ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 20.04.2024, 04:42
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Основание Мурома. Князь Глеб Владимирович Святой
 

 
Мурома и славяне
По местным преданиям, некогда сюда явилось племя "панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали "киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками "этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до 20 в.: тут и драки "стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово "куркулями”. "Куркуль” – это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то – позднее толкование, мол, жители Карачарова "слишком богатые”. На деле – слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как "кара-кул”, то есть "черный всадник” (кул”=”запрягать”).
 
Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.

К XII веку мурома уже не упоминались в летописях, так как были ассимилированы и полностью вошли в состав Древнерусского государства, составив основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение.
 
Археологически установлено, что переселение славян на земли Нижней Оки, начавшееся в X веке, проходило в несколько этапов. Вначале новгородские словене и кривичи селились на окраинах муромских селищ, активно смешивались с автохтонами, создавая синтетическую славяно-финскую культуру, о чем свидетельствуют материалы раскопок. Причины этого были в общности жизненного уклада и способа ведения хозяйства, сходство религий и культов, юридических норм общества и военного устройства.
 
Появление славян на территории муромы относится к Х в. В это время в могильниках муромы появляются погребения с западной ориентировкой и набором славянских вещей. К концу XI в. процесс ассимиляции муромы славянами был в основном завершен.
 
МУРОМ
 
Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.
Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.
Муромский район, Чаадаевское городище.
Городище на Кремлевской горе (Воеводская гора, Кремль, Окский сад, Окский парк, парк им. Ленина). На Кремлевской горе были раскопаны остатки деревянных построек муромы, появившиеся здесь до переселения славян или на самом раннем его этапе.
В 20 саженях от алтаря Богородицкого собора и в 4 саженях от каменного дома духовного правления (сохранился до наших дней), на глубине 2 аршин в остатках деревянного сруба, под белым камнем, были найдены красноглиняный гончарный кувшин cо сливом и медный шаровидный кувшин с узким горлом, содержавшие 11 077 куфических серебряных дирхемов и 14 фунтов их обрезков, общим весом 2 пуда 23 фунта, отнесенными ИАК к VIII - IX вв. Обнаруженные дирхемы датировались временем с 715 по 935 гг. (а по сведениям В.А. Калинина и П.Н. Петрова младшая монета относится к 939 г., а 91 % клада – монеты Саманидов).
Данный комплекс в целом напоминает городецкое святилище на Северном мысу городища Старая Рязань, функционировавшее с I тыс. до н.э. до последней четверти I тыс. н.э., а основные его элементы схожи с рязано-окским святилищем IV – начала VIII вв. на Шатрищенском могильнике. Расположение «тарелок» - жертвенников, их конструкция, размеры и конфигурация близки, но не идентичны городецкой аналогии. См. Реконструкция плана муромского кремля ХVII в.
Николо-Набережное селище с военным убежищем, деревянной крепостью. Исследования на селище проводились в очень малом объеме. Средний горизонт культурного слоя селища был отнесен к домонгольскому городу, а слой пожарища в его верхней части - к пожару 1239 г. В нижнем, муромском горизонте, были расчищены сгоревший венец строения и остатки настила из плах, прорезанные «...досчатым ящиком неизвестного назначения». На уровне постройки были найдены желтоватая стеклянная шарообразная бусина, изготовленная в подражание хрустальным вятичским (кон. XI – нач. XIII вв. по М.Д. Полубояриновой), роговая рукоять ножа, фрагменты муромской посуды и остеологический материал. Раскопки Н.В. Тухтиной в 1970 - 1971 гг. выявили рассеянный муромский горизонт. Датировать нижний горизонт селища по имеющимся материалам достаточно сложно, однако в раскопе 1946 г. шарообразная бусина кон. XI – нач. XIII вв. сочеталась с муромской лепной керамикой с насечками и защипами по краю, аналогичная посуде, найденной на Тумовском селище X - XI вв. и в муромском горизонте Кремлевской горы (раскопки 1998 г.) с такой же датировкой. Исходя из этих данных, можно отнести нижнюю хронологическую рамку Николо-Набережного селища ко времени не ранее X в.
Пятницкое селище. Первые сведения о находках «…женских украшений и снарядов воинских» и «…серебряных с монгольскими надписями монет» на территории Пятницкого могильника, и вероятно – селища, были зафиксированы Н.Г. Добрынкиным в 40-е гг. XIX в., когда начались разработки залежей глины - сырья для форм чугунолитейного завода и производства кирпича, – из которого построена значительная часть общественных зданий города. Общая площадь снятого заводским карьером культурного слоя поселения составила не менее 1100 кв. м. В керамическом материале раскопов решительно преобладала лепная муромская керамика. Авторы раскопок датировали поселение и могильник IX - XI вв. и констатировали их полную разрушенность карьером. К датировке Пятницкого селища можно добавить, что ни одна из обнаруженных вещей не может быть датирована IX в., а весь обнаруженный комплекс инвентаря укладывается в X - XI вв.
 
Чаадаево городище. Неподалеку от нынешнего города располагается городище Чаадаевское, куда внушительней Кремлёвского. Его-то муромские археологи и считают Муромом 862 года. Он был там, где старица Оки делает петлю. Из сельской фольклорной традиции (по Добрынкину) следовало, что городище принадлежало мордве, а из городской, – что сюда был перенесен город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г. В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X – XI вв., был опубликован Г.Ф. Корзухиной и Т.А. Пушкиной. В 1925 г. Ф.Я. Селезнев при обследовании памятника заложил две траншеи в восточной части плато и разрез вала городища. Одна из траншей вскрыла остатки захоронения с южной ориентировкой, сопровождаемого бронзовыми дротовым браслетом с утолщенными концами и привеской-колокольчиком, а также костяным кочедыком, фрагментами муромских лепных сосудов и железным шлаком. В другой траншее была найдена бусина синего стекла. На восточном, обращенном к пойме Оки, склоне городища было зафиксировано наличие муромского культурного слоя, и в одной из садоводческих ям был найден куфический серебряный дирхем. Шурфовка вала и плато городища, произведенная Н.Н. Ворониным в 1946 г., дала скудные муромские материалы, исходя из которых Н.Н. Воронин отнес этот памятник к городищам-убежищам IX - X вв.; в подъемном же материале около трети составляли фрагменты древнерусской керамики.
Городище погибает, как считается, где-то в Х в. Чаадаевское очень слабо исследовано.
Ситуационый план расположения поселений со слоями проживания муромы.
1. Селище Гусек. 2. Городище Ознобишинский городок. 3. Селище Юромка. 4. Селище Малышево. 5. Селище Дубки. 6. Селище Новлянка. 7. Селище Талызино. 8. Селище Старые Котлицы – I. 9. Селище Савково. 10. Селище Максимовское. 11. Поселение Волнино. 12. Поселение Битюково. 13. Селище Битюково. 14. Городище Чаадаевский городок. 15. Селище Чаадаево – 1. 16. Селище Чаадаево – 2. 17. Селище Чаадаево – 3. 18. Селище Зименки. 19. Селище Минеево - 1. 20. Селище Минеево – 2. 21. Селище Новоселки. 22. Селище Котышево – 1. 23. Селище Котышево – 2. 24. Селище Михайлово. 25. Селище Коржавино – 1. 26. Селище Коржавино – 2. 27. Селище Ковардицы. 28. Селище Макаровка (Тумовское). 29. Селище Черемисино. 30. Селище Кривицы. 31. Гор. Муром, Кремлевская гора. 32. Гор. Муром, селище Кожевники. 33. Селище Панфилово. 34. Гор. Муром, селище Пятницкое. 35. Селище Кудрино. 36. Селище Урваново. 37. Селище Верхозерье. 38. Селище Верхозерье – 2. 39. Селище Домнино. 40. Селище Воютино. 41. Поселение Кононово. 42. Селище Лопатино. 43. Селище Подболотьевское. 44. Селище Благовещенское.
 
С IX в. мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Находки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаются даже в самой Скандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Находки керамики Волжской Булгарии так многочисленны, что не оставляют сомнений в тесной связи с могучим восточным соседом. Фрагменты весов, гирек и шиферных пряслиц южного происхождения говорят о полноценном участии муромы в торговых операциях тогдашнего мира.
 
С 964 года летописи фиксируют ряд походов киевских князей по Оке и Волге против вятичей, которых вырвали у Хазарского каганата и подчинили себе, а потом и против Булгарии. Уже в экспедиции 964 года по Оке в сторону Волги, когда Святослав Игоревич "налезе вятичей”, ему было Мурома не миновать. Возможно, подчинение Мурома Киеву относится как раз к этому времени.
 
 
КНЯЗЬ ГЛЕБ
 
Святые князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид, были младшими сыновьями князя Владимира Красное Солнышко. Борису достался Ростов, а Глебу – Муром.
988 - 1015 гг. - князь Муромский.
Город стал княжеской вотчиной, видимо, с 988 года; первым его владельцем - князь Глеб Владимирович.
 
В «Повести о водворении христианства в Муроме» рассказывается, что вместе с Глебом князь Владимир послал в Муром епископа Иллариона. Муромцы встретили их недружелюбно, а Иллариону отрезали бороду. «Егда прииде святых Глеб ко граду Мурому, и еще тогда не вернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но и сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ на реку Ишню (Ушну) и тако пребываше до преставления си отца». Из повествования становится ясно, что муромские язычники не приняли Глеба в качестве князя и креститься не пожелали.
 
Сохранились местные предания, из которых следует, что у князя Глеба было два загородных двора - один на месте Спасского монастыря, где сам святой князь поставил храм во имя Спаса, другой - на месте Борисоглебского монастыря на реке Ушне.
 
Глеб поселился не на Чаадаевском, и не на месте Николо-Набережного селища, а чуть в стороне, там, где сегодня стоит Спасский монастырь (см. Спасо-Преображенский мужской монастырь).
 
Там построил он свой двор и храм Спаса. Легенда говорит, что поступить так его вынудило сопротивление, которое оказали местные жители христианству, но, может быть, это сопротивление носило больше политический характер, и лишь выразилось в религиозных формах.
 
Именно в это время угасает Чаадаевское городище. Люди, несмотря на эксцессы, быстро оценили выгоды соседства с князем, и стали переселяться к нему поближе, на Николо-Набережное, которое с Х в. можно смело называть "город Муром”.
 
Борисоглебский монастырь в селе Борисоглеб под Муромом был основан в XII веке князем Глебом, владевшем Муромом с 988 по 1015 год. Согласно древней легенде «...егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...»

Здесь располагалась загородная резиденция князя Глеба.
Князья, подобно своему отцу, князю Владимиру, отличались большой образованностью и вели благочестивый образ жизни, любили чтение священных книг, писаний святых отцов и житие святых. В своих уделах Борис и Глеб заботились о распространении веры Христовой, были справедливыми и мудрыми правителями, горячо любили своего отца и друг друга.
 
Однажды по приказу Владимира Борис собрал войско и отправился сражаться против напавших на Русь печенегов. Во время этой войны Владимир внезапно умер, и на киевский престол вступил его старший сын Святополк. Киевляне же хотели видеть на престоле Бориса. Святополк видел в брате Борисе серьёзного соперника и, чтобы сохранить за собой киевский престол, решился на братоубийство. Когда Борис возвращался в Киев, ему сообщили о замысле брата, но он не поверил. Когда князь остановился на берегу Альты близ Переславля, Святополк подослал туда убийц, которые настигли Бориса во время утренней молитвы 24 июля 1015 года. Убийцы ворвались к нему в шатёр и пронзили копьями. Тело князя было тайно доставлено в Вышгород и положено во храме Василия Великого.
 
Убив Бориса, он звал в Киев Глеба, опасаясь, что единоутробный брат Бориса может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от брата Яролава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убиении им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по жития св. князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. По другой версии убийцы настигли Глеба на реке Смядыни. Они пересели из своей лодки в его и перерезали ему горло. Тело Глеба убийцы бросили на берегу, лишь слегка прикрыв его хворостом. Спустя долгое время оно было найдено нетленным. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия.
 
В летописи под 1175 г. упоминается ещё о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.
Вслед за Глебом по приказу Святополка был убит ещё один брат, Святослав.
 
В 1015 г., узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала князя на берегу Опоры близ нынешнего города Сколе. Легенда рассказывает о жестокой битве между Сколе и Гребеновом. Вся долина вдоль Опоры была покрыта телами погибших. Силы Святополка были большими и он отдал приказ: «Сколоть их всех». С этим эпизодом легенда связывает название города Сколе. Князь Святослав погиб в этой битве, а его дружинники отказались перейти на службу к Святополку и осели в Бескиди, положив начало Сласку.
 
В 1019 году, через четыре года, Ярослав Мудрый, ещё один сын Владимира, победил Святополка. Решающее сражение произошло на берегу реки Альты, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу.
Канонизированы Борис и Глеб вместе Русской православной церковью, как страстотерпецы - Святые Борис и Глеб; день памяти - 24 июля (6 августа).
Над погребениями сразу стали являться пение, видны были огненные столбы и пламя горящих свечей.
ТЫ БЫЛ ОТРОКОМ...
Людмила Колодяжная
Ты был отроком... Вспомнишь разве,
когда ты скопировал ту икону -
на райских кóнях едут два князя,
в красном кафтане, в кафтане зеленом -
цвета юности, цвета выси,
цвета - убитых невинно, нелепо,
плащ, иль риза? - на князе Борисе,
риза, иль плащ? - на князе Глебе.
Едут - ставшие вмиг святыми,
светятся фреской на стенах вечных -
брат убиенный на речке Смядыни,
брат убиенный на Альте-речке.
Страстотерпцы, первые вехи -
их на узких дорогах ставили,
видно ангелы, видно навеки,
против каинов - русских Авелей...
 
В XI веке был построен деревянный муромский кремль, и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.
 
В 1054 году Муром уже подчиняется не Киеву, а Чернигову, его князю Святославу Ярославичу.
Князь Черниговский Давид Святославич. 1076 – 1093 гг.
 
В 1006 году Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.
Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К началу XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многовод­ная Ока давала болгарам возможность являться в Муром це­лым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока — шелко­вые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чер­нигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.
Обиженные болгары обратились с жалобой к Олегу и Ярославу Святосла­вичам, но, не получив удовлетворении, сами взялись за ору­дие.
В 1088 году город Муром подвергся захвату со стороны волжских булгар.
Интересные результаты дали раскопки 1980-х годов на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 году, а второй, более поздний - с пожаром 1239 года.
 
Князь Черниговский Олег Святославич. 1094 г. и 1096 г.
Князь Изяслав Владимирович. 1095 - 1096 гг.
В 1094 году из Курска в город пришел князь Изяслав Владимирович, и привел своего посадника Олега. "И приняли их муромцы”, говорит летопись, что нельзя рассматривать иначе, как попытку создать самостоятельное княжество. Не случаен и выбор нового князя: Курск, южный город, имел большой опыт общения со "своими погаными”, куманами, который мог пригодиться в контактах с Булгарией. Эта акция вызвала быструю реакцию черниговского князя Олега Святославича, который подошел к Мурому и схватился с Изяславом. Последний был убит, но город легко отделался, поскольку признал власть черниговского князя.
 

Князь Глеб Владимирович. 988 - 1015 гг.
После Глеба Владимировича в Муроме сидели Киевские великокняжеские, затем черниговские наместники.
 
В 1088 году Муром был сожжён.
Князь Ярослав (Константин) Святославич. 1096 - 1123 гг. 1097 г. - крещение жителей Мурома
Категория: История | Добавил: Jupiter (16.12.2011)
Просмотров: 5753 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz