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое настоящее имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил Афанасия и дал деньги на храм в Карее.
Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления.
Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил Афанасия приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, Афанасий приехал на Крит в начале 961 г.
Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v)
После победы над арабами (961 г.) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить монастырь, где бы он смог подвизаться вместе с Афанасием. С иноком Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал Афанасий деньги, необходимые для постройки монастыря. В том же году была построена келья для Никифора, храм во имя Предтечи Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв. Богородицы.
В то же время Афанасий принял великую схиму.
16 августа 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии. Афанасий Афонский, узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в монастыре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению Афанасий вернулся в лавру.
 
Явление Божией Матери, понуждающей прп. Афанасия возобновить строительство в монастыре. Божия Матерь изводит источник из скалы.Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
 
В нач. 964 г. он прибыл в Константинополь. Император Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из которых сохранился только один от 964 г. Император передал Афанасию для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др. святых. Никифор назначил Афанасия игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым монастырем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.
 
Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
 
Вернувшись на Афон, Афанасий продолжил строительство монастыря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность Афанасия вызывала раздражение у других афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший Афанасию Афонскому, был убит (10 дек. 969 г.) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий, отправили в Константинополь делегацию с жалобами на преподобного. Афанасий (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели, ученик Афанасия Афонского) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы императора Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между Афанасием Афонским. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Святую гору монаха Евфимия, игумена Студийского монастыря в Константинополе.
В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, так называемый Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972 гг.). Предположительно в 973-975 гг. Афанасий Афонский составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν).
Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными монастырями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным монастырем на Святой горе. Молва об Афанасии Афонском распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия.
В конце своей жизни Афанасий Афонский написал «Завещание», в котором содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни Афанасий Афонский несколько раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в том числе свою трагическую кончину.
 
Икона «Свт. Николай Чудотворец, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский». Сер. XVI в. (ЦМиАР)
 
В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, которую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение несколько часов.
Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Великой лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест Афанасия Афонского (весом ок. 3 кг), который он не снимал даже когда спал.

Сохранилось 2 пространных греческий жития Афанасия Афонского. Одно написано монахом Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Великой лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти Афанасия Афонского его память была включена в греческие богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345).
В русских календарях память Афанасия Афонского появляется в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава: Константинопольское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. № 4. Л. 322).
В XIV в. на славянский язык было переведено анонимное житие Афанасия Афонского (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. № 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. № 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. № 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.))..
 
 

 

Категория: Святые | Добавил: Jupiter (18.07.2012)
Просмотров: 2316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz