ЕДИНСТВО
          БРАТСТВО



 Роза Мира                 Даниил Андреев
        БИБЛИЯ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ













 

Внимание!
Платим за благотворительность!

Получить вознаграждение
Пятница, 15.12.2017, 01:39
     

            
                                                                                                                                                                                                                                          Скачать инструкцию
                    
                                                                                                               
                    


РОЗА МИРА



АЛЕКСАНДР ИЗОТОВ

российский композитор, поэт
с 2001г артист, аранжировщик
Капеллы Тюменской филармонии
лауреат международных фестивалей


РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 777
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Религии » Христианство

Петропавловский монастырь. Юрьев-Польский

Петропавловский монастырь

Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI в. как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен.
По другим сведениям, он был основан в XVII в. митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок.

Петропавловский монастырь существовал до Литовского разорения, а в Литовское разорение город Юрьев и этот монастырь были разорены, в XVII в. на месте монастыря, за городом была построена деревянная церковь во имя св. апп. Петра и Павла. Она была холодная и служба в ней совершалась только в храмовый праздник и в следующую за ним неделю; для этого присылались из города, из Архангельского монастыря «черные священники», которые привозили с собой всю необходимую для богослужения утварь.
В старинных документах упоминается Покровская церковь в «прошении Свят. Синоду повытчика Юрьевской провинции Григория Меньшикова о дозволении перенести изъ города Юрьева упразднившуюся Покровскую церковь съ колокольнею, утварью и находящимися при ней келлиями, за городъ къ церкви св. апп. Петра и Павла, построенной на месте бывшаго Петропавловскаго монастыря, и о переделке ея, по перенесении, въ теплую, 1722 года». Но это ходатайство Меньшикова не было уважено Свят. Синодом и Покровская церковь осталась на прежнем месте.
В 1772 г. дозволено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского монастыря и монахинь Введенского монастырей.
Еще в нач. XX в. сохранялись на кладбище «памятник-плита под которым похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» - «Абрамиев гроб».
«В 1794 году дозволено было Преосвященным Виктором юрьевскому купцу Дмитрию Михайлову Курбатову с прочими гражданами возобновить Петропавловскую церковь без нарушения престола».
К 1795 г. Д.М. Курбатову не было и 30 лет. был он холост, грамоту «худо», имел «кроткий наружный вид. длинное простое одеяние и ценные налицо волосы». «Упражнялся», по свидетельству юрьевс-городничего, «в живописном и резном художестве» да имел небольшую торговую лавку, в которой продавал получаемые из Москвы «печатные картины, отчего и с помощью родственников имел себе пропитание...» Был он «образа тих, безответен противу насмешек, ругательств и эз, трезв и воздержен во всем, много молился, подавал милостыню и выпускал из-под стражи по долгам находящихся». Это привлекало к нему людей, особенно «пожилых деревенских барынь», которые начали почитать его за пророка, а он «при больших сборищах» читал и пояснял молитвы, говорил «нечто глупое и невразумительное, из чего приверженце к нему сами уже выводили гадательные заключения». В 1794 г. Курбатов испросил у Преосвященного благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь святых Апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и то советам неизвестных людей и по собранным рисункам» выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом».
В мае 1796 г. сам Преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На предостережение писавшего ему еще в ноябре 1795 г. губернатора, сделавшего из колодца прогнал», но вскоре обнаружил, что духи «высыпаны были под алтарь той строящейся церкви, откуда и происходил запах, и некоторые из простых людей, почитая сие чудом, брали из-под алтаря землю в свои домы». В дальнейшем Шевелкин выдал следствию «Петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. блудный купеческий сын был взят под стражу, а Петропавловская церковь вновь осиротела.
Спустя пять лет с просьбой об «оставлении состоящей на старом кладбище Петропавловской церкви» обратилась титулярная советница Анна Михайловна Комендантова, урожденная княжна Голицына, и в январе 1806 г. богослужение в Петропавловской церкви было открыто.
Так продолжалось до 1825 г., когда церковь пришла в совершенную ветхость и Юрьевское городское общество возбудило перед Губернским правлением ходатайство о постройке новой каменной церкви, но епархиальное начальство решило: «Петропавловскую церковь - за ветхостью и ненужную для города - упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю вместе с капиталом, внесенным г-жею Комендантовой, с наличной суммой и имуществом». Согласно указу Святейшего Синода от 23 января 1830 г. церковь была разрушена.

Восстановителем храма стал купец Петр Бородулин, который пожертвовал собственной землей и выменял у крестьян с. Федосьино отошедшую к ним «пустошь Петропавловскую». 16 мая 1843 г Святейшим Синодом был издан указ, разрешавший строительство каменной церкви.

Храм во имя Петра и Павла

В 1843 г. неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла.
С 1843 по 1853 гг. был выстроен холодный пятиглавый трехпрестольный храм Апостолов Петра и Павла.
Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода.
В сер. XIX в. построена и теплая Успенская церковь монастыря.

Игуменье Введенского монастыря Пульхерии, еще в 1869 г. просившей епархиальное начальство о переведении монастыря «к загородной Петропавловской церкви на состоящую при ней землю», было отказано на том основании, что не нашлось «документов на принадлежность церкви Петропавловской 6-ти десятин показанной земли». Игуменье было поручено отыскать необходимые документы, но вскоре огонь уничтожил Введенский монастырь. И если бы не A.M. Курбатов, монастырь, возможно, вообще никогда не был бы возобновлен. Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде.
Упрочить положение не имевшей прихода Петропавловской церкви помог, как ни прискорбно, пожар 1871 г. Пройдет около трех лет, и настойчивые граждане Юрьева вдохнут новую жизнь и в погибший в пламени Введенский монастырь, и в сиротливо стоявшую Петропавловскую церковь.
В судьбе Петропавловской церкви принял участие еще один юрьевский купец по фамилии Курбатов, на этот раз Алексей Михайлович. В 1872 г. он выкупил «пустошь» и пожертвовал ее женскому монастырю. В июле 1874 г. Введенский женский монастырь был официально переведен к Петропавловской церкви и переименован в Петропавловский.
С 1874 г. обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской.
20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была Высокопреосвященнейшим Антонием». Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырем с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Еще одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря оступила в монастырь в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) соратницей игуменьи Пульхерии была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. - настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Ее заботами в 1892 -1902 гг. была построена очень красивая колокольня в русском. При игуменье Клавдии на территории монастыря была отрыта женская церковно-приходская школа.
Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. Но только став настоятельницей, смогла открыть в нем школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные Братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученикам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека.
По распоряжению Совета Братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем - священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения - послушница А. А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки». Скромное торжество открытия школы состоялось 25 сентября 1892 г.

Заслуги игуменьи Клавдии неоднократно отмечались Святейшим Синодом, с уважением относились к деятельной настоятельнице и юрьевцы. В скорбный день 19 декабря 1904 г. весь город пришел проститься с игуменьей. Погребена она была у алтаря холодной церкви.

Спустя три года в Петропавловском монастыре на 71-м году жизни скончалась Прасковья Сергеевна Карзова. Известная «ревнительница по благоустройству храмов», Карзова имела серебряную и золотую медали от Святейшего Синода. Как писали «Владимирские епархиальные ведомости», «благотворительность покойной выразилась во многих тысячах рублей».

С 1905 г. настоятельницей монастыря стала игуменья Евлампия. В её правление в монастыре, в 1913 г., в монастырском корпусе устроена общая трапеза.

В монастыре были три старинные иконы с частицами святых мощей привлекавшие богомольцев и список с образа Козельщанской иконы Божией Матери.

В 1898 г. при Петропавловском женском монастыре была основана богадельня в которой получили приют 7 женщин.

К Пасхе 1919 г. епархиальным начальством был награжден священник Петропавловского монастыря Александр Михарёв.


Храм во имя Петра и Павла

Успенская теплая церковь

Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в то же время, что и Петропавловская. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.


Руины Успенской теплой церкви

Пятиярусная колокольня


Пятиярусная колокольня

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в кон. XIX в. в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия.

Усилиями игуменьи Клавдии в 1898 г. в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.

В 1920-х гг. монастырь был упразднен, а в 1925 г. продали на цветной металл все колокола.
Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

МОНАСТЫРИ Владимирской области
Город Юрьев-Польский.
Юрьевское княжество.
Михайло-Архангельский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная




Источник: http://www.juriev.ru/Arhitect/petropavl_mon.htm
Категория: Христианство | Добавил: Jupiter (06.06.2012)
Просмотров: 1292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ЛЮБОВЬ
ЛЮБИТЕ ЛЮДИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ИСТОРИЯ
Вход на сайт
Корзина
Ваша корзина пуста
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz