ГОРОД ЭРИДУ
Шумеры разделяли земную историю на две части: до потопа и после потопа. Первым периодом было время, когда на Земле правили «боги» (анунаки) и «полубоги» - их сыновья, жившие с «дочерьми человеческими». Второй период – когда цари выбирались Энлилем и помещались между «богами» и людьми. Со времён Бероса известен «Царский список», перечисляющий все династии Шумера. Данные Бероса цитирует также Аполлодор Афинский (II век до н.э.). Десять богов правили 120 shar, или 432 000 лет. Фрагменты эпоса о потопе, приводимые С.Крамером по тексту W-В/144 и другими источниками, в контексте допотопных времён звучат так:
Когда царство было ниспослано с Небес,
Царство находилось в Эриду.
A-LU-LIM стал правителем Эриду; он правил 28 800 лет…
A-LAL-GAR правил 36 000 лет.
EN-MEN-LU-AN-NA правил 43 200 лет.
EN-MEN-GAL-AN-NA правил 28 800 лет.
DU-MU-ZI… правил 36 000 лет…
EN-SI-PA-ZI-AN-NA… правил 28 800 лет.
EN-MEN-DUR-AN-NA… правил 21 600 лет.
UB-AR-TU-TU… правил 18 000 лет.
E.RI.DU. (Эриду, Eridu, Эридуг, Урудуг, Эреду) букавльно означает «Дом, построенный вдали», "Далёкий Дом". В шумерских летописях говорится, что город Эриду принадлежал богу Энки, которому до прибытия его брата Энлиля было поручено ведать Землёй. Строительство этого первого города на Земле запечатлено в шумерской поэме «Сказания об Энки и Эриду»:
Властелин водных глубин, царь Энки…
Построил свой дом…
В Эриду он построил Дом на берегу…
Царь Энки… построил дом:
Он поднял Эриду из земли
Как большую гору;
В хорошем месте он построил его.
Самый древний Шумерский город был найден в Эриду - почти в 300 км к юго-востоку от Багдада.
Эриду в настоящее время заброшенный, овеваемый ветрами пустырь, над которым высятся развалины зиккурата Ур-Намму. Развалины города раскинулись на площади 433х330 м.
Культура Эриду существовала с конца 6-го — 1-й половины 5-го тыс. до н. э.
Эриду заселен в середине 6 тыс. до н. э.
Эриду — это, возможно, самое древнее городское поселение Шумера, выросшее в 4-5 тысячелетии до н. э. Археолог Кейт Филден пишет, что древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 года до н. э., выросло в значительный город, в котором дома были построены из кирпича и тростника.
Задолго до начала письменности человек проникал в суть строения божественной вселенной, отражая ее языком своей культуры. Основной из важнейших идей, проходившей через века, наряду со знанием о Творении, была идея оси мира, протянутой с Неба и соединяющей небесную твердь с земной. Точка, в которую упирается эта ось – «столб с неба до земли» становилась местом поклонения Богу, местом воздвижения его жилища – храма. «Дом твой высокий, основанный в Абзу, – причальный кол Небес и Земли!» – так говорится в космогоническом мифе «Энки и устройство мира» в записи Старовавилонского периода.
Мировой столб, как и Мировое древо (в Эриду росло черное дерево Кишкану, омываемое Океаном, а одно из известных названий города – NUN `ki – «Город Дерева»), являлось именно тем местом, откуда должна была начать развиваться жизнь. Там находились ее истоки, туда человек стремился вернуться, в надежде на достижение истинного знания или покоя. На этом священном месте он обретал возможность непосредственного сообщения с Богами и получения от них необходимых наставлений.
Энки – мудрый отец всех стран, основавший города, определяет местоположение своего дома на земле Эриду так: «Владыка дом основал, святилище светлое, чье сердце сотворено искусно!». Далее прямо об освященном участке, предназначенном для постройки храма: «Сердце святилища – нить скрученная, никто ее не размотает! Положение [святилища] – звезда Площадь (на Небе) стоящая!». Ныне хорошо известно, что любой шумерский храм располагался углами (или реже сторонами) строго в соответствии с розой ветров. Прямоугольник святилища, ориентированный по сторонам света, становился образом священной земли, отделенной границей стен от прочего пространства. Его символическое значение усиливали продуманные архитектурные детали. Так, земля людей возвышалась в храме до неба. Сама же постройка храма в культуре Древнего Мира уподоблялась акту творения и в сознании людей соотносилась с победой мирового порядка над хаосом. Возводимые стены постройки становились ознаменованием этой победы.
Возникновение самого первого небольшого храма на рубеже VI - V тыс. до н.э. в Эриду, и воссоздание комплекса на одном священном участке не случайность.
В результате раскопок 1918—20г., 1946—49г. (Иракским департаментом античности) с участием Р. Кемпбелла Томпсона (после Первой мировой войны), Фуада Сафара и Сетона Ллойда были открыты священная ступенчатая башня – зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича) — их рассматривают в качестве прототипов зиккуратов, в том числе – храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб.
Храмы состояли из удлиненного зала с алтарем и боковых приделов (стандартный план шумерского храма с 5-го тыс. до н. э.). Обнаружены также остатки царского дворца.
В некрополе (кладбище) Эриду (эль-обейдского времени) насчитывается около 1000 могил (кист) из сырца с заупокойным инвентарем, пищей, посудой, любимыми животными умерших. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др. Древние памятники Эриду в науке нередко называют «прелюдией шумерской цивилизации».
Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий в соответствии с принятыми строительными и стилистическими приемами своего времени.
Было открыто 18 строительных горизонтов и 12 восстанавливавшихся на одном месте храмов. На обветшавшем фундаменте неизменно возводили новую постройку. Обновлявшийся храм, таким образом, становился знаком преемственности в религиозной системе и подчеркивал значение почитания и возрождения главной святыни.
Храм 16 уровня возвышался на небольшой платформе, образованной остатками двух предыдущих, разрушенных к этому времени. В дальнейшем, при каждой последующей постройке храма, остатки уже разрушившихся будут включаться в неё. Высота платформы храма будет все больше подниматься над уровнем земли, что было удобно в местности с влажным климатом и частой опасностью наводнений. Её наличие станет обязательным составляющим. Нельзя назвать единственной причиной существования платформы потребность укрепить и замостить руины предыдущей постройки. Для её создания прилагались дополнительные усилия и материалы не только из соображений практической выгоды. Существование образа Горы Мира, где происходят все чудесные соприкосновения человека с божественным – один из наиболее древних и стойких архетипических образов.
По сути, храм 16 уровня был реконструкцией храма 17 уровня. Гладкие снаружи стены из необожженного кирпича, два выступа, находившиеся по одной линии с расположенным по центру между ними жертвенником, а также небольшие выступы, отмечающие вход изнутри – вот его основные составляющие. Однако, даже при рассмотрении такой простой конструкции мы наталкиваемся на интереснейшую деталь. Алтарь расположен не просто у стены, как в более поздних постройках, для него отводится специальное углубление, ниша. С внешней стороны она отмечается прямоугольным выступом с запада. В этом храме единственный раз за все время развития данного священного участка появляется подобие выступающих снаружи позднейших апсид. Здесь, таким образом, намечается важная особенность всех последующих шумерских храмов – членение внутреннего пространства на две зоны – алтаря и жертвенника.
Следующий храм 15 уровня (~4800 г. до н.э.) примерно в два раза больше предыдущего. В плане он обозначен четким прямоугольником. Размеры зального пространства – 7,3х8,4 м. Внешне храм ещё поражает строгостью ничем не декорированных массивных сырцовых стен. Но внутреннее пространство явно усложняется. Здесь присутствуют не только выступы, акцентирующие основные координаты – вход или «стол предложений», но и усложненная «композиция» чередующихся выступов, разных по размеру и назначению. Большее их число сосредоточено именно в алтарной части храма, вокруг самого алтаря их ритм ускоряется. Несколько из них впервые образуют отделенное от основного пространства, но открытое ему помещение. Количество небольших помещений вокруг главного зала будет постепенно увеличиваться, приспосабливаясь к ритуалу, и этот прием в планировочном решении прочно войдет в шумерскую архитектурную традицию. В храме же 15 уровня он появляется впервые. Единственный проход во внутреннее помещение располагается по юго-западной стене храма. Как и здесь, во всех позднейших шумерских храмах вход находился не на короткой стене, против алтаря, что для нас было бы более обоснованным, а на длинной, под углом к нему. Возможно, эта конструктивная особенность шумерских храмов была связана с астрологическими расчетами, наблюдениями за ходом светил по ночному небосводу.
Известно, что в районе Междуречья многие планеты всегда можно было наблюдать невооруженным глазом, что недоступно в других частях света. Получаемые в ходе наблюдений сведения о движении светил могли «записываться» и языком архитектуры. Так, значимые архитектурные детали фиксировали важную информацию. Значимым событием древнего культа, был и сам обряд закладки храма. Он происходил в день праздника Ана (Бога Неба), в первый день нового года. Церемония начиналась на рассвете, перед восходом солнца. Для храма определялось положение звезды, оказывающей наиболее сильное влияние в данной местности. На неё ориентировалось будущее здание, и именно она становилась звездой главного храмового Бога. Образы Богов, символическое их отражение, точные астрологические расчеты сплетались воедино, а вся религиозная система шумеров носила характер астролатрии.
Эриду стал центром дравидской эль-обейдской культуры (4 300 - 3 600 гг. до н.э.).
Если численность населения Эриду около 4 000 г. до н.э. составляла примерно 5 тыс. человек, то соседний Обейд был гораздо меньше. Там проживало всего около 700 человек.
Мэллован описывает Эриду периода Эль-обейды как «необыкновенно крупный город», занимающий важнейшее место в системе древнемесопотамских городов-государств.
В центре поселения в Эриду возвышался храм или в дальнейшем комплекс священных построек. По мере сложения развитой урбанистической системы, жилая застройка планировалась уже в соответствии со структурой социальной иерархии. Ближе к храму располагались дома правящей элиты, затем шли жилища ремесленников, на окраине города селились земледельцы. Подобная система поселения пережила многие века, а ее основа сохранилась до наших дней.
Следующая линия развития начинается с храма 11 уровня. Отсюда (до 6 слоя) происходит отсчет подлинно убайидской архитектуры, датируемой второй половиной V – первой половиной IV тыс. до н.э. Череда этих храмов характеризуется прежде всего радикальным усложнением плана. Архитектурные постройки более поздних периодов – Урук, Джемдет-Наср, времени царствовавших династий демонстрируют очевидную устойчивость традиции, выработанной в раннеубайидской Месопотамии.
На примере названных храмов мы видим, как к основному культовому помещению возникает необходимость добавить меньшие, связанные с ним, где осуществлялись дополнительные ритуальные действа и могли храниться культовые предметы. В этих частях храмов, возможно, разворачивались те моменты культа, которые были слишком эзотеричны для непосвященных. На фасаде здания они соотносились с выступающими объёмами.
Чередование выступов и образуемых ими ниш в итоге создали ясную, очень выразительную и сложную структуру, вошедшую в традицию древней архитектуры. В дополнение к выступам и нишам стена была отмечена ещё и контрфорсами. Этот важнейший элемент, как и прочие, нес в себе функциональную, и смысловую нагрузку. Мерная ритмика деления стен контрфорсами становилась самостоятельной темой в торжественном «гимне» Божеству. В это вовлечены и строгие лестничные марши, предполагающие размеренное движение вверх, к святилищу, и продвигающаяся к вершине «небесной горы» в сопровождении звуков лир процессия жрецов.
Из числа североубейдских памятников лучше всего изучена Гавра на левом берегу Тигра в районе Мосула (Тоbler, 1950). Здесь, начиная с самых ранних слоев, относящихся к убейдскому времени, известны и большие прямоугольные жилые дома, и храмовые комплексы. Иногда дома имеют внутренний дворик, по сторонам которого расположены комнаты. Предполагается, что в слое Гавра XVII роль святилищ выполняли две круглоплановые постройки. В слое Гавра XIII представлен целый храмовый комплекс, состоящий из трех храмов, полностью аналогичных храмам Эреду. Размеры храмовых строений также довольно значительны, они имеют в длину от 12 до 14 м, а фасад одного из храмов покрыт белой штукатуркой. Как и в южном Эреду, в Гавре наблюдается выделение специального некрополя, где погребаются взрослые, тогда как детей по-прежнему хоронят под полами домов. Большинство погребенных имеют скорченную позу, но встречаются и вытянутые захоронения, что может указывать на наличие населения, принесшего эту традицию из Южного Двуречья. В целом погребальный обряд становится достаточно разнообразным — наряду с захоронениями в ямах известны погребения в урнах и трупосожжения.
Затем Эриду один из главных центров шумерской позднеубейдской культуры.
Три следующие друг за другом уровни храмов в Эриду – 8 (~3900 г. до н.э.), 7(~3800 г. до н.э.) и 6 (~3500 г. до н.э.) – представляют тип построек конца убайидского периода.
Святилище в Эриду 3 600 г. до н.э.
Так же, как и их ранние предшественники, эти храмы вытянуты с юго-запада на северо-восток. Пространство центрального зала тоже окружено меньшими по размеру помещениями. Каждое из них должно было соответствовать определенным культовым назначениям. Большой зал был разделен на алтарную часть и часть с жертвенником, отведенную для приношений. Сам алтарь и стол приношений располагались в торцовых частях храма друг против друга. Главный вход в храм, расположенный по длинной стороне, подчеркивал деление интерьера на ритуальные зоны. Таким образом, мы наблюдаем, как со временем выделялись наиболее значимые элементы в решении как наружного объёма, так и самого интерьера храма. Постепенно, последовательно и логично формировался язык шумерской архитектуры.
Отметим важные особенности, характерные для храмовых построек убайидского периода.
Отметим важные особенности, характерные для храмовых построек убайидского периода.
-Ориентировка храмов углами по сторонам света;
-Строительство храмов на основе более ранних, образующих основу платформы, укрепленной дополнительно облицовкой;
-Возникновение открытой площадки перед зданием храма и лестничных маршей, подводящих к ней;
-Возведение стен из кирпича-сырца с применением штукатурки и побелки, использование битума как гидроизолирующего материала в цоколе храма. Появление первых водостоков;
-Деление поверхности наружных стен выступами, что создавало эффект укрепления и одновременно сложной и выразительной ритмики, выявляющей архитектурную форму;
-Выступы на каждом из четырёх фасадов выполнялись различной ширины и объёма, в строгом соответствии развитой системе дополнительных помещений храма, идущих по периметру внутреннего пространства;
-Наличие центрального зала, к которому примыкают меньшие по размеру культовые помещения различного ритуального значения;
-Главное зальное пространство имело форму удлиненного прямоугольника. Его торцовые части отмечены алтарем и жертвенником. Сжигаемые в торцовой части здания воскурения плавно заполняли все пространство большого зала, доходя до священного алтаря, где могла располагаться статуя божества;
-Местоположение центрального входа на длинной стене. Прерывание движения внутрь основного пространства зала небольшой комнатой – преддверием, призванной служить точкой переориентации сознания человека. Таким образом, отделение пространства, функционально схожего с притвором позднейших древнегреческих и христианских храмов;
-Возвышение храма над жилой застройкой за счет платформы, благодаря чему он становился структурной основой городской планировки.
Увеличение числа городских жителей ускоряло развитие общественной системы и способствовало усложнению духовной культуры. Как религиозный центр Эриду, по мнению ученых, был тесно связан с формированием письменности и системы культов. Не исключено, что именно здесь происходило окончательное оформление языка шумеров на основе изустных мифологических повествований. Не случайно Бог Энки – небесный правитель этого города-государства, стал в более поздней шумерской традиции дарителем знаний человечеству.
Следующим из наиболее сохранившихся храмов в Эриду, является храм 1 уровня, относящийся к концу урукского периода (~3200 гг. до н.э.). Этот храм существовал очень долго. Спустя тысячу лет после постройки храма на кирпичах, использованных при его обновлении, была обнаружена печать правителя Ларсы.
Храм возвели на высокой платформе, укрепленной контрфорсами. С неё выходили сдвоенные желоба для водоотвода, впервые зафиксированные ещё в храме 11 уровня. Платформа завершалась здесь постепенно сужающейся кверху террасой, на которой располагалось святилище. С северо-восточной стороны массив платформы и террасы резко прерывался, соприкасаясь с фасадом некой постройки (возможно зиккурата), существовавшей при его возведении.
Впоследствии на этом месте действительно был построен зиккурат III династии Ура (2112-1997 гг. до н.э.).
Тяжелые массивные выступы взяли в кольцо стены храма. Непроницаемый ряд «полуколонн» завершался широким декоративным фризом. Эта часть постройки являлась основной ступенью к возвышающемуся на ней святилищу, возведенному из хорошо формованных кирпичей. Стены его были белыми. Ритмика легких пилястр, охватывающих объём святилища, контрастировала с грузными и торжественными опорами предшествующего уровня.
Среди архитектурных обломков в храме были обнаружены мозаичные конусы. До протописьменного периода подобные декоративные элементы не использовались. Из остатков можно выделить два типа конусов различных по длине и диаметру, от 15-6,5 см до 6,6-5,2 см. Первый был выполнен из серого камня с закругленным, хорошо обработанным навершием, второй – из белого гипса с медным покрытием на конце. Мозаичная инкрустация начинает широко использоваться в месопотамской архитектуре.
Финальной точкой в развитии построек священного участка в Эриду стал зиккурат. Он назывался E-U или E-U-NIR, а само слово «ziggurratu» аккадское по происхождению. Его этимология непосредственно связана с понятием горы, и закрепилось оно в языке ко времени распространения 3-х ярусных башнеобразных храмов, к сер. III тыс. до н.э.
Зикуррат в Уре
Ко времени правления III династии Ура между Тигром и Евфратом поднялся к небу не один монументальный зиккурат. Эридуский же стоит в одном ряду с прочими месопотамскими высокими храмами. По мнению археологов, проводивших раскопки, зиккурат Эриду должен был совпадать по внешнему виду и размерам с зиккуратом Ур-Намму в Уре, но был возведен раньше и задуман более строгим, что заставляет признать и в этом случае доминирующую традицию за городом Бога Энки. Величественный вид трех ступеней зиккурата должна была подчеркивать их раскраска. В Уре она явно фиксируется. Цвет первой был чёрным (в Уре первая ступень была облицована битумом, который уже использовался в ранних храмах), второй – красный, третьей – белый. Святилище, скорее всего, было белого цвета и украшено мозаикой или глазурованными кирпичами. Освещаемое яркими лучами солнца, оно являло собой величие и свет Божества. Другие более поздние зиккураты могли иметь по 7 ступеней, причем цвет каждой соответствовал, как считают, определенной планете.
Древний центр Эриду представляет большой интерес для исследования не только как источник материала по раннему этапу развития Месопотамии, но, что не менее важно, как связующее звено между протошумерской цивилизацией и её древнейшими предшественниками.
Литература:
Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.1999.
Ллойд С. Археология Месопотамии. М. 1984.
Parrot A. Archeologie Mesopotamienne.Les Etapes. Paris.1946.
Ллойд С. Археология Месопотамии. М.1984.С. 54-55.