РОЗА МИРА |
|
АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ | российский композитор, поэт лауреат международных фестивалей |
|
Владимирские Палаты. Экспозиция "Минувших дней очарованье..."
"Минувших дней очарованье..."
Культурно-образовательный центр "Палаты"
Адрес: ул. Большая Московская, д. 58
В XVIII – нач. ХХ вв. в России существовал особый тип поселений – дворянская усадьба-дом в сельской местности с хозяйственными постройками и парком. В создании усадебной архитектуры и ее убранства принимали участие известные русские зодчие и художники, а также крепостные мастера. Во Владимирском крае традиция усадебного быта берет начало в XII в. (загородные резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше и Андрея Боголюбского в Боголюбове). В губернии находились поместья Апраксиных, Вяземских, Суворовых, Зубовых, Голицыных, Оболенских, Уваровых и др. Широкую известность получила усадьба графов Воронцовых в Андреевском с большой картинной галереей, библиотекой, крепостным театром. Архитектурой в стиле средневековых замков с роскошными интерьерами, каскадами прудов, парком, включавшим до 150 видов деревьев, выделялось имение Храповицких в Муромцево, близ Судогды. После Октября 1917 года в результате национализации и разграблений предметы искусства и быта дворянских особняков оказались «распыленными» по музеям разных городов России. Лишь небольшая часть попала во Владимирский музей. Наряду с мемориальными предметами искусства из имений Воронцовых, Храповицких и Зубовых здесь представлены и другие памятники культуры XVIII – нач. ХХ вв.
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул душе привет бывалой;
Душе блеснул знакомый взор;
И зримо ей минуту стало
Незримое с давнишних пор…
"Минувших дней очарованье..."- этой стихотворной строкой В.А. Жуковского названа экспозиция о культуре владимирской дворянской усадьбы, расположенная на 2-м этаже Присутственных мест, которая охватывает продолжительный временной период, вместивший и «золотой век», и короткое мгновение накануне гибели дворянской усадьбы. Недолгий век расцвета усадебной культуры оставил не только многочисленные материальные следы, но и поэтическую печаль. Выставка, не претендуя на всесторонний показ дворянского быта, преследует скромную цель: дать представление об отдельных чертах минувшего, запечатленных в красоте предметного мира.
Мир дворянской усадьбы раскрывается в архитектурно-ландшафтных образах. В центре усадьбы – барский дом с флигелями, церковь, возле дома – сад или парк с цветниками и аллеями, прудом и фонтаном, беседками, мостиками, в стороне – хозяйственный комплекс: кухня, амбар, конюшня, скотный двор. Усадебная архитектура отразила меняющиеся вкусы эпохи. В XIX в., особенно после реформы 1861 г., старинные родовые поместья приходят в упадок, часто заменяются экономическими усадьбами. В конце столетия некоторые из заброшенных «дворянских гнезд» отстраиваются заново, обретают второе дыхание. Возникают новые усадьбы (имение Храповицких, близ Судогды). Во Владимирской области известно более 50 сельских дворянских поместий; лишь отдельные из них поддерживаются в состоянии, близким к первоначальному облику.
Титулованные дворянские роды Владимирской губернии
Графы Апраксины;
Князья Вадбольские; Князья Волконские; Графы Воронцовы; Князья Вяземские; Князья Гагарины; Князья Голицыны; Князья Грузинские; Князья Гундоровы; Князья Долгоруковы; Князья Друцкие-Соколинские; Графы Зубовы; Графы Ивелиги; Бароны Кнопы; Князья Меньшиковы; Князья Несвицкие; Князья Оболенские; Графы Панины; Князья прозоровские; Графы Толи; Графы Толстые; Графы Уваровы; Князья Ухтомские; Князья Хилковы; Князья Шаховские; Бароны Шепинги; Графы Шереметевы; Князья Ширинские-Шихматовы; Князья Щербатовы.
Не в роскоши дворянского гнезда,
где сонный сад, и флигель, и фонтаны,
беседка у заросшего пруда,
и барский дом, и слышно фортепьяно –
когда раскрыты окна и когда
вечерний чай, и на закате пряно
благоухают розы, и тумана
клубы рождает близкая вода –
я выросла не там. Что мне усадьбы!
Камин, ковры, фарфор, модерн, ампир…
Таинственный и трогательный мир.
Когда б совсем не знала – и не знать бы.
Но вот: остались вещи, книги, лица…
Как не затосковать и не плениться!
Т. Тимофеева
Тогда тревожно по стенам Толпой задвигаются тени, И лица прежних поколений Начнут выглядывать из рам. А. Жемчужников
В своём дому любил аристократ
Капризные изгибы и уступы,
Убранный медальонами фасад
С гирляндами колон ненужных купы…
На крыше ваз или амуров ряд,
На воротах — причудливые группы…
А. Толстой
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно,
Былое счастье и печаль… А. Фет
Этим чувством проникнута необычная, вовлекающая в сопереживание экспозиция, вся она построена как воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной с символическим названием «Всё в прошлом» (художник В. Максимов).
Из старинных рам смотрят на нас лица в напудренных париках – знаменитая портретная галерея графов Воронцовых в селе Андреевском.
Живое представление об эпохе даёт портретная галерея – часть живописной коллекции из имения Воронцовых. Подобные галереи были распространены в России во второй пол. XVIII в. – они имелись в усадьбах Кусково, Архангельское, Ольгово, Никольском-Урюпино, Остафьево и многих других. Занимаясь обустройством усадьбы, Александр Романович Воронцов распорядился доставить в Андреевское из Москвы и Санкт-Петербурга произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Галерея насчитывала около 200 портретов и была традиционна по составу: родословная русских царей XVII-XVIII вв., а также широкий круг политических и военных деятелей. В этом своеобразном семейном альбоме, развёрнутом по стенам, отразилась идея Энциклопедии, близкая сердцу А.Р. Воронцова, глубоко чтившего идеалы эпохи Просвещения. Галерея создавалась в 1780-е гг., вероятно, в столице, и решалась авторами как единый комплекс. Значимость отдельного портрета как бы отходила на второй план, главным становилась выразительность целого. Поэтому туда могли входить как произведения высокого художественного уровня, так и повторения с оригиналов известных художников. Несмотря на неоднородный качественный состав, собрание в Андреевском ещё в XIX в. поражало богатейшим набором имён. Некоторые портреты XVIII в. сохранились, возможно, только в этой коллекции, что придаёт ей несомненную ценность.Барский дом с белыми колоннами и пушками у ворот, гранитные ступени, ажурная ограда, садовые аллеи – из отдельных штрихов складывается целостный волнующий образ. А вот уголок сада: цветущая яблоня, беседка, канарейка в клетке, барышня около кресла-качалки.Усадьба Воронцовых в Андреевском Усадьба Воронцовых в Андреевском - типичный памятник русского зодчества эпохи классицизма. Основные постройки – дворец, церковь, служебные корпуса, парк с прудами, садом, оранжереями – возведены во 2-й пол. XVIII в. Здесь было все, что характерно для дворянского усадебного быта – картинная галерея, богатая библиотека, крепостной театр.
Патриархальное Андреевское – образец усадьбы XVIII в., с мебелью в стиле «барокко», мейссенским фарфором, расшитыми камзолами. Вещи из имения Воронцовых: - Ф.. Альботто (1721-1753 гг.). большой канал в Венеции. Сер. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Итальянский город. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Святое семейство и Иоанн Креститель. XVIII в., холст, масло.
- Екатерина II. XVIII в., гобелен. - Неизвестный художник. Портрет М.И. Воронцова. XVIII в., холст, масло. - Неизвестный художник. Портрет А.Р. Воронцова, 1780-е гг., холст, масло. - Бюро наборного дерева. 3-я четв. XVIII в. - Столик для рукоделия. XIX в., инкрустация. - Столик – «бобик» наборного дерева. 3-я четв. XVIII в. - Неизвестный художник. Портрет Е.Р. Воронцовой. XVIII в., холст, масло.
Усадьба Храповицкого в Муромцево Совсем другое впечатление производит с. Муромцево. Владимир Семёнович Храповицкий в конце XIX – нач. XX в. устроил своё имение в духе средневековой готики: причудливый рыцарский замок, полный роскоши и технических новшеств (одних электрических лампочек насчитывалось в доме 180 штук), парк с множеством ботанических «экзотов», пруд с каскадами фонтанов. «Царское» – так называли имение современники. Оттуда – этот рыцарский доспех, оружие, античные вазы из коллекции, хрустальные фужеры с монограммой владельца. А на старых фотографиях и открытках – и дом, и сад, и театр, и церковь, и дубовая гостиная.
Вещи из имения Храповицких:
- рыцарский доспех XIX в., копия сер. XVI в.
- Фужеры с монограммой В.С. Храповицкого.
- Вазы – урны парный. Металл XIX в.
- Подставки парные. XIX в.
См. Дворцово-парковый ансамбль в селе Муромцево – замок Храповицкого.
Коллекция скульптуры В.С. Храповицкого из имения Муромцево.
Вот парк с пустынными опушками
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нём словно плавает туман,
В нём залы гулкие украшены
Изображением пейзан.
Мне суждено одну тоску нести,
Где дед раскладывал пасьянс
И где влюблялись тётки в юности
И танцевали контреданс…
Н. Гумилев.
А вот более традиционная для дворянского сельского дома гостиная: стол, накрытый к обеду, полосатый диван, французский гобелен на стене, дамское рукоделие на столике, скрипка и мандолина для «младшего музицирования».
Ещё одна, малая гостиная – в стиле «модерн». Художественное решение экспозиции, выразительное и деликатное, с использованием эффекта зеркал и манекенов, рассчитано на литературные и зрительные ассоциации и облекает сложную историческую тему в увлекательную художественную форму.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник:
- Интерьер Успенского собора.
- Дмитриевский собор - уникальный памятник древнерусского зодчества.
- Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах.
- Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».ул. Дворянская, д. 2 (Троицкая церковь).
- «История Владимирского края». Исторический музей. ул. Большая Московская, д. 64
- «Старый Владимир». Водонапорная башня. ул. Козлов Вал
- Экспозиция «Город камен именем Боголюбый». пос. Боголюбово (Свято-Боголюбский монастырь).
- Дом-музей Столетовых. ул. Столетовых, д. 3
- Музей природы. ул. Мира, д. 19
- Культурно-образовательный центр «Палаты» (ул. Б. Московская, д. 58):
--- «Минувших дней очарованье...»
--- Картинная галерея.
--- Комплекс экспозиций «Детский музейный центр».
Музеи Владимирской области.
|
Категория: Музеи | Добавил: Jupiter (27.07.2012)
|
Просмотров: 2853
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ! |
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся
|
|