ЕДИНСТВО  Роза Мира


Внимание! Платим за благотворительность! Получить вознаграждение
Суббота, 22.07.2017, 09:57

 

РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ
РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 744
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Познание » История

Кижи
Кижский ансамбль
 
Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское... Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр кижат, вернее, языческих старообрядовых игрищ. В старину оно могло именоваться «Кижасу-ари» - Остров игрищ, один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера.
Озеро широкое, привольное, в непогоду хмурое, будто свинцовое, а в ясные дни сверкающее под лучами солнца, по-северному неяркого и потому особенно ласкового и желанного. В прозрачной глубине озера медленно плывут отраженные облака, в прибрежные воды опрокинулись лесистые острова. И на какое-то мгновение теряется представление, где кончается мир реальный, осязаемый и начинается мир призрачный, почти фантастический...
Кижи - небольшой островок у северо-западных берегов Онежского озера. Он - не в пример соседним - почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи или ивняка вдоль берегов. Издали он кажется плоским, едва возвышающимся над водой. С юга на север остров вытянут на 7-8 километров в длину, в ширину - до полутора.
Может быть, именно безлесность, свободный простор, открытые солнцу пологие холмы подсказали островитянам выбор, но так или иначе Кижи с давних времен стали местом общения, как бы центральной площадью, местом массовых гульбищ. Ныне здесь стоит маленькая, всего в несколько дворов деревушка. А когда-то здесь было крупное для того времени поселение - Кижский погост.
Слово «погост» сейчас чаще всего связывают с кладбищем, но в старину оно обозначало довольно большую территориально-административную единицу, состоявшую из нескольких волостей, со множеством сел, деревень, выселков и починков. Погостом называлось и самое значительное поселение этого района, служившее ее административным центром. Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон, здесь же происходили народные сходы, ярмарки, церковные и иные празднества. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодках в «губную» избу, толпились у трапезных церквей и под крыльцами, шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли «дворы на приезд». Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбары и склады, церкви и школы - одним словом, на погосте сосредотачивалась вся духовная, культурная, хозяйственная и политическая жизнь округа.
На Марьяниной горе (так называется невысокий холм в центре острова) в незапамятные времена была построена одна из ранних в этих краях православных церквей. Как правило, они возникали на месте языческих капищ. Но потом церковь обветшала, службу в ней не правили уже почти сто лет, а вскоре она сгорела от удара молнии. Марьянина гора опустела, а новую церковь - Преображенскую - подняли на другом месте, ближе к южной оконечности острова.
Спасо-Преображенская церковь
Она была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны. Это было то знаменательное время, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики, становилась могущественной морской державой. Для Карелии, Поморья и Заонежья Северная война имела особое значение. Граница со Швецией - этот вековечный источник опасности для крестьян порубежных погостов - вновь отодвигалась на запад. Народ вздохнул свободнее, перед ним снова открылась возможность вернуться к мирному труду и созидательной деятельности. Вот в этой атмосфере общенационального патриотического подъема и возник образ Преображенской церкви - величественный гимн русскому народу в честь его исторических побед.
Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I. «Петр I, - рассказывается в нем, - путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертал план».
Преображенская церковь поднимается на 37 метров - это высота 11-этажного дома. Она вся срублена из дерева - от основания до вершины, до кончика деревянного креста на верхнем куполе. Принято говорить, что и «без единого гвоздя»! Только чешуйчатая одежда куполов - лемех - прибита коваными гвоздями, по одному гвоздику на каждый лемех. Коваными - значит, четырехгранными в сечении. Это для того, чтобы чешуйки стояли точно и крепко, не ворочались. Все прочие части церкви выполнены без гвоздей - потому что в них не было надобности, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Точность и долговечная устойчивость достигались более надежными средствами.

В силу этой самой традиции Преображенская церковь сооружена с помощью только топора и долота, без малейшего вмешательства пилы, хотя пила давно уже была в ходу. Русский плотничий топор - удивительный инструмент. Топор в руках северного плотника - поистине универсальное орудие. Конечно, удобнее было бы перерезать бревна пилой, но сила привычки, власть древних традиций были слишком велики, и бревна перерубали топором, да так, что не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И этими же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

Диву даешься, глядя на припазовку бревен. Срубы ведь обычно конопатили (и конопатят до сих пор!) - кто паклей, кто мхом. Здесь это было просто невозможно - так плотно, так точно прилегают одно к другому бревна венцов.

Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» - словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском, в сумрачный день они кажутся тускло-серебряными, в погожий - голубеют. Иногда они ярко белеют, будто полированный алюминий, порой тусклые и свинцовые, или замшелые и зеленые, или бурые, как земля... Но поразительней всего они меняются, когда солнце садится за дальние острова: тогда купола медленно разгораются под холодно зеленеющим небом, наливаются жаром и долго не остывают.

Один ярус, другой, третий, четвертый... Все выше, выше, и вот уже в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную пирамиду. О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

Да, такой больше нет и не будет! Купола, купола... Они поначалу буквально ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его заходе, кажется, что церковь - не создание рук человеческих, а чудо самой природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном краю. В ней есть что-то от сказочных теремов, и в то же время от нее веет богатырской, былинной эпичностью, немудрящей простотой крестьянских построек.

Но самое удивительное и чудное - другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее поражают не фантастические каскады куполов, а безупречная архитектурная композиция, единственное в своем роде соединение артистической импровизации и строгой классичности всех пропорций и деталей. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто - тут ангелов со сто, а где мудрено - тут нет ни одного». Неразделенность красоты и пользы - важнейшая черта настоящей архитектуры, и в Преображенской церкви оба эти начала крепко соединены.

В основании церкви - восьмерик, восьмигранный сруб. Такая форма применялась в старину для высоких, объемистых строений, а кроме того, она имела немало других преимуществ. Восьмигранная основа давала больше возможностей для обстройки приделами, галереями, крыльцами, что было удобно и придавало всему сооружению величавость и живописность.

Итак, в плане три последовательно уменьшающихся восьмерика, поставленные один на другой и обстроенные снизу четырьмя прирубами - по сторонам света. Преображенская церковь не имеет фасада, здесь нет разделения на главное и второстепенное. Ее всю воспринимаешь как живой организм, как невиданное дерево, которое тянется своими ветвями-куполами к небу. Ступенчато поднимающиеся луковки куполов будто все одинаковы, а приглядишься - чуть заметное чередование больших и меньших. Древние зодчие прекрасно понимали, что без такого чередования единство превратилось бы в унылое однообразие.

Она построена из кондовой сосны, особенно крепкой и смолистой, выросшей на очень сухом грунте. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина. То, что снизу представляется чешуйкой, на деле довольно большая (до 40 сантиметров длиной), вытесанная топором пластина, выпукло круглящаяся, ступенчато сужающаяся книзу. Это своего рода вид особой деревянной черепицы. Пластины эти кладутся внахлест, на 22 купола Преображенской церкви - 30 тысяч таких пластин!

Осина на пластины идет потому, что она хорошо поддается обработке, не трескается и не коробится под дождем и солнцем. Вытесанная, выкругленная топором пластина шелковиста на ощупь, от времени она только словно седеет, приобретая сизоватый глянец и вместе с тем как бы зеркальные свойства.

В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских деталей. Художественная основа неотрывна в них от строгой практической целесообразности. Строители Преображенской церкви думали не только о красоте линий и архитектурных объемов. Их волновал и путь маленькой дождевой капли от самой верхней главки до земли. Ведь, в конечном счете, от этого тоже зависло, долго ли стоять этой красоте в Кижах.

Путь дождевой капельки от креста центральной главы до земли может рассказать о многом. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, потом на водотечник, с яруса на ярус, с уступа на уступ... Все объединено в продуманную до мелочей техническую систему отвода воды и защиты здания от осадков. Предусмотрена даже возможность, если капли дождя все же проникнут через крышу, попадут на «небо» и повредят его живопись. Предусмотрена и предупреждена... Внутри нижнего восьмерика сделана вторая двускатная крыша - из толстых досок, слоя бересты и обрешетки под бересту. Под стыком ее скатов лежит наклонный долбленый лоток, по которому вода (если она все же проникает внутрь) - стекает наружу. Даже если прохудится лоток, так на этот случай под ним сделан второй такой же лоток, страхующий.

По своему типу Преображенская церковь - это летний (или холодный) храм. В ней служили только в особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых.

Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь.
К югу от Преображенской высится стройная церковь Покрова, девять глав которой зрительно перекликаются с главами Преображенского храма, сообщая всему ансамблю необходимое единство. Внешне не схожие памятники имеют много общего. И в том, и в другом случае монументальный бревенчатый свод использовался народными зодчими как своего рода пьедестал для пышного многоглавия. Но Покровская церковь совсем иная, образный лад ее настроен на другую ноту. Девять ее глав образуют поразительную по красоте ажурную корону - легкую, женственно-изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время по-своему торжественную, царственно-величественную: словно русская красавица в шитом жемчугом уборе.
В Покровской церкви купола отличаются особой выразительностью строгих, утонченных пропорций, богатством и разнообразием композиционных сочетаний. Поставлены они на небольшие восьмерики, рубленные «в лапу» и покрытые круглыми зубчатыми полицами, похожими на перистые ожерелья. Такой прием позволял мастерам добиться яркого художественного эффекта, неповторимой индивидуальности всего здания, приподнятой мажорности. Ведь никак нельзя забывать, что рядом стоит Преображенская церковь!
Покровская церковь построена на пятьдесят лет позже Преображенской, в 1764 году, уже в другую эпоху и другими людьми. И это, конечно, сказалось на многих ее особенностях. Все помещения церкви - сени, трапезная, четверик и алтарь - одинаковой ширины и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. В деревянных зимних храмах (к ним относится и Покровская церковь) помещение трапезной было самым большим. Трапезная в северных церквах была чисто гражданским, светским помещением. Здесь устраивались шумные «братчины», веселые пиры и общие трапезы, иногда здесь разыгрывались сцены, далекие от благочестивого смирения. Кроме того, трапезные служили местом мирской сходки - суема, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и деревень решали свои насущные житейские дела, подчас ничего общего с верой не имеющие. Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, раскладывались и взимались подати, выбирались должностные лица. У крыльца церкви совершались публичные наказания провинившихся. Это был действительно центр погоста, и не было дня, чтобы здесь не толпился народ.
Против этого мирского назначения и демократического духа трапезных официальная церковь боролась, но вековые традиции народной архитектуры продолжали жить, хотя крестьянские зодчие и вынуждены были в разной степени уступать ее требованиям. Именно так произошло и с трапезной Покровской церкви. Она сохранилась, но уже не в таком виде, как прежде. Одноэтажная, крытая на два ската трапезная внешне во всем подобна крестьянской избе. В прошлом, когда ее окна обрамляли узорчатые расписные наличники, следы которых можно видеть еще и сегодня, это сходство было более полным.
Более скромная и менее торжественная Покровская церковь нисколько не затерялась рядом с величественным Спасо-Преображенским храмом, она является еще одним примером удивительной устойчивости форм древнерусского искусства на Севере.

Как и в Преображенской церкви, в Покровской воплотились характерные черты северного народного зодчества. Все основные объемы, членения и конструкции выявлены с предельной четкостью. Ясен и правдив язык зодчего, не терпящего замысловатых ухищрений. Единственный декоративный элемент - ажурный зубчатый пояс, опоясывающий восьмерик, - как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Расположенные вокруг центральной главы восемь чешуйчатых главок на невысоких пьедесталах образуют живописный и нарядный «хоровод».

Однако это завершение кажется слишком легким для массивного основания. В связи с этим высказывались предположения, что вначале Покровская церковь была задумана как традиционный шатровый храм, но уже в ходе строительства получила современное завершение.

На первый взгляд, Покровская церковь являет один из многочисленных вариантов теплого храма с высоким двусветным молельным залом, к которому примыкают с востока алтарь и с запада трапезная. Но есть в этом памятнике свои маленькие, но интересные особенности. На высокий кубический сруб поставлен башнеобразный восьмерик, заканчивающийся плавным расширением сруба - повалом.

В 1949-1959 годы Покровской церкви возвратили былой облик: сняли позднюю обшивку, восстановили тябловый иконостас с иконами, собранными из заонежских сел. Среди них самобытная по письму икона «Чудо о Флоре и Лавре» и «Деисус» из деревни Тамбицы.
Завершает архитектурный ансамбль Кижского погоста шатровая колокольня, стоящая между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение на погосте, создана колокольня уже в 1874 году артелью плотников во главе с мастером из Пудожа Сысоем Петрохиным.
Возникла она не случайно, раньше на ее месте стояла другая - классическая шатровая колокольня, и несмотря на то, что ее формы выдают несомненное влияние каменной архитектуры, она удивительно гармонично вписалась в общий силуэт ансамбля.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (28.02.2012)
Просмотров: 2435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz