ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 24.04.2024, 14:07
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Свято-Успенский женский монастырь. Ивановская обл.

СЕЛО ДУНИЛОВО

«Село Дунилово расположено при реке Тезе и находится отъ уезднаго города въ 17 верстахъ, а отъ губернскаго города въ 130 верстахъ».
В первой пол. XVI в. село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово съ деревнями и со всеми угодьи и съ ея хлебомъ» завещал «жене своей Анне до ея живота, а после ея живота, въ томъ селе и въ деревняхъ ведаетъ Богъ да Государь». После смерти супруги князя, Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство.

Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подъячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, въ Суздальскомъ уезде, Матнинскаго стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а въ немъ церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древянна, вверхъ шатровая, да приделъ Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всехъ Святыхъ; да въ селе жъ Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а въ нихъ живутъ шестьнадцать черноризицъ. Да въ селе жъ Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенныхъ крестьянъ, у Матюшки Михайлова съ товарищи; а откупу платятъ по 16 рублевъ, по 10 алтынъ съ деньгою,- на годъ; кабакъ за пашеннымъ крестьяниномъ, за Михаиломъ Васильевымъ съ товарищи; оброку они платятъ съ того кабака по пятисотъ по девяносту рублевъ по четыре деньги на годъ, въ приказъ большаго двора. Да на реке на Тезе, съ половины мосту рыбныя ловли, у пашенныхъ крестьянъ, у Матюшки Михайлова съ товарищи; оброку, пошлинъ, тринадцать рублевъ четыре алтына две деньги; да съ другова мосту, что промежъ села Дунилова, и Благовещенскаго монастыря, въ откупу за пашеннымъ крестьяниномъ Ваською Вадлинымъ; и откупу онъ платитъ въ приказъ большаго дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на годъ. А всехъ дворовъ въ Дунилове 178, изъ нихъ 120 дворовъ крестьянскихъ пашенныхъ, 37 бобыльскихъ; остальные церковныхъ причетниковъ и монастырские. На площади рядъ – 37 лавокъ, 7 анбаровъ, 40 навесовъ, 16 полковъ, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да подъ селомъ Дуниловымъ и къ селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашнямъ – 16 четей въ одномъ поле, еще въ двухъ по тому жъ. Сена церковнаго 70 копенъ. Государевы десятильныя пашни 50 десятинъ, сена 30 копенъ мерныхъ. Да крестьянской пашни пахатныя худой 512 четей,- перелесомъ и лесомъ поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянскаго 1.208 десятинъ, лесу дровяного и болотнаго 346 десятинъ; лесу чернаго вообще съ деревнями 23 версты, поперегъ тожъ, а инде больше, и инде меньше».

В 1685 году Царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово было пожаловано в вотчину тестю Царскому, боярину Федору Абрамовичу Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоаннъ Алексеевичъ и Петръ Алексеевичъ, всея Великие и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны, и съ бобыли, и со всеми угодьи, въ вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; и ся выпись выписана изъ приказу большаго дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою ивашки Лисина».
Последними владельцами села были князь Н.С. Менщиков и г. Нарышкин.

Дуниловская почтово-телеграфная контора (кон. XIX века):
Начальник – тит. сов. Александр Константинович Румянцев.
Дуниловская земская больница:
Попечительница – потом. поч. гражд. Илария Николаевна Балина.
Заведывающий больницей – врач неим. Чина Петр Семенович Романов.
Фельдшер – Александр Михайлович Соколов.
Женская богадельня при Дуниловской единоверческой церкви:
Попечитель – куп. Михаил Гаврилович Дудин. Помощники: куп. Александр Михайлович Дудин; купч. Евфросинья Семенова Шуваева.

Предприятия в 1890 году

В 1857 году открыта контора фабрик товарищества мануфактур «А.Я. Балина».
Раздаточная контора для выделки заячих шкурок купца Григория Дмитриевича Синицина.
В 1875 году открыта раздаточная контора крестьянина Гаврила Яковлевича Дудина.
В 1880 году открыта раздаточная контора купца Василия Петровича Гуськова.
В 1881 году открыто красильное заведение купца Василия Петровича Константинова. Конный привод на 2 лошади. Освещается керосином. Работает днем. Рабочие: 10 мужчин, 5 малолетних.

Благовещенский женский монастырь

Опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подъячего Чернецова 1632 года гласила: «лета 7140, въ Суздальскомъ уезде, Матнинскаго стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а въ немъ церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древянна, вверхъ шатровая, да приделъ Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клетка, во имя Всехъ Святыхъ; да въ селе жъ Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь,- строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а въ нихъ живутъ шестьнадцать черноризицъ …».

Благовещенский приход

В этом приходе было две каменные церкви: холодная – Благовещенская и теплая – Казанская.
Благовещенская церковь построена, вместо бывшей деревянной церкви, и освящена в 1675 году, как гласит о том стенная надпись: «освятися храмъ сей въ лето отъ сотворения мира 7183, отъ воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверномъ Государе, Царе и Великомъ Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Преосвященномъ Епископе Стефане Суждальскомъ и Юрьевскомъ».
Церковь эта пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы.
Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного объема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля.

Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 году. До 1831 года при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря.
Престолов в церкви три: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«Изъ старинныхъ священныхъ вещей въ церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, въ серебряной оправе, крестъ; в) две звезды, съ надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, съ двуглавымъ орломъ, паникадило,- вкладъ монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной).

Теплая Казанская церковь с колокольней и оградой была построена в 1888 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божией Матери, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Церкви принадлежат здания: каменная церковная сторожка и две деревянных часовни в деревнях: Борячихе и Бутыреве.
«При церкви земли 36 десятинъ 2,034 кв. саж.
Причта по штату положено: два священника, диаконъ и два псаломщика. На содержание причтъ получаетъ: процентовъ съ церковнаго капитала 245 руб., отъ земли 100 руб., отъ сбора хлебомъ 15 руб. и за требоисправления 560 руб., а всего въ годъ 920 руб. Дома причтъ имеетъ собственные на церковной земле.
Приходъ: въ селе 134 двора и деревни: Пырьевка, Дворишки большие, Дворишки малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Бутырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинкино, Ананкино, Грибаниха, Обухово, Воронежъ, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни отъ церкви находятся разстояниемъ отъ 6 до 11 верстъ; препятствий къ сообщению съ ними не имеется. Домовъ въ приходе 452, душъ мужескаго пола 1,685 и женскаго пола 1,747 душъ; въ томъ числе раскольниковъ: душъ мужескаго пола 227 и женскаго пола 238.
При сей церкви имеется школа грамоты и земское народное училище».

К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская.


Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в селе Дунилово

Крестовоздвиженская церковь, на торговой площади, была перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 году. В 1870 году церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви была построена в 1867 году, а ограда – в 1871 году, средствыами того же купца Балина.
Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
В этой церкви находились два деревянных креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно из надписи, сооружен боярином Федором Абрамовичем Лопухиным.
Сейчас Крестовоздвиженская церковь - подворье Успенского монастыря, что в Дунилове.

Преображенская церковь была построена в 1821 году усердием прихожан: зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов в ней три: в честь Преображения Господня и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Св. Жен Мироносиц.

Покровский приход

В Покровском приходе в кон. XIX века имелись две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая – Всехсвятская. Колокольня и ограда тоже каменные.


