ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



 Роза Мира                 Даниил Андреев
        БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ













 

Внимание!
Платим за благотворительность!

Получить вознаграждение
Пятница, 17.11.2017, 22:03
     

            
                                                                                                                                                                                                                                          Скачать инструкцию
                    
                                                                                                               
                    


РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 766
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Познание » История

Пищуговская мужская пустынь

Пищуговская мужская пустынь

Ивановская обл., Комсомольский р-н, с. Писчугово

«Означенное село расположено при озере Пищугове и находится отъ уезднаго города (Шуя) въ 72 верстахъ, а отъ губернскаго (Владимир) во 100 верстахъ».
Николаевская Пищуговская пустынь, в селе Пищугове Шуйского уезда основана в нач. XVII века. Основана она была в Смутное время, когда существовавшее здесь село сожгли польско-литовские интервенты. Однако почитаемая икона свт. Николая Чудотворца сохранилась и явилась на полуострове Пищугова озера среди леса. Её переносили в село, но она вновь возвращалась в лес. Это и послужило причиной строительства здесь деревянного храма свт. Николая Чудотворца.
Упразднён в 1764 году при учреждении монастырских штатов.


Церковь Преображения Господня в Писчугово

Кирпичная Преображенская церковь на подклете построена в 1702 г. на средства Федора Владимировича Шилова как монастырский собор.
Редкий для Ивановской области образец московского барокко с осевой композицией в духе украинского зодчества. Четверик храма увенчан тремя убывающими восьмериками, малые главки на двухъярусных барабанах поставлены над граненой апсидой и притвором.
Один из лучших в области памятников рубежа XVII-XVIII вв. в стиле нарышкинского барокко, отличающийся подчеркнуто вертикальной объемной композицией.

Трехчастный в плане ярусный храм относится к типу восьмерик на четверике, характерному для нарышкинского барокко. Крупный двусветный четверик на подклете несет два поставленных друг на друга широких световых восьмерика, уменьшающихся в размерах, и стройный цилиндрический барабан, завершенный большой луковичной главой с ажурным крестом. К четверику примыкают более низкие и узкие, также на подклетах, трапезная и алтарь одинаковых размеров, причем у последнего подклет имеет прямоугольную в плане форму, а в основной части восточная стена скруглена. Алтарь и трапезную венчают узкие и высокие глухие восьмерики с главами на цилиндрических барабанах. Перед западным входом в трапезную частично сохранилось двухмаршевое позднее (XIX в.) открытое крыльцо. Убранство фасадов выглядит несколько архаичным. Декор нижнего яруса выполнен в духе сер. - 2-й пол. XVII в.: на углах объемов широкие лопатки, в завершении простые карнизы с поребриком; свободно размещенные арочные окна обрамлены наличниками, имеющими полуколонки с дыньками или наборные балясины и килевидные фронтоны; перспективные порталы также украшены дыньками. Необычно расположенные небольшие окна подклета в прямоугольных рамках - лишь с южной и восточной сторон (на северной стороне они имеются только в трапезной). Верхние ярусы здания оформлены уже в нарышкинском стиле: полуколонки на углах, наложенные на лопатки, филенчатая трактовка граней и наличники с разорванными фронтонами.
Помещение храма с тромпами при переходе от четверика к нижнему восьмерику сильно развито по вертикали и завершено сомкнутым восьмилотковым сводом. В алтаре - коробовый свод с конхой, в трапезной - полулотковый. Узкая лестница в южной стене алтаря ведет в подклет. Его основную часть занимал теплый храм, своды которого опирались на квадратный столп в центре. Под трапезной была устроена изолированная ризница (вход в южной стороне подклета); она имеет узкие окна типа бойниц и коробовый свод. В подклете полы кирпичные, в храме поверх квадратных кирпичей положены чугунные плиты 1838 г. Сохранились оконные решетки с репьями и отдельные металлические ставни, а в западном портале - железные двери с коваными полосами, также украшенные репьями.
Масляная живопись на своде и стенах в духе позднего академизма типична для провинциальных росписей нач. XX в. В своде граненого барабана написан Саваоф, на лотках восьмерика - статичные изображения архангелов, в тромпах - евангелисты. Стены заняты евангельскими композициями, из них в наиболее хорошем состоянии - "Отрок Христос поучает во храме" (северная стена) - с характерным для академизма разреженным расположением фигур. Обрамляет сюжеты растительный орнамент.

До недавнего времени в храме сохранялась верхняя часть иконостаса нач. XVIII в. - интересный памятник в стиле нарышкинского барокко, по своей структуре восходящий к древнерусским иконостасам кон. XVII в. Первоначально пятиярусное сооружение в 11 осей, расчлененное простыми крепованными карнизами, было богато декорировано: во втором ярусе иконы были разделены массивными резными кронштейнами, в трех верхних - узкими витымн колонками на высоких постаментах. Центральные иконы фланкировались ажурными колонка-ми, украшенными пышной виртуозной резьбой, включавшей виноградные гроздья и листья. Фризы были расписаны стилизованным травным орнаментом в подражание тябловым иконостасам. На разорванном фронтоне в завершении возвышалось выразительное по форме "Распятие": на кресте написано изображение Христа, обрамленное нарядной барочной резьбой в виде завитков, покрытых бусинами, и цветов. Необычно были исполнены фигуры предстоящих, написанные на иконах у подножия креста. В настоящее время сохранился лишь фрагмент завершения иконостаса.
«Въ сей церкви находятся старинныя иконы, местно чтимыя за чудотворныя: икона Иоанна Предтечи, пожертвованная, какъ показываетъ на ней надпись, въ монастырь въ 1655 году старцемъ Савватиемъ, при строителе Изосиме; икона Святителя и Чудотворца Николая съ частицами св. мощей сего Угодника и икона Смоленской Божией Матери. Здесь же хранятся некоторые изъ вкладовъ строителя церкви, стольника Шилова, какъ-то: два сребропозлащенные напрестольные креста, изъ коихъ одинъ съ частицами св. мощей разныхъ угодниковъ Божиимъ; сребропозлащенное антидорное блюдо; октоихъ и еженедельный акафистникъ киевской печати.

При Преображенской церкви имелась другая каменная двухэтажная церковь, построенная усердием потомков стольника Шилова в сер. XVIII века. Престолов в этой церкви два: в нижнем этаже – теплый – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а в верхнем этаже – холодном – в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Колокольня при церкви каменная, а ограды не имеется».
«Церковные документы хранятся въ целости: копии метрическихъ книгъ съ 1780 года и исповедныхъ росписей съ 1829 г. Опись церковнаго имущества имеется и хранится въ церкви.
Земли при церкви: сенокосной 3 десятины и пахатной 30 десятинъ. Планъ на землю хранится въ церковной ризнице, а межевой книги – нетъ.
Причта при церкви назначено: священникъ и псаломщикъ. Годовой доходъ причта: 392 руб. казеннаго жалованья, процентовъ съ церковнаго капитала 161 рубль 70 коп., отъ сбора хлебомъ 10 руб., отъ земли 94 руб. и за требоисправления 102 р., а всего 759 руб. Причтъ имеетъ церковные дома.
Приходъ состоитъ изъ одного села, въ коемъ числится дворовъ 34, душъ мужескаго пола 115 и женскаго пола 115 душъ.
Въ 1891 году въ доме священника открыта церковно-приходская школа».

Храм Преображения Господня был закрыт в 1930-е гг. и до настоящего времени находится в запущенном состоянии.

ВГВ, 1858. № 38;
Зверинский. 1892, т. 2, с. 217-218;
Березин. Добронравов. 1898, с. 129-130;
Ушаков. 1913, с. 95: Аидреев. Гадашевнч, Шармин, с. 208-211.
Древне-славянские поселения вдоль р. Уводь
Знаменский женский монастырь (упразднен), с. Лежнево
Свято-Никольский монастырь (упразднен), с. Назарьево
Свято-Николаевская женская община (упразднена), с. Назарьево
Казанский женский монастырь (упразднен), с. Кохма
Шуйское княжество

Город Иваново
МОНАСТЫРИ Владимирской губернии

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: История | Добавил: Jupiter (30.08.2012)
Просмотров: 1630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz