ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Четверг, 25.04.2024, 19:23
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Упразднённые монастыри Суздаля
Упразднённые монастыри Суздаля

Борисоглебский монастырь
Борисоглебская церковь Суздаля
Когда-то в древности на месте Борисоглебской церкви существовал монастырь в честь князей Бориса и Глеба. Когда и кем был основан монастырь, неизвестно.
Из документов узнаем, что в XVI веке он был вотчиной суздальского архиерейского дома. Так, из грамоты Ивана IV Грозного 1578 года суздальскому епископу Варлааму видно, что царь пожаловал «с его вотчины, что в Суздале на посаде монастырь Борис и Глеб, да слобода Борисова сторона... никаких казенных пошлин не брать».
Церковь святых князей Бориса и Глеба в Суздале
Другое историческое свидетельство о монастыре относится к XVII веку. Это надпись на евангелии, хранившемся в церкви: «Лета 7171 (1663 г.) июня 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовой монастырь в церковь... Бориса и Глеба преосвященный Филарет архиепископ Смоленский, по своих родителях». Монастырь был закрыт в 1764 году.
Борисоглебская церковь. Современный вид.
Борисоглебская церковь находится на горе к северо-западу от Преображенской. Красное здание с белыми наличниками и колокольня с высоким шпилем красиво венчают здания прилегающих к ней улиц.
Время строительства ныне существующей церкви неизвестно. Судя по характеру ее архитектуры, она может быть отнесена к концу XVII века, кроме колокольни, которая пристроена не ранее второй половины XVIII века. Видимо, с ликвидацией монастыря, Борисоглебская церковь была переименована в Источниковскую, а в честь Бориса и Глеба оставлен маленький придел.
Архитектурный тип здания — восьмигранник, поставленный на четверик, завершенный барабаном, с главой в виде удлиненного шлема. С западной стороны примыкает просторное помещение так называемой трапезы, перекрытое Коробовым сводом, на котором сохранились небольшие фрагменты живописи XVIII века.
К трапезе пристроена высокая четырехгранная колокольня. Верхний ее ярус имеет декоративную обработку барочными элементами. Так, угловые колонны поставлены на карниз, с кронштейнами, напоминающими завитки спиралей, выразить которые более рельефно, как видно, мастера не смогли. Также неудачными получились и обрамления декоров пролетов и круглого окна. Зато очень хорошо сделаны наличники.
Никольская церковь (при сохранившейся Борисоглебской (Источниковой)), 1718 г. — снесена в 1936-1937 гг.

Введенский женский монастырь
При въезде в Суздаль от Владимира за обелисками заставы открывается вид на Знаменскую и Ризоположенскую церкви со стоящей между ними колокольней красного цвета. Церкви расположены на крутом берегу бывшей речки Мжары, на месте которой сейчас овраг с протекающим по нему ручьём, почти полностью пересыхающим летом. С горы на восток открывается вид на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали, принадлежавшую в XII веке владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке). На широком плато расположено множество курганов с погребениями XII—XIII вв. Это древнее кладбище суздальцев.
На месте этих церквей в древности находился женский Введенский монастырь, пожженный и разграбленный Батыем в 1238 году. Согласно описи города, в 1617 году здесь находились две деревянные церкви в честь Введения и Рождества Христова, обе закрытые: «стоят без пения».
Знаменская церковь
В конце XVII века на это место была перенесена из города деревянная Знаменская церковь, а в 1749 году построена каменная.
В 1777 году на средства купцов Зубковых построена зимняя церковь в честь Ризоположения. В это время сооружена и колокольня. Знаменская летняя церковь представляет тип суздальских церковных зданий. Это куб с декоративными наличниками, покрытый на четыре ската и завершенный одной главой. Внутреннее помещение перекрыто сомкнутым сводом. Зимняя Ризположенская церковь — простой архитектурный тип низеньких теплых храмов, покрытых на два ската, с одной декоративной главкой.
Ризоположенская церковь
В 1777 году на средства купцов Зубковых построена зимняя церковь в честь Ризоположения. В это время сооружена и колокольня. Зимняя Ризположенская церковь — простой архитектурный тип низеньких теплых храмов, покрытых на два ската, с одной декоративной главкой.

Дмитриевский Печерский монастырь
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь.
Летописные источники упоминают монастырь Димитрия в Суздале под 1096 годом.
В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.
В 1238 году полчища татаро-монголов сожгли монастырь. Однако в XVI веке монастырь снова существовал. Так, в 1551 году московский митрополит Макарий пожаловал Димитриевскому монастырю в Суздале деревню Мжары, расположенную около монастыря.
В 1690 году митрополит Суздальский Иларион вместо обветшалой церкви поставил новую, также деревянную Димитриевскую, «весьма огромну, высокую и превосходную, обнес монастырь оградой с башенками и воротами».
В период реформы Екатерины II, в 1764 году, монастырь был закрыт, а церковь Димитрия обращена в приходскую. Деревянная церковь простояла до 1773 года и была разобрана за ветхостью. Вместо нее построена каменная церковь с колокольней. Она просуществовала до 1930 года и была разобрана.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века.
До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Церковь Димитрия Солунского
Козмодамианский монастырь
Если остановиться на большом городском мосту через реку Каменку и посмотреть вдоль течения, то перед нами откроется исключительный по красоте вид на Козмодамианскую церковь. Белая церковка с хорошо вкомпонованной в ее массив небольшой шатровой колокольней, живописно отражается в воде через проталины тины, осоки и кувшинок. Седые ивы, склонившиеся с правого берега, обрамляют этот уголок естественной рамой. Не было такого художника в Суздале, который прошел бы мимо чуда, созданного природой и человеком.
Горка, на которой расположился памятник, с древнейших времен носила название Яруновой. Согласно преданьям старины глубокой, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы.
Всеволод III Большое Гнездо сосредоточивает своё внимание не только на Владимире. В 1194 году по его повелению была обновлена обветшавшая дубовая ограда Суздальского Кремля. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения, заменяется новым рубленым городом. В 1196 году производится большой ремонт соборного здания (Успенский собор Суздаля).
Город Суздаль продолжает расти стихийно. Значительно расширяется выросший еще при Юрии торговый посад с восточной стороны, между кремлевским валом и речкой Гремячкой.
При впадении Гремячки в Каменку на месте низвергнутого языческого идола Яруна строится Козмодамианский монастырь.
На большой ярославской дороге за посадом в 1207 году основывается Ризположенский девичий монастырь.
С юго-восточной стороны кремля, при впадении реки Мжары в Каменку, на широком плато раскинулась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке.
В нем доживал свои последние годы крупнейший строитель владимирских и суздальских храмов, друг великого князя Всеволода III Большое Гнездо, епископ Иоанн. Скорее всего, что организация этого монастыря, так же как и Ризположенского, принадлежит ему.

Троицкий монастырь
С северной стороны Ризоположенского монастыря расположился древний Троицкий монастырь, который в 1764 году был упразднен и приписан к Ризположенскому. В Троицком монастыре находилась одна из лучших церквей города — Троицкая (XVII в.), которая до наших дней не сохранилась. От этого монастыря остались лишь восточные ворота, находящиеся сейчас в восточных стенах. Ворота представляют собой куб с одним пролетом, с изразцовым карнизом, на котором поставлены два восьмигранника с главкой, покрытой лемехом и позолоченным крестом. Ворота восстановлены по проекту архитектора О.Г. Гусевой.
В середине XVIII века ограда монастыря была каменной только с восточной стороны, на что указывает «Ведомость коллегии экономии» 1739—1741 гг. Остальная часть ограды была деревянная и лишь в западной стороне стояли небольшие декоративные каменные башенки с шатровым верхом, покрытым зеленой поливной черепицей. Башенки сохранились и до настоящего времени, но без черепичного покрытия.

Борисоглебский монастырь в Кидекше
Князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города.
В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»).
На возвышенном месте мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма.
Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры.
В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной. О наружных украшениях храма в настоящее время трудно судить. Снаружи видны только зачатки аркатурного пояса, выложенного из фигурного кирпича, а также ряд поребриков, углами выступающих над поверхностью стен. Сохранились также фрагменты фриза из завес с изображениями на них (в центральной апсиде) символа Пресвятой Богородицы – семисвечника, а еще остатки композиций «Отречение Петра», «Три отрока в пещи огненной» и «Успение Богоматери».
С XIV века (1399 г.) здесь существовал небольшой мужской монастырь, который зачахнет, с XVIII века здания будут за сельским приходом.

Борисоглебский-Стефановский на Кидекше или или Кидокоцкий мужской монастырь — Владимирской губ., Суздальского уезда, в 4 вер. от Суздаля, при р. Нерли. Основан в 1151 г.
В XVII столетии был приписан к Печерскому Нижегородскому монастырю.
С XVIII века здания принадлежат сельскому приходу.
На каменной колокольне Борисоглебской церкви находится древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний».
Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.
Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 г.
Вклад Ивана Грозного в Печерский Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписал Борисоглебский монастырь. «Лета 7060 3 марта сделан бысть колокол при царе государе великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при Макарье митрополите. Царь дал колокол в дом в Вознесению Господа нашего в Печерский монастырь архимандрите Иоакиме в Новьгород в Нижнем».

Троицкий-Липицкий-Пустынный-Нерлинский мужской монастырь
"Ныне село Троица-Берег, Владимирской губернии, Суздальского уезда, в 3 верстах к северо-востоку от Суздаля, при р. Нерли. Упоминается в 1615 г., когда в нём был чёрный поп Герасим. В XVIII в. служил подворьем Спасо-Евфимиеву монастыря и имел тогда прекрасную камен. церковь св. Троицы и другую св. Георгия; около церкви находились келии. Упразднён в 1764 г.".
Успенская-Золотниковская или Золотоношская-Березовского Борку, мужская пустынь
"Заштатная (с 1764 г.), Владимирской губернии, Суздальского уезда, в 34 верстах к северу от Суздаля по почтовой дороге в Шую, при рч. Золотоструйке. Основана в первой четверти XVII ст. иноком старцем Ионою Головцыным, который в 1624 г. был утверждён в сане игумена. В 1663 г. здесь пострижен в иночество некий Михаил с именем Митрофана, бывший впоследствии епископом Воронежским, мощи коего ныне почивают в гор. Воронеже. В пустыне находится явленная и чудотв. икона Казанския Божией Матери".


Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (05.06.2012)
Просмотров: 2324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz