ЛАГАШ
Ном Лагаш располагался на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога - воителя Нингирсу/Нингишзида, "господин хорошего дерева", бог - покровитель Гудеа.
Покровительницей Лагаша была богиня Баба.
«Дочь Ана, Ан тебя в великом небе, на великой земле в своём священном сердце призвал, тебя Госпожой страны шумеров назначил.
О Баба дочь Ана, Ан тебя в великом небе, на великой земле в своё священном сердце призвал, тебя Госпожой страны шумеров назначил.
О мать Баба, на тебя, деву, Энлиль в сияющем Экуре благосклонный взгляд бросил, тебя для Господина Нингирсу богато приукрасил...
В Тарсирсире (храм богини Баба в Лагаше), который Ан для тебя построил, ты решаешь судьбы всех стран, решаешь, моя Госпожа...
К тебе, доброй богине - покровительнице, к твоему дому в священном городе устремляются "черноголовые" прямой дорогой...
Моя Госпожа, слово твоё твёрдо, Баба, слово твоё твёрдо...
В городе Лагаше, в священном местопребывании твоих чистых "Ме", принимает его с радостью царь...
Моя Госпожа, твоё слово - это правда, твоё решение непреложно...»
«Госпожа, ты, любящая свой город, ты сделала так, что засверкали все его украшения...»
В городе Лагаш также почитался бог Даму (Думмузи). Даму был богом животворных весенних вод, питающих корни деревьев и трав. Его отождествляли с Нингишзидой и Ниназу, позднее с ним стали отождествлять умерших царей III династии Ура.
«Над тем, кто далеко, я плачу в страхе, что он может не прийти, Над моим сыном, который далеко, я плачу в страхе, что он может не прийти, Над моим Даму, который далеко, над моим помазанником, который далеко, С священного кедра (Ливан), где я, мать, его родила, Из Эанны, вверх и вниз, я посылаю стенания в страхе, что он может не прийти...»
Ур-Нинсун.
Ур-Баба (Ур-Бау; шумер. «Почитающий Бабу») — правитель (энси) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2155 — 2142 годах до н. э.), из II династии Лагаша. В своих надписях не называет имена своих предков; родовым божеством его была богиня Нингаль. Ур-Баба принял власть во время эпохи владычества в регионе Междуречья, племен гутиев.
Ур-Баба заложил основы могущества Лагаша. Ему удалось присоединить к Лагашу урско-урукский ном, дочь его была верховной жрицей в Уре. Еще одну свою дочь Нингалу он выдал за Гудеа, а Нинганду — за энси Уммы Наммахани.
Ур-Баба вёл в Лагаше обширное храмовое строительство.
ЛАГАШ при ГУДЕА
Трагической участи Урука и Ура избежал Лагаш. В первый раз его пощадили аккадцы – может быть, потому, что после нашествия Лугальзагеси этот город не представлял для них сколько-нибудь серьёзной опасности. мечты о могуществе и гегемонии, ради которых шли на всё Энтемена и Энанатум, были чужды спокойным, занятым торговлей лагашитам. Они не стремились к героическим подвигам и вооружённой борьбе, не возмущались, не рвались в бой с завоевателем. Превыше всего они ценили мир и тишину своих домов и процветание хозяйства своего маленького государства, лежащего на перекрёстке важных торговых путей. Развитие торговли шло на пользу всем, в том числе и аккадцам, а лагашские купцы не скупились и свою лояльность подтверждали не только датировкой контрактов по победоносным походам представителей династии царей-богов. Нет оснований считать, что они поднялись на борьбу даже в тот момент, когда могущество аккадцев ослабло.
Возможно, лагашиты предвидели нашествие кутиев. Во всяком случае, они поспешили выказать лояльность новому завоевателю. И "Дракон гор" (кутии) пощадил Лагаш, сохранив за ним некоторую автономию.
Энси Лагаша Ур-Баба, правивший Лагашем до Гудеа (Гудеа был зятем Ур-Баба), в своей надписи сообщает о строительстве храмов в честь шумерских богов.
Мало пострадавший от нашествия Лагаш поднимался, отстраивался, собирался с силами.
"Бог Нингирсу благосклонно взглянул на свой город и выбрал Гудеа ("призванный") справедливым пастырем страны, так что власть его простёрлась на 60 сар (60х3600) человек".
Гудеа — правитель (энси) шумерского города-государства Лагаш, правил приблизительно в 2142 — 2116 годах до н. э., из второй династии Лагаша.
Сын жрицы, представлявшей богиню Гатумдуг в «священном браке» со жрецом. Поэтому официально он не имел «человеческих» родителей. Однако такое рождение было почётным, и Гудеа был женат первым браком на дочери Ур-Бабы Нингалу. Приход к власти Гудеа не совсем ясен. Одни историки говорят, что унаследовал престол после смерти своего тестя, другие считают его узурпатором, захватившим власть насильственным путем (поэтому ему и понадобился титул Гудеа, что означает «Признанный»).
Он всегда называет своими царями местных богов («Гудеа энси Лагаша — Нингирсу своему царю»), но неоднократно перечисляет дары (в основном скот и растительное масло), посылаемые как дань какому-то лугалю и царице, очевидно, гутиям. Также известно, что при дворе Гудеа постоянно находится представитель гутиев — суккаль. Из Ура, который подчинялся Лагашу, дошла вотивная печать гутийского царя Пузур-Суэна, современника Гудеа. Все это свидетельствует о том, что от гутиев Гудеа откупился более или менее богатой данью, за это они в, свою очередь, предоставили ему полную свободу действий и в Шумере (от Ура вплоть до Ниппура), и на важнейших торговых путях. Не исключено, что Гудеа был просто-напросто гутийским наместником в Шумере. Гудеа считает себя не только энси Лагаша, но и благим пастырем (однако не царём) Страны, то есть Шумера. Гудеа не вёл захватнических воин; только в одной надписи вскользь говорится, что он разрушил город Аншан в Эламе. После чего с Эламом были установлены мирные добрососедские отношения.
Гудеа слил все храмовые хозяйства отдельных богов в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу. Ярким выражением централизаторских устремлений Гудеа была его храмостроительная политика. Хотя он возводил кое-какие святилища и в других местах (в Адабе, в Ниппуре), но подавляющая масса средств и трудовых усилий была вложена в один грандиозный новый храм Энинну («храм пятидесяти»), храм Нингирсу в городе Гирсу. Ради этого ввёл новые налоги на все население и новые повинности: к строительным работам при нем привлекались иногда даже женщины.
Гудеа покровительствовал купцам и ремесленникам, вёл торговлю со странами Передней Азии, Мелуххой (Индией) и Маганом (Западной Аравиией) и ввозил в Лагаш, главным образом, материалы для строительства и богатого убранства храма Нингирсу. Гудеа, будучи лишь вассальным владетелем маленького гусударства, в своих надписях рассказывает, что материал для своих построек он доставлял на караванах «от Верхнего Средиземного до Нижнего (Персидский залив) моря». Кедры он получал с Амана, камни и лес — с других отдаленных гор, может быть, Финикии, мрамор — из «Тидана, горы в Амурру», медь, золотой песок и какие-то деревья — из гор Мелуххи, диорит для статуй — из Магана. «Чтобы построить храм Нингирсу, — говорит он, — эламит приходил из Элама, житель Суз — из Суз, Маган и Мелухха доставляли лес».
Свою строительную деятельность Гудеа увековечил длинными надписями, которые имеют большой интерес, сообщая любопытные ритуальные и бытовые подробности. Так, например, один текст на 12 колоннах и в 317 строках имеет следующее содержание: когда на небе в собрании богов дело доходит до Лагаша, Энлиль обращается к Нингирсу. Тот говорит о засухе, о недостатке в городе воды, о том, что каналы высохли и что делу может помочь благочестие. Энлиль склоняет Нингирсу к постройке своего храма.
«Когда на небесах и на земле судьбы были определены, Лагаш гордо поднял... голову к небу; Энлиль благосклонно взглянул на владыку Нингирсу: "В нашем городе всё процветает, как следует...»
И повелел тогда Нингирсу, бог города Лагаша, чтобы выбранный им наместник, правящий его владением, построил большой и прекрасный храм.
«Своего царя, владыку Нингирсу, увидел Гудеа в этот день во сне. Построить дом для него приказал ему Нингирсу. К великой "божественной мощи" Энинну Обратил он взгляд Гудеа...»
Не разгадав смысла этого сна, Гудеа обратился к своей "матери", богине Гатумдуг, за разъяснениями:
«О моя царица, священного Ана возлюбленная дочь, Его воительница, гордо поднявшая голову, Ты, сохраняющая жизнь стране Шумер, Знающая, что происходит в твоём городе, Царица, мать, сотворившая Лагаш! Когда ты обращаешь свой взор к людям, к ним приходит изобилие; Юноша, на которого ты взглянешь, обретёт долгую жизнь; Нет у меня матери - ты моя чистая мать, Нет у меня отца - ты мой чистый отец. Ты приняла моё семя, в святилище меня родила, Гатумдуг, как прекрасно звучит твоё чистое имя!»
Закончив молитву, Гудеа принёс жертвы, благосклонно принятые богиней. После этого он отправился на корабле в храм богини Нанше, который принёс в дар хлеб. В храме Гудеа возливал жертвенную воду и молился:
«О Нанше, великая жрица, владычица "божественной мощи", Госпожа, подобно Энлилю, определяющая судьбы. Моя Нанше, чьё могущественное слово Определяет движение всего! Ты-вестница богов, Царица всех стран, мать, толкующая сны: Явился мне во сне мужчина, огромный, как небо, Огромный, как земля, Если поглядеть на его голову, был он богом, Если поглядеть на его крылья, был он птицей Имдугуд, По облику - ураганом. По правую и по левую руку от него стояли два льва. Он приказал мне построить для него дом, Но я не разгадал до конца его волю...»
Гудеа рассказывает богине обо всём, что увидел во сне, описывает фигуры из сна, смиренно склонив голову, выслушивает слова богини и, радостный, возвращается домой, чтобы начать великое строительство Энинну - "дома пятидесяти". С тех пор все дни и ночи он посвящает этому строительству.
Высеченная из голубого диорита статуя, посвящённая богине Гатумдуг, изображает царя с планом храма на коленях. Взгляд Гудеа устремлён вперёд, кажется, он размышляет о своём великом замысле - построить "дом пятидесяти" и тем самым вернуть Шумеру былое величие и славу.
«Когда он (Гудеа) строил храм для Нингирсу, Нингирсу, его любимый царь, открыл ему все торговые пути от Верхнего моря до Нижнего». Эта надпись содержит бесспорный, хотя и не всеми историками признанный исторический намёк. победив, Тирикана, Утухенгаль очистил перерезанные кутиями торговые пути. Гудеа, который в это время уже начал строительство Энинну, воспользовался плодами этой победы.
В надписях правителя Лагаша нет ни слова ни об освобождении страны от иноземного ига, ни о царе-победителе из Урука. Между тем, если бы не победы утухенгаля, Гудеа не мог бы посылать своих купцов в дальние страны за строительными материалами для Энинну. Царь разослал гонцов, созывавших людей на строительство. И потянулись караваны, везущие из близких и далёких стран всё необходимое для сооружения большого храма. Постепенно поднимаются отдельные строения, появляются украшения и т.д.
На строительство были наняты 216.000 человек. И, наконец, с торжественностью они ввели в Энинну бога Нингирсу со своей свитой.
Энинну - "Дом, который, словно большая гора, достигает небес и ослепительный блеск распространяет на Шумер".
По словам Нингирсу, этому храму отводилась роль связи между Небесами и Землёй. Храм должен был бы быть вместилищем божественной Чёрной Вихрептицы.т"Его MU будут охватывать земли от края до края". "Когда божественная птица поднималась в воздух, она вспышками освещала возведённые кирпичи".
Правитель Лагаша Урукагина говорил о "божественной чёрной ветроптице" так: "MU, который загорается подобно огню, вознёс я высоко и прочно (укрепил)". "Пусть этот Храм вознесётся высоко согласно плану! Да будет божественная Чёрная Вихрептица подобна молодому орлу! Пусть приводит она всех в трепет, подобно небесному льву. Пусть Храм сей сияет, как Небеса!"
Божественную птицу защищали "два божественных оружия" испускавших "лучи света" и лучи, несущие смерть". Охраняемое ограждённое место описывалось как MU-NA-DA-TUR-TUR ("прочное каменное место отдыха для MU").
Развалины этого загадочного здания, стоящего на круглой платформе находятся в Лагаше.
Кроме молитв в «Гимне Гудеа» содержится множество сведений о том, как жили его подданные. Здесь нет ни слова о слезах, несправедливости или принудительном труде. Подробно и живо описывается прекрасная жизнь лагашитов под властью Гудеа:
«Мать не поднимала руки на ребёнка. Ребёнок не противился словам матери. Раба, совершившего дурной поступок, Его господин не бил за это, Рабыню, попавшую в злую неволю, Её госпожа не била по лицу, К правителю, который дом (храм) строил, К Гудеа никто не приходил с жалобами...»
Царь очистил город от "злых языков", освободил его жителей от "колдунов, которые их притесняли".
Ещё более выразительно свидетельствует о проведении ряда социальных реформ описание торжества, связанного с введением Нингирсу в построенный для него храм. Семь дней длился весенний праздник, во время которого «Рабыня со своей госпожой сравнялись, Раб шёл рядом со своим хозяином...»
Гудеа не допускал в своей стране беззакония, он стоял на страже справедливости, как этого требовали боги Нингирсу и Нанше «Бедного имущий не обижал И вдову сильный не обижал».
Если в доме не было сына-наследника, с дочерьми поступали по справедливости. Здесь слышны отголоски идей первого в истории реформатора – Уруинимгины. Видимо это желание следовать традиции являлось лучшим способом предотвратить крушение государства. Стремление Гудеа реставрировать монархию старого типа, по-видимому, нашло поддержку у широких народных масс и у жрецов, которые вновь стали благодаря мероприятиям правителя решающей силой не только в хозяйственной жизни города, но и в политике. Как говорится в «Гимне Гудеа», благодаря благодеяниям Нингирсу, ниспосланным им за исполнение его воли, храмовые амбары были полны масла и шерсти, зерна и вина. У правителя были свои владения, у храма - свои. Наряду с этим возникали и обогащались поместья частных лиц-непременный и естественный результат расцвета торговли.
Из «Гимна Гудеа» и других надписей мы узнаём, что Лагаш имел при Гудеа развитые торговые связи со многими странами. Строительный лес ввозился из Урсу, кедры - из Амана, золото - из страны Хаху, диорит - из Магана, крупные каменные блоки - с гор Март у (западные страны). В горном районе Кимаш (в Эламе) добывалась медь, в горах Барсип - асфальт и т.д. Тяжело гружёные караваны вьючных животных привозили все эти сокровища в Лагаш. Поэтому неудивительно, что «амбары были подобны Тигру, когда его воды поднялись». Вот о чём рассказывает надпись на так называемой булаве «А»:
«Для своего царя Нингирсу, могучего героя Энлиля, Гудеа, энси Лагаша, добыл и привёз этот мрамор с гор Урингираз над Верхним (Средиземным) морем и сделал из него булаву с тремя львиными головами и посвятил её ему (богу), чтобы он сохранил его (Гудеа) жизнь».
Гудеа в равной степени можно назвать и «царём жрецов», и «царём купцов». Последние благодаря политике своего правителя процветали не меньше, чем первый. Тоже можно сказать о ремесленниках. Чуть не со всех концов тогдашнего мира они получали материал, из которого изготовляли предметы первой необходимости, различные украшения и пр. для царя, горожан и на вывоз в соседние города. За ценное и столь необходимое сырьё Лагаш платил готовыми изделиями. Хозяйственные таблички того времени рассказывают о расцвете ремёсел, о зарождении новых профессий, о кузнецах и каменщиках, плотниках и резчиках, ювелирах и гравёрах. Высокие налоги, необходимые для покрытия огромных расходов на строительство, которые население процветающего Лагаша платило в царскую казну, не были таким тяжёлым бременем, как во времена правления преемников Уруинимгины (первый реформатор Лагаша).
Гудеа мало внимания уделяет всему тому, что происходило за границами его государства. В его надписях и других текстах никак не отражены чрезвычайно важные события "общешумерского" значения. Почти ничего не сообщается о торговле с соседними городами, в то время как весьма подробно описываются заграничные источники сырья. Он охотно пользовался происходившими вокруг переменами, извлекая из них выгоду для своего народа.
Экономическая политика Гудеа не ограничивалась расширением торговых связей и строительством. Он уделял большое внимание и сельскому хозяйству. Надписи, хозяйственные таблички, отчёты храмовой администрации и многое другое указывает на то, что по приказу Гудеа лагашиты расширяли сеть оросительных каналов, увеличивали посевные площадит, разбивали сады, сажали деревья. В Лагаше стали выращивать свой виноград.
Никаких данных о стремлении Гудеа к гегемонии или захвату других городов-государств Шумера у нас нет. В единственном документе, сообщающем о том, что царь установил мирные, добросердечные отношения с Эламом и вскользь говорится: "Он разрушил город Аншан в стране Элам".
Таким образом, Гудеа сохранился в шумерской традиции как правитель, превыше всего ценивший мир, как воистину «добрый и справедливый пастырь» народа, занимающегося торговлей, земледелием, ремёслами. Это были годы полного спокойствия.
В тени храмов, которые воздвиг Гудеа, «словно гору из лазурита, тянущуюся к небесам, словно гору из алебастра, вызывавшую восхищение...» - жители Лагаша могли приумножать храмовые, царские и свои личные богатства, наслаждаться днями "радости и изобилия".
Не слышался на улицах Лагаша плач беззащитных вдов, обиженных сирот или голодных бедняков. Даже рабы имели возможность отдыхать и радоваться. В дни торжественных праздников жрецы - музыканты играли на дудках, били в бубны, перебирали струны арф. Один из текстов говорит о назначении музыки, которая нужна, «Чтобы радостью наполнить Энинну, Чтобы изгнать из города печаль, Успокоить сердца, унять страсти, Слёзы плачущих глаз осушить».
Гудеа видел путь к возрождению страны не в завоеваниях и войнах, а в тяжёлом повседневном труде. Выше славы победоносного вождя для него была слава доброго и справедливого пастыря, заботящегося о том, чтобы его подданные ни в чём не испытывали нужды. Строитель, друг художников, влюблённый в искусство и литературу, покровитель купцов и ремесленников, приверженец традиций – таким предстаёт перед нами этот правитель. Боги, которым он смиренно служил, выполнили его просьбу: дали ему долгую жизнь и многолетнее царствование.
В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога.
Правил Гудеа около 26 лет и был в зависимости от жрецом и оракулов; это была настоящая теократия. В правление Гудеа достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т.п.
Гудеа видел путь к возрождению страны не в завоеваниях и войнах, а в тяжёлом повседневном труде. Выше славы победоносного вождя для него была слава доброго и справедливого пастыря, заботящегося о том, чтобы его подданные ни в чём не испытывали нужды. Строитель, друг художников, влюблённый в искусство и литературу, покровитель купцов и ремесленников, приверженец традиций – таким предстаёт перед нами этот правитель. Боги, которым он смиренно служил, выполнили его просьбу: дали ему долгую жизнь и многолетнее царствование. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога. Правил Гудеа около 26 лет и был в зависимости от жрецом и оракулов; это была настоящая теократия. В правление Гудеа достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т.п.
Покидая этот мир, уходя в "страну без возврата", Гудеа передал своему сыну Ур-Нин-Нгирсу сильное и богатое государство. Его сын, а затем и внук Пиригме, при поддержке могущественных верховных правителей страны продолжали дело отца и деда.
Ур-Нин-Нгирсу (Ур-Нингирсу; шумер. «Почитающий Нингирсу») — правитель (энси) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2116 — 2111 годах до н. э., из второй династии Лагаша.
Он, по-видимому, был сыном Гудеа не от первой жены Нингалы, дочери Ур-Бабы, а от второй Гимшулпаэ, поэтому он не признавался, вероятно, как законный наследник. Гудеа женился на Гимшулпаэ приблизительно в 2135 г. до н. э., соответственно Ур-Нин-Нгирсу родился ок. 2134 г. до н. э., значит в год смерти отца ему было, по-видимому, 17 — 18 лет, что вполне соответствует образу статуи энси Ур-Нин-Нгирсу, где он изображён юношей.
Он не сумел сохранить политическое положение достигнутое его отцом и могущество Лагаша в его правление уменьшилось. В последний год правления Ур-Нин-Нгирсу («год, когда храм Багара был построен») произошли какие-то бурные политические события, приведшие к свержению с престола энси и отстранению целой группы знатных лиц от политической власти. В этом перевороте, кроме Какуга свергшего Ур-Нин-Нгирсу, довольно значительную роль играл и жрец богини Нанше из священного г. Сирарана.
Правил Ур-Нин-Нгирсу 5 лет.
Какуг — энси (правитель) шумерского государства Лагаш, правил приблизительно в 2111 — 2110 годах до н. э., из второй династии Лагаша. Видимо, сын Наммахани и Нинганды или их зять, во всяком случае, дочь Какуга, Нинкагина, названа в одной из надписей внучкой Наммахани.
При Гудеа Какуг был писцом; ещё тогда он имел на своей печати изображение Гильгамеша, как бы подчеркивая свои симпатии к Уруку.
Какуг возглавил заговор против Ур-Нин-Нгирсу и после его свержения захватил престол. Однако правителем он был недолго, всего 1 год. От времени его правления не дошло ни одной собственной надписи: сохранились только две т. н. таблетки (закладные камни с письменами), датированные 1-вым годом его правления.
Лу-Баба.
2 003 г. до н.э. эламиты вторглись в осаждённый Ур. Ур пал. Последний царь Шумера "в путах удалился в Аншан (Элам)".
После 2 000 г. до н.э. Лагаш захватили эламиты. Утратив свою роль торгового города, он быстро обеднел и обезлюдел. Все попытки позднейших месопотамских правителей оживить его окончились неудачей. Руины заброшенных домов и храмов занесло песком пустыни.
Город-государство Лагаш при Гудеа.