ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



 Роза Мира                 Даниил Андреев
        БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ













 

Внимание!
Платим за благотворительность!

Получить вознаграждение
Среда, 18.10.2017, 12:18
     

            
                                                                                                                                                                                                                           Скачать инструкцию
                       Требуются сотрудники в интернет-магазин!
              Вакансии: помощник администратора, менеджер по продажам. Ежедневные выплаты!
                                                                                                               
                    


РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 759
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Познание » История

3. Коломенское. Музейный комплекс
КОЛОМЕНСКОЕ
 
Фряжский погреб, XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское
Вход во Фряжский погреб, со стороны западного фасада.
Расположенный в центральной части музейной территории Фряжский погреб представляет собой небольшую постройку, входившую в состав хозяйственного комплекса – Сытный двoрец, в котором помимо погреба имелись также Клюшничьи палаты, занимаемые приказчиком в придворном чине ключника, Уксусная и Хлебная палата, в которой были устроены очаги для выпечки хлеба и приготовления уксусов – винных или пивных квасов и кислых вин, Поваренная палата (не сохранившаяся до настоящего времени).
Сам же погреб являлся одним из помещений Кладовой, в которой были устроены ледники с белокаменным водоотводом. Название погребу, скорее всего, дали фряжские вина – французские, заграничные, заморские, которые в нем хранились. Однако это название не являлось устойчивым – в некоторых источниках он упоминается как «теплый» (в отличие от погребов-ледников) или как погреб «для овощных провизий».
За время своего существования здание Кладовой несколько раз перестраивалось, а во время Отечественной войны 1812 года были взорваны палаты над Фряжским погребом, а сам погреб был завален. До 1975 года Фряжский погреб оставался полностью заваленным до уровня современной отметки земляного покрова. После проведенных под руководством архитектора Свешникова Н.Н. исследований в 1979-1980 годах Фряжский погреб был реконструирован – проведены реставрационные работы по древней белокаменной кладке погреба, восстановлены белокаменные лестничные ступени и нижняя и верхняя белокаменные площадки лестницы, а также реконструирована кирпичная кладка выше уровня земли.
В 2007-2008 годах Фряжский погреб был отреставрирован. В настоящее время посетители Коломенского могут ознакомиться с памятником архитектуры XVII века, а также принять участие в проводимых во Фряжском погребе экскурсионно-художественных фольклорных программах.
Хозяйственная постройка (Медоварня), XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское
В 1927 году Медоварня – один из первых памятников деревянного зодчества из собрания музея – была перевезена в Коломенское с территории бывшего села Преображенского. Медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, служившая кухней для приготовления напитков на основе меда.
Редкий памятник деревянной архитектуры Москвы этого периода поражает монументальностью.
В 2001 году были проведены противоаварийные ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время в помещениях Медоварни проводятся экскурсионно-художественные программы, знакомящие посетителей музея-заповедника со старинными народными обрядами, обычаями и праздниками.
Стена и фундаменты Кормового двора, XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское
Стена Кормового двора была возведена одновременно с Задними воротами. Западной стороной она была обращена к хозяйственной (Московской) дороге, восточной стороной – в сторону хозяйственного двора.
Почти по всей протяженности стена была частью хозяйственных построек, представляя собой одновременно западные стены Кормового и Хлебного двoрцов, постройки которых были возведены одновременно с деревянным дворцом Алексея Михайловича в 1667-1668 годах и представляли собой комплекс каменных сооружений. Здесь выпекали хлеб, готовили разнообразные блюда из мяса, дичи, рыбы, круп и овощей, хранили припасы. Стена и хозяйственные постройки к середине XVIII века пришли в ветхость, и в 1815 году основная часть построек была разобрана, а стена сохранена.
В 2000 – 2003 годах музей-заповедник совместно с Управлениям по контролю за сохранением объектов археологического наследия Комитета по культурному наследию Москвы (ЦАИ ГУОП г. Москвы) провел комплексное архитектурно-археологические исследования территории Хлебенного и Кормового двoрцев.
Были раскрыты и музеефицированы фундаменты хозяйственных построек, погребов и примыкавших к ним стрелецких караулен. Восстановлена планировка территории на период XVII века. Коллекция выявленных археологических находок составляет свыше 400 предметов быта (в числе которых статуя Афины Паллада (XIX век) из Екатерининского дворца, экспонируемая в настоящее время в Ансамбле Передних ворот).
Также проведены работы по реставрации Стены Кормового двора с воссозданием исторически существовавших хозяйственных ворот.
Ограда Государева двора, XVII в., ансамбль усадьбы Коломенское
Массивная глухая каменная стена, примыкающая к Задним воротам с северо-запада и продолжающаяся в направлении к церкви Казанской иконы Божией Матери, а также Стена Кормового двора – представляют собой сохранившиеся до настоящего времени фрагменты Ограды Государева двора XVII века.
Ансамбль всех построек Государева двора загородной резиденции в Коломенском сформировался единовременно в 70-е годы XVII века.
Неотъемлемой частью ансамбля являлся и периметр ограды двора с воротами. Это Передние ворота, обеспечивающие парадный въезд в усадьбу, и Задние ворота, использовавшиеся в основном для хозяйственных нужд и для ввода стрелецких полков на территорию Государева двора.
Имелись также Садовые ворота, выходящие в Вознесенский сад, и ворота в западной части Ограды, ведшие на Кормовой двор. Ограда, частично возведенная в каменных, частично в деревянных конструкциях, как бы замыкала в своем прямоугольнике строения Государева двора, тем самым, обеспечивая безопасность царской резиденции. За период существования она неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, и до настоящего времени сохранилась фрагментарно.
Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права, ансамбль усадьбы Коломенское
Был установлен крестьянами села Шайдорово на улице или перекрестке, так как был рассчитан на осмотр с разных точек зрения. Он был поставлен в благодарность императору Александру II за отмену крепостного права, вероятно, в 1881 г. после смерти императора.
В 1970-е гг. при сносе домов деревни Шайдорово под новое строительство, памятник был перевезен в музей-заповедник «Коломенское» на временное хранение. В настоящее время объект установлен на территории Государева двора в центральной части «Ансамбля усадьбы Коломенское XVI-XVII вв.».
Объект представляет собой выразительный белокаменный столб, высотой в 377 см и состоящий из четырех блоков, включающих цоколь, два блока центрального объема и фигурное завершение, и в основании стоящий на двух стилобатных плитах. Первоначально, согласно архивным источникам, белокаменный столб был воздвигнут на средства крестьян после смерти Александра II в 1881 г. и вероятно был украшен иконами и надписями, которые не сохранились.
Челобитный столб, ансамбль усадьбы Коломенское
Памятник архитектуры. XVII в. Столб находился у главного фасада несохранившегося дворца царя Алексея Михайловича. По преданию на столб клали челобитные – просьбы и жалобы царю. На нем размещали царские указы. Позже на столбе были установлены солнечные часы.
Челобитный столб представляет собой кирпичное цилиндрическое сооружение, сложенное из большемерного кирпича размером 31х14,5х8,5 см, высотой 103 см, диаметр средней части 75 см; имеет цоколь высотой 23 см.
Первоначально сооружение было известно как Челобитный столб. Название указывает на его функцию – места подачи челобитных – просьб и жалоб – великому государю, а также публичного оглашения царских приговоров и повелений. В советскую эпоху столб имел название – Часовой столб.
Обычно появление столба связывают с постройкой в Коломенском в 1667-1670 гг. нового дворца царя Алексея Михайловича Романова. Полагают, что в этот период, ближе к юго-восточному углу дворца, был поставлен Челобитный столб.
Впервые существование Челобитного столба за¬фиксировано на плане государева двора, выполненном состоявшим в свите герцога Голштинского камер-юнкером Ф. Беркгольцем, предположительно, в 1740-х гг. В переведенной на русский язык экспликации к плану он обозначен как «столб, на который прибивают приказы и объявления». Принимая во внимание определенные погрешности перевода, можно констатировать правильную смысловую передачу сохранения функций данной постройки.
На дошедшем до нас архивном плане 2-й половины XVIII в. отмечено
местоположение Челобитного столба.
В ведомости дворцового села Коломенского 1760-х гг., цитируемой И.В. Маковецким по архивному источнику, наряду с другими постройками, упомянут и Челобитный столб, это единственное имеющееся на сегодня письменное свидетельство его существования.
К этому временному периоду относится изображение Челобитного столба, сделанное работавшим в России немецким театральным декоратором Фридрихом Гильфердингом. Дошедшая до нашего времени гравюра (в 2-х вариантах) является единствен¬ным подлинным изображением Дворца царя Алексея Михайловича, выполненным с натуры и незадолго до его разборки. У юго-восточного угла хором, перед окнами царского терема, на поросшей травой площадке Гильфердингом показан Челобитный столб – невысокое вазонообразное сооружение «с приступами» и двухчастным круглым навершием, обнесенное изгородью из жердей. Надо полагать, что в те годы он вряд ли использовался по назначению, являясь, скорее, памятником ушедшей эпохи.
Во время Отечественной войны 1812 г. стоявшими в Коло¬менском французскими войсками усадебным постройкам был нане¬сен значительный урон. Не исключено, что именно тогда Челобитный столб практически был утрачен.
С середины 1820-х гг. началось возрождение Коломенского ансамбля. Одновременно со строительством велись большие работы по благоустройству усадебной территории. В этот период был возведен Челобитный столб, но в другом материале и иной конфигурации.
Хранящаяся в ГМЗ «Коломенское» акварель середины XIX века, сомнительно приписываемая Ф.Солнцеву, и анонимный чертеж того же времени из фондов РГАДА, изо¬бражающие дворец ХVII века, видимо, воспроизводят современный, существовавший Челобитный столб, заметно отличающийся от по¬казанного на гравюре Гильфердинга. Это цилиндрической формы кирпичное сооружение, завершающееся круглой плитой, имеющей незначительный вынос, и поставленное на многоступенчатом постаменте.
В 1872 г. И.Е. Забелин, работая над монументальным трудом «Домашний быт русских царей в XVII и XVIII столетии» и часто посещая Коломенское, высказал предположение, что данный памятник в XVII в. был устроен не для челобитных, а для солнечных часов, так как находился на самом Государевом дворе, куда не пускали посторонних, а у Передних ворот стоял стрелецкий караул. Это предположение в 1928 г. повторил известный искусствовед В.Згура.
Такая гипотеза оказалась востребованной в советский период. В конце 1920-х гг. под руководством П.Д. Барановского начинаются комплексные работы по исследованию и реставрации древних памятников усадьбы. Приступая к восстановлению столба, Барановский опирался на его сохранившиеся изображения. В частности, на фотографию 1905 г. сделанную жителем села Коломенского И. Медведевым, которая свидетельствует о заброшенности памятника, утрате им завершения и значительном разрушении его кирпичной кладки, выполненной большемерным кирпичом.
Вначале 1930-х гг. им была воплощена в жизнь идея о солнечных часах, высказанная ранее Забелиным. К сожалению, фотодокументы этого периода не обнаружены.
Фотография 1956 г. свидетельствует о проведенной реставрации, однако можно полагать, что серьезных изменений облика, который придал ему Барановским, Часовой столб не претерпел.
В процессе реставрационных работ 2000-х гг. была докомпанована и восстановлена лицевая поверхность кирпичной кладки, устроена по периметру столба отмостка из искусственного белого камня. Кирпичная кладка оштукатурена. Таким Челобитный столб сохранился до настоящего времени.
Проездная башня Николо-Корельского монастыря, ансамбль усадьбы Коломенское
В 1932 году в Коломенское была перевезена надвратная башня Николо-Корельского монастыря, существовавшего в 34 верстах от города Архангельска, и в 2-х верстах от Белого Моря. (Ныне это территория города Северодвинска.)
До начала 1990-х годов временем постройки проездной надвратной башни монастырской ограды считались 1691–1692 годы. Однако, как выяснили исследователи в последнее десятилетие, в том числе и специалисты «КАРЭНСИ», сохранившаяся башня ограды могла быть построена только после пожара, случившегося в монастыре в 1798 году. Тогда огонь уничтожил стены и башни конца XVII века. В 1880 году, пришедшая в ветхость ограда была заменена новой, но башни, в том числе надвратная, остались старые: их только обшили тесом. Сохранились фотографии башни на месте, сделанные художником В. В. Плотниковым в 1906 году, и обмерные чертежи архитектора Д. В. Милеева. Они являются единственными бесспорными изобразительными источниками состояния памятника до его изучения, разборки, перевозки в музей «Коломенское» под руководством П. Д. Барановского.
В 2007 году башня была разобрана, отреставрирована и перевезена на новое место. Все плотничные работы по реставрации проездной башни Николо-Корельского монастыря выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).
Моховая башня Сумского острога, ансамбль усадьбы Коломенское
Сумский острог, располагавшийся на берегу Белого моря, был деревянным, как и множество других русских крепостей XVI–XVII вв. Фортификационное искусство мастеров, строивших эти крепости, достигало столь высокого уровня, что стены и башни выдерживали «огненный бой». К настоящему времени от Сумского острога осталась только одна северо-западная (Моховая) башня, срубленная в начале 1680-х годов. Она хранилась в разобранном виде в фондах музея-заповедника «Коломенское». Это сооружение имеет высокую историко-архитектурную ценность: в европейской части России уже давно нет ни одного деревянного памятника оборонной архитектуры. На подлинных бревнах сохранились следы неприятельской (шведской) картечи, которой не раз обстреливали героических защитников крепости в конце XVI–XVII веках.
В 1931 году остатки Сумского острога были исследованы П. Д. Барановским и В. Н. Ивановым. Материалы исследований П. Д. Барановского и В. Н. Иванова, данные о современном состоянии сохранившейся части памятника, а также историко-архивные сведения о самом Сумском остроге и его аналогиях (прежде всего Кемском городке), позволили спустя почти 70 лет сделать документально убедительную реконструкцию северо-западной (Моховой) башни с фрагментами примыкавших к ней стен. То есть осуществить замысел П. Д. Барановского и спасти памятник от окончательной гибели и забвения.
Коломенское. Надвратная башня Николо - Карельского монастыря и башня Сумского острога (Моховая)
В Моховой башне Сумского острога сейчас развернута экспозиция, посвященная истории острога, как военной крепости, и ее месте в системе обороны Поморья конца XVI – начала XVIII вв. Здесь рассказывается о быте военных служилых людей, охранявших острог и представлены предметы, связанные с хозяйственными занятиями обитателей крепости, воспроизведен интерьер красного угла.
Раздел экспозиции, размещенный во втором ярусе башни, посвящен показу военной истории крепости. Здесь представлены документы по истории Сумского острога, одежда простых стрельцов и стрелецких пятидесятников, сшитая по аналогам XVII века, военное снаряжение, оружие, выполненное по аналогам XVII и многое другое.
В верхнем третьем ярусе башни, там, где обычно располагались караульни, представлен раздел экспозиции, рассказывающий о системе обороны Русского Севера.
Башня Братского острога, ансамбль усадьбы Коломенское
Острог находился на левом берегу Ангары, на пригорке, имел по углам четыре башни: «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новый рублен с перерубом трех сажен печатных». К началу XVIII в. Братский острог окончательно потерял свое военное значение.
В XIX веке постепенно оставшиеся части острога, в том числе юго-западная и северо-западная башни, вошли в ограду главного храма села Братского. При строительстве Братской ГЭС территория острога оказалась в границах водохранилища. Перед затоплением старого Братска было проведено самое подробное и тщательное обследование остатков острога, включая археологические раскопки.
В конце 1950-х годов башни были перевезены со своего места: юго-западная оказалась в музее «Ангарская деревня» под современным городом Братском, а северо-западная – в музее «Коломенское» в Москве. В процессе сборки башен на новых местах были восстановлены их утраченные элементы – в частности, нижние четыре венца сруба, обнаруженные раскопками в земле, крыльцо и лестница на второй ярус. Восстановлены были и дозорные вышки. В 1970-х годах деревянные памятники в музее «Коломенское» подверглись текущему ремонту. У башни были обновлены кровля и крыльцо. К концу 1990-х годов вновь возникла необходимость реставрации этих же частей памятника, а также требовалось заменить острожный тын, поставленный заново в музейных условиях. В 2007 году была произведена комплексная реставрация памятника. Все плотничные работы по реставрации башни Братского острога выполнялись по исторической плотничной технологии XVII–XVIII веков, в частности применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни. В процессе реставрации был заменен нижний венец, срубленный при установке памятника в музее «Коломенское» в конце 1950-х годов.
Была произведена тщательная реставрация подлинных бревен сруба: заменены вставками из нового материала полностью обветшавшие участки, удалена поверхностная гниль. При этом шире, чем в обычной реставрационной практике, использовались традиционные плотничные приемы (ручная подгонка, врезка, соединение на шипах и т. п.).
Благодаря положительному опыту, приобретенному при реставрации башни Сумского острога, использовался метод армирования и дополнительной склейки частей бревен с ослабленной прочностью.
Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года, ансамбль усадьбы Коломенское
Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки Ёрги, правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении.
Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень.
В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар.
Район бассейна Северной Двины был заселен давно. Уже в X в. здесь начали селиться славяне, пришедшие большей частью с запада, из новгородских земель. Их контакты с аборигенами – «чудью заволочской», предками современных вепсов, носили в основном мирный характер. В XI в. в этих землях распространяется христианство, устанавливается система государственного управления, связанная с Новгородом. С распадом в XII в. единого древнерусского государства Новгород стал сильным независимым городом-государством с огромной территорией.
Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.
По сохранившимся документам можно лишь в общих чертах представить историю Среднепогостского Рождественского прихода и его храмов за два с лишним столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. приход включал 26 деревень с населением около 900 человек, и самая отдаленная деревня прихода находилась от погоста на расстоянии до 11 верст. На самом погосте, кроме храмов и колокольни, стояло несколько дворов церковного причта. Даже в XIX в. эта местность, будучи более населенной, чем ныне, считалась «малопроезжей» и была удалена от больших дорог. Во время распутицы, разлива рек добраться до Среднепогостского можно было только на лодке. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. В центральном помещении Георгиевской церкви, на подшивном потолке в форме свода, сделанном, вероятно, в первой половине 1890-х гг., осталась масляная живопись по штукатурке: в зените – изображение Святого Духа в виде голубя в окружении херувимов, по сторонам – четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – с их традиционными символами. Неизвестный пока мастер (или мастера), кисти которого принадлежат эти росписи, несомненно, был хорошо знаком с поздней академической живописью; росписи выполнены с большим мастерством и, несомненно, представляют самостоятельную художественную ценность. К началу XX в. Георгиевская церковь приобрела архитектурный облик, который сохранялся затем на протяжении всего XX столетия. Перед революцией 1917 г. в приходе работали две содержавшиеся прихожанами церковно-приходские школы: на погосте и в одной из крупных деревень. В них проходили двух- или трехлетнее обучение примерно 50 мальчиков и 10 девочек.
На рубеже 1920–1930-х гг. церкви Среднепогостского прихода, переданные в подчинение Семеновского сельского совета, были закрыты, как, впрочем, и абсолютное большинство других. Храм Рождества Христова перестроили в сельскую школу, а в храме Св. Георгия устроили клуб, позже – склад. Иконостас и остальное его убранство не сохранились. В 1960-х гг. окрестные деревни были зачислены властями в категорию «неперспективных», и здесь прекратили работу государственные службы. Закрытие в крупнейшем селе Семеновском школы, больницы и почты в сочетании со скверной дорогой привело к постепенному запустению этой местности. К началу 2000-х гг. от некогда многолюдного сельсовета (в который входило около десятка деревень) остались три населенных пункта, в которых насчитывалось около 15 жителей. На рубеже 1980–1990-х гг. от подожженной кем-то травы сгорела церковь Рождества Христова. К счастью, уцелела Георгиевская церковь.
Деревянный храм Св. великомученика Георгия Победоносца из села Семеновского Архангельской области относится к храмам ярусного типа, широко распространенным в XVII–XVIII вв. Это двухъярусное сооружение из сосновых бревен, основу которого составляет главный четверик (четырехугольный сруб) на высоком подклете (нижнем хозяйственном помещении). В его северной и западной стенах вверху, а в южной – внизу, прорезаны окна. В верхней части главного четверика устроен повал (плавное расширение сруба) и сделано покрытие на четыре ската. С востока к нему прирублена пятигранная алтарная часть с пятискатным покрытием, увенчанным бочкой с маленькой главкой. Под крышей главного четверика сохранился подзор (пояс) из прибитых к верхнему венцу повала древних досок, по которым шла полустершаяся надпись, сделанная краской в XVII в.: «Лета 7196 (1688г.) апреля в…». Это – дата освящения храма. Подобных находок среди множества русских деревянных церквей до того было известно всего три.
Над главным четвериком установлен верхний (малый) четверик, также с повалом. Он вытянут по оси север-юг и увенчан крышей типа «бочки» с тремя расположенными в ряд главками с крестами. Подобный тип покрытия храма встречается крайне редко. В отличие от основного четверика верхний ярус церкви срублен «в лапу» (иначе – «в замок»). Его бревна снаружи стесаны, включая повал. На верхнем четверике под поздней обшивкой также были найдены доски подзора, «писаные травами», – с крутыми завитками, нанесенными красной, синей, черной и белой красками. Подобным образом был украшен и алтарный прируб. До сих пор в распоряжении исследователей имелись лишь отрывочные упоминания в письменных источниках о наружных росписях русских деревянных храмов, построенных до XVIII в. С запада, где находится основной вход в храм, и с севера при исследовании памятника были найдены следы галереи-паперти, некогда огибавшей главный четверик и позже разобранной. Несколько подобных по конструкции деревянных храмов – двухъярусных, с крышей-«бочкой», установленной по оси север–юг, и с маленькими главками – известны в Верхнем Подвинье. Самые поздние из них были построены в середине XVIII в.
На их примере можно с полным основанием говорить о местной традиции деревянного церковного зодчества. Посвящение храма Св. великомученику Георгию Победоносцу – не редкость. Этот древний святой – один из самых почитаемых в христианском мире. Св. Георгий жил в III в., был блестящим римским офицером, приближенным императора Диоклетиана. Когда начались диоклетиановские гонения на христиан – последние и, возможно, самые жестокие в истории Рима, – Св. Георгий не отрекся от своей веры, хотя его уговаривал сам император. После многодневных пыток, не сломивших его волю, святой был обезглавлен. Это произошло в Никомидии (ныне г. Измит в Турции) в 303 г. По древнему преданию, уже после этого события близ родного города Св. Геория Белита (ныне Бейрут, Ливан) появился огромный змей, разорявший страну. Чтобы умилостивить чудовище, царь той страны был вынужден отдать ему в жертву свою дочь. Но когда змей приблизился к царевне, появился ослепительный всадник и сразил чудовище. Это был Св. Георгий. В его подвиге видят образ победы христианской веры над мраком язычества, пример христианского мужества, стойкости и воинской доблести.
Св. Георгия многие века считают своим покровителем воины и земледельцы. День его памяти 23 апреля (6 мая по новому стилю) – весенний Юрьев день – на Руси традиционно считался концом зимы, временем начала полевых работ.
На Руси широкое почитание Св. Георгия началось с момента принятия христианства в конце X в. Для этого много сделал великий князь Ярослав Мудрый, принявший крещение под именем Юрий и почитавший этого святого своим покровителем. В геральдике Московского княжества с XIV в. утвердился образ всадника, поражающего змея, позже вошедший в герб Российской империи.
Реставрация
В 2003 г. по инициативе художника Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.И.Глазунова сохранившуюся Георгиевскую церковь осмотрела группа специалистов Московского государственного объединенного музея-заповедника в составе заместителя директора по охране памятников, реставрации и воссозданию исторического наследия И.С.Рощиной, начальника отдела охраны памятников А.А.Пекаревой и архитектора-реставратора И.Н.Шургина. Началась проработка идеи подробного изучения памятника с последующей его разборкой и доставкой в Коломенское для научной реставрации и возведения на новом месте. Благодаря стараниям директора Московского государственного объединенного музея-заповедника Л.П.Колесниковой эта идея осуществилась.
В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В.Никитина, П.Н.Омельницкого и И.Н.Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма. В 2008 г. храм был разобран и перевезен на территорию Коломенского. В 2009 г. начались работы по реставрации, а в 2010 г. – по установке храма на новом месте – в долине речки Жужи, рядом с уникальными памятниками Музея деревянного зодчества. Со стороны Московского государственного объединенного музея-заповедника постоянный контроль за реставрацией перевезенного храма осуществлял О.В.Ягунов. Церковь Святого Георгия – памятник деревянного зодчества XVII века. Реконструкция конца XIX века изменила внешний облик памятника, но при этом сохранилась основная объемно-планировочная структура храма XVII века: четверик, пятигранный алтарный прируб, конструкция перекрытий, бочка на верхнем четверике, уникальные элементы наружного декора. По сохранившимся на памятнике следам выявлены и воссозданы элементы, утраченные в период реконструкции конца XIX века: «висячая» галерея, крыльцо, алтарная бочка, двери и окна. Восстановив утраченные элементы была воссоздана объемно-планировочная структура памятника XVII века. По материалам натурных и архивных исследований были разработаны 2 варианта проекта реставрации: 1-ый вариант – проект реставрации памятника архитектуры XVII века; 2-ой вариант – проект реставрации памятника архитектуры XIX века. К производству работ был принят проект реставрации памятника архитектуры XVII века.
Проектом были предусмотрены и выполнены следующие виды работ: устройство фундамента; реставрация отдельных бревен конструкции сруба; восстановление утраченных нижних венцов четверика и алтаря, бочки на малом четверике; раскрытий конструкций чердачного перекрытия (потолка) XVII века, перекрытий подклета (пола и храмовой части) XVII века; изготовление и установка кованных кольчатых решеток в оконных проемах; воссоздание опор и конструкций «висячей» галереи, двусходного крыльца с промежуточным рундуком и резными столбами, окон и дверей трехкосящатой конструкции, алтарной бочки, трех глав и крестов на бочке малого четверика, тесового покрытия в 2 слоя «по скальнику» и бересте, покрытия лемехом в форме «городка» бочек и глав, охлупней бочек и крыльца, конструкций тяблового иконостаса, пристенных лавок на галерее и в храме, клиросов, расписных «подзорных» досок на повалах четверика, алтаря и на верхнем четверике; закладка южного верхнего проема; устройство отмостки и инженерных систем.
Возрождение к новой жизни церкви Святого Георгия 1685 г. из деревни Семеновской Архангельской области (до реставрации не известной науке) – достойный результат традиционной многолетней деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника по спасению уникальных памятников русской деревянной архитектуры. Живопись (историческая справка, реставрация) Настенная живопись в интерьере храма относится к периоду середины 90-х гг. XIX века.
С 70-х гг. XX века церковь была бесхозна, ветшала и разрушалась. Несмотря на неблагоприятные условия, в интерьере храма сохранилась живопись (на своде памятника) и декоративные элементы конца XIX века в удовлетворительном состоянии. Живописные изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральная композиция четырех херувимов и Святого духа, располагались на сводчатом потолке храма неизвестными художниками с большим мастерством. Картины, выполненные в сдержанной колористической тональности с изображением традиционной символики, соответствующей каждому евангелисту декорировали стены храма. Лица евангелистов наделены щедрым отрешенным сосредоточием, композиция и ракурсы фигур, локальные цвета ниспадающих легкими складками хитонов и гиматий, книги – результат их трудов – все наполнено величавым смыслом, и все это чудесным образом нам передал неизвестный художник. В едином стиле был решен декор интерьера храма, в котором сохранились лепные и рисованные обрамления картин (над окнами – рисованные, между окнами – лепные), декоративное оформление некоторых элементов «под искусственный мрамор». Сами картины не сохранились, но по сохранившимся незначительным обрывкам можно предположить, что они были выполнены по холсту. Стены и дощатый сводчатый потолок были оштукатурены по колотой дранке и покрашены.
В конце XIX века основой под настенную живопись являлась известково-гипсовая штукатурка. Стены, как и потолок, были покрашены в светло-голубые цвета разной тональности. Низ стен (до подоконников) имел светло-серый цвет под мрамор. Как уже было отмечено, красочный (живописный) слой настенных росписей сохранился с минимальными повреждениями, несмотря на неудовлетворительный температурно-влажностный режим, деформацию конструкций и продолжительную вековую бесхозность памятника. На этом основании можно предположить, что в данном случае были использованы масленые краски с добавлением пчелиного воска и мягкой смолы (мастики или даммары) с использованием в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, что делает масляную живопись более долговечной и похожей на фреску. В 2007 г. под руководством специалистов реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» А.В.Никитина, П.Н. Омельницкого и И.Н. Шургина были выполнены натурные исследования и проект реставрации храма, главной целью которого являлась реставрация памятника на период XVII века, консервация и реставрация живописи потолка XIX века. В 2008 году при разборке церкви для перевозки были обнаружены скрытые под деревянной обшивкой декоративные подзорные доски со следами росписей: в верхней части повала четверика храма четыре доски с хромозданной надписью; десять досок по пяти граням алтарного прируба; на верхнем (малом) четверике обнаружены следы росписи на стесанных «под брус» бревнах повала и карнизные доски, на которых так же выявились следы росписи.
После разборки церкви специалистами реставрационной фирмы «КАРЭНСИ» были проведены консервационные работы по укреплению настенной живописи интерьера, живописи тябла иконостаса и декоративных подзорных досок со следами росписей.
После перевозки и в период воссоздания церкви на территории музея-заповедника была проведена комплексная реставрация: лабораторные исследования, укрепление красочного слоя, восстановление грунта, живописи и лепного декора живописных изображений четырех евангелистов Иоанна, Луки, Матфея и Марка, а также центральной композиции четырех херувимов и Святого духа; лабораторные исследования, укрепление сохранившихся фрагментов наружной живописи и надписей, снятие копий с рисунков, воссоздание рисунков по сохранившимся аналогам. Консервационные мероприятия живописи провели также на тяблах иконостаса и поместили в интерьер основного объема церкви.
 
3. Коломенское. Музейный комплекс.

 

Категория: История | Добавил: Jupiter (22.07.2012)
Просмотров: 3636 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz