ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Вторник, 23.04.2024, 23:27
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

Свято-Успенский Александровский женский монастырь

Старая (Великая) Слобода

В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр "Сатурн", был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов №№ 12,14 по Советскому переулку.
Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название "село Рождественское".
Эти земли входили в состав Переславль-Залесского княжества (1175 - 1302 гг.), потом перешли во владения московских князей.
В грамоте Ивана I Даниловича Калиты (князь Московский 1322/1325 - 1340 гг.) от 1339 года поселение именуется Старая (Великая) Слобода.
Дмитрий Иванович Донской (1362-1389 гг. - великий князь владимирский и московский), заполучивший эти земли, передал их своему сыну Петру, а с 1434 г. владетелем этих земель стал второй его сын - князь Юрий Дмитриевич Звенигородский.

Александровская Слобода

Возможно, на месте поселения, сметенного пожарами в годы разорительных набегов татаро-монголов или княжеских междоусобиц, со временем недалеко от Старой Слободы выросло Новое село, чаще именуемое Новым Александровским селом. С нач. XVI в. — Новое село Александровское и Александрова (Александровская) слобода.
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В духовной грамоте Ивана III (1504 год) Новое село Александровское было завещано его сыну Василию, будущему великому князю Василию III. Великий князь Василий III преобразует Слободу в путевой двор.
Позже близ Великой Слободы из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславльских и московских князей, выросла Новая, или Александровская слобода.
В 1509 — 1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг. Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.


Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Храм был построен из белого камня и большемерного кирпича. Первоначально он состоял из собственно храмовой части с ризницей и трапезной, подклета из двух просторных палат и трех огромных подвалов, предназначенных для хранения ценностей. Троицкий храм был домовым храмом Ивана Грозного.
Не удивительно поэтому его шатровое завершение – излюбленная архитектурная форма царя. Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.
В XVII веке, после польско-литовского разорения, были сделаны новые пристройки к храму. С запада к нему примкнули новая обширная трапезная с шатровой колокольней, нижний ярус с трех сторон обнесли галереями, с юга пристроили придел. Вероятно, тогда же церковь была переосвящена из Троицкой в Покровскую.

К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.
Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

Успенская церковь

Успенская церковь, стоящая у южной стены комплекса, так же, как и большинство построек Александровской слободы, имеет несколько этапов строительства. Первоначально это была одноглавая белокаменная церковь на высоком подклете, которую охватывала арочная галерея. Эта часть была построена в 1571-1577 гг., по-видимому, как домовый храм. В 1660-х гг. церковь подверглась значительным перестройкам в связи с нуждами только что основанного в слободе Успенского монастыря: полностью изменилось завершение здания, ставшее пятиглавым, были заложены арки галереи и пристроена просторная трапезная с мощными столбами, поддерживающими свод. С 1675 г. к храму добавилась шатровая колокольня с часами – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром. Еще немного позднее, в кон. XVII в., с севера к трапезной был пристроен двухэтажный келейный корпус.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

От декора XVI века сохранились нарядные, выполненные во «фряжской» (итальянской) манере филенки пилястр и порталов основного объема храма, с красивыми, пышными розетками. Исследователи находят сходство между ними и украшениями Архангельского собора в Московском Кремле. Перекликаются украшения этой церкви и с декором Троицкого собора. Убранство XVII века, напротив, сдержанно и строго.
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
См. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор

В 1513 г. был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор).
«Лета 7021 октября 3 в Сергиеве манастыре основаша ворота кирпичныи, а на воротех во имя Сергия чюдотворца. Лета 7022 ноября 28 священа бысть црквь древяная в Клементьеве. Того ж лет декабря 1 сщнна бысть црквь Покров стеи Бцы в Новом селе Олександровском. Тогды ж кнзь великий и во двор вшел. Того ж мсца декабря 15 сщнна бысть црквь кирпичнаи в Сергиеве манастырь на воротех стый Сергий, а сщал ее епспъ Митрофан Коломенский да игумен Памва, а на сщние был кнзь великий».


Троицкий собор

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы.
Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора; к сожалению, они сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Отдельного внимания заслуживают медные двери в западном и южном порталах. Западный портал украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящён во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.
Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Рядом с собором, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту, возвышается стройная Распятская церковь-колокольня с шатровым завершением.
Распятская колокольня (до 1710 г. – церковь Алексея митрополита) датировалась 1570-ми годами. После того, как в 1940-е гг. А.С. Полонский выявил внутри нее более раннее столпообразное здание, последнее стали относить к первому строительному периоду Слободы и датировать, как и Покровский собор, 1513-м годом.
Церковь Алексея митрополита представляла собой восьмигранный трехъярусный столп, богато и нарядно украшенный.


Макет Распятской церкви-колокольни

Церковь «иже под колоколы» была выстроена с явным влиянием итальянской архитектуры, и, вероятно, примерно в одно время с собором.
Во времена Ивана Грозного (скорее всего, в 1570-х гг.) церковь была капитально перестроена и превращена в высокую башню высотой 56 метров с ярусом звона и площадкой для дозорных. Колокольню увенчал высокий глухой шатер (окна в гранях шатра были сделаны позднее), основание которого опирается на несколько ярусов кокошников – так называемое «огненное» завершение объема. Эта колокольня стала первой на Руси, которую украсил шатровый верх; впоследствии такие завершения распространились по всей Руси, став практически самыми популярными в храмовой архитектуре.


Распятская церковь-колокольня (церковь Алексея митрополита)

Колокольню окружают две галереи – открытая и закрытая. Нижняя, открытая галерея идет вокруг второго яруса колокольни; внутри же яруса с кокошниками проведена вторая, закрытая; ее освещают маленькие круглые оконца, проделанные в кокошниках. С юга к колокольне примыкает маленькая пристройка (Марфины палаты), которую занимала царевна Марфа.


«Царевна Марфа Алексеевна в Александровской слободе». Художник М.А. Подкопаева. 2008 г. Холст, масло.

С 1698 по 1707 гг. в Успенском девичьем монастыре Александровской слободы пребывала сводная сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, обвинённая в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном Стрелецком бунте. И хотя обвинение было фактически не доказано, её постригли в монахини под именем Маргариты и поселили в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне.

Она привезла с собой принадлежавшие ей вещи: зеркало, кожаный стул, слюдяную ширму-дверь, кресло, ларь (в нём находятся деревянные ковш и совок, плетеные форма для хлеба, лукошко и ситница; глиняные кувшин, горшок и кринка; два медных блюда).


Икона «Избранные святые». XVII в. Дерево, Темпера. На иконе «Избранные святые» - покровители Царского Дома Романовых, к которому принадлежала Марфа Алексеевна.
В шкафу-киоте размещены: икона «Богоматерь Иверская», медный параман с изображением креста, яйца пасхальные, воздух шелковый, крест медный с эмалью.

Неоднократно в эти годы посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский.


Н. Вилков. Крылья холопа. 1947 г.

Колокольня известна также печальной легендой о Никите, холопе боярского сына Лупатова, который, мечтая научиться летать «аки птица», сделал крылья и смог, спрыгнув с колокольни, перелететь крепостную стену. За это Иван Грозный повелел его казнить. В указе об этом было сказано так: «Человек – не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит».

Другая легенда посвящена Смутному времени и повествует о том, что во время польско-литовского нашествия несколько сот человек заперлись в колокольне, а одна девушка, не желая попадать к полякам в руки, бросилась с колокольни и разбилась. После этого колокольня загорелась. Новейшие раскопки подтверждают, что примерно в эти годы сильный пожар в Распятской церкви-колокольне действительно произошел.
Сейчас на колокольню открыт доступ всем посетителям музея. С ее открытой галереи открывается великолепный вид на Александровскую слободу и окрестности, давно превратившиеся в город Александров…
После смерти Василия III Елена Глинская (Великая княгиня Московская 1533 — 1538 гг.) возводит вокруг комплекса дворцовых построек крепостные деревянные стены с воротами, окружает его рвом.


Сохранившиеся валы укреплений XVI в.

К востоку от стен монастыря сохранились остатки укреплений XVI в. в виде частично снивелированного вала высотой до 1.5 м., в котором имеется воротный проем.
3 декабря 1564 г. Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу. Уже к осени 1565 г. в Александрову слободу сошлись все нити внутреннего управления. До 1581 г. слобода являлась главным политическим и культурным центром Московского государства, центром опричнины. Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» — чумы, охватившей Москву в 1568 г.
В 1569 г. сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 г. печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 г. в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

С Александровской слободой связана самая большая и неразгаданная тайна знаменитой либерии Ивана Грозного. О судьбе царской библиотеки мнения ученых до сих пор разноречивы. Наиболее заманчива гипотеза о том, что она сохранилась в целости, замурованная в подземельях Александровской слободы.
В Александровской слободе в 1571 г. проходила ярмарка невест. Со всей Руси сюда приехали две тысячи красавиц, из которых Иван Грозный выбрал себе в жёны Марфу Собакину.
В ноябре 1581 г. в Александровской слободе погиб царевич Иван, смертельно раненый Иваном IV в приступе гнева. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.
В нач. XVII в. Александровская слобода была сильно разрушена поляками: в 1609 и 1611 гг. её захватили отряды во главе с Яном Сапегой. Ополченцы Минина и Пожарского освободили слободу от захватчиков и вместе со слободскими ратниками двинулись на пленённую Москву.
Около 1635 г. для Михаила Фёдоровича Романова в Александровской слободе был построен деревянный царский дворец, просуществовавший около 100 лет.

Успенский женский монастырь

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Преподобный Лукиан Александровский

Родился преподобный Лукиан в нач. XVII в. в городе Галиче Костромской земли, когда Русь постепенно возвращалась к мирной жизни после страшных бедствий Смутного Времени. Родители его Димитрий и Варвара были боголюбивыми людьми. Вели подвижническую жизнь и сокрушались о том, что не было у них детей, которые молились бы о них после их смерти. Они дали особый обет Богу уйти в монастырь и там закончить свою жизнь, если Господь дарует им дитя. Родился мальчик, которого во святом Крещении назвали Илларионом. Когда сыну исполнилось восемь лет, отец решил исполнить обет, данный Богу и уйти в монастырь. Услышав это, отрок Илларион стал просить отца не оставлять его в миру и взять с собой. Трогательным было прощание.
Димитрий с сыном ушли в Брынский бор, а мать Иллариона в женский монастырь, где в монашестве закончила свою жизнь. Глубоко легли в душу отрока Иллариона пустыннические труды и подвиги отца. В монашестве Дионисия, который поставил в безлюдном месте монастырь с церковью, носил вериги и власяницу. Он учился у отца молитве, посту, ночным бдениям, видя в нём светлый пример высокой жизни.
После смерти отца Илларион поселился в обители святых отцов Афанасия и Кирилла Александрийских. Три года он нёс там послушания, приобрёл уважение и любовь всего монастыря, но вскоре тайно покинул обитель, приняв похвалы, как грозную опасность для спасения души.
По этой же причине покинул он и Покровский монастырь близ Углича.
Илларион твёрдо решил поселиться в пустынном месте. Промыслом Божиим узнаёт он о пустыни, отдалённой от мирского жилья, окружённой лесами и болотами, где, несмотря на оставленность этого места, находилась церковь Рождества Богородицы и икона Честного и славного Ее Рождества. Трижды уносили её в церковь села Игнатьево, но она чудесным образом возвращалась на избранное Ею место и сохранялась невредимой в храме, где не было даже крыши. Там и поселился Илларион.
На удивление многим, стал возрастать в пустыни монастырь. Пришедший из Вологодской земли иеромонах Феодосий постриг Иллариона в монахи с именем Лукиан.
Трудами Преподобного началось строительство Успенского девичьего монастыря в Александровской слободе.
В 1651 г. преподобный Лукиан получил жалованную грамоту царя Алексия Михайловича и благословения Патриарха Иосифа на основание в Александровской слободе женской обители.
Восстановление храмов начали с церкви Успения Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Успенским.
В 1654 г. была восстановлена и освящена Успенская церковь.
На попечении у старца и игумена Лукиана оказался второй монастырь, где он часто бывал, наставляя не только сестёр обители, но и людей, приходивших сюда.
Многочисленные гонения выпали на долю монаха Лукиана, но незлобивое терпение усердие к посту и молитве, неусыпные труды по внешнему и внутреннему устроению обители привлекли к подвижнику благодать Божию, особенно проявившуюся в пастырском окормлении иноков и мирян силе проповеднического слова и даре прозрения.
Почил Преподобный Лукиан в 1655 г. в самый день праздника рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября. И поныне по его предстательству совершаются чудеса.
Мощи преподобного Лукиана почивают в ныне действующей Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни.

Монастырь жил довольно скудно, только на пожертвования.
Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни.

Преподобный Корнилий Александровский


Икона Корнилия Александровского с частицей мощей

Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия, в тяжёлое, скорбное и разорительное для Руси Смутное Время. Родители его Игнатий и Евдокия были купцами и жили близ Москвы, в Троицкой слободе. Во святом Крещении они нарекли своего сына Космой. Он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу. От юности на Косме лежала печать особого, избранного Богом человека, его не по возрасту украшали смирение, кротость уединение и безмолвие. Сердце благочестивого отрока не лежало к торговому делу, которым занимался его отец. Душа его стремилась к Высшему, нетленному и по истине блаженному богатству, сокрытому в вере и любви к Богу.
Достигнув 23-х лет от роду, он решил окончательно отречься от мира. В одном из московских монастырей Косма принял монашеский постриг с именем Корнилия и прожив там, пять лет, перешёл во Флорищеву пустынь, тогда уже известную строгостью своего устава. Клиросное и другие братские послушания подвижник нёс с большим прилежанием. Благочестивая и праведная жизнь преподобного, его духовная опытность, его кроткая любящая душа живо влекли людей, желавших получить от подвижника наставление, а то и благословение на новый образ жизни.
Узнав о трудах и подвигах блаженного Лукиана, первоначальника Богородице-Рождественской пустыни, Корнилий проникся большим почтением к его святой памяти. Он пожелал остаться в этой богоспасаемой обители, освящённой благочестивым житием преподобного и захоронением его святых мощей. Осиротевшая после кончины блаженного Лукиана братия вскоре полюбила преподобного Корнилия и стала молить его принять сан священнический, быть им пастырем, и в то же время строителем обители. Приходя по делам обители в Александровскую слободу, преподобный Корнилий не оставлял без внимания инокинь Успенского монастыря, основанного святым Лукианом, подавая им милостыню и утешая в скорбях. Игумения монастыря Иулитта с сестрами, подобно братии Лукиановой пустыни, тоже стала молить блаженного Корнилия быть их пастырем. И старец не отказал. С того времени преподобный Корнилий как и святой Лукиан окормлял два монастыря.
В 1658 г. Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиновой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской. Его любовь и сострадание, подобно солнцу широко простирались как на иноков, так и на мирян. Все более и более сестёр приходило в Успенскую обитель.
Преподобный Корнилий все время, свободное от церковных дел и келейной молитвы, использовал для усердных занятий трудом телесным. Келарская, хлебная, квасная, житенная, швейная, красильная, сапожная и другие работы, были тесно связаны с умением и трудами святого строителя. Не замедлил преподобный устроить для сестёр и больницу. Каждую неделю посещал он находившихся в ней. Отшедших, умерших в обители, блаженный Корнилий сам отпевал и погребал, а по субботам усердно поминал всех почивших инокинь. Преподобный с большим участием творил попечение о сиротах и убогих отроковицах, начиная с двухлетнего возраста, он собирал их в школу, что основал при монастыре, и приставлял к ним одну из сестёр для воспитания и первого обучения грамоте. Для странников и нищих святой повелевал устраивать в обители трапезу и учил почитать в них Самого Христа. По молитвам преподобного Корнилия, благодаря его неустанным заботам, обе обители значительно расширились и укрепились. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Их благоустроение он проводил на средства щедрых благотворителей из членов царской семьи, князей, бояр, на вклады самого Государя.
При нём обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежитийным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи Цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.
В 1664 г. монастырь был переведен на ругу – то есть, стал получать регулярное пособие из казны.
В это время архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время: были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью Федора Стратилата над ними, больничный корпус с церковью Сретенья Господня.
Часто бывало, что днём работали государевы мастера, а с вечера до утрени преподобный Корнилий с сестрами, не щадя себя, во славу Божию и на благо святой обители. Игумения Успенского монастыря Анисия, испросила у Патриарха Иоасафа II благословение на пребывание преподобного Корнилия в обители. С того времени старец не оставлял Успенского монастыря, продолжая с неослабным вниманием заботиться и о Лукиановой пустыни. Более двадцати лет, милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы, подвизался блаженный Корнилий в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом. Преподобный Корнилий преставился 11/24 августа 1681 года и был погребён в склепе под алтарём Троицкого собора Успенского монастыря.
Празднование в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля, а также поместно 1/14 ноября и 11/24 августа.

Сретенская церковь


Сретенская церковь

Церковь Сретения Господня. 1601 - 1699 гг.

На месте кладбища, была построена Сретенская больничная церковь, с больничной палатой и позднее примкнувшей к ней небольшой богадельней. Это маленький скромный храм с простой архитектурой – невысокий четверик с одной главкой и однопролетной звонницей над западным входом. Внутри храм делится тремя арочными проемами на основной объем и трапезную. Под алтарной частью находится обширный подвал, где, в частности, были погребены сестры Петра I Марфа и Феодосия.


Больничный корпус

Келейный корпус

Длинный келейный корпус был построен в 1682 г. Он разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Даже для крупного монастыря удивительна протяженность корпуса – около 300 метров. Корпус – Г-образный в плане, первоначально он состоял из двух одноэтажных корпусов и соединялся с больничным корпусом.


Длинный келейный корпус

Убранство первого этажа заметно отличается от более позднего второго – оно выполнено в характерном русском стиле, с богатыми фигурными наличниками на окнах и резными украшениями дверей. Корпус был разделен на «чистую» и «черную» половины – жилую и хозяйственную.
В «чистой» половине сохранились великолепные изразцовые печи с лежанками, а также на некоторых сводах первого этажа уцелели богатые розетки, вероятно, сохранившиеся от построек времен Ивана Грозного, которые частично вошли в новое здание.
В 1858 г. монастырь сильно пострадал от пожара; в частности, был сильно поврежден и келейный корпус. По проекту Н.А. Артлебена он был перестроен, и к 1870 г. в нем появился кирпичный второй этаж.

Помимо большого келейного корпуса, на территории монастыря были выстроены еще несколько келий – это намного более простые домики, срубленные во второй пол. XIX в.


Надвратная церковь Феодора Стратилата

Надвратная церковь Феодора Стратилата была возведена в 1682 г. над западными Святыми воротами. Ее венчают три главки – по одной над каждой частью ее трехчастной симметричной композиции, составленной из трех четвериков. Церковь нарядно украшена колонками, карнизами и аркатурными обрамлениями окон. В высоких проемах ворот сохранились массивные дубовые воротные створки.


Башни монастыря

Стена монастыря

Вся территория кремля обнесена высокой каменной оградой с башнями, построенной в кон. XVII в. Форма ограды предельно проста – это неправильный четырехугольник с П-образным выступом у южного входа; по углам поставлены четыре круглые башни со шпилями, соединенные высокой стеной. Строительство началось в 1670-х годах. Первыми были возведены стены с северной стороны, а к 1680-м годам были закончены все работы, за исключением восточной части монастыря. Последний, восточный отрезок стены достраивался уже в XVIII в. и с меньшим размахом – там стены и ниже, и тоньше, чем в остальных местах.
Стены выполнены с соблюдением всех правил фортификации, но большая часть бойниц уже декоративная, в частности, машикули – отверстия для навесного боя – не настоящие, это лишь имитация. По внешней стороне стен идет декоративный аркатурно-колончатый пояс. Изнутри по всем стенам устроены ниши с углублениями-печурами.
Несмотря на свой внушительный вид, стены никогда не служили оборонительным целям. Зато эти мощные укрепления, словно крепость, сохранили для потомков в первозданном виде многие памятники XVI-XVIII вв., видевшие немало важнейших событий тех времен.
На территории Успенского монастыря сохранилось еще несколько зданий XVIII-XIX вв., также служивших бытовым нуждам обители. Во-первых, это сторожка у въездных ворот с палаткой для извести. Частично это здание сохранило черты древнерусской архитектуры – его окна украшены характерными рамочными наличниками.
В дальней части кремля находится каретный сарай – простая большая постройка.
К 1682 г. приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.
В сентябре 1687 г., к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 г. затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки – царицы Наталии Кирилловны.
В сентябре 1700 г. в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 г.).
К нач. XVIII в. окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, в которых помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.
В 1727 г. в монастыре было уже около 400 насельниц, среди них немало монахинь из именитых московских боярынь.
В 1764 г. при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровской слободе был причислен к первому классу, на содержание игуменьи и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.
Образ жизни в Успенской обители ставили в пример другим на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно монахини обители избирались игуменьями других монастырей епархии.
Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживанием за ранеными солдатами.
Славился монастырь садами с яблонями и кедрами, липовыми аллеями, цветниками, пчельниками и прудами.

Игумения Елисавета (Лаврова) настоятельница с 1794 по 1883 год.
В 1794 г. в семье диакона села Воскресенского Ковровского уезда Владимирской губернии Николая Лаврова родилась дочь Анна. Отцом она была обучена чтению и письму, хотя грамотность в то время являлась роскошью для детей-девочек. Достигнув совершеннолетия, Анна пожелала оставить мир и поступила в Суздальский Ризоположенский монастырь. В 1832 г. была переведена в Муромский Троицкий девичий монастырь, где в 1837 г. пострижена в мантию с именем Елисаветы.
Архиепископ Владимирский Парфений, видевший послушание и строгую иноческую жизнь монахини Елисаветы, в 1838 г. назначил её казначеей Ризоположенского Суздальского монастыря, в 1843 г. – игуменией Троицкого Муромского монастыря. В 1844 г. её управлению был вверен Переславский Феодоровский монастырь, а в 1845 г. – Суздальский Покровский. Наконец, как деятельная и опытная игуменья, 21 января 1846 г. была определена настоятельницей в Успенский монастырь города Александрова, который она привела в цветущее состояние, мудро управляя 37 лет.
День Матушки Елисаветы начинался и заканчивался келейной молитвой. По первому удару колокола спешила она на богослужение, остальное время отдавая заботам о монастыре. Если дела не позволяли ей быть в храме, Игумения выслушивала службы в келье.
Как добрую и попечительную мать особенно любили Матушку вверенные ей сестры, видя в ней пример монашеской жизни. Глубокое уважение и любовь за молитвенность, труды и обходительность вызывала она у городских жителей, считавших её образцовой настоятельницей. За доброе управление из Императорского кабинета в 1858 году игуменья Елисавета Лаврова награждена золотым наперсным крестом, в 1873 г. – крестом с украшениями; в 1871 и 1883 гг. удостоена благословения Святейшего Синода.
Ослабев, на 90-м году жизни Игуменья Елисавета подала прошение на покой, и 29 мая 1883 г. поселилась в отдельной келье со своими племянницами-монахинями, всё время отдавая молитве и мыслям о будущей вечной жизни.
За несколько часов до смерти удостоилась Причастия святых Таин, не выпуская из рук чёток, тихо и мирно, с молитвою на устах 7 августа 1883 г. она скончалась.


Часовня водосвятная. 1825 г.

Это невысокий широкий восьмерик без окон, накрытый широкой восьмигранной кровлей. Венчает кровлю маленькая главка. Над входом – место для иконы. Внутри палатки был установлен большой чан с подведенной к нему трубой, и печь. Колодец служил самой прозаической цели – здесь брали обыкновенную (не святую) воду для повседневных нужд монастыря.

Игумения Евфрасия (Лихарева) настоятельница с 1883 по 1913 год.
В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-1889 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Игумения Тамара (Лихарева) настоятельница с 1913 по 1922 год.
Родная племянница игумении Евфрасии, Александра Васильевна Лихарева родилась около 1866 г. в дворянской семье чиновника Московской Мариинской больницы. Получив образование, в 1883 г. 18-ти летняя Саша стала насельницей Успенского Александровского монастыря. Будучи келейницей настоятельницы, она также преподавала рукоделие в монастырской школе, а в годы русско-японской войны ухаживала за ранеными воинами.
В 1907 г. послушница Александра Лихарева, которой исполнился 41 год, была пострижена в монашество с наречением ей имени Тамара.
В 1909 г. назначена ризничей, а в 1911 г. утверждена благочинной монастыря.
В ноябре 1913 г., после кончины тёти-Игумении, монахиня Тамара стала её достойной преемницей. 2 января 1917 г. игуменья Тамара была награждена Святейшим Синодом наперсным крестом. Ожидал её и тяжкий жизненный крест – скорбей, нужды и гонений за веру. Началось разорение обители, обыски и «реквизиции», голод и эпидемия тифа, тяжелые труды в созданной для сохранения общины трудовой артели – всё это в первую очередь легло на плечи Матушки. В 1918 г. игуменья Тамара была лишена избирательных прав как руководительница монастыря, а в марте 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей арестована за сокрытие имущества и осуждена на 2 года тюрьмы. В это время монастырь был закрыт.
После освобождения в 1924 г. Матушка поехала к сестре в подмосковную Рузу. Чтобы прожить, она стегала одеяла на продажу, но основное время отдавала молитве. 19.05.1931 года 65-ти летняя игуменья Тамара по доносу была снова арестована. Она обвинялась по статье 58 ч.10 УК в том, что «ведёт систематическую антисоветскую агитацию, направленную к срыву мероприятий Советской власти (против закрытия собора г. Рузы); используя религию, обрабатывает женщин, приходящих к ней, в антисоветском духе; имеет тесную связь с арестованными священниками и высшим духовенством г. Москвы». 10 июня 1931 г. Лихарева была приговорена к высылке в Казахстан на 5 лет. Направлена этапом.
Около 1942 г., очень больная и немощная, Матушка поселилась в Павшино под Москвой у родного брата, заштатного священника Леонида Лихарева. Всегда одетая по-монашески, не выпускавшая из рук чётки, Игумения Тамара привлекала людей своей добротой, тихостью и духовной мудростью. Принимая многих у себя, она и сама ездила в Петушки и Струнино для наставления монахинь. Поддерживала духовную связь с епископом Афанасием (Сахаровым), получая его письма из заключения. Земной путь Матушки завершился 14.02.1953 года в с. Павшине.
После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было 300 сестёр. Мало кому из них удалось избежать гонений за веру: большинство было лишено избирательных прав, других ожидал арест, тюрьмы и лагеря за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников».
Весной 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 г. Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 г. – как антирелигиозный отдел.
13 февраля 1923 г. Успенский монастырь в г. Александрове был закрыт, а всё имущество и ценности переданы музею.
Территория монастыря официально была названа посёлком «Заря»: в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Сараи, погреба, огороды и даже свинарники находились в монастырских стенах. Кроме экспозиций музея храмы занимали под склады, овощехранилище, молокозавод, кондитерскую, кинопрокат, планетарий. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.
В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-1825 гг.). В 1926 г. была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 г. размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
Неотступным просьбам верующих в 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.
1946-1947 гг. – протоиерей Николай Петрович Делекторский (Настоятель Троицкого собора). Родился в 1878 г. в г. Покрове. Окончил Переславское Духовное училище и Владимирскую семинарию. В 1903 г. рукоположен во священника в Бобруйской епархии Белоруссии, где служил до ареста в 1933 г. До 1937 г. – в заключении в Дмитровских лагерях. С октября 1944 г. назначен настоятелем Дмитровской церкви с. Бакшеева Струнинского (ныне Александровского) района. В августе 1946 г. перемещен на должность настоятеля к вновь открытому Троицкому собору г. Александрова. С октября 1947 г. служил в с. Перники Собинского района Владимирской области, где и скончался 6 декабря 1952 г.
1947-1948 гг. – протоиерей Александр Сахаров
1948-1949 гг.– протоиерей Николай Цветков

1949-1960 гг. – протоиерей Петр Степанович Успенский.
Родился в 1884 г. в погосте Веретьево Ковровского уезда Владимирской губернии. Окончил Духовное училище и Владимирскую духовную семинарию.
Рукоположен во священника в 1905 г., служил в с. Вознесенском Ковровского района до ареста в 1930 году. Приговорен к ссылке на 5 лет.
По возвращении служил в храмах Киржачского района, с августа 1949 г. – настоятель Троицкого собора. С 1948 по 1959 гг. – духовник благочиния, затем – благочинный. Скончался 8 июня 1960 г., погребен на старом городском кладбище. Был уважаем за трудолюбие, честность и добросовестность в исполнении долга, требовательность к себе и сослуживцам, любим прихожанами за миролюбие, долготерпение и смирение.

1960-1961 гг. – иерей Владимир Зырянов (после – епископ Иов)
1961-1972 гг. – протоиерей Андрей Прокопьевич Бородачёв. Родился в 1900 г. в семье крестьян с. Спасского Приволжского района Самарской области. Рукоположен в сан священника в 1956 г. в г. Саратове. С августа 1959 г. – третий священник Троицкого собора, с декабря 1961 г. – его настоятель. В кон. 1972 г. по состоянию здоровья вышел за штат, служил в разных храмах Владимирской епархии. С апреля 1974 г. – настоятель Покровской церкви с. Давыдовского Кольчугинского района Владимирской области. В 1986 г. по прошению почислен за штат. Скончался в 1992 г., погребён у храма в с. Давыдовском.
1973-1976 гг. – протоиерей Александр Филиппов
1976-1980 гг. – протоиерей Константин Захарко
1980 г. – игумен Александр (Чернавцев)
1981 г. – иеромонах Платон (Знаменский)
1982-1984 гг. – протоиерей Андрей Каменяка (после – иером. Иов)
1984-1986 гг. – протоиерей Димитрий Юртин
1986-1988 гг. – архимандрит Филарет (Радаев)
1988-1991 гг. – протоиерей Георгий Запольнов.
В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиерей Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрей Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и др. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В кон. 1940-х гг. под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление.
В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объёма.
10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири. В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырём произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.
В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681 г.). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.

Святыни монастыря

Святыни монастыря:
- чтимая Страстная икона Божией Матери (XVII в.),
- древний монастырский мощевик (120 частиц мощей),

- мощи прп. Корнилия Александровского (почивают открыто).


Мощи прп. Корнилия Александровского

Корнилий Александровский

Дни памяти прп. Корнилия 24 августа (н.ст.) и в 6-ю Неделю по Пасхе.

Воскресная школа

Каждый монастырь, создаваемый прежде всего для спасения душ подвизающихся в нем, в наши дни особенно призван быть также источником просвещения и возрождения того края, куда его поместил Господь. При обители открыта воскресная школа, в которой сестры преподают Закон Божий и церковное писание. Сейчас в ней более 50 учащихся.
Возродились традиционные монастырские послушания: писание икон и художественная роспись, резьба по дереву, швейное и золотошвейное. Труден крест монашеский, но и спасителен этот «тесный путь», ведущий в Царство Небесное. Трудиться с молитвой, с радостью о Господе, с искренней благодарностью Ему во всех обстоятельствах не так просто. Этому искусству учатся у старших сестер, вдохновляемых опытом вселенских и отечественных подвижников, приходящие в обитель из мира.

Монастырское подворье

В 1993 г. открылось монастырское подворье с Крестовоздвиженским храмом в селе Снегирево Кальчугинского района Владимирской области.

Усадьба Салтыковых, XVII-XX вв.

Адрес: Владимирская обл., с. Снегирево, Кольчугинский район, с. Снегирево. В XVIII в., Салтыковы, владельцы многих имений на Владимирской земле, построили новую усадьбу на берегу реки Ворши. Местечко, где была основана усадьба, стало называться сельцом Снегиревым. В усадьбе были построены большой господский дом, домовая церковь в честь Положения Ризы Господней и различные хозяйственные постройки. Все усадебные здания располагались в большом парке с двумя прудами.
В 1813 г. владелец сельца князь Н.И. Салтыков, генерал-фельдмаршал и председатель Государственного Совета и Комитета министров построил новую усадебную Кресто-Воздвиженскую церковь с каменною колокольнею. Склеп этой церкви стал местом фамильного захоронения князей Салтыковых. Здесь были похоронены князья Н.И. Салтыков с супругою, его сын С.Н. Салтыков и внук А.Д. Салтыков с супругою. Ныне сохранился лишь цоколь от захоронения князя А.Д. Салтыкова, скончавшегося в 1859 г. В 1920-х гг. гробы с телами покойных Салтыковых были выкрадены из склепа. Рядом с церковью сохранился обелиск С.Н. Салтыкова, изготовленный в мастерских М.С. Анисимова в Санкт-Петербурге и установленный племянником князя С.Н. Салтыкова. В первой половине XIX века рядом с церковью Воздвижения был построен странноприимный дом.


Крестовоздвиженский храм в селе Снегирево

Церковь представляет собой редкий тип храма – трехнефную базилику. Центральный неф вытянут с запада на восток. С востока вход в крипту под алтарем, в усыпальницу Салтыковых. Над центральным трансептом возвышается круглая одноярусная башенка колокольни. Церковь сложенна из кирпича. В интерьере храм четырехстолпный, своды центрального нефа кирпичные, боковые нефы имеют плоские перекрытия. Крестовоздвиженская церковь редкий памятник культовой архитектуры начала XIX века. Используется по первоначальному назначению Владимирской Епархией.

В 1887 г. в Снегиреве, ставшем к тому времени селом, была открыта церковно-приходская школа, размещавшаяся в доме князей Салтыковых. Ансамбль усадьбы князей Салтыковых представляет собой интересный образец дворянской усадьбы эпохи классицизма.

Парк, XVIII-XIX вв.

Парк ансамбля усадьбы Салтыковых существует с момента возникновения усадьбы. Парк состоит из регулярной и ландшафтной зон, сохраняется каскад прудов. Регулярно возделана малая (северо-восточная) часть парка. Сохранилась аллея вдоль дороги с севера на юг из села Снегирево через реку Воршу и группы посаженых деревьев с запада от аллеи. Парк занимает территорию в границах: с севера – река Ворша, с юга – полевая дорога на село Снегирево, с запада – река Медведка, с востока – граница Собинского района (лесная тропа). В западной части парка, ближе к его краю (р. Ворше) устроено кладбище, ныне действующее.

После революции имение подверглось разорению. Ничего не осталось от большого дворцового комплекса, украшенного ротондами. В годы гонений на Церковь храм не закрывался, но не ремонтировался. Лишь в начале 90-х годов XX в. Силами прихожан был проведен капитальный ремонт храма и реставрация стенописи.
См. Кольчугинский район.

Город Александров.

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь. Александровский р-н, с. Лукьянцево.
Смоленская Зосимова мужская пустынь. Александровский р-н, пос. им. Ленина.
Троицкий Стефанов Махрищский женский монастырь. Александровский р-н, с. Махра.
Упраздненные монастыри Александровского района.
Монастыри Владимирской области.

Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (08.06.2012)
Просмотров: 5423 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz