ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 29.09.2020, 07:54
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Разрушенные храмы Владимира

В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871.-N15).
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...». К нач. XVIII в., на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода.

Пятницкая (Знаменская) церковь

Адрес: ул. Б. Московская, д. 32 (кафе «Блинчики»)


Пятницкая (Знаменская) церковь


1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах.
В 1770 г. вместо деревянной церкви построена каменная, рядом каменная колокольня.
Храм имел 3 престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в пределах - во имя Св. мученицы Параскевы Пятницы (с правой стороны) и во имя Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (с левой стороны).
В храме крещен сын владимирского губернатора П.Г. Лазарева Михаил Петрович - будущий мореплаватель и открыватель Антарктиды.


Большая Московская улица. Ок. 1913 г.
Справа: высокий трехэтажный кирпичный дом (ныне № 28 по ул. Б. Московской) с балконом, двумя навесами крылец, вывесками; на одной из которых надпись: “Владимирское жандармское (или акцизное) управление”, трехэтажный, но более низкий дом причта Пятницкой церкви, одноэтажная лавка свечного епархиального завода (не сохр.), Пятницкая церковь с круглой колокольней с витым шпилем (1770, снес. 1960).

1929 г. храм закрыли.
Здание использовалось для различных учреждений, в их числе областная филармония.
60-е гг. ХХ столетия. Храм снесли.


Знаменская (Пятницкая) церковь. 1958 г.


В настоящее время на этом месте устроен цветник, а южнее находится стекляный павильончик, в котором размещается кафе «Блинчики».

ДОМ ПРИЧТА ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Нынешний дом N30 по ул. Большая Московская принадлежал стоявшей рядом Знаменской (Пятницкой) церкви, разобранной, к сожалению, уже в нынешнее время. Дом этот построен был тоже на рубеже XVIII и XIX вв., использовался, и основном, под жилье церковного причта. Однако и здесь первый этаж отведен был под торговые заведения, сдававшиеся в наем, в частности, купцу Мошатину, торговавшему сбруей, кнутами и другим товаром. Ридом с церковью построены были еще две одноэтажные лавки, в одной из которых торговали свечами, в другой - москательным товаром.

Николо-Златовратская церковь


Николозлатовратская церковь 1628-1929 гг.

Адрес: ул. Б. Московская, д. 9
1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах.
В 1690 г. был построен каменный храм на месте деревянного.
В 1710 г. устроен предел в честь Cв. мученика Иоанна Воина.
В 1796 г. церковь «возобновлена».
В 1854 г. построен предел во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».
При храме каменная колокольня высотой 22 сажени.


Большая Московская улица. Грачев Н.П. 1884-1887 гг.
Колокольня Николо-Златовратской церкви с большим колоколом и выступающий портик церкви (1690; снес. 1930).

Храм имел 3 престола:
в «холодной» - во имя Cв. Николая Чудотворца, в «теплой» - во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (с правой стороны) и во имя Св. Иоанна Воина (с левой стороны).


Николо-Златовратская церковь. Нач. ХХ в. Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Дом №9 ул. Б. Московская на месте Николо-Златовратской церкви.

Храм славился своим хором, который и отличие от архиерейского был смешанным.
После октября 1917 г. по требованию владимирских пожарников, которым колокольный звон мешал отдыхать, последовало его запрещение советскими властями.
В 1929 г. «Совкиножурнал» в сюжете «Город богомольный становится безбожным» запечатлел момент сбрасывания колокола с колокольни Николозлатовратской церкви.
На его месте стоит жилой трехэтажный дом.

Ильинская церковь (верхний этаж)


Ильинская церковь (справа). Слева Богословская церковь.

Адрес: ул. Б. Московская, д. 75а
Ильинская церковь с шатровой колокольней были снесены в 1932 г. Теперь на этом месте детский сад N 30.


Иконостас холодной Ильинской церкви (верхний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В небольшом сводчатом помещении (восьмерике) с угловыми тромпами (видны два, со связями), боковыми арочными нишами, аркой в центре и настенными росписями двухъярусный иконостас с накладной золочёной резьбой (XVIII в.). В центре прорезные царские врата с двумя овальными и четырьмя круглыми медальонами.
По сторонам по две иконы (их нет, в пустых рамах видна кирпичная кладка) и малые врата между ними. Под иконами и царскими вратами тябла с накладной резьбой. Над иконами овальные медальоны в прорезных рамах. Между ярусами карниз. Во 2-м ярусе Вседержитель, под ним горизонтальная икона в рамке; по бокам по одной иконе, под ними тябла с резными накладками и круглыми медальонами. Между иконами обоих ярусов витые колонки. По краям 2-го яруса поперечные доски с резьбой и резные уголки, за которыми видна роспись на тромпах: слева Матфей с ангелом, справа Иоанн с орлом. В центре паникадило, по бокам напольные резные киоты с иконами, хоругвь. Перед иконостасом солея с круглым амвоном, выложенная метлахской плиткой.
Снимок мог быть сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.
Надписи. На обороте, чернилами: «Ильинская церковь в г. Владимире. Иконостас холодной церкви (верхний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».