Храмовый комплекс: Покровская церковь и церковь Всех Святых

Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина.
Престол в ней один – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Антиминс освящен Суздальским Митрополитом Иларионом.
«Въ сей церкви хамечательны две иконы: первая – Святыхъ Апостоловъ Петра и Павла и Св. Евдокии, покровителей Петра Великаго и его первой супруги Евдокии, дочери боярина Федора Абрамовича; вторая икона – Христа Спасителя. Обе сии иконы – даръ Царской фамилии – присланы въ Дунилово изъ Москвы. Въ сей же церкви находятся двои старинные богослужебные серебряные сосуды: одни, по преданию, пожертвованы въ церковь какимъ-то архимандритомъ Троице-Сергиева монастыря; по краямъ сихъ сосудовъ вырезаны вязью слова Спасителя: «Приидите, ядите, сие есть тело Мое, и пр.»; а вторые – приложены въ церковь Стольникомъ Абрамомъ Федоровичемъ Лопухинымъ; на нихъ имеется надпись: «сии сосуды по обещанию Стольникъ Абрамъ Федоровичъ Лопухинъ построилъ въ вотчину свою, въ Суздальскомъ уезде, въ село Дунилово къ церкви Покрова Пресвятыя Богородицы … году марта … день, весу … фунта безъ пяти золотниковъ».


Всехсвятская церковь

Теплая церковь была построена в 1742 году усердием прихожан. Престолов в ней два: в честь Всех Святых и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
«Въ этой церкви весьма замечательна резная икона Святителя и Чудотворца Николая, въ ростъ человека, украшенная сребропозлащенной ризою и жемчужной митрою на голове Святителя. Къ этой святыне жители Дунилова имеютъ особенное благоговение».
На колокольне Покровской церкви был колокол в 600 пудов, вылитый в память изгнания французов из России в 1812 году. На нем были вылиты следующие стихи:
«Въ сей грозный годъ Галлъ дерзновенный,
Собравъ враговъ отъ всей вселенной,
Россию тщился раззорить,
Низвергнуть тронъ и покорить…
Москва во пламени пылала;
Страна сия въ слезахъ рыдала;
Повсюду были трепетъ, страхъ.
Но Богъ, живущий въ небесахъ,
Внялъ воплямъ и моленьямъ.
И не по нашимъ согрешеньямъ
Благую помощь ниспослалъ:
Враговъ разсыпалъ, покаралъ;
Вознесъ Россию на верхъ славы;
Смирилъ премногия державы.
Толь дивны блага созерцая,
Деламъ монарха подражая,
Во славу всехъ Царя царей,
Мы памятникъ воздвигли сей;
Да возвеститъ онъ въ дальни роды,-
Кто миръ даетъ, хранитъ народы».

Покровской церкви принадлежали здания: в папертях холодной церкви две палатки, под церковью два подвала. При теплой церкви – каменная сторожка с двумя палатками, в оградной стене – четыре палатки; вне ограды – каменная часовня с палаткой (Каменная часовня в стиле позднего классицизма построена на средства фабриканта Балина А.Я. Была приписана к Покровской церкви.) и церковный каменный дом, в котором жил священник. За отдачу палаток в арендное содержание получалось в пользу церкви 300 руб. в год.
«Земли при церкви: усадебной одна десятина 371 квадр. саж., пахатной 28 десятинъ 520 квадр. саж., въ томъ числе неудобной 9 десятинъ, сенокосной по реке Тезе 6 десятинъ 1,200 квадр. саж., подъ болотомъ 3 десятины и подъ рекою Тезою и Шуйскимъ Потокомъ одна десятина 400 квадр. саж. Планъ на землю и межевая книга имеются и хранятся въ церкви.


Часовня

Причта при церкви положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание причтъ получаетъ: процентовъ съ церковнаго капитала 145 рублей, а всего въ годъ до 700 рублей.
Священникъ живетъ въ церковномъ доме, а диаконъ и псаломщикъ имеютъ собственные дома.
Приходъ: въ селе – 85 дворовъ и деревни: Овсяниково, Чернево, Озерково, Пантелеево, Федорково, Панютино, Перемывкино, Ломки, Поприхино, Сенниково, Стогово и Тюфяково. Означенныя деревни отъ церкви находятся разстояниемъ отъ 2 до 11 верстъ; препятствий къ сообщению съ ними не имеется.
Дворовъ въ приходе 248, душъ мужескаго пола 749 и женскаго пола 760 душъ; въ томъ числе раскольниковъ: душъ мужескаго пола 17 и женскаго пола 19 душъ.
Въ Покровскомъ приходе съ 1868 года существуетъ двух-классное земское народное училище и школа грамоты, помещающаяся въ доме учительницы, крестьянской девицы Ульянии Петровой Кадыковой».

Успенская мужская пустынь

Пустынь основана приблизительно между 1650 г. и 1700 г. стольником Илларионом Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. Ранее того момента, когда он стал тестем царя; после венчания Петра Первого на дочери Лопухина Евдокии Илларион стал Федором и получил боярство.
Н.В. Малицкий, ссылаясь на описание Анания Федорова, характеризовал положение монастыря, как "место безмолвное и от селения уединенное, на берегу реки Тезы около луга и рощи имеющи..."
Монастырь впервые упоминается в документах в апреле 1684 г., когда его настоятель игумен Илларион возглавлял расследование поведения архимандрита Шуйско-Троицкого монастыря Никона. Гонения на Лопухиных со стороны Петра Первого и отправка главного вкладчика монастыря Федора Лопухина на воеводство в Тотьму (кон. XVII века) очевидно подорвали материальную сторону жизни обители, которая стала заметно ухудшаться.
Холодная Покровская церковь построена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина.
На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы.
В 1720 г. в соборной церкви случился пожар.
В 1721 г. строитель Воробьевой Пустыни Дионисий с братиею обращался к епископу Суздальскому Варлааму с просьбой о выделении денег:
"В прошлых Государь годах, волею Божиею от печи Успения Пресвятой Богородицы иконы местныя и Деисус погорели, и ныне местные иконы построены, а Деисус и праздники построить нечем, потому что та пустынь скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде...".
В 1724 г. Успенскую Пустынь впервые упразднили по причине малообеспеченности, последние семь иноков со скудным имуществом несколько раз переходили в другие монастыри (Свято-Николо-Шартомский в с. Введенье, Юрьев-Польский Архангельский монастырь).
В 1727 г. монастырь был снова возобновлен, но в 30-е гг. снова пришел в упадок.
В 1764 году, при Екатерине II, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В сер. XVIII века в монастырской ограде находились две деревянные церкви – одноглавая соборная церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и теплая Успенская с приделом Святой преподобной мученицы Феодосии. На небольшой колокольне Спасской церкви с тремя большими колоколами - 11,6 и 3 пудов и шестью маловесными. Пустынь была обнесена деревянной оградой со святыми вратами. Над святыми вратами - глава с деревянной чешуею. На самх вратах - образ Всемилостивого Спаса с предстоящими и другие образа вокруг. Рядом с церквями "убогие и ветхие" постройки - одна настоятельская келья, одна монашеская, соединенные сенями, келарская, погреб, два сенных сарая, житница.
Пустынь возглавляли "строители" - иеромонахи:
1730 г. - Моисей, 1731 г. - Авраамий (эконом, прежде был начальником Георгиевского монастыря Дубовыя церкви), 1744 г. - Макарий, 1750-е гг. - Герасим, 1759 г. - Никодим, 1760 г. - Иоанн, 1764 г. - Евтихий.

При упразднении священники Благовещенской церкви приняли под расписку имущество пустыни - две коровы, две телицы, одного быка, два хомута, две узды, седло, вожжи, две телеги, двое саней. Лучшие предметы богослужения были посланы в Суздальскую соборную церковь в ризницу на хранение. Старинные грамоты в монастыре на момент закрытия отсутствовали (РИА, ф.834, оп. 3 д. 1920). За деревянными постройками монастыря присматривали священники Благовещенской церкви, жившие неподалеку.
Постройки несколько лет стояли пустыми, затем были сожжены (шуйский историк В. Борисов отмечал "сожжены по-обычаю", Н. Малицкий сомневался в этом "нам кажется, сообщение это, со ссылкою на обычай является одним предположением автора").

Свято-Успенский женский монастырь

В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять.
В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.

СЕЛО ГОРИЦЫ

Село Горицы (Шуйский р-н) - одно из наиболее старых и живописных сел Ивановской области. Расположено на высоком правом берегу р. Теза, напротив с. Дунилово, при переправе из Шуи на Кострому.
«Село Горицы расположено на правомъ возвышенномъ берегу реки Тезы и находится отъ уезднаго города въ 17 верстахъ, а отъ губернскаго города во 130 верстахъ».
В первой пол. XVI века село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его «духовной грамоты», писанной в 1535 году, в которой, сказано: «по душе моей прикащики мои дадутъ къ Пречистой на Горицу три рубли».
Богородицерождественская церковь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, написанной в 1535 году; но основание ее относится к более древнему времени.
В 1553 году село принадлежало братьям Дмитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты Царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 году Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. Дворец, по преданию, располагался на высоком мысу берега, отделенном оврагом от центра села. В настоящее время это место, называемое "Поляна", находится за южной околицей современного села.
Тела этих князей покоятся на родовом их кладбище в Николо-Шартомском монастыре.
После смерти князей Горбатых, Горицы перешли во владение князя Александра Ивановича Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 году в гор. Буй.
Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в Государственное владение.
В 1613 году царь Михаил Феодорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сиденье». Окольничий Василий Васильевич Коробьин с братом Иваном Коробьиным поставили здесь в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
В нашествие литовцев это село потерпело страшное разорение. Об этом «допросная сказка 1616 года» сооющала: «Въ 124 году, передъ Николинымъ днемъ, зимнимъ, за неделю, панъ Лисовский шелъ со многими Литовскими людьми и русскими воры отъ Костромы, и стоялъ въ селе Горицахъ два дни, въ Васильеве да въ Иванове, въ вотчине Коробьиныхъ – въ селе Горицахъ ночевали, и Горицкие деревни въ загоны гоняли, и на Горицахъ на боярскомъ дворе людей пересекли, и лошади боярские поймали, и изъ житницы боярской хлебъ вытравили, и животину всякую приели, и крестьянъ на Горицахъ и въ деревняхъ многихъ присекли, и недорослей многихъ въ полонъ поимали, и крестьянские лошади пограбили, и хлебъ и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли. А за Литовцами шли бояре и воеводы, князь Василий Ивановичъ Туренинъ, да князь Михайло Петровичъ Борятинской, съ товарищи, со многими ратными людьми, съ Казаки, и съ Немцы, и съ Татары.
И въ томъ Васильеве, да въ Иванове – вотчины Коробьиныхъ – въ селе Горицахъ, и досталъ Татарове, мелкую животину, хлебъ и сено потравили, и крестьянские животы, достальные лошади и мелкую животину, потравили, и крестьянъ перемучили. То наши и речи; а речи писалъ Шуи посаду земской дьячекъ Вторышка Григорьевъ».
В 1637 году часть села принадлежала боярину Андрею Ивановичу Голицыну.
В 1695 году село было дано во владение боярину Петру Васильевичу Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.
Около 1700 года половина Гориц принадлежала стольнику Андрею Кенбулатовичу Черкасскому.
Около 1760 года деревянная церковь за ветхостью была сломана, и вместо нее была построена каменная, с такой же колокольней, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь были приложены храмоздателями. На колокольне один колокол слывший под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Теплая церковь была построена в 1800 году усердием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Церкви и колокольня обнесены обширной каменной с железными решетками оградой, внутри которой находилось приходской кладбище.
В холодной церкви имелась древняя, особо чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, написана с подленника, находящегося в Переславско-Залесском Горицком монастыре, братьями Коробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 году церковь. В этой же церкви хранилась старинная бархатная священническая риза,- вклад преосвящ. Питирима, Архиепископа Нижегородского.
Последними владельцами села были гг. Митьков и Богданов.
16 сентября 1823 года село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов.
В 1849 году село снова выгорело и многие крестьяне были приведены в разорение.
«Причта при церкви положено: священникъ и псаломщикъ. На содержание причта дохода получаетъ въ годъ до 600 рублей. Дома причтъ имеетъ собственные на церковной земле.
Приходъ: село и деревни: Тимофеевка и Бородино,- обе въ 1 версте отъ церкви. Домовъ въ приходе 145, душъ мужескаго пола 455 и женскаго пола 474 души».
Владимирская губерния
Шуйский уезд
Город Шуя

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (23.06.2012)
Просмотров: 4636 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz