ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



Официальный сайт Розы Мира   Даниил Андреев
                                                                    БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ



                  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОЗЫ МИРА


                                                Д.Андреев. Роза Мира | Версия, удобная для чтения в интернете



            ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БЛОГУ                                            У времени один поэт...


 



Пятница, 26.04.2024, 02:28
                                   
                                   


РОЗА МИРА


АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик 
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


Главная » Статьи » Религии » Христианство

ШАТРОВЫЕ КОЛОКОЛЬНИ.
ШАТРОВЫЕ КОЛОКОЛЬНИ
 
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затронуло шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в XVIII веке.

Вопрос происхождения шатрового завершения колоколен мало исследован. В изданиях советского времени ответ ограничивался лишь мнением о самобытности этой формы в русской архитектуре. В недавнее время исследования И. Л. Бусевой-Давыдовой показали, что начало строительства шатровых колоколен в XVII веке связано с работами иностранцев в России, так же как и первых шатровых храмов в начале XVI века. Единственная шатровая колокольня XVI века находится в Александровой слободе.
Это Распятская колокольня, возникшая в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее). Кроме того, В. В. Седовым был открыта утраченная в середине XX века колокольня Корнилиево-Комельского монастыря. Сохранилась её зарисовка и дата строительства, указанная в храмозданной надписи на камне в стене здания - 1599-1604 гг. Рисунок показывает, что колокольня состояла из двухэтажного четверика, двух восьмериков и глухого шатра с кокошниками. По сохранившемуся описанию, колокола висели в нижнем восьмерике, а второй, более узкий был пуст. Его окна, таким образом, служили «слухами». Позже окна-слухи будут делаться в самом шатре. Эта несохранившаяся колокольня была редчайшим примером ещё не завершенного формирования нового архитектурного типа.

В 1620-е годы в Россию приехал ряд английских мастеров. Их приглашение было связано с резкой нехваткой специалистов в России после потрясений смутного времени. Первым памятником XVII века, положившим начало шатровым колокольням, стала так называемая Филаретова пристройка в Московском Кремле, возведенная Джоном Талером в 1624 году Филаретова пристройка представляет собой прямоугольную башню-звонницу.
Композиция здания следует распространённому в Европе типу готической башни, характерно так же сочетание готического типа с маньеристическим декором. Ярус звона имеет один арочный проем и завершен шатром с окном-люкарной и четырьмя пинаклями по углам. Здание восстановлено Д.Жилярди после взрыва в 1812 году.
Архангельский собор в Нижегородском Кремле
Первым и очень близким её повторением явилась звонница Архангельского собора в Нижнем Новгороде.
Следующей постройкой стала колокольня Печерского монастыря в Нижнем Новгороде, повторившая колокольню собора, но уже в очень упрощенном варианте.
Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде
На этом данная линия развития прервалась.
Шатровое завершение Спасской башни Московского Кремля, сделанное в 1624-25 гг, гораздо ближе большинству шатровых колоколен XVII столетия. Её граненый ярус звона имеет восемь проемов, а не одну большую арку как в Филаретовой пристройке. Стройный шатер поставлен прямо на арочные перекрытия проемов. Строительство звонницы на Спасской башне связано с англичанином Христофором Галовеем — часовых дел мастером.
Спасская башня Московского Кремля. Надстройка Христофора Галовея 1624-25 гг.
Ю. В. Тарабарина предполагает, что третьей шатровой колокольней этих лет в Москве была церковь Саввы Освященного под колоколы в Новоспасском монастыре. Храм не сохранился, но судя по его описанию середины XVII века, он имел шатер с пинаклями по углам.
А. Л. Баталов на примере XVI века сформулировал важную закономерность развития форм русской архитектуры. Если появление новой типологии связано с внешним импульсом, то её дальнейшее существование идет путём адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры.

Именно так развивалась типология шатровых колоколен на протяжении XVII века. В русской архитектуре привился только тип, представленный звонницей Спасской башни. Ярус звона делался в виде арочного восьмигранника. Шатер ставился на арочные перекрытия проемов, а не на прямой карниз как в Филаретовой пристройке. Не получили употребления готические пинакли по углам шатра. При этом большое развитие получили окна-слухи в гранях самого шатра. Ранние шатровые колокольни 1630-х гг в основном не сохранились. К их числу принадлежали колокольни Троице-Сергиева монастыря, Казанского собора на Красной площади и церкви Всех святых на Кулишках в Москве. Сохранилась колокольня церкви Троицы в Никитниках(1628—1634 и 1653), но время её постройки точно не известно.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках
В середине и особенно во второй половине XVII века в Москве и во множестве других городов шатровые колокольни стали неотъемлемой принадлежностью церквей. Чаще всего колокольни ставились над входом с западной стороны храма и соединялись с церковью низкой продольной трапезной. Московскими примерами могут служить колокольни церквей Григория Неокесарийского, Николы в Пыжах, Знамения за Петровскоми воротами и многие другие.
Колокольня церкви Григория Неокесарийского
Колокольня храма Николы в Пыжах
Церковь Знамения за Петровскими воротами.1681 г.
Балахна. Спасская церковь. 1668 г. Колокольня 1702 г.
 
Колокольня Суздальского Кремля. 1635 г.
Александровский монастырь Суздаля.1695 г.
Покровский собор Покровского монастыря Суздаля. 1518 г.
 
Интересной особенностью обладают суздальские шатровые колокольни, имеющие вогнутую форму.
Колокольня Антипиевской церкви Суздаля. 1745 год.
Скорбященская церковь Суздаля. 1787 г.
Храм святых Косьмы и Домиана Суздаля
Церковь Николы Суздаля.1739 г.
Церковь Рождества Св.Иоанна Предтечи.1739 г.
Михайло-Архангельский монастырь Юрьев-Польского. ХVII в.
 
Get Adobe Flash player
 

 

 

Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (12.11.2011)
Просмотров: 6688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБИТЕ, ЛЮДИ!
А.Изотов.Соч.23№2 Богородице Дево, радуйся

Поиск
ИСТОРИЯ

СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА



СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА


ЛЮБОВЬ
ссылки
  • Александр Изотов
  • Сообщество uCoz