ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Воскресенье, 24.11.2024, 05:51
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Историко-художественный муромский музей

Историко-художественный муромский музей

Муромский Музей местного края создавался в 1918 г. и впервые открылся для посетителей 1 января 1919 г. в Доме Зворыкиных. Все последующие музейные структуры наследовали его коллекции и здания.
С 1974 по 1989 г. музей в числе прочих городских музеев области входил на правах филиала во Владимиро-Суздальский музей-заповедник под названием «Муромский филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Затем в 1989-1997 гг. существовал как самостоятельное учреждение, с подчинением городскому отделу культуры. В то время музей носил название «Муромский историко-художественный и мемориальный музей».
В 1997 г. музей был зарегистрирован как муниципальное учреждение культуры, в подчинении Управления культуры администрации г. Мурома. Название изменилось на «Муромский историко-художественный музей».
С 1-го января 2007 г. музей переведен в областное подчинение. С 1-го января 2009 г. ему присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Владимирской области.
Музей относится к художественным музеям, имеет первую категорию. Располагает ценнейшими художественными и историческими коллекциями и занимает четыре комплекса зданий, являющихся памятниками гражданской архитектуры.
В основу художественного собрания музея легли коллекции известных русских археологов – графа А.С. Уварова и его жены П.С. Уваровой. Произведения древнерусского искусства поступили из церквей и монастырей. Этнографические коллекции были составлены из вещей, собранных до революции И.С. Куликовым, Н.Г. Добрынкиным, А. Ф. Жадиным и привезенных из музейных экспедиций.


Дом Зворыкиных

Главные здания музея – трехэтажный каменный особняк с мезонином и надворные постройки XVIII-XIX вв. Это усадьба Зворыкиных (ул. Первомайская, д. 4). В здании располагаются исторические, этнографические экспозиции и древнерусское искусство, основные фондохранилища музея. Дом Зворыкиных – лучший в городе купеческий особняк прошлого века. Здесь родился и провел юность ученый с мировым именем, «отец телевидения», Владимир Кузьмич Зворыкин (1889 – 1982 гг.) талантливый изобретатель в области радиоэлектроники, эмигрировавший в Соединенные Штаты Америки. В 1989 г. на его родном доме была установлена мемориальная доска.

В четырех залах второго этажа общей площадью более 200 квадратных метров представлены все лучшие художественные коллекции музея – собрание русского и западноевропейского искусства XVII-ХIХ вв.: живопись, графика, гарнитуры художественной мебели, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из бронзы, мрамора, керамики, фарфора и стекла. Большая часть экспонируемых произведений искусства происходит из уваровского собрания. В 1920-1930-е гг. музей пополнился экспонатами из дворянских и купеческих домов Мурома, а также картинами из Государственного музейного фонда.

Экспозиции (сейчас закрыты):
- Древнерусское искусство.
- Историческая экспозиция (XIX в.).
- Семья в музейном интерьере.
Сейчас дом Зворыкиных закрыт для посетителей в связи с подготовкой к реконструкции.

Выставочный центр


Выставочный центр

В 2000-м г. открылись первые выставки в Выставочном центре (Московская, 13), где можно проводить три-четыре выставки одновременно (его площадь 400 кв. м).
Выставочный центр расположен на самой оживленной улице города в одном из лучших купеческих домов прошлого века. Здесь работает музейное фотоателье, художественный салон.

"Муром-град. Сокровища древнего Мурома"

7 апреля 2013 г. в Выставочном центре музея открылась первая часть большой экспозиции «Муром-град» об истории и культуре города – «Сокровища древнего Мурома». Она посвящена мало документированной эпохе и представляет историю «идеального» града-Мурома, наполненную былями, сказаниями, легендами, а также и реальными событиями, происходившими на муромской земле в далекие допетровские времена. Основные герои – крестители Мурома св. князья Константин Михаил и Федор, покровители счастливого брака Петр и Феврония, праведница Ульяния Лазаревская; горожане-вкладчики и строители церквей и монастырей, персонажи Муромских повестей.
Первый раздел предполагает презентацию уникальных и наиболее ценных экспонатов древнерусского искусства, отражающих своеобразие культуры средневекового Мурома. В экспозиционном ряду: предметы археологии, иконы, лицевое шитье, книги, медная пластика и серебро из муромских храмов.
Экспозиция рассчитана на муромских жителей, школьников, студентов, и, конечно, приезжающих гостей и туристов. Показ предметов будет сопровождаться демонстрационными материалами: фотофильмами, мультимедийными презентациями отдельных экспонатов и памятников.
Экспозиция «Муром-град» создана при поддержке федеральной целевой программы «Культура России», ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие культуры Владимирской области на 2012 – 2014 годы»

***

Муромским музеем с 1990 г. проводятся всероссийские научные конференции – Уваровские чтения (раз в три года, всегда на пасхальной неделе); ежегодно проводятся научные экспедиции.
Музей готовит научные и популярные издания, выпускает материалы о Муроме на электронных носителях и в интернете.
Основные партнеры музея в некоммерческом секторе – музеи городов Поокского региона (Гороховец, Ковров, Вязники, Касимов, Павлово, Арзамас, Саров, Александров).
Музей является базовым научным учреждением музейной сети («Содружество Музеев Нижней Оки»). Совместно реализовано множество проектов на привлеченные средства. Музей является членом Ассоциации музеев России, входит в Союз музеев.
Творческий коллектив музея – 30 музейных специалистов, почти столько же музейных работников в технических и вспомогательных службах.


ул. Воровского, д. 24. Дом купцов Зворыкиных.


Дом музей И.С. Куликова


Дом музей И.С. Куликова

Неотъемлемой частью исторической жизни Мурома является мемориальный дом-музей Ивана Семеновича Куликова. Этот дом таит в себе особые секреты. За его стенами хранятся великие произведения искусства. Дом, в котором сейчас находится музей, был окончательно построен в 1899 г. отцом великого художника. Таким образом, два года назад дому исполнилось 100 лет. За этот немалый срок он ни разу не подвергался серьезным реконструкция.
Когда в 1919 г. открылся Муромский историко-художественный музей, Куликов передал ему свои основные работы, которые и по сей день находятся в экспозиции. На протяжении нескольких лет художник был директором музея. Тем более что в первые пост революционные годы он не был востребован как живописец. Поэтому музей для него в те годы был единственным местом, куда он вкладывал все свои силы и всю свою душу. Большое количество работ Иван Семенович с супругой Елизаветой Аркадьевной хранили у себя дома, берегли их.
15 декабря 1941 г. Иван Семенович Куликов неожиданно умирает, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление об организации мемориального дома-музея. И даже в те тяжелые военные годы необходимость его создания была очевидна. В то время в провинциальных российских городах насчитывалось мене десятка крупных музеев. К тому же даже жители Мурома не знали, что рядом с ними живет всемирно известный художник.
Итак, в 1941 г. в одной из комнат на первом этаже дома Куликова состоялась первая выставка работ художника. Но, в связи с тем, что наша страна тогда находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 г.
Сейчас единственным хранителем музея является Николай Андреевич Беспалов заслуженный архитектор России. Нелюбимых экспонатов у него нет: каждый дорог, с каждым связаны особые воспоминания. По словам Николая Беспалова. Он живет сразу в двух веках. Виной тому экспонаты начала 30-го века и современная жизнь музея. У музея есть своя душа. Ей пропитано здесь все: начиная с калитки и заканчивая самым маленьким, неприметным предметом , говорит хранитель музея.
Вся экспозиция музея разделена на две большие части. Первую часть составляют картины. Их около ста: больших и маленьких, ярких и мрачных, загадочных и открытых. В музее собрана коллекция картин, которая отражает определенные вехи в творчестве Куликова.
Одной из первых серьезных работ Ивана Семеновича является портрет его матери, который был написан в 1903 г. А к последней своей работе Выход нижегородского ополчения 1612 г. художник приступил в 1939 г. и работал над ней вплоть до своей кончины. Он собрал огромное количество исторического материала, нарисовал множество эскизов и рисунков, но, к сожалению, картина так и осталась незаконченной.
Вторая часть экспозиции имеет свою собственную историю. Иван Семенович после окончания Художественной Академии и после посещения многих русских музеев, заинтересовался произведениями народного творчества. В конечном итоге, он собрал одну из самых лучших частных коллекций в России. Особо в ней выделяется собрание народных костюмов.
Сейчас в доме-музее насчитывается около 400 наименований произведений русского народного творчества. Некоторые предметы стоят на одном уровне с экспонатами Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Сейчас музей открыт только для коллективных экскурсий, хотя, в последнее время их количество сократилось. Музей живет, живы картины и экспонаты народного быта, жива память и душа художника. Пусть меняются времена и люди, но неизменным остается одно любовь к картинам и уважение перед тем, кто их создавал. А это и есть основная задача музея сохранить и донести до будущих поколений все самое ценное, что оставило прошлое.

И. Дормидонтова

Художественная галерея


Художественная галерея

Адрес: ул. Первомайская, д. 6
Художественная галерея открыта в январе 1996 г. в здании бывшей Городской управы, построенной в 1813 г.
В экспозиции представлены лучшие произведения русского и западноевропейского искусства XVII – нач. ХХ вв. из художественной коллекции музея.
В основе собрания лежит коллекция, поступившая в музей в 1918 г. из имения в селе Карачарове. Последними владельцами имения были известные русские ученые-археологи, ценители и собиратели старины – супруги Алексей Сергеевич (1825-1884 гг.) и Прасковья Сергеевна (1840-1924 гг.) Уваровы. Коллекцию начали собирать еще их предки Разумовские, Шереметьевы. Уваровы были большими знатоками и ценителями искусства, что и определило состав их фамильной коллекции, в которой были собраны уникальные произведения.
В двадцатые-тридцатые годы ХХ века музейное собрание пополнилось произведениями искусства XIX – нач. ХХ вв. из коллекций муромских дворян и купцов, а также поступлениями из государственного музейного фонда.

На втором этаже, в четырех просторных светлых залах, общей площадью более 200 м2, показаны ценнейшие произведения русской и западноевропейской живописи XVII – нач. XX вв., гарнитуры художественной мебели, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы, мрамора, керамики, фарфора и стекла.

Зал 1
Фамильные портреты рода графов Уваровых XVIII-XIX вв.

Зал 2
Западноевропейское искусство XVII-XIX вв.

Залы 3-4
Русское искусство XIX – нач. ХХ вв.

Экспозиция открывается рядом фамильных портретов семьи Уваровых. В роскошной овальной раме выполненный Н.Е. Рачковым портрет П.С. Уваровой (1840 – 1924 гг.), урожденной княжны Щербатовой. При внешней сдержанности в ученой графине угадывается горение мысли, волнение души. Слева от нее портрет ее свекра Сергея Семеновича Уварова (1786 – 1855 гг.) – действительного тайного советника, члена Государственного совета, министра народного просвещения (с 1833 по 1849 г.). Он был широко образованным человеком, знатоком античной поэзии, истории. Портрет написан в 1833 г. художником В.А. Голике, одним из помощников Д. Доу, создателя портретной галереи героев войны 1812 г. в Зимнем дворце. Несомненно привлекает портрет Натальи Кирилловны Загряжской (1747 – 1837 гг.), урожденной Разумовской. С ней был знаком А. С. Пушкин, она его дальняя родственница и по признанию поэта, в образе графини из «Пиковой дамы» многое взято от Загряжской. Особой прелестью и обаянием проникнут портрет Марии Антоновны Нарышкиной (1779 – 1854 гг.), написанный художником С. Тончи. Она приходилась двоюродной бабушкой П. С. Уваровой. Красота Нарышкиной была «до того совершенна», что по словам современников «казалась невозможною, неестественною». При этой чарующей наружности она обладала высокими качествами ума и сердца. «Портрет неизвестной», работы художника круга Ф. Рокотова напоминает чем-то знаменитый портрет Струйской. Та же цветовая гамма, поворот головы, губы тронуты улыбкой, чуть затуманен взгляд. Здесь же посетители познакомятся и с другими портретами, на которых представлены деятели российской истории.
Западно-европейское искусство различных школ – итальянской, испанской, французской, голландской и немецкой – представлено работами мастеров Доменико Тьеполо, Лоренцо Квальо, Адама Эугена, Давида Тенирса и других живописцев. Русское искусство представлено реалистической школой. Привлекает внимание карандашный эскиз К.П. Брюллова к его картине «Последний день Помпеи». В основе ее сюжета рассказ римского историка Плиния Младшего о гибели города Помпеи при извержении вулкана Везувия в I веке н. э. Эскиз близок к окончательному живописному варианту картины (находится в Государственном Русском музее). Творчество И. И. Шишкина представлено двумя графическими работами «Лес» и «Стадо в лесу». Подкупают достоверностью, классически спокойной и внимательной манерой письма работы А.К. Саврасова: акварель «Швейцарское озеро» и небольшой живописный этюд «Лунная ночь».
В экспозиции представлены картины художников, вышедших из мастерской А.К. Саврасова: К. Коровина - «Вечерний пейзаж» и С. Светославского - «Пейзаж с аистами». Красотой восточного пейзажа, гармонией человека и природы привлекают этюды В. Д. Поленова: «На берегу Нила», «Рукав Нила», «Эпир». Рядом с небольшими этюдами особенно восхищает размахом и глубиной большое полотно «Мечты». На нем изображен Христос на берегу Генисаретского озера. Позировал для этого образа ученик В. Д. Поленова Исаак Левитан. Истинным украшением музейного собрания является авторское повторение картины А.Е. Архипова «По реке Оке».
Интерьеры залов галереи составлены из предметов мебели XVIII – XIX вв. в стилях барокко, рококо, русский жакоб. В витринах размещена посуда из стекла и хрусталя западного и русского производства XVIII – XIX вв.






Коллекции

«Дерево, мебель»

Коллекция с условным названием «Дерево, мебель» насчитывает около 1500 предметов. Примерно 60% коллекции находится в экспозициях музея.
По содержанию коллекцию можно разделить на несколько основных групп: мебель, скульптура, культовая резьба, крестьянские бытовые предметы и сельскохозяйственные орудия, предметы прикладного искусства.
Первая и самая объемная по размерам группа включает в себя множество предметов мебели разных художественных стилей и направлений западноевропейского и русского искусства кон. XVII – XX вв.: из красного дерева, карельской березы, ореха, дуба и других материалов. Неотъемлемой частью коллекции является и кустарная мебель XIX – XX вв., в том числе и плетеная мебель 1930-х гг., исполненная мастерами Панфиловской артели. Большинство из них объединены в гарнитуры и являются органичным «украшением» музейных экспозиций и выставок, как художественных, так и исторических. Наиболее ценными являются предметы художественной мебели из родового имения графов Уваровых Красная Горка в селе Карачарово. Особо выделяется дубовый гарнитур нач. XVIII – второй пол. XIX в. Состоящий из 29 предметов, он представляет прекрасный образец немецкой работы, выполненной в стиле ренессанса и немецкого барокко. Массивный шкаф, диваны-лари, стулья и кресла богато декорированы резьбой в виде львов и ангелов, маскаронов, кариатид и диковинных растений. На высоких спинках двух диванов – рельефное изображение сцен соколиной охоты на фоне готического замка. Немецкие гербы присутствуют в сюжетах резьбы стульев и шкафа. Мягкие стулья и кресла обиты тканью XVIII в. Из архивных источников известно, что дубовый гарнитур украшал гостиную Карачаровского дома графов Уваровых.
Не менее интересны и предметы мебели, представляющие убранство купеческого дома рубежа XVIII – XX вв.: резные буфеты, посудные горки, столы, венские стулья и др. Все они происходят из домов бывших купцов Мяздриковых, Зворыкиных, Жадиных, Первовых и др. В настоящее время большая часть выставлена в экспозиции музея «Комнаты купеческого дома».
Комплектование раздела городской мебели продолжается, хотя с каждым годом эти поступления становятся все более редкими и единичными.
Заметное место в коллекции мебели занимают и предметы крестьянского быта XIX – XX вв. в виде резных табуреток, поставцов, столов, «зыбок» разных форм, кроватей. Основу этой группы составляют предметы, собранные сотрудниками музея во время этнографических экспедиций по Муромскому району и бывшему уезду.
Вторая группа – это скульптура и культовая резьба XVIII – XX вв. В основном это фрагментарно сохранившиеся детали резных иконостасов из муромских храмов закрытых в 1930-50-е гг., а также объемная скульптура из храмов и личных собраний. Из последнего наиболее интересен замечательный образ «Богоматери Страстной» второй пол. XVIII в. Скульптура поступила в музей в 1919 г. из личного собрания муромского краеведа Н.Г. Добрынкина. Скульптура была обнаружена им в церкви погоста Горицы Нижегородской губернии. В собрании хранится и скульптура из муромского храма Рождества Богородицы. Среди них барельеф «Усекновенная голова Иоанна Крестителя» XVIII в., отреставрированный в реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря (Москва). Следует выделить и небольшую, но интересную коллекцию резных иконок монастырской работы кон. XVIII – XIX вв., выполненных из кипариса в технике сквозной, контурной и рельефной резьбы. Подобная традиция продолжается и в современном искусстве. В 1990 гг. коллекция пополнилась резной иконой «Апостолы Петр и Павел» муромского художника-резчика, члена Союза художников России С. А. Субботина.
Наиболее многочисленным является раздел предметов крестьянского быта и сельскохозяйственных орудий нач. XIX – XX в. Как и крестьянская мебель, утварь, орудия земледелия, ткачества и других занятий крестьян – объект собирательских экспедиций сотрудников музея по территории Муромского района. Ткацкие станы, рубели, вальки, швейки, самопрялки, различные бочки, бортни, бураки, плетеные корзины, и т.п. составляют этот раздел коллекции. Среди них особенно следует выделить предметы, украшенные резьбой и росписью. В коллекции хранятся не только изделия местных мастеров. Ярославские прялки-башенки, городецкие резные донца прялок, северодвинские расписные бураки, саночки, подсвечники, резные ковши, и др. представляют замечательные образцы народного творчества других регионов России. Этот раздел коллекции, в свою очередь, представляет «дерево» из личной коллекции муромского художника, академика живописи И.С. Куликова, которую он передал музею в 1920 гг. Ценность этого собрания возрастает с каждым годом, так как подобные предметы встречаются все реже и реже. Предметы из дерева выбрасывают, как ненужные в быту; на смену им приходит утварь из новых современных материалов.
И еще одна группа коллекции – это предметы современного декоративно-прикладного искусства XIX – нач. XXI в. Среди них резные вазы, панно и скульптуры муромских художников-резчиков Ю. Ерхова, С. Николаева и других мастеров. В 1980-90 гг. коллекция пополнилась изделиями самодеятельных мастеров Н. Гусенкова (светильники из веток деревьев, шкатулки, вазы, декорированные полихромной росписью и инкрустацией), А. Дубова (резные фигурки – образы горожан и крестьян XIX в.).



«Древнерусское (церковное) искусство»

Коллекция древнерусского (церковного) искусства: иконы, деревянная скульптура, произведения лицевого и орнаментального шитья, серебряные изделия, мелкая пластика составляют наиболее ценную и цельную часть собрания музея.
Муром – один из самых древних городов России. Иконы и прикладное искусство XIII – XVII вв. дают представление о высоком уровне культуры древнерусского города. Произведения церковного искусства XVIII – XX вв. характеризуют устойчивые традиции православного Мурома. Собрание икон и древнерусского прикладного искусства в основном сложилось в первые годы советской власти при закрытии многочисленных храмов и монастырей. В музей поступило далеко не все. Множество произведений в то время было утрачено, некоторые оказались в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Все же наиболее ценные предметы церковного искусства стали экспонатами Муромского музея.
Коллекция древнерусского искусства в музее не столь велика, если сравнивать ее с собраниями многих древнерусских городов, где хранятся десятки тысяч произведений. В Муроме она не насчитывает и двух тысяч единиц хранения (икон XIV – нач. XX в. – триста; серебряных предметов XVI – нач. XX в. – семьсот; предметов деревянной культовой скульптуры и резьбы XVII – XIX вв. – сто пятьдесят; предметов лицевого и орнаментального шитья, церковных облачений XVI – нач. XX в. – триста; меднолитой пластики XII – XIX вв. – триста). Однако муромское собрание древнерусского искусства является одним из самых значимых и своеобразных в Центральной России. В нем гармонично соседствуют иконы, предметы прикладного искусства столичных и местных мастеров XIV – XIX вв. В последние годы оно все более привлекает внимание исследователей.
Самая древняя и ценная икона в собрании музея – «Николай Чудотворец» XIV в. Замечательный образ до революции находился в церкви Николы Мокрого и считался чудотворным. Это одно из самых ранних произведений искусства Древней Руси классического периода. Он написан мощно и свободно. Лик святого поражает суровой выразительностью. В эпоху Дионисия получило особое распространение почитание изображения Богоматери Одигитрии. Мастер написал замечательную икону Богоматери Одигитрии для монастыря в Ферапонтове. Она отличается от обычных изображений тем, что правая рука Девы Марии сложена в благословляющем жесте. Подобная по типу икона – «Богоматерь Одигитрия» конца XV(?) – второй пол. XVI в. происходит из муромской Николозарядской церкви. Она начинает целый ряд икон Богоматери Одигитрии XVI в. в Муроме. Эти образы величественны и аристократичны. Реставраторы «раскрыли» великолепную икону «Богоматерь Одигитрия Смоленская» середины XVI в. Небесная Владычица торжественно предстает в сиянии гладкого золотого фона. Прекрасно сохранился слой авторской живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев.
«Открытие» реставраторами иконы «Богоматерь Одигитрия Шуйская» сер. XVI в. стало сенсацией. Она живо и непосредственно написана местным мастером, привлекает наивностью в подаче образов и ярким многоцветным колоритом.
Сохранилось довольно большое количество муромских икон XVII в. Среди них наиболее интересны и необычны житийные иконы местных святых, на которых в среднике представлены их образы, а в клеймах подробно «рассказываются» события из их жизни. Своеобразной эмблемой города Мурома стала большая икона «Петр и Феврония в житии» конца XVI – нач. XVII в. Она отличается редкой иконографией и необычна по форме (вытянута по горизонтали). Икона помещалась над гробницей святых в Муромском соборе Рождества Богородицы. Вместо традиционного образа святых в середине иконы дано изображение муромского кремля с рекой Окой на переднем плане, в которой плавают огромные рыбины. Внутри кремля изображены палаты сложной архитектуры и ключевые сцены «Повести», традиционное изображение святых заменено маленькой их иконой на фасаде муромского пятиглавого собора, в алтаре которого показаны лежащие в «едином» гробу Петр и Феврония. Вокруг средника сорок клейм, со сценами жития. Икона отличается ярким, теплым колоритом. Четки и звучны краски средника, где особенно выделяются светло-охристые стены кремля с множеством черных проемов бойниц; красные, розовые, коричневые, зеленые строения собора и палат; синяя река в пологих берегах из красно-коричневых скалистых «горок». Клейма зрительно сливаются в общую пеструю картину. В целом это произведение производит необычно яркое впечатление, создает праздничное настроение. Муром представлен здесь как идеальный древнерусский град, особое святое место, напоминающее небесный Иерусалим. Иконописец сумел показать то самое представление не о реальном, а о сказочном граде Муроме, что отражено в местных повестях и преданиях.
Вторая икона «Петр и Феврония в житии» 1618 г. была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века», также для Муромского Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике – Петр и Феврония в молении Спасу. Вокруг тридцать два клейма со сценами жития. Это произведение вызывает чувство умиротворения, погружает в мир самоуглубленных образов. Ее колорит не столь ярок, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Преобладают белые, красные, черные, зеленые, желтые и розовые цвета. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны, композиции клейм построены просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Герои изображены в своеобразной динамике, словно застыли в одно мгновение. Ритмично повторяющиеся архитектурные детали, позы и жесты персонажей, красочные тона создают определенный строй, созвучный музыке. Автор этой иконы уделил главное внимание не сказочным и бытовым подробностям, а показу добродетельной жизни и чудесам муромских святых, их церковному прославлению.
Третья икона «Муромские святые с житием Петра и Февронии» 1669 г. недавно «раскрыта» реставраторами и засияла яркими красками. Она была исполнена в Муроме по заказу муромского посадского человека «Сидора Матвеева сына Лопатина» для Георгиевской церкви. В центре изображены все известные городские чудотворцы: Константин, Михаил и Федор, Петр, Феврония и Иулияния Лазаревская, а житийные клеймы посвящены житию только Петра и Февронии. Видимо, заказчик иконы хотел получить сразу два почитаемых образа на одной доске, ему хотелось воздать почитание не только самым популярным муромским святым, но не забыть и о других местных угодниках. Вокруг средника – сорок мелких клейм, которые по сюжетам совпадают с клеймами первой иконы. Кроме этих мелких сцен здесь вверху дано еще одно большое клеймо с изображением муромского сказочного кремля. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии.
Немногие муромские иконы XVII в. имеют подписи иконописцев, что является очень ценным, так как большинство памятников иконописи безымянны. Среди них замечательная икона «Богоматери Владимирская Волоколамская» 1612 г., созданная мастером Рославовым для Крестовоздвиженской церкви Мурома. Это произведение отличает редкая деталь – живописное изображение драгоценной короны на голове Девы Марии. Известный изограф оружейной палаты Афанасий Рязанцев исполнил другую икону Богоматери Владимирской 1692 г. для Благовещенского монастыря. Среди многочисленных «списков» (так называли в древности копии) с этой знаменитой византийской иконы XII в. муромский «список» кисти Афанасия Рязанцева признан одним из лучших.
Несколько произведений подписаны известным муромским изографом Александром Казанцевым. Вместе с ним работал и его младший брат Федор, позже сын Петр. Династия Казанцевых трудилась в Муроме на протяжении всего XVII в. и первой трети XVIII в. Иконы мастерской А. И. Казанцева всегда узнаваемы. Это произведения внушительного размера, со сложными композициями, особой цветовой гаммой, где преобладают зеленые и красные тона. Они могли быть созданы человеком «книжной» культуры. Очевидно, Александр Иванович Казанцев был широко образован, знал образцы живописи и графики западной Европы, а также был хорошо знаком с работами русских изографов Оружейной Палаты Кремля. Он умело использовал эти знания и выработал свою особую неповторимую манеру иконописания. В его работах сочетаются как новые приемы письма, так и стремление к более древним традициям, на которых он был воспитан в родном городе.
В настоящее время известно шесть подписных произведений Александра Ивановича Казанцева. В экспозиции находится великолепное произведение «Царь Царем» 1690 г. На нижнем поле – подпись автора: «Писана сия Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 (1690) писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». На ней представлен величественный образ Иисуса Христа в великолепных красных с золотом одеждах и царской короне. Правая его рука сложена в благословляющем жесте, от левого плеча спускается меч. Произведение иллюстрирует «Апокалипсис». Уникальным произведением мастера можно назвать грандиозную житийную подписную икону с восьмидесятью клеймами «Константин, Михаил и Федор в житии» 1714 г. Из подробной надписи следует, что А. И. Казанцев писал ее вместе «с сыном своим Петром». Для своего времени это произведение несколько архаично, к этому иконописец стремился сознательно, видимо, повторяя более древнюю икону. В среднике фронтально предстоит три муромских князя Святой Троице, а в клеймах неторопливо повествуется «история града Мурома». Каждое из них индивидуально, информативно насыщенно. Здесь и Ангел-Хранитель града Мурома, припадающий ко Господу, здесь и чудо от иконы Муромской Богоматери, и сам царь Иван Грозный у мощей святых.
Муром, хотя и не сравним с такими центрами русского серебряного дела как Нижний Новгород, Кострома или Ярославль, все же среди постоянных работников кремлевских мастерских были в XVII в. и мастера, приехавшие из Мурома. Имена муромских серебряников XVII в. встречаются и в Описи 1636/37 гг.. Имя одного из муромских серебряников – Логина – известно из надписи на напрестольном кресте 1638 г. «Лета 7146 (1638) сотворенъ сей крестъ в Спасов монастырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логин». Видимо, и при Спасском монастыре жили мастера, работавшие «на монастырь». Косвенным подтверждением изготовления серебряных вещей в Муроме является и надпись на кадиле 1651 г., где сказано, что оно изготовлено для собора Рождества Богородицы «в церковном серебре», т. е. из материала, предоставленного мастеру заказчиком – протопопом Василием.
В Муромском музее хранится целая группа серебряных предметов XVII в., заказчиками которых были члены двух муромских купеческих кланов – Цветновых и Черкасовых. Эти произведения, изготовленные для Троицкого и Воскресенского монастырей, отличаются характерной орнаментовкой, своеобразными формами и особой манерой выполнения чекана, которая несвойственна работам мастеров других городов. Наиболее своеобразными по форме и исполнению являются два кадила 1637 и 1648 гг. со сложными шестигранными шатрами на верхних чашах. Высокой техникой и богатством отделки отличаются оклад Евангелия 1648 г. и напрестольный крест 1647 г., видимо, работ одного и того же мастера. Великолепные серебряные водосвятные чаши с оригинальным чеканным орнаментом 1648 и 1654 гг., традиционной формы литургический прибор (потир, дискос, звездица, тарели) 1650 г. и другие серебряные предметы.


«Книжное собрание»

«Ткани»



«Фарфор, фаянс»



«Живопись, графика»

Коллекции живописи и графики музея включают в себя произведения русских и западноевропейских мастеров XVIII - XX вв.
Среди шедевров собрания карандашный эскиз К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», два женских портрета А.П. Брюллова «Портрет дамы в голубом» и «Женский портрет», акварели К.В. Лебедева «Боярин», А.К. Саврасова «Швейцарское озеро», живописное полотно В.Д. Поленова «Мечты» и его этюды.
Основные фондообразователи коллекции - графы Уваровы, купец Меликов и И.С. Куликов. Неизученной специалистами частью коллекции являются два альбом в сафьяновом переплете (48 и 26 листов) начала XIX в. с акварельными и графическими портретами представителей дворянских родов Татищевых, Шуваловых, Строгановых, Бибиковых, Барятинских, Голициных и других, а также пейзажи, виды архитектурных памятников и карикатурные изображения; акварели и гравюры с видами Санкт-Петербурга нач. XIX в.

«Оружие, снаряжение»

«Керамика»



Коллекция керамики в музее складывалась с момента его основания, в основу собрания вошли предметы из собрания графов Уваровых и семьи Куликовых, большую часть предметов, а собрание насчитывает около четырехсот пятидесяти единиц, составляют изразцы от печей несохранившихся муромских домов и народная керамика.
Собрание постоянно пополняется предметами, собранными во время работы этнографических экспедиций музея. Имеются в собрании образцы керамического промысла д. Коровино Меленковского района Владимирской области, единственного сохранившегося в настоящее время промысла в регионе. Изделия из Коровино широко известны не только в Муромском районе, но и в пограничных районах Нижегородской области.
Жемчужиной собрания по праву можно считать коринфскую вазу – ойнохоя (ольпа) VI в. до н.э., поступившую в музей в 1918 г. из Карачаровского имения графов Уваровых. Ваза расписана традиционным ковровым орнаментом с изображением пантер и гусей черно-зеленым лаком и пурпуром.

«Монеты, ордена, медали»

Количественно эта коллекция невелика – насчитывает около 6000 единиц хранения.
Основной массив представлен монетами стран мира от античности до новейшего времени (серебро, биллон, медь, монетные сплавы). В собрании преобладают монеты России и СССР. Поступления из УЧК, частных коллекций, монетных кладов, единичных находок. Настольные медали России и стран Западной Европы XVIII – XX вв. (медь, бронза, сплавы), в том числе памятные медали, связанные с событиями муромской истории. Поступили из частных коллекций, единичных находок.
Ордена и медали XVIII – XX вв. (в основном, России, СССР и Германии) – боевые, трудовые, юбилейные, спортивные. Поступили из частных коллекций, единичных находок. Особо следует выделить собрание спортивных наград А.С. Бокова – чемпиона СССР и Европы по судомоделизму.
Среди жетонов и значков особый интерес представляют знаки с муромской тематикой.

«Стекло, хрусталь»


Коллекция стекла, хранящаяся в муромском музее, насчитывает около трехсот произведений.
Специфику собрания определяет то, что наряду с художественным русским и западным стеклом имеются образцы массового производства. В собрании имеются предметы, изготовленные на русских фабриках XVIII в. с характерной для того времени росписью золотом и эмалями, гравировкой.
Цветное стекло, получившие особое распространение в последней трети XVIII в., представлено в музейном собрании разнообразными предметами, датируемыми I пол. XIX в. (фужеры, вазы, кубки и т.п.).
Особый интерес представляют предметы первой трети XIX в. изготовленные из прозрачного свинцового стекла – новинки того времени с алмазной гранью. Строгие формы с мерцающей алмазной гранью, оправленные позолоченной бронзой, характерны для русского ампира.
Бытовые предметы из стекла широко представлены в интерьерных экспозициях музея.

«Металл»

В коллекции металла выделяются такие экспонаты, как древнеегипетские бронзовые статуэтки, посуда петровского и екатерининского времени, ампирная бронза, собрание меднолитых крестов и образков.
Очень интересны разделы бытовых приборов и механизмов, орудий труда. Коллекция медно-литой пластики Муромского музея насчитывает около 300 предметов.
В нее входят памятники от XII до нач. XX в. Это иконы, складни, кресты. Среди них предметы, исполненные в старообрядческих центрах, а также находившиеся в православных храмах. Крупными источниками поступлений этих предметов были: Козьмодемьянская, Николо-Набережная церкви г. Мурома и частная коллекция местного краеведа Н.Г. Добрынкина.
Большая часть коллекции сформирована за последние 10 лет и приобретена у частных лиц.

«Фото и документы»

«Археология»


Сайт музея: http://www.museum-murom.ru/

Город Муром.

Музеи Владимирской области.

Музеи Мурома

- Историко-художественный муромский музей. ул. Первомайская, д. 4.
--- Выставочный центр. ул. Московская, д. 13
--- Дом-музей Куликова.
- Музей истории народного образования.
- Хлебная горница.
- Кибер-музей.
- Музей реки Оки.
- Музей Природы Муромского края. ул. Первомайская, 05

- «Панфиловские Сударушки».

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (28.07.2012)
Просмотров: 5161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz