ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 19.04.2024, 08:15
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Свято-Введенский Островной монастырь

Вятское озеро

Вятского (Введенское) озеро находится по прямой в 4-х км. от города Покрова, Петушинского района Владимирской области.
«Озеро Вятское находится разстояниемъ отъ Губернскаго города Владимира въ 82 верстахъ, а отъ г. Покрова въ 4 вер. Подъ этимъ островомъ земли, какъ видно изъ плана начертаннаго въ 1776 году Июня 18-го дня 1560 квадратныхъ саженъ, подъ озеромъ 35 десятинъ 684 квадр. саженъ, а всего 35 десятинъ и 2244 квадр. сажени. Прежде оно было внутри дачи окружной волости Вятскоии, ведомства Переславскаго уезда Залесскаго Борисоглебскаго стана, отъ коей и получило название – озера Вятскаго».

Свято-Введенская Островная пустынь


Свято-Введенский Островной монастырь

Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — в 1708—1918 гг. мужской монастырь, с 1993 г. — женский монастырь.
Подворье Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви.
Расположен монастырь на острове посреди Вятского (Введенского) озера.

Монастырь основан в самом кон. XVII в. иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу́стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

Церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы

«Старцы Сергий и Тимофей соревнуя благочестивому рвению ихъ, решились просить Государя-Царя о позволении построить имъ на Вятскомъ острове церковь во имя Введения во храмъ Пресв. Богородицы». На что в декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), следующего содержания: «Лета 1708, Декабря въ 4-й день, Великому Государю-Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великия и малыя и Белыя России Самодержцу били челомъ, а Пресвященному Стефану Митрополиту Рязанскому и Муромскому, межъ Патриаршества, Переславскаго уезда Залескаго Борисоглебскаго стана, Патриаршаго домоваго Покровскаго села, что бывала Антониева пустыня, монахи Сергий да Тимофей съ братиею подали челобитную, а въ челобитной ихъ написано: въ Переславскомъ де уезде, Залесскаго на Вятском озере, на острову, обещались они построить вновь церковь деревянную во имя введения во храмъ Пресвятыя Богородицы и, Великий Государь пожаловалъ бы ихъ, велелъ о томъ строении дать имъ указъ, и по указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и Белыя России Самодержца, Пресвященный Стефанъ Митрополитъ Рязанский и Муромский вышеписанныхъ монаховъ благословилъ, велелъ имъ въ Переславскомъ уезде Залесскаго на Вятскомъ озере, на острову, построить вновь церковь во имя введения во храмъ Пресвятыя Богородицы, а верхъ на той церкви делать противъ прочихъ деревянныхъ церквей, а не шатровъ, а олтарь круглый, а въ церкви въ алтарной стене царския двери были бъ посреди, а по правую ихъ сторону – южныя; въ начале поставить образъ Всемилостиваго Спаса, а после Спасова образа поставить образъ настоящаго того святаго храма, а по левую сторону Царскихъ дверей межъ северныхъ. Въ начале поставить образъ Пресвятыя Богородицы и иные образы по чину; а какъ та церковь построена и къ освящению изготовлена будетъ, объ освящении тоя церкви и о антиминсе и кому святить, бить челомъ впредь. А для антиминса быть къ Москве попу, или диакону, а не простолюдину».
Старцы Сергий и Тимофей получив грамоту, немедленно приступили с братией к делу. Храм был построен из срубленного леса в центре острова, на очищенном от леса месте «украсивъ ее приличнымъ храму Божию благолепиемъ».
14 января 1710 г. храм был освящён приехавшим из Москвы Иеромонахом Иоанникием, по благословенной грамоте того же Митрополита Рязанского Стефана, данной вследствие вторичной просьбы монаха Сергия.
Вскоре после этого основатель этой пустыни Сергий был посвящен в Иеромонаха и наименован её настоятелем.
Из имеющихся в церковном Архиве бумаг видно: «Церковь Божия деревянная, съ трапезою, клетчатая, олтарь круглый, на церкви срубленъ осмерикъ, а поверхъ шестерикъ крытый тесомъ, глава и шея обшиты чешуею деревянною, на главе крестъ деревянный опаенъ жестью».


Купальня

Прежнюю островную часовню, поставленную при первоначальном поселении Сергия и Тимофея, перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пустыни к часовне совершался Крестный ход.

Наставничество Сергия длилось недолго — в 1713 г. он «почил в Бозе» и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.

Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни: «Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя … отданы по разряду … рыбные ловли Антониевы пустыни … озеро Вяцкое … и большое озеро Беленское … из него проток в Шитское озеро … озеро Ланковское … для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги».


Свято-Введенский собор

Свято-Введенский собор (слева), Церковь Св. Николая Чудотворца (справа)

Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богословскую Пустынь, предварительно продав за 17 руб. храм в домовое Синодальное село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол в 1 пуд и 22 фунта был продан за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Абросиеву. Часовня была присвоена попом села Покровского Григорием Фадеевым. Нектарий забрал с собой из Введенской пустыни утварь, книги, хлеб, скот и монастырские припасы. В пу́стыни осталось 14 монахов. Так Введенская пустынь, устроенная усердием старцами Сергием и Тимофеем, была приведена в совершенное разрушение Иеромонахом Нектарием.
Оставшаяся в Введенской пустыни братия претерпевала ужасные недостатки и голод «наконецъ монахи Лаврентий и Тимофей прибегли къ правосудию Св. Правительствующаго Синода: въ поданной оному, 1729 года, жалобе они изъяснили все несправедливости бывшаго своего Строителя Нектария, уничтожившаго пустыню, учрежденную по повелению Государя Императора Петра I-го и убедительно просили о приведении пустыни въ первобытное состояние, о возвращении церкви, церковной утвари и прочаго, равно и объ определении къ нимъ Строителемъ Иеромонаха Александра, который былъ Строителемъ же Владимирскаго уезда въ Синодальномъ Любецкомъ монастыре.

Церковь Св. Николая Чудотворца


Церковь Св. Николая Чудотворца

Синод по вытребовании от Московской Духовной Декастерии на эту жалобу ответа, резолюцией своей определил: «Островецкой пустыни, ежели совершенно къ пропитанию имеющееся братство можетъ быть довольно изъ приписки Богословской пустыни, по силе состоявшегося 727 года, Февраля 6 дня указа, освободить и быть на прежнемъ основании, и взятую церковь и церковную утварь и книги и хлебъ и скотъ и прочее все по прежней описи изъ оной Богословской пустыни, а церковь изъ села Покровскаго возвратить въ ту островецкую пустынь неотложно, и требуемому ихъ прошениемъ Иеромонаху Александру быть въ оной Островецкой пустыне «Строителем»». Указ этот оставался без всякого исполнения, только на место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря.
В 1735 году по поступлении на место настоятельской должности монаха Лаврентия, братия уполномочила его ходатайствовать о возврате принадлежащей пустыни по решению Синода. Тут начинается длительный процесс, результатом которого стало возвращение всех потерь пустыни (в том числе возврат колокола) и покупка церкви за 25 руб. у попа С. Покровскаго.
Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-1754 гг. В 1752 году был определен настоятелем Игумен Иосиф. В 1758 году, как видно из бумаг архива, управлял пустыней Иеромонах Алимпий, а на его место поступил приехавший из монастыря Афонской горы в 1760 году Иеромонах Клеопа.
С 1760 по 1778 г. обителью управлял старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.

Старец Клеопа Покровский – подвижник благочестия XVIII века

Старец Клеопа Покровский, родившийся (предположительно) в 1714 г., принадлежал к плеяде учеников и сподвижников преп. Паисия Величковского, благодаря деятельности которых произошел известный расцвет монашества в России в XIX в. Первоисточники, повествующие о жизни преп. Клеопы немногочисленны, что связано как с историческими причинами, так и с духовным обликом самого старца - его смиренным стремлением избегать человеческой славы. Это - краткое его жизнеописание, написанное преп. Макарием Оптинским, в предисловии к житию преп. Паисия Величковского и устное повествование о старце Клеопе, одного из его ближайших учеников – архим. Феофана Кирило-Новоезерского, записанное сестрами Воскресенского Горицкого монастыря (В тексте Жития свт. Игнатия Брянчанинова читаем о том, что архимандрит Феофан был «известен своей святой жизнью»).
Монашество преп. Старца Клеопы началось в Молдо-Валахии. Однако значительную часть своей монашеской жизни он провел в монастырях Афона. Здесь, по словам преп. Макария Оптинского, он входит «в близкое духовное общение» с преп. Паисием Величковским и становится одним из его близких учеников и сподвижников.

Впоследствии преп. старец Клеопа перемещается на территорию Российской Империи и в 1760 г. становится настоятелем Введенской Островской пустыни, будучи избранным самой братией. Причина тому - высокая духовная жизнь этого подвижника.

Главным принципом духовной жизни преп. Паисия Величковского и его сподвижников было неуклонное следование учению Св. Отцов. Именно этим было обусловлена та духовная высота старца Клеопы, которой он достиг к этому времени. «Руководствующийся писаниями Св. Отцов имеет без всякого сомнения руководителем Святого Духа» - писал свт. Игнатий Бренчанинов. Как же осуществлялось святоотеческая традиция в жизни ст. Клеопы и в руководстве им братии монастыря?
Ст. Клеопа вводит в жизнь Введенской пустыни устав, разработанный им на основе уставов монастырей Афона. По принципам афонских уставов была организована вся бытовая, хозяйственная и литургическая жизнь обители. Было учреждено полное общежитие; по образцам Афонских монастырей, был введен «устав церковный, трапезный, келейный и должностной». Большую часть времени монахи проводили в храмовой молитве во время совершения длительных богослужений (всенощное бдение, например, длилось около 7 часов и совершалось ночью), треб и обширного общего правила, включавшего по 350 поклонов утром и вечером. (Богослужебный устав, введенный о. Клеопой, приводится в приложении к книге В. Добронравова). При таком распорядке дня монахам практически не оставалось времени для совершения каких-либо значительных хозяйственных дел. Молитва, по учению Св. Отцов – основное делание монаха. Давая своей братии строгие аскетические и молитвенные правила, старец и сам неуклонно соблюдал все уставные требования, подавая личный пример братии.
По словам архимандрита Феофана, о. Клеопа вел жизнь «прежестокую». Придавая важное значение аскетическим подвигам: посту, бдению, поклонам, молитвенным стояниям, он так же, как и другие Св. Отцы, не считал их самоцелью. Самым главным для него было соблюдение евангельских заповедей как во внешней, так и во внутренней жизни. Стяжание смирения, кротости, трезвения, любви - всех евангельских добродетелей - вот что стояло во главе угла его аскетической системы.
До нас дошло следующее замечательное изречение старца Клеопы: «В голову камень класть, поститься, на голой земле спать, - это пустое. Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29), сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал...». Таково святоотеческое учение. «Мало, к сожалению, в нынешнем веке таких подвижников, кои бы угощали странников, с любовию ходили бы за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы» (преп. Амвросий Оптинский). «Дадим всю должную цену телесным подвигам, как орудиям, необходимым для стяжания добродетелей, и остережемся признать эти орудия добродетелями, чтоб не впасть в самообольщение и не лишиться духовного преуспеяния по причине ложного понятия о христианской деятельности» (свт. Игнатий Брянчанинов).
В тех немногих сведениях об о. Клеопе, которые дошли до нас, мы видим то, как воплощалось Святое Евангелие в его жизни. Мы видим его удивительную кротость и незлобие по отношению к врагам. Как-то раз, избитый солдатом по дороге в свою пустынь, он уговорил офицера не наказывать подчиненного, считая виноватым не солдата, а себя, который перед этим «потщеславился», и поэтому наказан был Богом. Так этот подвижник видел в скорбях, случавшихся с ним, всеблагой Промысел Божий и был незлобив по отношению к тем, кто приносил ему эти скорби. В основании любви к врагам о. Клеопы лежала глубокая вера. До нас дошло замечательное по своей мудрости и краткости высказывание о. Клеопы о том, каким должно быть отношение человека к окружающим его лицам, в том числе и к тем, через которых по Промыслу Божию приходят к нам скорби. В наставлениях архимандрита Феофана находим следующее: «О. Клеопа говаривал: “Мысль одну надобно иметь, что я только один на земле да Бог, никого больше не воображать. Не с кем ссориться, когда один я на земли. Были такие, которые это и исполнили”».
Милость подвижника изливалась на всякого человека. Несмотря на всю неопределенность финансового положения обители, каждый паломник, посещавший Введенскую пустынь, согласно введенному о. Клеопой уставу, имел возможность безвозмездно жить и питаться в обители в течение трех дней. Дух нестяжания, усвоенный им в афонском братстве, о. Клеопа проявлял и при управлении Введенской пустынью. Не раз предлагали ему благотворители и новые угодья, и планы новых монастырских построек, и деньги на это. Но мудрый подвижник отказывался от осуществления «грандиозных планов», понимая, что их реализация, неразлучно сопряженная со множеством хлопот и «развлечением», может отрицательно сказаться на братстве. Он понимал, что главным занятием монаха должна быть молитва. До нас дошли сведения лишь о его стараниях о внутреннем благоустройстве обители, о благолепном храмовом устроении, но и в этом настоятель «ограничивался необходимым».
Старца характеризовало глубокое смирение. Как лютой заразы опасался он страсти тщеславия и, как многие святые подвижники, стремился всячески бегать от славы людской. Архимандрит Феофан рассказывал о том, как он отказался ехать в роскошной карете князя Потемкина, скрылся от всех, будучи приглашенным ко двору императрицы. Старец искренне считал себя грешником. Об этом говорят тексты писем старца к братии и к владыке Геннадию и его слёзная искренняя молитва о своих грехах. Считая свое духовное руководство братией недостаточным, он смиренно благословлял их ехать в Молдавию и на Афон, учиться иноческим добродетелям у более искусных отцов. Как тяжкое иго воспринимал о. Клеопа наложенные на него настоятельские обязанности.
С Афонской горы и из монастырей Молдавии о. Клеопа принес в жизнь своего монастыря то новое, что составляет сущность, сердце иноческого подвига. То, без чего по учению Святых Отцов, не достижима главная его цель - стяжание благодатного бесстрастия - умную Иисусову молитву. Это великое искусство, усвоенное преподобным Паисием Величковским из святоотеческого предания, и возрожденное им на практике, стало достоянием о. Клеопы в годы его пребывания на Афоне, а впоследствии его учеников во Введенской пустыни. По словам архимандрита Феофана, игумена Кирилло-Новоезерского, о. Клеопа творил непрестанную молитву («всегда в молитве был»). Как «духовного делателя и хранителя умного трезвения» охарактеризовал его преп. Макарий Оптинский. Внутреннему деланию - трезвению и непрестанной молитве обучал о. Клеопа и своих учеников.
Имел ст. Клеопа и особый благодатный дар слезной молитвы, благодатного плача о своих грехах. По словам архимандрита Феофана, о. Клеопа «всегда плакал». По словам свт. Игнатия Брянчанинова, непрестанный плач о своих грехах, согласно учению Св. Отцов, «признается верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще во время пребывания своего на земле».

Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 г. — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем.
При Клеопе, в 1768 г., пустынь посетил академик П.С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись: Недалеко от Покрова … протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете.

Отец Клеопа проводил жизнь по правилам Святых Отцов, т. е. вел тот образ жизни, который, согласно святоотеческому преданию, обязательно увенчивается для монаха стяжанием благодати. По словам архимандрита Феофана, о. Клеопой. был «исполнен благодати Божией». Его подвиги были увенчаны благодатными дарами - даром прозорливости и даром исцелений, проявившимися уже после его смерти. Как-то раз, уединившись в лесной непроходимой чаще с двумя своими учениками, о. Клеопа проводил время в посте и молитве. Запасы еды подходили к концу, ученики испрашивали его благословения оставить уединение и отлучиться в ближайшие селения за подаянием. Понимая важность для иноков уединенной нерассеянной молитвы, и предвидя будущее, о. Клеопа предложил начинающим уже ослабевать в подвиге ученикам потерпеть еще немного, обещая, что помощь прибудет. Через несколько дней к их келлии подъехала повозка, запряженная парой лошадей, на которой неизвестный мужчина, к их радости, привез все необходимое... Но только потом сообразили братья, что через чащу, в которой они уединились для молитвы, на повозках проехать невозможно.
Известно, что о. Клеопа предсказал своему архиерею - епископу Сильвестру Переяславскому его дальнейший жизненный путь. Предсказал о. Клеопа задолго до своей кончины и день своей смерти, а своему ученику о. Игнатию, жившему в то время во Флорищевой пустыни, - то, что он станет после него его преемником в настоятельстве над Введенским монастырем и архимандритом. Пророчества эти с точностью исполнились. По словам профессора МДА Н.И. Субботина, знакомившегося с неизданными записями бесед архимандрита Феофана с горицкими сестрами, в них содержится «немало примеров его (ст. Клеопы) прозорливости». Благодатность старца была связана, по мнению архимандрита Феофана, с тем, что старец с юных лет хранил нерастленным свое целомудрие.
Нельзя не обратить внимание на то, какое сильное впечатление производил о. Клеопа на окружающих. Весьма примечательно мнение о нем владыки Сильвестра, епископа Переяславского, высказанное в беседе со знаменитым князем Г.А. Потемкиным Таврическим. Когда светлейший князь заметил в разговоре с владыкой Сильвестром, что в России нет таких старцев и подвижников, как в Молдавии (имелся в виду преп. Паисий Величковский и его братия), владыка возразил, указав на о. Клеопу. Побеседовав с о. Клеопой, светлейший князь согласился с мнением владыки и тут же решил представить старца Государыне Императрице, но смиренный о. Клеопа, узнав об этом, избегая славы человеческой, внезапно исчез из поля зрения. Архимандрит Феофан Новоезерский ставил о. Клеопу в один ряд с преп. Паисием Величковским и называл его вместе со свт. Тихоном Задонским и преп. Феодором Санаксарским, «великими старцами» и «чудотворцами», говорил, что о. Клеопа «подлинно святой жизни был» (Под руководством преп. Феодора о. Феофан прожил около трех лет, столько же - под руководством о. Клеопы, свт. Тихона Задонского знал лично.).
О благодатном влиянии старца на мирян того времени нам конкретно известно весьма немного. Старец был известен в Москве, (пустынь располагалась в 80 верстах от нее). Многие москвичи увидели в нем истинного монаха и истинного христианина, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов москвичей. Небезинтересно то, что в это время семейство князей Прозоровских было постоянно связано с жизнью Введенской Островской пустыни, до которой от их имения была проложена специальная дорога. Спустя 14 лет после смерти старца А.А. Прозоровский, известный как человек строго-традиционного Православия, осуществил весьма значимое для истории России раскрытие и разгром масонского заговора во главе с Николаем Новиковым.

Весьма характеризует облик о. Клеопы духовный облик его учеников. Отец Игнатий перешел во Введенскую пустынь, будучи уже в сане иеродиакона, от преп. Феодора (Ушакова) из Санаксарской обители, славившейся на всю Россию строгостью устава, и здесь в лице о. Клеопы обрел истинного наставника. В 1781 г. о. Игнатий был назначен строителем Пешношского монастыря, затем - архимандритом Тихвинского монастыря; в той и другой обители он ввел устав по образцу устава Введенской Островской пустыни; позже он становится архимандритом московского Симонова монастыря. По словам преподобного Макария Оптинского, «везде был он для братии примером добродетельного жития, а наипаче смирения, нищеты и нестяжания, шелковых одежд со вступления в монашество не носил, к нищим был милостив, к несчастным сострадателен, к братиям исполнен любви и благодетелен».
Феодор Соколов, упомянутый выше архимандрит Феофан Кирилло-Новоезерский отправляется в Санаксарскую пустынь к преподобному Феодору Санаксарскому, где условия еще более трудные, а молитвы продолжительнее, чем в Сарове. Оттуда, после отъезда на Соловки преподобного Феодора Санаксарского, он приходит к о. Клеопе на остров во Введенскую пустынь, становится его учеником. Затем в Молдавии он принимает постриг, а далее следуют монастыри Санкт-Петербургской и Новгородской епархий. Отец Феофан, так же, как и другие его сподвижники по Введенской пустыни, хранит традиции ст. Клеопы, преп. Паисия, Афонской горы. Будучи игуменом Кирилло-Новоезерского монастыря, он вводит в нем Афонский устав. Архимандрит Феофан известен нам и как знаток искусства умной Иисусовой молитвы, и именно поэтому он был приглашен для участия в редактировании и издании Добротолюбия. О нем, как о «муже праведном» писал свт. Игнатий Брянчанинов. С о. Феофаном посчастливилось общаться молодому святителю Игнатию (тогда еще послушнику Димитрию).
Отец Макарий (послушник Матфей Брюшков) пришел вместе с Феодором Соколовым во Введенскую пустынь из Санаксарской обители, впоследствии он становится настоятелем Пешношского монастыря. «Неутомимый и многосведующий в делах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах духовной жизни. Вид его казался строгим, но душа его была полна любви отеческой: не имел он никакой собственности, а все делил с братиею; всех принимал с благоприветливостью; и его сердечная простота, сопряженная с духовной мудростию, невольно привлекала к нему общее уважение. Московский Митрополит Платон часто представлял его в пример Настоятелям других обителей...» - так писал о нем преп. Макарий, ст. Оптинский. По образу Пешношского монастыря устроялись и пополняли свой состав пешношскими иноками многие российские монастыри и пустыни: Кирилло-Новоезерская, Давидова, Берлюковская, Екатерининская, Медведева, Кривоезерская, Голутвинский монастырь, Сретенский монастырь в Москве и, наконец, Оптина пустынь. Сподвижником и послушником о. Макария был о. Аврамий, впоследствии настоятель этой прославленной обители. По благословению и под руководством о. Макария была в начале ХIХ в. восстановлена и благоустроена о. Авраамием Оптина пустынь, ставшая сердцем старчества ХIХ в.
Послушнический искус под руководством старца Клеопы прошел и знаменитый преп. Василиск Сибирский, от него же он получил благословение идти в пустыню. Так тянулись таинственные духовные связующие нити от преподобного Паисия Величковского через о. Клеопу к его ученикам, а от них к преподобным ХIX в. - к Оптинским старцам и святителю Игнатию (Брянчанинову), к преп. Василиску Сибирскому и его ученику - преп. Зосиме Верховскому.


Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
После кончины старца в 1778 г. место его погребения стало особо почитаться со стороны насельников обители и благочестивых паломников. «По рассказам, на могиле Клеопы совершались нередко исцеления от разных болезней» - писал игумен Введенской Островской пустыни Сергий. По свидетельству Н.С. Стромилова, известного церковного писателя и краеведа, «повествуют, что по кончине Клеопы являлись особенныя знамения, исцеления по молитве пред Господом сего подвижника».
В течение долгих лет могила старца свято чтилась жителями г. Покрова и окрестных селений. В дореволюционные годы у места захоронения горела неугасимая лампада, в советские года богомольцы стремились попасть на остров, на котором располагалась пустынь, прорываясь через кардоны (в то время там была устроена колония для несовершеннолетних). Священноисповедник Афанасий Сахаров, епископ Ковровский (викарий Владимирский и Суздальский), известный литургист, внес имя старца Клеопы в список местночтимых Владимирских святых, к которым он обращался в своих молитвах, возносимых им в своем переносном Храме. В традиции Русской Православной Церкви было принято причисление к лику местночтимых святых посредством епископского благословения.
Благодатная помощь старца ощущается и по сей день после совершения панихид у его останков, находящихся теперь в действующем женском монастыре (Введенской Островской пустыни) и молитв обращенных к нему.

Клеопа собрал бедную, скитавшуюся по миру братию, построил для них деревянные кельи и при помощи доброхотных дателей соорудил три каменных церкви.
Первая Соборная каменная церковь во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, «на 9 саж. въ длину и на 7 въ ширину, одноэтажная, построена иждивениемъ купца Ситникова и освящена Преосвященнымъ Феофилактомъ, Епископомъ Переславскимъ и Дмитровскимъ. Въ 1785 году церковь эта внутри украшена стеннымъ писаниемъ».
Вторая церковь во имя Св. Чудотворца Николая. Была освящена в 1781 году Преосвященным Феофилактом.
Третья церковь Св. Архангелов Михаила и Гавриила придельная к церкви Николая Чудотворца. Была освящена Преосвященным Антонием Переславским и Дмитровским.
«Въ сихъ церквахъ много иконъ Греческаго письма, богато украшенныхъ серебряными, вызолоченными чеканными ризами и венцами осыпанными разными драгоценными камнями; кипарисная дска съ 70 вложенными въ нее частями св. мощей и отлично украшенная резьбою гробница для плащаницы, вызолоченная по полименту червоннымъ золотомъ, устроенная заботливостию бывшаго въ последствии настоятеля Спиридона. На плащанице Спаситель изображенъ на беломъ атласе, венецъ вышитъ по бархату золотомъ и вынизанъ крупнымъ жемчугомъ. Ризница вообще очень богатая; особенно отличается отъ прочихъ драгоценностию своею одна риза золотой парчи съ цветами, на ней въ оплечьи вышитъ по серебряной земле, золотомъ, Христосъ Спаситель, изгнавший беса изъ дщери жены, на слова: и пси подъ трапезою ядятъ отъ крупицъ детей; на левомъ раме также Христосъ Спаситель съ Самаряниной. Оплечье и по подолу обложено серебрянымъ позументомъ».
Святыней монастыря была икона Введения Божией Матери, заступничеством которой в 1863 году жители г. Покрова чудесно избавились от холеры.
Колокольня каменная довольно высокая, на ней 9 колоколов, из них больший по весу 212 пуд. К колокольне были пристроены настоятельские кельи и напротив окон на восточной стороне маленький сад. Общая трапеза для монашествующих каменная, над ней деревянные казначейские кельи, из которых чудесный вид на озеро, окруженное со всех сторон густым лесом. К этому зданию на севере примыкали каменные кельи иноков.

Пустынь эту издревле любили живущие по соседству дворяне и часто бывали в ней для поклонения образу Пресв. Богородицы, а многие из них даже пожелали были похоронены в этом монастыре. В трапезе Соборной церкви было погребено тело скончавшейся в 1772 году Княгини Анны Борисовны Прозоровской, дочери Князя Бориса Алексеевича Голицына; напротив алтаря погребены тела Князей Ивана и Петра Прозоровских, Княгини Варвары ивановны Несвицкой, Артиллерии Майора Князя Александра Николаевича Несвицкого, умершего в 1802 году, Генерал-Майора Петра Сергеевича Телегина, умершего в 1805 году; а на «полуденной стороне» алтаря вставлена доска означающая, что против этого места покоится прах почтенного Строителя пустыни Клеопы, скончавшегося в 1778 году.

За озером, на востоке, на самом берегу был выстроен просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающиъ богомольцев, где жили постоянно два послушника. Где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более,— и так же бесплатно оставаться в обители.
«Прежде, до устройства чрезъ озеро къ монастырю деревяннаго моста, когда посетители приедутъ и объявятъ, что имеютъ намерение быть въ монастыре и если это въ летнее время,- то послушникъ ударяетъ несколько разъ въ висящий на мезонине колоколъ, и съ острова тотчасъ подается лодка для переправы». В трех верстах от этой гостиницы пролегала Московская большая дорога, где стояла каменная часовня, сооруженная Строителем Клеопой, вместо сломанной попом Фадеевым. Около неё келья, в которой жил монах, для получения подаяния от проезжающих доброхотных дателей.

«Окрестности этого монастыря прекрасны. Озеро со всехъ сторонъ окаймлено зеленою рамою лесовъ, вдали виднеется линия Московскаго шосее и на самомъ горизонте, на востокъ, рисуется городъ Покровъ съ огромною церковию, устроенною иждивениемъ купцовъ Сарачевыхъ. Самый островъ невольно останавливаетъ внимание посетителей темъ, что отъ воды имеетъ возвышенности не более двухъ футовъ и обнесенъ деревянною оградою такъ близко къ воде, что за стеною земли нетъ даже на четверть,- отъ чего издали монастырь представляется какъ бы плавающимъ на воде».

По штатам, в 1764 году состоявшимся, пустынь оставлена в 3-м классе.

В XIX в. монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-ми км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера: … пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля.
В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К.Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

В 1843 году от глубокой старости скончался Строитель Иеромонах Спиридон, его место занял Иеромонах Дамиан.

В 1876—1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы.
В 1891—1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем XX веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

К нач. 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной — 23 дес. 230 саж., лесу — 227 дес. 936 саж., болота и неугодий — 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось собственными силами 8 дес. 1512 саж[1]. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).

В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина.
6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворью присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиней Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.


Монастырская звонница

Монастырская звонница и келейный корпус

Келейный корпус

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М.В. Хруничева.

По свидетельствам очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. В мае 1994 г. игуменья Февронья (тогда — будущая) обратилась к директору колонии В.С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в храме, который всё ещё в этой колонии обретался, молебен на Николу вешнего. На что директор в свою очередь ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седой старичок» и сказал, что храм нужно отдать. Первая служба в Никольской церкви прошла на Рождество 1995 г.


Трапезная

Монастырский огород

Монастырская ограда и башни

Южные Ворота монастыря

Детский приют "Ковчег"

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. 1 сентября 2009 года в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сёстры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре.


МОНАСТЫРИ Владимирской области

Петушинский район
Город Петушки.
Город Покров
Свято-Антониева пустынь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (07.06.2012)
Просмотров: 3935 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz