РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
ПОЛТАВКИНСКАЯ археологическая КУЛЬТУРА
МИГРАЦИИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ на восток
III тыс. до н. э. дает начало мас¬совым переселениям племен ямной культуры и боевых топоров (германо-балто-славяне). Река Ра становится осью расселения ямной культуры.
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА индоиранцы 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. ↓↓↓
ПОЛТАВКИНСКАЯ КУЛЬТУРА
2700 - 2100 гг. до н.э.
празападноиранцы Нижнее Поволжье, Среднее Поволжье, Приуралье, Каспий.
Отход 2-х групп праиранцев не Среднее Поволжье и к Южному Уралу. Формирование на Среднем Поволжье Полтавкинской культуры ("празападноиранцы").
В настоящее время полтавкинская культура рассматривается в рамках выделенных Н.К. Качаловой средневолжского и нижневолжского (заволжского) вариантов в тех же территориальных границах. Эталоном полтавкинской культуры, открытой П.Д. Рау и впервые охарактеризованной Н.К. Качаловой ранее считались именно нижневолжские левобережные памятники Нижнего Поволжья. Однако в результате исследований последних лет на территории Волго-Донского междуречья выделилась целая группа погребений с яркими полтавкинскими признаками, введение которых в научный оборот позволило говорить о возможности выделения в рамках изучаемого региона двух локальных вариантов внутри полтавкинской культуры: нижневолжского (по традиции с введенным Н.К. Качаловой и утвердившимся в историографии названием), и волго-донского, ограничив их рубежом Волги – левобережьем и правобережьем (вернее, междуречьем Волги и Дона) соответственно. При сохранении общих специфичных полтавкинских черт (в частности, архаичного обряда (положение умерших в могиле на спине с разворотом на левый бок, или же на левом боку) с ориентировкой костяков в восточный сектор, керамики с орнаментацией в стиле шагающей гребенки и т.д.) по ряду признаков (преобладающей формой могильного устройства выступает подбой, в который умерший, как правило, помещался отвернуто от входа, наличие в могиле тушки барана) волго-донские погребения отличаются от классических заволжских памятников этой культуры. Кроме того, наиболее яркие полтавкинские черты иллюстрируют именно правобережные комплексы, что свидетельствует об особой роли этого региона в развитии данного культурного образования, и вероятно, о формировании здесь центра развитой полтавкинской общности. К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение на данном этапе характерных могильных конструкций – подбоев, заплечиковых ям, связанных единой семантической составляющей (подбой – «яма с стенке ямы», заплечиковая конструкция – «яма с дне ямы» (Кияшко А.В., 2002. С. 75), ориентировки в восточный сектор, стиля орнаментации керамики (всей поверхности сосудов зубчатым штампом).
- Единственными значимыми отличиями полтавкинской культуры от ямной культуры являются изменения в гончарных изделиях и увеличение количества металлических вещей. Ямные захоронения продолжаются, но с меньшим использованием охры.
- М.А. Турецкий писал, что полтавкинская культура в заволжских степях (к ней он относил лишь те материалы, которые Н.К. Качалова считала позднеполтавкинскими, а ранние включал в финальный этап ямной культуры) явилась результатом процесса смешения местных ямных и пришлых катакомбных групп населения, который впоследствии и привел к появлению «специфической катакомбной культуры» (Турецкий, 1992. С. 25). По металлическому инвентарю полтавкинская культура относится к северокавказской провинции эпохи средней бронзы, а по общему типу погребального обряда - к культурам катакомбного круга (катакомбной культурно-исторической общности).
- Некоторые исследователи рассматривают Полтавкинскую культуру, как раннее проявление срубной культуры.
- Существуют свидетельства влияния майкопской культуры на её южные территории.
Погребения Мужчина полтавкинской культуры. Самарская обл.
Ранний этап полтавкинской культуры представлен, по нашему мнению, серией погребений в ямах, содержащих высокие слабопрофилированные и баночные сосуды, сплошь покрытые орнаментом (Светлое озеро 3/1; Ямамюндунг С 17/2; Фриденберг Е 6/2; Новоникольский I 7/17; Верхнее Погромное I 2/ 12). Эта керамика имеет аналогии на Востоке, в памятниках бронзового века Казахстана и Южной Сибири, и, очевидно, фиксирует восточный импульс в сложении полтавкинской культуры. Раннеполтавкинские погребения по ряду признаков синхронны памятникам III группы ямной культуры Волго-Уральского междуречья, оставившие их племена, судя по всему, сосуществовали на одной территории как пришлое и местное население. Ритуал исследуемых подбойных захоронений характеризуется следующими признаками: преимущественно основное положение в кургане (14 случаев); ориентировка головой на восток с незначительными отклонениями; поза умерших: на спине с разворотом на бок, реже на боку; умершие повернуты спиной ко входу в подбой. В составе инвентаря, как правило, имеется глиняный сосуд; находки других предметов единичны - это бронзовые подвески с прямым или перевитым стерженьком и шариком на конце, височное кольцо с так называемым обратным разворотом, бронзовые ножи и шило, костяные бусы, дисковидные подвески, рубчатые пронизки, сигаровидная булава с фигурным навершием из рога, каменные терочники, кремневый наконечник стрелы с глубокой выемкой в основании. Устойчивым элементом ритуала подбойных могил являются кости мелкого рогатого скота, брошенные. У подбоев камера служит подземным продолжением входной ямы (аналогичные пропорции, характер обработки стенок). Поэтому вход в нее устроен вдоль всей стенки ямы и никак не оформлен, кроме крутой ступеньки между ними (иногда и она отсутствует). Кроме конструктивных деталей существовало, по всей вероятности, и семантическое отличие подбоев от катакомб. Подбойные могилы периода ранних катакомб, как правило, основные в курганах, для них характерна устойчивая широтная ориентация сооружения и, соответственно, погребенного. Отсутствие в этих подбоях таких существенных элементов раннекатакомбного ритуала, как дополнительных подзахоронений, смещений черепов умерших, обычая ставить в могилу жаровню с углями и класть шкуру животного, свидетельствует о совершенно иной идеологической подоснове этого обряда. В отличие от катакомбы, подбой не является склеповой конструкцией. В погребальном обряде признаками полтавкинской культуры являются: традиция сооружения над могилами индивидуальных насыпей (преимущественно основные погребения); устройство могил в подбоях и ямах; ориентировка костяков в восточный сектор; архаичная для этого периода поза умерших - скорченно на спине, и т.д.
Керамика
Особенностями керамики полтавкинской культуры является преобладание бесшейных яйцевидных сосудов, украшенных композицией орнамента, сочетающей горизонтальный пояс узора на плечике и сплошную орнаментацию тулова, иногда переходящую на днище сосуда. Характерным мотивом орнамента служат оттиски шагающей гребенки. - К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение на данном этапе характерных могильных конструкций – подбоев, заплечиковых ям, связанных единой семантической составляющей (подбой – «яма с стенке ямы», заплечиковая конструкция – «яма с дне ямы», ориентировки в восточный сектор, стиля орнаментации керамики (всей поверхности сосудов зубчатым штампом).
Полтавкинская культура стала основой для более поздних срубной и потаповской культур.
Ямная культура. 3200 - 2300 - 1900 гг. до н.э. индоиранцы. Культура Шнуровой керамики. 3200/2900 гг. до н. э. - 2300/1800 гг. до н. э. Культура Боевых топоров. Полтавкинская культура. 2700 - 2100 гг. до н.э. празападноиранцы. Катакомбная культура. 2300 - 1900 - 1250 гг. до н. э. Индо-арии.
ИСТОРИЯ
Copyright © 2015 Любовь безусловная
|
Категория: История | Добавил: Jupiter (26.10.2011)
|
Просмотров: 3493
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|