Свято-Никольский женский монастырь
Женская обитель в городе Приволжске образовалась на месте бывшей приходской общины села Большое Яковлевское. Возраст же села измеряется многими веками. Существуют археологические данные, подтверждающие существование на этом месте поселения уже в XII веке.
В апреле 1998 года Свято-Никольский женский монастырь был официально утвержден и благословлен решением Священного Синода.
Храмы монастыря:
1. Церковь Николая Чудотворца.
Другие постройки и объекты:
2. Сестринский корпус;
3. Монастырская постройка;
4. Главные ворота;
5. Северо-западные ворота;
6. Южные ворота.
В центре монастыря расположен собор Николая Чудотворца.
Собор Николая Чудотворца в Приволжске
Никольский храм в Приволжске (бывшее село Большое Яковлевское) был построен в традициях барокко в 1779 г. костромскими мастерами на месте деревянной шатровой церкви, известной по документам с 1523 года.
Храм тяжело пострадал в советский период, в это непростое время храм функционировал как молокозавод, а к концу периода как склад.
В 1989 г. ударом молнии разрушен шатер колокольни. Это произошло в день памяти Святителя Николая, в честь которого был освящен собор. И именно в этот день был подписан отказ местных властей о возвращении храма Церкви. А на следующий день при загадочных обстоятельствах колокольня обрушилась. Некоторые полагали, что вызванные саперы взорвали колокольню, но доказательств прямых тому не было. В таком состоянии его и передали общине. В том же 1989 г. в Приволжске был проведен первый за советский период власти, крестный ход по центральным улицам города.
В 1997 г. при Никольском храме открыли приют для девочек-сирот и православную школу.
Главный придел в храме в честь святителя Чудотворца Николая, боковые – в честь Пресвятой Троицы, а также в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Главной особенностью Собора считается колокольня в шатровом исполнении высотой 56 метров.
Шатровая колокольня
Южные ворота
Главные ворота
Женская православная гимназия
С момента основания монастыря была открыта православная женская гимназия, а чуть позже в его состав также вошли Владимирская церковь с. Оделево (2000 г.) и Преображенская церковь в Плёсе (2007 г.).
К монастырю относится также чудотворный Святой родник или Тихвинский источник.
Святыни монастыря
Чтимые святыни монастыря –
Тихвинская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона Божией Матери «Многоименитая»,
частицы мощей преподобного Макария Унженского и Желтоводского, Святителя Иоанна, епископа Суздальского и преподобного Леонтия Михайловского.
Образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, празднование 9 июля (по н.ст.)
Образ Святителя Николая Чудотворца, память 19 декабря, 22 мая (по н.ст.)
Образ святой великомученицы Параскевы Пятницы, память 10 ноября (по н.ст.)
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери
Источник Тихвинской Божьей Матери близ монастыря
С древних времен известен в пределах нынешнего города Приволжска чудотворный святой родник - Тихвинский источник. Он упоминается в летописи с первой четверти XVI века. Тихвинским его называют потому, что появился он в праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда люди увидели чудесное явление Богородицы: в образе Тихвинской иконы. Она стояла над землей, то опускаясь, то, наоборот, поднимаясь. Когда видение растаяло в воздухе, на месте, где небесная икона касалась земли, забил источник с изумительно чистой и целебной водой. Здесь была построена часовня, которая простояла до 30-х годов прошлого века.
В настоящее время о святом источнике заботятся сестры монастыря.
Восстановлена традиция крестных ходов к святому источнику 9 июля (по новому стилю), в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Этот день в монастыре почитают наравне с престольным праздником. В обитель съезжаются паломники и гости, крестный ход возглавляет Правящий Архиерей, из монастыря на источник несут Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. В этот день все верующие благодарят свою Заступницу и молят Ее о неотступной помощи.
В год 625-летия со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери - в 2008 году над источником была выстроена новая каменная часовня. В дальнейшем рядом построены две деревянные купальни: мужская - в честь святителя и чудотворца Николая (2009 г.) и женская - в честь святой великомученицы Параскевы, именуемой Пятницы.
Святой источник дарован Пресвятой Богородицей для утешения и укрепления людей. И Божья Матерь, как известно, не оставляет почитающих и прославляющих Ее. Она всегда помогает тем, кто приходит к этому святому месту с верой, молитвой и надеждой.
Часовня-купальня в честь Николая Чудотворца. Приволжск.
В преддверии праздника Крещения Господня, 17 января 2009 года епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф освятил на Тихвинском Святом источнике вновь построенную часовню-купальню в честь святителя и Чудотворца Николая. Перед этим епископ Иосиф совершил Божественную литургию в Никольском храме Свято-Никольского женского монастыря города Приволжск.
В часовне располагается специальный бассейн для купания, к которому подведена вода из пяти бьющих на Святом источнике родников. Главный из них истекает из Тихвинской надкладезной часовни. Впервые в Ивановской области купальня имеет многоуровневый пол с глубиной от 1 метра до 1 метра 60 сантиметров, что позволяет погружаться в Святой источник людям разных возрастов и физических данных. Минимальная глубина в части купальни позволяет с удобством купать здесь детей. Освященная 17 января купальня предназначена для мужчин.
Часовня Параскевы Пятницы
14 Августа 2010 года, на праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф посетил город Приволжск. Владыка совершил Божественную литургию в Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря. По окончании литургии епископ Иосиф возглавил крестный ход на Святой источник. Здесь он отслужил водосвятный молебен и освятил вновь построенную часовню-купальню в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Это вторая часовня-купальня на Тихвинском источнике города Приволжск. Она предназначена для женщин. Мужская купальня в честь святителя и Чудотворца Николая была освящена накануне Богоявления 2009 года. Сегодня Святой источник привлекает большое количество паломников и жителей города. Здесь постоянно присутствуют дежурные сестры обители, которые осуществляют катехизаторскую деятельность.
Владимирское подворье монастыря в селе Оделево
Церковь в честь иконы Пресятой Богородицы Владимирской
Богородицкая церковь с. Оделево каменная, с такою же колокольнею и оградой, построена в 1796 г. усердием прихожан. Кладбище в расстоянии 1/4 в. от церкви, обрыто канавой.
Престолов 3:
а) в холодной в честь Владимирской иконы Божией Матери,
в теплой:
б) во имя ап. Иоанна Богослова;
в) во имя святителя Николая Чудотворца.
С 2000 года церковь является подворьем Свято-Никольского женского монастыря. Здесь находится подсобное хозяйство, где монахини содержат кур, гусей, коров, пчел, тем самым обеспечивая обитель и гимназию свежим молоком, сыром, яйцами, медом. На арендуемых монастырем землях ведется заготовка дикорастущих лекарственных трав: кипрея, пижмы, календулы, тимофеевки, полыни горькой, которые идут на приготовление лекарственных препаратов.
Оделево - родина блаженного Симона Юрьевецкого, проживавшего в селе до тех пор, пока он не переселился в город Юрьевец.
В 2-х верстах от церкви (по преданию) на месте подвигов блаженного, имеется часовня и при ней колодезь (также по преданию), вырытый блаженным Симоном; 10 мая из церкви бывает крестный ход в часовню.
Житие блаженного Симона Юрьевецкого
Блаженный Симон Христа ради юродивый, Юревецкий
Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Оделево в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. Во святом крещении был назван Симоном в честь святого апостола Симона Зилота (память 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Елнати. Однажды Елнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя - Симон. О нем сообщили местному священнику - Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом. Святой Симон начал ходить по домам Елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи усердно молился, изнурял свое тело постом и любил посещать храм Божий.З имой и летом он ходил только в льняной рубашке и босым, так что кожа его почернела, и спал на голом полу. Неразумные люди нередко жестоко били его. Блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки, и не платил злом за зло, но молился за обидчиков, а себя постоянно укорял и называл "глупцом" и "несытой гортанью".
5 лет жил в Елнати блаженный Симон, а потом перешел в город Юрьевец-Поволжский. Любимым местом его пребывания там были церковные паперти, где он возносил горячие молитвы к Богу. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь, где на паперти усердно молился пред иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних.
Незадолго до своей кончины блаженный зашел в дом воеводы Феодора Петелина. Тот, не зная подвигов святого, раздраженный поведением Симона, в порыве гнева приказал слугам избить святого и бросить в подвал. Блаженный тяжело заболел. Чувствуя скорый отход из жизни земной в жизнь вечную блаженный Симон призвал священника, исповедовался, приобщился Святых Таин и предал Господу душу свою 4 ноября 1584 года (по другим источникам в 1586 году). Воевода раскаялся в своем согрешении. Весь город собрался на погребение святого. Тело его было погребено на территории Богоявленского монастыря.
В 1619 году над могилой блаженного была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий доносил Патриарху Иоасафу об исцелениях у мощей блаженного Симона. Патриарх благословил написать икону блаженного и совершать ему службу по общей Минее.
В 1666 году блаженному Симону, Юрьевецкому чудотворцу, составлена особая служба.
Дни его памяти - 4/17 ноября и 10/23 мая.
Спасо-Преображенский монастырь
Спасо-Преображенский храм города Плёса
Ныне существующий каменный Преображенский храм построен в 1840-1849 годах на месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря. История основания Спасо-Преображенского монастыря тесно связана с именем святителя Киприана - сподвижника основателя Плеса, Великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Именно святитель Киприан, митрополит Московский, является насадителем монашества в нашей земле. В 1395 году Московское государство подверглось нашествию Тамерлана. Великий князь Василий Дмитриевич хорошо понимал, что ослабленная после Куликовской битвы (1380 г.). Русь не сможет противостоять столь грозному противнику, и попросил святителя Киприана перенести чудотворную Владимирскую икону из Владимира в Москву. 26 августа (8 сентября) 1395 года икону торжественно встречали в столице. В честь этого события был установлен праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В годы правления Великого князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.) эти события были очень памятны, а празднование Сретения Владимирской иконы широко распространено на Руси. Документально зафиксировано существование в этот период Плесского Преображенского монастыря и храма в нем (позднее - придела) в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Исходя из наименования престолов, можно предположить, что Плесский Преображенский монастырь является ровесником крепости на Соборной горе Плеса и, как важное предгорное укрепление, основан одновременно с городом, то есть в 1410 году. Монастырь располагался выше по течению Волги, чем Плеская крепость (Соборная гора), и отделялся от города пустынной местностью и Пахомовским оврагом. В 1667 году в пустыни строится деревянный Преображенский храм, а в 1678 году - храм в честь Сретения Господня. Кроме того, в пустыни находились еще храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и братские кельи. Монастырь был мужским и управлялся теми, кто его строил.
В 1734 году в пустыни произошел пожар, в результате которого Преображенский храм сгорел, и вместо него был построен новый деревянный храм с тем же названием.
После образования в 1759 году Костромской Епархии монастырь стал подчиняться Плесскому духовному правлению.
В 1764 году правительство Екатерины II проводило секуляризацию церковных земель, в ходе которой монастырь был превращен в приход.
Изначально в Спасо-Преображенском монастыре, как и в других православных монастырях, существовало кладбище, где погребалась братия обители и ее благодетели. В 1833 году здесь образуется городское Преображенское кладбище, где на протяжении XIX - начала XX века нашли свое упокоение несколько поколений жителей Плеса.
Ныне существующий каменный Преображенский храм в 1840-1849 годах имел три престола: главный - в честь Преображения Господня, правый - в честь явления (Сретения) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и левый - в честь святителя Николая. К 1911 году при Преображенском храме действовал попечительский совет, решавший вопросы призрения детей бедных родителей и сирот. Храм долго был закрыт.
Передан Церкви и освящен в начале 90-х годов.
Сегодня в храме, который является подворьем Свято-Никольского монастыря, идут восстановительные работы. Благоустраивается и заброшенное кладбище.
Часовня Николая Чудотворца. Плес.