Варваринская церковь (нижний этаж)


Иконостас тёплой Варваринской церкви (нижний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

Ярусный иконостас (XVIII в.). В кадре два яруса высоких икон. Царские врата раскрыты, в проёме виден престол, накрытый скатертью, со стопкой книг и подсвечниками. За престолом алтарная ниша высотой в один ярус икон, с оконным проёмом. По сторонам царских врат по две иконы с арочным верхом и раскрытые малые врата. Три иконы сняты: в двух пустых рамах видны простенки, в одной алтарная ниша; колонки между иконами отломаны. Под иконами филёнки с розетками. За южными вратами белая кафельная печь. Между высокими ярусами малый ярус с Господскими праздниками. Ярусы разделены карнизами. Иконы 2-го яруса прямоугольные, с парными святыми в рост, между ними рельефные колонки. В центре, над царскими вратами двойная арка, небольшая икона Спасителя с ангелами и паникадило. Слева на переднем плане сложенные кучей иконы; одна – Боголюбской Богоматери – стоит отдельно. Справа простенок с аркой.
Снимок, вероятно, сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.
Надписи. На обороте, чернилами: «Ильинская церковь в г. Владимире. Иконостас тёплой церкви (нижний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».

Богословская (Троицкая) церковь


Богословская (Троицкая) церковь

Адрес: ул. Б. Московская, д. 92а

Богословская (Троицкая) церковь была построена в XVII в. (первая половина после 1628 г.).
Первое письменное упоминание - 1656 г. «...церковь Ивана Богослова в Володимере за Ивановскими вороты...» значится прибылою вновь в патриарших окладных книгах.
В 1775 г. была построена каменная церковь Иоанна Богослова с прицелом в честь Онуфрия Великого.
В 1830 г. церковь расширена пристройкой трапезы.
В 1840 г. построена каменная колокольня.
В храме было 3 престола (на конец 19 в.):
в «холодной» - во имя Пресвятой Троицы,
в «теплой» - во имя Иоанна Богослова и во имя преподобного Онуфрия.


Большая Нижегородская улица. 1904 г.
Справа - Богословская церковь со шпилевидной колокольней и теплым храмом (1775, 1830, снес. 1933); здание духовной семинарии (сер. XIX в., архит. Н.А. Артлебен).

Имя храма носил Богословский переулок, переименованный в 1927 г. в ул. Учпрофсож. В 1991 г. историческое имя переулку возвращено.
Сейчас это своеобразный памятник церкви, ибо сам храм снесен. На его месте находится дом 92а по ул. Большая Московская.



ул. Большая Московская, д. 92а


Сергиевская церковь


Иконостас холодной Сергиевской церкви. Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В высоком, в два яруса окон, верхнем этаже ярусный иконостас с накладной золочёной резьбой по дереву (XIX в.). В центре резные царские врата с «Благовещением» в овальном медальоне и евангелистами в круглых медальонах. Над вратами арка и картуш, заслонённые паникадилом. По сторонам врат очень высокие иконы с широкими плоскими колоннами по бокам, закрытые более низкими иконами, в резных рамах с херувимами; слева Одигитрия, очень тёмного письма, под которой выступает надпись: «Гавриил архистратиг». Живопись правой иконы не видна. Внизу две малые горизонтальные иконы, вверху широкий резной карниз. По сторонам малые одностворчатые врата с изображением архангелов в рост. Над карнизом малые горизонтальные иконы с Праздниками; над ними в центре очень высокая икона Вседержителя на престоле с предстоящими, по сторонам иконы апостолов. Между ними широкие лопатки с резьбой. Над апостолами частично видны иконы следующего яруса. Передний план перекрывает арка (трапезы под колокольней), с поперечной связью.
Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас холодной церкви (верхний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».



Сергиевская церковь

Адрес: ул. Большая Нижегородская
1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь преподобного чудотворца Сергия в Ветчаном городе...»
В нач. XVIII в. при церкви женский монастырь, упраздненный после пожара 1719 г.
В 1779 г. была построена каменная двухэтажная церковь с колокольней.
Храм имел 2 престола: в верхнем этаже (холодная церковь) - во имя преп. Сергия Радонежского, в нижнем этаже (теплая церковь) - во имя Трех Святителей-Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Церковь Трёх святителей (нижний этаж)


Иконостас тёплой церкви Трёх святителей (нижний этаж). Фотооткрытка. 1916–1928 гг.

В помещении с плоским расписным плафоном одноярусный иконостас (XIX в.) с обильной золочёной резьбой. В центре резные царские врата с круглыми медальонами: в среднем «Благовещение», в угловых – Евенгелисты. Деисус: Вседержитель и многофигурная икона Богоматери в окладах, апостолы Петр и Павел, две крайние иконы (пустые рамы с кирпичной кладкой). Между иконами витые колонки. Внизу резные тябла, вверху два яруса арок с резьбой. Перед иконостасом каменная солея с круглым амвоном, слева два напольных подсвечника. На переднем плане, по бокам расписанные пилоны, переходящие в свод (трапезы), на них иконы в окладах и подсвечники на кронштейнах.
Надписи. На обороте, чернилами: «Сергиевская церковь в г. Владимире. Иконостас тёплой церкви (нижний этаж)»; типографским шрифтом: «717021».

Владимирцы называли храм из-за цвета стен Красною церковью.
«На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами...» В.И. Танеев.
Храм стоял посредине Нижегородской улицы.


Сергиевская церковь. Фотография. Мелехов Я.Я. 1890-е гг.

Восточный фасад каменной приходской церкви ярусного типа, прямоугольной в плане, с выпуклой темной кровлей, барабаном с глухими окнами и главкой на шее (1779, снес. 1929). Апсида в два света, окна с фигурными наличниками двух фасонов. Стены темного цвета, отделка белая: угловые лопатки и полуколонны, карнизы, наличники. На апсиде в нижнем ярусе живопись: в центре, над средним (дополнительным) окном – поясная фигура Спасителя на облаке, в темной одежде, в окнах по бокам – святые в рост; без киотов. Церковь без ограды. Слева в углу у апсиды надгробный металлический крест. По сторонам застройка Большой Нижегородской улицы. Слева: верх Богословской церкви (1775, снес. 1933), каменный ансамбль духовной семинарии – двухэтажное (1808, архит. А.Н. Вершинский) и трехэтажное (1860-е гг., архит. Н.А. Артлебен) здания, с навесами крылец, с воротами по бокам; угол трехэтажного кирпичного дома. Справа: Ильинская церковь (1773, снес. 1932), жилая одноэтажная застройка, каменная и деревянная. На переднем плане булыжная мостовая, две женские фигуры слева. Справа – телефонно-телеграфный столб (1887), под навесом крыльца – семинарист.


Сергиевская церковь. Фотография. 1909-1917 гг.

Вид с юго-востока. Каменная приходская ярусная церковь, прямоугольная в плане (1779, снес. 1929). Нижний этаж (теплая церковь во имя Трех святителей) двусветный, с одной апсидой; на нем верхний этаж - четверик в один свет (холодная церковь во имя преп. Сергия Радонежского), с выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном с глухими окнами и луковичной главкой на шее, и башнеобразная невысокая колокольня (ее почти не видно) с выпуклой кровлей и маленькой главкой. Фигурные наличники двух фасонов. Окраска контрастная: по темному фону белая отделка - лопатки, угловые полуколонны на апсиде, карнизы, наличники. Над апсидой высокая печная труба. На апсиде живопись: в центре поясная фигура Спасителя в белых одеждах, по бокам в окнах святые в рост, все в киотцах с главками. На углах нижнего этажа водосточные трубы. Вокруг церкви простая металлическая ограда с молодыми деревьями. На переднем плане булыжная мостовая, несколько чугунных столбиков ограждения. Перед зданием керосиновый фонарь, позади среди листвы виден электрический фонарь, справа вдалеке – прохожий. В левом углу у апсиды надгробный металлический крест.

«Перед Главнаукой возбужден вопрос о сносе Сергиевской церкви, мешающей движению по ул. Фрунзе и загораживавшей свет для расположенного против нее педтехникума». «Призыв», 25.10.1928 г.
В 1929 г. церковь была снесена.

Церковь Святых жен Мироносиц


Церковь в честь Святых Жен-Мироносиц. 1776 г. Фотография. Кон. 70-х гг. XIX в. (ГИМ)

Адрес: ул. Карла Маркса

1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь Святых жен Мироносиц на посаде за городом».
В 1756 г. была построена деревянная Мироносицкая церковь и при ней теплая церковь во имя Входа в храм Богородицы (1732 г.).
В 1776 г. вместо этих деревянных храмов построена каменная церковь, к которой с северной стороны примыкала крытая каменная галерея. На церковной главе железный прорезной вызолоченный четвероконечный крест с короною вверху и полулунием внизу.
Одновременно с храмом построена каменная колокольня.
Храм имел 2 престола: в «холодной» - во имя Св. жен Мироносиц, в «теплой» - во имя Введения во храм Богородицы.
Газета «Призыв» за 25.10.1928 г. напечатала постановление губисполкома: «Президиум губисполкома согласился с ходатайством Владимирского горсовета и постановил расторгнуть договора, заключенные с верующими на Сергиевскув, Ильинснув и Мироносицкую церкви».


Вокзал и церковь Святых жен Мироносиц (слева)

Мироносицкая церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.

Вид с севера, сверху. Ансамбль каменной приходской церкви трапезного типа (1776, снес.1929). Холодный Мироносицкий храм: двухъярусный четверик с четырехскатной кровлей и ярусным верхом - два убывающих четверика, один световой, другой глухой, все с угловыми лопатками, и луковичная главка на круглой шее. Крест четырехконечный, с короной и полумесяцем. Окна с богатыми наличниками разных фасонов. Слева прямой выступ алтарной апсиды. Справа примыкает теплая трапезная Введенская церковь с двускатной кровлей и печной трубой. Трапезная переходит с севера в открытую арочную галерею с треугольными фронтонами на флангах, левый фронтон служит крыльцом холодной церкви. Справа над трапезной высокая колокольня: двухъярусный четырехгранный столп с колоколами в ярусе звона и небольшой шатер с одним ярусом окон – “слухов”. Справа около входа в галерею невысокое сооружение в виде часовенки с крестом. Все здания побелены, светлого тона с белой отделкой, кровли железные, темные. На галерее водосточная труба, прислоненная лестница. Перед храмом палисадники с деревцами. На переднем плане и по сторонам церкви – жилая и усадебная деревянная застройка Мироносицкой улицы. В глубине – строения железнодорожного вокзала (1860-е, снес. 1974), панорама поймы реки Клязьмы.
Надписи. На паспарту наклейка: “Храм во имя св. жен мироносиц во Владимире. Храм этот прежде был деревянный и как видно из старинных актов, в пол. XVII в. уже существовал. Каменный ныне существующий храм построен в нач. XVIII в. и в последнее время богато украшен усердием старосты купца Н.В. Боровецкого. В этом храме изволил слушать божественную Литургию Государь Император во время проезда по железной дороге с Государыней Императрицей и В. Княжною Мариею Александровною в Нижний-Новгород”, штамп “В. Кукушкин”.


Привокзальная площадь. Нач. XX в. Стекло, негатив на стекле. 9x12.

На снимке, сделанном от владимирского железнодорожного вокзала - часть вокзальной площади и улица, идущая от вокзала в город. Слева по улице - каменный трехэтажный дом с “номерами для приезжающих” И.П. Николаева и “торговлей” купца Малышева. Далее - ярусная Мироносицкая церковь с колокольней (1776 г, снесены в 1929 г.). Справа - двухэтажный дом с трактиром и “номерами” П.К. Белова. На дверях - рисованная реклама с самоваром. В глубине кадра - забор, дом, деревья. На переднем плане - извозчик на лошади, запряженной в пролетку. Возле фонарного столба - группа людей.


Иконостас. Фотооткрытка. 1928 г.

Ярусный иконостас с выступами-ризалитами (XVIII в., в высоком четверике с двумя ярусами окон), вид из-под свода трапезы. В центре прорезные царские врата на глухих створах, с центральным и 4-мя угловыми медальонами, над вратами голубь в «сиянии» и паникадило. По сторонам врат гранёные ризалиты; в нижнем ярусе высокие иконы в окладах (левый снят и стоит рядом). На боковых гранях ризалитов малые врата. Над высокими иконами – малые, с Праздниками, и карниз. Над ним ряд горизонтальных икон и низ высоких; живопись не видна. Перед иконостасом солея с гранёным амвоном, на солее подсвечники, по сторонам хоругви, слева виден напольный киот. На переднем плане пол из фигурных плит.
Снимок мог быть сделан вскоре после закрытия церкви в 1928 г. Открытки на фотобумаге бытовали с 1916 г.

В 1929 г. церковь была снесена.
На месте храма построен трехэтажный дом для железнодорожников.


Поклонный крест-часовня напротив бывшего храма в честь Святых Жен-Мироносиц (рядом церковная лавка). ул. К. Маркса.


Борисоглебская церковь


Борисоглебская церковь

Адрес: ул. Больная Московская (парк «Липки»).


Храм Бориса и Глеба (слева) и Николо-Кремлёвская церковь (справа)

В 1389 г. в уставной грамоте Великого Князя Василия Дмитриевича упоминается неизвестный Борисоглебский монастырь.
В 1626 г. упоминание о храме в описной книге владимирского кремля:
«храм Бориса и Глеба древян-клецки с трапезою...»
В 1756 г. была построена каменная церковь Бориса и Глеба с пределом Благовещения Богородицы и шатровой колокольней.
В 1888 г. устроен еще один предел храма во имя Св. великомученицы Зинаиды.
Храм окружала каменная ограда с железной решеткой, устроенная в 1844 г. На колокольне было 7 колоколов. Внутри храм украшал трехъярусный иконостас столярной работы с колоннами. Высота храма с крестом 12 сажень 2 аршина.
Борисоглебская церковь славилась своим хором, в котором пели воспитанницы Александровского детского приюта.
Последним настоятелем храма был отец Дмитрий Борисовский.
Храм закрыли в кон. 20-х гг. ХХ века, а затем снесли.
На месте храма и кладбища при нем в сер. ХХ в. располагалась увеселительная детская площадка в парке Липки.


Большая Нижегородская улица. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.

С левой стороны дом Дворянства, обращенный в госпиталь “Красного Креста”, для помещения раненых воинов. Справа вдоль Большой Нижегородской улицы Малый бульвар с деревянной оградой и лавками; часть плаца, в глубине Борисоглебская церковь с шатровой колокольней, без правого Зинаидского придела; ярусная колокольня Николо-Кремлевской церкви (1769); главка Рождественского собора (в перестройке 1868, снес. 1930). По сторонам улицы керосиновые фонари, чугунные столбики ограждения (слева).
Надписи: На паспарту наклейка: “…Вправо за аллеей, идущей от Владимирской часовни, виднеются церкви Борисоглебская, Никольская и Рождественская и часть Губернаторского дома, бывшего неоднократно дворцом во время Высочайших путешествий Государя Николая I и ныне благополучно царствующего Императора Александра Николаевича”.

Часовня во имя великого князя Владимира на Соборной площади


Часовня во имя великого князя Владимира на Соборной площади



У здания Городской Думы находилось небольшое белое здание часовни во имя Великого князя Владимира. Она была построена и освящена в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу Успенского собора, к которому она и была приписана.
В 1891 г. эта часовня обращена в церковь, в ней устроен престол в честь священномученика Антипия; в память престола того же имени существовавшего в Успенском соборе на хорах и упраздненного преосвященным Иеронимом в 1774 г. Часовня особенно усердно посещалась студентами во время экзаменов, считалось что посещение её помогает успешно их выдержать. Кроме того, за окладом иконы священномученика Антипия в нижней её части находился комок ваты. Если после молитвенного обращения к Антипию взять немного ваты домой и приложить к больным зубам, то боль проходит. Смотритель при часовне возобновлял вату у иконы. Внутри часовню украшали резной вызолоченный иконостас и плафон, расписанный воспитанником Санкт-Петербургской Академии художеств, уроженцем с.Боголюбова г-ном Гусевым. «Стильное здание Уисполкома (бывш. городская дума) загораживается со стороны Липок упраздненной Владимирской часовней. Здание часовни стоит без всякого употребления, стены сыреют, т.к. ее никогда не проветривают. Пора бы ее разобрать...» «Призыв», 5.07.1924 г.
23 апреля 1925 г. комиссия, в состав которой входил и городской архитектор Я. Ревякин, отмечала, что постройка «являет собой антигосударственное здание». Ее было решено снести, «а место, спланированное и разровненное, пойдет на расширение плац-парадного места». Часовня была снесена.
Существует представление, что место, где стояла часовня, особое и верующие люди без необходимости по этому участку Соборной площади стараются не ходить.

Казанская церковь


Казанская церковь

В XVII в. в Ямской слободе была деревянная Казанская церковь.
В 1778 г. после пожара Казанская церковь вместе со слободой перенесена на новое место.
В 1782 г. на средства прихожан построена новая каменная церковь с колокольней.
Храм имел 3 престола: в «холодной» - в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанской, в «теплой» - во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по правую, южную сторону) и во имя Св. Николая Чудотворца (по левую, северную сторону).
Особым почитанием в храме пользовалась древняя икона Казанской Богоматери.
В 1833 г. в храме венчался А.И. Герцен с Н.А. Захарьиной.
В 1938 г. в храме прекращено богослужение. Здание заняли под склады МВД.
В 1950 г. ходатайство верующих об открытии храма отклонено исполкомом облсовета, в здании храма размещен кинотеатр «Буревестник».
Кладбище около храма было ликвидировано и там устроена танцплощадка, которую владимирцы называли «танцплощадкой на косточках».
25 июня 1966 г. исполком владимирского горсовета решил: «Кирпичное здание кинотеатра «Буревестник» (бывшую Казанскую церковь) сломать и очистить площадку...»


Церковь Казанской Божией Матери. 1960-е гг. Фото из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В феврале 1970 г. не смотря на протесты общественности церковь сломали при помощи танков.
6 ноября 1967 г. торжественно заложен первый камень будущего памятника владимирцам, погибшим в годы войны 1941-1945 гг., открытого в 1975 г.
Площадь с 1975 г. носит имя З0-летия Победы.
А там, где стояла когда-то церковь, сейчас из-под земли вырывается пламя так называемого
В 2007-2008 гг. в непосредственной близости от старого места сооружён новый одноглавый храм, интересный как пример современной интерпретации форм домонгольского зодчества.
См. Казанская церковь.


Воскресенская церковь

Адрес: ул. Батурина, д. 8

В XV в. город Владимир выходит за пределы валов XII в. Сохранились свидетельства, что выселенный из Новгорода несколько непокорных семей - Денисовы, Боровецкие, Обросимовы, знаменитый род Столетовых образовали Варварскую слободу за рекой Лыбедью (ныне улица им. Луначарского и прилегающие к ней). Интересно, что к XIX в. на этом месте (ныне - улице им. Менделеева), остался жить лишь Василий Иванович Столетов - отец будущего архитектора-реставратора А.В. Столетова. Василий Столетии имел доход «от огородных пашен».

На посаде, за рекой Лыбедью, к северу, за чертой городских валов в Варварской слободе, уже в нач. XVIII в. стояла церковь Воскресения Христова. Впервые деревянный Воскресенский храм упоминается в 1628 г., а в 1715 г. в переписной книге Владимира Воскресенская церковь называется в числе других приходских церквей. При ней существовала еще одна - во имя Иоанна Предтечи. Эта деревянная церковь, теплая, меньшая по размеру, находилась к северу от центрального храма, ближе к обывательским дворам.
По имени церкви назывался и переулок - Воскресенский.


Воскресенская церковь. Фотография. Буякович Н.В. 1891-1892 гг.
Вид с юга, мелким планом, с панорамой окрестностей.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1789, перестроена 1959): здание с тремя ярусами окон, двухъярусной апсидой, выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном и главкой (в нижнем этаже Казанская церковь с приделом Рождества Иоанна Предтечи, освящена 1793, в верхнем – Обновления храма Воскресения Христова, освящена 1810). Слева пристроено помещение двухэтажной трапезной и колокольня в виде четырехгранного столпа с пофронтонным завершением, барабаном и главкой. Здание светлое, кровля более темная. Вокруг церкви жилая застройка Воскресенской улицы и окрестностей, по преимуществу деревянная, кроны деревьев. На переднем плане обширный огород Муравкиных с тепличными рамами.

Воскресенская церковь. Фотография. 1920-е – 1930-е гг.
Вид с юго-востока.
Каменная приходская церковь трапезного типа (1789, перестроена 1959): здание с тремя ярусами окон, двухъярусной апсидой, выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном и луковичной главкой. Слева пристроено помещение трапезной и колокольня в виде четырехгранной башни с пофронтонным покрытием, барабаном и главкой. Здание темного цвета, на нем выделяются белые “классические” наличники окон. На трапезной видно печную трубу. Вдоль южного фасада церкви ограда: кирпичные столбы на цоколе, с железной решеткой (архит. Н.Д. Корицкий, 1901). Вблизи церкви застройка улицы Воскресенской: полукаменный дом впереди, деревянный позади (оба сохр.) На переднем плане занесенная снегом мостовая с чугунными столбиками.
Фото любительское.

Каменное здание храма, реконструированное и существующее ныне, было построено в 1793 г. Но еще в 1762 г. прихожанин, капитан и князь Иван Мещерский, подал прошение Антонию, архиепископу Владимирскому и Ярополчскому, в котором сообщал о своем желании перестроить ветхую теплую церковь. Разрешение князю дали, но свое желание он почему-то не осуществил.
Через 20 лет церковнослужители и приходские люди снова обратились с просьбой, уже к епископу Владимирскому и Муромскому Иерониму: разрешить построить вместо двух ветхих деревянных церквей один каменный храм. В 1789 г. дана была грамота на постройку, через год был отделан и освящен нижний этаж храма. Верхний этаж закончили только в 1810 г. Полное название церкви - храм Воскресения Христова - посвящено празднику, являющемуся главным у христиан всего мира - Пасхе.
В Воскресенской церкви было три престола: в память обновления храма Воскресения Христова, Казанской иконы Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи.
Как к особо чтимой святыне относились верующие к хранящимся в церкви в особом ковчежце частицам святых мощей. Сохранялось в храме и святое Евангелие, изданное в 1677 г. Его на вечное поминовение своих родителей «положил церкви» архимандрит Троице-Сергиева монастыря Викентий.
Приход Воскресенской церкви был закрыт в 30-е гг. XX в. В феврале 1958 г. разобрали колокольню, а летом 1959 г. храм принял вид гражданского здания. Еще после войны здесь расположился Государственный архив Владимирской области, начало которому положила Владимирская ученая архивная комиссия, созданная еще в 1898 г. В фондах архива собраны уникальные издания, книги, журналы и газеты, рукописные документы с кон. XVI в. до наших дней.


Современный вид бывшей Воскресенской церкви

Осенью 1999 г. у восточной стены здания по проекту епархиального архитектора А. Трофимова и усердием неравнодушных горожан была установлена кирпичная часовня с белокаменным крестом как памятник над поруганными могилами бывшего здесь некрополя.


Часовня


НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

Здание Народного училища, построено в конце 18 в. До пожара 1841 г. в Здании располагалась Владимирская Мужская Гимназия, после пожара она была переведена в соседний дом.
Адрес: ул. Б. Московская, д. 37

Домовая Церковь Александра Невского при мужской гимназии (утрачена)


Звонница, отмечающая место домовой Александро-Невской церкви при мужской гимназии во Владимире. Вид с северной стороны.

До 1918 г. в здании гимназии размещалась домовая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Теперешняя красно-кирпичная звонница - повторение ранее существовавшей на этом месте храмовой звонницы, которая долгое время стояла без купола после закрытия домовой церкви.
В 2002-2003 гг. к фасаду бывшего здания гимназии пристроена двухарочная звонница как памятный знак утраченному храму.
Архитектор: Петров Е.Я., Дрегалов В.Г.
Адрес: ул. Б. Московская, д. 35

Домовая Церковь Пантелеимона при приюте слепых детей

Церковь не действует.
Престол: Пантелеимона Целителя
Год постройки: 1900
Архитектор: М.П. Кнопф
В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871.-N15). И далее автор сообщает, что «стрельцы имели казенные пищали, зелье (порох) и свинец и бывали обыкновенно в осаде и бились на боях и на приступах».
Пушкари, естественно, имели на своем вооружении пушки. Стрельцов в XVI веке насчитывалось 100 человек.
При этом жалования им никакого не было положено. «Вместо денежного довольства им разрешалось беспошлинно торговать и рукоделием промышлять и хлеб и калачи печь». Кроме того, пожалована им Лила земля под пашни и сенные покосы.

Приют-училище для слепых детей построен во Владимире в Стрелецкой слободе в 1900-м г. Шатровая главка, венчающая центральный фасад здания, и есть первоначальная церковь Пантелеимона. В советское время и по настоящий момент сооружение сохранило свой функциональный профиль, хотя церковь давно не действующая.
В настоящее время здесь располагается "Специальная коррекционная школа-интернат IV вида г. Владимира". Под официальным названием, которое время от времени меняется в соответствии с приказами и реорганизациям, подразумевается школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. В настоящее время школа значительно расширена пристройками дополнительных корпусов, но старый главный корпус из красного кирпича остался без изменений. Единственное изменение, хорошо заметное по старинным открыткам - вместо луковичной главки в завершении шатра церкви теперь маленькая мачта с флюгером. А вместо древнего названия "Стрелецкая слобода" соответствующая ей городская территория организована улицами Пушкарской, Стрелецкой,


Училище для слепых детей. Не ранее 1900 г. Стекло, негатив на стекле. 9x12.

Адрес: ул. Стрелецкая, д. 42
Вид с юго-запада (главный и боковой фасады). Двухэтажное кирпичное здание (1900 г., архитектор М.П. Кнопф, на средства купца А.Л. Лосева) с декоративной полосатой побелкой, полуподвальным этажом и карнизом, разделяющим верхнюю и нижнюю часть. В центре главного фасада - ризалит с арочным входом и навесом. Верхний этаж ризалита с большим окном увенчан шатром с главкой (училищная церковь св. Пантелеймона, шатер не сохранился). По бокам фасада - невысокие декоративные фронтоны. Здание окружено металлической сетчатой оградой в виде уступов соответственно уклону местности. В ограде - высокая береза. На переднем плане - немощеная улица и небольшая группа преподавателей и воспитанников в форменной одежде. Справа - склон улицы Стрелецкой с деревянным домом.


Екатерининская церковь 10-го Гренадерского Малороссийского полка

Адрес: ул. Манежный тупик, д. 2в


Иконостас. Кон. XIX – нач. XX в.

В невысоком сводчатом помещении без алтарной ниши (в здании Манежа) одноярусный иконостас с золочёной резьбой на светлом фоне и высокими прямоугольными иконами академической живописи (1892). В центре царские врата с композицией, объединяющей «Благовещение» и евангелистов, над ними арка, в арке голубь в «сиянии» в форме шестиконечной звезды, на тёмном фоне завесы. Над аркой прямоугольный фронтон с очень тёмной живописью, в обрамлении резных золочёных столбиков и «городка» между ними. По сторонам врат по три иконы, убывающие по высоте; между ними золочёные витые колонки на фигурных столбиках. На второй справа иконе (храмовой) надпись: «Святая великомученица Екатерина». Внизу филёнки с розетками. Над иконами трёхдольные арки с оплечными святыми в круглых медальонах и прорезными золочёными накладками. Над фронтоном и двумя соседними арками кресты. Перед иконостасом двухступенчатая каменная солея с круглым амвоном, на ней прерывающаяся металлическая оградка, на солее ковровые дорожки и другие покрытия. Справа на солее, за решёткой частично видна белая гробница (с плащаницей).
Иконостас на фотографии вполне стационарный, причём в помещении без алтарной ниши.
Надписи. На обороте паспарту (края обрезаны): «Церковь Малороссийского полка (походный иконостас)».

Десятый Малороссийский полк сформирован в 1756 г.
Успенская церковь в здании Манежа была первоначально устроена в 1882 г. для Великолуцкого полка. Храм вмещал до 500 человек. Позже помещение заняла церковь прибывшего в 1892 г. 10-го Малороссийского полка. Судя по храмовой иконе, посвящалась она св. Екатерине.
В 1902 г. с согласования Владимирской городской управы старое здание манежа перестроили в храм и 15 ноября 1909 г. освятили.
Всего полковых церквей было три: в Манеже, на воинском кладбище 1913 г. и в казармах 9-го Сибирского полка.

6 июля 1917 г. газета «Старый владимирец» сообщила: «Наш славный 10-й Малороссийский гренадерский полк пожелал назвать себя "Полком смерти". Керенский охотно исполнил желание гренадеров и полк вошел в состав армии генерала Корнилова. Вместо кокарды на фуражке гренадеры прикрепили череп с двумя поперечными костями, а на руках черно-красный шеврон».
Этот факт приводит краевед Маргарита Попова в статье «Роль 9-го и 10-го гренадерских полков в общественной и культурной жизни города Владимира в начале XX века». Газетное сообщение означало, что 10-й Малороссийский полк, базировавшийся во Владимире, присоединился к движению в армии, когда после Февральской революции воинские части стали называть себя батальонами или полками смерти. Так они подчеркивали свою готовность «защищать до последней капли крови молодую свободную Россию».
Символами этой готовности и были черно-красные нашивки на рукавах и «адамова голова» (череп с костями) на фуражках. Создание ударных батальонов и полков смерти стало реакцией части военных на признаки развала в армии после отречения царя от престола. Началось это движение в июне 1917 г. и к осени достигло общеармейских масштабов. Из многих «частей смерти» позже сформировались подразделения Белой армии.

Церковь при богодельне

Адрес: ул. Большая Нижегородская, д. 71 (у входа в «Старое Князь-Владимирское кладбище»)


Здание бывшей богодельни. 1980 г.


Здание бывшей церкви при богодельне.

На заседании городской думы 26 мая 1888 г. с речью выступил староста кладбищенской церкви (см. Князь-Владимирский храм) и городской глава с предложением к торжеству открыть богадельню. Купцы владимирской губернии дали денег и материалов на строительство. Кирпич поставил купец В.М. Тарасов, железо купец А.Г. Кузнецов, стекло Ю.С. Мальцов - владелец стекольных и хрустальных заводов, архитектор М. П. Кнопф.
Двухэтажное здание в псевдорусском стиле заложено 21 мая 1889 г., открыто 24 октября 1890 г. к 900-летию крещения Руси.
В дальнейшем здание богодельни расстраивалось, было пристроено новое крыло и домовая церковь (архитектор С. М. Жаров). Эта двухэтажная церковь, построенная также в псевдорусском стиле, обращена алтарём на север. В настоящее время алтарная апсида застроена новыми пристройками, возведёнными в 2001 г.
В 1919 г. богодельня закрыта, превращена в жилье. С храма была снесена глава, а на основной храмовый объем надстроен третий этаж.
В 2003-2004 гг. проведена реконструкция, восстановлена звонница и декор храма. В здании богадельни сейчас размещается торговый центр с магазинами, а в бывшей церкви – салон красоты.

К северо-восточному углу церкви примыкают ворота, ведущие на территорию старого кладбища, переложены в 2002 г. с повышением арки.

Церковь Петра и Павла
«Белый корпус» городской больницы

Церковь не действует.
Престолы: Петра и Павла.
Адрес: ул. Большая Нижегородская, д. 65


Здание (бывший Инвалидный дом) построено взамен деревянного в 1799-1802 гг. по проекту И.А. Чистякова для отставных неимущих оберофицеров и нижних чинов. Большое каменное сооружение с двумя боковыми флигелями выстроено в формах классицизма. В центре главного корпуса когда-то располагалась больничная церковь святых Петра и Павла, о чем свидетельствует сохранившийся купол, возвышающийся над четырехколонным портиком. Портиками из колонн оформлены также и фасады боковых флигелей. Центральный корпус по бокам ограничивают рустованные ризалиты. Внутренняя планировка сохранена без изменений.
В 1802 г. была открыта первая во Владимирской губернии больница для гражданского населения, ставшая впоследствии губернской, а затем - земской.
Эта больница являлась первой, где была организована стационарная медицинская помощь, и стала клиническим центром для земских врачей.
В 1826 г. больницу посетил государь-император Александр Павлович. В 1842-1843 гг. по всей протяженности здания с севера была сделана пристройка по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова.
С введением в жизнь в 1864 г. "Положения о земских учреждениях" Владимирское земство приняло от Приказа общественного призрения единственную в то время в городе Владимире больницу на 80 коек. Первоначально было организовано 2 отделения: хирургическое, терапевтическое, здание которой располагалось на улице Нижегородской.
На базе Владимирской земской больницы позже была открыта и медицинская библиотека.
Пора становления Владимирской губернской земской больницы приходит на конец 19 века. В это время в недрах земской медицины зародилось и получило развитие такое важное направление, как профилактическая медицина. И эту роль в развитии профилактической медицины во Владимирской губернии сыграла и Владимирская губернская земская больница, на базе которой проводились съезды земских врачей.
В 1909 г. в корпусе, где сейчас находится областное бюро судебно-медицинской экспертизы, открылась фельдшерско-акушерская школа, преобразованная впоследствии в медицинское училище.
В больнице «Белый корпус» работали известные владимирские врачи: Н.Ф. Богоявленский в 1906 - 1916 гг., Н.А. Орлов в 1903 - 1942 гг., Г.Д. Контор в 1933 - 1942 гг. Это были выдающиеся хирурги, производившие сложнейшие и разнообразные операции, талантливые организаторы, внесшие огромный вклад в дело развития медицины во Владимирской области.
До 1914 г. больница была единственной в г. Владимире. В дальнейшем после 1914 г., когда была построена больница Красного Креста, земская больница была переименована в 1-ю городскую больницу, а затем после установления советской власти – в первую советскую больницу.
В 2008 г. терапевтическое отделение Областной клинической больницы было закрыто.
Здание отмечено мемориальной табличкой: «Памятник архитектуры «Белый корпус» городской больницы. Построен в 1802 г. Образец раннего классического типа казенных зданий».

Сейчас в здании располагается «Владимирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, генетическая экспертиза» и «Регистратура морга».

Лютеранская кирха



Лютеранская кирха

Адрес: ул. Дворянская, д. 15

В 1859 г. общество христиан лютеранского вероисповедания обратилось с просьбой к губернатору города об открытии во Владимире своей церкви.
В 1861 г. общество лютеран купило у наследников Петровых деревянный дом и приспособило его под кирху.
В 1884 г. деревянную кирху разобрали и на ее месте выстроили каменную.
В 1928 г. по распоряжению советской власти кирха закрыта, помещение передано Союзу печатников «для культурных целей».
В нач. 30-х гг. ХХ в. кирха снесена в связи с началом строительства ВЗПО-завода презиционного оборудования (ныне ВПО «Техника»).
Сейчас на месте лютеранской кирхи находится жилой дом.

Синагога во Владимире

Адрес: ул. Малые Ременники, д. 3


Синагога во Владимире в нач. ХХ в.

Кроме православных, в городе Владимире всегда проживали люди и иных вероисповеданий: католики, лютеране, мусульмане, иудеи и др.
Что касается иудейской общины, то она лишь в самые первые годы XX в. приобрела под синагогу этот обычный жилой 2-этажный полукаменный дом.
Любопытно, что среди членов хозяйственного совета синагоги за 1910-е гг. упоминаются фамилии, ставшие впоследствии известными на всю страну. Это «одесский мещанин» Иоиль Безыменский - отец комсомольского поэта Александра Безыменского и Берка Левитан - отец диктора Юрия Левитана.
К концу 1920-х гг. во Владимире, как и по всей стране, стали закрываться культовые учреждения. Не избежала этой участи и синагога. 23 июля 1932 г. президиум горсовета расторг договор с общиной и передал здание еврейского молитвенного дома под общежитие артели «Красный щвейкуст».

По материалам книги С.Л. Бубнова «След в бесконечности» Издательство «Посад» 2000 г.
Храмы, монастыри города Владимира.
Старые здания города Владимира.
Упраздненные монастыри города Владимира.
Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (23.05.2013)
Просмотров: 4023 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz