ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Среда, 24.04.2024, 13:24
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Познание » История

Борковская Троице-Николаевская пустынь
 
Борковская Троице-Николаевская пустынь
 
Пустынь расположена в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза.
 
Пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским.
 
Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской.
После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена "тщанием" астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765 г.) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы.
В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой).
В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах.
В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868 г.) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную.
На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек.
Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана).
Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 - нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней - вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.
Настоятельский корпус - двухэтажное узкое прямоугольное здание, сильно вытянутое по оси север-юг. Нижний кирпичный этаж оштукатурен, надстроенный верхний рублен из бревен и обшит тесом. Скромный декор сосредоточен на главном, восточном фасаде. В первом этаже он в известной степени близок убранству Казанской церкви: рустованные или украшенные крестообразными нишами лопатки на углах и против внутренних стен и широкий карниз простого профиля, состоящий из полок. Второй этаж - с дощатыми пилястрами на углах, скрывающими торцы бревен, простыми рамочными наличниками окон, широким фризом с накладными ромбами и карнизом. Центр главного фасада отмечало деревянное крыльцо на столбиках, поддерживающее балкон второго этажа. Планировка здания архаична: сени в центре разделяют его на две части - с большой палатой справа (в северной части корпуса) и двумя меньшими, поставленными одна за другой, - слева. Почти все окна палат выходят на главный фасад. Комнаты верхнего этажа связаны между собой коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные. В сенях сохранилась лестница с балясинами.
Братские кельи - двухэтажное Г-образное в плане здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное. Простое фасадное убранство в духе позднего классицизма представлено междуэтажной тягой, венчающим карнизом, скромными рамочными наличниками верхних окон с лучковыми перемычками, которые объединены подоконной тягой со спусками под их угловыми частями. На западном торце четырехколонный портик поддерживает деревянную веранду второго этажа.
Помещения с плоскими деревянными перекрытиями связаны между собой коридором, проходящим посредине здания.
Жилой корпус. Архитектурные формы кирпичного одноэтажного дома с деревянным мезонином характерны для периода эклектики. Объемная композиция прямоугольного в плане здания необычна благодаря продольному расположению мезонина, придающего зданию вид базиликальной постройки. Силуэт здания обогащают маленькие островерхие башенки: по углам кровли мезонина - на главном западном торцовом фасаде и на коньке кровли - на восточном. Остекленные веранды в средних частях протяженных боковых фасадов, подведенные под двускатную кровлю мезонина, относятся к советскому времени.
Оштукатуренные стены основного этажа отделены от мезонина профилированным карнизом. В противоположность остальным прямоугольным проемам, лишенным обрамлений, наличники окон мезонина на главном фасаде украшены глухой резьбой, особенно нарядной в их щипцовых завершениях; резьба здесь покрывает также угловые лопатки. Разорванный фронтон имеет в центре сердцевидную нишу с маленьким слуховым оконцем в позднем обрамлении.

Амвросий, 1813, ч. 3, с. 427-428, ч. 6, с. 603; И.С. (Способин), 1845, с. 13-14; Торжество.., 1854; Голышев, 1868; Он же, 1871; Зверинский, 1890, с. 103-104, № 84.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 644-648
 
"Борковская Николаевская пустынь, заштатная, общежительная, в Вязниковском уезде, в 1 версте от слободы Холуя, в 45 верстах от города Вязников. Основана в 1650 году князем Иваном Дмитриевичем, по завещанию отца своего, князя Д.М. Пожарского, стоявшего в 1612 году на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей святых угодников, Святой Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 году епископом Мефодием, возобновителем пустыни, и святого Николая чудотворца — жертва князей Пожарских".
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной;
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Другие постройки монастыря:
3. Служебные постройки детского дома.
 
Собор Троицы Живоначальной
 
Собор Троицкий - бесстолпный, первоначально пятиглавый храм, выполненный еще целиком в духе петровской архитектуры 17 в. Кирпичные стены покрыты обмазкой и побелены. Основной двусветный четверик с сильно пониженной и суженной полукруглой апсидой был завершен пятью глухими главами над четырехскатной кровлей (сохр. лишь высокая - в два яруса - восьмигранная шея центральной главы). С запада к четверику примыкает обширная, пониженная в уровень апсиды трапезная, заменившая в 1860-е гг. первоначальную. Нарядность храму придает фасадный декор в духе 17 в.: пучки из пяти полуколонок на углах четверика, пышный широкий венчающий карниз с лентой бегунца, двумя поясами зубчиков и пилой, а также обрамления окон с полуколонками по краям и лопастными килевидными фронтонами. Обращенный к монастырской площади северный фасад имеет окна, расположенные по двум осям, а в нижнем ярусе между ними - перспективный арочный портал с колонками и архивольтами. Своеобразен и южный фасад со сдвоенной полуколонкой, членящей его пополам, с окнами (также по двум осям), наличники которых оформлены наборными балясинами.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, апсида - коробовым с конхой, трапезная - вспарушенными сводами, опирающимися на два сдвинутых к западу крещатых столба и подпружные арки.
Амвросий, 1813, ч. 3, с. 427-428, ч. 6, с. 603; И.С. (Способин), 1845, с. 13-14; Торжество.., 1854; Голышев, 1868; Он же, 1871; Зверинский, 1890, с. 103-104, № 84.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 644-648
 
Церковь Казанской иконы Божией Матери

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (04.10.2012)
Просмотров: 2707 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz