ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Суббота, 20.04.2024, 19:32
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Музеи » Музеи

Владимирские Палаты. Экспозиция "Минувших дней очарованье..."

"Минувших дней очарованье..."


Культурно-образовательный центр "Палаты"

Адрес: ул. Большая Московская, д. 58

В XVIII – нач. ХХ вв. в России существовал особый тип поселений – дворянская усадьба-дом в сельской местности с хозяйственными постройками и парком. В создании усадебной архитектуры и ее убранства принимали участие известные русские зодчие и художники, а также крепостные мастера.
Во Владимирском крае традиция усадебного быта берет начало в XII в. (загородные резиденции Юрия Долгорукого в Кидекше и Андрея Боголюбского в Боголюбове). В губернии находились поместья Апраксиных, Вяземских, Суворовых, Зубовых, Голицыных, Оболенских, Уваровых и др. Широкую известность получила усадьба графов Воронцовых в Андреевском с большой картинной галереей, библиотекой, крепостным театром. Архитектурой в стиле средневековых замков с роскошными интерьерами, каскадами прудов, парком, включавшим до 150 видов деревьев, выделялось имение Храповицких в Муромцево, близ Судогды.
После Октября 1917 года в результате национализации и разграблений предметы искусства и быта дворянских особняков оказались «распыленными» по музеям разных городов России. Лишь небольшая часть попала во Владимирский музей. Наряду с мемориальными предметами искусства из имений Воронцовых, Храповицких и Зубовых здесь представлены и другие памятники культуры XVIII – нач. ХХ вв.

Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул душе привет бывалой;
Душе блеснул знакомый взор;
И зримо ей минуту стало
Незримое с давнишних пор…

"Минувших дней очарованье..."- этой стихотворной строкой В.А. Жуковского названа экспозиция о культуре владимирской дворянской усадьбы, расположенная на 2-м этаже Присутственных мест, которая охватывает продолжительный временной период, вместивший и «золотой век», и короткое мгновение накануне гибели дворянской усадьбы. Недолгий век расцвета усадебной культуры оставил не только многочисленные материальные следы, но и поэтическую печаль.
Выставка, не претендуя на всесторонний показ дворянского быта, преследует скромную цель: дать представление об отдельных чертах минувшего, запечатленных в красоте предметного мира.

Мир дворянской усадьбы раскрывается в архитектурно-ландшафтных образах. В центре усадьбы – барский дом с флигелями, церковь, возле дома – сад или парк с цветниками и аллеями, прудом и фонтаном, беседками, мостиками, в стороне – хозяйственный комплекс: кухня, амбар, конюшня, скотный двор.
Усадебная архитектура отразила меняющиеся вкусы эпохи.
В XIX в., особенно после реформы 1861 г., старинные родовые поместья приходят в упадок, часто заменяются экономическими усадьбами. В конце столетия некоторые из заброшенных «дворянских гнезд» отстраиваются заново, обретают второе дыхание. Возникают новые усадьбы (имение Храповицких, близ Судогды).
Во Владимирской области известно более 50 сельских дворянских поместий; лишь отдельные из них поддерживаются в состоянии, близким к первоначальному облику.

Титулованные дворянские роды Владимирской губернии

Графы Апраксины;
Князья Вадбольские;
Князья Волконские;
Графы Воронцовы;
Князья Вяземские;
Князья Гагарины;
Князья Голицыны;
Князья Грузинские;
Князья Гундоровы;
Князья Долгоруковы;
Князья Друцкие-Соколинские;
Графы Зубовы;
Графы Ивелиги;
Бароны Кнопы;
Князья Меньшиковы;
Князья Несвицкие;
Князья Оболенские;
Графы Панины;
Князья прозоровские;
Графы Толи;
Графы Толстые;
Графы Уваровы;
Князья Ухтомские;
Князья Хилковы;
Князья Шаховские;
Бароны Шепинги;
Графы Шереметевы;
Князья Ширинские-Шихматовы;
Князья Щербатовы.

Не в роскоши дворянского гнезда,
где сонный сад, и флигель, и фонтаны,
беседка у заросшего пруда,
и барский дом, и слышно фортепьяно –

когда раскрыты окна и когда
вечерний чай, и на закате пряно
благоухают розы, и тумана
клубы рождает близкая вода –

я выросла не там. Что мне усадьбы!
Камин, ковры, фарфор, модерн, ампир…
Таинственный и трогательный мир.
Когда б совсем не знала – и не знать бы.

Но вот: остались вещи, книги, лица…
Как не затосковать и не плениться!
Т. Тимофеева


Тогда тревожно по стенам
Толпой задвигаются тени,
И лица прежних поколений
Начнут выглядывать из рам.
А. Жемчужников


В своём дому любил аристократ
Капризные изгибы и уступы,
Убранный медальонами фасад
С гирляндами колон ненужных купы…
На крыше ваз или амуров ряд,
На воротах — причудливые группы…
А. Толстой

Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно,
Былое счастье и печаль…
А. Фет

Этим чувством проникнута необычная, вовлекающая в сопереживание экспозиция, вся она построена как воспоминания престарелой барыни, сидящей у камина под картиной с символическим названием «Всё в прошлом» (художник В. Максимов).


Из старинных рам смотрят на нас лица в напудренных париках – знаменитая портретная галерея графов Воронцовых в селе Андреевском.

Живое представление об эпохе даёт портретная галерея – часть живописной коллекции из имения Воронцовых. Подобные галереи были распространены в России во второй пол. XVIII в. – они имелись в усадьбах Кусково, Архангельское, Ольгово, Никольском-Урюпино, Остафьево и многих других. Занимаясь обустройством усадьбы, Александр Романович Воронцов распорядился доставить в Андреевское из Москвы и Санкт-Петербурга произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Галерея насчитывала около 200 портретов и была традиционна по составу: родословная русских царей XVII-XVIII вв., а также широкий круг политических и военных деятелей. В этом своеобразном семейном альбоме, развёрнутом по стенам, отразилась идея Энциклопедии, близкая сердцу А.Р. Воронцова, глубоко чтившего идеалы эпохи Просвещения.
Галерея создавалась в 1780-е гг., вероятно, в столице, и решалась авторами как единый комплекс. Значимость отдельного портрета как бы отходила на второй план, главным становилась выразительность целого. Поэтому туда могли входить как произведения высокого художественного уровня, так и повторения с оригиналов известных художников. Несмотря на неоднородный качественный состав, собрание в Андреевском ещё в XIX в. поражало богатейшим набором имён. Некоторые портреты XVIII в. сохранились, возможно, только в этой коллекции, что придаёт ей несомненную ценность.

Барский дом с белыми колоннами и пушками у ворот, гранитные ступени, ажурная ограда, садовые аллеи – из отдельных штрихов складывается целостный волнующий образ. А вот уголок сада: цветущая яблоня, беседка, канарейка в клетке, барышня около кресла-качалки.

Усадьба Воронцовых в Андреевском

Усадьба Воронцовых в Андреевском - типичный памятник русского зодчества эпохи классицизма. Основные постройки – дворец, церковь, служебные корпуса, парк с прудами, садом, оранжереями – возведены во 2-й пол. XVIII в. Здесь было все, что характерно для дворянского усадебного быта – картинная галерея, богатая библиотека, крепостной театр.




Патриархальное Андреевское – образец усадьбы XVIII в., с мебелью в стиле «барокко», мейссенским фарфором, расшитыми камзолами.

Вещи из имения Воронцовых:
- Ф.. Альботто (1721-1753 гг.). большой канал в Венеции. Сер. XVIII в., холст, масло.
- Неизвестный художник. Итальянский город. XVIII в., холст, масло.
- Неизвестный художник. Святое семейство и Иоанн Креститель. XVIII в., холст, масло.
- Екатерина II. XVIII в., гобелен.
- Неизвестный художник. Портрет М.И. Воронцова. XVIII в., холст, масло.
- Неизвестный художник. Портрет А.Р. Воронцова, 1780-е гг., холст, масло.
- Бюро наборного дерева. 3-я четв. XVIII в.
- Столик для рукоделия. XIX в., инкрустация.
- Столик – «бобик» наборного дерева. 3-я четв. XVIII в.
- Неизвестный художник. Портрет Е.Р. Воронцовой. XVIII в., холст, масло.

Усадьба Храповицкого в Муромцево

Совсем другое впечатление производит с. Муромцево. Владимир Семёнович Храповицкий в конце XIX – нач. XX в. устроил своё имение в духе средневековой готики: причудливый рыцарский замок, полный роскоши и технических новшеств (одних электрических лампочек насчитывалось в доме 180 штук), парк с множеством ботанических «экзотов», пруд с каскадами фонтанов. «Царское» – так называли имение современники. Оттуда – этот рыцарский доспех, оружие, античные вазы из коллекции, хрустальные фужеры с монограммой владельца. А на старых фотографиях и открытках – и дом, и сад, и театр, и церковь, и дубовая гостиная.

Вещи из имения Храповицких:
- рыцарский доспех XIX в., копия сер. XVI в.
- Фужеры с монограммой В.С. Храповицкого.
- Вазы – урны парный. Металл XIX в.
- Подставки парные. XIX в.
См. Дворцово-парковый ансамбль в селе Муромцево – замок Храповицкого.
Коллекция скульптуры В.С. Храповицкого из имения Муромцево.

Вот парк с пустынными опушками
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,
В нём словно плавает туман,
В нём залы гулкие украшены
Изображением пейзан.

Мне суждено одну тоску нести,
Где дед раскладывал пасьянс
И где влюблялись тётки в юности
И танцевали контреданс… Н. Гумилев.

А вот более традиционная для дворянского сельского дома гостиная: стол, накрытый к обеду, полосатый диван, французский гобелен на стене, дамское рукоделие на столике, скрипка и мандолина для «младшего музицирования».

Ещё одна, малая гостиная – в стиле «модерн». Художественное решение экспозиции, выразительное и деликатное, с использованием эффекта зеркал и манекенов, рассчитано на литературные и зрительные ассоциации и облекает сложную историческую тему в увлекательную художественную форму.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник:
- Интерьер Успенского собора.
- Дмитриевский собор - уникальный памятник древнерусского зодчества.
- Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах.
- Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».ул. Дворянская, д. 2 (Троицкая церковь).
- «История Владимирского края». Исторический музей. ул. Большая Московская, д. 64
- «Старый Владимир». Водонапорная башня. ул. Козлов Вал
- Экспозиция «Город камен именем Боголюбый». пос. Боголюбово (Свято-Боголюбский монастырь).
- Дом-музей Столетовых. ул. Столетовых, д. 3
- Музей природы. ул. Мира, д. 19
- Культурно-образовательный центр «Палаты» (ул. Б. Московская, д. 58):
--- «Минувших дней очарованье...»
--- Картинная галерея.
--- Комплекс экспозиций «Детский музейный центр».
Музеи Владимирской области.
Категория: Музеи | Добавил: Jupiter (27.07.2012)
Просмотров: 2853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz