ГОРОД - ГОСУДАРСТВО УР
Города Киш, Ур и Урук боролись за власть над Ниппуром.
Ур (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия — IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат.
Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено).
Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э.
Ур (арабск. Телль-аль-Мукайяр — «Смоляной холм») расположен к югу от Евфрата приблизительно в 160 км западнее Басры. Впервые исследован в 1854 служащим британского консульства в Басре Д. Е. Тейлором, обнаружившим руины зиккурата и по клинописным надписям определившим памятник как древний Ур.
Огромная работа по изучению телля была проделана выдающимся английским археологом Леонардом Вулли, чьи исследования по истории и культуре Месопотамии признаны классическими. Вулли были выделены культурные уровни, охватывающие около пяти тысяч лет, начиная с сер. 6 тыс. до н. э. и вплоть до 400 до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата.
Самое раннее поселение принадлежит к археологической
культуре Эль-Обейд, общей для ранних земледельческих центров Двуречья. Археологические слои этой культуры перекрыты достигающими до 2,5 м отложениями речного ила, — свидетельством большого наводнения, первоначально принятого Вулли за следы Великого потопа.
В раннединастический период истории Двуречья (2750—2315 до н. э.) Ур был центром государства, которое охватывало сельскую округу, занимавшую около 90 кв. км и несколько небольших городов — Эриду (см.
Эриду.), Муру и городище Убайд.
Ур контролировал южную часть дельты Евфрата, соперничая в борьбе за власть с правителями Урука (см.
Культура Урука.).
Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Ранний династический период (3000 — 2400 до н. э.).
Согласно «Царскому списку» из Ниппура — перечню полулегендарных династий Шумера и Аккада — в 2500—2425 до н. э. в Южной Месопотамии было установлено правление первой династии Ура.
В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу.
О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.
4. Месанепада (правитель I династии Ура) победил Акку (последний правитель I династии Киша) и приобрёл контроль над Ниппуром.
Ур становится столицей Шумера.
"Первый раз Туммаль был разрушен, Месанепада построил Буршушна Дома Энлиля, Мескиагнуна (царствовал 36 лет) второй, сын Месанепады, Сделал Туммаль величественным, Ввёл Нинлиль в Туммаль".
Туммаль - это район Ниппура, посвящённый богине Нинлиль, супруге бога Энлиля. Энлилю принадлежал Ниппур. В Туммале находился главный храм Нинлиль.
У Месанепада была жена по имени Нинтур.
А-анни-паада (первый сын Месанепады) построил храм богине Нин-Хурсаг.
"А-анни-паада, царь Ура, сын Месанепады, царя Ура, воздвиг сие для своей владычицы Нинхурсаг".
В Эль-Убейде раскопали часть древнейшего в Месопотамии храма, относящегося к середине III тыс. до н э. Этот древний храм из Эль-Убейда не был перекрыт позднейшими постройками и сохранил свой облик.
Святилище стояло на искусственно сооруженной террасе, которая в свою очередь покоилась на стенах из обожженного кирпича. Наверх вела монументальная лестница из известняка. По ее обеим сторонам стояли изваяния львиных голов в натуральную величину, сделанные из битума и покрытые медью. Широко открытые глаза из красной яшмы, белого ракушечника, зеленого стеатита и красный далеко высунутый язык производили жуткое впечатление.
Попадались также маленькие быки из меди, битума и дерева.
Над входом в храм некогда помещался большой рельеф, изображающий орла с головой льва, держащего в когтях двух оленей. Перед храмом был устроен алтарь из обожженного кирпича. На его внешней поверхности красовался знак планеты Венеры - символ верховной богини шумеров Инанны, «владычицы небесных высот»...
«Обкопав лестницу и двигаясь дальше вдоль стены — писал Л. Вулли,- мы нашли между лестницей и дальним углом площадки две трехметровые деревянные колонны, инкрустированные перламутром, сланцем и красным камнем, а также другие пальмообразные колонны и брусья, обшитые листами меди. Здесь же были свалены четыре медные статуи стоящих быков с повернутыми назад и прижатыми к плечу головами. Вдоль стены лежали медные рельефы, изображающие отдыхающих животных, а между ними фрагменты мозаичного фриза, на котором фигуры из белого известняка или ракушечника выделялись резкими силуэтами на фоне черного шифера, окантованного полосками меди. И тут же мы повсюду находили разбитые или целые инкрустированные глиняные цветы на конусообразных стеблях».
Вулли так реконструирует облик древнего храма: «На карнизе верхнего края площадки, вдоль цоколя храмовой стены, стояли статуи (четырех) быков, и, очевидно, на их уровне в стену были вставлены глиняные цветы, так что животные как бы паслись на цветущем лугу. Над ними на фасаде сверкал медный фриз с рельефным изображением отдыхающих животных, еще выше был укреплен мозаичный фриз со сценой доения и, наконец, на самом верху - фриз с изображением птиц».
Под фундаментом храма были найдены две фигуры тельцов, высеченные из известняка. Очевидно, они служили опорами трона со статуей бога на нем. Священным символом этого бога, по-видимому, был баран.
Рядом нашли маленький барельеф из алебастра с сильно выветрившимся изображением, сохранившимся лишь наполовину. На нем можно рассмотреть лодку серповидной формы с каютой или навесом посередине.
«На одной стороне изображен стоящий на корме мужчина, а в каюте - свинья (кабан). На другой стороне на месте мужчины изображены две рыбы, а на месте свиньи - гусь», - так описал находку Вулли.
На одном из камней фундаменту вырезано имя второго царя первой династии Ура с титулом и полным именем: А-анни-паада жившего около 3 100 г. до н.э.
3 000 г. до н.э. Ур был расположен недалеко от моря и связывался с ним рекой, по которой плыли гружёные барки. Там, где сейчас простирается пустыня, золотились поля пшеницы и ячменя, зеленели рощи пальм и фиговых деревьев.
На краю города Ура, неподалёку от городских стен, обнаружено кладбище, на котором долгие столетия хоронили своих покойников жители Ура. В могилах простых людей останки были либо завёрнуты в циновки, либо уложены в деревянные или глиняные гробы. Рядом с покойниками лежали предметы личного пользования: браслеты, ожерелья, искусно выполненные ларцы, оружие, орудия труда, сосуды с едой и питьём. Останки лежали на боку в позе погружённого в сон человека. В сжатых руках они держали у самого рта кубки, в которых когда-то была вода.
Л. Вулли также обнаружил т. н. «Царские гробницы». Эти обширные, состоящие порой из нескольких помещений усыпальницы строились из камня и кирпича, причём камень доставляли сюда не меньше чем за 50 км. Несмотря на то, что большинство захоронений оказалось разграбленными еще в древности, некоторые из них сохранили богатейший погребальный инвентарь и дают возможность реконструировать обряд погребения.
В могиле человека, имя которого было Абарги, лежала серебряная модель лодки. Над этой гробницей оказалась нетронутая грабителями усыпальница дамы - может быть, супруги царя, а может быть, жрицы, в торжественные дни религиозных празднеств выступавшей в роли богини Инанны. В сводчатой гробнице, которая принадлежала царице или верховной жрице, чье имя условно читается как Пу-аби (прежнее чтение Шуб-ад), находились многочисленные шедевры шумерского искусства: сложный головной убор из золотых лент и подвесок из золота и лазурита, арфа, украшенная головой быка с лазуритовой бородой, сосуды из золота, серебра и меди.
В загробный мир Пу-аби добровольно сопровождала большая свита: две прислужницы, десять женщин двора в богатых одеяниях, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов.
Провожавшие вложили ей в руки золотой кубок и надели на голову драгоценный убор, выполненный с мастерством. Густой парик обвивала восьмиметровая золотая лента, на лоб свисал венок из тонких золотых колец. Над этим венком лежали ещё два-из золотых листьев и цветов. И всё это было перевязано нитью из лазуритовых и сердоликовых бусин. В ушах царицы были серьги в форме полумесяца, а в парике - золотой гребень с пятью зубцами, инкрустированный лазуритом.
В гробнице Шуб-ад были найдены останки 25 человек из её свиты. На земле лежали останки её придворных дам и одного мужчины, арфиста, до последних минут жизни державшего в руках свою арфу.
В усыпальнице Абарги обнаружены останки 60 человек. Воины, провожавшие своих царей в последний путь, были в бронзовых шлемах, а в руках держали по два копья. На женщинах надеты всевозможные украшения и лучшие, парадные одеяния.
Люди, которые шли на смерть за своим царственным повелителем, делали это добровольно. Желание умереть вместе со своим царём или жрецом могло возникнуть на основе господствовавших в то время представлений о загробном мире.
После Месанепада правит его второй сын, Мескиагнуна, который царствовал 36 лет.
Среди бесценных памятников старины, найденных в царских гробницах Ура, есть золотой шлем и золотую цилиндрическую печать Мескиагнуна ("Мескаламдуг герой доброй страны, царь). Обнаруженные в гробницах музыкальные инструменты-одиннадцатиструнная арфа, лиры и др.- говорят о распространении в Шумере музыкального искусства. Лиру украшает золотая голова быка с бородой из лазурита.
В могилах найдено оружие - тонкой работы кованые кинжалы и узорчатые копья, а также фигурки животных из благородных металлов и драгоценных камней.
В одной из могил сохранилась двадцатисантиметровая доска, выложенная лазуритом, сердоликом и перламутром, а также камни для игры.
Из царских гробниц происходит также один из самых знаменитых памятников Шумера, названный «Штандарт из Ура» — инкрустированные перламутром изображения которого представляют сцены военого похода и царского пира.
Шумерская настенная роспись, известная как "Мирный штандарт Ура"
"Штандарт" из Ура состоит из двух прямоугольных деревянных пластинок, каждая размером 55х22.5 см., украшенных мозаикой из раковин и лазурита и изображающих разные сцены из жизни шумеров. Предполагают, что "штандарт" выносили на древке во время торжественных процессий. Деревянная основа истлела, но инкрустации сохранились, что позволило безошибочно восстановить мозаичный рисунок. Пластинка одной стороны "штандарта" посвящена войне, другой - миру. На обеих сторонах тремя рядами расположены белые фигурки из ракушек на лазуритовом поле. В середине верхнего ряда панели, посвящённой войне, стоит царь, которого легко отличить благодаря его высокому росту. Он только что сошёл с расположенной позади него колесницы, и воины проводят перед ним обнажённых пленников. Во втором ряду тесным строем движется фаланга (боевой порядок тяжёловооружённой пехоты, представляющий сплошной развёрнутый строй в несколько шеренг) тяжёловооружённых царских воинов. На них длинные плащи-пелерины и медные шлемы. В нижнем ряду представлены боевые колесницы, на каждой - возница и воин с дротиком в руках. Под копытами впряжённых в колесницу животных лежат тела поверженных врагов.
Тяжёловооружённые воины во втором ряду образуют фалангу - прообраз боевого строя, который через два тысячелетия принёс столько побед Александру Великому. Управлять колесницами было очень непросто. Их колёса были так закреплены на оси, что вращались вместе с ней. Поэтому оба колеса имели одинаковую скорость, и при поворотах одно из них, зарываясь в землю, тормозило движение. Повозки, предназначавшиеся для перевозки грузов, были запряжены волами.
Дикие ослы-онагры изображены на "штандарте" из Ура, найденное в виде серебряной статуэтки, украшающей колесницу, а также изображено на барельефах.
На изображениях "штандарта" из Ура мирной жизни в первом ряду занимает царь. Он и его семья представлены во время праздничного пира. Члены царской семьи сидят в креслах, окружённые музыкантами и слугами, разносящими напитки. Царские слуги, в двух нижних рядах, гонят коров и баранов, несут рыбу, тащат мешки с всевозможным имуществом. Все они, включая царя, одеты в традиционный шумерский наряд - короткие юбки.
Предметы из захоронений Ура свидетельствуют об огромных богатствах, собранных в городе благодаря заморской торговле, которую он вел через Персидский залив со странами Востока, называемыми в шумерских надписях Маганом и Мелуххой.
5. Гильгамеш (I династия Урука) победил Мескиагнума и захватил власть над Шумером. Символом этой власти являлся контроль над Ниппуром.
Царство перешло в Урук.
"Второй раз Туммаль был разрушен, Гильгамеш построил Нумунбурра Дома Энлиля".
"Урлугаль, сын Гильгамеша, сделал Туммаль величественным, он ввёл Нинлиль в Туммаль".
Сын Гильгамеша - Урлугаль царствовал 30 лет. После него в Уруке правили ещё 6 представителей I династии.
6. Когда Урук "был поражён оружием", царство переместилось в Ур, где правила династия из четырёх царей.
7. Власть переходит к Авану, городу в стране Элам, где три царя находились у власти.
8. Киш становится столицей Шумера. II династия - правят 8 царей. Месилим правил над всем Шумером.
Месилим (также Меселим или Месалим) — царь (лугаль) древнего шумерского города Киша, правил в XXVI веке до н. э. Он, по-видимому, происходил из эламского города Авана. Хотя он и носил титул «лугаль Киша», но, по-видимому, в действительности правителем собственно Киша не был. Его божеством-покровителем назван Иштаран — божество города Дера, лежащего на пути из долины реки Диялы в Аван. Здесь, видимо, и была родина Месилима. Месилим, вероятно, просто использовал славный титул «лугаль Киша» для поднятия своего авторитета, а не в качестве указания на город из которого он происходил.
Месилим оставил довольно заметный след в истории. В нескольких подлинных раннединастичных шумерских надписях Месилим выступает как гегемон стоящий над правителями Адаба Нин-кисальси, Лагаша Лугаль-шаг-энгура и Уммы. Так он в качестве суверена определил границу между номами Лагашем и Уммой и в знак её нерушимости поставил там свою памятную стелу с надписью. Сохранилась надпись на пожертвованной им богу покровителю Лагаша Нингирсу навершии каменной булавы с изображением львов и эмблемы города. На этой же надписи указано, что правил Лагашем в это время энси Лугаль-шаг-энгур.
«Месилим, царь Киша, строитель храма бога Нингирсу, сделал [это] для Нингирсу, [когда] Лугаль-шаг-энгур был энси Лагаша».
9. Столицей становится Хамази (расположен в горах, недалеко от Киркука).
Хатаниш захватывает Ниппур, его долгое время чтили в ниппурском храме Энлиля. Этот царь - чужеземец, установив своё изваяние в шумерском святилище, закрепился и в шумерской традиции.
10. "Хамази был поражён оружием, царство было перенесено в Урук". II династия - правит один царь.
11."Урук был поражён оружием, царство перешло в Ур". II династии Ура - правят 4 царя.
"Все боги покинули Урук; они держались вдали от него; они укрывались в горах, они бежали в отдалённые равнины".
Уру покровительствовал бог Сина. Син - бог Луны, ему поклонялись в Уре. Храм Сина в Уре назывался Экишнугиль. Сина называли Ангаль, Аншар, Наннар, его детьми были Уту и Инанна, его женой была Нингаль, которая имела храм Эгара в Уре.
Ужас уничтожения, подобно наводнению, обрушился на меня,
Беда внезапно ворвалась в мою спальню,
В спальне моей нет мне больше покоя,
Несчастье внезапно прогнало сон и покой,
Горькие слёзы стали уделом моей страны,
И я, обегая землю, как корова, которая ищет своего телёнка
Не могла от этого ужаса мою страну избавить.
И если бы даже я, словно птица, распростёрши крылья,
Прилетела в свой город,
Мой город до самого основания и тогда был бы разрушен.
"В третий раз Туммаль был разрушен. Нанне построил "Высокий Парк" Дома Энлиля. Месниагнуна, сын Нанне, Сделал Туммаль величественным, Ввёл Нинлиль в Туммаль".
Семитские племена, прибывшие из Аравии или с ирийских степей пришли в Месопотамию. Они принесли с собой немало бурных потрясений не только в области культуры, но и в других сферах жизни шумеров и оказали существенное влияние на дальнейшее формирование шумерской цивилизации. Вторгшиеся в Месопотамию племена достаточно быстро ассимилировались и были поглощены шумерами.
12. Царство перешло из Ура в Адаб (расположен на полпути между Ниппуром и Лагашем), правит один царь.
Правление Лугальаннемунда - единственного представителя так называемой династии Адаба.
В конце первой половины III тыс. до н.э. Адаб достиг вершины своего расцвета. Здесь перекрещивались важные торговые и стратегические пути, а потому власть над этим городом ставила её обладателей в привилегированное положение.
Лугальанемунда победил тринадцать взбунтовавшихся князьков, построил храм, посвящённый Нинту, и дал название семи вратам и башням её "дома" - Энамзу. Ему удалось подчинить своей власти других князьков.
В Адабе была найдена статуэтка с надписью правителя Лугальдаля. Фигурка изображает бритоголового мужчину с крупным носом и сложенными на груди руками. На царе надето длинное, до щиколоток, одеяние из ткани в узлах, напоминающее юбку, сколотую выше талии.
13. Царство в Мари (соседнее с Шумером государство), где правят шесть царей.
14. Царство в Кише. В Кише III династия представлена царицей, правившей 100 лет.
"Мари было поражено оружием, его царство было перенесено в Киш". В Кише Ку-Баба, кочмарка, та, которая укрепила основы Киша, стала "царём"...
15. Царство в Акшаке. Правят шесть царей.
Энси Эанатум из Лагаша завоёвывает Акшак.
16. Царство в Кише. IV династия - правят семь царей.
На северных границах Шумера образовалось могущественное семитское царство - Аккад.
Культура шумеров оказала мощное влияние на этот регион. Аккадцы - семитский народ, населявший земли к северу от Шумера, усвоил шумерскую культуру, религию и письменность на раннем этапе своего развития. Постепенно семитские народы проникали вглубь Шумера.
Цари IV династии Киша, как и последние правители Акшака, имели исключительно семитские имена.