ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 16.04.2024, 18:09
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь

 
 
Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь
 
В XVII—XVIII веках был построен Никольский монастырь. В его облике доминирует двухэтажный Троицкий собор (1681—1689 гг).



Троице-Никольский собор

Главы Троице-Никольского собора
В грамоте царя Алексея Михайловича 1660 г. упоминается о том, что впервые деревянная Никольская церковь была названа в несохранившейся недатированной грамоте царя Иоанна IV Васильевича. Согласно писцовой книге 1628 г., храм в 1618/19 г. сожгли «черкасы» - украинские казаки и русские «воры».
В 1643 г. на месте уничтоженного был построен деревянный 5-главый 2-этажный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца.
По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 21 июля 1686 г. на средства посадского Семена Ершова был построен и в 1689 г. освящен каменный 2-этажный Троице-Никольский собор.
Грамотой епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) от 26 ноября 1790 г. благословлялось устройство при Никольской церкви придела в честь Преображения Господня (освящен ок. 18 окт. 1792).
Здание собора представляет собой бесстолпный 2-светный четверик на подклете, увенчанный 5 луковичными главами на высоких глухих барабанах, с 3 апсидами с востока и папертью с запада, на к-рую с юж. стороны ведет лестница с крытым крыльцом. Фасады четверика завершены фризом из поребрика и карнизом, рядом кокошников. Окна фасадов (3 в нижнем ярусе, 2 в верхнем) и апсид декорированы наличниками с килевидными и зубчатыми завершениями; барабаны глав - аркатурно-колончатыми поясами. Арочное ограждение лестницы и столбы крыльца украшены изразцами.
В Троицкой церкви находился 4-ярусный иконостас с иконами кон. XVII в. Согласно описанию 1906 г., «все они гладкие, темно-орехового цвета, краски сохранились, но от времени потемнели». 3-ярусный иконостас Никольской церкви того же времени был «столярной работы, покрыт красной краской, с резьбой и карнизами... в нем царские врата резные прозрачные раззолоченные». Все иконы относились к XVII в., а «8 икон древних неизвестного времени». Особо почитался древний образ св. Николая Чудотворца.
 

Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки.

Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы.

Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова.

Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х годах ХХ века, тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека.

Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца.

В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство.

«И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны… И говорят, были сокрыты в нём лари с книгами старой веры. И ещё недавно пользовались теми книгами посвящённые. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице.

И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода… Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился… Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера…

Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить всё. Ведь ещё и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто ещё не забыл, что славяне и русы – суть внуки Солнца…»

Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы – это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород.

Источник: Священные прародины славян / Александр Асов. - М.: Вече, 2008. - 384 с.

 

Ворота Никольского монастыря
Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в восстановленной части ограды на Святых Вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 г. и 1678 г.). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник.
Слева часовня-киворий над усыпальницей Кожина П.П. 1900 - 1917 гг. Справа часовня-памятник на месте Покровской церкви
Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с.Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (в последствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкви некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением. Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника.
Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.
В 1778 г. Гороховец сделан уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии.
В 1883 г. в Гороховце было 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок 69, 5 церквей и 1 монастырь, Николаевский. В ризнице монастыря хранились 6 грамот царских и патриарших.
Жителей в 1897 г. — 2 824; промышленность не развита; в 1883 г. было 3 кирпичных завода и одна красильня. Было много садов; жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток. Гороховец содержал, вместе с земством, городское училище и женское училище, богадельню, содержимую на проценты с капитала, пожертвованного купцом Лахмановым; земскую больницу на 12 кроватей, с амбулаторией.
Церковь Иоанна Лествичника с трапезной палатой
Интерьер церкви во имя прп. Иоанна Лествичника
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в северо-восточном углу монастыря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г., освящена 24 мая 1716 г----Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с южной стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Северный и южный фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз.
По описанию 1686 г., в монастыре находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у северо-западного угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона которого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохранился).
 
Братский корпус
К началу XX в. в монастыре находились каменный 3-этажный келейный корпус, 3 одноэтажных здания (кельи, трапезная и просфорная), деревянный на каменных столбах скотный двор, баня, каменная ограда XVIII в. с башенками по углам, декорированными ширинками с изразцами. В восточной части, где располагались св. врата с Покровской церковью, было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-западной стороне - въездные ворота, на северной - калитка.
Штат монастыря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. монастырю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца.
Материальное обеспечение монастыря до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Монастырь владел 2 деревнями в Купленской волости и Лухманском стане Гороховецкого уезда.
В 1661 г. за монастырём числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Монастырь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурскои истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования монастыря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды.
С XIX в монастырь отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. монастырь владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского уезда; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; монастырь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за монастырем сенатским указом от 5 сентября 1898 г.; с 1819 г. монастырь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской волости Вязниковского уезда. Также монастырь обладал неприкосновенным капиталом в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р.
В мае 1922 г. из монастыря власти конфисковали оклады икон и другое церковное имущество из серебра весом 11 фунтов 92 золотника. 14 апр. 1923 г. постановлением Губернской комиссии по ликвидации монастырей Никольский монастырь был закрыт и передан в ведение губернскому музею.
До начала 30-х гг. храмы монастыря оставались приходскими. В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сентябре 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской церковью. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды. После 1945 г. в храмах были устроены гараж, склад районной кинофикации, жилые помещения.
Возрождение монастыря в 1993-2006 гг.Решением Священного Синода РПЦ 14 дек. 1993 г. Никольский монастырь был открыт, наместником назначен иеромонах Петр (Радзин). 19 декабре в храме прп. Иоанна Лествичника состоялось первое богослужение, которое возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов).
Насельники восстановили храмы монастыря, а также Знаменское подворье-скит (Гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь), приняли участие в возрождении гороховецкого в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женского монастыря, устроили гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца скит, построили церковь во имя прп. Силуана Афонского в дер. Перово Вязниковского р-на.
Братией отреставрирован иконостас Казанской церкви в с. Красном.
Никольский монастырь оказывает благотворительную помощь детским приютам и нуждающимся, окормляет призывников в воинских частях, престарелых и инвалидов; в монастыре проходят реабилитацию страдающие наркозависимостью и алкоголизмом. Скончавшийся 4 апр. 2003 г. игумен Петр (в схиме Алексий) был похоронен в Никольском храме монастыря.
С 6 октября 2005 г. наместник - игумен Илия (Иванов).
К январю 2006 г. в монастыре - 13 человек братии.
Колодец на территории Никольского монастыря

Гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца мужской скит
Гороховецкий Сергиев во имя вмч. Георгия Победоносца скит
Скит находится в Гороховецком р-не Владимирской области, на левом берегу р. Клязьмы. Приписной к гороховецкому во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю.
Согласно жалованной подтвердительной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича 1462-1466 гг. игумену Троице-Сергиева монастыря Вассиану, Георгиевская обитель «поставлена» троицкой братией. По преданию, изложенному в актах, она была основана в 1365 г. прподобным Сергием Радонежским на пути в Н. Новгород, куда преподобный отправился по просьбе св. кн. Димитрия Иоанновича Донского примирять братьев князей Бориса и Димитрия Константиновичей.
В 1-й четверти XVI в. разоренный казанскими татарами и их вассалами Георгиевский монастырь запустел, с начала 90-х гг. XVI в. возрожден по инициативе близкого к царской семье троицкого старца Варсонофия (Якимова). Переписные книги со 2-й пол. XVII в. называют его вотчиной Троице-Сергиева монастыря.
Постройки обители были деревянными.
В 1627 г. упоминается клетского типа церкви во имя вмч. Георгия Победоносца.
Не позднее 1642 г. был построен теплый храм во имя прп. Сергия Радонежского, на месте которого в 1-й пол. XVIII в. возведена новая одноименная церковь.
В 1627 г. имелось 8 келий, в 1646 г.- 15 келий, монастырь был огорожен. К 1678 г. ни ограды, ни келий не существовало.
В XV в. обитель владела 2 деревнями и нескими озерами.
В кон. XVI в. царями Феодором Иоанновичем и Борисом Феодоровичем Годуновым монастырю были пожалованы запустевшие земли в Закудемском стане Нижегородского уезда, покосы и ловли в Муромском уезду.
С 20-х гг. XVII в. земли в Закудемском стане стали вотчинами непосредственно Троице-Сергиева монастыря. Георгиевская пустынь владела лишь угодьями в Муромском уезде, подмонастырской слободкой и 3 деревнями в Гороховецком уезде. К 1678 г. и эти земли стали вотчиной Троице-Сергиева монастыря. К 1763 г. обитель владела лишь подмонастырской слободкой.
В 1628 г. в Георгиевской пустынь подвизались иеромонах и 10 старцев, в 1646 г.- иеромонах, 20 старцев, священник, дьячок.
К 1678 г. в обители проживали с семьями 2 священника, 2 дьячка, вдовая попадья. Однако формально монастырь существовал: в 1703 г. им управлял строитель Варсонофий (Урвачёв), в 1763 г.- строитель иером. Иоасаф (Озерецковский).
В 1764 г. Георгиевская пустынь была упразднена, храмы обращены в приход, в составе которого были подмонастырская Георгиевская слободка и 3 деревни. К кон. XIX в. в них проживало 502 мужчины и 553 женщины. 253 человек из общего количества были старообрядцами.
В 1782 г. на месте обветшавших церквей был построен новый храм во имя Св. Троицы с теплым приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. С 1894 г. при храме существовала церковноприходская школа на 20 чел.
В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. церковь была закрыта, имущество расхищено.
В 1984 г. здание храма было разобрано, перевезено на территорию еще не восстановленного гороховецкого Троице-Никольского монастыря (храм не был восстановлен и к 1993 г. утрачен).
В 1996 г. по благословению Владимирского и Суздальского еп. Евлогия (Смирнова) на месте пустыни был учрежден скит Троице-Никольской обители.
В 1998 г. в скит был построен деревянный дом с церковью во имя вмч. Георгия Победоносца с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. В скиту проживают несколько насельников, старший - иером. Николай (Кандауров).

 

Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (08.06.2012)
Просмотров: 5645 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz